Конспект «Аквариумные рыбки. Воспитатель загадывает загадки

Конспект занятия «Аквариумные рыбки»

Цель : пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; активизировать соответствующий словарь, вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать их (в уголке природы), ухаживать за ними; напомнить способ классификации предметов.

Задачи: учить детей называть некоторые виды рыб

Предварительная работа: воспитатель организует наблюдение за рыбками и уход; рассказывает об аквариумных рыбах и рыбах, живущих в водоёмах.

Материалы: иллюстрации, предметные картинки, презентация о рыбах.

Ход занятия.

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и др., и среди них картинку с изображением воробья. Предлагает детям взглянуть на картинки и догадаться, кто тут лишний. Спрашивает, как они определили, что лишний воробей.

Педагог убирает картинку с воробьём. Просит детей назвать рыб и дать краткое описание внешнего вида каждой. Даёт образец высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или «Рыбка с толстым туловищем и длинными, лёгкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Спрашивает, какая, по мнению детей, рыба самая красивая, самая некрасивая, самая большая, самая маленькая. Задаёт новый вопрос: «Рыбы такие разные, так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом – рыбы?» Дети называют общие признаки рыб. (Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры).

А теперь отгадайте загадку, - предлагает педагог. – «У родителей и деток вся одежда из монеток». «кто это?» (рыбы). А монетки – это? (Чешуя). Серебряные или золотые монетки? (И те, и другие).

У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех плавники и жабры. Давайте поговорим о их назначении. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники? Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник…плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево -вправо.

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Педагог цитирует отрывок из стихотворения И.Токмаковой:

«..Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рубка, где ты спишь?»

Спрашивает, где же спит рыбка и как (спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами).

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб живущих в открытых водоёмах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб, живущих в прудах и озерах. Интересуется, кто из ребят видел рыб в реке или озере. Просит рассказать, как они их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 211»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Аквариумные рыбки»

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад 211»

Дутова А.А.

Г. Краснодар

2018 г.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе (5-6 лет):

«Аквариумные рыбки»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры, туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания, слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями рыбок, аквариум из картона с подвесными рыбками, черно-белое изображение аквариума с рыбками на каждого ребенка, цветные карандаши, магнитная доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Загадывание детям загадки). Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг стола.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

Рыбки плавают в пруду.

Грустно кот глядит на пруд:

Вот поймать бы рыбку тут!

Не поймаешь…Как назло

Пруд запрятан за стекло.

Дети. Аквариум.

Логопед. Правильно. Это аквариум. А кто обитает в нем?

Дети. Аквариумные рыбы.

Логопед. Вы совершенно правы. Я хочу познакомить вас со стихотворением Е. Филипповой, названия у него нет:

Мы целый час стоим вдвоем

И смотрим в чудо-водоем.

И океан, и море тут,

Его АКВАРИУМ зовут.

Если говорили рыбы,

Рассказать они могли бы

О морях и океанах

И о жарких дальних странах…

И еще нам интересно,

Мама-рыбка поет песни?

И как рыбята могут спать,

Когда отсутствует кровать?

Мы у них спросили с Димой,

Но они проплыли мимо.

Мне нужно будет не забыть

Об этом папу расспросить!

2. Беседа. (Совершенствование диалогической и связной речи. Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки»).

Логопед. Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума. (Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то логопед им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению. Дети знакомятся со строением рыб, их окрасом.)

Золотая рыбка

Гуппи

Петушок

Телескоп

Сом

Логопед. Как рыбки передвигаются?

Дети. Они плавают.

Логопед. Где плавают рыбки?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Что расположено у рыбке на голове?

Дети. У нее есть рот, глаза, жабры.

Логопед. Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

Дети. Они помогают ей плавать.

Логопед. Для чего нужны жабры?

Дети. Они помогают ей дышать.

Логопед. Чем покрыто ее тело?

Дети. Чешуей.

Логопед. Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

Дети. Красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.

3. Дыхательная гимнастика. (Перед каждым ребенком по очереди ставится аквариум сделанный из картона с подвесными рыбками. Просим их подуть на понравившуюся рыбку, можно выбрать две.)

4. Грамматический строй речи. Согласование существительных с числительными от одного до пяти.

Логопед. Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.

Вместе. Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

Логопед. А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.

Вместе. Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

Логопед. Ребята, в нашем аквариуме только четыре камня и четыре рыбки, сколько нам не хватает, чтобы у нас их стало пять?

Дети. Нам не хватает одного камня и одной рыбки.

Логопед. Молодцы ребята.

5. Развитие фонематического восприятия. Детям показываем картинки с изображением аквариумных рыб, они должны вспомнить их название и определить первый и последний звук в их названии. Если дети затрудняются озвучить название рыб, то логопед им помогает, также голосом выделяет первый звук в слове, затем последний. Для выполнения данного задания используем следующие названия рыб: гуппи, телескоп, сом, петушок.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка, озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями.

