Неправильное прорезывание зубов. Развитие зубов

Очень-очень редко, но встречается такая аномалия зубной системы, как адентия, то есть отсутствие молочных зубов и даже их зачатков. Определяется адентия не раньше 12-15 месяцев, с помощью рентгеновского обследования на рентген-аппарате, и только после осмотра квалифицированным специалистом-стоматологом.

Наша клиника располагает более современным аппаратом, позволяющим адекватно и качественно исследовать состояния зубочелюстной системы в любом ракурсе, совершенно безопасным для детей – радиовизиографом.

Адентия бывает первичная – когда полностью отсутствуют зачатки молочных зубов, и бывает отсутствие зубов в ротовой полости вследствие задержки их в челюсти – ретенция. Зубы могут отсутствовать все (полная адентия) или только отдельные (частичная адентия). Отсутствие зубов чаще наблюдается с постоянными зубами – у взрослых, значительно реже – с молочными.

Причинами адентии у детей чаще всего бывает проблемы со здоровьем у мамы в период беременности (генетические заболевания, вирусные инфекции, отравления, стрессы и пр.), курение, лечение сильными препаратами, что препятствует формированию зачатков зубов или их гибели на более поздних стадиях. При адентии также плохо развиваются челюсти, лицо становится ассиметричным, искажается прикус. В период молочного прикуса чаще встречается частичная адентия – отсутствие отдельных зубов и образование между наличными зубами трем – больших щелей. Лечение в раннем возрасте направлено на медикаментозную стимуляцию прорезывания зубов, развития челюсти. В старшем возрасте возможно изготовление съемных зубных протезов, которые заполняют зубной ряд. Несъемные протезы для детей — недопустимы, а до 21 года – не рекомендуются.

У ребенка растет второй ряд зубов

Совершенно противоположная ситуация — у ребенка растет второй ряд зубов. Такая патология редко встречается в молочном прикусе и довольно распространена при росте постоянных зубов. Если у малыша есть сверхкомплектные зубы, то они мешают развитию и росту постоянных зубов, сдвигают его в сторону, или разворачивают вокруг оси, и поэтому подлежат удалению.

Часто у нас спрашивают, все ли зубы у детей меняются, остаются ли у взрослых молочные зубы. В естественном ходе событий все молочные зубы должны выпадать, а на их месте вырасти постоянные и еще плюс 12 коренных зубов для полного взрослого комплекта – 32 зуба. Но иногда получается сбой — и молочный зуб, а иногда и несколько не выпадают. Дело в том, что под молочным зубом не образуется или гибнет зачаток постоянного зуба, а значит, не рассасывается корень молочного, и он не выпадает в назначенное время. Второй причиной может быть очень глубокое залегание зачатка или его недоразвитость, и поэтому он не может вытолкнуть молочный зуб. Молочные зубы, которые не сменились на постоянные, называют остаточными или персистентными. Что с этим делать? С этой проблемой надо обращаться к стоматологу. Если выпадение молочных зубов у детей было не полным, и к 16-17 годам у ребенка остались молочные зубы – обращайтесь к специалисту клиники «Уткинзуб». Только после тщательного обследования доктор решит – оставить зуб, если под ним нет зачатка постоянного, или удалить — при наличии зачатка, с параллельной стимуляцией роста постоянного зуба.

Более важным является знать причины этой патологии. Это может быть наследственность, травмы или воспалительные заболевания костей челюсти, нарушения работы гормональной системы, в частности, щитовидной железы. А одна из самых распространенных причин – не вылеченные вовремя воспаления в молочных зубах – пульпиты и периодонтиты. Болезнь распространяется на зачаток постоянного зуба и разрушает его еще в челюсти. Именно по этой причине мы постоянно обращаем внимание родителей на необходимость тщательного ухода за молочными зубами («Уход за молочными зубами») и своевременного лечения кариеса и других заболеваний.

К сожалению случаи, когда у пациента от рождения не хватает зубов, наблюдаются достаточно часто. В медицине этому явлению соответствует термин первичная частичная адентия.

Слово "адентия" означает в дословном переводе с греческого "нет зуба". Слово "первичная" означает, что такое отсутствие зуба врожденное. Частичная адентия - означает, что не хватает нескольких зубов.

Пациентам нет смысла задаваться вопросом в чем причина адентии. Причины такой проблемы находятся в особенностях внутриутробного развития, то есть проблема зависит от того как проходила закладка органов и систем в период беременности. Профилактикой должны быть заинтересованы женщины планирующие беременность. Профилактические мероприятия адентии ребенка совпадают с мероприятиями направленными на благоприятное течение беременности. В период обращение с ребенком к врачу-ортодонту уже нельзя повлиять на количество зачатков постоянных зубов.

Как обнаружить адентию зубов?

