Вирусы прокариоты эукариоты сходство и отличие. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток — Гипермаркет знаний

Обоснование того, что прокариотный и эукариотный типы клеточной организации являются наиболее существенной границей, разделяющей все клеточные формы жизни, связано с работами Р. Стейниера (R. Stanier, 1916--1982) и К. ван Ниля, относящимися к 60-м гг. Поясним разницу между прокариотами и эукариотами. Клетка -- это кусочек цитоплазмы, отграниченный мембраной. Последняя под электронным микроскопом имеет характерную ультраструктуру: два электронно-плотных слоя каждый толщиной 2,5--3,0 нм, разделенных электронно-прозрачным промежутком. Такие мембраны получили название элементарных. Обязательными химическими компонентами каждой клетки являются два вида нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), белки, липиды, углеводы. Цитоплазма и элементарная мембрана, окружающая ее, -- непременные и обязательные структурные элементы клетки. Это то, что лежит в основе строения всех без исключения клеток. Изучение тонкой структуры выявило существенные различия в строении клеток прокариот (бактерий и цианобактерий) и эукариот (остальные макро- и микроорганизмы).

Прокариотная клетка отличается тем, что имеет одну внутреннюю полость, образуемую элементарной мембраной, называемой клеточной, или цитоплазматической (ЦПМ). У подавляющего большинства прокариот ЦПМ -- единственная мембрана, обнаруживаемая в клетке. В эукариотных клетках в отличие от прокариотных есть вторичные полости. Ядерная мембрана, отграничивающая ДНК от остальной цитоплазмы, формирует вторичную полость. Наружные мембраны хлоропластов и митохондрий, окружающие заключенные в них функционально специализированные мембраны, играют аналогичную роль. Клеточные структуры, ограниченные элементарными мембранами и выполняющие в клетке определенные функции, получили название органелл. Ядро, митохондрий, хлоропласты -- это клеточные органеллы. В эукариотных клетках помимо перечисленных выше есть и другие органеллы.

В клетках прокариот органеллы, типичные для эукариот, отсутствуют. Ядерная ДНК у них не отделена от цитоплазмы мембраной. В цитоплазме находятся функционально специализированные структуры, но они не изолированы от цитоплазмы с помощью мембран и, следовательно, не образуют замкнутых полостей. Эти структуры могут быть сформированы и мембранами, но последние не замкнуты и, как правило, обнаруживают тесную связь с ЦПМ, являясь результатом ее локального внутриклеточного разрастания. В клетках прокариот есть также образования, окруженные особой мембраной, имеющей иное по сравнению с элементарной строение и химический состав.

Таким образом, основное различие между двумя типами клеток -- существование в эукариотной клетке вторичных полостей, сформированных с участием элементарных мембран. Сопоставление некоторых черт клеточной организации прокариотных и эукариотных организмов представлено в таблица 1. Сопоставление некоторых черт прокариотной и эукариотной клеточной организации:

Прокариотная клетка

Эукариотная клетка

Организация генетического материала

нуклеоид (ДНК не отделена от цитоплазмы мембраной), состоящий из одной хромосомы; митоз отсутствует

ядро (ДНК отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой), содержащее больше одной хромосомы; деление ядра путем митоза

Локализация ДНК

в нуклеоиде и плазмидах, не ограниченных элементарной мембраной

в ядре и некоторых органеллах

Цитоплазматические органеллы

отсутствуют

Рибосомы в цитоплазме

Цитоплазматические органеллы

отсутствуют

Движение цитоплазмы

отсутствует

часто обнаруживается

Клеточная стенка (там, где она имеется)

в большинстве случаев содержит пептидогликан

пептидогликан отсутствует

нить жгутика построена из белковых субъединиц, образующих спираль

каждый жгутик содержит набор микротрубочек, собранны в группы: 2·9-2

В связи с тем что прокариотная и эукариотная организация клеток принципиально различна, было предложено только на основании этого признака выделить все прокариоты в особое царство. Р. Меррей (R. Murray) в 1968 г. предложил все клеточные организмы разделить на две группы по ТИПУ их клеточной организации: царство Prokaryotae, куда вошли все организмы с прокариотным строением клетки, н царство Eukaryotae, куда включены все высшие протисты, растения и животные.

Р. Виттэкер (R. Whittaker) предложил схему, по которой все живые организмы, имеющие клеточное строение, представлены разделенными на пять царств (рис. 2). Такая система классификации живого мира отражает три основных уровня его клеточной организации: Monera включает прокариотные организмы, находящиеся на самом примитивном уровне клеточной организации; Protista -- микроскопические, в большинстве своем одноклеточные, недифференцированные формы жизни, сформировавшиеся в результате качественного скачка в процессе эволюции, приведшего к возникновению эукариотных клеток; многоклеточные эукариоты представлены в свою очередь тремя царствами Plantae, Fungi и Animalia.

