Заикание у детей причины и лечение. Ребенок начал заикаться: причины и лечение

Нет ни одного малыша, который бы ни разу не падал. Они падают, когда учатся ползать, ходить, когда играют. И каждый раз, когда ребенок упал на пол и сильно ударился затылком, родители невольно задаются вопросом, все ли в порядке с их малышом, нет ли у него травм после ушиба. Что необходимо делать, если ребенок ударился головой или затылком? Ведь именно затылок является более уязвимым местом у детей.

Представим себе такую ситуацию. Ребенок спокойно играл на кровати. Мама внимательно за ним присматривала. Но стоило ей на минутку отлучиться, к примеру, за водой, как малютка упал на пол, при этом сильно ударившись затылком. Родители в панике, не знают, что и как делать делать, малыш сильно плачет. Что необходимо делать маме в этом случае, как узнать, что у крохи, после того как он упал на пол, нет сильного ушиба или даже сотрясения?
Попробуем поэтапно разобраться, что же делать, если малыш ударился затылком или любой другой частью головы?

Шаг 1: Оценка ситуации

Родителям нужно успокоиться, не паниковать и трезво оценить ситуацию. С какой высоты малыш упал, на какую поверхность. Если, например, малютка упал с кровати на пол, на мягкое ковровое покрытие, то, скорее всего с ним все в порядке, и малыш отделается лишь испугом и небольшим синяком. Если же он упал со своего стульчика, или из коляски, или упал на твердый кафельный пол или на напольную плитку, то тут стоит
быть настороже.

Шаг 2: Уход за ребенком

Нужно оценить самочувствие ребенка. Он при падении на пол может потерять сознание, хоть и ненадолго. Поэтому если после того, как малыш упал, он не плакал в течение первых двух или трех минут, это может означать, что малютка терял сознание. Ребенка, после удара затылком, нужно успокоить и уложить на кровать. Нужно тщательно наблюдать за вашим чадом и не давать ему спать. Если какой-либо из симптомов описанных выше вы заметите у своего ребенка, нужно обязательно позвонить в скорую или отвезти его к врачу самостоятельно.

Шаг 3: Обработка места повреждения

Осмотреть место ушиба. Если на его месте красуется синяк (он появляется не сразу, а по прошествии двух или трех часов), то нужно обязательно сделать холодный компресс, чтобы избежать появления сильного отека. Если на месте ушиба есть ссадина или ранка ее нужно продезинфицировать раствором перекиси, обработать зеленкой и заклеить пластырем. Позже можно использовать заживляющие мази. Такие как Банеоцин, Бодяга, Астродерм, Боро-плюс и другие. Если кровь течет, не переставая более 15 минут, то это верный повод обратиться к врачу.

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда ребёнок начинает ходить, его нельзя полностью уберечь от падений, вы можете стараться обеспечить его безопасность, убрав все опасные предметы и углы на пути карапуза. Однако, вы не в силах полностью оградить ребёнка от возможных травм. Не забывайте, что поначалу малыш будет только осваивать передвижение в вертикальном положении, поэтому может падать, не удержав равновесия, позже – его движения ещё не будут достаточно скоординированными, поэтому падения также возможны. А что уже говорить о подвижных играх, когда малыш может бежать, споткнуться и удариться головой. Поэтому важно знать, когда ребёнок ударился головой, на что обратить внимание, какие симптомы в поведении карапуза можно считать тревожными и как оказывать доврачебную помощь.

Есть ли опасность?

Известны случаи, когда дети до года падали с кровати, пеленальных столиков, вываливались из коляски . Мамы с ужасом несли своего карапуза в больницу. Но так ли падение опасно для грудничка, как нам кажется? У карапуза на голове ещё есть незатянувшиеся роднички, именно их наличие амортизирует удар, не нанося особого вреда своему хозяину. Кроме этого, у малышей до двухмесячного возраста, ещё достаточное количество жидкости в голове. Это препятствует серьёзному травмированию.

Хотя бывают и достаточно серьёзные факторы, которые способствуют образованию тяжёлой травмы после падения. Поэтому важно знать, какие симптомы в поведении карапузов после ушиба головы могут свидетельствовать о серьёзном развитии событий и о возможных проблемах, а также вы должны уметь оказывать первую помощь. Ведь не так редки случаи, когда мама по незнанию пытается помочь малышу, но делает ему только хуже, способствует развитию осложнений после удара головой.