В большинстве случаев родители начинают беспокоиться по поводу адентии в тот момент, когда задерживается смена постоянных зубов. Иногда адентия обнаруживается на приеме у стоматолога или профилактических осмотрах. В случае подозрения на "адентию зубов" стоит обратиться к врачу-ортодонту. Если доктор ортодонт подтверждает беспокойство и диагностирует задержку прорезывания постоянных зубов, то проводится рентгенологическое исследование. Лучше выполнить панорамный рентгеновский снимок.

Стоит ли всем пациентам бежать и делать снимок? Если нарушены сроки прорезывания постоянных зубов, то беспокоиться стоит.

Таблица. Сроки прорезывания постоянных зубов.

Центральный резец

Боковой резец

Первый премоляр

Второй премоляр

Первый моляр

Второй моляр

Клинический пример частичной адентии

В период сменного прикуса легко запутаться: какие зубы у пациента постоянные, какие молочные, а каких зачатков зубов нет... Чтобы легче разобраться в ситуации рассмотрим сразу три фото: 1. Вид спереди; 2. панорамный снимок; 3. вид зубного ряда.

На фото постоянные зубы обозначены черными числами, молочные - красными.

У пациента нет бокового резца верхней челюсти справа - это зуб 12. На месте зуба 12 прорезался постоянный клык - зуб 13. Так как зуб 13 прорезался не на своем месте, а на месте резца, то молочный клык правой стороны сохраняет корень и будет устойчивым еще много лет - зуб 53.

Боковой резец верхней челюсти слева имеет рудиментарную форму, у него уменьшенная коронковая часть. Есть и аномалии положения зубов. Так постоянный клык 23 занимает небное положение, а его место занимает молочный зуб 63.

Что делать, если нет коренных зубов?

На левой стороне все однозначно - это стандарт для ортодонтии. Зуб 63 удаляется, и зуб 23 устанавливается на свое законное место.
На правой стороне все не так однозначно. В большинстве случаев врожденной адентии зубов есть два варианта лечения: правильный и компромиссный. Рассмотрим на примере нашего пациента, что означает правильный вариант и что такое компромиссный.

Верный вариант лечения адентии:

Зуб 53 удаляется и 13 зуб устанавливают вместо него, ведь это его законное место. После этого пространство бокового резца, несуществующего зуба, должно быть протезировано.

Положительно в этом плане то, что клык, занимая свою позицию, и отлично выполняет свои функции окклюзии и артикуляции (то, что называется функцией).

Отрицательно то, что пациенты озадачены вопросом как же протезировать боковой резец? Имплантация может применяться только после 18 лет. На консультациях у врача-имплантолога не дают предварительных прогнозов: говорят сначала лечите, а в 18 лет решим.
Такая неопределенность пугает родителей ребенка...

Компромиссный вариант лечения адентии:

В таком случае 13 зуб сохраняют в неверной позиции и он будет выполнять функции бокового резца. Это не идеально, если зуб выполняет не свою функцию и это первый недостаток.
Также есть и эстетическая проблема. Клык не похож на резец и для хорошей эстетики сложно его трансформировать по форме даже при помощи коронки. Это второй недостаток.

Функцию клыка будет выполнять молочный клык. Это третий недостаток, ведь молочный зуб может стоять долго, но не всю жизнь.
Почему же этот вариант выбирают родители?
Во-первых , они выбирают консервативный путь. А это максимально простой вариант ортодонтии и нет необходимости проводить хирургическое лечение.
Во-вторых , как мне кажется, они желают законсервировать решение проблемы на длительный период. А молочный зуб действительно может "простоять" очень долго. Мне приходилось сталкиваться со случаями когда молочный клык сохранял устойчивость до 40 лет.

Фото до и после лечения адентии зубов

В нашем случае родители подростка выбрали компромиссный вариант. Зуб 13 (клык) будет располагаться на месте бокового резца (зуб 12). А на месте клыка будет оставаться молочный клык.

В случаях лечения адентии зубов ортодонтическое лечение является лишь первым, подготовительным к протезированию этапом. Поэтому после лечения брекетами зубы не имеют идеальной анатомической формы. Задачей ортодонта является придание зубам правильной позиции и выстраивание функциональных взаимоотношений антагонистов.
Далее надо с помощью реставрационной стоматологии придать клыку на правой стороне форму бокового резца.

Адентией в медицине называют врожденное отсутствие как временных, так и постоянных зубов либо даже отсутствие их зачатков. Сегодня стоматологи различают адентию не только частичную (состояние, когда отсутствуют лишь некоторые зубы) но так же и полную (состояние при котором полностью отсутствуют абсолютно все зубы).

Заметим что полная адентия на сегодняшний день (согласно данным статистики) встречается крайне редко. Логично предположить, что и этиология данной патологии недостаточно выяснена медиками. Тем не менее, ученые предполагают, что в наибольшей степени могут быть ответственны за подобные патологические проявления некоторые нарушения в развитии так называемого эктодермального зубного зародышевого листка.

