Учимся понимать животных для детей. Учите, как обращаться с животными

Изучение животных и звуков, которые они произносят, это очень увлекательное занятие для вашего ребенка и, конечно же, для вас. Проводить такие занятия можно уже с 6 месяцев, но, конечно, это зависит от самого ребенка. Все мамы знают, что каждый ребенок индивидуален и если один начинает говорить в 10-11 месяцев, то некоторые молчат до 1,5 -2 лет. Но все-таки, чем раньше вы начнете изучать животных, тем лучше.

  1. Живая наглядность.

Конечно же, никакие игрушки и книжки не заменят живого общения с животными.Для этого можно посещать зоопарки, пруды и фермы. Во время прогулки по таким местам, рассказывать ребенку про животных, про их среду обитания и привычки. Главное следить за тем, чтобы животные не напугали вашего малыша.

  1. Игрушки.

Варианты игрушек с животными могут быть разными: мягкие игрушки, пластмассовые и резиновые. Такими игрушками можно играть, строить мини-зоопарки. Моей дочери это очень нравится. Сначала она просто таскала их или складывала в сумочку. Затем начала расставлять их, а я рассказывала ей про каждое животное, изображая его движение и подражая звуку. Также на холодильнике, у нас есть магниты с животными. И когда дочка обедает, мы начинаем их рассматривать, повторять звуки. А перед сном, в ванной, нас ждали резиновые животные. То есть, практически, мы занимались целый день.

  1. Карточки и книги.

Уже в 6 месяцев я приобрела карточки и книги с изображением животных. К каждой карточке я выучила стихотворение с подражанием звуков животных. Например:

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Наши гуси у пруда,

Га-га-га, га-га-га.

Наши курочки в окно,

Ко-ко-ко, ко-ко-ко и т.д.

Такие стишки порадуют вашего ребенка, а ближе к 1-1.5 лет он начнет повторять эти звуки.

  1. Логическая цепочка.

Для такой цепочки, я специально заготовила карточки из плотного картона, с изображением разных животных. Выстроив ребенку цепочку, пробуем ее повторить. Необходимо объяснить ребенку, что нужно найти таких же животных и поставить их в таком же порядке.

  1. Развивающие мультфильмы

Многие в этом вопросе меня не поддержат, ведь, большинство считают, что мультфильмы для маленьких детей приносят только вред. Но, лично я с этим не соглашусь.Мой ребенок смотрит развивающие мультфильмы (конечно, не весь день) и я не вижу в этом никакого вреда, а только пользу.

Для изучения животных мы смотрит такиемультфильмы, как Baby Einstein (серии Ной, Соседство), где показывают реальных животных. Некоторые из них мы не сможем выйти даже в зоопарке. Моей доченьке очень нравятся эти мультфильмы. Она уже знает и ждет, что сейчас покажут собаку, а потом медведя и т.д., и ее радости нет предела.

Вот основные занятия по изучению животных, которые мы применяем. Занимаясь с ней каждый день, моя дочь уже в 11 месяцев подражала звукам и движениям большинства животных. Дерзайте!

Кто-то считает, что любые «карточки с картинками» - это такой способ заставить ребенка вызубрить десяток слов и тут же их забыть. На самом деле, всё зависит от вашего же подхода. Сегодня расскажем, как правильно учить животных с ребенком и как поддерживать интерес к такой «учебе».

С какого возраста начинать учить животных

Мир животных - это один из столпов познания в принципе. Так что рекомендуемый возраст - от рождения до одного года. Когда именно приступать - решаете сами, поглядывая на своего карапуза. Начнете с пяти месяцев - отлично, ребенок научится ничуть не хуже, чем соседский, которого усиленно тренируют с младенчества.

Почему животный мир - это основа? Дело в том, что он невероятно разнообразен: у льва есть грива, дятел зачем-то стучит клювом о дерево, воробей крохотный, а страус огромный. Всё это, само собой, в будущем будет вызывать сотни вопросов - и чем богаче база, тем более любопытствующим вырастет малыш.

Итак, вот какие правила мы бы выделили.

Сначала реалистичные

Реалистичность - это тот принцип, который используется в развивающих карточках Домана. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым. Поэтому если для ребенка эталоном слова «мышь» станет Микки-Маус, то он подсознательно начнет требовать, чтобы у каждой мыши были огромные круглые уши на макушке и красные штаны с подтяжками. А если их нет - то это, в его понимании, и вовсе не мышь, а неведома зверушка.