Тревожная симптоматика

  1. Общее изменение самочувствия малыша.
  2. Сильный плач, который не прекращается на протяжении длительного времени (дольше 15 минут).
  3. Сильная головная боль, головокружение, обморок.
  4. Общая слабость, сонливость.
  5. Возникновение судорожного состояния, паралич рук или ног.
  6. Сильная тошнота, рвота.
  7. Кровотечение с места ушиба.
  8. Выделения прозрачного цвета или выступание крови из органов чувств.
  9. Кровоизлияния в глазное яблоко.
  10. Асимметрические зрачки (отличие в размерах).
  11. Шум в ушах.
  12. Ухудшение аппетита или полное его отсутствие.
  13. Плохой сон с частыми просыпаниями в тревожном состоянии.
  14. Бледность поверхности кожи.
  15. Образование синюшности под глазами.
  16. Ускоренный или замедленный пульс.

При появлении, хотя бы одного симптома, необходимо срочно идти в поликлинику или вызвать врача, скорую на дом. Такая симптоматика, как правило, свидетельствует о наличии ЧМП. Поэтому лучше не усугублять процесс своим бездействием, а как можно быстрее получить назначения врача и дать малышу специализированную помощь.

Возможные последствия при падении и ударе головой

Несмотря на незажившие роднички, кости черепа ещё достаточно хрупки и полностью не срослись, поэтому не исключено и серьёзное травмирование после удара головой при падении.

Если ребёнку будет диагностирована черепно-мозговая травма, то она имеет такую классификацию:

  1. Открытая. Состояние, при котором мама визуально может наблюдать торчащие осколки костей с поверхности головы малыша, характерно нарушение целостности кожного покрова.
  2. Закрытая. При этой травме повреждения касаются только головного мозга и, как правило, не задевают структуру костей черепа и не нарушают целостность кожных покровов головы.

Закрытые ЧМП представлены такими повреждениями головного мозга:

  1. Ушиб. Появляются области разрушения вещества мозга. Характерен длительный обморок, возможно, нарушение дыхательной и сердечной активности.
  2. Сотрясение. Структура мозгового вещества остаётся нетронутой. Характерен временный обморок, тошнота, рвота, возможно побледнение кожных покровов, сонливость, отсутствие аппетита, тревожный сон.
  3. Сдавление. Сопровождает ушиб. Происходит из-за отломков костей черепа или разрывов в сосудистой системе головы.

Первая помощь

Чаще всего на форумах родители задают вопрос, ребёнок ударился лбом, что делать? Часто малыш падает и травмирует именно эту часть головы. Хотя и нередки удары затылком и даже виском. А последние несут особую опасность. Давайте рассмотрим, какими должны быть действия родителей, если малыш упал и ударился головой.

Первым делом вы должны осмотреть карапуза на возможные повреждения. Важно сохранять спокойствие. Спросите малыша о том, что его беспокоит. Детки, не умеющие говорить, могут показать на место, где болит.

  1. Если ребёнок ударился лбом и шишка образовалась на месте удара, то сначала вам понадобится компресс холодом. Если вы используете лёд в любом виде, обязательно обматывайте его тканью, чтоб не допустить развитие ожога от холода. Продержите лёд не меньше четырёх минут. Данная процедура позволит предотвратить образование сильного отёка и гематомы или замедлит этот процесс.
  2. Если после удара головой характерно появление кровоточащей ранки, необходимо смочить ватный тампон, например, в перекиси водорода и промокнуть ею ранку. Это поможет дезинфицировать повреждение кожных покровов. Если имеет место длительное кровотечение, продолжительностью больше 10 минут – это достаточно тревожный сигнал, вам лучше вызвать скорую.
  3. В случаи, когда после падения и удара головой, у ребёнка отсутствуют видимые повреждения, необходимо на протяжении трёх – четырёх дней внимательно следить за поведением и состоянием малыша. Если проявляются тревожные симптомы – на приём к врачу.
  4. Измерьте пульс малыша. Если характерна брадикардия или тахикардия, это повод обратиться к врачу.
  5. Убедитесь в том, что зрачки одинаковые. Если это не так, лучше вызвать доктора.
  6. Помните, родители, оказывая доврачебную помощь, не должны давать анальгетики, это может смазать картину для постановки правильного диагноза при осмотре ребёнка врачом скорой помощи.
  7. После удара головой, особенно если ребёнок ударился виском, не позволяйте ему заснуть. Из-за этого будет пропущена целостная картина возможного появления симптомов. Кроме этого, сон после такой травмы может дать осложнения.
  8. Важно после удара головой, обездвижить малыша. Сейчас ему необходим покой, даже если травма незначительна, лучше перестраховаться.
  9. Рекомендуется ночью после удара, разбудить карапуза, чтоб убедится, что с его координацией всё в порядке и нет никаких осложнений.