Считается что именно из такого зародышевого листка впоследствии образуются (или не образуются, если он недоразвит) полноценные зубные зачатки. Кроме того не последнюю роль в развитии данной патологии могут играть некоторые эндокринные нарушения, либо же конкретная наследственность.

Помимо этого часть практикующих медиков считают, что предположительно это патологическое состояние может возникать из-за так называемого рассасывания фолликула, что может происходить как под влиянием общих, так и под влиянием конкретных токсических заболеваний.

Иногда данное состояние может возникать в результате негативного воздействия на организм определенных воспалительных процессов в ротовой полости либо как результат развития осложнений тех или иных заболеваний молочных зубов.

Определенная часть медиков усматривают как причины развития адентии упомянутые аномалии в формировании зачатков зубов, что может происходить в связи с теми или иными эндокринопатиями либо опять же в связи с наследственным предрасположением конкретного пациента.

Симптомы

Довольно часто адентия может сочетаться с такими несущественными стоматологическими нарушениями, как скажем диастема, либо же смещение зубов, возможно не совсем правильная форма таковых, некоторое снижение прикуса, либо же травматическая перегрузка строго отдельных зубов либо же их конкретных групп. Так же адентия часто сопровождается с пониженной эффективностью жевания, либо же нечетким произношением определенных звуков речи.

И даже временные зубы во время развития адентии появляющиеся до постоянных (причем чаще всего именно клыки либо вторые моляры) так же могут существенно задержаться непосредственно в зубных рядах. Причем иногда даже на срок до сорока или же сорока пяти лет.

Основной симптоматикой адентии, конечно же, называют врожденное отсутствие вплоть до десяти постоянных зубов пациента (как правило, речь идет о клыках верхней челюсти, о вторых премолярах, и о третьих молярах) что часто относится к так называемой физиологической редукции.

Несколько реже у больного могут отсутствовать даже более чем десять постоянных зубов либо же их зачатков, что, несомненно, может сочетаться с некоторым нарушением развития иных производных эктодермы. Скажем с нарушением развития кожи, либо потовых или сальных желез.

Часто адентия, может быть характерна для ангидротической или эктодермальной форм дисплазии. Кроме того при адентии может наблюдаться измененное положение всей верхней челюсти, скажем некоторое уменьшение длины базиса таковой. Часто может наблюдаться изменение высоты всей нижней части человеческого лица.

Естественно, что с увеличением количества полностью отсутствующих зубов всякая выраженность подобных нарушений (симптоматики) может существенно усиливаться.

По своей симптоматике принято различать врожденную первичную либо же приобретенную вторичную адентию. А вот по количеству патологически отсутствующих зубов медики различают частичную и полную адентию.

Как правило, адентия вторичной формы может образоваться после предварительного удаления (либо даже выпадения) зубов непосредственно в прикусе молочных либо уже постоянных зубов скажем в связи с развитием кариеса, в связи с одонтогенными воспалительным процессами, в связи с операциями по поводу развития опухоли либо иных причин.

Вторичная адентия постоянных зубов, с полным отсутствием таковых отличается с тем, что нижняя челюсть таких пациентов имеет возможность в значительной степени приближаться непосредственно к носу. При этом мягкие ткани, так называемой приротовой области, могут западать, образуя довольно много морщин (происходит раннее старение кожных покровов).

Более того все мышцы приротовой области могут быть вялыми, и даже атрофичными. Естественно, что редукция челюстей из-за потери зубов будет значительна. При этом в первую очередь могут существенно атрофироваться альвеолярные отростки, после чего даже тело всей челюсти. Кроме того на беззубых челюстях вполне могут наблюдаться костные безболезненные (тупого вида) выступы-экзостозы либо же острые и даже очень болезненные опять же костные выступы – это своеобразные края лунок самих зубов или даже частей челюсти.

Вторичная частичная форма адентии в большинстве случае характеризуется нарушением самой целостности полноценных зубных рядов, что может быть обусловлено гибелью ранее прорезавшихся и уже сформированных молочных, а затем и некоторых постоянных зубов.

Если такой вид адентии осложняется стертостью простых твердых тканей наших зубов либо гиперестезией на ранних стадиях проблемы пациенты могут наблюдать оскомину от любых химических раздражителей. К сожалению, на поздних стадиях такой формы адентии больные жалуются на выраженную болевую чувствительность всех твердых тканей пораженных зубов даже при прикосновении к таковым инструментами, и даже при смыкании рядов (зубных).

Диагностика

Как правило, такой диагноз как адентия легко можно ставить на основании как простого клинического, так и специфического рентгенологического обследования имеющихся зубных рядов, обеих челюстей.