Три последние таксономические группы различаются по способу питания: фототрофный тип питания за счет процесса фотосинтеза характерен для растений (Plantae): грибы (Fungi) в основном характеризуются осмотрофным типом питания, т. е. питанием растворенными органическими веществами; животные (Animalia) осуществляют голозойное питание, заключающееся в захватывании и переваривании твердой пищи. Способы питания, специфические для растений и грибов, возникли в процессе эволюции на уровне Monera. На уровне Protista они получили свое дальнейшее развитие; здесь же сформировался третий тип питания -- голозойный.

Не берясь судить о целесообразности деления живой природы на пять или шесть царств, можно с определенностью утверждать, что обособление прокариотных микроорганизмов в отдельное царство Prokaryotae правомерно, поскольку основано на принципиальных различиях в структуре прокариотных и эукариотных клеток, т. е. тех единиц, из которых построены все клеточные формы жизни.

2.4. Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аппарат

Голъджи, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная теория, лейкопласты, митохондрии, органоиды клетки, пластиды, прокариоты, рибосомы, хлоропласты, хромопласты, хромосомы, эукариоты, ядро.

Любая клетка представляет собой систему. Это означает, что все ее компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Это также означает, что нарушение деятельности одного из элементов данной системы ведет к изменениям и нарушениям работы всей системы. Совокупность клеток образует ткани, различные ткани образуют органы, а органы, взаимодействуя и выполняя общую функцию, образуют системы органов. Эту цепочку можно продолжить дальше, и вы можете сделать это самостоятельно. Главное, что нужно понять, – любая система обладает определенной структурой, уровнем сложности и основана на взаимодействии элементов, которые ее составляют. Ниже даются справочные таблицы, в которых сравнивается строение и функции прокариотических и эукариотических клеток, а также разбирается их строение и функции. Внимательно проанализируйте эти таблицы, ибо в экзаменационных работах достаточно часто задаются вопросы, требующие знания этого материала.

2.4.1. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Сравнительные данные

Сравнительная характеристика эукариотических и прокариотических клеток.

Строение эукариотичеких клеток.

Функции эукариотических клеток . Клетки одноклеточных организмов осуществляют все функции, характерные для живых организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение; способны к адаптации.

Клетки многоклеточных организмов дифференцированы по строению, в зависимости от выполняемых ими функций. Эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные ткани формируются из специализированных клеток.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А

А1. К прокариотическим организмам относится 1) бацилла 2) гидра 3) амеба 4) вольвокс

А2. Клеточная мембрана выполняет функцию

1) синтеза белка

2) передачи наследственной информации

3) фотосинтеза

4) фагоцитоза и пиноцитоза

А3. Укажите пункт, в котором строение названной клетки совпадает с ее функцией

1) нейрон – сокращение

2) лейкоцит – проведение импульса

3) эритроцит – транспорт газов

4) остеоцит – фагоцитоз

А4. Клеточная энергия вырабатывается в

1) рибосомах 3) ядре

2) митохондриях 4) аппарате Гольджи

А5. Исключите из предложенного списка лишнее понятие

1) лямблия 3) инфузория

2) плазмодий 4) хламидомонада

А6. Исключите из предложенного списка лишнее понятие

1) рибосомы 3) хлоропласты

2) митохондрии 4) крахмальные зерна

А7. Хромосомы клетки выполняют функцию

1) биосинтеза белка

2) хранения наследственной информации

3) формирования лизосом

4) регуляции обмена веществ

В1. Выберите из предложенного списка функции хлоропластов

1) образование лизосом 4) синтез АТФ

2) синтез глюкозы 5) выделение кислорода

3) синтез РНК 6) клеточное дыхание

В2. Выберите особенности строения митохондрий

1) окружены двойной мембраной

2) содержат хлорофилл

3) есть кристы

4) наружная мембрана складчатая

5) окружены одинарной мембраной

6) внутренняя мембрана богата ферментами ВЗ. Соотнесите органоид с его функцией

В4. Заполните таблицу, отметив знаками «+ » или «- » наличие указанных структур в про– и эукариотических клетках

С1. Докажите, что клетка является целостной биологической, открытой системой.

2.5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

Термины, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофные организмы,

анаболизм, анаэробный гликолиз, ассимиляция, аэробный гликолиз, биологическое окисление, брожение, диссимиляция, биосинтез, гетеротрофные организмы, дыхание, катаболизм, кислородный этап, метаболизм, пластический обмен, подготовительный этап, световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, фотосинтез, энергетический обмен.

