Твердая пища для детей: когда и как можно давать.

Как добавить рецепт

Делиться своими рецептами в «Кулинарном клубе Valio» очень просто – нужно только заполнить короткую форму. Перед заполнением ознакомьтесь с простыми правилами оформления рецептов.

Название рецепта

Название вашего рецепта должно быть уникальным. Заранее проверьте в поиске сайта, использовалось ли уже ваше название. Если вы находите 100% сходство – проявите фантазию и переформулируйте свое название. Например, вместо названия «Борщ» напишите «Русский борщ» или «Борщ с грибами». Ориентируетесь в своем названии на тип блюда и его ингредиенты. Название должно быть понятным и по возможности коротким.

Краткий анонс

В этой графе вы можете рассказать другим пользователям почему публикуете именно этот рецепт или в чем его особенность/исключительность.

Время приготовления

Укажите общее время приготовления блюда (без учета ожидания).

На конкурс

Если в настоящий момент мы проводим конкурс рецептов и вы хотите, чтобы ваш рецепт участвовал в нем, поставьте галочку. Ингредиенты Valio

Если в своих рецептах вы используете продукты Valio, уточните какие и в какой пропорции. Наш каталог поможет вам быстро найти нужный ингредиент. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Если вы использовали молочные продукты других производителей, попробуйте найти альтернативные продукты в линейке продукции Valio и укажите их.

Другие ингредиенты

Введите в этом поле все оставшиеся ингредиенты из вашего рецепта по очереди, от самого важного продукта к второстепенному. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Не забудьте указать необходимую дозировку. Не отчаивайтесь, если не смогли найти нужный продукт в нашем кулинарном каталоге. Вы можете сами «добавить свой продукт» в наш каталог, нажав на соответствующий линк. Убедитесь, пожалуйста, заранее, что необходимый продукт отсутствует. Вспомните о различиях в названиях, например, «помидор» и «томат».

Как готовить

Это поле предназначено для самого рецепта. Постарайтесь описать рецепт пошагово, отделяя каждый шаг клавишей «Enter». Наш кулинарный клуб приветствует уникальность в текстах. Рецепты, скопированные с других источников, не пройдут модерацию. Когда подавать?

Чтобы пользователи узнали о вас чуть больше, заполните о себе краткую анкету, если вы не заполнили её ранее.

Перед публикацией рецепта воспользуйтесь клавишей «Предпросмотр», чтобы убедиться, что все поля заполнены и нет ошибок.

«Кулинарный клуб Valio» оставляет за собой право модерации рецептов перед загрузкой их на сайт. Заполнив форму, вы соглашаетесь с тем, что ваш рецепт будет рассмотрен модератором и только после его проверки на соответствия правилам заполнения отобразится на сайте. Модератор также имеет право вносить свои коррективы в рецепты в том случае, если они написаны с грамматическими или стилистическими ошибками, а также в случае необходимости любого смыслового корректирования текста или изображений. Рецепты, скопированные с других сайтов, модерацию не проходят.

Спасибо за ваш рецепт!

Полвека назад в рацион ребенка твердую пищу вводили только после года. В настоящее время врачи считают, что введение твердой пищи в рацион ребенка должно происходить гораздо раньше. Рекомендуется добавлять твердую пищу уже в возрасте до года, так как в ней содержится железо, которое в дефиците в молоке. Однако слишком рано вводить твердую пищу в рацион не следует, все зависит от аппетита ребенка, на что обращает внимание врач.

Не существует жестких правил, предписывающих давать ребенку твердую пищу в определенном возрасте. Раньше было принято начинать твердый прикорм после года, но сейчас допускается более раннее добавление. Дети обычно не отказываются от твердой пищи, даже если им всего несколько месяцев. Введение твердого прикорма после года может быть затруднено, так как ребенку тяжелее воспринимать новый вид пищи. С возрастом ребенок относится к новой еде более осторожно и не так охотно начинает ее есть. К тому же такие добавки бывают полезны, чтобы обеспечить детский организм необходимыми микроэлементами, например, железом.

