График питания в детском саду. Организация питания в детском саду

Родителям можно не переживать о питании своего чада в детском саду. В дошкольных учреждениях питание строго контролируется в соответствии с государственным документом.

Когда мама готовит ребёнка к детскому саду, задумывается о питании детей в этом учреждении. Любой родитель хочет, чтобы его чадо питалось вне дома также полноценно и полезно. Переживать по этому поводу не стоит. Так как питание детей в детских дошкольных учреждениях утверждается общепринятыми мерами. Нет необходимости кормить ребёнка сразу после пробуждения, так как в детском саду он сможет спокойно позавтракать полезной едой.

Санпин для детского сада

Питание для малышей в дошкольных учреждениях контролируется в соответствии с государственным нормативным документом под названием СанПин. Нормы питания в детском саду по санпину устанавливаются для всех дошкольных учреждений. В этом документе описываются необходимые требования по внешней обстановке в детском саду, а также регламентируется питание. Нормы продуктов питания в детском саду должны соблюдаться любым дошкольным учреждением, независимо от его правовой формы. Но придерживаться этих правил не должны детские сады, организованные в частных квартирах и домах.

Закладка продуктов в детском саду

Согласно СанПину приготовление еды для детей в дошкольных учреждениях должно происходить по правилам. В определённое время начинается готовка блюд, чтобы в определённое время они были тёплыми. Существует определённый график, когда необходимо закладывать продукты для готовки. Для этого ответственное лицо записывает в журнал время закладки продуктов в котёл для приготовления, наименование и вес продуктов, а также ставит свою подпись. Детское питание в детских садах контролируется заведующей. Мамы могут не переживать о свежести приготовляемых продуктов, так как за сроками годности осуществляется не менее строгий контроль.

Питание в детском саду: меню

Ежедневно дети, находясь в детском саду, питаются четыре раза в день: 2 завтрака, обед и полдник. Рацион питания в детском саду составлен в соответствии с нормами получаемых калорий. Блюда повторяются редко, поэтому рацион малышей, которые посещают дошкольные учреждения, сбалансировано. Жизненно необходимыми продуктами, которые должны употреблять воспитанники детского сада, являются мясо, рыба, молочная продукция, яйца, овощи и фрукты. Примерное меню питания дошкольников в детском саду:

  • На завтрак малыши употребляют молочную кашу, бутерброд с сыром или маслом, а также чай или какао.
  • Второй завтрак является перекусом для детей в виде фруктов или сока.
  • В обеденное время детей кормят мясным супом, мясным блюдом с гарниром, салатом и компотом или соком.
  • На полдник малыши перекусывают хлебобулочным изделием и кисломолочным напитком.

Помимо того, что в детском саду правильное питание, все блюда готовятся вкусно.

Многие малыши запоминают вкус этих блюд на долгие годы. А в некоторых случаях просят свою маму приготовить любимое кушанье, чтобы оно было точно таким же, как в садике.

Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах) и энергии с учетом возраста, состояния здо­ровья и условий их воспитания (см.

Табл. 4).

Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет и детей от 4 до 7 лет составляются отдельные ме­ню. Питание в этих группах детей различается по количеству продуктов, объему суточного рациона и величине разовых порций, а также по особенностям кулинарной обработки про­дуктов.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов (дневное пребывание), получа­ют 3-разовое питание, которое обеспечивает примерно 75-80% суточной потребности детей в нутриентах. Завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед - 40% и полдник - 15% (ужин - 20% - ребенок получает дома).

Для детей, находящихся в дошкольном учреждении 12-14 часов (удлиненный день), мож­но организовать как 3-, так и 4-разовое питание. В первом случае (если дети находятся в уч­реждении 12 ч) их питание состоит из завтрака (15% суточной калорийности), обеда (35%) и полдника (20-25%).

Для детей, находящихся на круглосуточном пребывании, а также при удлиненном дне с 14-ча­совым пребыванием, предусматривается 4-й прием пищи - ужин, составляющий 25% калорий­ности суточного рациона. Калорийность полдника при этом должна быть 10-15%.

В дошкольном учреждении составляется конкретное меню на каждый день. Важно соблю­дать в рационах детей правильное соотношение основных пищевых веществ - принцип сба­лансированного питания. В рационах детей дошкольного возраста соотношение белков, жи­ров и углеводов должно составлять 1:1:4. Недостаточное, избыточное или разбалансиро­ванное питание может оказать отрицательное воздействие на организм ребенка.

