Зеленая аптека для детей беседа. Конспект занятия на тему: «Зеленая аптека

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.


Содержание теоретической части: Воспитательные и образовательные возможности народной культуры Воспитательные и образовательные возможности народной культуры Компоненты русской народной культуры Компоненты русской народной культуры Анализ национально- культурного компонента комплексных и парциальных программ дошкольного образования Анализ национально- культурного компонента комплексных и парциальных программ дошкольного образования


Задачи: 1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм. 2. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера. 3. Сформировать чувство национального достоинства. 4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа, через декоративно-прикладное искусство. 5. Создать условия для самостоятельного отражения детьми, полученных знаний, умений.




Направления кружковой работы: Окружение ребёнка предметами национального характера. Окружение ребёнка предметами национального характера. Использование фольклора. Использование фольклора. Народные праздники и традиции. Народные праздники и традиции. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Знакомство с русскими народными играми. Знакомство с русскими народными играми.


Фольклор Сказки Сказки Лирические песни Лирические песни Былины Былины Частушки Частушки Пословицы Пословицы Детский фольклор: Детский фольклор: загадки небылицы загадки небылицы считалки дразнилки считалки дразнилки заклички прибаутки заклички прибаутки потешки скороговорки потешки скороговорки пестушки колыбельные песни пестушки колыбельные песни


Народные промыслы Художественные росписи Художественные росписи Ткацкое искусство Ткацкое искусство Резьба по дереву Резьба по дереву Плетение из бересты Плетение из бересты Плетение из лозы Плетение из лозы Художественное литьё Художественное литьё Гончарное искусство Гончарное искусство Художественная вышивка Художественная вышивка Кружевоплетение Кружевоплетение Камнерезные художественные изделия Камнерезные художественные изделия








Достижения: Дети активно используют в игровой деятельности, считалки, загадки, народные игры. Дети активно используют в игровой деятельности, считалки, загадки, народные игры. Знают народные сказки и сказочных героев, могут объяснить, какой смысл вкладывал народ в сказочный сюжет, чему они учат. Знают народные сказки и сказочных героев, могут объяснить, какой смысл вкладывал народ в сказочный сюжет, чему они учат. Осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). Осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


Елена Перегудова
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Задачи :

1. уточнить и расширить представления о лекарственных растениях (5-6 наименований) ; 2. закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

3. учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В наших аптеках среди множества препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам, ребята тоже.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них. Отгадайте, про какое лекарственное растение эта загадка :

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

В середине золотая

Кто она такая? (Ромашка)

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением ромашки.

– Это я, ромашка. Давным-давно я к вам приехала из далекой Америки.

Милая ромашка, а чем ты полезна?

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Ребята, так чем же полезна ромашка? (уточнение)

Следующая загадка :

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки,

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Выходит ребенок – на доске находит и показывает картинку с изображением подорожника.

Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит – беги ко мне срочно, я помогу.

Ребята, так чем же полезен подорожник? (уточнение)

А кто угадает это растение.

Жжется, а не огонь,

Злая, а людей лечит. (крапива)

Это я, крапива. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, ее прикладывают к свежим ранам. А еще крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

Оказывается, и крапива лекарственное растение. Если нет подорожника рядом, рану поможет вылечить крапива.

Следующая загадка :

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Целебными свойствами обладают и цветки, и листья, и стебли малины. А малиновое варенье является лучшим средством при простуде.

А кто угадает это растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет- нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (одуванчик)

Одуванчик тоже лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Ребята, на каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Но самая лучшая аптека – это Природа .

А теперь давайте поиграем, игра называется «Одуванчик»

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут.

(дети встают) .

Ветер налетел, стал дуть на одуванчики.

(дети раскачивают поднятыми вверх руками) .

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики.

(дети бегут в разные стороны и приседают) .

Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

(дети встают) .

Ребята, необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

А сейчас давайте познакомимся с правилами сбора лекарственных растений (СЛАЙДЫ)

Человек должен хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром.

Сушить растения надо не на солнце, а в тени.

Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог.

Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

Люди издавно лечатся не только лекарственными растениями, но и медом.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Бочонок меда» .

Послушайте правила игры : пока играет веселая музыка, вы друг другу передаете бочонок. Остановилась музыка – ребенок, у которого в руках бочонок должен назвать лекарственное растение.

(проводится игра) .

А сейчас, пока артисты готовятся к выступлению, девочки споют веселую песенку.