Слишком рано приучать ребенка к твердому прикорму не стоит. До четырех месяцев молоко содержит все, что нужно ему для развития, а пищеварительная система может не справиться с другой едой. Содержащиеся в прикорме вещества могут и не усвоиться и просто выйти с калом. Особенно не стоит приучать ребенка к твердой пищи очень рано, если у его родителей наблюдается аллергическая реакция на какие-нибудь продукты. Склонность к аллергии передается по наследству и может проявиться в виде реакции на новый продукт.

Чтобы решить, готов ли ребенок к твердой пище, нужно проследить за состоянием его пищеварительной системы. Не последним фактором будет и степень насыщения ребенка молоком. Если ему уже исполнилось полгода и он не насыщается одним молоком, ему можно давать твердый прикорм. Если малыш находится на искусственном вскармливании и страдает , то переход к твердой пище нужно отложить. Слишком раннее начало твердого прикорма еще больше ухудшит проблемы органов пищеварения. И тем более не нужно стремиться начинать давать твердый прикорм только потому, что его уже дают другим детям этого возраста.

Многие мамы не могут решить, давать прикорм до молока или после него. Так как дети больше привыкли к молоку или смеси, лучше в начале дать именно их, а уже потом предложить новую еду. Когда ребенок привыкнет к прикорму, можно давать его в середине кормления, а потом постепенно давать до молока. Практически все дети легко переходят на схему, по которой они сначала получают твердую пищу, а уже потом молоко.

Чтобы выбрать ложку для ребенка, нужно учесть ее глубину и ширину. Обычные ложки для взрослых слишком большие для маленького ротика малыша. Лучше давать ему еду с кофейной ложечки или даже с деревянной палочки. Такие палочки продаются в аптеках и используются для осмотра врача. Вид твердого прикорма, который вводится первым, может быть любым. Но обычно первой твердой пищей для детей становится каша. Многие дети не хотят есть кашу, потому что им не нравится их вкус. В этом случае лучше всего приготовить несколько видов каш, чтобы ребенок мог выбрать такую, какую он будет есть с удовольствием.

Вводить твердый прикорм нужно постепенно. Для начала хватит и маленькой ложечки за раз, или даже меньше. Увеличивать порцию нужно понемногу, чтобы ребенок привык ко вкусу и консистенции новой еды. Не нужно торопиться, можно давать по маленькой ложечке прикорма в течение нескольких дней. Когда вы в первый раз дадите малышу прикорм, он удивиться и не сможет справиться с ложечкой еды. Если у него нет опыта, он просто не сможет проглотить кашу или другую еду. Поэтому первая ложка может просто вывалиться изо рта. Еще долго вы будете видеть, как еда находится не во рту ребенка, а на его подбородке и груди. Нужно немного потерпеть, пока ребенок не привыкнет к новому вкусу и не научится справляться с твердой едой.

Если в семье принято есть пудинги, то можно их тоже давать ребенку. Специально для малыша готовит пудинг не стоит, в нем нет новых микроэлементов, а процесс приготовления пудинга занимает много времени. Но есть некоторые случаи, когда пудинг становится важным блюдом в рационе ребенка. это происходит, если ребенок стал отказываться от молока. Тогда можно приготовить ему молочный пудинг, который будет содержать необходимую норму молока. Также это может быть хорошим вариантом для детей, которые очень разборчивы в еде и не едят одного блюда больше, чем пару ложек. Для детей, которые не любят кашу, можно тоже готовить пудинги.