При недостаточном питании отмечается плохая прибавка массы тела, снижение физиче­ского развития ребенка, ухудшение иммунологической защиты, что способствует возникно­вению заболеваний и более тяжелому их течению. При избыточном питании наблюдается из­лишняя прибавка массы тела, развитие ожирения, возникает ряд обменных заболеваний, от­мечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и других систем. Необходимо постоян­но стремиться к сохранению в рационах детей оптимальных количеств белков, жиров и угле­водов и правильному их соотношению, не допуская нарушений даже в отдельные дни.

Таблица 4. Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии*

Пищевые вещества 1-3 года Возраст детей 3-7 лет
Белки, г 53 68
в т.ч. животные 37 45
Жиры, г 53 68
в т.ч. растительные 7 9
Углеводы, г 212 272
Минеральные вещества, мг
Кальций 800 900
Фосфор 800 1350
Магний 150 200
Железо 10 10
Витамины
Bi, мг 0,8 0,9
В2, мг 0,9 1
Be, мг 0,9 1,3
В12, мкг 1 1,5
РР, мг 10 11
С, мг 45 50
А, мкг 450 500
Е, ME 5 7
D, мкг 10 2,5
Энергетическая ценность, ккал 1540 1970

" Утверждена Главным санитарным врачом СССР 28.05.91 г. №578691.

Одни продукты, входящие в этот набор, включаются в рацион ребенка ежедневно, другие - дети могут получать через день или 2 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необ­ходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, а через 2-3 дня, но необходимо следить, чтобы все положенное количество продуктов было израсходовано за 10 дней.

При составлении меню для питания детей в детском дошкольном учреждении соблюдает­ся правильное распределение продуктов в течение дня, основанное на физиологических осо­бенностях пищеварения детей дошкольного возраста. Так, учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требу­ют для переваривания большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо и рыбу, рекомендуется давать в первой половине дня - на завтрак и обед. На ужин сле­дует давать молочные, овощные и фруктовые блюда, т.к. молочно-растительная пища усва­ивается легче, а во время сна процессы пищеварения замедляются.

Указанные требования к составлению меню в дошкольных учреждениях отражены в ут­вержденных нормах натуральных наборов продуктов. В них отсутствует разница в количестве белковосодержащих продуктов для детей с дневным и круглосуточным пребыванием. Разни­ца имеется только в количестве молока, овощей, круп, фруктов. В дневных группах их коли­чество уменьшено по сравнению с группами круглосуточного и удлиненного пребывания.

Составляя меню, в первую очередь следует продумать состав обеда, для приготовления которого расходуется максимальное количество мяса, рыбы, овощей. Как правило, норма мя­са полностью расходуется на обед, в основном в качестве второго блюда. Для вторых блюд, кроме говядины, можно использовать нежирную свинину, баранину, мясо кур, кролика, суб­продукты (в виде суфле, котлет, биточков, гуляша в отварном, тушеном виде и др.).

Выбор первых блюд в питании дошкольников не ограничен - можно использовать различ­ные супы на мясных, рыбных и куриных бульонах, супы вегетарианские, молочные, фрукто­вые.

Учитывая необходимость широкого использования в питании детей различных овощей (как в свежем, так и в вареном виде), в состав обеда обязательно должен быть включен са­лат, преимущественно из сырых овощей, желательно с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты (например, готовить тертую морковь с яблоками, салат из свежей капусты с черносливом и т.п.).

В качестве третьего блюда лучше давать детям свежие фрукты или соки, свежие ягоды, а при их отсутствии - компоты из свежих или сухих фруктов, а также консервированные фрук­товые или овощные соки, фруктовые пюре (для детского питания).

На завтрак, как и на ужин, детям дают различные молочные каши, желательно с овоща­ми или фруктами (овсяная, манная или рисовая с морковью, черносливом, курагой, изю­мом и др.), овощные блюда (морковь в молочном соусе, овощное рагу, тушеная капуста, свекла, овощная икра), крупяно-овощные блюда (голубцы с рисом, морковные котлеты, различные запеканки), блюда из творога (сырники, запеканки, ленивые вареники), яичные блюда (омлет, омлет с томатами, картофелем и т.п.), неострые сорта сыра. На завтрак де­ти могут получать детские сосиски или сардельки, вымоченную сельдь, паровую или отвар­ную рыбу. Из напитков на завтрак обычно дают злаковый кофе на молоке, чай с молоком, молоко; на ужин - молоко, кефир, реже - чай с молоком.

