Народные средства при впч. Фитотерапия и народные средства для лечения вируса папилломы

Двенадцатый месяц не является переломным в жизни ребенка, но он завершает первый год жизни, самый ответственный и сложный. За эти двенадцать месяцев ваш малыш подрос на 25 см, масса его тела увеличилась почти втрое. У него прорезалось 8 зубов.

На двенадцатом месяце последнее кормление можно заменить на кефир или коровье молоко. Мама уже может при необходимости прекратить грудное вскармливание, тогда нужно надевать туго затягивающий грудь бюстгальтер или бинтоваться широким бинтом, меньше пить жидкости, и через 2-4 дня выделение молока может полностью прекратиться. Нельзя отнимать ребенка от груди в жаркое время года, или когда он нездоров, или если ему сделана профилактическая прививка.

К году ребенок начинает ходить самостоятельно, умеет взбираться на ступеньки. Если он делает это неуверенно, это скорее всего связано с неприятными воспоминаниями: падением, ушибом и т. п. Малыш боится оторваться от вас или от стенки - дайте ему в руки игрушку, за которую он будет как бы держаться, можно предложить ему держаться за коляску и т. д.

Приобретая малышу обувь, помните: косточки у него очень мягкие, они только начинают твердеть. Старайтесь выбрать обувь, которая хорошо держит лодыжку. Никаких швов, складок, никакого давления на пальцы. Подошва должна быть гибкой (но не очень) и иметь удобный изгиб, каблучок обязателен. Обувь должна быть просторной. Нормальное расстояние между большим пальцем ноги и носком ботинка -- 0,5-1 см. Проверять размер обуви надо тогда, когда ребенок стоит, в этом положении нога занимает наибольшую площадь.

Обувь нужна не на целый день - час-два ребенок может оставаться дома босиком или в тонких, и тоже не тесных, носочках.

Летом было бы полезно походить по траве, песку, мелкой гальке, а сейчас - по ворсистому ковру, паласу. Это и закаливающая процедура, и упражнение, укрепляющее стопу. Когда ребенок подрастет, вы сможете включать в его гимнастический комплекс и более эффективные упражнения. Например, после года - ходьбу по ребристой доске. Дело в том, что ребенок рождается с плоскостопием, и неправильная обувь, недостаток физической активности могут это закрепить. Пусть ходит, ползает, топает - ив ботиночках, и босиком!

«Нельзя» и «надо»

Овладение ходьбой и речью не всегда идет параллельно. Ребенку словно не хватает сил, чтобы одновременно преуспевать в двух таких сложных областях. У хорошего ходока нередко запаздывает слово, а быстро набирающий словарный запас отстает в ходьбе. Мальчики обычно начинают говорить позднее девочек. Но среди тех и других есть упорные молчуны, которые до полутора-двух лет говорят очень мало, и вдруг - лингвистический взрыв, обвал, фонтанирование слов.

В норме ребенок к году произносит 10-15 коротких слов, но понимает гораздо больше. Да и вообще он сейчас понимает и хочет больше, чем умеет. Такой разрыв порождает у некоторых детей повышенную капризность, боязливость, требование, чтобы мама была постоянно рядом. Проявите терпение, знайте: чем активнее ребенок начнет ходить, чем больше говорить, тем спокойнее будет становиться.

К нему уже можно, и нужно, обращаться с просьбами типа: «Подними платочек», «Принеси кубик», «Дай мне лялю», «Положи ложку», «Открой ротик».

С ним пора рассматривать детские книжки, рассказывать, что там нарисовано, спрашивать: «Что это?», «Кто это?». Он умеет показать, где глаза, нос, уши у него самого, у мамы, у папы, способен к некоторым обобщениям - знает, что и живая кошка Мурка, и игрушечная, и нарисованная в книжке - это все «кис-кис». Узнает на фотографии хорошо знакомого человека и радостно смеется, сделав это открытие.

При одевании, раздевании, укладывании спать пытается быть не только объектом ваших действий, но и активным участником. Это стремление надо поддерживать, направлять. Говорите ему: «Подними ручки», «Повернись», «Давай натянем колготки». В процессе такого партнерства, сотрудничества лучше и скорее развивается речь.

