От чего зависит работоспособность человека.  Физическая культура: Влияние на работоспособность и состояние здоровья периодичности ритмических процессов в организме

Что такое движение?

А) Естественная потребность организма человека.

Б) Безусловный рефлекс человека.

В) Перемещение человека на какое-либо расстояние, строго вперед.

Что формируется в организме человека с первых дней его жизни?

А) Скелет и мышцы.

Б) Политические взгляды.

В) Нижние конечности.

Как называется недостаток движения?

А) Гиперактивность.

Б) Гиподинамия.

В) Гидроцефалия.

4. Максимальный пик работоспособности приходится на период времени:

А) С 12:00 до 14:00.

Б) С 07:00 до 10:00

Сколько приемов пищи должен осуществлять школьник?

7. Образование раковых опухолей у курильщиков вызывают:

А) Радиоактивные вещ-ва.

Б) Эфирные масла.

В) Никотин.

8. Угарный газ (окись углерода), образующийся при горении табака, растворяется в крови курильщика быстрее, чем кислород:

А) В 300 раз.

Б) В 200 раз.

В) В 100 раз.

9. Пассивный курильщик – это человек:

А) Нюхающий табак.

Б) Выкуривающий до 2 сигарет в день.

В) Находящийся в одном помещении с курильщиком.

Что такое здоровый образ жизни?

А) Перечень мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Б) Лечебно-физкультурный оздоровительный комплекс.

В) Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

11. Алкоголь, попавший в организм человека:

А) Быстро выводится вместе с мочой.

Б) Не выводится из организма до самой смерти.

В) Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все ткани и органы.

12. Употребление какого количества алкоголя может привести к алкогольному отравлению:

А) 500г и более

Что такое режим дня?

А) Порядок выполнения повседневных дел.

Б) Установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон.

В) Строгое соблюдение определенных правил.

Что такое рациональное питание?

А) Питание с определенным соотношением питательных веществ.

Б) Питание с учетом потребностей организма.

В) Питание определенными продуктами питания.

Назовите питательные вещества, имеющие энергетическую ценность?

А) Белки, жиры, углеводы.

Б) Углеводы.

В) Белки и жиры.

Что такое двигательная активность?

А) Занятие физкультурой и спортом.

Б) Любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие.

В) Количество движений, необходимых для работы организма.

Кроссворд.

По горизонтали:

2. Найдите физическое качество, подходящее под следующее определение: "Способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия."

3. Существует система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Как принято называть эту систему?

5. Искривление позвоночника в правую или левую сторону называют.

8. Какая страна стала первой, организовавшей ассоциацию студенческого спорта?

9.В футболе иностранного игрока клубной команды называют…

11. Образ жизни нормального человека включает три базовые категории: уровень, стиль жизни и…

12. Определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни.

14. Определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

По вертикали:

1. Кульминацией первых Олимпийских игр в Афинах стал марафонский бег. Памяти какого афинского воина он был посвящён?

4. Первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

6. Александр Владимирович Попов - выдающийся советский и российский спортсмен, четырёхкратный олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, 21-кратный чемпион Европы. Воспитанник спортивного клуба «Факел» города Свердловск. Рост 200 см. Вес 87 кг. В каком виде спорта Александр Попов является олимпийским чемпионом?

7. В олимпийской академии занимаются вопросами, связанными с Олимпийскими играми и Паралимпийскими играми. Где находится Международная олимпийская академия?

8. С помощью какого прибора определяют функциональные возможности системы дыхания (жизненную ёмкость лёгких)?

10. Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно). У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Как называются эти периоды?

13. Слово "атлетика" в переводе с греческого означает…

Ответы к тесту:

1. А);

2. А);

3. Б);

4. Б);

5. В);

6. В);

7. А);

8. А);

9. В);

10. В);

11. В);

12. А);

13. Б);

14. Б);

15. А);

Ответы к кроссворду.


Список литературы.

1. Л.А. Лещинский "Берегите здоровье"

2. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков "Книга о здоровом образе жизни"

3. В.И. Воробьев "Слагаемые здоровья"

4. Н.Б. Коростелев "От А до Я"

5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев "Школа здоровья"

6. С.М.Минаков «Здоровый образ жизни» 1999 г

7. Н.Н.Власова «Физкультура и спорт» Москва 1980г.

8. А.Д.Полосов, Е.М. Лобанева «Критерии эффективности ЗОЖ» 2004г.