Поэтому сначала изучайте реалистичные изображения животных. А потом уже - все остальные. Ребенок сможет выделять схожие черты и узнает в советском Винни-Пухе медведя (хотя это и не очень просто), а Дональде - обычного селезня.

Сначала домашние

Лучшее обучение - это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашней живности: от кошек, собак, ворон и хомячков до сельских жителей.

Мы, например, в своем приложении сделали 6 наборов с животными, и они не просто так разделены на домашних, лесных, африканских животных, городских птиц, насекомых и морских обитателей.

Начинаем с тех, которых можно повстречать на улице или дома - а потом делаем с ребенком «закрепляющие» прогулки: заново рассматриваем каждую встречную собачку. Так у ребенка будет складываться правильное представление о мире: сначала он узнал, что есть такой зверь, а потом увидел, что один и тот же зверь может быть очень разным - от маленькой дворняжки до внушительного соседского ротвейлера.

Когда перейдете на экзотических животных или морских жителей - можно будет сходить в зоопарк или океанариум.

Правило времен года

Как мы уже говорили, здорово, если можно не только посмотреть на зверька на картинке, но и понаблюдать за ним вживую. А то и погладить!

Поэтому лучше спланировать нашу занимательную учебу так, чтобы летом учились летние животные (например, жучки и бабочки), а зимой - зимние (снегири и синички).

Не только картинки, но и звуки

Учите звуки. Детям поначалу проще сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло.

Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками - сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

В наших «Умных карточках» каждый зверек имеет собственную озвучку. Собаки лают, пчёлы жужжат, а воробьи чирикают. Всё, как в жизни.

Играйте в угадайки

Когда ребенок узнает достаточно животных, можно закрепить материал в игровой форме. Как именно - не так важно, просто подбирайте игру по возрасту.

Например:

  • Угадай животное по контуру.
  • Угадай зверя по его звуку (кстати, наши карточки отлично подойдут для такой игры).
  • Найди животное среди многих.
  • Угадай животное по описанию.
  • Ответь на вопрос «у кого…» (большие уши, хвост колечком, есть острые коготки и т.д.).

Классифицируйте

Когда всё зверье выучено, можно знакомить ребенка с признаками, по которым животных можно разделить.

По каким:

  • Домашние и дикие.
  • Хищные и травоядные.
  • «Мальчики» и «девочки» (так, например, нужно дать ребенку понять, что кот и кошка - одно и то же животное разного пола).
  • По месту обитания (кто живет в лесу, кто джунглях, кто в пустыне).

Сгодится любая дополнительная информация: что едят, как спят, когда отдыхают, а когда бодрствуют, в каком «домике» живут.

1. Доброта

Вспомните слова: «Потому что, потому что всех важнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта». Когда у вас на руках сидит маленький котенок – практически невозможно остаться равнодушным. Мы смягчаемся, нам хочется его погладить, и в душе просыпаются добрые нежные чувства. Котенок льнет к нам, урчит. В такие моменты что-то просыпается в душе даже у суровых мужчин, что уж говорить о детях.

2. Искренность

Животное не умеет лгать, изворачиваться, скрывать свое отношение. Все, что оно чувствует, отражено во внешнем виде: во взгляде, в позе. Если вы обидели его, например, накричали – сразу увидите испуг или огорчение. А проявите ласку или подзовете с доброжелательной интонацией – и вот уже на вас смотрят с надеждой, восторгом, обожанием. Мы, люди, часто скрываем то, что чувствуем, надеваем «маски», предпочитаем сдерживать душевные порывы. Умению быть искренним у животных нам точно стоит поучиться!

3. Дружба

«Собака – верный друг» – избитая фраза, но так и есть. Она, в отличие от «человека разумного» не предаст и не бросит, не переметнется к другому хозяину. Для животных важно, чтобы именно вы, его любимые домочадцы были рядом.

4. Ответственность

Мы в ответе за тех, кого приручили – помните? Мы учимся заботиться о тех, кто в этом нуждается, проявлять внимательность. Конечно, иногда лень берет верх: нам лень выйти с собакой на прогулку, поменять наполнитель в лотке у кота, наложить в мисочку еды… Но понимание того, что никто кроме нас этого не сделает, а если не сделаем и мы, то животному будет плохо, заставляет нас переключать фокус внимания со своих дел на братьев наших меньших.