2.5.1. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь

Обмен веществ (метаболизм) – это совокупность взаимосвязанных процессов синтеза и расщепления химических веществ, происходящих в организме. Биологи разделяют его на пластический (анаболизм ) и энергетический обмены (катаболизм ), которые связаны между собой. Все синтетические процессы нуждаются в веществах и энергии, поставляемых процессами расщепления. Процессы расщепления катализируются ферментами, синтезирующимися в ходе пластического обмена, с использованием продуктов и энергии энергетического обмена.

Для отдельных процессов, происходящих в организмах, используются следующие термины:

Анаболизм (ассимиляция ) – синтез более сложных мономеров из более простых с поглощением и накоплением энергии в виде химических связей в синтезированных веществах.

Катаболизм (диссимиляция ) – распад более сложных мономеров на более простые с освобождением энергии и ее запасанием в виде макроэргических связей АТФ.

Живые существа для своей жизнедеятельности используют световую и химическую энергию. Зеленые растения – автотрофы , – синтезируют органические соединения в процессе фотосинтеза, используя энергию солнечного света. Источником углерода для них является углекислый газ. Многие автотрофные прокариоты добывают энергию в процессехемосинтеза – окисления неорганических соединений. Для них источником энергии могут быть соединения серы, азота, углерода.Гетеротрофы используют органические источники углерода, т.е. питаются готовыми органическими веществами. Среди растений могут встречаться те, которые питаются смешанным способом (миксотрофно ) – росянка, венерина мухоловка или даже гетеротроф– но – раффлезия. Из представителей одноклеточных животных миксотрофами считаются эвглены зеленые.

Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме . Ферменты – это всегда специфические белки – катализаторы. Термин «специфические» означает, что объект, по отношению к которому этот термин употребляется, имеет неповторимые особенности, свойства, характеристики. Каждый фермент обладает такими особенностями, потому что, как правило, катализирует определенный вид реакций. Ни одна биохимическая реакция в организме не происходит без участия ферментов. Особенности специфичности молекулы фермента объясняются ее строением и свойствами. В молекуле фермента есть активный центр, пространственная конфигурация которого соответствует пространственной конфигурации веществ, с которыми фермент взаимодействует. Узнав свой субстрат, фермент взаимодействует с ним и ускоряет его превращение.

Ферментами катализируются все биохимические реакции. Без их участия скорость этих реакций уменьшилась бы в сотни тысяч раз. В качестве примеров можно привести такие реакции, как участие РНК – полимеразы в синтезе – и-РНК на ДНК, действие уреазы на мочевину, роль АТФ – синтетазы в синтезе АТФ и другие. Обратите внимание на то, что названия многих ферментов оканчиваются на «аза».

Активность ферментов зависит от температуры, кислотности среды, количества субстрата, с которым он взаимодействует. При повышении температуры активность ферментов увеличивается. Однако происходит это до определенных пределов, т.к. при достаточно высоких температурах белок денатурируется. Среда, в которой могут функционировать ферменты, для каждой группы различна. Есть ферменты, которые активны в кислой или слабокислой среде или в щелочной или слабощелочной среде. В кислой среде активны ферменты желудочного сока у млекопитающих. В слабощелочной среде активны ферменты кишечного сока. Пищеварительный фермент поджелудочной железы активен в щелочной среде. Большинство же ферментов активны в нейтральной среде.

2.5.2. Энергетический обмен в клетке (диссимиляция)

Энергетический обмен – это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Процессы расщепления органических соединений уаэробных организмов происходят в три этапа, каждый из которых сопровождается

многоклеточных организмов он осуществляется пищеварительными ферментами. У одноклеточных – ферментами лизосом. На первом этапе происходит расщепление белков

до аминокислот, жиров до глицерина и жирных кислот, полисахаридов до моносахаридов,

нуклеиновых кислот до нуклеотидов. Этот процесс называется пищеварением.

Второй этап –бескислородный (гликолиз ). Его биологический смысл заключается в начале постепенного расщепления и окисления глюкозы с накоплением энергии в виде 2 молекул АТФ. Гликолиз происходит в цитоплазме клеток. Он состоит из нескольких последовательных реакций превращения молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (пирувата) и две молекулы АТФ, в виде которой запасается часть энергии, выделившейся при гликолизе: С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ. Остальная энергия рассеивается в виде тепла.

В клетках дрожжей и растений (при недостатке кислорода ) пируват распадается на этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называетсяспиртовым брожением .

Энергии, накопленной при гликолизе, слишком мало для организмов, использующих кислород для своего дыхания. Вот почему в мышцах животных, в том числе и у человека, при больших нагрузках и нехватке кислорода образуется молочная кислота (С3Н6O3), которая накапливается в виде лактата. Появляется боль в мышцах. У нетренированных людей это происходит быстрее, чем у людей тренированных.