Людей, у которых пик работоспособности приходится на утренние часы, называют «жаворонки» . Они составляют 15-40% населения.

Человеческая популяция подразделена на три биоритмологических типа, каждому из которых присущи свои внутренние признаки. В целом это позволяет людям лучше адаптироваться к различным факторам среды на основе разных психофизиологических стратегий. Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.

Если максимальная работоспособность людей приходится на вечерние часы, то их считают «совами» (15-35%).

Третий биоритмологический тип - «голуби» . Это промежуточный тип людей, у которых работоспособность примерно одинакова на протяжении всего дня. По степени выраженности выделяют явные и умеренные типы . Считается, что биоритмологические типы передаются по наследству, как обычные морфологические признаки (цвет глаз, волос и т.п.).

«Жаворонки» рано просыпаются и чувствуют себя при этом бодрыми. Их работоспособность высокая в первой половине дня. К вечеру повышается утомляемость, появляется сонливость и они рано ложатся спать. Считается, что «жаворонки» - энергичные люди. Для них более характерен внутренний десинхроноз, создающий предпосылки возникновения у них состояния предболезни и даже болезни. «Жаворонки» обладают невысокой устойчивостью к различным социальным нагрузкам. «Совы встают утром с трудом и при этом чаще используют будильник. Их работоспособность повышается во второй половине дня, а засыпают они поздно - за полночь. Они также довольно деятельны, но в отличие от «жаворонков» быстрее и легче забывают неудачи и неприятности. Трудности, конфликты их не пугают. Они меньше волнуются перед экзаменами. «Голуби» занимают промежуточное положение между «совами» и «жаворонками», но в целом они все же ближе к лицам утреннего типа. Имеется взаимосвязь между состоянием здоровья и биоритмологическим типом человека. При обследовании студентов гипертоническая болезнь была выявлена у 48,6% лиц утреннего типа, у 29,4% - вечернего и у 42,5% аритмиков.

Таким образом, человеческая популяция подразделена на три биоритмологических типа, каждому из которых присущи свои внутренние признаки. В целом это позволяет людям лучше адаптироваться к различным факторам среды на основе разных психофизиологических стратегий.

Здоровый образ жизни человека предполагает наличие синхронности, гармонии внутренних и внешних биологических ритмов. Эта гармония наиболее выражена у животных и растений, проявляясь в их адаптивном временном поведении. У человека синхронность и гармония нарушаются социальными факторами. У многих людей физическая и умственная работоспособность приходятся не на их оптимальное время.

Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе учебы, а также в занятиях физическими упражнениями и спортом.

Учитывая биологические ритмы, можно добиваться более высоких результатов меньшей физиологической ценой.

Студентам, как и многим другим людям, в жизни очень важно, но довольно трудно организовать свою деятельность в соответствии с их биоритмологическим профилем. Но сначала необходимо знать, к какому биоритмологическому типу относится тот или иной человек. Отчасти это можно сделать с помощью теста-вопросника Остберга , который приводится ниже.

В зависимости от количества набранных при ответах на вопросы баллов можно оценить биоритмологический тип того или иного человека.


Тест Остберга

Схема оценки хронобиологического типа человека по вопроснику-тесту

    «Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) - 69 баллов.

    Слабо выраженный утренний тип - 59-68 баллов.

    «Голубь» (индифферентный тип) - 42-58 баллов.

    Слабо выраженный вечерний тип - 31-41.

    «Сова» (сильно выраженный вечерний тип) - 31.

Определение хронобиологического типа человека.

Ф.И.О., возраст, пол, дата заполнения (число, месяц, год).

Инструкция.

    Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.

    Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.

    На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.

    Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Подчеркните крестиком только один ответ.

    На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

    Ответы будут обработаны с целью определения, к какому хронобиологическому типу людей Вы относитесь: «Голубь», «Сова», «Жаворонок».

Вопросы с приложенными оценочными тестами.

    Когда Вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

    Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).

    Какова степень Вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время?

      Совсем независим - 4 балла.

      Иногда зависим - 3 балла.

      В большой степени зависим - 2 балла.

      Полностью зависим - 1 балл.

  1. Как легко встаете утром при обычных условиях?

      Очень тяжело - 1 балл.

      Относительно тяжело - 2 балла.

      Сравнительно легко - 3 балла.

      Очень легко - 4 балла.

  2. Как Вы деятельны в первые полчаса утреннего вставания?

      Большая вялость - 1 балл.

      Небольшая вялость - 2 балла.

