Ребенок бесится в кровати перед сном. Сильно активный ребенок: как воспитывать

Многие мамы, столкнувшись с плохим сном своего малыша, начинают изучать тему детского сна. Они узнают о том, что активные игры перед сном затрудняют укладывание и портят сон, что возбуждение ребёнка, закономерное для не созревшей до конца нервной системы деток от ноля до трёх лет, необходимо снять, что надо помочь ребёнку успокоиться и подготовиться ко сну.

Советская легенда Радлова (в лабиринте , на озоне , в риде) – рассказы в картинках. Хит с 1937 года. С подписями самого Хармса, Дилакторской, Гернет! Не совсем виммельбух, но вообще, что называется, мастхев и супер-пупер.

3. Пальчиковые игры. Их ценность в развитии малыша трудно переоценить. Вообще все эти сороки-воровки, палочки-каталочки, точки-дочки и прочие милости из нашего детства – штуки чрезвычайно полезные, в том числе, как это ни удивительно, для развития речи, так как центры мелкой моторики и речи в мозге расположены очень близко.

4. Потешки и интерактивные стишки (потешки на знакомство с телом, «Гуси-гуси, га-га-га», «Мишка косолапый по лесу идёт» и пр.). Тут поисковик вам в помощь, всё это есть в сети в огромных количествах.

5. Пальчиковые краски.

Грязно, но чрезвычайно увлекательно. Можно рисовать на белой бумаге, а можно воспользоваться специальными раскрасками. Самое безопасное – посадить ребёнка в ванную или ограничить его пространство стулом для кормления со столиком. Иначе, конечно, вам спокойного бодрствования не видать, оно превратится в активное бодрствование с тряпкой. 🙂

6. Обычная гуашь и рисование кисточками. Это не для девятимесячных крох, конечно, а для деток постарше. Но не менее занимательно. 🙂

Из этого дела вырастает ещё одно прекрасное: можно мыть кисточки в стакане с водой и смотреть, как она окрашивается. Магия!

7. Продолжаем тему рисования, но теперь совсем иным образом – рисуем пластилином.

Очень просто!

Возьмите в руки игрушку-курочку. Дайте детке лист бумаги. Скатайте шарик из жёлтого пластилина, бросьте на лист, пусть малыш вдавит его пальчиком – это будут зёрнышки для курочки. Курочка придёт и поклюёт. 🙂 То же – с конфетками для собачки, снегом для медвежонка и т.д. и т.п. 🙂 Ваша фантазия вам поможет. Перед новым годом мы украшали вырезанные из зелёной бумаги силуэты ёлочек ёлочными игрушками, к Пасхе затеяли разноцветные яйца в корзинках-аппликациях. Вариантов масса, и каждый из них – увлекательный и интересный.

8. Рисование на полу (рулон старых обоев на полу с оборота или рулонная бумага).

Оооооо, это гениально, клянусь! Я впервые получила получасовую паузу, когда было именно рисование на полу! 🙂 Рулонная бумага продаётся в магазинах ИКЕА, стоит копейки, а обеспечивает вас спокойствием долго и успешно.

На тех же обоях или рулонной бумаге, на старых коробках и пр. можно рисовать дороги и здания, возить по ним машинки, передвигать животных, в общем, начинать сюжетную игру. Тут малышу без вас не справиться – сюжетная игра становится для него естественным занятием после трёх лет. До этого возраста самостоятельно он игру не придумает и не реализует. А с вами будет играть совершенно заворожённо, пока вы будете рассказывать ему о том, куда какая машинка двинулась, что повезла и куда, кого встретила на пути и какие приключения ждут её за поворотом.

9. Кубики (башенки и замки).

Старая и вечная забава на все времена. Мне посчастливилось купить набор из больших кубиков советского образца со смягчёнными углами и гранями, и мы с малышом совершенно счастливы. Замки получаются высокие, строить их легко и интересно, а разрушать – не страшно.

