Центр поддержки детей с проблемой аутизма. О центре

Синдром раннего детского аутизма. Это особое нарушение психического развития, возникающее в раннем возрасте.

Детский аутизм проявляется в разных формах, при разных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно встретить как в обычном детском саду, так и в специализированном.

Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного и непонимание, осуждение окружающих на улице усложняет положение и его самого и его родителей.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Такая неконтактность может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда это просто характерологическая черта ребенка, а бывает вызвана и недостаточностью в развитии зрения, слуха, интеллектуального недоразвития и речевыми трудностями.

Но главная причина таких нарушении в коммуникации,- это малая потребность в общении, трудности в восприятия информации и понимания ситуации, невозможности пользоваться речью.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма являются:

  • аутизм как таковой, т.е. предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта (контакт «глаза в глаза», взаимодействие взглядом, мимикой, интонацией) даже с близкими, коммуникации и социальному развитию;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивления малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми (раскачивание, потряхивание, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз); пристрастие к одним и тем же предметами манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию и т.д. стереотипные интересы: одна и та же игра, тема в рисовании и т.д.;
  • задержка и нарушение развития речи (коммуникативной функции речи). Отсутствует целенаправленное использование речи, но сохраняется возможность случайного произнесения слов и даже фраз. Речь не используется ребенком для коммуникации (например, ребенок может декларировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях); ребенок неправильно использует в речи личные местоимения (называет себя «ты», «он»); не использует мимику и жесты в речи; необычный темп, ритм, интонация речи;
  • ранее проявление указанных расстройств (до 2,5 лет).

Современные специалисты считают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и отмечают, что трудности в коммуникации и социализации ребенка не зависят от его интеллектуального уровня развития (как при низких показателях, так и при высоких).

Родителей чаще тревожат такие особенности детей, как стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими, неспособность играть с другими детьми, отсутствие интереса к окружающему миру, стереотипность поведения, страхи, агрессия, самоагрессия.

Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явления – все это дает родителям надежду, что их ребенок на самом деле «все может».

В настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаев на 10 000 детей, обнаруживается в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития всех сторон психики.

Формы раннего детского аутизма:

  • Полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи, невозможность поймать взгляд, получить отклик на зов, услышать просьбу; отсутствие реакции на боль, холод, голод) Аутизм таких детей максимально глубок.
  • Активное отвержение. Аутизм таких детей проявляется не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Имеется особая избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особый ритуал в общении с близкими, невыполнение всех этих условий ведет к срывам в поведении ребенка (возможна агрессия, самоагрессия).
  • Захваченность своими аутистическими интересами. Такие дети не выглядят уже отрешенными, - они сверхзахвачены своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Годами они могут говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной»; она также усваивается с помощью цитат, и используется в неизменной форме. Несмотря на большой активный словарный запас таких детей, - их речь также не используется для коммуникации.
  • Самая легкая форма как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Контакт с такими детьми носит прерывистых характер. Могут оцениваться как дети с задержкой психического развития.

В результате своевременно начатой упорной коррекционной работе, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. Нередко успешной социализации способствует, например, «врожденная» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.

Не имеющая аналогов в Сибири программа по работе с детьми с особенностями развития (аутизм, ЗПР, РДА, ДЦП, синдром Дауна). Центр аутизма располагается в отдельном здании на территории санатория «Рассвет».

Центр принимает детей с различными нарушениями поведения и коммуникативных навыков от 6 месяцев до 18 лет. Большую часть составляют дети с ЗПР, РАС, аутизмом (80 %), остальные — с ДЦП, синдромом Дауна.

Задачи Центра

  • Интеграция особого ребенка в общество
  • Выявление и развитие способностей и возможностей ребенка
  • Формирование социальных навыков
  • Улучшение качества жизни особого ребенка и его семьи

Уникальность

Главная особенность Центра аутизма, отличающая его от подобных центров — сбалансированное комплексное взаимодействие медицинского лечения с педагогическими практиками (воспитание и обучение). В основе совместной работы врачей и педагогов лежит принцип мультидисциплинарности. С ребенком работает бригада врачей и педагогов по индивидуально разработанной программе. Основываясь на комплексе методик, позволяющих пройти первичную социализацию, в Центре аутизма особым детям помогают получить опыт социального взаимодействия со сверстниками, навыки самоидентификации и самообслуживания, научиться соблюдать режим.

В отделении работают:

Педагоги: АВА-терапист, дефектолог, логопед, кондуктолог, музыкальный работник, психолог.

Врачи: педиатр, невролог, кинезотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре

Представители различных методик на базе Центра аутизма реализуют индивидуально-разработанную программу. Воздействие осуществляется по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному.

Елена Николаевна Толпекина, директор Центра аутизма:

— Специфика нашего центра в том, что вся необходимая помощь оказывается в одном месте, без мучений для ребенка и родителей многочисленными разъездами. Замечательно, что педагогика и медицина — рядом. У нас есть дети, больные эпилепсией, которые должны постоянно находиться под наблюдением врача. В «Рассвете» их обучение стало возможным, потому что весь процесс происходит под контролем врача-невролога. Ни один другой адаптивный центр такого ребенка просто не возьмет. Уникальность нашей методики заключается в том, что мы делаем главный упор не на руки-ноги, а на голову. Например, основная ошибка большинства родителей детей, больных ДЦП, в том, что они делают упор на подвижность, физкультуру. Но даже при таком заболевании это не главное. Алексей Иванович Бороздин постоянно повторяет: «Самое главное заставить работать разум».