Третий этап –кислородный , состоящий из двух последовательных процессов – цикла Кребса, названного по имени Нобелевского лауреата Ганса Кребса, и окислительного фосфорилирования. Его смысл заключается в том, что при кислородном дыхании пируват окисляется до окончательных продуктов – углекислого газа и воды, а энергия, выделяющаяся при окислении, запасается в виде 36 молекул АТФ. (34 молекулы в цикле Кребса и 2 молекулы в ходе окислительного фосфорилирования). Эта энергия распада органических соединений обеспечивает реакции их синтеза в пластическом обмене. Кислородный этап возник после накопления в атмосфере достаточного количества молекулярного кислорода и появления аэробных организмов.

Окислительное фосфорилирование или клеточное дыханиепроисходит, на

внутренних мембранах митохондрий, в которые встроены молекулы-переносчики электронов. В ходе этой стадии освобождается большая часть метаболической энергии. Молекулы-переносчики транспортируют электроны к молекулярному кислороду. Часть энергии рассеивается в виде тепла, а часть расходуется на образование АТФ.

Суммарная реакция энергетического обмена:

С6Н12O6 + 6O2 → 6СO2 + 6Н2O + 38АТФ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А

А1. Способ питания хищных животных называется

1) автотрофным 3) гетеротрофным

2) миксотрофным 4) хемотрофным

А2. Совокупность реакций обмена веществ называется:

1) анаболизм 3) диссимиляция

2) ассимиляция 4) метаболизм

А3. На подготовительном этапе энергетического обмена происходит образование:

1) 2 молекул АТФ и глюкозы

2) 36 молекул АТФ и молочной кислоты

3) аминокислот, глюкозы, жирных кислот

4) уксусной кислоты и спирта

А4. Вещества, катализирующие биохимические реакции в организме, – это:

1) белки 3) липиды

2) нуклеиновые кислоты 4) углеводы

А5. Процесс синтеза АТФ в ходе окислительного фосфорилирования происходит в:

1) цитоплазме 3) митохондриях

2) рибосомах 4) аппарате Гольджи

А6. Энергия АТФ, запасенная в процессе энергетического обмена, частично используется для реакций:

1) подготовительного этапа

2) гликолиза

3) кислородного этапа

4) синтеза органических соединений А7. Продуктами гликолиза являются:

1) глюкоза и АТФ

2) углекислый газ и вода

3) пировиноградная кислота и АТФ

4) белки, жиры, углеводы

В1. Выберите события, происходящие на подготовительном этапе энергетического обмена у человека

1) белки распадаются до аминокислот

2) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды

3) синтезируются 2 молекулы АТФ

4) гликоген расщепляется до глюкозы

5) образуется молочная кислота

6) липиды расщепляются до глицерина и жирных кислот

В2. Соотнесите процессы, происходящие при энергетическом обмене с этапами, на которых они происходят

ВЗ. Определите последовательность превращений куска сырого картофеля в процессе энергетического обмена в организме свиньи:

А) образование пирувата Б) образование глюкозы

В) всасывание глюкозы в кровь Г) образование углекислого газа и воды

Д) окислительное фосфорилирование и образование Н2О Е) цикл Кребса и образование СО2

С1. Объясните причины утомляемости спортсменов-марафонцев на дистанциях, и как она преодолевается?

2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез

Все живые существа нуждаются в пище и питательных веществах. Питаясь, они используют энергию, запасенную, прежде всего, в органических соединениях – белках, жирах, углеводах. Гетеротрофные организмы, как уже говорилось, используют пищу растительного и животного происхождения, уже содержащую органические соединения. Растения же создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Исследования в области фотосинтеза начались в 1630 г. экспериментами голландца ван Гельмонта. Он доказал, что растения получают органические вещества не из почвы, а создают их самостоятельно. Джозеф Пристли в 1771 г. доказал «исправление» воздуха растениями. Помещенные под стеклянный колпак они поглощали углекислый газ, выделяемый тлеющей лучиной. Исследования продолжались, и в настоящее время установлено, что фотосинтез – это процесс образования органических соединений из диоксида углерода (СО2) и воды с использованием энергии света и проходящий в хлоропластах зеленых растений и зеленых пигментах некоторых фотосинтезирующих бактерий.

Хлоропласты и складки цитоплазматической мембраны прокариот содержат зеленый пигмент – хлорофилл . Молекула хлорофилла способна возбуждаться под действием солнечного света и отдавать свои электроны и перемещать их на более высокие энергетические уровни. Этот процесс можно сравнить с подброшенным вверх мячом. Поднимаясь, мяч запасается потенциальной энергией; падая, он теряет ее. Электроны не падают обратно, а подхватываются переносчиками электронов (НАДФ+ –никотинамиддифосфат ). При этом энергия, накопленная ими ранее, частично расходуется на образование АТФ. Продолжая сравнение с подброшенным мячом, можно сказать, что мяч, падая, нагревает окружающее пространство, а часть энергии падающих электронов запасается в виде АТФ. Процесс фотосинтеза подразделяется на реакции, вызываемые светом, и реакции, связанные с фиксацией углерода. Их называютсветовой

и темновой фазами.