Вы уже успели прочувствовать характер своего малыша - покладистый ли он, спокойный, ласковый, или строптивый, своевольный, настойчивый. Во многом это объясняется врожденными свойствами, а они очень устойчивы. «Обломать», переделать, скажем, строптивого, импульсивного упрямца, вырастить его послушным тихоней невозможно, разве что ценой развития у него невроза. Да и вам бы это стоило немалых нервов. Так что не ставьте себе подобной задачи. Мудрость воспитания в другом: открыть, поддержать, развить в ребенке все хорошее и скорректировать, смягчить, приглушить все нежелательное.

Ребенок не так прост, как кажется. Иногда создается впечатление, что он уже и сам изучает вас, пробует разные модели поведения.

«На!» - протягивает он вам свой измусоленный сухарик и испытующе смотрит. Обязательно возьмите, скажите «спасибо», похвалите за доброту. «Бах!» - с размаху бросает он на пол ложку и опять испытующе смотрит. Сделайте строгое лицо, покачайте сокрушенно головой, всячески покажите ему, что вы огорчены, недовольны.

Среди слов и понятий, которые ребенок должен усвоить, есть два ключевых, важнейших, это: «нельзя» и «надо». На них, в сущности, зиждется нравственное воспитание человека, его будущие жизненные установки. А пока - они оберегают безопасность малыша, помогают лучше ориентироваться в окружающем мире, который теперь становится для него все более открытым.

И педагоги, и врачи единодушны в том, что запретов не должно быть слишком много. Это не дает желаемых результатов, скорее наоборот.

Во всем, что допустимо, уступайте ребенку; то, чего действительно нельзя, - запрещайте твердо. Это правило надолго, на все детство. Но е,сли старшему вы можете объяснить, почему нельзя, малыша лучше переключить, отвлечь от запретного.

Приноровился он, например, сидя на руках у бабушки, сдирать с нее очки да еще бросать их.

«Нельзя!» - говорите вы ему. Не послушался? Можно просто спустить его на пол - это наказание. Есть другой вариант: попытаться переключить, перестроить озорной жест на ласковый. Потянулась рука к очковой оправе, перехватите ее, скажите: «Поправь у бабушки очки, поцелуй, погладь бабушку...»

Или добрался малыш до книжки и рвет ее. «Нельзя!» - строго говорите вы и забираете ее у него. А взамен приносите, к примеру, картинки на толстом картоне - их не порвешь, зато можно перебирать, рассматривать. Хорошо на такие случаи иметь в запасе несколько привлекательных для малыша вещиц, которые он редко видит, показать ему что-то неожиданное. На языке физиологии, это называется «создать новый очаг возбуждения».

Или: невзлюбил ребенок умываться, капризничает, вырывается. «Надо, надо», - ласково приговариваете вы, а сами делаете воду потеплее, осторожнее действуете руками. А умыв, причесав, подводите к зеркалу: «Посмотри, какой ты чистенький, красивый». В зеркало дети обычно смотрятся с большим интересом, хотя себя в этом возрасте толком еще не воспринимают, и этот интерес сможет смягчить, загладить впечатление от только что пережитых неприятностей.

В общем, ваша тактика должна быть гибкой, вариантов компромисса много. Главный же принцип: стараться, чтобы каждому «нельзя» противопоставлялось альтернативное «можно», а каждое «надо» осуществлялось наименее обременительным для ребенка образом.

Между младенчеством и детством

Двенадцатый месяц - последние четыре недели младенчества, с года начинается раннее детство. Может быть, у вашего малыша оно уже началось, а, может, он еще немного дольше побудет младенцем. Ведь биологический возраст - определенный уровень зрелости организма - не всегда точно совпадает с возрастом хронологическим. Но при всех условиях пора понемногу готовиться к новой ступеньке роста.

На двенадцатом месяце более тонкими становятся вкусовые ощущения ребенка, он уже не опасается новых блюд и с любопытством заглядывает в тарелки взрослых: что там такое они едят? Как бы это попробовать?

Конечно, ему можно еще далеко не все, однако, стол после года будет приближаться к общему. С этого возраста разрешается (если нет диатеза) не только желток, а целое яйцо; в меню завтраков присутствуют селедочный паштет, хлеб с маслом и тертым сыром, омлет, ленивые вареники со сметанным соусом, обед начинается с овощной закуски - тертой свеклы, моркови, помидорного салата, на второе - рыбные и мясные суфле; в полдник к молоку или кефиру - печенье, кукурузные хлопья.