Мой сынок в шестилетнем возрасте упал, играясь во дворе, ударился затылком . Случилось это потому, что другой мальчик толкнул моего сына (произошло это так неожиданно, что я даже не успела отреагировать), а мой малыш отлетел на каменную стену. В месте травмирования выступила кровь, образовалась ссадина. Я взяла сына на руки, чтоб его обездвижить, и поднялась с ним домой. Хорошо хоть были перед самым домом, в двух шагах от подъезда. Я обработала ранку перекисью водорода, приложила бинтик, сложенный в несколько слоёв и сделала перевязку головы. Как оказалось, царапина была незначительной, просто подряпался внешний слой кожи. Состояние ребёнка при этом было абсолютно нормальным, отсутствовали какие-либо жалобы. На всякий случай, я позвонила педиатру, она сказала наблюдать за его поведением дня четыре. Если будут изменения – идти в поликлинику. К счастью, у нас всё обошлось.

Меры профилактики возможных падений

  1. Если в жизни вашего малыша наступил новый этап двигательной активности (ребёнок начал сидеть, ползать , ходить, бегать), необходимо позаботиться о его безопасности, убрав все опасные места в комнате.
  2. Никогда не оставляйте малыша без присмотра, если он лежит на кровати, столике. Даже карапуз, который только начал переворачиваться со спинки на животик может упасть.
  3. Если вы гуляете на свежем воздухе, позаботьтесь о том, чтоб малыш был зафиксирован в коляске, особенно, если он уже умеет сидеть.
  4. Если вы используете ходунки, лучше тоже держать ребёнка в поле своего зрения.
  5. Малыш может элементарно поскользнуться, шагая по полу. Приобретите для него специальные носочки или тапочки, с резиновыми вставками на подошве.
  6. Никогда не переживайте о том, что карапуз может рано или поздно упасть и травмироваться. Так вы только лишний раз нарушаете свою психику, ваши чувства передаются малышу, и он тоже начинает нервничать. А ведь в вашем случае, может ничего и не случится.

Никогда не забывайте о том, что наши детки активны с самого рождения, просто это проявляется в разной степени. Лучше, если ребёнок будет избегать падений, но так как от них никто не застрахован, помните, что далеко не все случаи падения и удара головой о твёрдую поверхность, свидетельствует о получении черепно-мозговой травмы. Главное, не нужно паниковать, если удар произошёл, соберитесь с мыслями и действуете по плану оказания первой помощи.

Упасть и удариться затылком может каждый ребенок. Это происходит в разном возрасте, будь ему месяц, год, 2 года, и при любых обстоятельствах, но такое падение зачастую вызывает шок у любой мамы. Всякая травма головы способна привести к самым серьезным последствиям, но если ваш ребенок упал и ударился затылком, главное, не паниковать, а правильно оказать первую помощь. Сегодня поговорим о том, что делать в таких ситуациях и какие последствия могут вызвать такие удары.

Чего ожидать

Маленькие дети неусидчивы, поэтому, только научившись ходить, они начинают притягивать к себе различные травмы. Обычно это мелкие ссадины, синяки, порезы, шишки, но ситуация может быть и гораздо серьезнее. Например, если ребенок по нелепой случайности ударится затылком об какую-либо поверхность: об асфальт, пол, угол и т. д.