10. Пальчиковые же игрушки. Как я могла забыть про них? Наверное, потому, что сейчас они у нас не очень популярны, хотя прошлым летом в самолёте спасали не только нас, но и кучу родителей вокруг. В общем, как и остальные, и эта забава – дело субъективное. 🙂 Я банально жду, когда подрастёт человек и распробует это удовольствие. Быть может, вы-то как раз и будете просиживать с ними часами уже сейчас.

11. Конечно, с суши можно перебраться к воде! Займитесь играми с водой. Её можно переливать из одного сосуда в другой, наливать из-под крана, выливать куда попало (тут уж позаботьтесь, чтоб попало куда надо). Заодно можно сравнивать, в какую ёмкость больше помещается. Этакий элемент «раннего развития».

Ещё воду можно окрашивать пищевыми красителями. В отличие от красок тут магия в крошечных крупинках порошка. Их можно даже не показывать ребёнку, а устроить фокус-покус-сессию. 🙂

12. Прекрасная забава – гидрогель (следите только, чтоб малыш не ел его).

Чудесные на ощупь, влажные, прохладные, упругие шарики можно перебирать пальцами, разминать и крошить, опускать в них руки и т.п.. Их также можно использовать как сенсорную коробочку: прятать в гидрогель мелкие предметы и доставать их оттуда вслепую.

13. Раз уж мы заговорили о сенсорных коробочках, то, конечно, вспомним про фасоль, нут и прочие крупы. Устройте забаву с поиском в сыпучей сокровищнице мелких предметов: игрушек, крышечек, шариков и пр., пересыпайте крупу ложкой и руками. Соблюдайте правила безопасности и не оставляйте ребёнка без присмотра, так как и мелкие предметы, и сами фасоль-рис-нут-горох легко не только проглотить, но и неосторожно вдохнуть.

14. Еще один наш хит – наклейки.

Они продаются в огромном количестве в детских магазинах и книжных. Это могут быть специально изданные книжки для малышей (совсем недорогие, но горячо любимые, продаются в Ашане) и интерьерные – на плёнке oracle типа «декоретто». Последними украшена вся наша кухня на даче: бабочки, бабочки, бабочки всюду – малыш их обожает.

15. Последнее в списке, но не по важности.

Тактильное взаимодействие – мягкий массаж поглаживаниями (с маслом, после ванной). Потряхиваем ручки и ножки, открываем подмышки, шейку, делаем «лампасики»…

Это приятное дело можно совмещать с потешками про части тела («Где же наши ручки», «Вот лежат в кроватке розовые пятки» и пр.).

Конечно, это не всё. Ищите и дополняйте этот список своими любимыми занятиями! Спокойных вам ночей и… интересного спокойного бодрствования!

Коуч проекта «Система Здорового Детского Сна» Анна Ашмарина

Причины, по которым оно может возникнуть:

  • сильные положительные или негативные эмоции;
  • долгое занятие монотонной работой;
  • смена режима;
  • усталость;
  • переизбыток сладостей или голод.

Если ребёнок сильно перевозбуждён, он может выглядеть радостным, бегать, прыгать и хохотать без перерыва. Часто после этого состояния дети начинают капризничать, плакать или даже устраивают настоящий скандал. Любой родитель предпочтёт избежать подобной ситуации.

Заметив первые признаки перевозбуждения, родителям нужно успокоить чадо, переключить фокус его внимания. Вряд ли это удастся сделать, просто призвав к разуму или прикрикнув: к сожалению, дети в таком состоянии не способны успокоиться по одному вашему или даже своему желанию.

Как успокоить перевозбуждённых детей

Я хочу предложить 10 проверенных и достаточно простых способов снять нервное перевозбуждение у детей. Они действуют практически на всех малышей. Некоторые возможно выполнить только в определённое время или дома, но остальные универсальны.

1. Прогулка.

Признаюсь, этим способом я пользуюсь чаще всего. Раззадоренные сын и дочка мгновенно переключают внимание на одевание, а как только мы выходим на улицу, смена обстановки, свежий воздух и возможность свободно побегать быстро их успокаивают.