Что-то из перечисленного уже можно попробовать и сейчас. Но основной режим питания, как и весь распорядок дня, остается прежним: четыре кормления, два дневных сна, две, а лучше три, прогулки. В холодные дни разумнее вместо двух прогулок, скажем, по два часа погулять по часу-полтора, но зато три раза. Впрочем, ребенок уже достаточно закален, чтобы гулять в любую погоду, была бы правильно подобрана одежда. Гигиенисты считают наиболее подходящей для зимы одежду в три слоя. Первый - домашнее платье, костюмчик, второй - шерстяная кофточка и рейтузы, третий - шубка, пальто, а в идеале - утепленный комбинезон. На голове плотная шерстяная шапочка, на ногах - теплые сапожки.

Сам, без поддержки, ребенок ходить еще не очень-то умеет. Поводите его за ручку, попеременно то за правую, то за левую, помогите взобраться на маленькую горку, сойти с нее, покажите, как можно, держась за спинку санок, толкать их вперед. Дети способны прозаниматься этим довольно долго - а лучшего упражнения и не надо!

Копать снег лопаткой, строить горку он еще не сможет, но с интересом будет наблюдать, как это делает мама. Хочется мамину горку растоптать? Пожалуйста! Возводить, разрушать возведенное, снова строить - это ведь любимое детское занятие, буквально, потребность. Вы увидите это не раз, когда ребенок станет старше и будет самозабвенно играть с песком или снегом.

Дети любят проверять, «что получится, если...». Пусть пошагает по свежевыпавшему снежку, а потом разглядывает свои следы. Может и мама пошагать рядом: вот какие у мамы следы большие, а у него - маленькие! А если потопать ножками (согреться!), будут они глубже? А может, стоит посмотреть, нет ли на снегу следов вороны, собаки?

Нарисуйте палочкой на снегу солнышко, домик, елочку. Скоро и у вас дома будет елка - первая елка вашего ребенка. Он подойдет к ней, сам, рассмотрит игрушки, найдет под елкой свой первый подарок от Деда Мороза. Пусть на такой счастливой ноте и начнется его раннее детство, пусть будет оно счастливым!

О том, как происходит развитие ребенка 12 месяцев, и какой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно, читайте в статье.

Вот малыш и приблизился к первому серьезному юбилею (ему исполнился год) и, естественно, родители должны знать, как происходит развитие ребенка 12 месяцев .

За это время ваше чадо приобрело множество новых знаний и умений.

Физическое развитие ребенка 12 месяцев

Малыш начинает набирать вес и вытягиваться в длину все медленнее, но все же изменения с его телом происходят.

За месяц вес ребенка, получавшего правильное питание и уход, увеличивается, как минимум, на 350 граммов, рост – на 1,5 см.

Окружность головы и груди тоже увеличиваются в объеме.

Изменения, что произошли с телом малыша, видны в этой таблице:

Вы видите, что младенец со дня своего рождения стал тяжелее на 5–8 килограммов и длиннее – на 20–30 см.

Замедление темпов роста и веса ребенка связано с тем, что малыш начал много двигаться в течение дня, а поэтому пищу, которую дитя получает, его организм использует для переработки в энергию, а не в жировые отложения.

Двенадцатимесячный ребенок продолжает обзаводиться зубами.

Их количество во рту может варьироваться от 6 – до 12. У некоторых малышей может быть и больше 12 зубов.

Если вы сомневаетесь, нормальными ли темпами прибывают зубики во рту ребенка, проконсультируйтесь с педиатром.

Ваша задача – обеспечить ребенка продуктами питания, содержащими кальций, фтор и витамины.

Психологическое развитие ребенка 12 месяцев


12 месяцев – возраст активного психологического и эмоционального развития младенца.

В плане психологии ваше дитя продвинулось гораздо дальше, чем – физиологии.

К несчастью для родителей в этот период они сталкиваются с первыми психологическими кризисами своего чада: он или она часто капризничает, настаивает на своем при помощи крика и плача, охотно демонстрирует свои эмоции, как радость, так и недовольство или обиду.

Если в его присутствии плачет какой-то ребенок, то малыш может и сам зайтись плачем в знак сочувствия к ровеснику.