Прочитаем информацию .

Клетка - сложная система, состоящая из трех структурно-функциональных подсистем поверхностного аппарата, цитоплазмы с органоидами и ядра.

Прокариоты (доядерные) - клетки, не обладающие, в отличие от эукариотов, оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами.

Эукариоты (ядерные) - клетки, обладающие, в отличие от прокариот, оформленным клеточным ядром, ограниченным от цитоплазмы ядерной оболочкой.

Сравнительная характеристика строения клеток прокариот и эукариот

Структура

Эукариотические клетки

Прокариотические клетки

Есть у растений, грибов; отсутствует у животных у животных. Состоит из целлюлозы (у растений) или хитина (у грибов)

Есть. Состоит из полимерных белковоуглеводных молекул

Есть и окружено мембраной

Нуклеарная область; ядерной мембраны нет

Кольцевые; белка практически не содержат. Транскрипция и трансляция происходят в цитоплазме

Есть, но они меньше по размеру

Есть у большинства клеток

Есть у всех организмов, кроме высших растений

Есть у некоторых бактерий

Есть у растительных клеток

Нет. Фотосинтез зеленых и пурпурных протекает в бактриохлорофиллах (пигментах)

Изображение

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

Клеточная стенка - жёсткая оболочка клетки, расположенная снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняющая структурные, защитные и транспортные функции. Обнаруживается у большинства бактерий, архей, грибов и растений. Клетки животных и многих простейших не имеют клеточной стенки.

Плазматическая (клеточная) мембрана - поверхностная, периферическая структура, окружающая протоплазму растительных и животных клеток.

Ядро - обязательная часть клетки у многих одноклеточных и всех многоклеточных организмов.

Термин «ядро» (лат. nucleus) впервые применил Р. Броун в 1833 году, когда описывал шарообразные структуры, наблюдаемые им в клетках растений.

Цитоплазма - внеядерная часть клетки, в которой содержатся органоиды. Ограничена от окружающей среды плазматической мембраной.

Хромосомы - структурные элементы ядра клетки, содержащие ДНК, в которой заключена наследственная информация организма.

Эндоплазматический ретикулум (ЭПС) - клеточный органоид; система канальцев, пузырьков и «цистерн», отграниченных мембранами.

Расположена в цитоплазме клетки. Участвует в обменных процессах, обеспечивая транспорт веществ из окружающей среды в цитоплазму и между отдельными внутриклеточными структурами.

Рибосомы - внутриклеточные частицы, состоящие из рибосомной РНК и белков. Присутствуют в клетках всех живых организмов.

Комплекс Гольджи (аппарат Гольджи) - органоид клетки, участвующий в формировании продуктов ее жизнедеятельности (различных секретов, коллагена, гликогена, липидов и др.), в синтезе гликопротеидов.

Гольджи Камилло (1844 — 1926) - итальянский гистолог.

Разработал (1873) метод приготовления препаратов нервной ткани. Установил два типа нервных клеток. Описал т. н. Гольджи аппарат и др. Нобелевская премия (1906, совместно с С. Рамон-и-Кахалем).

Лизосомы - структуры в клетках животных и растительных организмов, содержащие ферменты, способные расщеплять (т. е лизировать — отсюда и название) белки, полисахариды, пептиды, нуклеиновые кислоты.

Митохондрии - органеллы животных и растительных клеток. В митохондрии протекают окислительно-восстановительные реакции, обеспечивающие клетки энергией. Число митохондрий в одной клетке от единиц до нескольких тысяч. У прокариот отсутствуют (их функцию выполняет клеточная мембрана).

Вакуоли - полости, заполненные жидкостью (клеточным соком), в цитоплазме растительных и животных клеток.

Реснички - тонкие нитевидные и щетинковидные выросты клеток, способные совершать движения. Характерны для инфузорий, ресничных червей, у позвоночных и человека — для эпителиальных клеток дыхательных путей, яйцеводов, матки.

Жгутики - нитевидные подвижные цитоплазматические выросты клетки, свойственные многим бактериям, всем жгутиковым, зооспорам и сперматозоидам животных и растений. Служат для передвижения в жидкой среде.

Хлоропласты - внутриклеточные органоиды растительной клетки, в которых осуществляется фотосинтез; окрашены в зеленый цвет (в них присутствует хлорофилл).

Микротрубочки - белковые внутриклеточные структур, входящие в состав цитоскелета.

Представляют собой полые внутри цилиндры диаметром 25 нм.

В клетках микротрубочки играют роль структурных компонентов и участвуют во многих клеточных процессах, включая митоз, цитокенез и везикулярный транспорт.

Микрофиламенты (МФ) - нити, состоящие из молекул белка и присутствующие в цитоплазме всех эукариотический клеток.