Программа обучения

Выстраивается строго в соответствии с системой: с ребенком работает «тройка» педагогов, они проводят три занятия, по полчаса каждое (музыка, изобразительная деятельность, общее развитие). На первом уровне занятия строго индивидуальны.

Главный принцип педагога – не заставлять ребенка делать то, что ему не нравится, а «идти» за ним, не выполняя при этом работу, которую он может сделать сам.

Безопасность

В каждом кабинете установлена система видеонаблюдения, и все происходящее выводится на монитор. Ожидая ребенка, родители могут наблюдать за его успехами, а педагог записывает и анализирует занятия.

ТОП-театр

Ученики Центра аутизма имеют возможность посещать театральный кружок, который ведут профессиональные актеры. Итогом занятий становится урок-спектакль, на котором дети с ограниченными возможностями показывают свои таланты.

Полный перечень услуг

  • Консультация врачей мультидисциплинарной бригады
  • Школа Бороздина
  • АВА-терапия
  • Особый детский сад
  • Сенсорная интеграция
  • Услуги логопеда
  • Услуги дефектолога
  • Услуги психолога
  • Водолечение
  • Массаж
  • Физиотерапия
  • Спелеотерапия
  • Натуротерапия (О2 коктейль)
  • Иглотерапия
  • Театротерапия
  • Арт-терапия
  • Музыкальная терапия
  • Микротоковая терапия

Школа Бороздина

Филиал Центра дополнительного образования и социальной реабилитации детей с особенными возможностями по методике А.И. Бороздина («Школа Бороздина») открыт в Омске в апреле 2014 года на базе КОУ «Детский Дом №1». В 2015 году по инициативе Нателы Полежаевой он расположился в стенах санатория «Рассвет». На первом этаже выделены помещения, обустроеные в рамках доступной среды и по методике А.И. Бороздина.

Для справки: В 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с единомышленниками в холодном и ветхом бараке начали работу с детьми-инвалидами. Основным направлением работы стало развитие ребенка с ограниченными возможностями через творчество. Теперь Новосибирский Центр А.И. Бороздина – самый известный реабилитационный центр в России. Здесь занимаются малыши с различными диагнозами: синдром Дауна, ранний детский аутизм, олигофрения (разной степени), ДЦП, органическое поражение ЦНС и др. В апреле 2015 года Алексей Бороздин передал патент на использование своей методики Центру реабилитации «Рассвет» в г. Омске.

АВА-терапия

АВА-терапия для детей с РАС, аутистов (англ. Applied behavior analysis, ABA, прикладной анализ поведения) – это единственная научно-обоснованная методика, эффективность которой подтверждена медицинскими исследованиями, основа большинства программ, которые направлены на лечение данных отклонений. АВА-терапистов в России пока мало. В Омске их, к примеру, всего двое, а практикующим из них является один – сотрудник Школы Бороздина.

АВА-терапия основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изменять в конструктивное русло поведение ребенка. Метод АВА-терапии называют еще модификацией поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет.

Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Программа индивидуальной медико-социальной реабилитации длительностью 21 день

Программа включает комплекс мероприятий, разработанных для конкретного ребенка мультидисциплинарной бригадой в составе:

  • Детский врач-невролог
  • Педиатр
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Психолог
  • Кинезотерапевт
  • Физиотерапевт

Предусмотрено круглосуточное пребывание ребенка с 1 сопровождающим (мама, папа, бабушка либо опекун) в отдельном номере со всеми удобствами.

Питание пяти разовое сбалансированное.

Сопровождение тьютора.

Индивидуальная разработанная Программа включает АВА-терапию, развивающие занятия по методике А.Бороздина, занятия со специалистами.

Из медицинских процедур с учетом показаний назначается:

  • Водолечение
  • Бассейн
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапевтические процедуры
  • Ингаляции
  • Спелеотерапия
  • Кислородный коктейль
  • Травяные чаи и др.

Стоимость программы 136 500 руб. (6500 рублей в день ).

Особый детский сад

  • Программа для детей с особенностями развития (аутизм, ЗПР, РДА, синдром Дауна), различными нарушениями поведения и коммуникативных навыков.
  • Принимаются дети от 2,5 лет.
  • Путевка «Особый детский сад» — это: Пребывание ребенка с 9.00- 17.00
  • Присмотр и уход Сопровождение воспитателя-дефектолога
  • Постоянное наблюдение педиатра и невролога
  • Четырехразовое питание
  • Комплексные занятия по программе коррекционного обучения в школе
  • Прогулка, отдых, туалет, гигиена
  • Детские группы делятся по возрасту, диагнозу, возможностям.
  • Для каждого ребенка врачами и педагогами составляется индивидуальная программа реабилитации согласно медицинским и педагогическим рекомендациям.
  • Программы:
  • Особый детский сад + АВА-терапия
  • Особый детский сад + методика Бороздина
  • Особый детский сад + АВА-терапия + методики Бороздина
  • Особый детский сад + подготовка к школе

«Центр проблем аутизма» - некоммерческая общественная организация. Миссия Центра сосредоточена в поле создания и организации среды, которая бы обеспечила воспроизведение актуального, научно обоснованного и социально ориентированного контекста решения проблемы детского аутизма - контекста, альтернативного тому пещерному состоянию этой области, в котором на сегодня находится Россия.

