Кто является автором метода парадоксальной интенции. Метод парадоксальной интенции

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ: ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Поскольку психотерапевтический процесс представляет собой цепь импровизаций, часто возникает вопрос - насколько возможно обучить психотерапии и обучаться ей? К тому же надо иметь в виду, что бесконечное многообразие пациентов исключает возможность экстраполяции. Таким образом, перед психотерапевтом всегда встает кажущаяся неразрешимой двоякая задача: учитывать уникальность каждой личности и учитывать уникальность жизненной ситуации, в которой каждому приходится бороться. Тем не менее учить и обучаться нужно именно индивидуализации и импровизации.

Выбор соответствующего метода лечения, применимого в каждом конкретном случае, зависит не только от индивидуальности пациента, но и от личное-ти терапевта.. Сложность проблемы заключается в том, что последние два фактора являются неизвестными, по крайней мере, первоначально. Для иллюстрации я часто говорю моим студентам, что выбор терапевтического метода для применения в конкретной ситуации можно сравнить с решением следующего алгебраического уравнения: (= х + у, где (- это терапевтический метод, х - представляет индивидуальность пациента, а у - личность лечащего врача .

Это уравнение проливает свет на тот факт, что решающим фактором в психотерапии является не столько метод, сколько отношения между пациентом и его доктором, или, если говорить современным языком, «встреча» между терапевтом и его пациентом. Это отношение между двумя личностями представляет собой наиболее важный аспект психотерапевтического процесса, более важный фактор, чем какой-либо метод или техника. Однако мы не должны пренебрегать техникой, потому что при лечении терапевту необходимо соблюдать определенную степень отчужденности от пациента. Действительно, лечебный процесс треоует определенного игнорирования человеческого фактора.

Терапевтические отношения развиваются в поле напряжения между полюсом человеческой близости, с одной стороны, и полюсом научной отстраненности - с другой. Поэтому терапевту следует опасаться того, чтобы по своей вине не увлечься слишком сильно одним или другим. Это означает, что терапевт не должен руководствоваться только чистой симпатией и своим желанием помочь пациенту, но не должен и подавлять свой человеческий интерес к другому человеку, используя в отношении него только одну голую технику. Терапевт должен остерегаться понимать свою роль как чисто техническую, как роль medicin technicien. Это равнозначно уподоблению пациента (говоря словами знаменитого французского материалиста Ламетри) I"homme machine.

Вопрос о том, включает ли логотерапия в себя терапевтическую технику в строгом смысле этого слова, уже был задан. Несмотря на то что этот вопрос часто сопровождается некоторой долей сомнения, логотерапия использует специальную психотерапевтическую процедуру. Этот метод впервые был опубликован автором в 1946 году в книге The Doctor and the Soul , и более подробно в 1956 году .

Чтобы лучше понять, что происходит при использовании этой техники, мы в качестве отправного пункта возьмем страх ожидания - феномен, известный каждому опытному психиатру. Врачам известно, что такой страх приводит именно к тому, чего боится пациент. Например, эритрофобичный индивид, который боится покраснеть, и в самом деле краснеет именно в тот момент, когда входит в комнату и предстает перед группой людей.

В историях этой болезни очень часто встречается страх перед каким-то патологическим явлением, и этот страх, по иронии судьбы, ускоряет наступление этого явления. Это происходит в результате усиленного самоконтроля. Например, анамнез пациентов, страдающих от бессонницы, часто содержит сообщения о том, что, отправляясь спать, они начинают усиленно думать о своей бессоннице, и это не дает им заснуть. В результате само это внимание нарушает нормальный процесс засыпания.

Мы видим, что чрезмерное внимание оказывается существенным патогенным фактором, влияющим на этиологию неврозов, кроме этого, у многих невротичных пациентов аналогичную роль может играть чрезмерная интенция. По данным логотерапии, причиной многих сексуальных неврозов является форсированная интенция к достижению цели полового акта - у мужчины это выражается в стремлении продемонстрировать свою половую потенцию, а у женщины - в желании показать свою способность испытывать оргазм. Автор подробно обсуждает эту тему в своих работах, отмечая то, что пациент, как правило, стремится к достижению удовольствия как такового (можно сказать, что он руководствуется «принципом удовольствия» буквально). Однако удовольствие относится к таким состояниям, к которым нельзя идти напрямик - их можно достигать только «по ходу дела» или в качестве побочного переживания. Поэтому чем больше кто-то стремится к удовольствию, тем меньше он его достигает. Мы можем проследить интересную параллель: страх ожидания, вызывающий именно то, чего пациент боится, как и чрезмерная интенция, побуждающая его действовать прямолинейно, не позволяют человеку достичь того, к чему он стремится. на этом двойственном факте логотерапия и основывает технику, известную как парадоксальная интенция. Например, пациента, страдающего фобией и опасающегося, что с ним что-то случится, логотерапевт побуждает хоть на секунду пожелать осуществления того, чего он так боится.

Следующее клиническое сообщение иллюстрирует то, что я хотел сказать.

Молодой врач обратился в нашу клинику по поводу сильной гидрофобии . Он в течение длительного времени страдал расстройствами нервной системы. Однажды он встретил на улице своего начальника и, протянув руку для приветствия, обнаружил, что вспотел больше обыкновенного. В другой раз, оказавшись в подобной ситуации, он уже ожидал, что вспотеет опять, и этот страх ожидания ускорил чрезмерное потоотделение. Возник порочный круг: гипергидроз вызвал гидрофобию, а гидрофобия, в свою очередь, вызвала гепергидроз. Мы посоветовали этому пациенту в ситуации, вызывающей приступ страха ожидания, попытаться нарочно продемонстрировать людям, которых он встретит, как сильно он может потеть. Через неделю он вернулся, чтобы рассказать, как во время каждой встречи с теми, кто вызывал у него страх ожидания, он говорил себе: «Только что с потом из меня вышел литр воды, а сейчас из меня выльется, по крайней мере, десять литров!» Каков был результат этого парадоксального решения? Этой фобией он страдал в течение четырех лет, а смог избавиться от нее за один сеанс - благодаря этому методу!

Внимательный читатель заметит, что данный метод лечения заключается не только в изменении взгляда пациента на свою фобию и замене обычной реакции «избегания» интенциональными усилиями, но также в том, чтобы использовать, насколько возможно, чувство юмора. Оно помогает пациенту изменить отношение к симптому, дает ему возможность дистанцироваться от него, отделить себя от невроза. Данный метод основывается на том, что, согласно логотерапевтическому учению, патогенез при фобиях и неврозе навязчивости усиливается, когда пациент пытается избежать его или бороться с ним. Человек, страдающий фобией, обычно пытается избегать ситуаций, в которых возникает состояние страха, в то время как тот, у кого наблюдается невроз навязчивости, пытается подавить пугающие его мысли и таким образом побороть их. В результате и в том, и в другом случае происходит усиление симптомов. Напротив, если подвести пациента к тому, чтобы он прекратил избегать проявления симптомов, не пытался побороть их и даже старался усилить их, то симптомы исчезают и более не преследуют его.

На практике этот метод требует использования тех уникальных возможностей самоотстранения, которыми обладает чувство юмора. К утверждению Хайдеггера о том, что «способность осознавать бренность бытия (Sorge) является существенной чертой, присущей человеческому существованию, и к бинсвангеровской «любовной связи» (liebendes Miteinandersein) как главного человеческого свойства, осмелюсь добавить, что юмор также заслуживает того, чтобы быть упомянутым среди главных способностей человека . Животные смеяться не могут.

Фактически, при использовании парадоксальной интенции цель заключается в том, чтобы помочь пациенту отделить себя_от невроза, смеясь над ним. Гордон Оллпорт в своей книге The Individual and His Religion утверждает нечто подобное: «Невротик, который учится смеяться над собой, находится на пути к обретению самоконтроля, возможно - к выздоровлению» . Парадоксальная интенция является клиническим применением утверждения Оллпорта.

Более отчетливо помогут раскрыть этот метод еще несколько случаев.

Однажды я получил письмо от молодой студентки, которая когда-то посещала мои клинические лекции по логотерапии. Она напомнила мне, как я демонстрировал метод парадоксальной интенции, и продолжила: «Я попыталась применить ваш метод к себе самой. Я тоже постоянно страдала от страха, что на занятиях по вскрытию в Анатомическом институте, когда преподаватель по анатомии войдет в помещение, у меня начнется дрожь. Вскоре этот страх действительно стал вызывать тремор. Но, вспомнив, что вы говорили нам на лекции о том, как надо поступать в подобной ситуации, я, как только преподаватель вошел в помещение, где проводились вскрытия, сказала себе: «О, вот и преподаватель! Сейчас я покажу ему, что такое хорошая дрожь, я покажу ему, как надо дрожать!» Но когда я нарочно попыталась изобразить дрожь, я не смогла сделать это!»

Неосознанно и ненамеренно парадоксальную интенцию используют повсюду. Один мой американский студент во время ответа на экзаменационный вопрос по данной теме рассказал следующий случай из своей жизни: «Мой живот в присутствии других людей начинал урчать. Чем больше я старался не делать этого, тем громче он урчал. Вскоре мне стало казаться, что так будет продолжаться всю оставшуюся жизнь. Я смирился и вместе с другими начал смеяться над этим. Вскоре это прошло».