Даже если сейчас не время прогулки, можно выйти на полчаса - это прекрасно подействует на детей. Если на улице дождь или холодно не беда: просто подберите подходящую одежду и погуляйте меньше времени. Не бойтесь выйти на короткую прогулку перед сном: если малыш перевозбужден, он плохо спит, а прогулка снимет напряжение и поспособствует лучшему засыпанию.

2. Тёплая ванна.

Если вы находитесь дома, подготовьте малышу ванну. Нестрашно, если он помоется не в обычное время: водичка мгновенно снимет напряжение и переключит внимание. Дайте сосуды для переливания, водяную мельницу, леечку, шприц, губку, то, что подходит по возрасту.

Крем для тела и мягкий массаж после купания ещё больше расслабит. Если принять ванну нет возможности, замените её упражнениями с водой: налейте жидкость в большой таз и дайте сосуды для переливаний. Вода имеет прекрасный терапевтический эффект, а занятия с ней расслабляют и развивают моторику.

3. Упражнения с крупами.

Практически таким же терапевтическим эффектом, как вода, обладают мягкие крупы. Мальчикам и девочкам нравится пересыпать чечевицу или пшено из одного сосуда в другой. Замечательным занятием для возбуждённого малыша станет поиск маленьких игрушек или природных материалов в миске с крупой. Песок всегда можно использовать вместо крупы как на улице в песочнице, так и дома. Однако его сложнее убирать, поэтому мы обычно пользуемся крупой.

4. Танцы под спокойную музыку.

Прослушивание спокойной мелодичной музыки станет прекрасной релаксацией. Однако перевозбуждённые дети вряд ли захотят сидеть на месте. Предложите им потанцевать. Обращайте внимание на плавность движений, их соответствие мелодии. Используйте аксессуары, например лёгкие разноцветные платочки.

5. Спортивные занятия с чёткими инструкциями.

Часто взбудораженные дети бегают и не могут усидеть на месте. В таком случае перенаправьте энергию - предложите спортивные занятия с чёткими инструкциями: позы из йоги, которые вы продемонстрируете, или любые другие физические упражнения. Концентрация на правильном выполнении переключит внимание и успокоит ум.

6. Моторная работа с мелкими предметами.

Дети 2–4 лет обожают работать с мелкими предметами, и для такой работы нужна концентрация. Выберите занятие по возрасту:

  • нанизать бусы;
  • приклеить маленькие наклейки;
  • собрать мозаику;
  • вышивать.

То, что будет под рукой. Главное, заинтересовать детей, иначе им нелегко дастся такое быстрое переключение.

7. Готовка.

Бывает, что встревоженное состояние вызвано голодом. Но даже если это не так, детей обычно увлекает работа на кухне. Спросите малыша, не голоден ли он, и предложите самостоятельно приготовить что-нибудь перекусить. Пусть почистит варёные яйца, порежет фрукты или овощи, приготовит себе салат или бутерброд.

Помните, что сладости, конфеты и печенья способствуют ещё большему возбуждению, поэтому не следует давать их и так взволнованным детям.

8. Творчество.

Другим прекрасным средством от перевозбуждения являются творческие занятия. Одно из самых успокаивающих - лепка. Я всегда вытаскиваю пластилин разбушевавшимся сыну и дочке.

Вместо пластилина можно сделать солёное тесто, смешав стакан муки, полстакана соли и немного воды. Детям обязательно понравится самостоятельно сделать такую смесь.

Рисование красками - другой быстрый способ снять напряжение, так же как и приклеивание разнообразных материалов на картон (коллажи).

9. Упражнения практической жизни.

УПЖ могут занять не только перевозбужденных, но и гиперактивных детей. В зависимости от ситуации вы можете предложить разные виды уборки: помыть посуду, мебель или почистить свои ботинки. В Монтессори-группах прекрасно знают об успокаивающем эффекте таких занятий. Именно с них начинают презентации детям в период адаптации в группе.

10. Чтение книги или прослушивание аудиосказки.

Если малыш - любитель рассматривать книги или слушать аудиосказки, нет ничего проще, чем переключить его внимание на любимую или новую книжку.