На завтрак и на ужин желательно, также как и на обед, давать детям салаты из свежих овощей и фруктов.

Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного (кефир, ряженка, молоко, йогурт, био­кефир и др.) и выпечки или кондитерских изделий (печенье, вафли, пряники). Желательно в состав полдника включать разнообразные свежие фрукты и ягоды. Для детей, находящихся на 3-разовом питании при удлиненном дне, в состав полдника можно включать овощное или крупяное блюдо (запеканка, пудинг) или блюдо из творога.

При составлении меню особое внимание обращают на разнообразие блюд в течение дня и всей недели, следят, чтобы одно и то же блюдо не повторялось не только в этот, но и в бли­жайшие дни. Необходимо, чтобы в течение дня ребенок получал два овощных блюда и толь­ко одно крупяное. В качестве гарниров ко вторым блюдам надо стремиться давать овощи, а не крупы или макаронные изделия. Разнообразия в питании детей можно достигнуть путем приготовления широкого ассортимента блюд. Например, из говядины можно приготовить не только котлеты, но и суфле, гуляш, мясо-картофельные и мясо-овощные запеканки.

Составленное меню фиксируется на специальном бланке меню-раскладки, в котором пе­речисляются все блюда, входящие в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), рас­ход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается дробью: в числителе - коли­чество продукта на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех де­тей, получающих питание).

Меню для детей до 3 лет и от 3 до 7 лет может быть общим, но раскладка с указанием рас­хода продуктов должна быть раздельной. Необходимо строго фиксировать количество детей каждой возрастной группы, присутствующих в учреждении на данное число.

Для определения выхода блюда учитывают потери при холодной и горячей кулинарной обра­ботке продуктов, а также привар некоторых готовых блюд, пользуясь специальными таблицами.

Большую помощь в составлении рационов питания в дошкольном учреждении оказывают специально разработанные перспективные недельные, десятидневные или двухнедель­ные меню, которые позволяют добиться большего разнообразия блюд и исключают трудоем­кий процесс ежедневного составления меню.

В некоторых дошкольных учреждениях такие перспективные меню разработаны на разные сезоны года.

Кроме перспективных меню, в дошкольном учреждении необходимо иметь специально разработанные картотеки блюд, в которых указаны раскладка, калорийность блюда, содер­жание в нем белков, жиров, углеводов, их соотношение и энергетическая ценность. Исполь­зование этих карточек позволяет при необходимости заменять одно блюдо другим равноцен­ным ему по составу и калорийности.

При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими равноценными по со­держанию основных пищевых веществ, в первую очередь белка. Для правильной замены продуктов пользуются специальной таблицей замены продуктов по основным пищевым ве­ществам, утвержденной Минздравом РФ. Например, 100 г рыбы можно заменить говядиной, которой следует взять 87 г, но при этом из суточного рациона ребенка следует исключить 1,5 г масла, т.к. мясо содержит больше жира, чем рыба.

Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима пита­ния. Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим осо­бенностям детей разных возрастных групп.

Строгое соблюдение часов приема пищи обеспечивает выработку условного пищевого рефлекса на время, т.е. выделение пищеварительных соков и хорошее усвоение принятой пищи. При беспорядочном кормлении детей пищевой рефлекс у них угасает, снижается ап­петит и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения.

У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения продолжает­ся примерно 3-3,5 ч. К концу этого периода происходит опорожнение желудка и у ребенка по­является аппетит. Поэтому дошкольники должны получать питание не менее 4 раз в сутки с интервалами между отдельными кормлениями 3-3,5-4 ч.

Наиболее физиологичным является следующий режим питания:

Завтрак 7.30 - 8.30

Обед 11.30-12.30

Полдник 15.00-16.00 Ужин 18.30 -20.00

Режим питания детей в детских дошкольных учреждениях устанавливается в зависимости от длительности пребывания в них детей. В детских учреждениях с дневным пребыванием детей (в течение 9-10 ч) дети получают 3-разовое питание:

Завтрак 8.30 Обед 12.00-12.30 Полдник 16.00

Ужин (в домашних условиях) 19.00 - 20.00

Дети, находящиеся на продленном дне (12-14 ч) или на круглосуточном пребывании, по­лучают 4-разовое питание. При этом завтрак и другие приемы пищи несколько сдвигаются на более раннее время:

Завтрак 8.00 Обед 12.00 Полдник 15.30 Ужин 18.30-19.00

В круглосуточных группах детям целесообразно перед ночным сном в 21.00 дать стакан ке­фира или молока.