Изображают, как плавает рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближаем ладони.

Изображают, как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут»

7. Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.

Логопед раздает изображение аквариума с рыбками.

Логопед. Ребята перед каждым из вас лежит аквариум. Выберите себе понравившуюся рыбку, обведите ее по контуру и раскрасьте.

8. Окончание занятия.

Логопед. Ребята, наше занятие подошло к концу. Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?

Дети. С аквариумными рыбками.

Логопед. Где они живут?

Деи. В аквариуме.

Логопед. С какими рыбками мы сегодня познакомились?

Дети. Золотая рыбка, гуппи, сом, петушок, телескоп.

Логопед. Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?

Дети. Разноцветные, ловкие, быстрые, красивые.

Логопед. Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический блокнот.


Подготовительная к школе группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

Программное содержание:

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

Развивать детское творчество.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Объяснение приемов работы;
  • Сюрпризный момент;
  • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
  • Работа детей;
  • Подведение итогов.

План занятия:

  1. Мини-экскурсия;
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
  3. Отгадывание загадок;
  4. Работа с восковыми мелками;
  5. Работа с акварелью;
  6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
  7. Физкультурная пауза;
  8. Аппликация;
  9. Завершающее оформление работ.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

Что вы видите перед собой?

Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

Какие рыбки и сколько их?

Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

Что они делают?

Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

Где находятся плавники?

Сколько плавников?

Какой из них самый красивый?

Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

Какие у рыбки глаза и где они расположены?

Какой рот? Чем дышит рыбка?

Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

  1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
  2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
  3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
  4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
  5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
  6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
  7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
  8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
  9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
  10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
  11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
  12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
  13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
  14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
  15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.

Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

Дежурные по занятию помогают убирать со столов.

Тема: Рыбки в аквариуме.

Цель:

Уточнить и расширить знания детей о типичных представителях растительного и животного мира аквариума, многообразии его обитателей.

Познакомить с разновидностями аквариумных рыб, воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

Эмоциональный настрой

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами

Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие за новыми знаниями и прекрасными впечатлениями

Слушают

Личностные

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Каких животных называют рыбами?

Где живут рыбы?

На какие две группы можно разбить рыб по месту обитания?

Пресноводные – какие?

Морские - ?

Молодцы! Как много вы знаете о рыбах.

А хотелось бы вам попасть в подводный мир и понаблюдать за рыбами?

Рыба

Тело покрыто чешуёй.(слайд 2)

В реках, морях, озёрах, океанах.(слайд 3)

Пресноводные и морские (слайд 4)

Живут в пресной воде

……. в солёной воде

Слайды подводного мира (слайд 5)

Познавательные

«яркое пятно»

Формулирование темы урока

Во все времена людей привлекала прохладная синева морей и океанов, озер и рек. Даже сейчас, в XXI веке, не каждому из нас дано проникнуть в глубины водной среды.

Однако каждый может иметь перенести частицу подводного мира домой, наблюдать за его обитателями, открывать его тайны.

Посмотрите, дом стоит.

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

Что это за дом?

Что такое аквариум?

АКВА – в переводе с латинского ВОДА

*сосуд для содержания и разведения водных растений и животных.

Впервые аквариумы изобрели в Китае в 1368 году. Они были не стеклянные, а фарфоровые и стояли они в домах богатых людей.

Кто жильцы этого домика?

- какова же тема нашего урока?

Аквариум

(слайд 6)

Рыбы (Слайд 7)

- Аквариумные рыбки

Метапредметные

Побуждающий к плану диалог

Составление плана урока

Что именно про аквариумных рыбок надо узнать?

На какие вопросы следует ответить??

Давайте ваши вопросы запишем по-другому.

А чтобы мы не забыли, о чём надо узнать, нам помогут вопросы:

На доске появляются вопросы: КТО живёт? ЧТО есть? КАКИЕ рыбки? ЧЕМ питаются? ЗАЧЕМ нужны?

Начинаем искать ответы на наши вопросы.

Называют вопросы:

Какие рыбы живут в аквариумах?

Чем питаются рыбки?

Как за ними ухаживать?

(слайд 8)

Дети читают вопросы хором.

Регулятивные

Постановка учебной проблемы

через подводящий диалог

Решение проблемы

Кто ещё обитает в аквариуме?

Какую работу они выполняют?

(приклеить ответ – рыбку)

А у кого из вас есть дома аквариумные рыбки?

Вы будете нашими консультантами.

К вам обращаются за помощью Миша и Маша. Вы знаете, что они всегда спорят друг с другом, и не могут решить, кто прав.

а) Экологическая проблема.