      Относительно деятелен - 3 балла.

      Очень деятелен - 4 балла.

  3. Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?

    Совсем нет аппетита - 1 балл.

      Слабый аппетит - 2 балла.

      Сравнительно хороший аппетит - 3 балла.

      Очень хороший аппетит - 4 балла.

  4. Как Вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?

      Очень усталый - 1 балл.

      Усталость в небольшой степени - 2 балла.

      Относительно бодр - 3 балла.

      Очень бодр - 4 балла.

  5. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда Вы ложитесь спать по сравнению с Вашим обычным временем отхода ко сну?

      Всегда или почти всегда в обычное время - 4 балла.

      Позднее обычного менее чем на 1 час - 3 балла.

      На 1-2 часа позднее обычного - 2 балла.

      Позднее обычного, больше чем на 2 часа - 1 балл.

  6. Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, спортивной тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю по 1 часу утром между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для Вас?

      Мне это время очень благоприятно - 4 балла.

      Для меня это время относительно приемлемо - 3 балла.

      Мне будет относительно тяжело - 2 балла.

      Мне будет очень тяжело - 1 балл.

  7. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать? (Перечеркните только одну клеточку).

  8. Вас собираются нагрузить 2-х часовым тестом в период наивысшего уровня Вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков Вы выберете, если Вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?

      8.00-10.00 - 6 баллов.

      11.00-13.00 - 4 балла.

      15.00-17.00 - 2 балла.

      19.00-21.00 - 2 баллов.

  9. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень Вашей усталости?

      Очень усталый - 5 баллов.

      Относительно усталый - 3 балла.

      Слегка усталый - 2 балла.

      Совсем не усталый - 0 баллов.

  10. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для Вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать Вашему состоянию?

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать - 4 балла.

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать - 3 балла.

      Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю - 2 балла.

      Я просыпаюсь позднее, чем обычно - 1 балл.

      Сплю сразу после ночной вахты - 1 балл.

      Перед ночной вахтой дремлю, а после нее сплю - 2 балла.

      Перед ночной вахтой сплю, а после нее дремлю - 3 балла.

      Полностью высыпаюсь перед ночной вахтой - 4 балла.

  11. Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы Вы выберете, если у Вас полностью свободный график дня и можете руководствоваться только личными чувствами?

      8.00-10.00 - 4 балла.

      11.00-13.00 - 3 балла.

      15.00-17.00 - 2 балла.

      19.00-21.00 - 1 балл.

  12. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю по 1 часу между 22 и 23 часами. Как Вас будет устраивать это время?

      Да, полностью устраивает, буду в хорошей форме - 1 балл.

      Буду в относительно хорошей форме - 2 балла.

      Через некоторое время буду в плохой форме - 3 балла.

      Нет, это время меня не устраивает - 4 балла.

  13. Представьте, что Вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-ти часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для Вас интереснее и приносила большое удовлетворение? (Перечеркните крестиками пять клеточек. При подсчете берется большее цифровое значение).


  14. В какой час суток Вы чувствуете себя на «высоте»? (Перечеркните крестиком только одну клеточку).


  15. Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу Вы себя относите?

      Четко к утреннему типу - «Жаворонок» - 6 баллов.

      Скорее к утреннему типу, чем к вечернему - 4 балла.

      Индифферентный тип - «Голубь» - 3 балла.

      Скорее к вечернему типу, чем к утреннему - 2 балла.

      Четко к вечернему типу - «Сова» - 0 баллов.

Что такое работоспособность? Обычно отвечают — это способность к выполнению работы. О деятельности организма по восполнению произведенных затрат, как правило, забывают. С физиологической точки зрения работоспособность — это возможность организма к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ — физической и умственной различают физическую и умственную работоспособность.

На протяжении трудового дня работоспособность проходит ряд последовательных этапов. Первый этап — врабатывание длится в течение первого часа (реже двух) от начала работы. За это время происходит полный выход организма из сна и восстановление динамического стереотипа. Второй этап — устойчивой работоспособности — продолжается 2—3 ч, после чего работоспособность вновь снижается — этап некомпенсированного утомления. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.


На протяжении суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются в 10—13 и 17—20 ч. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 ч ночи и с 5 до 6 ч утра.


Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу развивается утомление.

Изменяется ли работоспособность в течение продолжительных периодов времени: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13—14-й день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин происходят подобные изменения гормонального фона, но они выражены слабее. Некоторые исследователи (А. П. Дубров) связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.