Самое большое достоинство пудинга – его состав. Входящие в него молоко, творог и сливки, а также крахмал полезны для ребенка. добавление желатина не играет отрицательной роли, а вот фрукты в пудинге очень полезны для малыша. Иногда встречаются готовые пудинги для детей. Если же вы покупаете пудинг для всех, то не нужно давать ребенку очень сладкие виды, это для него вредно. Если в рацион ребенка входят фрукты, если он не отказывается от молока, если он не выглядит голодным, то без пудинга можно прекрасно обойтись. Даже если вы приготовили пудинг для всей семьи, не обязательно давать его ребенку, если он слишком сладкий, а ребенок съедает достаточно фруктов.

Можно кормить ребенка картофелем. Если ребенок хорошо его ест, то можно вместо каши на ужин приготовить картофель. В нем есть и крахмал, и немного железа, и минеральные соли, и даже витамин С. Дети, которые любят картофель, могут есть его и на обед. Для ребенка картофель варят или запекают. В первый раз кормить ребенка картофелем нужно, когда он старше полугода. Лучше всего вводить картофель, если вы питаетесь три раза в день, а не четыре. Так как картофель очень сытный, ребенку легче выдержать перерыв между обедом и ужином, потому что в этом овоще много крахмала и калорий.

Но картофель некоторым детям есть трудно. Он достаточно вязкий, и его бывает тяжело проглотить. Именно поэтому в картофель нужно обязательно добавлять молоко, а затем хорошенько его толочь. Давать картофель нужно очень маленькими порциями на ложечке, чтобы малыш не подавился. Можно его немного подсолить. Как и к любой другой новой еде, к картофелю ребенок должен привыкнуть. Если он протестует против этого блюда или сильно давится, то отложите введение картофеля в рацион. Возможно, через несколько недель ребенок лучше справится с новым блюдом.

Детям, которые хорошо набирают вес или даже весят сверх нормы, есть картофель не стоит. Им больше подойдет меню из овощей, молока, мяса и фруктов. Все полезные вещества есть в этих продуктах, а картофель содержит их в малом количестве. Можно иногда давать не картофель, а макаронные изделия или рис. Их нужно хорошо протереть, используя сито, а потом размять вилкой.

Как кормить ребенка после девяти месяцев?

Обычно в руки детей дают сухарик или поджаренный хлеб. Его удобно держать и обсасывать. К тому же те дети, у которых режутся зубы, получают возможность почесать свои десны, и это приносит им удовольствие. Ребенок не может откусить от твердого сухаря, но слюна размягчает его, и немного крошек остается во рту. То, что ребенок не проглотил, вываливается изо рта на его одежду и на пол.

После девяти месяцев не обязательно делать из пюре, можно просто размять еду вилкой. Маленькие мягкие кусочки овощей пригодны для того, чтобы ребенок сам взял их ручками и положил в рот. Он справится с такими кусочками и начнет их жевать.

Но все же полноценно жевать еду ребенок не может, ведь у него до полугода нет зубов вообще, а к году вырастают лишь шесть передних зубов. Ими пережевать твердые куски еду нельзя, поэтому придется для жевания подождать появления коренных зубов. Однако можно к году приучать ребенка есть пищу не в пюре, а кусочками. Если все время предлагать ему только пюре, ему тяжелее будет привыкнуть к другой консистенции пищи. Даже если у него пока мало зубов, мягкие небольшие кусочки отварных овощей вполне ему по силам. Он может перетирать их деснами, помогая языком.

Есть дети, которые отказываются брать кусочки еды и требуют протертой еды. Они давятся и не справляются с кусками, потому что еще не готовы или просто не хотят есть. Торопиться не стоит. Если вы хотите начать давать ребенку еду кусочками, то переход к этой консистенции должен быть медленным и разумным. Кусочки для начала следует примять вилочкой, а потом постепенно разминать их все меньше. Нельзя давать ребенку сразу несколько кусков пищи за один раз. Пусть он сам возьмет понравившийся ему кусочек и положит в рот руками. Так процесс еды будет ему приятней. Если вы насильно попробуете затолкать в рот малыша несколько кусков, то он будет еще долго отказываться от такой еды.