Кошки и собаки – наиболее развитые животные из тех, кого мы заводим дома. Они – учители высшей категории, ведь «обучение» проходит без единого слова. Только поведение, только поступки, только взгляды и, конечно, чувства. Наши питомцы делают нас и наших детей лучше.

5. Правильный режим дня

Понаблюдайте за котиком или собачкой. У них в распорядке дня все четко: еда, туалет, умывание, сон, игра. Они все делают обстоятельно, неспешно, наслаждаясь процессом. Если животное хочет спать – оно спит. Если хочет есть – ест. Мы же хотим спать, но не спим, потому что дела еще не переделаны, хотим есть, но не едим – надо следить за фигурой. А что если хотя бы некоторые «надо» поменять на «хочу»? Неужели это невозможно? Уделяйте внимание не только делам и заботам, но и вашим потребностям.

6. Здоровый образ жизни

У вас собака? Нужно гулять (и лучше несколько раз в день)! Свежий воздух, активные движения или хотя бы ходьба – все это теперь с вами. В результате вы начинаете день с физической активности и завершаете его так же. Сейчас многие ведут сидячий образ жизни (иногда – с самого детства!). Появление в доме собаки заставит бросить вредные привычки и стать более активным человеком. Ну а после прогулки с верным другом вы чувствуете не только подъем физических сил, но и прилив хорошего настроения.

7. Чуткость

Вы пришли с работы раздраженным и злым, а может грустным и усталым? Животные все чувствуют. Они могут или отойти в сторонку, чтобы не мешаться у вас под ногами, пока вы не в настроении, или прийти на выручку, подойдя и прижавшись, в знак поддержки. Иногда думаешь: «А ведь, правда – все понимают, только сказать не могут». Мы же часто проявляем равнодушие к ближним, не замечая их состояние и настроение, реагируем больше на сигналы собственного желудка, чем на эмоциональные сигналы ребенка или супруга. Давайте учиться чуткости у собак!

8. Радость от простых вещей

С самого раннего детства мы всегда чего-то хотим: стакан сока, конфетку, машинку, новые туфельки, игровую приставку, компьютер, навороченную иномарку, особняк… Конечно, хотеть не вредно, но иногда мы желаем явных излишеств. Животные радуются самым простым вещам: еде, вашему ласковому взгляду или жесту, возможности выйти на прогулку. Как мало, оказывается, надо для счастья!

9. Бескорыстная любовь

Животные принимают нашу дружбу и дарят в ответ бескорыстную любовь, просто потому, что мы есть (кстати, так же, как и дети).Мы приходим домой, они встречают нас, всем своим видом выказывая любовь. Бурлящие эмоции выражают визг и молящие глаза. Нас любят за «просто так». А за что любим друг друга мы, люди?

). Может ли это помочь нам понять, как эволюционировали другие животные – например, наши ближайшие родственники приматы – или мы сами? И чему нас могут научить животные?

На фото: человек и шимпанзе. Источник фото: https://blog.cirm.ca.gov

Как собаки помогают нам узнать больше о себе

В науке есть понятие «конвергентная эволюция». Мы уже знаем об эволюционном подходе к рассмотрению вопроса интеллекта людей и животных. А конвергентная эволюция – это процесс, в ходе которого возникает сходство между организмами разных видов, но обитающих в сходных условиях. В результате разные животные развиваются почти одинаково.

Если вы посмотрите на животных, являющихся дальними родственниками, вас может удивить, как много общего вы найдете. Например, взять сумчатых, обитающих лишь в Австралии, и плотоядных из Северной Америки – между ними очень много общего, хотя они сильно отличаются друг от друга.

Или, например, если мы берем Северную Америку, то там живут такие хищники как волки. Но если переместиться в Австралию, вы обнаружите, что там нет волков. Зато там есть сумчатые. И когда-то в Австралии обитало сумчатое, известное как тасманийский волк, или тасманийский тигр, также известный как тилацин, занимавшее ту же экологическую нишу, что и волки в Америке. К сожалению, это вымерший вид – благодаря усилиям человека.

Процесс конвергентной эволюции продолжается до сих пор. И благодаря этому то, что мы знаем о собаках, может помочь нам больше узнать о других видах. Например, это приводит нас к тому, что мы знаем о карликовом шимпанзе, или бонобо, а они, в свою очередь, помогут понять, как же развивался человек.