Основными направлениями деятельности «Центра Проблем Аутизма» являются:

  • Исследования. Центр не является самостоятельной научно-исследовательской или медицинской организацией. К функциям Центра относится научное продюсирование и научный менеджмент. Среди партнеров Центра ряд научных институтов, лабораторий, университетов и научно-исследовательских баз как в России, так и за рубежом. Центр выступает связующим звеном в процессе консолидации различных научных сил и заказчиком ряда важных научных проектов в области изучения аутизма.
  • Образование. Центр является разработчиком и организатором образовательных программ в области аутизма. Образовательные проекты направлены как на создание образовательных стандартов, школ и интегративных учебных классов для детей-аутистов, так и на подготовку специалистов, учителей и врачей в логике актуального знания об аутизме и отказа от устаревших представлений об этом состоянии. К числу обязательных проектов Центра относится создание и поддержание многофункционального интернет-портала, предоставляющего как мощный информационный источник, так и площадку для образования, профессионального и родительского общения.
  • Помощь. Центр ставит своей задачей регулярную помощь семьям с детьми-аутистами как в виде прямой финансовой помощи, организованной на принципах филантропического фандрайзинга, так и в виде предоставления образовательных услуг, психологической помощи, консультаций и информирования.
  • Просветительство. Центр занимается системным мониторингом всего огромного массива знаний, полученных на сегодня в области изучения и борьбы с аутизмом. Центр является транслятором и популяризатором знаний об аутизме. К важнейшей миссии Центра относится информирование не только профессионального сообщества, но и общества в целом. Центр планирует обширную издательскую программу и осуществляет максимально широкое взаимодействие с медиа-средой и культурным сообществом.
  • Защита прав. Центр занимается юридическими консультациями семей с детьми-аутистами. Среди основных задач Центра - изменение законодательной и правовой базы в части обеспечения полноценного существования детей и взрослых с аутизмом, определения их социального и правового статуса в обществе, гарантий доступности образования всех уровней и защиты интересов в различных сферах жизни.

В качестве основных своих задач «Центр проблем аутизма» видит зарождение нового, результативного направления исследований и деятельности, учитывающее достижения, знания и опыт мировой науки, медицинской и педагогической практики.

Экспертный совет Центра проблем аутизма

Стивен Эдельсон (Stephen Michael Edelson), США
доктор психологии, директор Autism Research Institute, сопредседатель Международной конференции «Аутизм. Вызовы и решения». В течение 30-летней деятельности в области аутизма проводил исследования в сотрудничестве с Бернардом Римленда, Иваром Ловаасом, Темпл Грандин, Маргарет Бауман и Хелен Ирлен. Сфера исследований охватывает разные направления в аутизме: сенсорные вмешательства, аномальное поведение (агрессия и стереотипии), познавательные особенности при аутизме (феномен специнтересов).

Преснякова Юлия, Россия
психолог, лектор, специалист по семейной психотерапии, специалист по прикладному поведенческому анализу, автор и продюсер фотохудожественного проекта «Особая грань реальности», посвященной детям с диагнозом аутизм. С 2013 года - клинический координатор инклюзивного образования на основе методов структурированного обучения в ГБОУ СОШ №1465им адмирала Н.Г. Кузнецова г. Москвы.

Ржецкий Андрей (Andrew Rzhetsky), PhD, США
профессор медицины и генетики человека в Институте геномики и системной биологии Университета Чикаго. Директор Центра Вычислительной геномики заболеваний развития нервной системы имени Сильвио О. Конте. Последние 10 лет занимается исследованиями в области аутизма по заказу ARI (Autism Research Institute)

Джилл Маурин Янг (Jill Maureen Young) Ph.D, BCBA-D, США
доктор психологии, поведенческий консультант, адъюнкт-профессор департамента психологии Калифорнийского университета. Специалист по прикладному поведенческому анализу, главному методу коррекции поведения и обучения детей с РАС в школьном образовании, США

Джейн Говард (Jane Howard), Ph.D, BCBA-D, США
Профессор психологии, исполнительный директор сети центров Therapeutic Pathways и The Kendall Centers, заслуженный профессор (в области психологии) Государственного университета Калифорнии - Станислаус, г. Турлок. Автор учебника «Поведение человека: анализ и применение», США

Хисмятуллина Анна (Anna Hismjatullina) Ph.D, BCBA-D, Россия/США
доктор психологических наук, поведенческий консультант с докторским сертификатом (ВСВА-D), США. Заведующая кафедрой поведенческого анализа Московского института психоанализа. Автор и лектор сертификационного курса по прикладному поведенческому анализу на русском языке. 18 лет в практике прикладного анализа поведения. Работала в Центре диагностики и тестирования, в школе STARS по методике ABA и клинике д-ра Партингтона (разработчика инструмента ABLLS).

Зухра Измайлова Камар, MA, BCBA, Россия/Канада
педагог, специалист по адаптации и интеграции детей с аутизмом в начальные классы в Управлении Народного Образования (Оттава, Канада), переводчик и научный редактор ряда книг по АВА-терапии. Создатель русскоязычного словаря терминов и понятий в дисциплине поведенческого анализа. Научный консультант русского перевода фундаментальной монографии «Прикладной анализ поведения».