Организм малыша еще не настолько прочен, поэтому дети и сталкиваются с частыми переломами. Ткани детского мозга также очень хрупкие, и повредить их не составит большого труда. Поэтому сильный удар в эту область может привести к черепно-мозговой травме (ЧМТ). Данный вид повреждений бывает:

  • открытым (с нарушением целостности костей и тканей);
  • закрытым (без видимых повреждений).

В свою очередь, закрытая ЧМТ подразделяется на следующие виды:

  • ушиб тканей мозга;
  • сотрясение мозга;
  • сдавление мозга.

Если ребенок ударился лбом или затылком, ушиб будет самой легкой травмой. Сам мозг при этом не пострадает. Однако если речь идет о сотрясении или тем более сдавлении, тогда все намного хуже. Но как же определить характер повреждения у малыша? Существует несколько характерных особенностей у каждой травмы. Например, симптомы сотрясения могут быть следующими:

  1. Потеря сознания.
  2. Рвота.
  3. Усиленное потоотделение.
  4. Бледный цвет кожных покровов.
  5. Отсутствие аппетита.

Если ребенок упал и ударился затылком, заработав при этом ушиб, вы можете отметить прерывание дыхание и нарушение сердцебиения. При переломе черепа и сдавлении мозга отмечается появление ликвора – жидкости светлого цвета, а ткани вокруг глаз способны посинеть.

Как правило, симптомы проявляются через некоторое время, поэтому будьте предельно бдительны. Лучше вообще не отходить далеко в первые несколько часов. Если ребенок поплачет с четверть часа и успокоится, значит, скорее всего, все нормально и машина скорой помощи вам не понадобится. Если вы все же сомневаетесь и боитесь, что не заметили отсутствие повреждений, лучше обратитесь к специалисту, который осмотрит вашего малыша и скажет, что делать дальше. Лучше лишний раз проявить бдительность и обследовать ребенка, чем бороться с последствиями перелома.

Прибывший специалист может осмотреть малыша и направить его на нейросонографию. Данная процедура может проводиться детям до полутора лет, у которых еще не зарос родничок. Метод абсолютно безопасен и включает в себя исследование при помощи аппарата УЗИ. Нейросонография позволяет выявить рост внутричерепного давления, который может привести к неприятным последствиям.

Мы выяснили возможные неприятности и их симптомы, которые могут проявиться у ребенка после падения или удара затылком. Далее поговорим о том, как оказать малышу первую помощь при тех или иных повреждениях.

Оказываем первую помощь

Первая помощь в такой ситуации будет зависеть от характера повреждений, полученных ребенком в результате удара. Если на затылке вскочила шишка, первым делом нужно приложить что-нибудь холодное (лучше всего – лед). Если в вашем доме есть магнезия, можете использовать ее, специалисты (в том числе и Комаровский) рекомендуют делать примочки с ней 2 раза в день.

У ребенка пошла кровь? У вас дома обязательно должны быть марлевые тампоны на этот случай. При этом если кровотечение продолжается дольше четверти часа, звоните специалистам. Важно в первые часы после удара не позволять малышу спать. Старайтесь понаблюдать за ним, поговорить. По его реакции можно легко определить наличие повреждений мозга. В ночное время суток специалисты советуют будить малыша и проверять координацию его движений. Если все же зафиксирован факт травмы, неделю ребенку противопоказаны любые зрительные нагрузки.

Если малыш потерял сознание либо кровотечение не прекращается длительное время, нужно срочно вызывать машину скорой медицинской помощи. При потере сознания ребенка необходимо повернуть на бок, это не позволит ему проглотить язык и захлебнуться при появлении рвоты. При падениях с высоты на спину могут также отмечаться травмы позвоночника, в таких случаях менять положение малыша следует максимально осторожно.

Существует ряд симптомов, при которых «скорую» необходимо вызывать незамедлительно. Приведем их ниже:

  1. Плохое самочувствие.
  2. Появление головокружения, сильная сонливость.
  3. Дергания конечностей, судороги, паралич.
  4. Побледнение кожных покровов.
  5. Рвотные, каловые массы, моча с примесями крови.
  6. Расширение зрачков без какой-либо реакции на внешние раздражители.