В первый раз предлагать куски нужно после девяти месяцев. Измельчите отварные овощи, которые вы приготовили для ребенка или для всей семьи. Есть в продаже и уже нарезанные овощи для маленьких детей. В день нужно предлагать только несколько кусочков. Вся остальная еда должна быть прежней консистенции. Давать кусочки мясо не нужно. Их трудно жевать и невозможно проглотить. Мясо в кусочках не подходит маленьким детям, лучше продолжать протирать его через сито. Если вы все же будете давать кусочки мяса, и ребенок не справится с ними, он может отказаться от мяса вообще, а это нежелательно.

Годовалый ребенок должен получать в своем рационе несколько видов продуктов. Утром его нужно кормить кашей, яйцами, молоком и тостами. В обед ему можно дать овощи маленькими кусочками, картофель или макаронные изделия, мясное пюре или немного рыбы, фрукты и молоко. Вечером ребенок должен съесть кашу с фруктами и выпить молоко.

В перерывах между приемами пищи ребенку нужно давать сок из фруктов. Хлебные изделия можно давать и во время пищи, и между обедом и ужином. Можно на хлеб намазать немного масла или небольшое количество маргарина. Вместо фруктов иногда можно давать пудинги. Все фрукты, кроме банана, груши, яблока и авокадо необходимо варить. Как вы видите, ребенок в год имеет почти такой же рацион, как и взрослый человек.

Вопрос: Есть ли правило кормления детей разных возрастов? Я опасаюсь давать моей 14-месячной дочери твердую пищу, чтобы она не подавилась. Но ведь она должна знать разные вкусы. Что подходит для ее возраста?

Ответ: Когда, какую и в каком количестве давать еду зависит от конкретного ребенка.

Вот основные правила:

6-9 месяцев. До шести месяцев ребенку редко требуется твердая пища. Однако некоторые дети любят экспериментировать с различными продуктами с четырех месяцев. Иногда с четырех до шести месяцев ребенок проявляет интерес к следующим действиям: он тянется или хватает еду с вашей тарелки или широко открывает рот, глядя, как вы едите. Он даже может схватить вашу ложку или потянуться за ней. Вероятно, он всего лишь хочет с ней поиграть, а не обязательно есть. Если вам кажется, что ребенок готов к тому, чтобы попробовать новое, начните с размятого банана на кончике пальца (его структура и вкус близки материнскому молоку и смеси). Если пробная доза банана возвращена вам с неодобрительной гримасой, подождите пару недель и попробуйте снова. Если вкус банана встречен улыбкой, можно постепенно увеличивать количество и переходить к рисовой каше. Примерно раз в неделю увеличивайте количество и ассортимент еды. Попробуйте, например, сладкий картофель, морковь, тыкву, груши, яблочное пюре, картофельное пюре, авокадо, персики, сливы, перловую кашу, печенье для малышей.

9-12 месяцев. В этом возрасте давайте больше таких продуктов, которые тают во рту рисовое печенье, мучные изделия (для начала не из пшеницы), тофу и йогурт. Введите в рацион новые фрукты и овощи, такие как горошек, тушеные бобы, абрикосы, а также яичный желток. Можно ввести еще нежирное мясо - молодую баранину, телятину, птицу.

1-2 года. Теперь можно давать цельное молоко, целое яйцо, пшеничные изделия, рыбу (например, тунец или лосось), булочки (бублики), дыню, манго, киви шпинат, брокколи и все крупяные каши и зерновой крекер. Дети от 18 месяцев до двух лет очень любят авокадо и йогурт.

Помните, ваша задача - познакомить ребенка с разнообразными консистенциями и вкусами, а не накормить его до отвала при каждом приеме пищи. Лучше вводить новую еду маленькими порциями. У малышей крошечные желудки - опасайтесь давать большие порции незнакомой еды, пока ребенок не привыкнет к ее вкусу и вы не убедитесь, что кишечник хорошо реагирует на нее.

