Реакция организма на стресс. Симптомы и лечение хронического стресса

Острая реакция на стресс – это психически нездоровое состояние человека. Оно длится от нескольких часов до 3 дней. Больной находится в ошеломлении, не способен полностью осознавать ситуацию, стрессовое событие фиксируется в памяти частично, часто в виде отрывков. Это происходит из-за , вызванной . Обычно симптомы сохраняются не больше 3-х дней.

Одна из реакций – . Развивается этот синдром исключительно из-за ситуаций, которые угрожают жизни человека. Признаками такого состояния валяются заторможенность, отчужденность, повторяющиеся ужасы, всплывающие в сознании картинки происшествия.

Часто больных посещают идеи о суициде. Если расстройство не слишком тяжелой степени, оно постепенно проходит. Есть и хроническая форма, которая длится годами. Посттравматический синдром также называют боевой усталостью. Этот синдром наблюдался у участников войны. После Афганской войны очень много солдат страдало этим расстройством.

Расстройство приспособительных реакций происходит из-за стрессовых событий в жизни человека. Таковым может быть потеря родного, резкое изменение жизненной ситуации или перелом в судьбе, разлука, уход в отставку, неудачи.

В результате личность оказывается неспособной адаптироваться к неожиданному изменению. Человек не может продолжать жить обычной повседневной жизнью. Возникают непреодолимые трудности, связанные с общественной деятельностью, отсутствует желание, мотивация для принятия простых повседневных решений. Человек не может продолжать находиться в ситуации, в которой оказался. Однако у него нет сил на изменения и какие-либо решения.

Разновидности течения

Вызванное горестными, тяжелыми переживаниями, трагедиями или резким изменением жизненных ситуаций, расстройство адаптации может иметь различное течение и характер. В зависимости от особенностей болезни, выделяют расстройства адаптации с:

Характерная клиническая картина

Обычно расстройство и его симптомы исчезают спустя 6 месяцев от стрессового события. Если стрессор несет продолжительный характер, то сроки гораздо дольше шести месяцев.

Синдром мешает нормальной, здоровой жизнедеятельности. Его симптомы угнетают человека не только психически, но поражают весь организм, нарушают работоспособность многих систем органов. Основные признаки:

  • грустное, подавленное настроение;
  • неспособность справляться с повседневными или профессиональными задачами;
  • неспособность и отсутствие желания планирования дальнейших шагов и планов на жизнь;
  • нарушение восприятия событий;
  • ненормальное, необычное поведение;
  • боль в груди;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • страх;
  • одышка;
  • удушье;
  • сильное мышечное напряжение;
  • неугомонность;
  • повышенное употребление табака и алкогольных напитков.

Наличие перечисленных симптомов говорит о расстройстве приспособительных реакций.

Если признаки сохраняются длительное время, больше шести месяцев, непременно следует предпринять шаги для устранения нарушения.

Постановка диагноза

Диагностика расстройства приспособительных реакций производится только в условиях клиники, для определения заболевания учитывается характер кризисных состояний, которые привели пациента в удрученное состояние.

Важно определение силы воздействия события на человека. Проводится обследование организма на наличие соматических и психических заболеваний. Обследование у психиатра проводится для исключения , депрессии, посттравматического синдрома. Только полноценное обследование может помочь постановлению диагноза, направлению больного к специалисту на лечение.

Сопутствующие, схожие заболевания

Очень много заболеваний входит в одну большую группу. Все они характеризуются одними и теми же признаками. Отличать их может всего один конкретный симптом или сила его проявления. Схожими являются следующие реакции:

  • кратковременная депрессивная;
  • пролонгированная депрессивная;

Заболевания различны по степени сложности, по характеру течени и по длительности. Часто одно переходит в другое. Если вовремя не принять меры лечения, болезнь может принять сложную форму и перейти в хронический тип.

Подход к лечению

Лечение расстройства приспособительных реакций производится поэтапно. Преобладает комплексный подход. В зависимости от степени проявления того или иного симптома, подход к лечению индивидуален.

Основной метод – психотерапия. Именно этот способ наиболее эффективен, поскольку психогенный аспект в болезни является преобладающим. Терапия направлена на изменение отношения пациента к травмирующему событию. Повышается возможность больного регулировать негативные мысли. Создается стратегия для поведения пациента в стрессовой ситуации.