Как известно, любую неприятность лучше предупредить, поэтому обратите особое внимание на профилактику подобных ситуаций. Маленьких детей не стоит оставлять в одиночестве на пеленальном столике, а если вам необходимо отлучиться, лучше положить ребенка на пол (разумеется, не на голый). Пеленальные столики вообще весьма ненадежны, маленькая площадь часто приводит к падению малыша, который уже научился переворачиваться. Поэтому пеленание лучше проводить на мягкой поверхности.

Формирование речи у детей - очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более - структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое - заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.

Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.

Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.

Патологии головного мозга

Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:

  • наследственность;
  • внутриутробные инфекции во время беременности;
  • недоношенность;
  • темперамент холерика.

В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.

Внешние воздействия

Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:

  • инфекции ЦНС: , энцефалит;
  • травмы головного мозга: сотрясение, ушиб;
  • функциональная незрелость больших полушарий у детей до 5 лет: такое заикание проходит без медицинского вмешательства;
  • инфекции ушей, верхних дыхательных путей;
  • заболевания, провоцирующие ослабление организма: , рахит, частые ОРВИ и ОРЗ;
  • сопутствующие заболевания, вторичные состояния: бессонница, энурез, повышенная утомляемость, ночные кошмары;
  • психологические травмы: от испуга, страха, хронического стресса;
  • неправильное воспитание: избалованность, изнеженность или, напротив, слишком завышенные требования;
  • проблемы с формированием детской речи: если родители сами разговаривают быстро и нервно;
  • подражание взрослым.

Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).

Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.

По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.

Симптомы

Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.

Если причина - патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:

  • вынужденная пауза в определённом месте слова: соб...ака;
  • повторение одного и того же звука, когда ребёнок заикается на первом слоге или звуке: с-с-собака, со-со-собака;
  • сочетание двух предыдущих видов речевого расстройства.

Добавочными симптомами к заиканию становятся:

  • напряжённость, нервозность ребёнка;
  • гримасничанье, которое в определённых случаях доходит до нервных тиков;
  • замкнутость, которая может развиться в социофобию;
  • психологический дискомфорт во время общения;
  • неврологические расстройства: плаксивость, раздражительность, различные фобии, агрессивность, .

Заикание формирует у ребёнка логофобию - это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.

Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.

С миру - по нитке. Самые известные заики - пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.

Виды

Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.

В зависимости от причины:

  • патологическое / генетическое заикание обусловлено нарушениями в работе головного мозга;
  • нервозное объясняется проблемами с нервной системой.

В зависимости от речи:

  • тоническое заикание, когда ребёнок делает вынужденную паузу в определённом месте слова;
  • клоническое, когда происходит повторение одного и того же звука, слога или слова;
  • смешанное, когда диагностируется сочетание тонического и клонического заиканий.

В зависимости от формы протекания заболевания:

  • постоянная форма, при которой заикание является неизменным спутником ребёнка в любой ситуации;
  • волнообразная форма, когда оно временами усиливается или уменьшается, но совсем не проходит;
  • рецидивирующая форма - это появление заикания после какого-то периода его отсутствия.

Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное - вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.

Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.

Диагностика

Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:

  • логопеда;
  • педиатра;
  • невролога;
  • психолога;
  • психиатра.

С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:

  • анамнез заболевания;
  • наследственность;
  • сведения о раннем развитии ребёнка - психоречевом и моторном;
  • обстоятельства и время возникновения заикания;
  • локализацию, форму, частоту речевых судорог;
  • особенности темпа речи, голоса, дыхания;
  • сопутствующие нарушения (двигательные или речевые);
  • логофобию.

У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.

Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:

  • реоэнцефалографию;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ.

Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.

Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.

Лечение

Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.

Профессиональная коррекция

Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.

Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.

  • Смешные карусели

Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели - опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».

  • Дирижёр

Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова - всё, что ему захочется.

  • Весёлые цыплята

Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».

  • Медвежонок

Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.

  • Артисты

Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача - попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение.

Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.

Массаж

Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.

Основные правила для её проведения таковы:

  • медленный и неторопливый темп;
  • создание для маленького пациента атмосферы спокойствия, комфорта и тепла;
  • звучание успокаивающей музыки;
  • тёплые руки массажиста.

Процедура проводится последовательно по зонам:

  1. верхний плечевой пояс;
  2. мимическая мускулатура;
  3. губы;
  4. гортань.