Чтобы ребенок не подавился, избегайте следующих продуктов:

Леденцы и карамель

Нарезанные поперек сосиски (режьте их полосами вдоль)

Вишни с косточками

Виноград

Поп-корн

Сырые яблоки, морковь, груши и зеленые бобы.

Во избежание опасности следуйте также этим правилам:

Будьте осторожны с большими комками еды, размером с шарик для гольфа, такими как белый хлеб или ореховое масло.

Не давайте ребенку кусочков величиной с диаметр его дыхательного горла, например нарезанных поперек сосисок или мяса.

Приучите ребенка сидеть во время еды, а не бегать по дому, держа в руках кусок.

Нарезайте яблоки, виноград и груши полосками.

До трех лет давайте малышу вареные фрукты и овощи. Между двумя и тремя годами ребенок научится пережевывать и глотать пищу, не опасаясь подавиться. Но и в три года лучше не давать ему набивать рот большим количеством измельченной еды.

Одна из главных целей детского питания - сформировать вкусовые привычки, предлагая разнообразные по вкусу и консистенции продукты и делая это изобретательно.

Прикорм – переходный этап от молочного питания к взрослой еде. Нужно ли торопиться и можно ли опоздать с введением твердой пищи ? И как понять, что ребенок готов к переходу на новый тип детского питания ?

В первые месяцы после рождения ребенок питается только грудным молоком или адаптированной смесью. Органы и системы малыша еще настолько незрелы, что не готовы принять и усвоить другую пищу. Кроме того, в этот период у младенцев очень выражены врожденные рефлексы – сосательный и защитный рефлекс «выталкивания», при котором язык автоматически выталкивает изо рта все посторонние предметы, в том числе и кусочки еды.

По мере роста и развития ребенка функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем маленького организма возрастает, малютка начинает активно двигаться, и чисто молочное питание уже не может обеспечить его потребности в питательных веществах и энергии. Примерно к 4–6 месяцам жизни малыша возникает необходимость в дополнительных продуктах детского питания с большей плотностью и пищевой ценностью. Начинается важный этап в жизни крохи, конечной целью которого является перевод его на «взрослую» пищу с общего стола.

Твердая пища

Введение твердой пищи обусловлено не только возрастающими потребностями ребенка в питательных веществах и калориях. При постепенном переходе на более густую и плотную еду происходит «тренировка» и дальнейшее развитие пищеварительной системы ребенка , его жевательного аппарата, стимуляция моторной функции кишечника, формируются вкусовые предпочтения и привычки. В этот период кроха должен освоить важные навыки: кусания, жевания, продвижения и глотания плотного пищевого комка.

Примерно к 6 месяцам развитие нервной системы ребенка позволяет ему координировать движения языка с глотательными движениями, чтобы проглотить твердый кусочек. В течение нескольких последующих месяцев этот навык совершенствуется, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности. Хотя жевательных зубов у грудничка еще нет, он учится совершать жевательные движения, размельчая и перемешивая пищу при помощи языка и десен. Если обучение этим навыкам не происходит своевременно (в промежутке между 6 и 10 месяцами), в дальнейшем, при попытке ввести в рацион более плотную по консистенции пищу, ребенок может начать давиться предложенной едой, вплоть до возникновения рвоты, и надолго отказаться от пережевывания и глотания твердой пищи. Как следствие, у ребенка может сформироваться приверженность к жидкому и пюреобразному детскому питанию и привередливость в еде. Отсутствие умения хорошо пережевывать пищу также приводит к появлению проблем с пищеварением в будущем. Кроме того, несвоевременное приобретение навыка жевания становится причиной слабости речевого аппарата и тормозит развитие речи ребенка. Логопеды утверждают, что люди, разговаривающие с «кашей во рту», в свое время не научились правильно жевать. Вот почему очень важно, чтобы по мере физиологического созревания органов и систем маленького организма постепенно изменялась структура и консистенция пищи.