Ирина Блинкова-Бэйкер (Irina Baker), Россия/США
MS, ВBA, CCL -Certified Nutritional Consultant on Fitness & Wellness /Консультант-нутрициолог по Фитнесу и Здоровью, США. Составитель и консультант первой книги на русском языке по безглютеновому питанию «Без глютена» (Москва, 2014)

Направления деятельности Центра проблем аутизма

Фонд «Выход» не несет ответственности за содержание других ресурсов, а также за качество услуг, которые могут предлагаться по приведенным ниже ссылкам.

САЙТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Региональные представительства Фонда «Выход»

Благотворительный фонд «Выход в Белгороде»
Outfundbel.ru
Фонд основан мамой ребенка с аутизмом, Натальей Злобиной для развития системы комплексной помощи при аутизме в Белгородской области, в том числе, развития инклюзивного образования и качественных услуг для детей с аутизмом и их семей.

Благотворительный фонд «Выход в Петербурге»
Outfundspb.ru
Фонд основан режиссером Любовь Аркус, автором документального фильма «Антон тут рядом», который впервые привлек внимание широкой российской публики к отсутствию помощи взрослым аутистам и их семьям в нашей стране. На базе Фонда открылся и успешно работает центр «Антон тут рядом», в котором более 60 взрослых людей с аутизмом получают сопровождение и обучение.

Информационные ресурсы по аутизму для родителей

Сайт «Особые переводы»
Specialtranslations.ru
Волонтерская группа профессиональных и непрофессиональных переводчиков и редакторов, в том числе родителей особых детей и специалистов, работающих в сфере реабилитации и развития детей с самыми разными нарушениями. На сайте постоянно публикуются переводы материалов про детей и взрослых с особенностями развития, большинство материалов посвящены аутизму.

Особое детство Иркутска
Deti38.ru
Форум по проблемам детей с особенностями развития Иркутска.

Аутизм. ABA-терапия
Autism-aba.blogspot.ru
Сайт поведенческого терапевта Юлии Эрц, посвященный вопросам применения ABA при аутизме. Содержит очень много переводных материалов по самым разным аспектам обучения детей с аутизмом и методикам ABA.

Жизнь с синдромом Аспергера
Aspie.live
Проект по распространению информации об эффективных методах помощи и обучения при синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме.

Библиотека Фонда «Отцы и дети»
Autism.ru
Один из первых сайтов об аутизме в Рунете, поддерживается благотворительным фондом из Санкт-Петербурга, который занимается помощью детям с аутизмом. На сайте находится очень большая библиотека материалов: статей и книг об аутизме и помощи детям с аутизмом. В том числе, на сайте можно найти первые автобиографии аутистов и родителей детей с аутизмом, опубликованные в России, а также различные статьи российских специалистов.

Сообщество «Особые дети – счастливые дети!» в Живом Журнале
Ru-happychild.livejournal.com
Прекрасное сообщество родителей особых детей, в том числе детей с разными формами аутизма. Для прочтения большинства постов нужно быть членом сообщества. В сообществе регулярно публикуются истории из жизни, родители задают волнующие их вопросы и обмениваются опытом, публикуют ссылки на полезную информацию и интересные материалы.

All Autism
Allautism.ru
Русскоязычный сайт с лентой новостей об аутизме, которые публикуются в различных центральных СМИ.

Организации, оказывающие помощь детям с аутизмом

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП)
Autismhelp.ru/
Сайт московских государственных центров на улице Кашенкин Луг и на улице Архитектора Власова. Это единственный в России специализированный государственный центр помощи только для детей с РАС. В Центре предоставляются коррекционные индивидуальные услуги для детей и их родителей, а также действует школьное отделение с начальными классами для детей с РАС.

«АВА-класс» на Кашенкином Лугу
Facebook.com/abaclass
Страница Фейсбука, посвященная работе класса по подготовке детей с тяжелой форме аутизма к инклюзивному образованию, который поддерживается Фондом «Выход». На странице можно найти много информации по практическому применению АВА в обучении детей с аутизмом и материалов для работы с детьми.

Центр лечебной педагогики
Ccp.org.ru
Центр был создан в 1989 году по инициативе родителей детей с особенностями развития и специалистов. Центр оказывает широкий спектр услуг детям с различными нарушениями развития, включая аутизм. Организация также проводит регулярные образовательные мероприятия для специалистов.

Центр «Белая ворона»
Aba-centre.com
Сайт коммерческого центра, предоставляющего услуги по ABA-терапии в Москве. Одна из первых российских организаций, которая начала предоставлять услуги по коррекции аутизма в рамках этого подхода.

Центр «Наш солнечный мир»
Solnechnymir.ru
Центр реабилитации в Москве, работающий с 1991 года. Предоставляет различные коммерческие услуги по обучению и индивидуальной коррекции детей с аутизмом.

ABA в Самаре
Aba-samara.info
Сайт поведенческого аналитика Екатерины Жестковой, чья команда предоставляет услуги по прикладному анализу поведения при аутизме в Самаре.

Общество помощи аутичным детям «Добро»
Dobro.su
Сайт благотворительной организации, оказывающей помощь детям с аутизмом в Москве. Основной частью сайта является форум, также на сайте опубликованы статьи и популярные материалы об аутизме, написанные создателями организации.