Однажды я столкнулся с самым тяжелым случаем заикания в своей практике: это был человек, который заикался всю свою жизнь за исключением одного эпизода. Это случилось, когда ему было двенадцать лет, во время поездки «зайцем» на транспорте. Его поймал кондуктор, и, чтобы избежать неприятностей, он решил вызвать у кондуктора жалость, изобразив из себя «бедного, заикающегося мальчика». Но когда он попытался заикаться, обнаружил, что не может сделать этого! Сам того не зная, он применил метод парадоксальной интенции, хотя и не в терапевтических целях.

Другой случай применения метода парадоксальной интенции, связанный с заиканием, мне рассказал заведующий кафедрой психиатрии университета в Майнце, Западная Германия. Когда он учился в школе, его класс ставил пьесу. Один из действующих лиц должен был заикаться, и эту роль дали учащемуся, который действительно заикался. Однако он вынужден был отказаться от этой роли, поскольку вскоре обнаружилось, что, стоя на сцене, он совершенно не мог заикаться. Роль отдали другому мальчику.

Другой случай был у одного из моих помощников, д-ра Курта Кокоурека, - женщина Мэри В. в течение одиннадцати лет пыталась разными способами избавиться от того, что доставляло ей страдания, но ее состояние только ухудшилось. У нее были приступы сердцебиения, сопровождающиеся выраженной тревожностью и страхами, которые были связаны с ожиданием внезапного обморока. После первого приступа она стала бояться, что он повторится, и, конечно же, он повторился. Пациентка рассказывала, что, когда бы она ни начинала чувствовать этот страх, после этого сразу следовал приступ сердцебиения.

Однако главным ее опасением было то, что она могла упасть в обморок прямо на улице. Д-р Кокоурек посоветовал ей говорить себе в такие моменты: «Мое сердце бьется все быстрее! Я упаду в обморок прямо здесь, на тротуаре!» Еще ей посоветовали нарочно посещать те места, которых она раньше избегала, считая их для себя неприемлемыми и даже опасными. Две недели спустя пациентка сообщила: «Чувствую себя очень хорошо и не ощущаю никакого сердцебиения. Страх полностью исчез». Через несколько недель после ее выздоровления она сообщила: «Учащение сердцебиения иногда случается, но как только я говорю себе «мое сердце должно биться все быстрее», сердцебиение становится нормальным».

Метод парадоксальной интенции можно применять терапевтически и в тех случаях, которые возникли на фоне соматического заболевания.

Пациент перенес коронарный инфаркт. Его следствием было развитие тревожности как реакции психики на соматическое заболевание, но вскоре эта тревожность стала настолько острой, что превратилась в главную проблему пациента. Он стал отказываться от своих профессиональных и социальных контактов; в конце концов он уже не мог покидать больницу, где он пробыл в течение шести месяцев, поскольку там кардиолог был всегда рядом. Наконец его перевели в нашу больницу и д-р Герда Бейкер начала курс логотерапии. Вот выдержка из записанного на пленку краткого комментария пациента:

«Я испытывал чувство сильной тревоги, и боль в области сердца начала беспокоить меня снова. Я попросил сиделку позвать доктора. Доктор зашла на минуту и сказала, что мне нужно постараться заставить свое сердце биться чаще и пытаться усиливать боль и страх до тех пор, пока она не вернется. Я сделал так, как она сказала, и когда она примерно через четверть часа вернулась, я ей признался, что мои попытки не увенчались успехом - мне не удалось ни усилить боль, ни вызвать сердцебиение, но то и другое исчезло!.. Воодушевленный таким поворотом событий, я, выйдя из больницы на час или около того, отправился гулять по улицам, а ведь более шести месяцев я даже и не пытался сделать это. Войдя в магазин, я почувствовал слабое сердцебиение, но по рекомендации доктора начал немедленно говорить себе: «Старайся почувствовать еще большую тревожность!» И снова у меня ничего не вышло! Я возвратился в клинику счастливым оттого, что смог прогуляться по округе самостоятельно, это было моим достижением». Придя к нам через шесть месяцев, он сообщил об отсутствии жалоб и о том, что возобновил за это время свою профессиональную деятельность.

Давайте теперь рассмотрим следующий случай.

Миссис Н. поступила в больницу после четырнадцати лет страданий. У нее была проблема навязчивого счета, а также навязчивое желание постоянно проверять, в порядке ли ящики ее туалетного столика и надежно ли они заперты. Она все время проверяла содержимое ящиков, резко закрывая их пальцев и пытаясь после этого несколько раз повернуть ключ в замке. В конце концов эта привычка стала настолько навязчивой, что ее пальцы часто были в синяках и кровоподтеках, а ключи и замки ящиков - сломаны.

Во время приема д-р Ева Нибауэр продемонстрировала пациентке, как применять метод парадоксальной интенции. Ей показали, как можно небрежно бросать вещи в столик и стенной шкаф, как можно производить большой беспорядок. Она должна была говорить себе: «В этих ящиках должен быть как можно больший беспорядок!» Результатом было то, что через два дня после посещения врача исчез ее навязчивый счет, а через четыре дня она перестала испытывать потребность перепроверять свой столик. Она даже стала забывать закрывать его - а этого не случалось с ней в течение нескольких десятилетий! Спустя шестнадцать дней после госпитализации она полностью освободилась от того, на что жаловалась, от всех симптомов, была горда своими достижениями и могла выполнять ежедневные расчеты без навязчивых повторений. Она признавала, что навязчивые идеи время от времени возвращались к ней, но ей удавалось не обращать на них внимания или проявлять их, «обращая их в шутку». Таким образом она преодолела свои навязчивые мысли не с помощью неистовой борьбы, которая только усиливала их, а применяя парадоксальную интенцию.

Примечательным фактом, имевшим место в данном случае, является то, что после прояснения симптомов пациентка спонтанно, во время беседы с психотерапевтом, вспомнила несколько важных событий. Она вспомнила, что, когда ей было пять лет, ее брат сломал ее любимую куклу. После этого она начала запирать свои игрушки в туалетный столик. Когда ей было шестнадцать, она застала свою сестру за тем, что та примеряла без спроса ее лучшие выходные платья. С тех пор всегда аккуратно запирала свою одежду. Таким образом, даже если мы согласимся с тем, что ее навязчивые мысли коренятся в этих травмирующих переживаниях, терапевтически эффективным тем не менее оказалось изменение отношения пациентки к своим симптомам.

Само проявление для сознания таких психических травм не может быть лечением, поскольку, как метод, не включает в себя эффективную процедуру. Это напоминает утверждение, сделанное Эдит Уейскопф-Джоелсон в своей статье «Некоторые мысли о Венской школе психиатрии»: «Хотя традиционная психотерапия настаивает на том, что терапевтическая практика должна основываться на открытиях этиологии, возможно, определенные факторы могут вызывать неврозы в раннем детстве, и, возможно, совершенно иные факторы могут освобождать от неврозов во взрослом возрасте» . Просто психические травмы являются содержанием соответствующих навязчивых мыслей и фобий. Даже психоаналитики все больше и больше склоняются к признанию того, что психические травмы сами по себе не являются непосредственной причиной неврозов. Я бы осмелился сказать, что психические травмы действительно не являются причиной неврозов, но в некоторых случаях именно неврозы заставляют травмы проявляться снова и снова. Используемая нами терапия должна быть независима от этиологических допущений в отношении любых конкретных невротических симптомов. Таким образом, мысли Уейскопф-Джоелсон оказываются вполне уместными. Интересно, что в любом случае более или менее «свободные ассоциации», позволяющие вспомнить психические травмы, повлиявшие на формирование определенных привычек и симптомов, могут возникать и после успешного лечения.

Таким образом, метод парадоксальной интенции работает даже в тех случаях, в которых ни соматическое основание (пациент с коронарным инфарктом), ни предполагаемая психическая причина (случай с миссис Н.) терапевтом не затрагивались. Парадоксальная интенция, по существу, не является специфическим методом, так как она эффективна независимо от лежащей в основании этиологии Эта терапия скорее паллиативная, чем каузальная. Но это не значит, что она симптоматическая, однако для логотерапевта, применяющего метод парадоксальной интенции, имеет значение не симптом как таковой, но позиция пациента в отношении своего невроза и его симптоматических проявлений. Именно изменение этой позиции приводит к желаемым улучшениям.

Такая неспецифичность позволяет понять, почему в тяжелых случаях метод парадоксальной интенции является иногда эффективным. Я хочу сделать ударение на слове «иногда», поскольку у читателя не должно возникнуть впечатление, что благотворные результаты достигаются всегда и что метод парадоксальной интенции является универсальной панацеей. С другой стороны, я чувствую, что обязан привести точные данные о том, насколько он применим и эффективен. Здесь я хотел бы сообщить, что процент выздоровевших пациентов, или тех, кто в результате наступивших улучшений больше не нуждался в помощи психотерапевта, несколько выше (75,7%) того, который приводится в литературе .

Метод парадоксальной интенции применим также в случаях более сложных, чем моносимптоматический невроз. Далее мы покажем, что даже случаи тяжелого характерного невроза навязчивости могут быть успешно вылечены методом парадоксальной интенции.

Пациентка, шестидесятипятилетняя женщина, шестьдесят лет страдала компульсивным умыванием, которое достигло такой степени, что ее положили в нашу клинику для обследования перед возможной лоботомией (которую я считал единственно возможной процедурой, приносящей облегчение в тяжелых случаях). Симптомы у нее начали проявляться, когда ей было четыре года. Уже тогда ей говорили, что нельзя, например, облизывать свои руки. Позже она стала бояться заразиться от других людей кожными заболеваниями. Она никогда не бралась за ручку двери. Ее муж вынужден был придерживаться очень сложного профилактического ритуала. Долгое время пациентка не могла выполнять никакой работы по дому и, в конце концов, стала оставаться в постели на целый день. Тем не менее она настаивала на том, чтобы одежду чистили щеткой часами, раз по триста и более. Она признавалась, что «жизнь была для меня адом».