Как видите, существует множество методов успокоить детей. Каждому подойдёт что-то своё. Но лучшим способом станет предупреждение перевозбуждения, для чего следует:

  • соблюдать чёткий режим дня;
  • чаще гулять на улице;
  • спать необходимое количество часов;
  • есть лёгкую сбалансированную пищу;
  • сохранять доброжелательную обстановку в семье.

Но даже при выполнении этих правил в следствие незрелой пока нервной системы, малыши всё равно будут перевозбуждаться. Старайтесь спокойно реагировать на это и переключать внимание детей на спокойные расслабляющие занятия.

Когда ребенок расстроен или чрезмерно весел, уложить его спать очень сложно, особенно в дневное время суток. Правильные действия родителей, помогут подготовить малыша к отдыху.

Трудно войти в режим “релаксации”, когда телевизор работает в соседней комнате, рядом горит свет, а домовладельцы занимаются неотложными делами. Успокоить поможет уменьшение раздражающих факторов, таких как шум и яркий свет.

2.Успокаивающий разговор

Как успокоить ребенка перед сном? Даже маленькие дети любят болтать на своем языке, спокойный разговор о предстоящих волшебных снах способствует расслаблению.

3. Прощальный ритуал

Малыш старше пяти месяцев может попрощаться со своими игрушками до завтрашнего дня или уложить их спать в импровизированную кроватку. Такой ежедневный ритуал научит малыша чувствовать приближение дремоты и успокоит в случае капризов.

4. Массаж

Поглаживания и поцелуи вызывают чувство безопасности, поэтому многие детки после массажа быстро засыпают. Кроме того, нежный массаж поможет успокоить .

5. Музыка

Замечено, что энергичная музыка заставляет человека быстрее двигаться и пробуждаться, тогда как спокойная, наоборот, склоняет ко сну и релаксации. Слушать можно не обязательно классику, пусть это будет то, что нравится всем капризулям – тихое и красивое.

6. Ребенок капризничает перед сном? Спойте колыбельную

Колыбельные действительно эффективны, ведь нет ничего дороже маминого голоса, даже если он не так певуч, как голос из телевизора. Колыбельные всего мира созданы для того, чтобы успокоить и передать любовь от мамы.

7. Шепот

Услышав шепот, кроха притихнет и сосредоточится, чтобы расслышать приятный звук. Таким образом, он отвлечется и почувствует потребность отдыха.

8. Наблюдение за звездным небом

Теперь не обязательно лежать под открытым небом или смотреть в окно. Появилось множество детских ламп-проекторов отображающих звездное небо в любой части комнаты. Наблюдение за звездами – отличный способ снять чрезмерную физическую активность.

9. Укачивание

Дети любят качаться в колыбели или в объятиях своих родителей, потому что укачивание напоминает им о днях, проведенных в животике мамы. Укачивая малыша, помните, кроха должен проснуться там, где он уснул, так, вы предотвратите испуг, если ребенок проснется среди ночи.

10. Вечернее чтение

Вам не нужно ждать пока кроха подрастет, чтение книги начнет успокаивать сразу после рождения благодаря родному тембру голоса.

Что затрудняет приближение сна

Некоторые действия возбуждают нервную систему, постарайтесь избежать их и сделать так, чтобы они не появлялись за час до сна.

От чего оберегать перед сном:

  • Энергичное развлечение. Игры перед засыпанием, не лучшая идея, это следует объяснить старшим детям и другим близким родственникам.
  • Просмотр мультфильмов. Компьютер, планшет и телевизор возбуждают нервную систему снижая вероятность спокойного сна.
  • Напряженная атмосфера. Дети отлично чувствуют напряженность в отношениях между взрослыми, отложите серьезные разговоры на утро.
  • Усталость. Чрезмерная усталость препятствует быстрому засыпанию.
  • Нерегулярный ритм дня. Ребенок, который живет в хаосе, испытывает проблемы с вечерним “торможением” не чувствуя потребность в отдыхе.