Институт коррекционной педагогики

Официальный сайт Института коррекционной педагогики в Москве, государственного учреждения, где практически впервые в России начала проводиться диагностика и коррекция при расстройствах аутистического спектра. На сайте публикуются новости о деятельности института, есть раздел с информацией для родителей.

ЦПМСС «Зеленая ветка»
Zelvetka.pc.mskobr.ru
Московский государственный центр, оказывающий диагностические, коррекционные и образовательные услуги детям с особенностями развития и их родителям. Многие специалисты центра имеют большой опыт работы именно с расстройствами аутистического спектра.

Собаки — помощники инвалидов
Guidedogs.ru
Некоммерческая московская организация, занимающаяся подготовкой служебных собак для инвалидов по зрению, а также для детей с особенностями развития. Одно из направлений деятельности организации — проект «Солнечный пес», оказывающий услуги по канис-терапии для детей с аутизмом и другими особенностями развития.

Центр «Рафаил»
Rafail-10.ru
Благотворительный центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» занимается организацией психолого-педагогической помощи и социокультурной реабилитации инвалидов с интеллектуальными и психическими нарушениями и их семей. На базе Центра действует отделение дошкольного воспитания, обучения детей младшего школьного возраста, отделение помощи инвалидам после школам и отделение помощи семьям детей-инвалидов.

Ресурсы по защите прав детей и взрослых с инвалидностью

Сайт «Особое детство»
Osoboedetstvo.ru
Проект Центра лечебной педагогики. Сайт предназначен для родителей детей с различными нарушениями развития. На сайте есть библиотека полезной литературы, база данных организаций, оказывающих помощь, форум.

РООИ «Перспектива»
Perspektiva-inva.ru
Сайт организации инвалидов, которая оказывает помощь в вопросах образования, трудоустройства и защиты прав людей с инвалидностью, включая ментальную инвалидность. Организация, в том числе, помогает в трудоустройстве и оказывает юридические консультации.

Организации и ресурсы для подростков и взрослых аутистов

Дорога в мир
Dorogavmir.ru
Сайт межрегиональной общественной организации, объединяющей семьи детей с особенностями развития, в том числе аутизмом. Основные цели деятельности «Дороги в мир» – поддержка семей и помощь взрослым людям с нарушениями развития. Сайт информирует о проектах организации, публикует реальные истории родителей, полезные ссылки и информацию о помогающих службах.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области
Сlp.pskov.ru
ЦЛП города Пскова оказывает коррекционные услуги для детей от трех лет, а также организует сопровождение и проживание с сопровождением для молодых людей старше 18 лет с особенностями развития, в том числе, с аутизмом. Одна из лучших российских организаций, предоставляющих помощь взрослым людям с аутизмом.

«Особые мастерские» при технологическом колледже № 21
Om21.ru
Здесь молодые люди обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической. В основу обучения положены принципы, разработанные ранее в предпрофессиональных мастерских Центра лечебной педагогики. Срок обучения с 1 сентября 2010 года — 6 лет. В перспективе — создание при колледже Центра ремесел с адаптационными рабочими местами для молодых людей, прошедших профессиональное обучение в колледже.

РОО «Яблочко»
Rooyablochko.ucoz.ru
Региональная общественная организация содействия социальной реабилитации лиц с оганиченными возможностями “Яблочко” создана в 2006 году. Миссией организации является создание специальных условий (специфической структуры) труда для инвалидов с ментальными нарушениями и другими ограничениями здоровья для обеспечения трудовой полезной занятостью с учетом их индивидуальных возможностей, включая в общий процесс производства, который осуществляется людьми без ограничения здоровья. В организации предоставляются коррекционные услуги, а также поддерживается работа мастерских для людей с ментальной инвалидностью, в том числе с аутизмом.

Синдром Аспергера
Aspergers.ru
Русскоязычный сайт о синдроме Аспергера, создан и поддерживается взрослыми людьми с этим расстройством. На сайте регулярно публикуются новости и статьи о синдроме Аспергера, есть несколько онлайн-тестов на синдром Аспергера и смежные расстройства, действует активный форум.

Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
Dislife.ru
Один из крупнейших сайтов по вопросам инвалидности, на котором регулярно публикуются новости и статьи о различных видах инвалидности и жизни инвалидов, действует форум и служба знакомств.

Благотворительный фонд «Лучшие друзья»
Bestbuddies.ru
Российское представительство международного движения «Лучшие друзья», которое помогает людям с особенностями развития найти друзей среди ровесников-добровольцев без инвалидности и предоставляет им возможности для социализации и общения.

Ресурсы для специалистов

Проект Дефектолог.BY
Defectolog.by
Портал для специалистов в области дефектологии. На сайте есть статьи для специалистов, родителей, а также ресурсы для студентов.

Портал Логопеды.ру
Logopedy.ru
Портал для логопедов, содержит полезные материалы о логопедии, а также позволяет найти логопеда или логопедический центр в своем регионе России.

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт организации Autism Speaks
Autismspeaks.org
Самая крупная организация, занимающаяся вопросами аутизма в США. Информация о деятельности организации, блог и новостная лента о научных открытиях в области аутизма. Есть возможность прочитать популярные издания организации онлайн (про аутизм, синдром Аспергера, посещение парикмахера, проблемное поведении и другие), посетить бесплатные вебинары, которые проводятся совместно с организацией.