В надежде избежать хирургической операции, моя помощница, д-р Ева Нибауэр, попробовала применить логотерапевтический метод парадоксальной интенции. В результате через девять дней после первого сеанса пациентка начала помогать в палате: штопать чулки своим соседкам, мыть столики для инструментов, грязные шприцы, а в конце концов - даже выносить ведра с окровавленными и дурно пахнущими бинтами! Через тринадцать дней после сеанса она на несколько часов пришла к себе домой и, вернувшись в больницу, с гордостью сообщила, что не вымыла руки перед тем, как съесть булочку. Через два месяца она смогла вести нормальную жизнь.

Было бы преувеличением сказать, что она полностью освободилась от симптомов, потому что навязчивые идеи время от времени возвращались. Однако она была в состоянии справиться с ними, не борясь (борьба лишь усиливает их), но формируя в себе ироничное отношение к ним короче, применяя метод парадоксальной интенции. Она научилась подшучивать над своими навязчивыми идеями. Эта пациентка по-прежнему появляется в амбулаторной клинике, потому что ей все еще требуется поддерживающая логотерапия. Она хорошо себя чувствует, и лоботомия, прежде казавшаяся неизбежной, стала не нужна.

Автор обращает внимание на то, что не случайно описывает случаи, в которых пациентам оказали помощь скорее его сотрудники, чем он сам. Это доказывает, что данный метод работает не только у его создателя (хотя, как я уже отмечал, личностный фактор нельзя игнорировать).

Читатель несомненно обратил внимание на то, что во всех вышеупомянутых случаях парадоксальная интенция применялась как краткосрочная терапия, особенно в случаях фобий , в основании которых лежит механизм страха ожидания. Вот характерный случай такой краткосрочной терапии, которая прошла успешно, несмотря на то что навязчивые мысли беспокоили пациентку в течение длительного времени. Вот запись сообщения пациентки, миссис Розы Л.:

«Однажды я забыла закрыть дверь, и, когда вернулась домой, она была открыта. Это очень сильно напугало меня. После этого, когда бы я ни выходила из дома, я не могла избавиться от чувства, что дверь снова осталась незапертой. Я вынуждена была возвращаться и проверять. Это продолжалось в течение двадцати лет. Я была вынуждена повиноваться своей навязчивой мысли, хотя знала, что эта мысль абсурдна, поскольку каждый раз, когда я возвращалась домой, дверь оказывалась запертой. Жизнь стала невыносимой. Однако после моей встречи с д-ром Бекер все пошло по-другому. Когда у меня возникало побуждение проверить, закрыта ли входная дверь, я говорила себе: «Ну и что с того, если дверь открыта"? Пусть в квартире все украдут!» В этот момент я смогла проигнорировать возникшее побуждение и спокойно идти своей дорогой».

Через три месяца мы пригласили ее сообщить нам, как идут ее дела. Она сказала: «Я чувствую себя замечательно; от навязчивых мыслей не осталось и следа. Я не могу себе представить, как я жила со всеми этими мыслями в последние годы. Двадцать долгих лет они мучили меня, но теперь их нет и я счастлива».

В психотерапевтических кругах существует заблуждение, что краткосрочная Терапия неизбежно дает лишь кратковременные результаты. Вот выдержка из другой записи, которая может опровергнуть это заблуждение: «Каждый день с утра до вечера меня ни на минуту не оставляла мысль, что я могу разбить витрину магазина. Д-р Франкл предложил мне осуществить это: подойти прямо к витрине с намерением разбить ее. Когда я это сделал, страх исчез совершенно - я был уверен, что он не вернется. Сейчас все это мне кажется сном; былые страхи и побуждения исчезли окончательно».

Самое интересное то, что данный рассказ был записан спустя двадцать лет после лечения!

В связи с краткосрочной терапией, я процитирую то, что сказал Гахел: («Среди наиболее распространенных заблуждений фрейдистской ортодоксии можно назвать следующие: продолжительность терапии является синонимом ее глубины; глубина терапии зависит от частоты сеансов; результаты терапии пропорциональны продолжительности и глубине лечения; долговечность результатов соответствует продолжительности терапии» . В связи с этим можно отметить, что парадоксальная интенция не столь поверхностна, как это может показаться. При ее применении что-то, несомненно, происходит и на глубинном уровне. Фобический синдром зарождается в подсознании, подобно этому, парадоксальная интенция также воздействует на подсознание. Юмористические формулировки, необходимые для эффективного лечения, основываются на восстановлении базового доверия к Бытию (Urvertrauen zum Daseiri) . To, что происходит в процессе лечения, не просто изменение моделей поведения, это, скорее, экзистенциальная переориентация (existentielle Umstelluflg) .

В этом отношении парадоксальная интенция представляет собой настоящую логотерапевтическую процедуру в истинном смысле этого слова. Аргентинский логотерапевт Жорж Марсело Дэвид отмечает, что ее использование основывается на том, что в логотерапии называют психоноэтическим антагонизмом (или специфической способности человека к отстранению не только от мира, но также и от себя самого). Парадоксальная интенция мобилизует эту человеческую способность для достижения терапевтической цели - победы над неврозом.

Конечно, при этом надо учитывать индивидуальные различия между пациентами. Этот метод нельзя применять во всех без разбора случаях, и терапевт должен знать границы его применимости по отношению к определенным пациентам в тех или иных ситуациях . Несомненно, было бы желательно определить критерии для установления пределов, до которых пациент способен мобилизовать свой собственный психоноэтический антагонизм. Во всяком случае, такие тесты еще не изобретены. Автор утверждает, что данная способность есть у каждого человека, поскольку является сущностной принадлежностью бытия человека.

С парадоксальной интенцией человек вступает в поэтическое измерение как в специфицирующее и конституирующее измерение человеческого бытия. Это измерение, с точки зрения логотерапевтического учения, является духовной сферой жизни человека и включает в себя не только рациональные или интеллектуальные процессы. Как сказал Гахел в своей последней

работе «Проблемы терапии невроза навязчивости»: «Необходимо вводить новые терапевтические средства... Обращение к разуму, бесполезное в других случаях, является перспективным в случаях неврозов навязчивости, при которых рационализация и интеллектуализация играют такую большую роль» .

Это, в свою очередь, ведет к другому вопросу, а именно, принадлежит ли метод парадоксальной интенции к побуждающим методам, таким, например, о которых говорит Поль Дюбуа. Поскольку те, кто на практике применяет метод парадоксальной интенции, отнюдь не убеждены в том, что пациент просто подавляет свои страхи с помощью рационального убеждения в их беспочвенности, но, скорее, придерживаются мысли о том, что он преодолевает свои страхи, усиливая их, - метод парадоксальной интенции прямо противоположен методам побуждения. На существенное различие парадоксальной интенции и суггестивных техник обратил наше внимание Полак .

Метод парадоксальной интенции, как упоминалось выше, может также применяться в случаях расстройств сна. Страх бессонницы усиливает расстройство сна, потому что страх ожидания замыкает порочный круг, делает его самовоспроизводящим. Чем сильнее пациент старается заснуть, тем менее он способен это сделать. Однажды знаменитый французский психиатр Дюбуа сравнил сон с голубем, который сел рядом с человеком, и сидит, пока на него не обращают внимания; если человек пытается схватить его, он быстро улетает прочь. Но как можно избежать страха ожидания, который является патологической основой для усиленной интенции? Чтобы отвести ветер от парусов этого специфичного страха ожидания и поскольку необходимое количество сна организм обеспечивает себе автоматически, мы рекомендуем пациенту не стараться засыпать, прибегая к каким-либо усилиям. Наши рекомендации основаны на том, что организм, охраняя себя, способен делать все наоборот, - оставаться в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно. Другими словами, усиленные попытки заснуть, возникающие под влиянием страха ожидания отсутствия сна, должны быть заменены парадоксальной интенцией не спать вообще! (После этого, обычно, сон наступает очень быстро.)

В последние годы в литературе увеличивается количество сообщений об использовании метода парадоксальной интенции. Авторы из разных стран, наравне с сотрудниками Отделения неврологии венской поликлиники, публикуют результаты клинического применения этой техники. Кроме Дэвида (Буэнос-Айрес), можно упомянуть проф. Кречмера (Тюбингенский психиатрический университет-клиника), Лангена, Воларда, Прилла (Вюрцбургский гинекологический университет-клиника) и Редера (Гамбург). Проф. Баззи (Римский университет) даже разработал специальные показатели, дающие психиатру возможность различать те случаи, в которых надо применять метод парадоксальной интенции, и случаи, в которых целесообразнее использовать метод аутогенной тренировки Шульца . На Международном конгрессе по психотерапии, прошедшем в Барселоне в 1958 году, Ледер-манн (Лондон) заявил: «Результаты [логотерапии] неоспоримы. Я нашел этот метод полезным в случаях неврозов навязчивых состояний». Фрик (Больцано, Италия) сделал еще более важное заявление, утверждая, что существуют такие тяжелые случаи компульсивных неврозов, для которых «единственным терапевтическим методом» является логотерапевтическая процедура. Он привел несколько случаев, в которых лечение электрошоком оказалось бессильным, в то время как логотерапия послужила в качестве единственного и «последнего довода». Утверждения проф. Лорес-Ибор (Мадридский университет) носят аналогичный характер.