Особенность психологического развития ребенка 12 месяцев – истерики (дитя бросается на пол, начинает сучить ножками, громко требовать то, что ему нужно).

Родителям не стоит начинать кричать на карапуза, следует успокоить его и лишь когда он начнет улыбаться, объяснить, почему вы не разрешили ему сделать это.

Хоть это и невероятно трудно, но нельзя во всем потакать малышу, ведь он должен понимать слово «Нет».

Ваше сокровище не устает узнавать ежедневно что-то новое, наблюдать за вами и копировать ваши повадки, действия.

Дома он ведет себя невероятно расковано, пытаясь до всего дотянуться, исследовать все уголки вашей квартиры.

А вот в незнакомом месте он будет вести себя более сдержанно и, если заинтересуется чем-то, то попросит маму сопровождать его.

Его эмоциональная связь с матерью невероятно крепка: он по-прежнему боится потерять ее, так что родительницам не следует оставлять свое сокровище на длительное время, чтобы не травмировать его.

Вы и не заметите, как совсем скоро малыш станет независимым, и тогда уже вы будете просить его внимания.

Развитие ребенка 12 месяцев: его знания, умения и навыки


Все дети уникальны, поэтому темпы их развития и скорость, с которой они постигают новые знания, может быть разной.

И все же большинство ребятишек в возрасте двенадцати месяцев обладает следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Самостоятельно встают и садятся, когда сами того хотят.
  2. Ходят понемногу.
  3. Могут даже бежать, если их поддерживает за руку кто-то из взрослых.
  4. Расширяют свой лексикон за счет произнесения новых слов.
    Многие дети в этом возрасте произносят от 10 и больше слов, при помощи которых они общаются с родителями.
  5. Обращаются к маме, папе и другим близким людям, напрямую, называя их по имени или же «мама», «папа», «деда», «баба».
  6. Могут ходить на горшок, если мама вовремя посадит на него.
  7. Лишь немногие начинают проситься на горшок, если ваш малыш этого не делает – не расстраивайтесь.
  8. С удовольствием играют в сюжетные игры со своими любимыми игрушками, охотно копаются в песке, катают по полу машинку или тянут ее за веревочку, строят что-то из кубиков и т.д.

Питание и сон ребенка 12 месяцев, обеспечивающие его нормальное развитие

Ежедневно малыша ожидает так много интересного, что он начинает проводить во сне все меньше и меньше времени.

Если его ничего не беспокоит (он себя хорошо чувствует), то ночью ребенок спит 8–11 часов, не просыпаясь для кормежки. 12 месяцев – самое время переводить младенца на такой режим: один длинный (1–3 часа) послеобеденный сон и ночной сон.

Если вы по-прежнему будете пытаться уложить его спать дважды днем, то с ночным укладыванием возникнут серьезные проблемы.

Переход на однодневный режим дневного сна может быть весьма болезненным для дитяти и часто родителям приходится тратить не менее месяца, чтобы помочь своему чаду адаптироваться к новому режиму.


Если вы до сих пор кормили своего ребенка грудным молоком, то можно подумать о том, чтобы начать отлучать его от груди, ведь малыш получает достаточно витаминов и микроэлементов с взрослой пищей.

Срок грудного вскармливания карапуза зависит лишь от него самого и мамы, поэтому некоторые родительницы продолжают подкармливать свое чадо грудным молоком, пока он сам не отказывается брать грудь (мамы, кормящие грудью трехлетних детей, – не такая уж и редкость).

Рацион двенадцатимесячного карапуза значительно расширяется за счет запеканок, котлеток и тефтелей из мяса и рыбы, каш, молочных продуктов, овощей и фруктов, выпечки.

По-прежнему сохраняется запрет на острое, соленое, копченое, на сладости (особенно – шоколад) и продукты, что могут вызвать аллергическую реакцию у ребенка (помидоры, апельсины и прочие).

В 12 месяцев младенец уже может самостоятельно орудовать ложкой или пить с чашки, поэтому постепенно начинайте учить его есть, как это делают взрослые.

Не будет лишней и информация со следующего видеоролика,

где также описывается развитие малыша в 12 месяцев:

    Ваше задание в это время – обезопасить своего ребенка от неприятностей, которые поджидают его на каждом углу.

    Пока еще малыш не понимает, что утюг может быть горячим, кошка, если он сделает ей больно, может его оцарапать, а падение с дивана станет болезненным.