Национальное общество аутизма (National Autistic Society)
Autism.org.uk
Сайт самой крупной организации, занимающейся проблемами аутизма в Великобритании. На сайте можно найти информацию не только об услугах организации, но и множество полезной информации для аутистов, родителей детей с аутизмом и специалистов самых различных областей, которые могут сталкиваться с людьми с этим диагнозом. Информация оформлена в виде написанных простым и понятным языком статей со ссылками на научную литературу и опыт людей с аутизмом. На сайте можно посмотреть различные видео, в том числе выступления специалистов на мероприятиях организации. Желающие могут задать вопрос по электронной почте на «линию помощи по аутизму».

Ассоциация за науку в лечении аутизма (ASAT)
Asatonline.org
Сайт некоммерческой организации, цель которой – улучшить образование, лечение и уход для всех людей с аутизмом. Организация ставит целью борьбу с распространенной проблемой шарлатанства в лечении аутизма и выступает за доказательный подход к методам помощи. На сайте можно найти обзоры всех существующих на данный момент методов лечения аутизма, а также узнать, проводились ли научные исследования по определению эффективности метода, и если да, то каковы были их результаты.

Общество аутизма Америки (Autism Society of America)
Autism-society.org
Одна из первых благотворительных организаций помощи людям с аутизмом в США, была основана в 1965 году несколькими родителями детей с аутизмом, организация объединяет более 30 000 членов. Помимо информации про деятельность общества на сайте можно найти общую информацию про аутизм, особенно про взрослых аутистов, и реальные истории людей с аутизмом. После бесплатной регистрации на сайте можно читать печатные материалы общества на сайте онлайн.

Глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера (GRASP)
Grasp.org
Первая в США организация, которая была создана и поддерживается людьми с синдромом Аспергера. Организация объединяет сеть групп поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера, а также занимается образовательными проектами в школах и университетах. На сайте можно найти статьи об особенностях синдрома Аспергера и эссе людей с этим расстройством о своем опыте.

Сеть самоадвокации аутистов (ASAN)
Autisticadvocacy.org
Некоммерческая организация, созданная и управляемая аутистами для защиты интересов других аутистов. Членами являются подростки и взрослые аутисты, ее поддерживают члены семей аутистов и специалисты. Организация старается изменить отношение к аутизму в обществе. На сайте действует регулярно обновляемый блог о правах аутистов, их дискриминации и различных спорных вопросах в отношении аутизма.

Autism Hub – лучшие блоги про аутизм
Autism-hub.com
Сайт объединяет самые интересные и популярные блоги на тему аутизма, в том числе блоги взрослых аутистов и блоги родителей детей с аутизмом. С помощью сайта можно искать блоги по категориям, либо отслеживать последние обновления в блогах, участвующих в проекте.

OASIS – о синдроме Аспергера
Aspergersyndrome.org
Сайт организации, созданной родителями детей с синдромом Аспергера. На сайте действует активный форум по различным вопросам, связанным с воспитанием детей с этим расстройством, кроме того, на сайте есть много статей, в первую очередь, об обучении учеников с синдромом Аспергера.

Autisable – блоги родителей и специалистов
Autisable.com
Социальная сеть блогов для всех, кто непосредственно занимается помощью детям с расстройствами аутистического спектра. На сайте можно найти множество интересных заметок и дискуссий по практическим аспектам терапии и обучения при аутизме.

Rethink Autism
Rethinkautism.com
Сайт организации, предоставляющей обучение по поведенческим методам помощи детям с аутизмом. На сайте можно найти много бесплатных видео и полезных советов по обучению детей с аутизмом и решению конкретных проблем.

Autism Match
Autismmatch.org
Сайт, помогающий семьям детей с аутизмом принять участие в исследованиях аутизма, при гарантиях безопасности и защиты интересов ребенка. Цель проекта – способствовать исследованиям аутизма, решив одну из самых насущных проблем – недостаток участников исследований.

Аутизм после 16 лет
Autismafter16.com
Сайт об аутизме у молодых людей и взрослых. На сайте рассматриваются такие вопросы как трудоустройство, финансовая безопасность, высшее образование и проживание взрослых аутистов.

Сайт Стивена Шора об аутизме и синдроме Аспергера
Autismasperger.net
Информационный сайт Стивена Шора – взрослого человека с синдромом Аспергера, который занимается консультациями родителей и помощью детям с аутизмом. На сайте можно найти статьи Шора, его выступления и общую информацию.

Everyone Communicates
Everyonecommunicates.org
Сайт, посвященный вспомогательной и альтернативной коммуникации, которая играет огромную роль для большинства людей с аутизмом. На сайте можно прочитать или скачать информацию о различных методах альтернативной коммуникации (облегченная коммуникация, жестовые языки, системы обмена картинками или символами и многие другие), а также узнать истории людей, которые пользуются альтернативной коммуникацией, и их близких.

Autism Europe
Autismeurope.org
Сайт европейской ассоциации по защите прав людей с аутизмом и членов их семей. На сайте можно узнать подробности о деятельности организации, а также скачать печатную продукцию ассоциации.

