Междисциплинарный подход как идеология современной науки и образования. Мультидисциплинарный принцип организации реабилитационного лечения больных инсультом

Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистостi: матеріали XXVI Міжнародної науково-практичної конференції. - Донецк: : ІПШІ "Наука і освіта", 2009. - 460 с. - С. 208-211.

Аннотация. Анализируется проблема фрагментации современного научного знания и возможности построения целостной картины мира и системы знаний. Сделано утверждение, что эта проблема становится как никогда ранее актуальной в связи с особенностями информационного общества, что порождает множество новых направлений философской и методологической мысли. В частности, анализируется потенциал мультидисциплинарного подхода в научном познании и образовании.

Ключевые слова: междисциплинарность, мультидисциплинарный подход, философское образование, высшее образование, целостное знание, универсальный специалист.

Человеческое знание в том виде, в котором оно дается отдельными науками, представляется частным и разрозненным. Современная наука раздроблена на необозримое множество отдельных научных дисциплин, областей и теорий. Представители различных конкретных наук говорят на разных языках, решают специфические проблемы и не имеют почти никаких точек соприкосновения в сферах своих профессиональных интересов.

В то же время, хорошо известно высказывание Эйнштейна о том, что мы не можем решать проблемы теми средствами, которыми мы их создали. Как и один из базовых постулатов теории систем, в соответствии с которым проблема не может быть решена на том уровне, на котором она возникла В применении к перечисленным выше проблемам это означало бы, что решить их, оставаясь «узким специалистом», практически невозможно.

Неудивительно поэтому, что проблема фрагментации знания и попытки построения целостной картины мира и системы знаний в той или иной степени присутствуют в творчестве философов, пожалуй, столько, сколько существует сама философия.
Однако можно заметить периоды подъема Интереса к этому вопросу. Один из первых ярких примеров - гуманистический идеал homo universale, затем, пожалуй, энциклопедизм эпохи Просвещения. Говорил о недостаточности только специального знания и Огюст Конт, утверждая, что стоит создать для изучения общих положений научных общностей (généralités scientifiques) новую отдельную специальность. Одну из более поздних попыток построения модели всеобщего, единого знания мы видим в романе «Игра в бисер» Г. Гессе, где универсализм образования видится в умении установить соответствия между языками различных наук и понять принципы перевода их один в другой. Понятно, что этот список можно было бы продолжать.
И, наконец, сегодня проблема целостности знания снова выходит на первый план, становясь как никогда ранее актуальной в связи с особенностями информационного общества. Она порождает множество новых направлений философской и методологической мысли. Это и метод системной технологии профессора М.М. Теллемтаева, и конструктивная теория информации и системология Б.Ш. Флейшмана (Семеновича), и интегральная теория Кена Уилбера и многие другие разработки.
В числе наиболее интересных и перспективных направлений сегодня можно назвать так называемый трансдисциплинарный (др. названия: мультидисциплинарный, метадисциплинар ный, междисциплинарный и др.) подход. В самом широком смысле трансдисциплинарность понимается как способ расширения научного мировоззрения, заключающийся в рассмотрении того или иного явления, не ограничиваясь рамками какой- либо одной научной дисциплины. Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все ее дисциплинарные картины предстают в качестве ее частей.

Активное обсуждение трансдисциплинарности в мировой науке началось с середины 80-х годов XX века. В частности, говорит об этом «Всемирная Декларация о Высшем образовании для XXI века», принятая участниками Международной конференции по Высшему образованию в октябре 1998 года . Постоянно публикуются и научные статьи на мульти-и междисциплинарные темы. Широкая поддержка мульти- и междисциплинарных исследований осуществляется в рамках различных исследовательских программ министерств и ведомств .

Очевидно, что все более важным направлением в развитии трансдисциплинарности будет становиться образовательная политика - государственная и вузовская. Причем помимо собственно подготовки специалистов, способных оперировать методами и инструментарием различных дисциплин, роль образовательной политики заключается в создании новой научной культуры, ломке устаревших стереотипов . По мнению чилийского экономиста и мыслителя Манфреда Макс-Нифа, так называемый монодисциплинарный метод обучения и познания, к которому мы все так привыкли и без которого не представляем себе систему высшего образования в целом, становится все менее эффективным . Сегодня и в будущем, как представляется, успеха смогут добиться только те специалисты, которые научатся понимать взаимозависимость и системность мира и осознавать каждую конкретную науку как сферу или подсистему, часть более крупной конечной системы.