Иногда может так же требоваться рентгенография лицевого скелета. Обязательно для установления диагноза адентии следует учитывать анамнестические данные, и детально изучать диагностические модели конкретных челюстей.

Профилактика

Лечение

Сегодня принято считать, что при первичном планировании любых имеется в виду ортодонтических мероприятий направленных на устранение такого явления как адентия, обусловленная врожденным отсутствием, скажем, верхних боковых резцов, первично необходимо оценить имеющееся расположение осей самих центральных резцов. Кроме того не мене важна оценка зачатков самих коронок строго постоянных клыков.

Среди основных методик лечения так называемой первичной адентии принято называть такую методу как преортодонтический трейнер, которые подбирается согласно возрасту пациента. И, конечно же, полноценный диспансерный учет больного.

Если говорить о частичной первичной адентии развивающейся в период становления постоянного прикуса, то ее лечение в столь юном (детском) возрасте обычно бывает направлено исключительно на стимуляцию последующего (правильного) прорезывания остальных зубов. Кроме того подобное лечение направляется еще и на профилактику возможных деформаций.

А вот после прорезывания семи постоянных зубов, медики могут говорить о некотором замещении патологически отсутствующих зубов. В большинстве случаев такому лечению должна предшествовать полноценная ортодонтическая предварительная подготовка, после которой будет следовать восстановление в зубном ряду отсутствующего зуба.

Среди методов восстановления принято называть:

  • Полноценную имплантацию отсутствующего зуба.
  • Изготовление так называемого адгезивного моста.
  • Обычное протезирование при помощи использования металлокерамических коронок, специальных вкладок, либо же коронок изготовленных на оксиде циркония. Надо заметить, что данная модель лечения может быть применима, когда дефект имеющегося зубного ряда строго односторонний (скажем, отсутствует только один зуб с одной стороны).

Говорим о методиках лечения, так называемой, вторичной (полной) адентии. Основные принципы лечения таких больных подразумевают практически одновременное решение ряда сложных задач.

Во-первых, речь идет о восстановлении достаточной (минимально достаточной) функциональной способности всей зубочелюстной системы. Во-вторых, о полном и своевременном предупреждении развития определенных патологических процессов либо явных осложнений заболевания. В-третьих, о некотором повышении качества жизни таких пациентов.

Выбирая методику лечения таких больных не менее важно попытаться полностью устранить возможные негативные психические или эмоциональные последствия, связанные с полным и длительным отсутствием зубов.

Считается, что изготовление протезов будет совершенно не показано, в том случае если ранее имеющийся протез вполне функционален либо если функцию такового можно легко восстановить. Первичное же изготовление протеза обычно включает:

  • Полное и детальное обследование,
  • Полноценное планирование изготовления.
  • Важный момент – подготовку самого пациента к последующему протезированию.
  • Ряд мероприятий по изготовлению и последующей фиксации готового протеза.
  • Полное устранение недостатков протеза и контроль над его функциональностью.

Очень важно в данном случае полноценное инструктирование и даже обучение больного тому, как следует правильно ухаживать за изготовленным протезом, да и за всей полостью рта. При таком лечении врач-стоматолог и ортопед обязан максимально точно определять особенности данного протезирования, что зависит от конкретного анатомического, физиологического, а так же патологического и даже гигиенического состояния конкретной зубочелюстной системы.

Всегда при выборе в одинаково эффективных видах протезов доктор должен руководствоваться исключительно показателями экономичности для пациента. В тех случаях, когда бывает невозможно своевременно завершить начатое лечение, бывает показано использование так называемых иммедиат протезов, в особенности это важно для предупреждения скорого развития патологии так называемого височно-нижнечелюстного сустава.

Обычно в лечении разрешается применение только тех материалов и сплавов, которые абсолютно безопасны для пациента и которые были допущены к подобному применению. Все материалы должны быть предварительно клинически апробированными, а их безопасность должна быть доказана и соответственно подтверждена значительным клиническим опытом.

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы , а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин , пульпа , цемент , окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт ).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков ; III стадияобразование зубов .

I стадия : на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis) , врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis) . К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis) , который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Рис. 2.

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа , а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток , дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки . Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины , формирующие стенки зубных альвеол.

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин , эмаль и пульпа зуба . Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой , и внутренний, околопулъпарный , слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Рис. 5.

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis) , состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного . Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты , которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту . Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба .

Рис. 6.

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Рис. 7.

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали , эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия ), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия ).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии .

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма - все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый - период молочных зубов, второй - смены зубов, третий - постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Ретенция - задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной - зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия - отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные - арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров - к 4 годам и группа клыков - к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки - физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон - с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров - к 12 годам, клыков - к 13 годам, вторых моляров - к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.