Институт исследований аутизма (Autism Research Institute)
Autism.com
Сайт Института исследований аутизма – некоммерческой организации, которая была основана в 1967 году доктором Бернардом Римландом, американским психологом и отцом ребенка с аутизмом, который в свое время одним из первых бросил вызов господствовавшим в науке теориям о том, что аутизм вызывается «холодными» матерями. Сейчас организация выделяет гранты на исследования методов лечения аутизма и спонсирует научные конференции по аутизму, а также издает информационный бюллетень и поддерживает бесплатные колл-центры для родителей. На сайте можно найти большое количество материалов по лечению аутизма, в основном по биомедицинскому подходу, посмотреть онлайн видео с выступлениями докладчиков на мероприятиях организации, записаться на бесплатные образовательные вебинары.

Фонд расстройства сенсорной интеграции
Spdfoundation.net
Фонд занимается нарушениями сенсорной интеграции, которые, как правило, присутствуют у людей с аутизмом. На сайте можно найти много информации о симптомах этого расстройства и подходах к терапии сенсорной интеграции для родителей и специалистов.

Сертификационный комитет по прикладному поведенческому анализу
Bacb.com
Сайт международного сертификационного комитета по ABA – основному и самому широко распространенному методу помощи людям с аутизмом в мире. На сайте можно найти информацию для потребителей ABA и базу данных специалистов.

С каждым годом растет число детей не только с отставанием в развитии, но и с аутичными отклонениями. Этот факт совершенно не обязательно говорит об эпидемии аутизма, а связан в первую очередь с тем, что изучение и диагностика этого расстройства растет и развивается. Кроме того, в медицинской науке за последнее время круг аутических расстройств заметно расширился.

Тем не менее, если в середине прошлого века в мире на 2500 человек детского населения только 1-ому ребенку ставили диагноз аутизм, то сегодня согласно статистике ВОЗ каждый 160-ый ребенок страдает расстройством аутистического спектра . Поэтому проблема крайне актуальна.

В 72-ом году благодаря работам Раттера и Кольвина аутизм признали неврологическим расстройством . И так как разнообразие аутичных отклонений сложно свести к единому знаменателю, в 80-ые годы английским врачом-психиатром Лорной Винг был предложен термин «аутистический спектр ». В результате родилось понятие расстройств аутического спектра (РАС) . К РАС сейчас относят все отклонения, проявляющиеся группой комплексных нарушений неврологического развития:

  • отсутствием способности к социальному взаимодействию и общению
  • сужением интересов и повторяющимися действиями
  • повышенной возбудимостью
  • иногда — фобиями
  • может присутствовать кататонический синдром (чаще двигательное возбуждение с характерными движениями)
  • может быть нарушено пищевое поведение (извращение аппетита)

ВИДЫ АУТИЗМА

Согласно классификации ВОЗ к расстройствам аутического спектра относятся :

  • детский аутизм (синдром Каннера)
  • высокофункциональный аутизм (синдром Аспергера)
  • детское дезинтегративное расстройство
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ)
  • атипичный аутизм
  • синдром Ретта
  • ряд других расстройств

Расстройства аутистического спектра нередко сопровождаются тревожным состоянием , депрессией, эпилепсией и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания.

Заболевания аутистического спектра существенно различаются в зависимости от степени тяжести, интеллектуальных способностей, вербальных и коммуникативных возможностей и хронологического периода болезни. Интеллектуальный уровень варьируется от совсем слабых до очень высоких способностей. Некоторые люди, страдающие одним из расстройств аутического спектра, способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же – нуждаются в постоянном уходе и поддержке.

Беленко Елена Александровна

Врач невролог-вегетолог. Кандидат медицинских наук.

«При аутизме очень важно поставить диагноз и начать правильную терапию как можно раньше! Тогда велика вероятность, что уже к подростковому и взрослому возрасту этот человек внешне не будет сильно отличаться от своих сверстников, а его способности будут гораздо выше. »

ПРИЧИНЫ И ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

Причины аутизма многообразны и до конца не изучены. Тем не менее, выделены факторы, повышающие вероятность появления у ребенка РАС. Прежде всего, это генетическая предрасположенность , сопровожденная влиянием факторов окружающей среды . Влияние происходит, как правило, еще на стадии внутриутробного развития и может быть инфекционным (вирус, бактерия), токсическим, гипоксическим, психогенным и др.

На данный момент общепризнано, что расстройство аутического спектра не может быть приобретенным в течение жизни. То есть аутизмом нельзя «заболеть» и нельзя заразиться. А идея о том, что прививки вызывают аутизм, признана мифом.

Признаки аутизма можно обнаружить только после 1-ого года жизни, то есть когда ребенок начинает активно развиваться. В первую очередь заметными становятся симптомы в эмоциональной сфере. Однако, например, в случае детского дезинтегративного расстройства симптомы обнаруживаются только после 2-ух лет нормального развития. При этом расстройстве ребенок резко утрачивает освоенные до этого навыки: речь, контроль функций мочевого пузыря и кишечника и пр.

Как правило, к 5 годам диагноз аутизм уже можно поставить совершенно точно или же опровергнуть. В то же время, объективного обследования , которое бы подтвердило диагноз, нет. Аутизм – это поведенческий диагноз . Он ставится на основании постоянного наблюдения специалиста за особенностями поведения, процессом игры, общением (вербального и невербального) ребенка. В этой связи возникают определенные сложности в правильной постановке диагноза.