Сезонные колебания работоспособности замечены давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют «весенним утомлением». Многолетние циклы работоспособности были открыты ленинградским ученым В. И. Шапошниковой. Она установила, что у спортсменов наибольшие достижения отмечаются через два года на третий.

Нужно сказать и о модной теории определения трех биоритмов — физического, эмоционального и интеллектуального со дня рождения. Несколько лет назад я специально рассчитал на ЭВМ биоритмы 40 человек. Затем они периодически проходили обследование для определения физической и умственной работоспособности, окислительного обмена, биохимических показателей, психологическое тестирование и др. Было установлено, что циклы действительно существуют, причем они связаны с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения, так как волнообразность нарушается многочисленными физическими, эмоциональными, психическими стрессами.

Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов постоянно была на подъеме, а частота увеличивалась. Значит, психологические факторы сильнее природных датчиков ритма. Поэтому увлечение различными калькуляторами не больше, чем забава.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем продолжительностью 5—16 дней. Их-выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5—8 дням, умственного — 8— 16.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18—20 лет у человека самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4 %, к 40 — на 13, к 50 — на 20, а в возрасте 60 лет — на 25 %. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50—60 годам она снижается на 30 %, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Научитесь выбирать оптимальное время для ответственной, творческой, утомительной работы, совпадающее с пиком вашей суточной, недельной, месячной работоспособности. В «черные дни» старайтесь уменьшить деятельность, переключиться на выполнение менее важной, несложной работы. И помните: на ритмы надейся, а сам не плошай!

Инструкция

Существует утверждение, что любимое дело не надоедает. Это заблуждение. Вся деятельность человека подвержена определенным биоритмам, и существуют взлеты и падения. Когда-то работа будет спориться и складываться совсем без усилий, а в некоторые дни невозможно будет сосредоточиться. Если знать свои биоритмы, очень легко планировать время, совершать многое в дни активности, а в оставшееся периоды иметь возможность немного расслабиться.

Работоспособность зависит от мотивации. Если человеку нужны деньги, он готов какое-то время работать без перерывов. Так же может стимулировать повышение на службе, предстоящий отпуск или премия, но постоянно жить в режиме переработки невозможно, это приведет к сильнейшей усталости, что в дальнейшем скажется на качестве труда.

Погода очень сильно влияет на человека. Пасмурные дни меньше располагают к деятельности, возникает сонливость и лень. Метеочувствительные люди могут даже испытывать различные боли в моменты, когда за окном хмурится. Но чтобы улучшить самочувствие, можно закрыть шторки и помечтать о теплом солнечном дне.

Специальный настрой так же необходим для выполнения качественно работы. Например, пианист поправляет фрак, усаживается на место, потирает руки. Парашютист перед прыжком или даже посадкой в самолет проверяет парашют. И это именно моменты, когда человек обдумывает в голове, что он планирует сделать, рисует план действий. Многие офисные работники перед тем, как занять свое место, выпивают чашечку кофе. И этот ритуал так же создан для настройки.

Время суток влияет на человека очень сильно. Ученые утверждают, что пик работоспособности приходится на время с 9 утра до 12 дня. Потом постепенно жизненная энергия уменьшается. Но такой режим подходит не всем, каждый человек может для себя выявить время, которое ему помогает легче войти в работу, сосредоточиться и выполнить все за самое короткое время. Существуют люди, которым проще трудится ночью, и их утренние часы не будут слишком результативны.

Усталость очень сильно влияет на качество работы. Если человек ежедневно загружен на предельных мощностях, он быстро выдохнется. Через один-два месяца тяжелого ритма наступает период самых низких достижений. Чтобы , нужно правильно рассчитывать нагрузку и чередовать труд и отдых. Даже в течении дня необходимо менять деятельность: физическую на умственную, и наоборот.

Качественный сон влияет на работоспособность. Если человек не выспался, это сразу видно по его труду. Ухудшается скорость реакции, падает внимательность, а значит все происходит медленнее, возможны ошибки. Поэтому необходимо регулярно спать не менее 7 часов, чтобы чувствовать бодрость и готовность к достижению вершин.

Индивидуальные качества и работоспособность.

О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов.

Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".

Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.

Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков, будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.

Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.

Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час до начала уроков.

Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Как изменяется работоспособность?

Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года.

Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.

С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года.

Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме.

О режиме сна и отдыха.

Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.

Соблюдайте простые правила:

Пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;

Время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;

Не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;

Помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9 часов.