Маша: Почему мне приходится постоянно продувать воздух и часто менять воду в аквариуме?

Миша: Ты забыла поселить в нём одного из важнейших обитателей

- О каком важнейшем обитателе хотел сказать Миша?

Зачем нужны водоросли?

Маша прислушалась к вашим советам и поняла

Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"

- Как понимаете это высказывание?

(приклеить ответ – рыбку)

Итак, аквариум готов.

Ракушки, улитки, лягушки (слайд 9)

Они очищают аквариум и воду от остатков пищи, отходов

Дети поднимают руки

(слайд 10)

Водоросли

Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который также необходим рыбам

(Слайд 11)

Запустить:

насыпать песок или камни

Налить воды

Посадить растения

Запустить рыбок

(Слайд 12)

Познавательные

Регулятивные

Знакомство с рыбками

Сейчас мы ответим на вопросы:

«Какие рыбки живут в аквариумах?»

«Чем они питаются?»

Гуппи – одна из самых популярных аквариумных рыбок. Это самая неприхотливая рыбка. Гуппи неравномерно окрашены в разные цвета. Гуппи относятся к живородящим рыбам. Мальков следует убирать из аквариума. Родина Южная Америка.

Меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. Бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами. У самки нет такого меча.

К пище неприхотливы, но обязательно добавлять растительные корма. Меченосцы – живородящие рыбы,

Мальков кормят сухим кормом. Самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом. Родина Центральная Америка, Северная Мексика

Это сомики . Очень похожи своими большими усами на наших речных сомов. Они любят лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – санитары аквариума, они поедают на его дне пищевые остатки. Сомики периодически поднимаются к поверхности за тем, чтобы захватить пузырёк воздуха. Родина Южная Америка, Бразилия

Барбусы. Потомок золотой рыбки. Это выносливая и привлекательная рыбка. У нас около 20 видов. Кормят этих небольших рыбок дафниями, Циклопом, мотылём, а также разнообразными сухими кормами. На дно аквариума укладывают сетку. При отсутствии сетки большую часть выметанной икры рыбы попросту съедят. Родина Юго – Восточная Азия и Африка.

Скалярии. Относятся к отряду окунеобразных. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник. Американцы называют ее «рыба-ангел». Скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть.

Скалярии вырастают до 15 и более сантиметров, поэтому аквариум им нужен просторный. Рыбы охотно поедают все аквариумные корма животного происхождения. Скалярии ухаживают за своим потомством. Родина - водоёмы Амазонки

Петушки. Рыбки – петушки очень яркие. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

Гурами . У гурами тоненькие и длинные усики. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

Золотые рыбки. Первые аквариумные рыбки

Предок золотых рыбок - карась. Окраска от жёлто – золотистой до огненно – красной. Она легко приручается и быстро вырабатывает условные рефлексы на свет, на звук. Первые золотые рыбки в Европу были завезены на военных парусниках и появились в просторных бассейнах при дворах королей под охраной гвардейских караулов и преподносились в качестве даров или как награда дворянам.

Вуалехвост - это короткотелые золотые рыбки.

Имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой. У некоторых рыбок есть чешуйки, а у некоторых их нет. Вуалехвосты очень медлительны и живут недолго

(узнать интересное об этих рыбках – золотая рыбка, вуалехвост)

О каких рыбках узнали?

-Чем питаются рыбки?

(приклеить ответ – рыбку)

Много интересного вы рассказали, но меня мучает вопрос: зачем нужны аквариумы, аквариумные рыбки?

Путь к познанию науки (клик)

учёные заметили, что когда золотые рыбки начинают беспокоиться: метаться по аквариуму, прятаться под камни – то нужно ждать землетрясения;

сомик, барбус – умеют кашлять, когда степень загрязнения воды слишком высока. Пока вода в аквариуме чистая, они ведут себя спокойно, если в воду попали какие – то примеси, то на них нападает приступ кашля: им необходимо прочистить жабры в чистой воде.

(приклеить ответ – рыбку)

Сообщения детей о рыбах

(Слайды 13 – 21)

Дети перечисляют рыбок

Называют питание рыбок

(Слайд 22)

Ответы детей:

Рыбки красивые

хобби

рыбки лечат

предсказывают погоду.

успокаивают

Метапредмет-ные

Личностные

Коммуникативные

Творческое воспроизведение

- А сейчас мы попробуем «запустить» аквариум.

(на столах конверты, в которых лежат заготовки для аквариума: модели рыбок, детали для аппликации: водоросли, камушки, рачки и т.д. Будьте внимательны, создайте правильный аквариум)

Выставка работ.

(Слайд 23)

Работа в группах:

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Логические

Личностные

Коммуникативные

Рефлексия

узнал

вспомнил

Я повторил

удивился

(Слайд 24)

Ответы детей

Личностные

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)