Другие причины, которые мешают заснуть:

  • Малыш хочет в туалет или уже сходил (проверьте подгузник).
  • Плохие сны.
  • Мешает скованность рук или наоборот, свобода.
  • Переедание или голод.
  • Кусают насекомые.

Успокоить ребенка перед сном может и папа и другие родственники, это будет действенно, когда он все время проводит только с мамой.

Признаком здоровья ребенка в два года станет него подвижность, активность и любознательность. Малыш двухлетнего возраста не может длительно сидеть на месте, тихо и смирно, это не типично для его нервной системы. Поэтому, зачастую родителям кажется, что дети гиперактивны и пытаются всеми способами их успокоить. Но нужно ли это?

Многие дети к двум годам уже обладают особым характером и темпераментом. Одни их них спокойны и медлительны, другие же не могут усидеть ни минуты и носятся по дому как маленький ураган. Зачастую таких детей родители относят к «гиперактивным», хотя точки зрения неврологии такой «диагноз» уместен только после 5-6 лет. А вот нормальный ребёнок 2 года практически всегда очень активный. Гораздо больше стоило бы беспокоиться тем родителям, чьи дети в два года часами сидят тихо в комнате, практически молча перебирая игрушки.
В два года детям нравится визжать, кричать, шуметь и бегать. Крики и визг полезны для развития речевого аппарата и тренировки дыхательной системы. А движения в виде бега, прыжков полезны для тренировки мышц. Но если такие скачки с визгами продолжатся часами - это может стать испытанием для нервной системы почти всех родителей. Однако, не спешите искать признаки гиперактивного ребенка в 2 года у вашего крохи. Скорее всего, вы просто не знаете, как направить энергию ребенка в нужное русло или правильно его успокоить.
Зачастую такие скачки и крики могут быть признаком нарушенного режима, а не гиперактивности. Малыш может быть переутомлен, перевозбужден или голоден. Поэтому, прежде всего, учитесь понимать вашего кроху и находить с ним общий язык.

Как правильно успокоить ребенка 2 года

Чтобы к вечеру малыш не вошел в «штопор» с истерикой и слезами, учитесь вовремя успокаивать ребенка и переключать его с активных игр и беготни на спокойные занятия. Позволяйте ему бегать и шуметь только до того предела, который вы моете без напряжения выдержать. Если малыш слишком подвижен дома, почаще ходите с ним гулять, чтобы в общении со сверстниками он выплескивал накопленную энергию. Обычно дети шумят и кричат за компанию, подзадоривая друг друга, позвольте крохе набегаться на улице, дома он будет спокойнее.
Но помните, дети от собственных криков могут сильно перевозбуждаться, и сразу успокоиться они не могут. После активных шумных игр дайте малышу время прийти в себя - спокойно пройдитесь по улице, спокойно и медленно с ним разговаривайте. Объясняйте ребенку, что воспитанные дети умеют вести себя тихо и спокойно, и попробуйте с ним стать воспитанными.
Если малыш вечером разошелся не на шутку, всегда встает вопрос - как успокоить ребенка 2 года перед сном. Ели кроха ляжет спать в перевозбужденном состоянии, спокойного сна ждать не придется. Ваша задача - успокоить кроху перед сном, чтобы он лег спать без истерик. Не стоит ждать, что ребенок по одному вашему слову сразу сядет и перестанет кричать и носиться по дому. Это нереально. Поставьте на столе или на полу игрушки, начните играть в спокойную игру - кубики, пазлы, рисовать, не смотря на то, что делает малыш. Через некоторое время он обязательно к вам присоединится и влечется новым, спокойным занятием. Это позволит возбужденной нервной системе прийти в себя, а малышу - успокоиться и «остынуть» перед сном. Если ребенок к вечеру истерит, скорее всего он переутомляется за день, дневного сна для полноценного отдыха ему мало. Добавьте в ваше дневное расписание дополнительный часок для сна или отдыха вдвоем.