Консистенция продуктов и блюд для ребенка может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой, и по мере роста малыша должна меняться от однородной жидкой до густой и твердой. Изменяться также должна и структура пищи – от гомогенной до пюреобразной, протертой, а затем мелко-, средне- и крупноизмельченной.

Обучение потреблению более густой и плотной детской пищи можно условно разделить на несколько этапов, в зависимости от возраста и степени зрелости ребенка.

Питание ребенка: 4-6 месяцев

Современные научные исследования и накопленный практический опыт позволяют сделать вывод, что физиологическая готовность к приему ребенком пищи , отличной от материнского молока (адаптированной смеси), появляется примерно в возрасте от 4 до 6 месяцев. Только к 4 месяцам пищеварительный тракт ребенка становится более зрелым, возрастает активность ряда пищеварительных ферментов, формируется достаточный уровень местного иммунитета. Развитие нервной системы обеспечивает малышу возможность продвигать и проглатывать более густые виды пищи, угасает рефлекс «выталкивания», появляется готовность к жеванию, формируется эмоциональная реакция на чувство голода и насыщения (целенаправленные движения головой и руками, показывающие отношение ребенка к приему пищи).

Попытки родителей накормить ребенка из ложки до 4 месяцев необоснованны и нежелательны, они могут приводить к нарушениям пищеварения (срыгиванию, рвоте, разжижению и учащению стула или, наоборот, к запорам), развитию пищевой аллергии и даже попаданию частичек пищи в дыхательные пути. Такие попытки чаще всего вызывают протест со стороны крохи, он выплевывает пищу, давится ею, отталкивает ложку. Кроме того, раннее введение прикорма может уменьшить количество молока у кормящей мамы вследствие снижения частоты и активности сосания грудничком маминой груди.

Детские блюда , с которых начинается знакомство малыша с новой пищей, должны иметь гомогенную (однородную, без комочков) полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании.

В соответствии с последними рекомендациями по организации прикорма первым в рацион ребенка вводится однокомпонентное овощное пюре из зеленых или белых овощей (кабачка, брокколи, цветной капусты), а затем – молочная каша из безглютеновых злаков (риса, гречи, кукурузы). Для получения гомогенной консистенции овощного пюре в домашних условиях овощи отваривают в воде или на пару и далее измельчают в блендере на высокой скорости, с добавлением небольшого количества овощного отвара, или дважды протирают через мелкое сито. Можно также использовать «баночные» пюре промышленного производства со степенью измельчения, соответствующей возрасту маленького едока.

При введении прикорма в виде каши удобнее всего использовать готовые детские каши промышленного производства, которые просто растворяют в воде, грудном молоке или детской смеси. Для приготовления домашних каш крупу перемалывают в кофемолке до состояния муки и отваривают на воде с добавлением грудного молока (адаптированной смеси) или предварительно разваренную цельную крупу измельчают в блендере до однородной консистенции (можно протереть ее через сито). Вначале готовят 5?%-ную полужидкую кашу (примерно 5 г крупы на 100 мл жидкости), затем, через 2–4 недели, переходят на более густую 10?%-ную кашу (примерно 10 г крупы на 100 мл жидкости).

Питание ребенка: 7–9 месяцев

В этот период ребенок начинает активно интересоваться едой, охотно открывает рот при кормлении, умеет снимать пищу с ложки верхней губой и учится жевать. Кроме того, это время активного прорезывания зубов – карапуз тянет в рот все предметы, попадающие ему в ручки, чтобы «почесать» набухшие десны. А значит, пора предлагать маленькому едоку пищу более густой пюреобразной консистенции, постепенно вводя в его рацион овощные блюда с мелкими мягкими, неволокнистыми кусочками (не более 2–3 мм). Овощи для ребенка можно измельчать в блендере на низкой скорости или один раз протереть через сито.