Среди моих сотрудников, кроме Кокоурека и Нибауэр, публикующих работы по парадоксальной интенции, был психоаналитик, чья подготовка и ориентация были чисто фрейдистскими. В течение года он лечил почти все случаи сексуальных расстройств в амбулаторной палате нашей больницы и в тех случаях, когда была показана краткосрочная терапия, пользовался исключительно логотерапевтическими методами. Его опыт был обобщен в совместном докладе, сделанном на Германском конгрессе по сексологии.

Я уже отмечал, что страх ожидания сопровождается навязчивым самоконтролем, и что в этиологии невроза, наряду с избытком интенции, можно обнаружить также избыток внимания. Это особенно справедливо для бессонницы, при которой усиленное стремление заснуть сопровождается усиленным вниманием к тому, удается это сделать или нет. Такое внимание также препятствует наступлению сна.

В отношении данного феномена логотерапия применяет метод, называемый «дерефлексией». Как парадоксальная интенция используется для противодействия тревожному ожиданию, так и при помощи дерефлексии можно противодействовать склонности пациента к навязчивому самоконтролю. Другими словами, в таких случаях мало при помощи парадоксальной интенции и ее юмористических формулировок сделать смешным то, что тревожит, - еще необходимо научиться игнорировать в какой-то степени саму тревожность. Как бы то ни было, такое игнорирование, или дерефлексия, могут быть достигнуты настолько, насколько сознание пациента удастся направить на что-то позитивное. Дерефлексия содержит в себе как негативную, так и позитивную стороны. Пациента надо отвлечь от страха ожидания и переключить его внимание на что-то другое. Оллпорт подтверждает: «Как только мы начинаем концентрировать свои усилия не на внутреннем конфликте, а на каких-то внешних целях, жизнь в целом становится более здоровой, даже если невроз не исчезает до конца» . Такие цели можно найти при помощи определенной аналитической процедуры, которую мы называем Existenzanalyse . Таким путем пациент может найти конкретный смысл своего существования .

В заключение я хочу рассмотреть случаи, когда показано применение парадоксальной интенции с точки зрения четырех характерных моделей реакции на невротические проблемы .

1. Ошибочная пассивность. Относится к поведенческой модели, которую можно наблюдать в случаях невроза страха или фобии. Это избегание тех ситуаций, в которых пациент из-за страха ожидания предчувствует повторения, возвращения своих страхов. В этом случае мы имеем дело с «бегством от страха» - чаще всего страха упасть в обморок на улице или от страха испытать сердечный приступ.

2. Ошибочная активность. Поведенческая модель, являющаяся характеристикой прежде всего невроза навязчивых состояний. Индивид не старается избегать конфликтных ситуаций, он борется с навязчивыми идеями и неврозом, таким образом усиливая их. Один аспект «ошибочной активности» выражается в борьбе, которая мотивируется двумя основными страхами: а) что навязчивые идеи указывают на надвигающееся, или уже наступившее, психотическое состояние и б) что навязчивые мысли в один прекрасный день доведут его до убийства или до самоубийства. Другой аспект «ошибочной активности» можно наблюдать при сексуальных неврозах, а именно при борьбе, скорее, за что-то, чем против чего-то, при усилиях, направленных на достижение оргазма и потенции. В основе этой борьбы обычно лежит следующая мотивация: пациент чувствует, что партнер требует от него полноценного полового акта, требует ситуация, требует он сам, требует, наконец, «запланированность» этого события. Вследствие этой «погони за счастьем» индивид, страдающий сексуальным неврозом, терпит неудачу, точно также, как это происходит в случае с компульсивным неврозом, когда реакции человека не соответствуют ситуации - усилие вызывает контрусилие.

В отличие от этих негативных, невротических, «ошибочных» моделей поведения существуют две позитивные модели, нормализующие жизнь пациента.

3. Правильная пассивность. Это тот случай, когда пациент при помощи парадоксальной интенции пытается посмеяться над своими симптомами вместо того, чтобы избежать их (фобия), или бороться с ними (компульсия).

4. Правильная активность. Посредством дерефлексии пациент получает возможность игнорировать свой невроз, фокусируя свое внимание на чем-то постороннем. Он направляет свое внимание на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые имеют непосредственное отношение к его личным способностям.

Но, кроме этого личностного аспекта, существует еще социальный фактор. Все больше и больше мы встречаем индивидов, которые страдают оттого, что логотерапия называет «экзистенциальным вакуумом». Такие пациенты жалуются, что чувствуют полную бессмысленность своей жизни. Они чувствуют внутреннюю пустоту, в которой процветают невротические симптомы. Таким образом, заполнение этого вакуума может помочь пациенту преодолеть свой невроз, раскрыть перед ним весь спектр его конкретных и личных смысловых и ценностных возможностей, или, другими словами, поставить его перед «логосом» своего бытия.

Парадоксальная интенция

Метод парадоксальной интенции был впервые описан в 1939 году в моей статье «Медикаментозное лечение в качестве вспомогательного средства при психотерапии неврозов». Примеры практического применения этого метода приведены в моих книгах «Теория и терапия неврозов», «Психотерапевтическая практика», «Человек в поисках смысла» и «Душепопечительство во врачебной практике». Здесь я хотел бы сделать упор на неопубликованные материалы.

Вот что пишет мне Спенсер М., мой читатель из калифорнийского города Сан-Диего: «Через два дня после того, как я прочёл вашу книгу “Человек в поисках смысла”, мне выдался случай проверить логотерапию на практике. У нас в университете проходил цикл семинаров, посвящённых Мартину Буберу, и я принимал в них участие. На первом семинаре я постоянно со всеми спорил и меня прошиб пот. Я сразу подумал, что другие, чего доброго, заметят, что я весь взмок, и от страха стал потеть ещё сильнее. Тут я вспомнил, что в вашей книге говорится об одном враче, которому вы помогли избавиться от приступов потливости. У меня как раз был такой приступ. И хотя сам я довольно скептически отношусь к психотерапии, не говоря уже о логотерапии, в тот момент мне показалось, что сейчас самое время опробовать метод парадоксальной интенции. Помнится, вы порекомендовали тому врачу в следующий раз хорошенько напрячься и показать всем, как здорово он умеет потеть. Ваш совет звучал так: “Скажите себе: раньше я выдавал всего лишь один литр пота, а теперь выдам целых десять”. И когда мне снова предоставили слово, я подумал: “Ну-ка, Спенсер, покажи им, как надо потеть! Вот так, хорошо, давай-ка ещё поднатужься!”. И в следующий миг я почувствовал, что перестал потеть. Я чуть было не рассмеялся. Я и представить себе не мог, что метод парадоксальной интенции мне поможет, да ещё и так быстро. ”Надо же, сработало, - подумал я. - Наверное, в этом что-то есть”. А ведь я относился к логотерапии с предубеждением».

Мухаммед Садик описывает такой случай из своей практики: «У нас в клинике проходила курс лечения сорокавосьмилетняя женщина, которая страдала тремором. У неё так сильно тряслись руки, что она расплёскивала кофе или воду всякий раз, когда брала в руки чашку. Писать она была не в состоянии, читать ей было сложно, потому что она не могла ровно держать книгу перед глазами. Как-то раз за завтраком мы сидели за одним столом, и я заметил, что у неё начался приступ тремора. Я тут же решил прибегнуть к методу парадоксальной интенции. Сделал я это с юмором. Я сказал ей: “Давайте устроим небольшое соревнование по тремору?”. Она опешила: “Что значит соревнование по тремору?”. Я пояснил: “Ну, давайте проверим, у кого из нас руки будут дрожать сильнее и дольше”. Она сказала: “Так вы тоже страдаете тремором? А я и не знала!”. Я возразил: “Нет, тремором я не страдаю, но при желании могу потрясти руками. Вот, пожалуйста”. Я начал трясти руками, и она воскликнула: “Ого! Да у вас руки дрожат сильнее, чем у меня”. Она попыталась за мной угнаться, а я её подзуживал: “Быстрее, быстрее, поднажмите”. Наконец, она выбилась из сил и сказала: “Ну, всё, хватит, я больше не могу”. Она встала из-за стола, пошла к буфету и вернулась, держа в руках чашку кофе. У меня на глазах она спокойно выпила кофе, не расплескав ни капли. С тех пор всякий раз, когда у неё начинался приступ тремора, я предлагал ей: “Может быть, устроим соревнования по тремору?”. В ответ она говорила: “Давайте устроим”. И приступ всегда проходил».

Джордж Пинаммутил, врач из США, описывает такой случай: «Ко мне обратился молодой человек с жалобами на тик. Когда он пытался с кем-нибудь заговорить, он начинал непроизвольно моргать. В таких случаях его обычно спрашивали, что с ним случилось, а от этого он совсем терялся. Я направил его к психоаналитику. После нескольких психоаналитических сеансов он опять пришёл ко мне на приём и заявил, что не рассчитывает на помощь психоаналитика, поскольку тот даже не смог определить причину расстройства. Я дал пациенту такой совет: “В следующий раз, когда вы с кем-нибудь заговорите, постарайтесь моргать как можно сильнее. Покажите вашему собеседнику, как хорошо вы моргаете”. Он возмутился: “Вы что - с ума сошли? Мне же от этого станет только хуже!”. Вскоре он снова явился ко мне на приём, на сей раз в приподнятом настроении, и рассказал мне о том, что приключилось с ним на днях. По-началу он не собирался следовать моей рекомендации. Между тем тик досаждал ему всё сильнее, и вот как-то ночью он вспомнил о моём совете и подумал: “Я уже всё перепробовал, и мне ничего не помогло. Почему бы мне не последовать совету того врача. Хуже всё равно не будет”. На следующий день он вступил с кем-то в разговор и попытался как можно сильнее моргать. Каково же было его удивление, когда он заметил, что вообще не моргает. С тех пор он избавился от своего тика».