При этом следует понимать, что для того чтобы трансдисциплинарный подход стал доступным и понятным преподавателям и студентам вузов, он должен стать самостоятельным научным направлением, обладающим своим предметом исследования и подходом, единицами измерения, моделями действительности и методами анализа информации. Только в таком контексте, возможна систематизация частнодисциплинарных знаний, в результате которой они станут адаптированными к их использованию как единого целого в решении научно-исследовательских и практических проблем любой сложности и комплексности. В современных же университетах все дисциплины продолжают преподаваться сепаратно, в отрыве друг от друга. Такой подход дает знания, но не понимание. Получая конкретнонаучные знания и специальности, студенты, по большей части, мало представляют, как и в какой степени эти знания связаны между собой. Исключение в плане использования трансдисциплинарного подхода могут представигь, пожалуй, лишь немногие дисциплины - такие, например, как философия, планирование и некоторые другие, сама природа которых является трансдисциплинарной. Поэтому одним из приближений к «трансдисциплинарному образованию» на сегодняшний день можно считать классическое философское образование.

Литература

1. Парахонский АП. Мультидисциплинарность научных исследований // Успехи современного естествознания, № 9, 2009. - с. 121-122.

2. Стовпец AB. Глобализация образования как феномен инновационной культуры // Наукове пізнання, № 2 (22), 2008. - с. 117-124.

3. 1st World Congress of Trandisciplinarity (1994), Preamble. Convento da Arrabida, Portugal, November 2-6. Available: http://perso.clubintemet.fr/nicol/ciret/english/charten.htm.

4. Мах-Neef, Manfred A Foundations of transdisciplinarity. In Ecological Economics.

5. UNESCO on the Wodd Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-R ist Century: Won and Action. - http://per-so.club-intemet.fr/nicol/ciret/englisli/cliaiten.html.

Эффективность реабилитации зависит от правильной координации действий многих специалистов. Региональное бюро ВОЗ по европейским странам предложило бригадную форму в качестве модели организации восстановительного лечения, основанную на принципе работы мультидисциплинарной реабилитационной бригады.

Мультидисциплинарная бригада (МДБ) объединяет специалистов, оказывающих помощь в лечении и реабилитации больных и работающих как единая команда (бригада) с четкой согласованностью и координированностью действий, что обеспечивает целенаправленный подход в реализации задач реабилитации.

В состав бригады входят:
невролог, кинезотерапевт, инструктор ЛФК, нейропсихолог-логопед, психиатр, психолог, эрготерапевт (или бытовой реабилитолог), специально обученные приемам реабилитации медсестры. Желательно включение в состав бригады социального работника и диетолога. С учетом того, что в палатах ранней реабилитации находятся больные в остром периоде инсульта, ведущим врачом и координатором работы всей бригады является врач-невролог, прошедший специальную подготовку по вопросам медицинской реабилитации.

Задачи врача невролога МДБ

Оценка тяжести состояния и прогноз степени восстановления, что определяет отбор больных для палат ранней реабилитации; контроль как за неврологическим статусом, так и за состоянием гомеостаза, а также вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной систем с целью уточнения функционального резерва; выбор оптимальных методов лечения с учетом пато- и саногенетических реакций, уровня и характера поражения, степени функциональных расстройств, с ежедневной коррекцией применяемых методик в зависимости от динамики процесса восстановления; адекватное медикаментозное лечение и организация ухода за больными; оценка результатов лечения с применением балльной оценки по шкалам, отражающим как функциональное состояние нервной системы, так и активность больного в быту, а также качество жизни.

Кинезотерапевтом
является врач или методист ЛФК, прошедший специальную подготовку по нейрореабилитации. В работе ему помогают инструкторы ЛФК со средним медицинским образованием. Кинезотерапевт разрабатывает индивидуальный комплекс ЛФК и участвует в его проведении, детально оценивая нарушения двигательных и чувствительных функций, дает советы ухаживающему персоналу по созданию оптимального положения больного в постели для предупреждения нарушений тонуса и патологических позных установок, обучает больного и родственников методам правильного перемещения, вертикализации и ходьбе, решает вопросы по использованию вспомогательных приспособлений.

Специальные упражнения позволяют воздействовать на конкретные мышцы или группы мышц, увеличивая их силу и облегчая деятельность пациента в повседневной жизни. При значительной степени двигательного дефицита рад применяемых упражнений проводится при одновременном участии двух методистов.