С 8–9 месяцев в дневной рацион ребенка можно включать в небольших количествах протертые овощные супы. Каши готовятся более густые из среднеизмельченной крупы.

Также с 8–9 месяцев в ежедневный рацион ребенка вводят мясо. Начинать знакомство с этим продуктом лучше в виде гомогенизированного пюре, для этого отварное мясо дважды пропускают через мясорубку, а затем взбивают в блендере с небольшим количеством овощного отвара или пропускают через сито. После того как данная консистенция будет ребенком успешна освоена, примерно к 9 месяцам можно переходить на меньшую степень измельчения мясного пюре, с небольшими кусочками (не более 2–3 мм), для этого достаточно дважды пропустить отварное мясо через мясорубку или измельчить в блендере до нужного состояния.

Рекомендуется также использовать овощные и мясные консервы промышленного производства с маркировкой, соответствующей возрасту ребенка, так как для «баночек» строго соблюдается принцип соответствия степени измельчения продуктов возрасту ребенка (при этом необходимо знать, что на этикетке «баночного» питания указывается минимальный возраст, с которого можно вводить данный продукт).

Примерно к 7 месяцам ребенок осваивает навык «ладонного захвата» и способен удерживать твердую пищу в руке. Начиная с этого момента можно давать малышу помусолить специальное детское печенье, сухарик белого хлеба или сушку без добавок.

С 8 месяцев разрешается давать пшеничный хлеб. Эти продукты производятся из пшеничной муки высших сортов, имеют низкую пищевую ценность и высокую калорийность, поэтому даются ребенку в ограниченном количестве, не более 15 г в день (один сухарик или печенье), только для развития навыка жевания. В связи с этим размачивать их в молоке нецелесообразно, гораздо полезнее в этом случае предложить ребенку кашу .

Очень важно, чтобы ребенок упражнялся в жевании только под наблюдением взрослых, так как он легко может подавиться отломившимся кусочком. Более безопасно в этом плане специальное растворимое детское печенье, которое тает у малыша во рту, снижая до минимума риск подавиться. Необходимо выбирать печенье, которое не содержит искусственных красителей, ароматизаторов и вкусовых добавок, так как они могут вызвать аллергические реакции.

Питание ребенка: 10–12 месяцев

К этому возрасту у ребенка обычно уже прорезалось от 6 до 8 зубов, он уже отлично освоил навык кусания, пробует «жевать» все более крупные кусочки еды и делает первые попытки взять в руку ложку. Стоит отметить, что, даже не имея жевательных зубов, малыш осваивает навык жевания, используя для этого десны и язык, совершая именно жевательные движения, в которых задействованы все звенья жевательного аппарата, кроме зубов (челюсти, жевательные мышцы, язык, губы, щеки).

В этот период пища ребенка должна становиться более плотной, при этом продукты не протираются, а измельчаются с постепенным увеличением размеров кусочков до 3–5 мм. Овощи и фрукты ребенку можно давать натертыми на мелкой терке или просто хорошо размятыми вилкой. Мясо с 10–11 месяцев предлагают в виде фрикаделек, а ближе к 1 году – в виде паровых котлет и суфле. Крупу для каш можно варить не измельчая, при этом каши готовятся разваренными.

Ребенок в возрасте 10–12 месяцев уже умеет брать пальчиками и удерживать мелкие предметы (навык «пинцетного захвата»), и ему можно смело предлагать небольшие ломтики отварных овощей, спелой груши, банана или печеного яблока, отварные макаронные изделия, маленькие кусочки хлеба, которые он уже умеет самостоятельно брать рукой и класть себе в рот. Такое «кусочничество» не только совершенствует навык жевания, но и очень хорошо развивает мелкую моторику, при этом обучая ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. Не следует класть на тарелку много еды, иначе малыш будет пытаться запихнуть в рот как можно больше и может подавиться.