Основная цель такого массажа - расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.

Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.

Медикаментозные препараты

Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:

  • Фенибут;
  • Галопер;
  • Галоперидол в разных вариациях: деканоат, акри, апо, ратиофарм;
  • Глицин;
  • Гопантам;
  • Пантогам;
  • Пентокальцин;
  • Сенорм;
  • Тенотен;
  • Магне В6;
  • Цитраль;
  • Феназепам;
  • Тазепам;
  • Сибазон;
  • Элениум.

Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:

  • Нотта;
  • Беби-Сед;
  • Нервохель;
  • Валерианахель;
  • Зайчонок;
  • Леовит;
  • Эдас;
  • Шалун;
  • Дормикинд.

Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.

Народные средства

Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.

Снять напряжение помогут:

  • валериана;
  • пустырник;
  • травяной сбор из сухой мяты, валерианы, крапивы, ромашки;
  • полоскание горла отваром из белого ясенца или душистой руты;
  • сок крапивы;
  • гусиная лапчатка;
  • хмель и вереск;
  • ягоды калины.
  • мёд (в любом виде).

Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.

Игры

Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.

Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте ), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.

  • Незадачливый художник

Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.

  • Ферма

Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.

  • Творчество

Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.

Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное - ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.

Дыхательная гимнастика

Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала - со специалистом, затем - с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.

Её задача - развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.

  • Насос

Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой - можно через нос, можно через рот).

Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.

Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое - артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.

  • Обними плечи

Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.

При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается - крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов - 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания - сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.

Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.

Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.

Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.

Прогнозы

Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:

  • если лечение было проведено своевременно, избавиться от патологии будет гораздо легче;
  • если имеются врождённые патологии речевого аппарата, прогноз обещает быть уже не таким благоприятным;
  • выздоровление зависит ещё и от формы заикания: дыхательные судороги поддаются лечению легче и быстрее, чем тонические;
  • наибольшего эффекта можно добиться, если ребёнку всего 3-5 лет: начиная с 12 лет, расстройство уже не так легко поддается коррекции;
  • под действием психологических факторов при заикании может произойти рецидив заболевания.

Главное - родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше - предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.

А Вы знали, что... существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?

Профилактика

Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:

  1. Создание в семье дружественной, благоприятной атмосферы.
  2. Отсутствие конфликтов между родителями.
  3. Исключить страшные истории и фильмы из поля зрения ребёнка.
  4. Если малыш боится темноты, нужно обязательно оставлять ему на ночь включенный светильник.
  5. Дарить ему больше любви и заботы, но при этом не баловать и не слишком завышать требования к нему.
  6. Нужно оберегать его от психологических травм.
  7. Бережное отношение мамы к своему здоровью во время беременности.

Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.

Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство - обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.

С термином «логоневроз» знакомы далеко не все. Как правило, впервые о нем узнают, изучая причины заикания у детей, ведь логоневроз – одна из его форм, возникающая на почве невроза или иной «толчковой» причины. Проявляется он, как заикание в целом, задержкой слов, слогов или звуков.

Что делать, если такой диагноз поставили чаду, и лечится ли заикание вообще?

Когда и как начинать лечение заикания у ребенка?

В большинстве случаев, логоневрозу свойственны непостоянные проявления – чаще всего, он дает о себе знать в стрессовой ситуации, при психологическом дискомфорте в общении и проч.

Но важно понимать, что…

  • Логоневроз, в большинстве случаев, сопровождается иными нарушениями невротического характера.
  • При отсутствии лечения заикание остается на всю жизнь.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет избавиться от логоневроза?

Когда начинать лечение?

Даже маленький «звоночек», выражающийся в симптоматике логоневроза – повод для обращения к врачу.

Не нужно ждать «набата» — обращайтесь к врачам, пока симптомы не закрепились!

Видео: Лечение заикания у детей в раннем возрасте

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Все методы лечения заикания у детей от 3 лет

Вылечить заикание можно только путем комплексной работы родителей, специалистов и педагогов. Любое «слабое звено» в процессе лечения отодвигает успешный результат в дальний ящик и сбрасывает на ноль приложенные усилия.