На фото: человек и бонобо. Источник фото: https://cosmosmagazine.com

Где берет начало гуманизм и чему нас могут научить обезьяны

Бонобо – одни из двух наших ближайших родственников, и их поведение во многом любопытно.

Попробуйте поставить себя на место бонобо. Например, вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, и вам нужно решить, что вы с ней сделаете. Выбор: дать деньги другу или совершенно незнакомому человеку? Большинство людей, понятное дело, при таком раскладе выберет друга или члена семьи.

Но бонобо всех удивили.

Как же проходил эксперимент?

В помещение, где находилась обезьянка, клали еду – совсем немного. Важное дополнение – это происходило до того, как бонобо получали завтрак, то есть животные были голодны. А еда была очень вкусной – любимые фруктовые лакомства. В соседней комнате находилась еще одна обезьянка – хороший друг подопытного бонобо или совершенно незнакомое животное. Дверь между помещениями открывалась только со стороны подопытного бонобо, и он умел ее открывать.

То есть обезьянки бонобо вели себя как настоящие добрые самаритяне – так, как не повел бы себя человек.

Как можно это объяснить? Бонобо обладают высочайшим уровнем эмпатии (умения сопереживать), которое недоступно другим видам, в том числе большинству людей?

Чтобы проверить это, провели эксперимент с зеванием. Психологами доказано, что зевание в ответ на зевок другого существа – это признак эмпатии. И если, например, вы зеваете, а человек рядом с вами – нет, это повод задуматься, а обладает ли он эмпатией, способен ли сопереживать кому-то? И стоит ли общаться с ним дальше?

Так вот, исследователи показывали бонобо других зевающих бонобо: их друзей или незнакомцев. И подопытные бонобо тоже начинали зевать – как вслед за друзьями, так и за незнакомыми обезьянками. Так что можно сказать, что бонобо обладают эмпатией, то есть могут сопереживать другим.

А вот когда проводились эксперименты с шимпанзе, еще одним нашими ближайшим родственником, результаты были другими. Шимпанзе присуща эмпатия, если это касается членов их стаи, однако сопереживание отсутствует по отношению к незнакомцам.

У бонобо есть еще одна интересная особенность помимо эмпатии к незнакомцам. Они разбивают стереотип о том, что самое большое животное является доминантным. В отношениях между членами стаи маленькая самка может быть главнее, чем большой самец. К тому же, бонобо менее агрессивны, чем шимпнзе. Например, никто не видел, чтобы один бонобо убил другого – а у шимпанзе такое встречается. И самки бонобо предпочитают не самого брутального, а самого миролюбивого самца в стае.

На фото: карликовые шимпанзе бонобо. Источник фото: https://www.iflscience.com

А теперь мы можем вернуться к вопросу о том, кто из животных умнее и является ли человек венцом мироздания.

Конечно, если мы возьмем космонавта как представителя Homo Sapiens, и поставим его рядом с обезьяной, вопрос может показаться глупейшим. Или если мы вспомним о достижениях человеческого разума, обо всех технических приспособлениях, которыми мы пользуемся, об огромном пласте культуры.

Но помните ли вы о том, что интеллект имеет разные составляющие? И если мы задумаемся о «темной стороне», люди как вид уже не будут выглядеть так впечатляюще.

Мы убиваем друг друга, эксплуатируем других людей, играем в азартные игры, гробим себя наркотиками и совершаем множество других столь же неприглядных поступков. В этом смысле шимпанзе похожи на нас, но вот бонобо кажутся куда более развитыми.

Причем же здесь собаки?

В ходе эксперимента с одомашниванием лис выяснилось, что они меняются – не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения физиологии. Вероятно, то же происходило и с собаками по мере одомашнивания. И если мы сравним шимпанзе и бонобо, то увидим похожие изменения.

Череп стал меньше, скелет – более изящным, самцы бонобо не агрессивны, и в целом эти обезьяны более заинтересованы в общении с другими и дружелюбны. Им практически не свойственны проявления «темной стороны натуры», свойственные шимпанзе (и людям). То есть можно сказать, что бонобо пошли по пути «самоодомашнивания». Как и собаки, и многие другие виды.

А что же люди? Удастся ли нам когда-нибудь преодолеть "темные стороны" своей натуры?