Ребята, а сейчас пусть гости отгадают последнюю загадку :

Хоть куст у него зеленый вас ранить готов ,

Там красные таблетки

Развешены на ветке,

И всем готовы помочь

От разных бед. (шиповник)

Чем полезен шиповник? (ответы детей и родителей)

Мы всех приглашаем на витаминный чай с медом в группу .

«Зелёная аптечка»

Тема: «Зелёная аптечка»

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход занятия

1. Организация детей.

2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.

Детям дано задание на выбор:

Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»

Составление правил закаливания организма.

Выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»

3. Сообщение темы минутки здоровья.

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).

Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Простуда

Ранки и порезы

Головная боль

Аллергия

Желудок

Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11-12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).

Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.

Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка- Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка.Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

СЛАЙД №13-15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

Почему же растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сбора

1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Практическая групповая работа (по отрядам).

Выполнение аппликации: знаком

1.Не вытаптывайте цветы

2.Не рвите цветы

3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

Что осталось на столе? (лук, чеснок)

Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердцередька – кашель

Морковь - глаза

Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лукангина

Лимонрасстройство желудка

Капустанасморк

Укропожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя

Итог занятия. Блиц-опрос.

Назовите любимую траву кошки?

Чем можно заменить?

Растение, которым лечили веснушки?

Вместо бинта при ожогах и ранах?

Какое растение узнают даже слепой?

В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?

a)у валерианы

b) у ромашки

c) у подорожника

Что нового узнали?

Чего не знали?

Творческое домашнее задание /на выбор/

Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение воспитателя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой написанный верный рецепт.

ПРАЗДНИК

«ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»

Внеклассное мероприятие

Цели:

    Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку.

    Развитие познавательной активности и любознательности.

    Формировать у учащихся чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям, к природе.

Оборудование: выставка книг о лекарственных растениях; мультимедиа; презентация «Праздник «Зелёная аптека»; рисунки и гербарии растений.

Ход мероприятия

    Организационный момент (2 слайд)

Под весёлую и задорную музыку Ксении Чуриной «Лесная песенка» дети входят в класс и продолжают петь. Затем рассаживаются по местам

Ксения Чурина «Лесная песенка»

Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы
Нотки на ладонь ему падали, как слёзы
Он их вместе собирал, собирал любую
И тихонько напевал песенку лесную.

Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,

До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си,
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,

До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си

Дятел песню так стучал на огромной ели,
Даже волк её ворчал, слушая метели,
Слышал каждый в ней своё, что ему милее
С песенкой зимой тепло, летом веселее.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да
Тук, тук, тук, тук, тук, тук
Ша-ба-да-ба да-ба-да.

Повторял её родник, по камням сбегая,
В сердце леса он проник, с песенкой играя
Её знают все цветы, ветер над лугами,
Повторяй её и ты хором, вместе с нами.

Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,

До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си,
Ре, ре, си, ре, ре, си,
Фа, фа, соль, фа, ми, ре, до,

До, до, ля, до, до, ля,
Ми, ми, фа, ми, ре, до, си

    Сообщение темы и целей урока

Учитель. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг …….(природа) .

Наш сегодняшний праздник проходит под девизом «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты» (3 слайд)

    Звуки леса (4 слайд)

Звучат звуки леса.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в храм природы, поговорим о разнообразии растений, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости беречь и охранять природу.

1 ученик. Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

2 ученик. Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

3 ученик. Ну а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

4 ученик. Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Учитель. С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.

    Лекарственные растения

РОМАШКА (5 слайд)

Учитель.

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка,

В середине золотая,

Кто она такая? (ромашка)

(под музыку появляется Ромашка)

Ромашка. Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота».

Родина моя Америка. Давным – давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.

Учитель. Милая ромашка, а чем ты полезна?

Ромашка. Если случится тебепростудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

ПОДОРОЖНИК (6 слайд)

Учитель.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук. (подорожник)

(под музыку появляется Подорожник)

Подорожник. Это я, Подорожник. Существует легенда о том, как былиоткрыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из- за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листочек подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

С названием простым и тревожным,

Зовущим за отчий порог,

Невзрачный цветок – подорожник

Растёт у российских дорог.

Дороги спешат за курганы,

Дорогам конца не видать,

И важно, что путникам раны

Умеет цветок врачевать.

Листок оторви осторожно

И жгучую боль утоли…

Невзрачный цветок – подорожник,

Да как же растёшь ты в пыли?

Учитель. Дорогой, Подорожник, а чем ты ещё полезен?

Подорожник. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!

КРАПИВА (7 слайд)

Учитель.

Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. (крапива)

(Под музыку появляется Крапива)

Крапива. Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей.

Учитель. А чем ты полезна, Крапива?