    Вы должны объяснить ему все это, чтобы он познавал окружающий мир в полной безопасности.

    Отношения родителей с ребенком 12 месяцев напоминают схватку характеров и соревнование «Кто сильнее».

    Если малыш пытается сделать что-то плохое или опасное, вы должны запретить ему это, несмотря на все его требования и истерики.

    Причем, запрещать брать ваш мобильный телефон (это лишь пример) следует всегда, а не только тогда, когда у вас плохое настроение или он нужен вам самой.

    Детка не поймет запретов, если сегодня вы разрешаете ему играть с вашим телефоном, а завтра – запретите.

    Чрезмерная опека и ограждение от всего мира способно принести ему вред, а не пользу.

    Не стоит продолжать панически бояться микробов, запрещать младенцу играться со сверстниками, бежать прочь от песочниц или опасаться выходить зимой на улицу.

    Скоро ваше дитя пойдет в детский сад, затем – в школу и без адаптации ему будет трудно.

Вот так идет развитие ребенка 12 месяцев , такой уход он должен получать, чтобы чувствовать себя комфортно.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

В 12 месяцев большинство детей начинает ходить, а иные даже очень преуспевают в этом занятии и способны бегать. Сначала ребенок, которому исполнилось 12 месяцев, держится за вашу руку и делает несколько шагов, а потом вы убираете руку, и малыш продолжает идти - иногда со страхом и одновременно с радостью в глазах. Он очень хочет быть похожим на вас...

Обратите внимание на окружающую обстановку: упражнения ребенка в ходьбе не должны сопровождаться травмами, иначе ребенок из боязни боли не захочет повторять свои опыты снова и будет по привычке уверенно передвигаться на четвереньках. Вокруг вас и ребенка должно быть достаточно свободного пространства; исключается близость мебели с острыми углами; на полу не нужны коврики и дорожки, о складки которых ребенок может споткнуться; вообще на полу не должны лежать какие бы то ни было предметы - чтобы ребенок не спотыкался о них.

Не стремитесь ускорить процесс обучения ходьбе. Не забывайте, что ребенок быстро утомляется. К тому же ножки его должны постепенно окрепнуть - привыкнуть нести на себе вес туловища. Слишком долгая ходьба может привести к некоторому их искривлению. Вообще здесь существует прямая связь: ребенок тогда начинает уверенно ходить, когда становится совершенно готов к этому.

В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень и т. п. Он произносит около 10-12 понятных слов, а также лепечет только ему понятные слова. Знает и показывает части своего тела: глаза, уши, руки, ноги и т. д. Охотно выполняет требования взрослых: относит и приносит обувь, закрывает и открывает дверь и пр.

Показывает пальцем, где мама, папа, братик или сестричка.

Как вы уже заметили, ваш ребенок стал очень подвижен. В подвижности его и в новых возможностях скрыта опасность травмы. С учетом того, что малыш научился делать, осмотрите критически обстановку в своей квартире, доме) и не оставляйте ребенка ни на минуту без вашего бдительного контроля.

Основные показатели психомоторного развития ребенка в 12 месяцев:

  • Ребенок свободно встает на ноги.
  • Ходит без помощи взрослых.
  • С помощью взрослых (когда его держат за руку) - бегает.
  • Подражая взрослому, повторяет некоторые простые действия и забавляется этим.
  • Без посторонней помощи пьет из чашки.
  • Произносит отдельные простые слова.
  • Понимает, что требуют от него взрослые.
  • Называет членов семьи по имени, порой, правда, сильно коверкая эти имена.
  • Просится на горшок.

Примите к сведению. Безусловно, не все дети начинают сидеть, ходить, говорить в строго определенные сроки, как и не у всех первый зуб появляется в одном и том же месте. Приведенные нами данные дают представление о развитии так называемого «среднестатистического» ребенка. Однако для оценки развития любого малыша, в том числе и вашего, все-таки необходимо иметь какие-то точки отсчета, поскольку это дает основу для сопоставлений и знание того, что выход за определенные границы означает отклонение от нормы. Например, если 10-месячный ребенок все еще не умеет сидеть, нужно обратиться за консультацией к врачу, который, возможно, выявит в ребенке признаки рахита.

И вот еще что. К сожалению, не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети, делают первые шаги несколько позже. Учитывайте это.

Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.

Физическое развитие на двенадцатом месяце

Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.

Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.

Игры и игрушки на двенадцатом месяце

Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.

Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.

Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».

Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.

Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.

Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.

Речь

Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.

Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.

Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произ­носить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.

Слух

Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.

Зрение

Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.

Другие навыки и умения на двенадцатом месяце

Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.

Первые зубки

К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .

Осмотр ребенка в поликлинике

В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.

Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце

Если к концу двенадцатого месяца:

  • держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
  • не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
  • не умеет имитировать звуки и жесты;
  • не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.

Вашему ребенку исполнился год, и он сделал первые самостоятельные шаги. Держите фотоаппарат наготове: ведь малыш каждый день преподносит что-то новое!

В год ребенок больше бодрствует: перерывы между сном могут достигать 4-5 часов. Он не хочет проводить время в кроватке, когда вокруг так много интересного! Тем более что он уже может самостоятельно добраться в любое место, если что-то привлечет его внимание.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 1 год

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 1 год?

- ходить, держась за опору;

- делать шаги без опоры; если держать его за ручку, то может даже немного пробежаться;

Называть по именам всех членов семьи (только на свой лад);

Произносить отдельные простые слова, хорошо понимая их значение;

Выполнять с игрушками различные действия (катать, толкать, качать).

Кризис первого года

В 12 месяцев у ребенка наступает кризис первого года. Заканчивается младенчество и начинается раннее детство. Ребенок в год уже многому научился, стал подвижным маленьким человеком, имеющим собственное мнение. Психологи называют такие признаки переходного периода:

Ребенок капризничает, отказывается от того, что предлагают родители, упрямится;

Любимое слово - «нет» («неть!»);

Ревнует к остальным членам семьи;

Боится оставаться один даже на минуту.

Годовалый ребенок истерит без оснований, родители пытаются успокоить чадо, но нередко сами срываются на крик. Сохраняйте спокойствие и не наказывайте малыша. Дайте ему возможность проявить свою индивидуальность. Для этого пересмотрите окружение ребенка, расширьте поле его самостоятельной деятельности. Установите нерушимые запреты - не более трех, больше он не запомнит. Все, что ребенку запрещено - уберите подальше, не провоцируйте малыша. Не вырывайте предметы у него из рук, учитесь договариваться, меняться.

Если уговоры не действуют, не настаивайте, это только усугубит ситуацию, лучше отвлеките ребенка (в этом возрасте дети легко переключают внимание).

Если ребенок в 1 год катается по полу и барабанит руками и ногами, единственное, что вы можете сделать - лишить актера публики. Отнесите его в безлюдное место, он быстро успокоится.

Развивающие игры для детей 1 года

В год ребенку очень нравятся небольшие предметы. Конечно, с ними ему можно играть только под присмотром мамы или папы. Для развития мелкой моторики полезно погружать ручки в рис или гречку. Пусть годовалый ребенок потренируется брать крупинки двумя пальчиками

В 12 месяцев малыш уже способен сам собрать пирамидку: подобрать кольца по размеру и уверенно накинуть их на основание. Теперь родителям необязательно показывать ребенку, что нужно делать. Можно «руководить» им лишь с помощью слов. Малыш все понимает!

Двенадцать - тринадцать месяцев - возраст, когда многие дети делают первые шаги. Это одно из самых радостных моментов в жизни родителей и самого ребенка. Если ваш ребенок к году уже научится топать самостоятельно, от души поздравляем вас! Запомните эти дни, вы будете вспоминать их, когда ваш сынок или дочка пойдет в первый класс, принесет первую пятерку, сообщит вам о том, что выходит замуж (женится) - все начинается с первого самостоятельного шага.

Развитие речи ребенка в 1 год: первые слова

Обычно в возрасте около года ребенок произносит 6-10 слов, среди них: «мама», «папа», «баба», «ав-ав», «дай».

Предлагаем вам поиграть с годовалым ребенком в игру, развивающую речь: сначала покажите ему игрушку, назовите ее, затем спрячьте ее под платком и спросите, что там лежит? Ребенок наверняка попытается назвать игрушку и затем попросит: "Дай!".