Успокоительное для детей 2-х лет

Зачастую дети настолько возбудимы, что обычные способы успокоения в отношении них просто не действуют. Это бывает у детей с гипоксическими или травматическими повреждениями со стороны нервной системы, у особо чувствительных малышей. Таким детям нужна консультация и наблюдение у невролога, а также курсовые приемы особых успокоительных средств для детей 2 лет. Их назначают врачи курсами, под контролем специалиста. Иногда могу помочь травяные чаи, растительные успокоительные препараты, ванны с травами. Но стоит помнить, самостоятельно их применять не стоит - травы могут давать аллергию, имеют побочные эффекты и противопоказания.

Спокойный сон ребёнка радует родителей, позволяя им полноценно отдохнуть и заняться своими делами. Однако иногда отход ко сну у детей сопровождается длительным засыпанием, мучительными криками и сильными истериками. Ребёнок орёт перед сном, казалось бы, без всякого повода, его невозможно успокоить. Под детской истерикой понимают состояние чрезмерного эмоционального возбуждения ребёнка, проявляющегося громкими криками, плачем, агрессивным и неадекватным поведением. Особо тяжёлые случаи истерики могут заканчиваться судорогами. Однако в своём большинстве детские истерики являются нормой и легко объяснимы. Почему ребёнок кричит перед сном? Зная природу и причины, можно предупредить и не допустить истерику, а также понять, следует ли обращаться за помощью к специалисту.

Ребёнок появляется на свет с ещё не полностью сформированными системами и органами. Так, навык отличия дня от ночи у детей появляется только спустя полтора месяца после рождения.

Груднички имеют отличную от взрослых структуру сна с короткими и быстро меняющимися фазами:

  • сон взрослого человека имеет 4 фазы;
  • у ребёнка третья фаза формируется к первому году жизни.

Сон малыша начинается с поверхностной или быстрой фазы, когда активно работает нервная система и головной мозг, переваривая информацию, поступившую в большом количестве за день. Также в этот период наблюдается мышечная активность, способная напугать и разбудить ребёнка. Переход из одной фазы в другую также может заставить малыша кричать и плакать среди ночи.

У детей до 4 лет нервная система устроена таким образом, что процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Исключение составляют 10-15% детей, которые могут чувствовать перевозбуждение и справляться с ним.

Вот примеры:

  1. Самостоятельно без помощи родителей могут засыпать только маленькие флегматики.
  2. Дети-холерики мучительно засыпают из-за чрезмерного возбуждения, свойственного этому типу темперамента.
  3. Сангвиники имеют большой запас энергии, позволяющий им долго не уставать и мешающий процессу засыпания.

Особенности развития ребёнка позволяют ему начать самостоятельно справляться с перевозбуждением только к 3,5 годам, а на практике на полгода позже. До этого возраста ребёнку ничего не стоит перевозбудиться, и требует больших трудов, чтобы успокоиться. По этой причине дети вопят и плачут, особенно перед сном, когда нужно расслабиться.

Наши предки не боялись детского плача. В их арсенале на случай, когда ребёнок истерит перед сном, были колыбельные и сказки, а также различные потешки для отвлечения и успокоения перевозбуждённого чада.

Переутомление настигает кроху быстро и незаметно: вот он только что играл, а через минуту уже не контролирует себя, крича и плача как резаный. Родители недоумевают от таких резких перепадов настроения и не могут понять причины.

Уметь вовремя заметить признаки подступающей усталости – это сложный поведенческий навык, который есть не у всех взрослых, а у малышей формируется только к 4 годам.

Повышенная возбудимость – это далеко не единственная причина детских истерик перед сном.

Наряду с перевозбуждением есть некоторые психологические факторы, мешающие спокойно заснуть ребёнку:

Дети в возрасте до 2 лет не могут внятно сформулировать, почему они не могут уснуть. Поэтому часто они устраивают истерики и плачут перед сном. Это единственный пока в их арсенале способ показать, что их что-то тревожит.

Поводами для обращения к психотерапевту или психологу могут быть следующие случаи:

  • если ребёнок старше 10 лет боится спать один без света, рассказывая о фантастических тварях, скрывающихся в его комнате (школьники уже прекрасно различают рамки вымысла и правды);
  • если ребёнок закатывает истерики перед сном, боясь засыпать, громко кричит и плачет навзрыд во сне, говорит о смерти;
  • если у ребёнка наблюдаются признаки панической атаки: неровное дыхание, потеря сознания и другое.