Назначение препаратов обусловлено длительностью заболевания и степенью тревожности. Лекарственная терапия в среднем продолжается от двух до четырех месяцев.

В числе медикаментов обязательно назначают :

Отмена препаратов происходит постепенно, согласно поведению и самочувствию больного.

Для лечения используют седативные растительные сборы. Они выполняют успокоительную функцию.

Травяной сбор номер 2 хорошо помогает избавиться от симптомов заболевания. В его состав входят валериана, пустырник, мята, хмель и солодка. Настой пьют 2 раза в день по 1/3 части стакана. Лечение продолжается 4 недели. Часто назначают прием сбора номер 2 и 3 одновременно.

Полноценное лечение, частые визиту к психотерапевту обеспечат возвращение к нормальной, привычной жизни.

Каковы могут быть последствия?

Большинство людей, страдающих расстройством адаптации, полностью излечиваются без каких-либо осложнений. Эта группа среднего возраста.

Дети, подростки и пожилые подвержены появлению осложнений. Индивидуальные особенности человека играют важную роль в борьбе со стрессовыми состояниями.

Часто невозможно предотвратить причину стресса и избавиться от нее. Эффективность лечения и отсутствие осложнений зависят от характера личности и его силы воли.

Каждая возникающая стрессовая ситуация может оказаться травмирующей для любого человека, оказать на него очень сильное влияние. Переживание способно вызвать состояние неконтролируемой тревоги, которое начинается после сильного психологического потрясения, при этом оно продолжается какой-то определенный промежуток времени. При восстановительном периоде до одного месяца врачи говорят о развитии такого состояния, как острое стрессовое расстройство, то есть развиваются острые реакции на стресс. При более длительном течении восстановления острая реакция на стресс приобретает характер посттравматического расстройства. Это служит причиной обращения за помощью к специалистам, которые помогут восстановить нормальный эмоциональный фон человека.

Этиологические факторы, причины

Острая реакция на стресс наиболее часто диагностируется во время различных военных конфликтов. Мирное время характеризуется тем, что стрессовая реакция может возникать по следующим причинам:

  • Всевозможные природные катаклизмы – наводнения, паводки, ураганы, пожары больших площадей;
  • Дорожно-транспортные происшествия, крупные аварии;
  • Форс-мажорные обстоятельства, сильно выбивающие из колеи, в том числе такие факторы, как несчастные случаи;
  • Ситуации, при которых человек был подвержен акту насилия, избиения, вооруженного нападения, ограбления;
  • Террористические акты, многие другие.

Любое обстоятельство из вне, способное прямым образом повлиять на безопасность отдельно взятого человека, будь то ее физическая или эмоциональная составляющая, может послужить причиной возникновения стресса. То есть именно она может вызвать ситуации, при которой разовьется острая реакция организма на стресс. Важно учитывать, что стресс, спровоцировавший реакцию очень острую, может поражать не только пострадавшее лицо, но и его родственников, или других участников так называемого инцидента, или даже свидетелей. Как пример – при спасении детей из пожара их родителями, или кто – либо стал одним из очевидцев аварии, перестрелки, другого преступления.

Врачи используют такой термин, как стрессогенность, то есть способность ситуации вызвать стресс, возможная реакция на который будет очень острой. Она может быть оценена по таким составляющим:

  • Внезапность возникновения пускового фактора стресса;
  • Степень моральной готовности человека к различным жизненным ситуациям, в том числе к смертельному исходу;
  • Наличие потерь морального, физического или материального характера как один из результатов пускового фактора стресса;
  • Наличие физической боли;
  • Состояние психологического здоровья человека, которое позволит достойно выйти из сложившейся ситуации. По сути, речь идет о физиологической реакции на стресс при нормальном уровне психологического здоровья.

Если все вышеописанные факторы воздействуют одновременно, то острая реакция на стресс возникнет с большей долей вероятности. При этом люди далеко не всегда обращаются за квалифицированной помощью, что приводит к хронизации психологического потрясения. В свою очередь, такой шаг может вызвать появление суицидальных мыслей или наклонностей, появление депрессивных состояний или истинной депрессии, нарушение адаптационных механизмов, которое можно отнести абсолютно во все жизненные сферы.