Вот что пишет мне сотрудник одного университета: «Чтобы меня приняли на одну должность, мне нужно было пройти собеседование. Я очень хотел получить эту должность, потому что тогда я смог бы перевезти жену и детей к себе в Калифорнию. Я изо всех сил старался произвести хорошее впечатление на приёмную комиссию и от этого разволновался. А когда я волнуюсь, у меня начинают дёргаться ноги, причём довольно заметно. Так случилось и на этот раз. Но я сразу сказал себе: “Сейчас я так напрягу эти чёртовы мышцы, что у меня ноги пойдут ходуном и сами пустятся в пляс. Пусть все решат, что я рехнулся. Сегодня эти чёртовы мышцы разойдутся вовсю. Это будут рекордные судороги”. И что бы вы думали?! За всё время собеседования ноги у меня ни разу не дёрнулись. Я получил эту должность и уже готовлюсь к приезду своей семьи».

Мухаммед Садик, которого я уже цитировал, описывает случай одной восьмидесятипятилетней пациентки, которая пристрастилась к снотворному, попала в больницу и поступила к нему на лечение. Он пишет: «В десять часов вечера пациентка вышла из своей палаты и попросила дать ей снотворное. Я ответил ей, что снотворного у нас, к сожалению, не осталось, а медсестра забыла заказать новую партию. “И как я теперь, по-вашему, смогу уснуть?” - возмутилась она. “Сегодня придётся обойтись без снотворного”, - сказал я. Через два часа она снова вышла из своей палаты и заявила: “Я не могу заснуть”. Тогда я дал ей такой совет: “А что если вы вернётесь в постель и попробуете перебороть сон!”. Она промолвила: “Я-то думала, что я одна тут сумасшедшая, а теперь смотрю - вы тоже”. - “Иногда бывает забавно почувствовать себя сумасшедшим, - сказал я. - Вы ведь меня понимаете?”. Она спросила: “Вы это серьёзно?” - “Что именно?” - переспросил я. “Вы всерьёз сказали, что мне нужно перебороть сон?” - поинтересовалась она. “Конечно, всерьёз, - ответил я. - Да вы попробуйте! Заодно посмотрим, сможете ли вы бодрствовать всю ночь. Хорошо?”. Она согласилась и ушла. Когда утром медсестра принесла в палату завтрак, она застала пациентку спящей».

Самые обычные люди на удивление часто и успешно используют метод парадоксальной интенции в жизни. Приведу в пример случай одной женщины, которая четырнадцать лет страдала агорафобией. Она прошла трёхгодичный курс традиционного психоанализа, который ей не помог. После двухгодичного курса гипнотерапии состояние её немного улучшилось. Но излечить её так и не удалось. Однажды её пришлось даже госпитализировать на полтора месяца. Сама она пишет: «За все эти четырнадцать лет не произошло никаких изменений к лучшему. Каждый день был для меня сущим адом». Однажды на улице её охватила паника, и она уже хотела вернуться домой, как вдруг вспомнила о рекомендациях, которые вычитала в моей книге «Человек в поисках смысла», и сказала себе: «Сейчас я покажу всем на улице, как я могу упасть в обморок от страха». В тот же миг страх пропал. Она спокойно дошла до супермаркета и выбрала там всё, что ей нужно было купить. Когда она подошла к кассе, её вдруг бросило в дрожь, и она покрылась испариной. Она остановилась и подумала: “Сейчас я покажу этому кассиру, как я умею потеть. То-то он удивится”. Она вышла из магазина, пошла домой и только тут заметила, что не испытывает никакого страха. С тех пор она стала при необходимости пользоваться методом парадоксальной интенции. Спустя всего несколько недель она уже так легко справлялась со страхом, что ей и самой не верилось, что когда-то она страдала агорафобией.

На симпозиуме по логотерапии, который был организован в рамках шестого международного психотерапевтического конгресса, доктор Герц из США, главный врач Государственной больницы штата Коннектикут, представил ряд интересных историй болезни.

К нему поступила на лечение сорокапятилетняя женщина. Пациентка была замужем и растила шестнадцатилетнего сына. На протяжении двадцати четырёх лет она страдала тяжелейшим фобическим синдромом: у неё наблюдались симптомы клаустрофобии и агорафобии, она боялась высоты, боялась ездить на лифте, боялась ходить по мостам и т. п. Все эти двадцать четыре года её пытались лечить всевозможными психотерапевтическими методами. Несколько раз она прошла полный курс долгосрочной психоаналитической терапии. Последние четыре года она провела в клинике. Пациентка принимала успокоительные средства, но всё равно постоянно находилась в крайне возбуждённом состоянии. Полуторагодичный курс психоаналитической терапии, который она прошла у опытного аналитика, не принёс желаемого результата. Первого марта 1959 года за её лечение взялся доктор Герц, который решил применить метод парадоксальной интенции. Через пять месяцев пациентка, которая целых двадцать четыре года страдала от фобического синдрома, избавилась от всех симптомов. Вскоре её выписали из клиники. С тех пор она благополучно живёт со своей семьёй и здравствует.

А вот случай невроза навязчивого состояния. К доктору Герцу поступил на лечение пятидесятишестилетний женатый мужчина, адвокат; его восемнадцатилетний сын ко времени начала лечения уже учился в колледже. Вот уже семнадцать лет пациента преследовали навязчивые идеи. Всё началось с того, что однажды у него внезапно закралась страшная мысль: а что если в своей налоговой декларации он занизил сумму подоходного налога на триста долларов и обманул налоговую инспекцию? Хотя он прекрасно знал, что заполнил налоговую декларацию правильно, ему никак не удавалось отделаться от этой навязчивой идеи. Он живо представлял себе, что против него возбудят уголовное дело по обвинению в мошенничестве, арестуют его, будут писать о нём в газетах и лишат его права заниматься адвокатской практикой. Он уехал в санаторий, где его сначала лечи-ли психотерапевтическими методами, а затем провели двадцать пять сеансов электрошока. Но всё тщетно. К тому времени состояние его настолько ухудшилось, что ему пришлось закрыть свою адвокатскую контору. Бессонными ночами его одолевали навязчивые идеи, которые множились день ото дня. «Стоило мне отделаться от одной навязчивой идеи, как у меня тут же возникала другая», - рассказывал он доктору Герцу. Больше всего его изводила мысль о том, что он может не заметить, как истечёт срок действия его многочисленных страховых полисов. Он то и дело доставал полисы из специального стального сейфа, в котором они хранились, внимательно их просматривал, затем аккуратно перевязывал шнурком каждую папку с документами и снова запирал их в сейфе. Дошло до того, что он отправился в Лондон и заключил со страховой компанией «Ллойд» индивидуальный договор страхования от непреднамеренных ошибок, которые он мог ненароком допустить в ходе юридической практики. Впрочем, вскоре ему пришлось вообще отказаться от юридической практики. Из-за обострения невроза навязчивого состояния пациента поместили в психиатрическую клинику Мидлтауна. В этой клинике доктор Герц и приступил к лечению пациента с помощью метода парадоксальной интенции. На протяжении четырёх месяцев доктор Герц трижды в неделю проводил с ним сеансы логотерапии. На каждом сеансе доктор Герц советовал пациенту настраивать себя таким образом: «Плевать я хотел на всё. К чёрту педантизм! Мне всё равно - пусть меня арестуют. Чем раньше, тем лучше! Ну, допущу я ненароком ошибку. Чего мне бояться? Пожалуйста, арестовывайте меня, да хоть три раза на дню! Тогда я хоть получу назад свои денежки - кругленькую сумму, которую я выложил страховым агентам в Лондоне». Вскоре пациент уже буквально жаждал наделать побольше ошибок и вознамерился как можно сильнее запутать свои дела, чтобы доказать своей секретарше, что он «величайший растяпа на свете». По мнению доктора Герца, на пациента так подействовала невозмутимость, с которой врач давал ему свои странные рекомендации, что он не просто задался целью совершить ошибку, но и воспринимал эту парадоксальную интенцию с юмором. Доктор Герц, разумеется, старался подыграть пациенту. Когда пациент приходил к нему на приём, доктор Герц восклицал: «Ба! Кого я вижу! Так вы ещё на свободе? А я-то решил, что вас уже засадили за решётку. Я даже газеты просматривал. Думаю, дай гляну, не пишут ли там чего о жутком скандале, который из-за вас разразился». В ответ пациент обычно хохотал и по примеру врача начинал подшучивать над своим неврозом: «Да и наплевать. Пусть арестовывают. В худшем случае из-за этого обанкротится страховая компания». Через год после завершения лечения пациент сказал доктору Герцу: «Этот метод, который вы называете парадоксальной интенцией, сработал. Честно говоря, это чудо какое-то. За четыре месяца вам удалось сделать из меня нормального человека. И хотя время от времени у меня возникают кое-какие прежние опасения, теперь я могу живо от них избавиться, потому что знаю, как себя контролировать!».