Имеют диаметр около 6-8 нм.

Органоиды (органеллы) - постоянные клеточные компоненты, выполняющие определенные функции в жизни клетки.

Используемая литература:

1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. - М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009

2.Биология: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. Учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2008.

3.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. - М.: Издательство Оникс, 2006.

4.Общая биология: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Сонин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

5.Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др. под ред. Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

6.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.

7.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. - М.: Экзамен, 2002.

Используемые Интернет-ресурсы.


  • 1.4.3. Решение целевых обучающих задач
  • Морфология клетки. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра
  • 1.3. Конкретные цели занятия:
  • Основные теоретические сведения
  • Различия между прокариотическими и эукариотическими клетками
  • Органеллы общего значения
  • Органеллы специального значения
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия
  • 1.4.2. Проверка исходного уровня знаний студентов
  • 1.4.3. Проверка исходного уровня по тестам
  • 1. Элементарной структурной единицей живой материи является:
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов
  • 1.4.4. Проведение заключительного тестового контроля
  • Клеточные мембраны. Транспорт веществ через плазМоЛему
  • 1.3. Конкретные цели занятия:
  • Основные теоретические сведения Клеточная мембрана
  • Эндоцитоз и экзоцитоз
  • Типы обменных процессов
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Проверка иСхОдного уровня знаний студентов
  • 1.4.2. Проверка исходного уровня знаний по тестам
  • 1.4.3. Проведение заключительного тестового контроля крок 1
  • Занятие 4 Морфология хромосом. Кариотип человека
  • Основные теоретические сведения
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Проверка исходного уровня знаний по тестам исходного контроля
  • 1.4.2. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов:
  • 1.4.4. Решение целевых обучающих задач:
  • 1.4.5. Проведение заключительного тестового контроля:
  • 1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
  • 1.8. Литература основная (I) и дополнительная (II):
  • Занятие 5 характеристика нуклеиновых кислот
  • 1.3. Конкретные цели. Уметь:
  • Основные теоретические сведения
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Проверка исходного уровня знаний по тестам исходного контроля
  • 1.4.2. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия:
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов
  • 1. Решить задачи:
  • 2. Заполнить таблицу: сравнительная характеристика днк и рнк
  • 1.4.5. Проведение заключительного тестового контроля
  • Крок 1
  • 1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
  • Занятие 6 строение гена про – и эукариот. Гены структурные, регуляторные. Процессы реализации генетической информации
  • 1.3. Конкретные цели. Уметь:
  • Основные теоретические сведения
  • Генетический код и-рнк
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Проверка исходного уровня знаний по тестам исходного контроля
  • 1.4.2. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия:
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов
  • 1.4.5. Проведение заключительного тестового контроля
  • Крок 1
  • 1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
  • Занятие 7 регуляция экспрессии генов
  • 1.3. Конкретные цели. Уметь:
  • Основные теоретические сведения
  • 1.4. Организационная структура практического занятия
  • 1.4.1. Проверка исходного уровня знаний по тестам исходного контроля
  • 1.4.2. Теоретические вопросы, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия:
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов Заполните таблицу: Биосинтез белка
  • 1.4.5. Проведение заключительного тестового контроля
  • Крок 1
  • 1.5. Подведение итогов занятия преподавателем и проверка правильности выполнения работы каждым студентом
  • Занятие 8 жизненный цикл клетки. Деление клеток
  • 1.3. Конкретные цели занятия:
  • Основные теоретические сведения
  • 1. Образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом. Это обеспечивает постоянство хромосом.
  • 1.4.3. Самостоятельная работа студентов
  • 1.4.4. Проведение заключительнлго тестового контроля
  • Итоговое занятие 9
  • Список микропрепаратов
  • IV. Подведение итогов:
  • V. Организационная структура занятия:
  • VI. Заключительная часть:
  • К задачам и тестам
  • Различия между прокариотическими и эукариотическими клетками

    Основные параметры

    Прокариоты

    Эукариоты

    В среднем 0,5-5,0 мкм.

    В среднем 40-60 мкм.

    Круглые, вытянутые, нитчатые.

    Разнообразная, могут иметь отростки.

    Генетический материал

    Нуклеоид. Кольцевая ДНК в цитоплазме. Нет ядра и хромосом.

    Линейная ДНК, связанная с белками и РНК. Хроматин и хромосомы в ядре.

    Синтез белка

    70S– рибосомы и мельче. ЭП ретикулума нет. Рибосомы - в цитоплазме.

    80S– рибосомы и крупнее. Рибосомы в цитоплазме и в ЭП ретикулуме.

    Органеллы

    Органелл мало и они не имеют мембран (рибосомы).

    Органелл много, есть мембранные (митохондрии, пластиды, лизосомы).