Расстройства аутистического спектра связаны с патологией не только центральной нервной системы, но и вегетативной части НС. Болезнь отражается на работе вегетативных нервных узлов и через них же может быть скорректирована. Воздействие непосредственно на нервные узлы позволяет достичь значительного прогресса в развитии личности больного и уменьшения патологических последствий заболевания. В Клиническом Центре вегетативной неврологии люди с диагнозом аутизм могут пройти тепловизионную диагностику . Тепловизор помогает установить, какие вегетативные центры работают неправильно, и назначить необходимый объем лазерной терапии для целенаправленного лечения.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Комплексная диагностика вегетативной нервной системы занимает 1-2 часа. Программа включает в себя набор инструментальных исследований (тепловизионная диагностика, кардиоритмография). Все исследования проводятся неинвазивными методами и абсолютно безопасны для ребенка.

* До 1 марта действует акция: Бесплатная консультация невролога и скидка 50% на диагностику. Стоимость диагностики со скидкой составляет 11 400 руб. 5 700 руб.

ВОЗМОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ АУТИЗМ?

Полностью «излечить» расстройство аутического спектра невозможно – в первую очередь потому, что аутизм и смежные синдромы не признаны болезнью в буквальном смысле слова. Это особенности развития , которые считаются патологическими. Врачи спорят симптом ли это, негативный синдром или отдельное заболевание. Рамки РАС достаточно широки и размыты, на что мы уже обращали внимание. Ни один аутист не похож на другого так же, как и нейротипичные люди не похожи друг на друга.

«В обществе бытует мнение, что люди с аутизмом совершенно закрытые и необщительные. Однако среди них есть такие, которые любят общение, говорят на иностранных языках и спокойно смотрят в глаза. Никто даже не догадывается, что им был когда-то поставлен диагноз аутизм », — врач Клинического Центра вегетативной неврологии Беленко А.А.

Тем не менее, врачи могут помочь пациенту повысить качество его жизни и поднять свои способности на допустимо возможный уровень .

КАК ЛЕЧИТЬ АУТИЗМ?

Первое, что необходимо отметить, – лечение следует начать как можно раньше: в раннем детстве (до 2-ух лет), или как только поставлен диагноз.

Первый шаг – это микрополяризация головного мозга . Действие тока при процедуре микрополяризации напоминает электрические процессы самого мозга и позволяет выровнять работу мозговых центров речи, памяти, внимания и обучения . Воздействие на нервную систему постоянным слабым током, а также при помощи альтернативных физиотерапевтических методов лечения (лазером и магнитами) улучшает кровообращение, кровоснабжение мозга и активизируют мозговую деятельность.

Медикаментозное лечение при аутизме требуется далеко не всегда. Психотропные лекарства нередко дают обратный эффект и затормаживают мозговую активность. Проконсультируйтесь с врачом-неврологом и не забывайте, что лечение должно быть комплексным. Одни таблетки не способны дать тот толчок в развитии, который достигается при помощи методов физиотерапии и микрополяризации.

Нейромодуляция, достигнутая действием тока, лазера или магнита, дает хороший толчок в развитии ребенка с диагнозом аутизм. Тем не менее, лечение безусловно должно сопровождаться посещением занятий у психолога и логопеда , и проведением соответствующих мероприятий дома. Именно на таких занятиях ребенок способен раскрыть свой потенциал и продемонстрировать результат проведенного лечения.

Улучшению коммуникативных навыков и психологического состояния способствуют также поведенческая терапия, адаптивная физкультура, арт-терапия и терапия с использованием животных: иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапии .

Если вовремя начать лечение и приложить достаточно усилий, то ребенок, который изначально не говорил, может заговорить; ребенок, который испытывал трудности с коммуникацией, научится общению; можно скорректировать поведение, научить управлять эмоциональной реакцией, смотреть собеседнику в глаза и многому другому. Все это – в силах родителей, квалифицированных врачей и педагогов.

ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стоимость одного сеанса — 4 650 рублей, в эту стоимость входит:

  • Внутривенная лазеротерапия красным или синим лазерами;
  • Инфракрасная лазеротерапия “неправильных” вегетативных ганглиев;
  • Цветоимпульсная коррекция надсегментарных вегетативных расстройств.

Лечение амбулаторное. Один сеанс длится 40-60 минут.

Случаи из практики

«Результатом первого курса лечения стала осознанная речь. Не то чтобы Филипп заговорил как нормальные дети в 6 лет, но он стал говорить осознанно, смог заучивать слова, фразы и применять их по ситуации. До 6 лет он “общался” на своем тарабарском языке, напоминающим детский лепет. Не было ни осознанных слов, ни обращения с какой-нибудь просьбой; и вдруг – “дай”, а еще попозже – “включи/выключи свет” и многие другие слова », — рассказывает мама 6-летнего Филиппа с диагнозом аутизм…

Выдержки из книги

Предлагаем вашему вниманию ознакомительный фрагмент из книги Александра Ивановича Беленко «Панические атаки и ВСД – нервные клетки восстанавливаются. Легкий способ запустить организм на выздоровление»

«Особое внимание в вариабельности сердечного ритма обращается на ригидный ритм. Его возникновение указывает, что вегетативная нервная система работает на последнем «издыхании», и это может иметь катастрофические последствия для человека.

В мировой научной литературе уже есть отдельные публикации о том, что стойкий ригидный ритм – это предвестник остановки сердца, которое может произойти в течение года…»