Метод парадоксальной интенции я начал применять ещё в 1929 году{17}, но сам этот термин впервые появился в моей работе, опубликованной в 1947 году{18}. Некоторые психотерапевты, практикующие бихевиористскую терапию, отмечают явное сходство моего метода с разработанной позднее бихевиористской методикой лечения. Неслучайно именно психотерапевты бихевиористы первыми решили экспериментальным путём проверить эффективность метода парадоксальной интенции. В ходе эксперимента профессора психиатрической клиники при Университете Макгилла Л. Шойом, Х. Гарса-Перес, Б. Л. Ледвидж и К. Шойом выбирали хронических невротиков с двумя одинаково сильными симп- томами невроза навязчивого состояния и с помощью метода парадоксальной интенции оказывали целенаправленное воздействие на один из двух симптомов, на так называемый «симптом-мишень», не воздействуя на другой «контрольный» симптом. В течение нескольких недель у всех больных исчезли лишь те симптомы, на которые оказывалось целенаправленное воздействие, причём ни в одном случае взамен исчезнувших симптомов не развились новые{19}.

Моим сотрудникам Курту Кокуреку и Эве Коздере при лечении больных с застарелым неврозом навязчивого состояния удалось с помощью метода парадоксальной интенции в кратчайшие сроки вернуть всем своим пациентам работоспособность. Судя по этим результатам, так называемая краткосрочная психотерапия может быть вполне эффективным средством лечения.

Кроме того, следует отметить, что, по мнению Шульца, «все разговоры о том, что при быстром излечении вместо исчезнувших симптомов всегда развиваются новые симптомы или возникают какие-то иные психические отклонения, совершенно беспочвенны»{20}. Однако это не означает, что с помощью логотерапии всегда можно добиться успеха в столь же короткие сроки. Просто я привёл в пример самые показательные случаи.

Эта психотерапевтическая техника была предложена автором логотерапии, Виктором Франклом, в 1929 г., (описана в 1939 г., а опубликована лишь в 1947 г).

Этот метод демонстрирует высокую эффективность при психотерапии , и навязчивости. Вот его суть:

1. Часто случается, что некий симптом вызывает у пациента страх его повторения, то есть возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, что ведет к тому, что симптом действительно появляется снова, что дополнительно подкрепляет изначальные опасения пациента. Бывает, что сам страх может быть тем, повторения чего боится пациент, но чаще всего люди боятся физического недуга (обморока, инфаркта, инсульта и пр). Чаше всего больные реагируют на этот страх бегством от действительности, например, стараются не выходить на улицу, избегают поездок в транспорте.

2. Пациент находится под давлением овладевших им навязчивых мыслей о повторении, пытается погасить их, бороться с ними, однако, это лишь усугубляет первоначальное напряжение – порочный круг замыкается.

В отличие от страхов, навязчивости характеризуются не бегством, а борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и страхи, и навязчивости провоцируются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу и напряжение. Расстройство порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация при появлении симптома), но и вторичными (закрепление страха ожидания). Разорвать порочный круг расстройства возможно, если лишить подкрепления опасения человека по поводу повторения симптома. Однако следует учитывать, что больной со страхами боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как пациент с навязчивостями опасается также того, что может совершить сам.

Консультация психотерапевта при этом подходе заключается в объяснении одного человеческого качества – способности к самоотстранению, которая особенно ярко проявляется в юморе. Юмор - важная способность человеческой психики, которая дает возможность дистанцироваться по отношению к чему угодно. Активация этой способности человека достигается с помощью метода парадоксальной интенции.

Парадоксальная интенция заключается в том, что человек должен захотеть, чтобы случилось то (при страхе) или чтобы он сам вызвал то (при навязчивости), чего он так опасается и старается избежать. В процессе консультации психотерапевта парадоксальное предложение должно быть сформулировано в юмористической форме, насколько это возможно.

Метод парадоксальной интенции демонстрирует сходство с техниками поведенческой психотерапии, которые стали применяться несколько позднее. Но, несмотря на то, что в двух этих подходах используется понятие подкрепления, не следует забывать о различиях. При поведенческой технике «жетонов», например, положительно подкрепляется желаемое, поведение, а при методе Франкла – парадоксально “поощряется” проявление самого симптома. Вот один клинический пример:

“9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали - все было безуспешно, становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» - настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все «было в порядке»”

Считается, что метод парадоксальной интенции Виктора Франкла эффективен даже в тяжелых и затяжных случаях. Однако в процессе консультации психотерапевта суть метода должна быть правильна объяснена – если человек будет самостоятельно и активно искать ситуации, в которых он испытывает страх, при этом научится действовать «мимо» страха, отпускать его, то проявление расстройства постепенно исчезнет и страх «атрофируется», так как не будет постоянно подкрепляться.

При написании статьи использованы материалы “Психотерапевтической энциклопедии” под редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1998.

– психотерапия, йога, медитация.

, психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости».

Чтобы понять то, что происходит, когда применяется эта техника, давайте возьмем в качестве отправной точки известный каждому психиатру феномен антиципированной тревоги. Обычно происходит так, что такая тревога порождает именно то, чего пациент боится. Пациент, страдающий эритрофобией, который боится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей, действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическую реакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцирует повторное появление симптома. Повторное появление симптома в свою очередь усиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг. В этом порочном круге оказывается заключенным сам пациент; он запутывается в нем, как в коконе.

Что касается тревоги, выступающей в качестве исходного момента, то сами пациенты часто сообщают о своей тревоге по поводу тревоги. Очевидно, они подтверждают хорошо известное высказывание Франклина Д. Рузвельта:

Единственная вещь, которой следует бояться, - это сам страх.

(Д. Рузвельт)

Исследуя этот страх страха, однако, более обстоятельно, мы обнаруживаем, что существуют три типичные причины, его обусловливающие, поскольку пациенты, страдающие боязнью страха, обычно сообщают, что они боятся: 1) что приступ тревоги может привести к смерти или обмороку (технический термин, введенный для обозначения этого состояния - «коллапсофобия»); 2) что он может закончиться инфарктом («инфарктофобия»); 3) что результатом приступа тревоги может стать инсульт мозга («инсультофобия»).

До сих пор речь шла о мотивации боязни страха. Но каковы же реакции на страх страха? Обычно наблюдается поведение избегания, или, как это называется в , бегство от страха. Пациент начинает избегать открытого пространства или замкнутых помещений, иными словами, демонстрирует агорафобические или клаустрофобические паттерны поведения.

Этому паттерну бегства от страха при неврозе тревоги существует параллель при обсессивном неврозе, а именно паттерн борьбы против обсессий. Он мотивируется прежде всего страхом обсессивного невротика, что его обсессий могут оказаться симптомом неизбежного психоза («психотофобия», как это обозначается в ). Однако психотофобия - не единственное, что может мотивировать пациента к борьбе с его обсессиями, точно так же мотивирующим фактором может выступать «криминофобия», как это называется в . Действительно, те обсессивные пациенты, которые парализуются страхом, что они могут реализовать любую из их обсессий, например в один прекрасный день выброситься из окна, или действительно убить человека ножом, лежащим на столе, также борются против своих обсессий. В таких случаях говорит о «фобии суицида» или «фобии гомицида».

Наконец, существует третий паттерн реагирования и поведения, составляющий параллель бегству от страха перед чем-то, а именно борьба за что-то. Он характерен для сексуальных невротиков. Многие сексуальные неврозы, по крайней мере соответственно данным , могут быть прослежены к истокам, связанным с форсированной интенцией достижения цели сексуального акта - будь то стремление мужчин продемонстрировать свою потенцию или стремление женщины доказать ее способность переживать оргазм. Как правило, пациент домогается удовольствия интенционально (можно сказать, что он воспринимает «принцип удовольствия» буквально). Однако удовольствие принадлежит к такой категории вещей, которые не могут быть достигнуты посредством прямой интенции; напротив, оно бывает просто вторичным эффектом или побочным продуктом. Таким образом, чем больше субъект стремится к удовольствию, тем менее он способен его получить.

Итак, мы обнаруживаем интересную параллель: как антиципированная тревога порождает именно то, чего пациент боялся, так эксцессивная интенция, или «гиперинтенция», как это называется в , делает невозможным достижение того, чего пациент хотел. Как раз на этом двойном факте основывает свою технику, называемую парадоксальной интенцией, которая состоит в том, что фобическому пациенту предлагается стремиться, хотя бы на один момент, именно к тому, чего он боится.

Кто не знает что такое страх? Все знают. Бесстрашных людей не бывает, страх жизненно необходим, естественен, он заложен природой.А вообще вы помните, когда последний раз испытывали страх? Настоящий страх , тот, который вызван объективными обстоятельствами и направлен на самозащиту.Когда за вами в последний раз гнался грабитель с пистолетом или вы поскользнулись на крыше 16-этажного дома, у самого края? Если честно, то со мной такого никогда не случалось.

Последняя резкая неприятность: у меня украли деньги со счёта, довольно приличные, во всяком случае, мне они были срочно нужны. В этой ситуации я испытал страх? Помню неожиданную резкую пустоту и всё. Ничего страшного не было в этом страхе!Более того, я получил эмоциональную встряску, которая буквально меня оживила и приблизила к самому себе.Но нередко мы измучиваем себя ожиданием предстоящих или возможных негативных событий.Таким образом, не страхи нас мучают в этой жизни, а наши представления о чём-то предстоящем.Мы мучаемся не страхом происходящего, а страхом ожидания!И эта тревожность, некое диффузное ощущение страха предстоящего нередко вызывает очень негативные последствия.

Наиболее распространённые примеры: энурез, заикание, бессонница…Непроизвольная сбивчивость речи, непроизвольное мочеиспускание, бессонница также непроизвольна. Человек ненамеренно заикается, ненамеренно мочится в постель, ненамеренно без сна ночи проводит. А причина?Причина: страх перед предстоящими заиканием, мочеиспусканием в постель, бессонной ночью. Как избавиться?