    Клеточные стенки

    Жесткие, состоят из полисахаридов. Компонент прочности – муреин.

    Жесткие стенки у клеток растений и грибов (компонент прочности – целлюлоза). Клетки животных имеют плазмалемму покрытую гликокаликсом.

    Фотосинтез

    Хлоропласты отсутствуют. Происходит в мембранах,не имеющих специфической упаковки.

    Хлоропласты есть в растительных клетках. В них идут процессы фотосинтеза.

    Фиксация азота

    Некоторые клетки фиксируют.

    Клетки не способны к фиксации.

    Простое (прямое)

    Митоз (непрямое).

    Рис. 2. Современная схема строения клетки по данным электронной микроскопии:

    1 - цитоплазматический матрикс; 2 - комплекс Гольджи; 3 - клеточный центр; 4 - эндоплазматическая сеть; 5 - митохондрия; 6 - ядро; 7 - ядрышко; 8 - кариоплазма; 9 - хроматин; 10 – лизосома; 11 –экзоцитоз через цитоплазматическую мембрану, 12 – микроворсинки

    Основными структур­ными компонентами эукариотических клеток являются клеточные мембраны, ядро, цитоплаз­ма с цитоскелетом, органеллы и включения (рис. 2).

    1. Клеточная мембрана или плазмалемма ,представляет тонкую биологическую пленку, которая ограничивает клетку. все известные биологические мембраны образуют замкнутые пространства -компартменты . Таким образом, главная функция клеточной мембраны - обес­печить поступление в клетку веществ и сохранить постоянство ее состава, то есть клеточный гомеостаз.

    Основу плазмалеммы составляет двойной слой липидов , располо­женных перпендикулярно поверхности (рис. 3). Липидный бислой плазмалеммы содержит белки, которые подразделяются на два класса. Первый класс - транс­мембранные белки . Определенная часть их молекулы встроена в двой­ной липидный слой и пронизывает его на­сквозь. Второй класс – периферические белки-рецепторы , расположенные снаружи клеточной мембраны. Они покрыты слоем углеводов, образующих тонкое покрытие клетки – гликокаликс .

    Мембранный транспорт различных оформленных частиц в клетке происходит путемэндоцитоза и экзоцитоза .

    При эндоцитозе клетки поглощают макромолекулы и час­тицы, окружая их не­большим участком клеточной мембраны. Последняя впячивает­ся внутрь клетки, образуя везикулы (пузырьки). Если везикулы мел­кие и содержат внеклеточную жидкость, процесс называется пиноцитоз .

    Если же они содержат крупные оформленные частицы, то форми­руются фагосомы, а явление известно, как фагоцитоз .

    Э
    кзоцитоз
    - это выход веществ из клетки в виде гранул секрета или вакуолей с клеточной жидкостью .

    2. Ядро -центральный аппарат клетки, с которым связано хранение и передача генетической информации, обмен веществ, движение и размножение .

    Ф

    Рис. 3. Химическая модель плазмалеммы:

    1 - двойной слой липидов; 2 - трансмембранные белки; 3, 4 - периферические белки; 5 – полисахариды гликокаликса.

    орма ядра чаще округлая или вытянутая, реже дольча­тая. От цитоплазмы его отделяет ядерная оболочка. Она состоит из наружной и внутренней ядерных мембран, разделенных бесструктур­ным веществом. Мембраны имеют многочисленные поры, обеспечи­вающие избирательную связь с цитоплазмой. Каждая пора встроена в крупную дисковидную структуру, называемуюпоровый комплекс ядерной оболочки . Заполнено ядро гомогенной массой - нуклеоплазмой. В ее состав входят нуклеиновые кислоты и белки.

    Комплекс ядерной ДНК со структурными белками гистонами и негистоновыми белками, содержащимися в больших количествах, называют хромати­ном . На цитологических препаратах хроматин имеет вид глыбок различной величины и формы. В период деления клетки в ядре выявля­ютсямитотические хромосомы. Они выглядят как короткие палочковидные тельца, обладающие особой индивидуальностью и функци­ей.

    Важным компонентом ядра является одно или несколькоядры­шек. Это мелкие круглые тельца с высоким содержанием РНК и бел­ка. Ядрышковая РНК участвует в регуляции синтетических процессов в цитоплазме клетки.

    3. Цитоплазма объединяет все живое вещество клетки, за исключе­нием ядра и ограничивающих клетку мембран. Гомогенная бесструктурная масса цитоплазмы получила название гиалоплазмы . В ней во взвешенном состоянии находятсяорганеллы и включения . Агрегатное состояние цитоплазмы бывает жидкое - золь и вязкое - гель. Основу цитоплазмы формирует цитоскелет клетки.