Упражнения для детей в 1 год

1. Канатоходец

Положите на пол толстый канат (подойдет также гимнастическая палка). Поставьте на него ребенка боком и поддерживайте его за руки либо за талию. Позже вы можете просто подстраховывать малыша - он пойдет самостоятельно. Маленький канатоходец будет делать небольшие приставные шаги.

Упражнение учит годовалого ребенка держать равновесие. Кроме того, это отличная профилактика плоскостопия. Во время такой зарядки напрягаются мышцы ног (особенно боковые).

2. Разноцветные шаги

Приготовьте картонные круги разных цветов. Разложите их на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Держите ребенка за руки и учите его переступать с кружка на кружок. Позже используйте для упражнения разные геометрические фигуры одного цвета. Комментируйте каждый шаг малыша! Выполняя с годовалым ребенком это упражнение, вы достигаете сразу две цели: он совершенствует свое умение ходить и запоминает цвета и формы.

Что делать, если в 1 год:

- ребенок не ходит

Некоторые дети делают первые шаги в 10 и даже 9 месяцев, но это не ориентир для других детей. Конечно, родителям хочется, чтобы их малыш улавливал все с первого раза, делал успехи каждую неделю, и чтобы он точно был не хуже других. Родительский страх за то, что ребенок может что-то упустить в развитии не дает покоя ни самим взрослым, ни их ребенку. Лучшее средство успокоиться - заглянуть в таблицу развития ребенка первого года жизни. Большинство детей начинает ходить после года, в 12,5-14 месяцев, а некоторые и в 1,5 года. Это никак не отражается на умственных способностях ребенка. А если ваш ребенок много ползает на четвереньках, то у него может долго не возникнуть желания променять этот удобный, надежный способ передвижения на ходьбу.

Случается, что ребенок уже предпринял попытку ходить, но упал и это его напугало. Значит, торжественный момент придется отсрочить, пока он снова не наберется смелости.

Болезнь, долгое прорезывание зубов тоже не способствуют освоению новых навыков.

Ребенок может начать ходить раньше года или позже, главное, чтобы он развивался по своему заданному природой графику. Не торопите его, иначе это может привести к неврозам.

- не получается отучить ребенка от бутылочки

Бутылочка для годовалого ребенка связана не только с питанием. С нею он успокаивается, настраивается на сон. В первые 2 года жизни ребенок испытывает непреодолимую тягу к деятельности. Его руки все время к чему-то тянутся, от этого устает не только вы, но и подчас сам малыш. Бутылочка с соской, сам процесс сосания в некоторой мере удовлетворяет стремление к активности, одновременно успокаивая ребенка. Питье из чашки не дает такой эффект.

Не отнимайте у годовалого ребенка такой нужный предмет, придет время, он сам откажется от бутылочки. Однако следите, чтобы малыш не засыпал с бутылочкой, это очень опасно!

Если ребенок в год совсем отказывается есть с ложки и просит жидкую кашу из соски, не нервничайте. Приучайте ребенка постепенно. Натощак предлагайте ребенку продукты кусочками, из красивой тарелки, пусть он перекладывает кусочки из одной чашки в другую, изучает еду. Это отвлечет ребенка от привычной соски.

В бутылочку годовалому ребенку наливайте только воду и напитки, все в ограниченном количестве, иначе он не проголодается. Вся остальная еда пусть присутствует только в тарелке и чашке.

Дети, которые долго едят из бутылочки, больше подвержены кариесу молочных зубов. Обязательно чистите зубы ребенку два раза в день.

- ребенок часто просыпается по ночам и плачет

С года до полутора лет многие дети переживают боязнь разлуки. Особенно это проявляется по ночам. Не оставляйте его в одиночестве, не приучайте таким образом ребенка засыпать самостоятельно, этим вы наносите вред его психике. Если ребенок в год боиться темноты, купите ночник, светящиеся наклейки, посидите с ребенком. Уходите, когда он еще не спит, но уже очень сонный, оставляйте дверь открытой, чтобы малыш мог слышать, что вы тут, рядом, моете на кухне посуду.

Если ребенок просыпается среди ночи и зовет вас, не игнорируйте его просьбы! Даже если вам кажется, что вы и так проводите с ним достаточно времени днем. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом и всегда придете на помощь.

Если это не помогает, и годовалый ребенок плохо спит, тревожится по ночам, проконсультируйтесь у детского невролога. Возможно, он назначит легкие успокоительные или отвары трав для крепкого сна.