Формы стрессовых реакций

При возникновении или ощущении опасности наша нервная система командует выбрасывать гормон адреналин в кровяное русло. За счет этого начинается борьба со стрессовой ситуации на уровне биохимических процессов. Побочными эффектами такой борьбы являются учащение сердцебиения – тахикардия, усиление притока крови к внутренним органом, а также сокращение мелких сосудов – капилляров, гликемические показатели стремительно растут.

Этот механизм унаследован нами из самых давних времен, он заложен в наш организм генетически. Стресс, вызвавший такую реакцию, способствовал уменьшению кровопотери при различных ранениях. К сожалению, на сегодняшний день мы стали утрачивать эти способности, острая реакция на стресс протекает уже не совсем таким образом, многие пострадавшие люди утратили способности адекватно адаптироваться к этим ситуациям.

Специалисты, которые по роду своей деятельности связаны с чрезвычайными ситуациями, описывают, что острая реакция на стресс протекает по двух основным путям:

  • Так называемая двигательная буря, которая всегда проходит по типу возбуждения. Страх понуждает человека совершать большое количество движений хаотичного характера, он начинает бесцельно метаться из угла в угол, принимать попытки к бегству;
  • Мнимая смерть, протекающая по типу торможения. Человек обычно неподвижен, не принимает никакого участия в происходящем вокруг, его взгляд зачастую потерян, состояние очень напоминает ступор.

Двигательная буря

Острая реакция на стресс, имеющая симптомы двигательной бури, характеризуется быстрыми и нелепыми движениями. Они всегда сопровождаются очень оживленной жестикуляцией, выразительной мимикой. Внимание таких людей очень нарушено, концентрация снижена, при этом человек не замечает никаких помех вокруг себя. Речь также ускорена, характер построения предложений трудно понять, отмечается частое повторение фраз. Обычно в его изречениях нет никакой смысловой нагрузки.

Подверженный стрессу человек имеет реакцию, которая не позволяет ему находиться постоянно в одной и той же позе. Достаточно часто такие люди попросту покидают место, в котором его застала эта критическая ситуация. Среди ощущений, которые испытывает такой человек, самыми основными являются:

Страх

Он значительно снижает самоконтроль над собой, устраняет логику действий человека. Стресс вызывает реакцию, которая может спровоцировать панику, что приводит к совершению побега, или же развивается выраженная агрессия.

Нервный тик, дрожание

Это одно из самых частых проявлений переживаний сильных стрессовых или даже экстремальных событий. Такая дрожь не прекращается без вспомогательной помощи, но специалисты не рекомендуют ее устранять медикаментозно, поскольку за ее счет напряжение снимается. С течением времени могут развиться такие психосоматические проблемы, как гипертоническая болезнь. Обычно продолжительность этого симптома занимает несколько часов, после чего он сменяется выраженным чувством усталости.

Он считается естественной, то есть физиологической реакцией на возникновение какой-либо чрезвычайной ситуации, то есть по своей сути он представляет собой обычный выход эмоций. Если же внутреннее напряжение никаким образом не разрешается, то психическое здоровье сильно страдает. Эмоциональная разрядка очень важна для пациентов, она способна значительно облегчить их состояние.

Агрессия

Такое поведение может проявляться как ответная реакция на опасность, при этом она является абсолютно непроизвольно. Ее длительность может продолжаться несколько часов, а люди с такой реакцией служат помехой для проведения спасательных работ за счет своего неадекватного поведения.

Истерия

Это демонстративное поведение, сопровождающееся наигранностью речей, поз, рыданий.

Крайне редко возможно развитие галлюцинаций. Люди как бы слышат голоса пострадавших, реальность таких пациентов несколько изменяется, поскольку они могут разговаривать с теми, кого на самом деле не существует. Важно вовремя человека отвлечь от поражающего фактора, оказать правильную психологическую и психиатрическую помощь при наличии бредовых или галлюцинаторных симптомов.

Мнимая смерть

Торможение характеризуется значительным замедлением всех психических процессов, при этом моторика также страдает. Люди отдаляются от реальности, которая кажется им абсолютно ненормальной, предметы ощущаются как ненастоящие или же измененными.