Одним из основных постулатов, определяющих работу в палатах ранней реабилитации, следует считать разумную опеку больных, которая не должна переходить в гиперопеку. Необходимо с самого начала воспитывать у пациентов стремление к независимому образу жизни. Чрезмерная опека в дальнейшем может сказаться не только на степени восстановления, но и на поведении пациента, способствуя формированию психологии "инвалида", что ухудшит качество жизни как больного, так и членов его семьи. Ухаживающему персоналу и родственникам проще и быстрее накормить, переложить, посадить больного, однако всему этому с первых дней следует обучать самого больного.

Данная задача возлагается на врача-эрготерапевта , целью работы которого является социальная и бытовая адаптация больного путем достижения максимальной независимости в самообслуживании. Эрготерапевтом может работать специально обученный врач-невролог, либо прошедший специальную подготовку кинезотерапевт (врач-реабилитолог или методист ЛФК).

С первых дней большое внимание уделяется правильному положению больного в постели, укладке парализованных конечностей, ранней активизации. Пациента обучают поворачиваться, правильно садиться в кровати, пересаживаться в прикроватное кресло. С учетом функциональных возможностей больного эрготерапевт оценивает имеющиеся проблемы и ставит достижимые цели на 3—5 дней. В случае если эта цель не достигнута, проводится анализ ситуации и коррекция работы всей МДБ.

На каждом этапе цели усложняются, постепенно эрготерапевт помогает пациенту адаптироваться в его повседневной жизни, обучая необходимым бытовым навыкам. Уже на стационарном этапе следует обучить больных одеванию, приему пищи, умыванию, пользованию туалетом, телефоном, ручкой или карандашом для письменного вербального общения при выраженных нарушениях устной речи, ходьбе с дополнительными приспособлениями.

Работа проводится как непосредственно в палатах, так и в специально оснащенных кабинетах со стендами для разработки движений мелких суставов кисти. Эрготерапевт занимается не только с больным, но и с его родственниками, принимая во внимание интересы и целевые установки самого больного и его семьи.

Основной задачей нейропсихолога-логопеда является оценка речевых и других высших психических функций проведение восстановительных занятий при наличии афазии или дизартрии. Кроме того, этот специалист осуществляет нейропсихологическое тестирование и коррекцию таких высших психических функций, как гнозис, праксис, память. Для предупреждения аспирации и аспирационной пневмонии логопед проводит оценку функции глотания и обучает больного методике преодоления нарушений глотания. Специальное внимание логопед уделяет также вопросу выбора типа питания при наличии у пациента дисфагии.

Для нормального глотания необходима достаточная сила губ, мускулатуры лица, сила и подвижность языка, хорошее состояние зубов, нормальная саливация. У 50% больных с инсультом в остром периоде заболевания возникают проблемы с глотанием вне зависимости от локализации очага поражения. Аспирация может быть незаметной (нет кашля, вытекания пищи и т.п.), но даже микроаспирации повышают риск развития пневмонии.

Чаще пациенты поперхиваются водой, поэтому необходимо применение загустителей (специальный порошок, крахмал) во все жидкости. С учетом вкуса больного можно использовать йогурты, мороженое, студень, пюре, приготовленное с помощью миксера. Не следует смешивать твердую и жидкую пищу. После каждого глотка должна быть пауза (длительность ее индивидуальна). Кружка должна быть небольшая и невысокая. Нецелесообразно пить через трубочку. Удобен поильник с длинным носиком, который стимулирует глотание. После еды больной должен находиться в вертикальном положении (сидя, полусидя) не менее 30 мин. При выраженных расстройствах глотания альтернативным является зондовое питание.

В составе МДБ необходимо наличие психиатра для выявления и купирования у больных с инсультом психопатологических расстройств: реактивной депрессии или других психогенных реакций на болезнь, а также изменений психики по правополушарному типу. Кроме того, специалист проводит коррекцию общего снижения интеллектуально-мнестических функций, деменции.

Курация больных с инсультом является весьма сложной работой по ряду параметров: высокая физическая нагрузка прн уходе за беспомощными больными; большая ответственность перед пациентом и его родственниками, сначала за жизнь больного, а затем за возможность восстановления утраченных функций, в том числе и высших психических. Конечный результат реабилитации во многом зависит от благоприятного эмоционального климата в коллективе, который определяется совместимостью членов МДБ, доброжелательностью, взаимной поддержкой, взаимозаменяемостью, особенностями менталитета. В подборе кадров и сплоченности коллектива немаловажную роль может сыграть психолог.

В остром периоде инсульта в психологической коррекции нуждаются как больные, так и их родственники. Беседа с родственниками — важная часть работы лечащих врачей, психолога и среднего медицинского персонала.