Часы приема пищи в дошкольных учреждениях должны точно соблюдаться. Отклонения от установленного времени могут допускаться только в исключительных случаях и не более чем на 20-30 мин. Поэтому заведующие дошкольными учреждениями должны уделять макси­мальное внимание правильной организации работ на пищеблоке и своевременному поступ­лению пищи в детские группы. Нельзя допускать перерывов в питании. Каждое новое блюдо ребенок должен получить сразу после того, как он съел предыдущее. Детям рекомендуется находиться за столом во время обеда не более 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин.

Одним из важных моментов режима питания является запрещение давать детям в проме­жутках между кормлениями какую-либо пищу, в первую очередь различные сладости, пе­ченье, булочки. На это надо обращать особое внимание обслуживающего персонала и роди­телей.

Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточ­ного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья. Излишне большие порции пищи приводят к снижению аппетита, могут вызвать нарушения нормальной функции пищеварительных орга­нов. Маленькие объемы не вызывают чувства насыщения.

1.Как и где готовят в детском саду?

Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.

2.Какое меню в детском саду и кто его придумал?

Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.

3.Как едим?

Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.

4.Особенности питания ребенка в период адаптации

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

5.Будет ли малыш есть в детском саду?

Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.

6.Первый день в саду.

Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Как и где готовят в детском саду?

Пищу детям в саду, готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у мамочек, насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Проверяющие из Департамента образования и санитарно-эпидемиологическая служба постояннои посещают детские сады и следят за соблюдением всех норм. В некоторых детских садах детям накрывают в общей столовой (относительно новое правило), в других детских садах обед подают, как и раньше, в группе.

2. Какое меню в детском саду и кто его придумал?

Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.

3. Как едим?

Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье - свежий сок, компот, кисель. На завтрак и ужин малыши получают молочные каши с овощами и фруктами, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (кефир, ряженку, йогурты), обязательно - рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо трехразового питания в детском саду ежедневно в 11.00 малыши получают яблоки, бананы, киви, сок.

4. Особенности питания ребенка в период адаптации

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями, часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада. Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал. В первые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и докармливать. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

5. Будет ли малыш есть в детском саду?

Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет ест самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.

6. Первый день в саду.

Первые несколько дней пребывания малыша в детском саду - самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное - отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют завтраком в первые дни кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в детском саду устанавливается щадящий режим. Если ваш малыш, к примеру, не умеет самостоятельно есть, то накормить его - обязанность воспитателя или помощника воспитателя.

Большую часть дня дети проводят в детском саду, поэтому закономерно, что родителей интересует вопрос, каково питание в детском саду, его нормы, режим, рацион — в общем, все, что может оказать влияние на здоровье и .

Рацион питания в детском саду

Питание в детских садах рассчитано с учетом возрастных особенностей ребенка. Норма для ясельных групп составляет 155о ккал, для детей старше — 1900 ккал в день. Стандарты питания для дошкольных учреждений разработаны Институтом питания РАМН.

Меню составляется таким образом, чтобы в течение 20 дней блюда не повторялись. Согласитесь, такой разнообразный рацион дома бывает редко, особенно у работающих мамочек.

Продукты поставляют фирмы-поставщики, которые проходят конкурс. Фирма, выигравшая тендер, заключает контракт с ДОУ.

Таким образом, поставщик привозит свежие продукты в детский сад, а там уже на месте повар готовит пищу. Причем блюда должны готовиться непосредственно перед их употреблением: пища, простоявшая более 2-х часов, уже считается несвежей.

Ежедневно в рацион питания должны входить:

  • мясо;
  • молоко;
  • хлеб;
  • картофель;
  • фрукты;
  • крупы;
  • овощи;
  • сливочное и растительное масло;
  • напитки (соки, какао, компоты).

Остальные продукты (рыба, творог, яйца, сыр и др.) — 2 — 3 раза в неделю.

Блюда могут заменяться на идентичные. Например, курицу можно заменить индейкой, говядиной, мясом кролика; рыбу — морепродуктами, одни овощи можно заменять другими и т.п. Главное, чтобы количество калорий при замене соответствовало норме.

Для детей — аллергиков исключаются продукты, вызывающие пищевую аллергию.