Необходимо спровоцировать страх, инспирировать его и посмотреть ему в глаза.Но до того как перейти непосредственно к возможной методике устранения подобных интенций (Интенция в психологии – это устремлённость сознания на нечто, без отличия реальности от нереальности), рассмотрим список возможных фобий (Фобия – это, грубо говоря, надуманный страх).

Список фобий

Аблютофобия - страх мыться
Агирофобия - боязнь перейти оживленную улицу
Агорафобия - боязнь открытого пространства
Агрофобия - боязнь открытых, пшеничных полей
Айлурофобия - боязнь кошек
Айхмофобия - боязнь острых предметов
Аквафобия (также гидрофобия) - боязнь воды
Акнефобия - боязнь кожных угрей
Акрофобия - боязнь высоты
Акрибофобия - боязнь не понять смысл прочитанного
Акустикофобия - боязнь громких звуков
Альгофобия, алгофобия - боязнь боли
Аматофобия - боязнь пыли
Амихофобия - боязнь повредить кожу
Ангинофобия - боязнь стенокардических приступов
Андрофобия (также аррхенфобия, гоминофобия) - боязнь мужчин
Анемофобия - боязнь быть застигнутым врасплох бурей

Апейрофобия - страх перед бесконечностью
Апифобия - ужас перед пчёлами, осами, шмелями
Арахнофобия - боязнь пауков
Аритмофобия (также нумерофобия) - фобия числа (определённого)
Аррхенфобия - см. андрофобия
Астрапофобия (также бронтофобия, кераунофобия) - боязнь грозы, грома и молнии. В большей степени свойственна детям
Астрофобия - страх перед ночным небом, звёздами; частично астрапофобия
Атаксиофобия - боязнь нарушения координации движений
Атазагорафобия - боязнь забыть или быть забытым

Аутофобия:
боязнь одиночества (например, боязнь находиться одному в комнате);
страх собственной эгоистичности
Афобофобия - боязнь отсутствия фобий
Аэрофобия - боязнь полётов на летательных аппаратах ([Авиафобия])

Б
Базистазифобия (базостазофобия, стазобазофобия) - боязнь стояния
Базифобия (амбулофобия, базофобия) - боязнь ходить пешком
Бактериофобия (бациллофобия, верминофобия, вермифобия, гельминто, сколецифобия) - боязнь заразиться бактериями от заражённых предметов, боязнь червей, заразных насекомых
Баллистофобия - боязнь пули, ракет, метательных предметов
Барофобия - боязнь подъёма тяжестей, земного притяжения, гравитации
Батеофобия (акрофобия, аэрокрофобия, аэроносифобия, гипсифобия, гипософобия) - боязнь высоты
- боязнь высоты. Проявляется при нахождении на высоте (на крыше, балконе высокого этажа, над пропастью).
- боязнь глубины (водоёма). Проявляется при плавании в водоёмах с большой глубиной.

Батофобия - боязнь высоких зданий
Батрахофобия (буфонофобия) - боязнь лягушек и жаб
Баттофобия - боязнь глубоких водоёмов
Бациллофобия (бактериофобия, верминофобия, вермифобия, гельминтофобия, сколецифобия) - боязнь червей, заразных насекомых
Беленофобия (белонефобия, белонофобия, оксифобия) - боязнь острых предметов, уколоться
Библиофобия - боязнь книг, библиотек
Блаптофобия - боязнь нанести кому-либо поражение
Бленнофобия - боязнь слизи
Богифобия (фазмофобия) - боязнь призраков, духов, дьяволов, пугал
Ботанофобия (ботонофобия) - боязнь растений
Бромгидрофобия (аутодизомофобия, бромидросифобия) - боязнь собственного запаха, потливости
Бронтофобия (кераунофобия) - боязнь грозы, грома, молнии, шторма

Барбафобия - боязнь усов, бороды, растительности на лице

В
Венерофобия - страх заразиться венерическими заболеваниями
Вертигофобия - страх головокружения
Винофобия - страх употребления алкоголя
Вомитофобия - боязнь рвоты в неподходящем месте
Виккафобия - боязнь колдунов и колдуний

Г
Гаптофобия - боязнь прикосновения окружающими
Гастерофобия - боязнь гастарбайтеров
Гафефобия - боязнь нечаянных прикосновений
Гексакосиойгексеконтагексафобия - боязнь числа 666
Гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия - боязнь числа 666 в пятницу, 13-го дня месяца
Гелиофобия - боязнь пребывания на солнце
Гемофобия - боязнь крови. То есть, когда человек видит кровь, он может или упасть в обморок или начать кричать.
Гетерофобия - собирательный термин, обозначающий не фобию в клиническом смысле, а негативное отношение к гетеросексуалам или гетеросексуальности
Геронтофобия - боязнь общения со стариками; боязнь старения
Гефирофобия - боязнь проходить по мосту (разновидность батеофобии)
Гидрозофобия - боязнь вспотеть и простудиться
Гидрофобия -
боязнь воды
боязнь жидкостей
устаревшее название бешенства, когда гидрофобия считалась одним из главных симптомов бешенства.
Гимнофобия - боязнь наготы
Гинекофобия - боязнь женщин (разновидность анохоретизма)
Гипенгиофобия - боязнь ответственности
Гленофобия - боязнь кукол (боязнь взгляда куклы)
Глоссофобия - боязнь выступать перед публикой
Гомилофобия - боязнь общения, страх проявить несостоятельность, показаться смешным, подозрительным, привлечь к себе внимание
Гоминофобия - см. андрофобия
Графофобия - боязнь писать, брать в руки письменные принадлежности

Д
Демофобия - боязнь толпы, большого скопления людей
Дерматопатофобия - боязнь заболеть кожной болезнью
Динофобия - боязнь головокружения
Дисморфобия - боязнь своего уродства (часто мнимого), неприятие своей внешности

З
Зоофобия - боязнь животных, чаще всего какого-либо определённого вида (кошек, кур и пр.)
Зоифобия - боязнь жизни

И
Иерофобия - Боязнь встречи с предметами религиозного культа
Изолофобия - Боязнь одиночества в жизни
Иофобия - Боязнь случайного отравления

К
Кайрофобия - боязнь новых ситуаций, незнакомого места
Кардиофобия - навязчивый страх самопроизвольной остановки сердца
Канцерофобия - боязнь заболевания раком
Кенофобия - понятие близкое к агорафобии - боязнь больших незаполненных пространств, например, пустой площади
Кераунофобия - см. бронтофобия
Кипридофобия - см. венерофобия
Клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства
Клептофобия - боязнь воров, часто в пожилом возрасте, сочетается с навязчивыми идеями обворовывания
Климакофобия - боязнь ходьбы по лестницам
Коинофобия - боязнь заходить в помещение, в котором много людей
Контрафобия - навязчивое провоцирование ситуации, вызывающей страх, например страх высоты сочетается со стремлением стать лётчиком, стюардессой и пр.
Копофобия - фобия переутомления
Космософобия - страх космических катастроф
Криминофобия - боязнь совершить преступление
Криофобия - боязнь холода и льда
Ксенофобия - обозначает не фобию в клиническом смысле, а неприязненное, негативное отношение к «чужакам», иностранцам и т. д.
Ксерофобия - боязнь сухости, засухи

Л
Лалофобия - боязнь говорить из-за страха возникновения заикания.
Латерофобия - боязнь лежать на левом боку (при кардиофобии).
Лепрофобия - боязнь заразиться проказой.
Лигирофобия - боязнь громкого шума.
Лиссофобия - навязчивый страх сойти с ума.
Логофобия - боязнь разучиться говорить слова.
Лутрафобия - страх перед выдрами.

М
Малевзиофобия (также токофобия) - страх перед родами.
Маниофобия - боязнь заболеть психическим расстройством.
Менофобия - боязнь менструации и сопровождающих болей.
Металлофобия - боязнь металлов и металлических предметов.
Метифобия - боязнь алкоголя.
Мезофобия - навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.
Мизофобия - боязнь загрязнения.
Микофобия - боязнь грибов.
Микрофобия - страх перед микробами.
Миксеофобия - боязнь полового акта из-за страха обнажения половых органов, прикосновения к телу партнёра.
Монофобия:
страх перед одиночеством, боязнь быть отторгнутым и нелюбимым;
фобия, которая не сочетается с прочими фобиями.
Морфинофобия - боязнь стать морфинистом.
Моторофобия - боязнь автомобилей.

Н
Некрофобия - боязнь трупов, похорон, похоронных принадлежностей
Неофобия - боязнь всего нового
Нефофобия - боязнь облаков
Никтофобия - боязнь темноты, наступления ночи, мучительное ожидание бессоницы
Нозофобия - навязчивый страх заболеть неизлечимым заболеванием
Нумерофобия - см. аритмофобия

О
Одонтофобия - боязнь обратиться к стоматологу, лечения зубов
Омброфобия - боязнь попасть под дождь
Омматофобия - боязнь «порчи» и «сглаза»
Онанофобия - боязнь негативных последствий онанизма
Охлофобия (также демофобия) - страх перед неуправляемой толпой людей

Р
Рабдофобия - боязнь наказания
Радиофобия - боязнь радиации и рентгеновских лучей
Ректофобия - боязнь затруднений при дефекации
Рипофобия (также мезофобия) - боязнь грязи
Руброфобия (также эритрофобия) - боязнь красного цвета
Русофобия - обозначает не фобию в клиническом смысле, а неприятие или же отрицание всего, что связано с «русским».

