Биологические ритмы и распорядок дня. Сколько приемов пищи должен осуществлять школьник? Пассивный курильщик – это человек

Что такое работоспособность? Обычно отвечают — это способность к выполнению работы. О деятельности организма по восполнению произведенных затрат, как правило, забывают. С физиологической точки зрения работоспособность — это возможность организма к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ — физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.

На протяжении трудового дня работоспособность проходит ряд последовательных этапов. Первый этап — врабатывание длится в течение первого часа (реже двух) от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй этап — устойчивой работоспособности — продолжается 2—3 ч, после чего работоспособность вновь снижается — этап некомпенсированного утомления. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.


На протяжении суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10—13 и 17—20 ч. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 ч ночи и с 5 до 6 ч утра.


Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу развивается утомление.

Изменяется ли работоспособность в течение продолжительных периодов времени: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13—14-й день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин происходят подобные изменения гормонального фона, но они выражены слабее. Некоторые исследователи (А. П. Дубров) связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.

Сезонные колебания работоспособности замечены давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют «весенним утомлением». Многолетние циклы работоспособности были открыты ленинградским ученым В. И. Шапошниковой. Она установила, что у спортсменов наибольшие достижения отмечаются через два года на третий.

Нужно сказать и о модной теории определения трех биоритмов — физического, эмоционального и интеллектуального со дня рождения. Несколько лет назад я специально рассчитал на ЭВМ биоритмы 40 человек. Затем они периодически проходили обследование для определения физической и умственной работоспособности, окислительного обмена, биохимических показателей, психологическое тестирование и др. Было установлено, что циклы действительно существуют, причем они связаны с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения, так как волнообразность нарушается многочисленными физическими, эмоциональными, психическими стрессами.

Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов постоянно была на подъеме, а частота увеличивалась. Значит, психологические факторы сильнее природных датчиков ритма. Поэтому увлечение различными калькуляторами не больше, чем забава.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем продолжительностью 5—16 дней. Их-выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5—8 дням, умственного — 8— 16.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18—20 лет у человека самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4 %, к 40 — на 13, к 50 — на 20, а в возрасте 60 лет — на 25 %. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на 30 %, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Научитесь выбирать оптимальное время для ответственной, творческой, утомительной работы, совпадающее с пиком вашей суточной, недельной, месячной работоспособности. В «черные дни» старайтесь уменьшить деятельность, переключиться на выполнение менее важной, несложной работы. И помните: на ритмы надейся, а сам не плошай!

Существуют правила организации рабочего дня. Вот основные из них:

Правила начала рабочего дня:

    Начинать день с хорошим настроением.

    Начинать работу по возможности в одно и то же время.

    Перепроверка плана дня, составленного накануне.

    Вначале – ключевые задачи.

    С утра занятия сложными и важными делами.

    Согласование плана дня с секретарем.

Правила основной части рабочего дня:

    Хорошая подготовка к работе.

    Влияние на фиксацию сроков выполнения работ.

    Отклонение дополнительно возникающих проблем.

    Своевременные паузы, размеренный темп работы.

    Рациональное завершение начатого дела.

    Максимальное использование времени.

    Выделение времени для себя.

Правила завершения рабочего дня:

    Завершение несделанного.

    Контроль за результатами и самоконтроль.

    Составление плана на следующий день.

    Домой - обязательно с хорошим настроением.

Естественный дневной ритм (график работоспособности)

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове».

Первые могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы. Вторые по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).

Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня. Среднестатистические колебания работоспособности в течение суток можно описать с помощью следующей кривой (график СКР).

Ось «100%» на графике задает среднее значение дневной физиологической работоспособности, причем заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно одинаковы по площади.

Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей - так это относительные, ритмичные колебания!

К фазам высшей активности примыкают соответственно двухчасовые паузы, во время которых организм работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно нагружаться.

Какие выводы из всего этого следуют в отношении Вашего трудового дня?

Пик работоспособности, как правило, приходится на первую половину дня, когда желудок, поджелудочная железа, селезенка и сердце функционируют наиболее активно. Этот уровень затем в течение дня больше не достигается. И в силу этой причины задачи А следует выполнять в начале дня!

После обеда, когда активно работает тонкая кишка, наступает известный спад продуктивности, который многие пытаются побороть при помощи кофе. В это время не надо работать наперекор своему ритму. Расслабьтесь с чашкой чаю и используйте перерыв. Для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи В).

В самом общем виде график изменения работоспособности в течение рабочей недели выглядит следующим образом:

Начало недели связано с периодом врабатываемости, когда уровень работоспособности после выходных дней является еще достаточно низким. В норме (если в течение выходных дней человек хорошо отдохнул) «вход» в работу занимает не более 0,5-1 дня (то есть только понедельник или даже его часть). Если у человека не было возможности хорошо отдохнуть в выходные, то период врабатываемости может растянуться до среды.

Экспериментально доказано, что начало недельного биоритма (стадия «входа») связано со сниженным уровнем функционирования психики: мыслительные процессы несколько заторможены, плохое сосредоточение внимания, время реакции замедлено и т. п. Существует и многочисленная статистика, согласно которой пик несчастных случаев на производстве и дорожно-транспортных происшествий также приходится на понедельник.