Крапива. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях». Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Известную ещё с давних пор, крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос, при кашле и т.д.

ШИПОВНИК (8 слайд)

Учитель.

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)

(под музыку появляется Шиповник)

Шиповник.

Где- то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

Меня зовут царём кустов

За цвет и за запах

Моих лепестков.

Хоть куст мой зелёный

Вас ранить готов,

Но я помогу всем больным

И тем, кто здоров.

Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?

Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!

МАТЬ-И-МАЧЕХА (9 слайд)

Учитель.

Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые.
Что это за растение?
Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)

(под музыку появляется Мать–и–мачеха)

Учитель. А ты чем полезна, Мать-и-мачеха?

Мать–и–мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, всё пройдёт.

БРУСНИКА (10 слайд)

Учитель.

Листик с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (брусника)

(под музыку появляется Брусника)

Учитель. Ты Брусника! А как ты помогаешь людям?

Брусника. Жар, головные боли,

Плохой аппетит.

Выпей отвар моих листьев,

Мгновенно забудешь о них.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК (11 слайд)

Учитель.

Белый щит на тысяче листьев,

расту на бугре, помогу в беде. (тысячелистник)

(под музыку появляется Тысячелистник)

Тысячелистник.

Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник ???

Учитель. А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?

Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.

    Викторина «Лечебные свойства лекарственных растений» (12 слайд)

    Какое растение используют для укрепления и роста волос? (Крапива)

    Какое растение помогает при высокой температуре? (Брусника)

    Какое растение помогает при кашле? (Мать-и-мачеха)

    Какое растение быстро заживляет раны? (Подорожник)

    Из плодов этого растения можно заварить полезный чай. (Шиповник)

    Узнай растение (13 слайд)

Учитель. По фотографии надо узнать растение и найти его гербарий.

Крапива шиповник ромашка подорожник

Тысячелистник брусника мать-и-мачеха

    Наказ растений (14 слайд)

Учитель. Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и показали. И вы нас внимательно слушали и правильно отвечали на вопросы. Но растения хотят вам дать наказ, который вы должны помнить и выполнять. И тогда природа вам будет благодарна.

Ромашка
Моя планета - человечий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»

Подорожник
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Крапива

Увидел молодой росток.
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.

Шиповник

Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!

Мать-и-мачеха

Ты пришёл за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Брусника

Ты дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Тысячелистник
С целым миром спорить я готов.
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.

Учитель
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету.
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?

В конце праздника дети исполняют песню на мотив песни «Солнечный круг»

1. Солнечный круг, небо вокруг-

Помнишь рисунок мальчишки?

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке…

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

2. Время прошло и подросло

Много способных мальчишек.

Хочет узнать каждый из вас

Что пишут детишки сейчас.

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будут рыбы,

Пусть всегда будет море,

А в пустыне – верблюд.

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери.

А у дома – цветы.

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить.

    Спасибо за внимание! Все молодцы! (15 слайд)

Использованные материалы и литература:

    http://www.zaycev.net/pages/5721/572110.shtml - Звуки природы - Голоса леса http://stat18.privet.ru/ - лес http://stat17.privet.ru – лес и ручей http://i033.radikal.ru/ - ромашка http://receptsite.com/ - подорожник http://serega.org.in/ - крапива http://hnotes.ru/ - шиповник http://cs9415.vkontakte.ru/ - мать-и-мачеха http://www.mediamoda.ru/ - брусника http://zelenaya-lavka.ru/ - тысячелистник http://gifmir.ucoz.ru/photo/priroda/790526388/22-0-1445 полевые цветы http://gifmir.ucoz.ru/photo/priroda/659037480/22-0-1429 ручей http://kartiny.ucoz.ru/photo/animacii/pejzazh/ruchej_v_lesu/130-0-7496 ручей в лесу http://www.pesni.net - Текст песни Ксения Чурина - Лесная песенка и mp3. http://www.prozagadki.ru – загадка про крапиву, шиповник http://www.stihi.ru/ - загадка про мат-и-мачеху http://www.inmoment.ru/ - информация про крапиву http://www.numama.ru/ - стих про тысячелистник http://www.mobilmusic.ru/file.php?id=649769 – анимация ромашка, бораго http://b-track.ru/song/5571/ - минусовка песни «Солнечный круг» http://festival.1september.ru/articles/520326/ - Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Проект "Лесная газета" Фирсова Ирина Александровна , учитель начальных классов Газета «ПедСовет», №6, июнь, 2003, Праздник «Зелёная аптека», М.М. Ушакова, п.Малиновский, Тюменская обл.