Внимание! Детям запрещено давать продукты, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой сельди, форели и семги. Также в их рационе не должно быть консервов, маринованных овощей, грибов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, кремовых кондитерских изделий, газированных напитков, жареного и острого.

Хотите узнать кто вы для своего ребенка — приятель или воспитатель? Узнайте

Режим питания в детском саду

В соответствии с СанПиН питание детей организуется в группе не менее 4-х раз (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). В некоторы х садах есть еще и ужин.

Интервал между приемами пищи составляет не более 4-х часов.

Оптимальное время приема пищи в детском саду:

  • 8.30 — 9.00 — завтрак;
  • 10.30 — 11.00 — второй завтрак;
  • 12.00 — 13.00 — обед;
  • 15.30 — 16.00 — полдник;
  • 17.00 — 17.30 — ужин.

Время приема пищи органично вписывается в .

Каждый день в группе вывешивается меню с указанием названия блюда и объема порции, а также замены для детей с аллергией и сахарным диабетом.

Примерное меню детского сада

В меню должны входить супы, каши, хлебобулочные изделия, молочные и кисломолочные продукты, вторые горячие блюда (мясо или рыба + гарнир), фрукты и напитки.

Помимо обычного меню, которое вы можете видеть в группе, ежедневно составляется меню — раскладка. Это нормативный документ, в котором рассчитывается количество каждого расходуемого продукта, количество и вес порций на выходе. Меню — раскладку подписывает медицинский работник, повар и директор.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Наиболее распространенные нарушения питания в детских садах

1. Нарушение санитарных норм и правил:

  • приготовление еды без перчаток;
  • готовка в неподходящей посуде;
  • приготовление еды в ювелирных украшениях;
  • отсутствие гигиены.

2. Нарушение технологии приготовления.

3. Нарушение сроков и температуры хранения продуктов.

4. Хищение и недостача продуктов. Если продукты находят в местах, не предназначенных для хранения, то это уже рассматривается как хищение, причем не обязательно еда должна лежать в личных вещах и сумках.

При обнаружении нарушений, если администрация ДОУ не принимает никаких мер по их устранению, вам следует подать письменную жалобу в Роспотребнадзор.

Меню в детском саду составляется с учетом требований СанПина и сезонного наличия продуктов. Меню в детском саду на день и на неделю составляет заведующий ДОУ совместно с заведующей пищеблоком. Дети должны получать сбалансированное и разнообразное питание.

В дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) детям предлагается полноценное и разнообразное питание. Примерное меню в детском саду учитывает возраст воспитанников, время года и состояние здоровья детей. Меню в ДОУ имеет некоторые особенности:

  • блюда повторяются не чаще, чем раз в 20 дней;
  • суточный рацион малышей возрастом до трех лет составляет 1540 ккал, детей старше трех лет — 1900;
  • рацион включает питательный завтрак, фруктовые соки и фрукты, второй завтрак, плотный обед и полдник;
  • на завтрак воспитанники должны получать четверть дневного рациона, около 15% занимает второй завтрак и полдник, а 45% рациона дети получают в обед.

Меню в детском саду на день

Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей. За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком. В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.

Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.

Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):

  • Каши или овощи - 180-200,
  • Кофе, чай, какао - 150,
  • Супы, бульоны - 150-200,
  • Блюда из мяса или рыбы - 60-70,
  • Компоты, кисели - 150,
  • Комбинированные гарниры - 100-150,
  • Фрукты, соки - 50-100,
  • Овощные или фруктовые салаты - 40-50,
  • Хлеб ржаной (на весь день) - 50,
  • Хлеб пшеничный (на весь день) - 110.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:


Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности. На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.

Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией. Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.

Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:

  1. Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
  2. Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
  3. Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
  4. Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
  5. Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
  6. Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  7. Если в семье не придерживаются режима питания , постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.

Меню в детском саду на неделю

Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора. В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой. Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп. Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.

Меню в детском саду на неделю ясельная группа

Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день. Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ. Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.

Согласно нормам СанПин:

  • , находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
  • Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
  • Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
  • Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.

Примерное меню в детском саду ясельной группы на неделю составляется с учетом наличия сезонных овощей и фруктов. Несколько раз в неделю на детском столе должны быть яйца, творог и рыба, в ежедневное меню вносят масло, мясо, крупы и свежие овощи. Под строгим запретом для детей грибы, уксус, хрен, фляжное молоко, полуфабрикаты, копчености, мясо водоплавающих птиц, майонез, консервы.

Недельное меню для воспитанников ясельной группы