Даже при отсутствии этих признаков родителям не следует оставлять без внимания детские страхи и беспокойства. Обычная боязнь темноты у маленького члена семьи без принятия соответствующих мер может привести к психическим и нервным расстройствам. Детские страхи, запрятанные глубоко в подсознание, могут быть причиной неуверенности и комплексов во взрослой жизни.

Ребёнок растёт и развивается, в организме происходят изменения, иногда доставляющие дискомфорт.

Отмечают следующие физиологические факторы, заставляющие плакать и кричать ребёнка перед сном:

Крики и плач маленького ребёнка могут служить причиной болевого синдрома либо наличия скрытого заболевания. Когда ребёнок регулярно плохо засыпает, беспокойно спит, выглядит утомлённым и теряет аппетит, необходимо как можно быстрее обратиться за помощью к доктору.

Самый лучший способ борьбы с детской истерикой – это её предупреждение.

Несколько простых советов помогут выработать навык наблюдать за ребёнком, своевременно распознавать надвигающуюся истерику и принимать меры для её предотвращения:

  1. Спокойно и быстро заснуть позволяет не переутомление, а хорошая усталость. Часто ночным истерикам подвержены городские дети, особенно в осенне-зимний период. Они не в состоянии израсходовать достаточное количество физических сил, чтобы устать. Того утомления, которое они получают от просмотра телевизора, беготни по дому и игр с наскучившими им игрушками, недостаточно для правильного развития и полноценного сна. Детям нужна мышечная активность и умеренное количество новых впечатлений: утренняя зарядка, прогулки в любое время года, активные игры на свежем воздухе, общение со сверстниками, занятия в спортивных секциях и студиях.
  2. Одной из основных задач родителей является контроль над уровнем возбуждения ребёнка. Малыш не должен скучать, однако впечатления (зрительные, слуховые, двигательные, социальные) следует строго дозировать. У каждого ребёнка своя мера впечатлений, полезная для здоровья. Проблема в том, что дитя до 4-5 лет не может самостоятельно почувствовать её. Вот тут и подключается родитель, который интуитивно должен чувствовать и видеть эту грань. Внимательные родители могут без слов определить изменения в поведении их ребёнка, говорящие о том, что он близок к перевозбуждению и усталости. Один начинает громко смеяться, другой – хныкать, третий начинает быстрее двигаться, падая и задевая предметы, у четвёртых меняются темп речи и громкость голоса. Эти «звоночки» необходимо хорошо знать, своевременно замечать и принимать меры, не дожидаясь истерики у ребёнка.
  3. Для приучения малыша к режимам бодрствования и сна необходимо активно общаться с ним днём, не создавать иллюзию ночи закрытыми шторами, не соблюдать полную тишину во время его дневного сна. Родителям можно разговаривать друг с другом, делать что-то по дому, негромко слушать музыку или смотреть телевизор. Однако следует избегать резких и громких звуков, способных разбудить и напугать малыша. Ночью же, наоборот, необходимо исключать яркий свет, постепенно приучая малыша засыпать в полной темноте. За 2 часа до отхода ко сну следует настраивать ребёнка на отдых и расслабление, избегая эмоциональных нагрузок, активных игр и громкого смеха.
  4. Совместный сон с малышом имеет две стороны своего проявления. С одной стороны – малышу комфортно и спокойно рядом с мамой, а у мамы есть возможность, не вставая, быстро уложить ребёнка среди ночи кормлением грудью. Другая сторона не такая приятная – сон крохи беспокойный, с вздрагиваниями и всхлипами, особенно если ему предшествовала истерика, тревожит мать в течение ночи и не даёт ей полноценно отдохнуть. Чем дольше малыш будет находиться в родительской постели, тем сложнее будет его отучить от этой привычки без истерик. Лучше сразу приучать ребёнка к своей кроватке, а в дальнейшем, если есть такая возможность, выделить ему комнату или небольшой уголок в квартире. Личное пространство формирует хорошую самооценку, чувство собственного достоинства и значимости у ребёнка.
  5. Немаловажно для спокойного и своевременного засыпания соблюдение определённых правил, своеобразного ритуала, настраивающего ребёнка на сон. Дети с охотой выполняют традиционные, привычные и знакомые действия. Для начала нужно обязательно определиться с чётким временем отхода ко сну и заранее совместно с малышом готовиться к нему. Можно собрать игрушки и пожелать им спокойной ночи, затем отправиться в тёплую ванну с расслабляющим настоем трав или эфирных масел и пожелать игрушкам в ванной крепких снов. Чтение книги, просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!», массаж с капелькой ароматического масла, пение колыбельной с укачиванием на руках и многое другое, что дорого родителям из детства и находит положительный отклик у ребёнка. Полезно тихо пообщаться с малышом перед сном о том, как он провёл день, о его интересах, впечатлениях и друзьях. Тёплые объятия и разговоры перед сном, не менее 15 минут, успокаивают нервную систему ребёнка, улучшают засыпание и нормализуют его сон. Однако во избежание эмоционального возбуждения и вследствие него длительного засыпания, эти ритуалы должны быть чётко ограничены по времени. После проведённого ритуала отхода ко сну следует положить малыша в его кровать и пожелать ему спокойной ночи.