    Цитоскелет - слож­ная сеть микротрубочек и белковых филаментов (нитей). Микротру­бочки играют роль направляющих. Это своеобразные рельсы, по ко­торым передвигаются органеллы. Филаменты выполняют сократи­тельную функцию.

    Цитоплазма и некоторые структуры, расположен­ные в ней, могут перемещаться. Данное явление известно какток цитоплазмы . Он особенно интенсивен в растительных клетках по причине их крупных размеров и жесткости стенок.

    4. Органеллы и включения находятся в цитоплазме.Органеллы -это постоянные высокодифференцированные внутриклеточные обра­зования, выполняющие определенные функции . Внутреннее простран­ство любой внутриклеточной органеллы, ее компартмент, ограничено специализированными мембранами. Выделяют две большие группы органелл.

    1. Органеллы общего значения - обязательны для жизнедеятельности всех клеток.

    2. Специальные орга­неллы - выполняют направленные функции в клетках с узкой спе­циализацией (реснички и жгутики, миофибриллы и нейрофибриллы).

    По принципу организации внутриклеточные компоненты подразделяются на одномембранные и двумембранные.

    Одномембранные компоненты имеют вид каналов, цистерн, пузырьков ограниченных одной мембраной и тесно взаимосвязанных. Сюда можно отнести: а) эндоплазматический ретикулум; б) комплекс Гольджи; в) лизосомы; г) вакуоли у растительных клеток и некоторых простейших.

    Двумем­бранные компоненты - это митохондрии и пластиды. Наружная мем­брана их всегда гладкая, внутренняя образует выросты, имеющие важ­ное функциональное значение. Систему двойных мембран имеет так­же ядро - центральный аппарат клетки. Ядерные мембраны содержат поры.

    Немембранные структуры клетки немногочисленны и в той или иной мере связаны с системой мембран. В число их входят: а) рибосомы, состоящие из двух субъединиц; б) центросома, локализованная вблизи ядра; в) органеллы движения клеток – жгутики, реснички и миофибриллы; г) разнообразные клеточные включения.

    Все живые организмы могут быть распределены в одну из двух групп (прокариоты или эукариоты) в зависимости от основной структуры их клеток. Прокариоты - живые организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра и мембранных органелл. Эукариоты - живые организмы, которых содержат ядро, а также мембранные органеллы.

    Клетка является фундаментальной составляющей нашего современного определения жизни и живых существ. Клетки рассматриваются в качестве основных строительных блоков жизни и используются в определении того, что значит быть «живым».

    Давайте взглянем на одно определение жизни: «Живые существа - это химические организации, состоящие из клеток и способные размножаться» (Китон, 1986). Это определение базируется на двух теориях - клеточной теории и теории биогенеза. впервые была предложена в конце 1830-х годов немецкими учеными Маттиасом Якобом Шлейденом и Теодором Шванном. Они утверждали, что все живые существа состоят из клеток. Теория биогенеза, предложенная Рудольфом Вирховым в 1858 году, утверждает, что все живые клетки возникают из существующих (живых) клеток и не могут появиться спонтанно из неживой материи.

    Компоненты клеток заключены в мембрану, которая служит барьером между внешним миром и внутренними составляющими клетки. Клеточная мембрана - избирательный барьер, это означает, что он пропускает некоторые химические вещества, поддерживающие равновесие, необходимое для жизнедеятельности клеток.

    Клеточная мембрана регулирует перемещение химических веществ из клетки в клетку следующими способами:

    • диффузия (тенденция молекул вещества к минимизации концентрации, то есть перемещение молекул из области с более высокой концентрацией по направлению к области с более низкой до момента выравнивания концентрации);
    • осмос (движение молекул растворителя через частично проницаемую мембрану для того, чтобы уравнять концентрацию растворенного вещества, которое не в состоянии двигаться через мембрану);
    • селективный транспорт (при помощи мембранных каналов и насосов).

    Прокариоты - организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра или любых мембранных органелл. Это означает, что генетический материал ДНК у прокариот не связан в ядре. Кроме того, ДНК прокариот менее структурирована, чем у эукариот. В прокариотах ДНК одноконтурная. ДНК эукариот организована в хромосомы. Большинство прокариот состоят только из одной клетки (одноклеточные), но есть несколько и многоклеточных. Ученые разделяют прокариот на две группы: и .

    Типичная клетка прокариота включает:

    • плазматическую (клеточную) мембрану;
    • цитоплазму;
    • рибосомы;
    • жгутики и пили;
    • нуклеоид;
    • плазмиды;

    Эукариоты

    Эукариоты - живые организмы, клетки которых содержат ядро и мембранные органеллы. Генетический материал у эукариот находится в ядре, а ДНК организована в хромосомы. Эукариотические организмы могут быть одноклеточными и многоклеточными. являются эукариотами. Также эукариоты включают растения, грибы и простейших.

    Типичная клетка эукариота включает:

    • ядрышко;