Дети старше года

После года у ребенка начинают прорезываться коренные (жевательные) зубы. К этому времени малыш уже должен хорошо освоить навык жевания, хотя полноценно пережевывать твердую пищу кроха сможет только к 1,5–2 годам, когда у него во рту можно будет насчитать 16 и более зубов. Основу рациона ребенка на 2-м году жизни должна составлять твердая пища , требующая жевания, которая постепенно становится все более плотной и менее измельченной. С учетом развития жевательного аппарата к 1,5–2 годам в меню ребенка должны появиться салаты из свежих овощей и фруктов, натертых на крупной терке или нашинкованных мелкими кусочками, овощные и мясные рагу, овощные и крупяные запеканки, мясные и рыбные котлеты, биточки, тефтели и т.п. Таким образом, при постепенном расширении состава и вида предлагаемых блюд ребенок полностью адаптируется ко «взрослой» пище, и к 3 годам его вполне можно переводить на общий стол.

Ребенок отказывается есть

Что же делать, если ребенок отказывается есть пищу кусочками и требует свое любимое пюре? В первую очередь необходимо разобраться с причинами, вызвавшими такое «привередничество».

Если ребенок отказывается есть от предлагаемой еды, давится и всячески протестует против нового вида питания, возможно, вы форсируете события, и кроха просто не готов к переходу на пищу более плотной консистенции. Если ребенку еще не исполнилось 6 месяцев, отложите попытки введения более густой пищи на 2-е полугодие жизни. В случаях, когда карапузу больше полугода, у него уже прорезались первые зубки, он интересуется едой и умеет есть с ложки, но при этом отказывается от блюд с кусочками, не огорчайтесь. Многие дети в этом возрасте большие консерваторы и очень осторожно относятся ко всему новому, дайте своему крохе некоторое время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

У малыша наверняка уже есть какие-то вкусовые предпочтения, поэтому гораздо эффективнее приучать его к новой консистенции, предлагая продукт, который он ест более охотно. Проявите терпение и настойчивость и давайте ребенку небольшое количество менее измельченной пищи ежедневно, при этом ни в коем случае не принуждая ребенка есть через силу. Любые насильственные действия приведут к обратному результату и сформируют негативное отношение к новой консистенции блюда и к приему пищи в целом.

Если вы все делаете правильно, через некоторое время маленький гурман с удовольствием будет пережевывать еду нужной консистенции.

Ребенок отказывается есть твердую пищу еще и потому, что если размер ложки и объем пищи в ней слишком велики для маленького ротика. Обычные чайные ложки не подходят для малышей 1-го года жизни. Ложка для ребенка должна быть неширокой, лучше продолговатой формы и иметь небольшой объем (2,5–3 мл), может подойти кофейная или специальная детская ложечка, изготовленная из безопасных материалов (латекса, силикона). При кормлении ребенка следует набирать небольшое количество пищи и не вводить ложку глубоко в рот, чтобы не раздражать корень языка и не вызвать рвотный рефлекс.

Негативное отношение крохи к твердой пище может быть вызвано слишком быстрым увеличением размеров кусочков или резким переходом от одной консистенции продукта к другой. Не нужно торопиться с переводом ребенка на «взрослые» блюда и порции, необходимо соблюдать рекомендуемые сроки введения новой пищи, возрастные консистенции и объемы, чтобы переход от одного вида питания к другому был плавным и незаметным для малыша.

Иногда отказ ребенка от употребления твердой пищи может быть проявлением неврологического расстройства или симптомом некоторых заболеваний (например, воспалительные поражения в ротовой полости и глотке, болезни пищевода и т.д.). Малыш может на время отказаться от пищи кусочками, когда у него режутся зубки. Если попытки введения твердой пищи долго остаются безуспешными или у ребенка есть какие-то симптомы, настораживающие родителей, необходимо обратиться к врачу.

Возможно, вам будут интересны статьи