Психолог оценивает установку больного на восстановление с учетом психологического и социального статуса — какую работу выполнял пациент, или он был пенсионером, находился ли на содержании родных ияи был кормильцем семьи. Так, боязнь потерять интересную и прибыльную работу может быть важным стимулом для занятий. Большое значение также имеет социальная защищенность — наличие семьи, детей, материальное положение пациента. У лиц социально не защищенных может развиться выраженная депрессия, требующая специальной медикаментозной коррекции.

В то же время при равных условиях устанокка на восстановление различна в зависимости от преморбидных особенностей личности, что требует психологического анализа и коррекции поведения. Кроме того, психолог может способствовать облегчению восприятия и адаптации к инвалидности, улучшению функциональных навыков общения и социальной интеграции, восстановлению важной роли пациента в семье и обществе.

В.И. Скворцова, В.А. Епифанов, В.В. Гудкова, Е.А. Петрова

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

    системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

    системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

    системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

    системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

    системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

    системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

    системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;

    системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Междисциплинарный подход

Особенность междисциплинарного подхода состоит в том, что он допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» - биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин - биохимия, биомеханика, социобиология, бионика, а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Иными словами, несмотря на то, что работа кровеносной системы была хорошо описана при помощи методов физики, для биолога - человек так и остался одним из биологических видов, состоящим из клеток, тканей и органов. Биологический образ человека не превратился в образ киборга, имеющего в своем теле разветвленную систему трубопроводов.

Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, как это было в приведенном примере, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Современные компьютерные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни в целом и процесса обучения в высших технических учебных заведениях в частности. В современном мире компьютерная грамотность стала необходимостью для успешной работы в любой отрасли науки и техники, и, конечно, подготовка современного инженера невозможна без использования компьютерных технологий. Именно поэтому все большее внимание сейчас уделяется внедрению компьютерной техники в процесс обучения студентов, и в первую очередь это касается компьютерной (или машинной) графики, т.к. проектирование и конструирование на современных предприятиях основано на использовании компьютерных методов.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ - 1) способ рассмотрения истории, ориентированный на воспроизведение исторических целостностей [А. Я. Гуревич]; 2) комбинированная исследовательская стратегия, предполагающая получение нового знания в истории путем дополнения собственно исторических методов исследовательскими установками и методиками, наработанными в других дисциплинах [Л. П. Репина]; 3) исследовательская технология, основанная на внутренней когерентности, взаимодополняемости и общей фокусированности комплектующего ее инодисциплинарного инструментария [И. Ю. Николаева].

В современной эпистемологии существуют различные представления о мультидисциплинарном подходе в научном познании. В рамках одного из них мультидисциплинарный подход рассматривается как одностороннее дополнение одной научной дисциплины другой . В исторической науке мультидисциплинарный подход иногда отождествляется с междисциплинарностью, связанной с «эпистемическим импортом» - применением объяснительных моделей разных научных дисциплин к предмету исторической науки [В. Вахштайн].

Мультидисциплинарный подход в историческом познании - это форма и способ изучения исторической реальности. Мультидисциплинарный подход является одной из форм организации кросс-дисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной ограниченности в изучении истории. Мультидисциплинарный подход как способ познания представляет собой тот вариант холизма в историческом познании, методологический аспект которого проявляется в стремлении к комплементарному использованию различных методов научного исследования. Использование в историческом познании исследовательского инструментария, заимствованного у других наук, способствует более углубленному изучению предметного поля исторической науки и получению качественно нового исторического знания синтетического характера. В настоящее время мультидисциплинарный подход проявляется в широком применении в исторических исследованиях методологических конструктов и методов таких научных дисциплин, как культурология, антропология, психология, социология, экономика, политология, демография, регионалистика, лингвистика, математика, информатика и др. Мультидисциплинарный подход, когнитивная стратегия которого нацелена на получение синтетического знания, раскрывает большие перспективы для проведения компаративных исторических исследований.

А. В. Лубский

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 310-311.

Литература:

Вахштайн В. Эпистемические интервенции: скромное обаяние «чужих» объяснительных моделей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/news/recent/49103686.html [февраль, 2014]; Гуревич А. Я. Историк конца XX века в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М., 1996. С. 9- 10; Николаева И. Ю. Полидисциплинарный синтез и верификация в истории. Томск, 2010. С. 360; PiagetJ. The epistemology of interdisciplinary relationships // Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. P., 1972. P. 139; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 156-157.