Виды установок в психологии. Что такое психологические установки и откуда они берутся? Или вот пример о детских установках

Рассматриваемые в психологии установки человека являются не только его предубеждением. Это некий настрой его физических и душевных сил на ту или иную ситуацию или определенные потребности. Причем, как отмечается в психологии, установка личности находится вне сознания человека. Что же это за явление? Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

История открытия

В внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы. Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия. При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок - социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р. Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии - это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе. В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе. Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека. Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки. Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась. Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Уточнение термина

В психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе - Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Диспозиционная концепция

Существуют и другие теории установки в психологии. Одной из них является диспозиционная концепция В. А. Ядова. Этот ученый предложил свой подход при рассмотрении системообразующих компонентов, отражающих социальное поведение человека.

Рассматриваемая концепция основывается на иерархической системе диспозиций. В триаде, предложенной Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов заменил установку на понятие диспозиции. Это не что иное, как самые разнообразные состояния готовности или предрасположенности человека к восприятию ситуаций. В. А. Ядов рассматривает диспозиции личности в виде иерархической системы, сформированной в результате имеющихся потребностей и условий. В этой системе ученый выделил три уровня. Друг от друга они отличаются разным составом и соотношением входящих в них элементов (установок, потребностей, условий деятельности). Каждый из уровней диспозиции предопределяет соответствующий ему уровень поведения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фиксированные установки

Именно они и находятся на самом первом и в то же время нижнем уровне диспозиции. Что такое элементарная фиксированная установка? Это в психологии определение специфических реакций субъекта на предметную, актуальную ситуацию, а также его восприятие быстро меняющихся воздействий окружающей среды. Элементарные установки формируются исходя из основных потребностей физического бытия, а также простейших ситуаций. Та или иная поведенческая готовность индивида в таком случае закреплена имеющимся у него предшествующим опытом.

Социальные установки

Подобное явление обнаруживается на втором этапе диспозиционной ступени. Социальная установка - это в психологии потребность человека во включении его в контактные группы. Какие при этом возникают ситуации поведения? Они являются социальными. Подобные установки имеют место исходя из оценки отдельных общественных объектов. Учитываются при этом и социальные ситуации. В то же время индивид совершает те или иные поступки. Они и являются элементарной, единицей поведения.

Что еще мы понимаем под описываемым термином? Социальная установка - это в психологии не что иное, как устойчивое отношение индивида к людям, а также ко всем процессам и событиям, происходящим в обществе. Именно по ней и может быть дана характеристика личности.

Сам термин «социальная установка» в психологии имеет несколько значений, которые отличаются друг от друга своими особенностями. Так, первоначально под данным определением понималась готовность индивида к решению поставленной задачи. При этом что являлось объектом социальной установки? Это сам человек, а также люди, входящие в его окружение, события и процессы в обществе, предметы духовной и материальной культуры и т. д.

Несколько позже рассматриваемый термин стал иметь несколько иное значение. Социальная установка в психологии - это устойчивое отношение одного человека или группы людей к чему-либо или кому-либо. Внимательное изучение данного явления дало ясно понять, что оно является довольно сложным. При этом подобную установку стали классифицировать не только как психическое состояние личности, но и как ее психологическое свойство.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Установка - неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, ); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия . Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. Кроме этого, большое внимание установкам, в особенности роли установок в познании, уделял С. Л. Рубинштейн . В его работах понятие установки связано с понятиями Бессознательное .

Развитие теории установки

Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явление восприятия как отражения действительности и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.

Уточнение термина Установка

Установка имеет трёхчастную структуру: 1) аффективный компонент (чувственный образ); 2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания); 3) когнитивный компонент. [ ]

Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус , определённую психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определённой деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстаёт в качестве опосредствованного звена, „принципа связи“ как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только „каузальный“ (побуждение к деятельности, потребность), но и „целеподобный“ момент в виде общей проспективной неразвёрнутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей её конечный результат. Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним - актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним - конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее».

Несколько более чёткую позицию в данном вопросе занимает Ш. Н. Чхартишвили , разделяя установку на два типа: фиксированную и первичную. Они легко дифференцируются друг от друга, имеют разные свойства и функции. Также в данном направлении работал Шенцев.

Дополнительные понятия

Благодаря таким признакам как „двусторонняя детерминация“, „принцип связи“, „динамичность“ и в то же время „определенная устойчивость“, „целостность“ и т. д. установка в данном понимании больше соответствует роли системообразующего фактора, чем такие понятия как „цель“, „задача“, „мотив“ и т. д. (претендующие на эту роль). Понятие „установка“ следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определённому поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним. Поэтому мы можем иметь один, например, отрицательный аттитюд к какому-нибудь человеку, но множество (возможно, даже исключающих друг друга) установок по отношению к этому индивиду для различных конкретных ситуаций (вспомним известный парадокс Ла Пьера , когда хозяин одной гостиницы, имея отрицательный аттитюд к китайцам, все же принимал их в своей гостинице). Таким образом, наличия какого-либо аттитюда недостаточно для того, чтобы имело место соответствующее ему поведение в данной конкретной ситуации, тогда как в подобном случае соответствующая установка непременно гарантирует свою реализацию (если только ситуация в её психологическом смысле не изменена).»

Виды установок

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определённым образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определёнными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Установка и трансформация понятия бессознательное

Со временем в работах учеников Д. Н. Узнадзе отчасти трансформировалось и понятие бессознательного . В статье Ф. В. Бассина, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия читаем: «бессознательное - это понятие во всяком случае гораздо более широкое, чем „психологическая установка“. Неоспоримо, однако, что в ряду форм конкретного выражения неосознаваемой психической деятельности психологическим установкам отводится очень важное место». Эта мысль более конкретно выражена в работе А. Е. Шерозия , который следующим образом резюмирует свою позицию: "Интерпретируя теорию неосознаваемой психической установки, мы опираемся на трехчленную схему анализа человеческой психики «установка - сознание - бессознательное психическое», вместо двучленной «установка - сознание ». Таким образом, А. Е. Шерозия не отождествляет установку и бессознательное психическое, считая их отдельными, но взаимосвязанными реалиями. При этом установка, по А. Е. Шерозия, выполняет функцию связи между (а) психическим и транспсихическим, (б) отдельными сознательными психическими актами и (в) сознательными и бессознательными психическими процессами. Однако при таком толковании, да и при других интерпретациях, объявление установки в качестве психической реальности, как нам кажется, является, по меньшей мере, непоследовательным шагом. А. Е. Шерозия утверждает, что связь между сознательно-психическим и бессознательным психическим опосредуется установкой, которая им объявляется психической реальностью

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.

Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.

Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Начиная общение, люди оказывают взаимное влияние друг на друга, которое обладает глубинными психологическими механизмами.

Психологические методы общения и взаимовлияния можно построить в некий психологический ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - динамическое свойство. Его некоторые проявления - от слепого копирования поведения, жестов и интонаций до вполне сознательного мотивированного подражания поведением.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование - свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И третий уровень взаимодействия - это убеждение: аргументированное сознательное речевое или письменное выражение идей, мнений, поступков. Убеждение действенно лишь тогда, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет хороших результатов.

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления.

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки.


Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют.

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям.

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.
Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.
Я полон сил и энергии.

Я обязательно достигну всех своих целей.
Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.
Я успешен во всем.
Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас.

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь.

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.