Поэтому к вопросу избавления от данного нарушения следует подойти со всей ответственностью, обеспечив ребенку не только правильное лечение, прописанное специалистами, но и обеспечив соответствующий микроклимат в семье, а также выбрав класс (группу) в школе или детском саду, в котором педагог будет понимать важность обучения ребенка с учетом диагноза.

Среди классических методов борьбы с логоневрозом можно отметить следующие:

  • Дыхательная гимнастика (прим. – по А.Н. Стрельниковой и проч.) . Она нужна для контроля над дыханием, артикуляционным аппаратом, голосовыми связками. Основные требования к гимнастике: постепенное наращивание интенсивности и сложности, системность для формирования устойчивого рефлекса, стабильность и непрерывность курса, учет возраста и особенностей малыша.
  • Медикаментозная терапия. Цель – улучшение обмена веществ и нормализация кровоснабжения нервной ткани, стабилизация функций нервной системы, снижение активности очага возбуждения в области головного мозга.
  • Логопедический массаж. Цель: переключение основного возбуждения посредством воздействия на определенные точки тела, устранение повышенной возбудимости всех речевых центров, восстановление регуляции речи. Чем раньше начать массаж – тем он будет эффективнее. Классическая схема – 3 курса по 15 процедур. Между первым и 2-м курсом – две недели отдыха. А перед третьим курсом нужно выдержать паузу в 3-6 месяцев. Далее следует повторять курс массажа каждые полгода в течение ближайших нескольких лет.
  • Речевые занятия с логопедом. Что касается комплекса упражнений – он должен быть разработан индивидуально для ребенка после обследования и определения степени патологии.
  • Логоритмика. Ее используют в качестве дополнительной терапии к основным занятиям у логопеда.
  • Общее укрепление здоровья: физиотерапия и , климатотерапия, ванны, закаливание, прогулки, гимнастика и физическая нагрузка и проч.

Видео: Что нужно делать, если ребенок начал заикаться?

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы , одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия . Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Терапия тяжелых логоневрозов у ребенка – препараты, которые может назначить врач

Медикаментозная терапия для лечения сложных логоневрозов проводится исключительно в особых случаях и, естественно, комплексно – с прочими методами.

Что может назначить врач?

  • Пирацетам или ноотропил. Задача: торможение и подавление патологических очагов возбуждения в соответствующих центрах.
  • Транквилизаторы. Действие: мощное воздействие на ЦНС. Есть побочные эффекты и множество противопоказаний. Малышам до 6-ти лет их не прописывают.
  • Седативные препараты. Используют и для младшей возрастной группы тоже. В числе успокоительных препаратов – корень валерианы, пустырник.
  • Гомеопатия : Тенотен.
  • Противосудорожные препараты.
  1. Электрофорез в сочетании со спазмолитическими средствами или с йодидом калия.
  2. Психостимулирующую терапию.
  3. Электросон.
  4. Курс ванн с кислородом, с хвоей или же с углекислотой.

Массаж в лечении заикания у детей, который можно выполнять в домашних условиях

Среди основных методик при коррекции речи выделяют массаж, как один из самых эффективных способов лечения логоневроза. Он не только полезен для общего укрепления организма, но и играет важную роль для нормализации работы речевого центра и снятия напряжения с мышц.

Применяется два типа массажа при лечении заикания.

1 вариант: точечный массаж

Прост, полезен, дает хороший результат уже после первого курса. Выполнять его можно дома после небольших курсов у профессионала.

  • Принцип массажа: воздействие подушечками пальцев на определенные точки путем круговых движений.
  • Что активизируем? 17 точек на лице и спине.
  • Число процедур в курсе: 15.
  • Схема курса: 4 занятия ежедневно, далее – выполнение через день.
  • Число курсов за первый год лечения: 4.

Для закрепления результата нужно повторять курс лечения после паузы.

За год потребуется пройти курс массажа четыре раза.

2 вариант: сегментарный массаж

Этот тип процедуры предполагает воздействие на мышцу, отвечающую за речь.

  • Выполняется только сертифицированным специалистом.
  • Схема процедур строится по нарастанию: от 5 минут и далее до 12 мин.
  • Курс повторяют при хроническом заикании.

Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.

Если у ребенка вы замечаете признаки заикания или логоспазма, нарушения речи — обратитесь за консультацией к специалистам!