Если ребёнок сопротивляется и плачет, это говорит о том, что у него сложились неправильные ассоциации, связанные о сном. В этом случае нужно терпеливо и твёрдо идти согласно установленным правилам, не поддаваясь на сопротивление и просьбы малыша. Не следует идти на поводу у ребёнка, брать его на руки, бесконечно укачивать и петь колыбельные. Гораздо лучше спокойно объяснить, что пора спать, посидеть рядом с кроваткой, погладить кроху. Важно помнить, что ребёнку нужно взрослеть, а процесс укачивания на руках оттягивает этот момент.

Дневной сон необходим ребёнку, чтобы отдохнуть, восстановить силы и снять напряжение. Многие дети сопротивляются и отказываются спать днём. Если родители не могут противостоять напору своего чада, негативные последствия в виде перевозбуждения и ночных истерик не заставят себя долго ждать, а вернуть прежний распорядок дня будет сложно.

Специалисты считают, что дневной отдых необходим детям до начала обучения в школе.

Особо возбудимые и эмоциональные первоклассники под действием новой среды и нагрузок ещё долго нуждаются в дневном сне. Согласно общим нормам суточного детского сна, рекомендуемым педиатрией, ребёнку от 6 до 12 месяцев необходимо два дневных промежутка сна по 1 часу 20 минут. Дети 1,5-3 лет для комфортного самочувствия нуждаются в дневном отдыхе протяжённостью не менее 1,5 часа.

Нормы детского развития гласят, что к двум годам ребёнок должен уметь засыпать самостоятельно. К этому возрасту многие определяют детей в детские сады, где умение заснуть спокойно и без помощи взрослых является важным пунктом. Привычки и ассоциации, связанные со сном, трудно поддаются коррекции. Однако есть в возрасте ребёнка моменты, когда это легче всего сделать: до 6 месяцев, в момент отучения от грудного вскармливания, в период начала общения ребёнка фразами. Задача родителей – не пропустить эти моменты и воспользоваться ими для нормализации правильных привычек, которые будут актуальны для ребёнка до 7-8 лет.

Важно знать, если у крохи нет отклонений в физическом и психическом развитии, то причины его истерик лежат в семейных отношениях, сложностях социализации и в неправильной оценке поведения малыша. Важно понимать причины детских истерик, предупреждать их и помогать ребёнку, направляя и корректируя его поведение. Эта кропотливая и длительная работа требует от родителей большого терпения и последовательности.

Совместные усилия, поиски компромиссов, стойкость и любовь родителей избавят ребёнка от истерик перед сном и сделают его детство счастливым и радостным.