Таким образом, народная мудрость права: понедельник действительно «день тяжелый». При составлении плана на неделю (в частности, плана на понедельник) нельзя планировать решение сложных и ответственных задач в понедельник хотя бы до обеда. К сожалению, это правило редко соблюдается во многих организациях, где утро понедельника часто отводится для проведения планерки или совещания. Определенная логика в этом есть (начинать неделю с постановки задач на неделю), но само совещание, скорее всего, будет неэффективным, отнимет у участников слишком много времени и сил.

Знание об особенностях человеческого мозга может помочь правильно спланировать свой день, чтобы он прошел продуктивно, все дела давались легко, а вечером не чувствовать усталости.

В течение дня наш мозг «меняет свое настроение». К примеру, если утром ему хочется поработать, то к вечеру он уже неспособен хорошо выполнять многие свои функции. Как же время суток и часы влияют на его активность?

Активность мозга по часам

  • С 6 до 7 утра — лучше всего работает долговременная память. Очень хорошо усваивается любая полученная информация в этот промежуток времени.
  • С 8 до 9 утра — отлично работает логическое мышление. По мнению ученых, это время наиболее подходит для любого вида деятельности.
  • С 11 до 12 дня — в это время становится сложно сосредоточиться на чем-то одном. В этот промежуток времени мозгу необходима передышка. Не стоит его мучить интеллектуальной деятельностью или анализом. В это время важно расслабиться и, к примеру, послушать спокойную музыку.

  • С 13 до 14 дня — время обеда. Подзарядка требуется не только вашему желудку, но и мозгу. Простимулируйте его работу чем-нибудь вкусненьким, что ему понравится: ягоды, морепродукты, орехи, семечки, фрукты.
  • С 14 до 18 вечера — идеальное время для активной мозговой деятельности. Как правило, большая часть работы выполняется именно в этот промежуток времени.
  • С 18 до 21 вечера мозговая активность постепенно идет на спад. Мозг требует отдыха и расслабления.
  • С 21 до 23 вечера — происходит полноценный отдых мозга и всей нервной системы.
  • С 23 до 1 часа ночи — в это время происходит восстановление тонких энергией человеческого организма. В фэн-шуй эту энергию называют Ци, йоги — праной, а ученые — мышечной и нервной силой.
  • С 1 до 3 часов ночи — восстанавливается эмоциональная энергия.
  • С 3 до 6 часов утра — работа мозга начинает активизироваться, даже несмотря на сон. Это дает возможность рано вставать и чувствовать себя бодрым уже в 5 утра.

Зная так называемый распорядок дня работы мозга , можно наиболее эффективно его использовать. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

07.07.2015 08:57

Немногие знают, что мы сами способны полностью разрушить свою жизнь. Говоря другим вещи, которые должны...

Линии на запястье в хиромантии называются браслетами. Они могут рассказать о здоровье и сроке жизни человека. Особенное предсказание по этим...

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове». Первые могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы. Вторые по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи).

Ни один из этих основных типов не работает лучше или хуже другого, просто они работают по-разному. Пик работоспособности у них приходится на разные периоды дня. Среднестатистические колебания работоспособности (СКР) в течение суток можно описать с помощью следующей кривой (график СКР).

Ось «100 %» на графике задает среднее значение дневной физиологической работоспособности, причем заштрихованные зоны сверху и снизу от оси примерно одинаковы по площади.

Абсолютные значения пика и спада продуктивности индивидуально различаются, но что одинаково для всех людей - так это относительные, ритмичные колебания.

К фазам высшей активности примыкают соответственно двухчасовые паузы, во время которых организм работает в «щадящем режиме» и не должен чрезмерно нагружаться.

Какие выводы из всего этого следуют в отношении Вашего трудового дня?

. Пик работоспособности, как правило, приходится на первую половину дня, когда желудок, поджелудочная железа, селезенка и сердце функционируют наиболее активно. Этот уровень затем в течение дня больше не достигается. И в силу этой причины задачи А следует выполнять в начале дня.
. После обеда, когда активно работает тонкая кишка, наступает известный спад продуктивности, который многие пытаются побороть при помощи кофе. В это время не надо работать наперекор своему ритму. Расслабьтесь с чашкой чаю и используйте перерыв для социальных контактов и рутинной деятельности (задачи В).

Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособностью. Не пытайтесь работать против своего естественного дневного ритма (который Вы если и сможете изменить, то незначительно), а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.

График среднестатистических колебаний работоспособности (СКР) получен в результате сотен тысяч измерений во всех промышленно развитых странах. При нарушении дневного ритма возникает брак, ошибки в работе, несчастные случаи; конвейеры, например, в автомобильной промышленности в соответствии с графиком работоспособности в течение дня ускоряются или замедляются, в ночную смену работают не так, как в дневную, и т.д. Другой пример из другой сферы: наибольшее число несчастных случаев в ночное время приходится на период между 2 и 4 часами.

Однако отдельные значения нормального графика могут и не соответствовать колебаниям Вашей индивидуальной работоспособности.

У каждого из нас наблюдаются более или менее существенные отклонения от нормы в индивидуальном графике работоспособности. Такие возбуждающие средства, как кофе, чай, никотин или медикаменты, могут ускорить утренний подъем, но они же предопределят и последующий более глубокий спад.

Индивидуальные качества и работоспособность.

О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.

Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Как изменяется работоспособность?

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года.

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

Пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

Время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

Не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

Помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.