С
Селафобия - боязнь вспышек яркого света
Симитофобия - боязнь евреев
Сифилофобия - навязчивый страх заболеть сифилисом
Спидофобия - навязчивый страх заболеть СПИДом
Сатанофобия (также демонофобия)- боязнь сатаны
Сидеродромофобия - боязнь езды на железнодорожном транспорте, особенно в период ускорения
Ситофобия (греч. σιτος - пища):
боязнь приёма пищи, например при язвенной болезни, упорном поносе, тошноте, расстройствах желудка;
навязчивый страх - боязнь приёма пищи; наблюдается главным образом при неврозах, психопатиях;
полный или частичный отказ от пищи по бредовым мотивам при наличии сохранного аппетита; наблюдается при психозах.
Скабиофобия (также акриофобия) - боязнь чесотки
Скопофобия (также скоптофобия) - боязнь казаться смешным, привлекать к себе внимание
Скотофобия (греч. σκοτος - темнота) - боязнь темноты, синоним никтофобия.
Социофобия - боязнь общества или людей вообще
Спектрофобия - боязнь зеркал
Стазобазофобия - боязнь стояния и ходьбы

Т
Таласофобия - боязнь моря, морских путешествий
Танатофобия - боязнь смерти
Телефонофобия - боязнь говорить по телефону
Теофобия - боязнь Бога, божьей кары
Термофобия - боязнь жары, натопленных помещений
Тетрафобия - боязнь числа 4 (число)
Технофобия - боязнь засилия техники (особенно электронной); негативное восприятие социальных последствий технического прогресса
Тикетофобия - боязнь некорректного формирования квитанций
Токофобия - см. малевзиофобия
Токсикофобия - боязнь отравиться
Топофобия - страх остаться одному в помещении, страх, что не удастся спастись при пожаре, землетрясении или каком-либо ещё стихийном бедствии
Тремофобия - боязнь дрожания
Трипанофобия - страх перед уколами
Трискаидекафобия (также тердекафобия) - боязнь числа 13
Трихофобия - боязнь попадания волос в пищу, на одежду, на тело

У
Уранофобия - боязнь смотреть на небо
Урофобия - боязнь позыва к мочеиспусканию в условиях невозможности его реализации

Ф
Фагофобия - боязнь подавиться пищей
Фазмофобия - боязнь привидений, духов, и др. фантастических существ
Фармакофобия - боязнь приёма лекарственных препаратов
Фенгобофия - боязнь солнечного света
Филемафобия - страх перед поцелуями
Фобофобия - страх фобий
Фотофобия - боязнь света

Х
Харпаксофобия - боязнь разбойников
Хилофобия - боязнь леса (заблудиться, встретиться с дикими зверями)
Хипенгиофобия - страх перед ответственностью
Хрематофобия - боязнь прикасаться к деньгам (часто в сочетании с мезофобией)
Хроматофобия - боязнь какого-либо цвета
Хронофобия - боязнь времени (форма тюремного невроза)

Э
Эйзоптрофобия - см. спектрофобия
Эйхофобия - боязнь выслушивать или произносить добрые пожелания
Эозофобия - боязнь наступления дня (времени суток)
Электрофобия - боязнь электричества
Эмихофобия - боязнь царапин
Эпистаксофобия - страх носового кровотечения
Эргазиофобия - боязнь совершения какого-либо действия, движения
Эргофобия - боязнь работать
Эритрофобия - 1) страх покраснеть; 2) невротический страх возникающий при рассматривании предметов, окрашенных в красный цвет
Эротофобия - боязнь секса

Зоофобии (боязнь животных)

А - Ё
Айлурофобия (также гатофобия, галеофобия) - боязнь кошек
Апифобия (также мелиссофобия) - боязнь пчёл, ос
Агризоофобия - боязнь диких животных
Алекторофобия - боязнь кур, цыплят
Арахнефобия (также арахнофобия) - боязнь пауков
Бактериофобия (также бациллофобия, сикрофобия) - боязнь заражения микробами
Бактрахофобия - боязнь рептилий, пресмыкающихся
Бациллофобия - см. бактериофобия
Бленнофобия - боязнь слизи
Буфонофобия (батрахофобия) - боязнь лягушек и жаб
Верминофобия - боязнь бактерий, микробов, заразиться, червей, заразных насекомых
Герпетофобия - боязнь рептилий, пресмыкающихся, змей
Гиппофобия - боязнь лошадей
Гуцофобия - боязнь тощих людей
Дорафобия - боязнь обрасти волосами после прикосновения к шкуре животного, меха или кожи животных

Р - Я
Ранидафобия - боязнь лягушек
Селахофобия - боязнь акул
Сикрофобия - см. бактериофобия
Сколецифобия - боязнь червей, заразных насекомых
Сфексофобия - боязнь ос
Таурофобия - боязнь быков
Тениофобия - боязнь заражения ленточными гельминтами; разновидность нозофобии
Фтириофобия - боязнь вшивости
Эквинофобия - боязнь лошадей
Элурофобия - боязнь кошек, котов
Энтомофобия - боязнь насекомых
Эпистемофобия - см. офидиофобия

Прочие фобии
Апопатофобия - страх заходить в уборные
Викифобия - боязнь ссылаться на Википедию вследствие недоверия её источникам
Гравидофобия - боязнь встречи с беременной; боязнь забеременеть
Гедонофобия - боязнь удовольствий
Гелленологофобия - боязнь сложной научной греческой терминологии
Гелофобия - боязнь смеха
Генуфобия - боязнь колен
Гипнофобия - боязнь заснуть (страх умереть во сне)
Гомофобия - собирательный термин, обозначающий не фобию в клиническом смысле, а негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуальным людям
Гопофобия - собирательный термин, обозначающий не фобию в клиническом смысле, а негативное отношение к гопникам
Декстрофобия - боязнь предметов, расположенных справа от больного
Дорофобия - боязнь получать или делать подарки
Дромофобия - боязнь переходить улицу
Копрофобия - боязнь дефекации
Кейрофобия - боязнь парикмахеров, боязнь порезать клиента при бритье
Кионофобия - боязнь снега
Коулрофобия - боязнь клоунов
Лаканофобия - боязнь овощей
Милитарифобия - боязнь службы в армии
Нефофобия - боязнь облаков
Ойкофобия - фобия возвращения домой после выписки из психиатрической лечебницы
Панофобия - боязнь всего, что может произойти
Пеладофобия - боязнь лысых
Пентерофобия - боязнь тёщи
Погонофобия - страх перед бородами
Папафобия - боязнь Папы Римского
Сингенесофобия - боязнь родственников
Тестофобия - боязнь экзаменов
Хайрофобия - боязнь засмеяться в неподобающей обстановке (например, на похоронах)
Циклофобия - боязнь велосипедистов, двухколесного транспорта


Вот такое невесёлое разнообразие. Впечатляет?Но отношение к этому не должно быть как к психической ненормальности. Зачастую, это страхи детства, искоренить которые не удаётся самостоятельно уже взрослому, зрелому человеку.Итак, страх ожидания! Не надо подтрунивать над беднягами, страдающими фобиями.Причины мужского полового бессилия (импотенция) и женской холодности (фригидность) могут лежать в той же плоскости. А это уже, к сожалению, не диковинка. Часто случается. И причина страх ожидания!
Выход? Необходимо спровоцировать страх, инспирировать его и посмотреть ему в глаза. В психологии и психотерапии это называется«Парадоксальная интенция» .

Что только родители не делали: ругали его, наказывали, уговаривали и просили, старались игнорировать. Ничего не помогало: продолжал мальчик мочиться в постель.По совету психолога решили награждать его 5-ю центами.Награда была обещана не за отказ от пагубной привычки, а как раз наоборот: 5 центов за то, чтобы помочился.Естественно, что мальчик был доволен. Он предвкушал, как будет тратить деньги. Уже обещал многих сводить в кафе на пирожное.Планам его не суждено было сбыться, так как заработал он только 10 центов.То, что раньше вызывало у него страх, после обещанной награды превратилось в желаемую цель. Страх улетучился, исчезли и его последствия.Обратите внимание: 10 центов он всё же получил, то есть, как и в любом непростом деле, требуется время.

У тех, кто заикается, постоянно возникает страх ожидания «позора» перед окружающими за свой недостаток речи. Можно посоветовать им стать чемпионами по заиканию, усердно и старательно демонстрировать своё заикание окружающим! Буквально захотеть быть заикой в ещё большей степени. Известно, что этот способ многих излечил от заикания.

Всё, конечно не так просто, как я тут описываю. Сразу, стремительно применять этот метод не стоит. Надо освоиться с мыслью, прочувствовать.

Проблемы с бессонницей очень часто связаны именно со страхом ожидания…бессонницы. Так просто ложитесь отдыхать, мечтать, фантазировать, не заставляйте себя спать. Скажите себе: всё, бессонницу мне не побороть, просто лежу, отдыхаю, спать не буду. Не бойтесь не заснуть. Цель: намеренно и с желанием проводить время именно без сна, но лёжа в постели. Полюбите бессонницу!

Я думаю, что мне не надо дальше приводить примеры того, как и где можно применить парадоксальную интенцию в случае того или иного страха ожидания?Интересно, какие области применения предложили бы вы?
Мы говорим о страхе ожидания как очень распространенном и приводящем к тяжёлым последствиям. Но есть и ещё один страх, к которому « парадоксальная интенция» имеет прямое отношение. Это страх недоверия к себе, страх самого себя.Но об этом мы поговорим позже, во 2-й части.Продолжение следует.

И на эту тему юмористический видеоролик «парадоксальная интенция».