Такие пациенты длительное время остаются неподвижными, восприятие снижается, а на раздражители не возникает никакой реакции. Человек в состоянии мнимой смерти не просит помощи, не предъявляет никаких жалоб. Со стороны возникает ощущение полного опустошения пострадавшего. Наиболее частые проявления этого состояния:

  • Ступор. Человек попросту застывает в определенной позе, он неподвижен, у него нет никакой мимики, он не разговаривает.
  • Апатия, которая характеризуется торможением всех процессов – мышления, речи, во время разговора делается большое количество пауз. При отсутствии помощи может развиться депрессивное состояние или истинная депрессия.

Течение таких реакций занимает длительный промежуток времени, психически такие пациенты попросту обессиливают. Следует отметить, что они не видят окружающей опасности, что может повлечь за собой трагические последствия.

Восстановление

Острая реакция на стресс продолжается около одного месяца. Этот период характеризуется возникновением нескольких стадий внутренних переживаний. При устранении стрессовой реакции происходит наступление так называемого переходного периода, при котором достаточно часто могут отмечаться такие симптомы, как боли в области груди или живота, выраженное беспокойство, бессонница.

Основными этапами восстановления считаются:

  • Эмоциональный шок, во время которого снижается критика, организм испытывает критические нагрузки. Он сменяет мнимую смерть или двигательную бурю.
  • Осознание. Этот период длиться несколько дней. В это время происходит адекватная оценка трагедии, наступает незначительное ухудшение состояния, при котором возможна растерянность, паника. Это может повлечь за собой развитие депрессии. Иногда возникают проблемы с алкоголем, поиск виноватых.
  • Стабилизация. Наступает спустя примерно 2 недели. Обычно ухудшается самочувствие, но при этом способность рационально мыслить восстанавливается. В это время может наступить эмоциональное выгорание.
  • Восстановление – следующий этап, его продолжительность составляет 2 недели. Активность человека возрастает, повышаются его адаптационные возможности.

Врачи утверждают, что при сильно выраженном потрясении люди могут несколько месяцев находиться в одном и том же состоянии, практически без позитивной динамики. Тогда можно говорить о наступлении синдрома остаточных реакций, особенно есть негативные факторы практически невозможно устранить. Затем может наступить посттравматическая стадия, которая заметно отображается на общем состоянии пережившего стресс человека.

Всем пациентом с острой реакцией на стресс показана психиатрическая помощь. Иногда ее можно заменить лечением у психотерапевта. Очень важно, чтобы эта поддержка была оказана сразу же после травмирующих человека событий.


Реакция на тяжелый стресс

Кто полагает, что добрая только судьба возвышает,

Дурная же нас лишь сгибает,

Тот года не видит всего, видит лишь нынешний день.

Рудольф Штайнер

Самыми распространенными психическими расстройствами являются психогении. Они отличаются от эндогенных и экзогенных расстройств в соответствии с триадой К . Ясперса:


  1. расстройство возникает вслед за психотравмой;

  2. содержание переживаний отражает ее;

  3. дезактуализация травмы ведет к ослаблению или прекращению расстройства. Наиболее тяжелыми стрессорами являются: боевые действия, катастрофы, пожар, несчастный
случай, присутствие при насильственной смерти другого, пытки, изнасилование, разбойное нападение. Более интенсивной и длительной оказывается реакция на человеческий стрессор (удержание в

заложниках), чем на природную катастрофу (наводнение). Принята следующая категоризация психотравм.

Незначительная:


  • острая (до 6 мес.) - разрыв с любимым, начало или окончание обучения, отъезд ребенка из дома;

  • хроническая - семейные ссоры, неудовлетворенность работой;
Умеренная:

  • острая - женитьба, разлука, аборт, потеря работы, отставка;

  • хроническая - разлад в семье, положение родителя-одиночки, серьезные финансовые трудности, конфликт с начальством.
Выраженная:

  • острая - развод, рождение первого ребенка;

  • хроническая - безработица, бедность.
Экстремальная: Катастрофическая:

  • острая - смерть ребенка, суицид супруга;

  • хроническая - пребывание в заложниках или в концлагере. Во время стресса человек использует проблемно-решающее поведение, успешность которого
определяется личностными и социальными характеристиками индивида: физическими (здоровье, выносливость), социальными (круг знакомых, друзей, родных), психологическими (убеждения, самооценка и т. п.), материальными. Проблемно-решающее поведение включает два типа стратегий: 1) активные, ориентированные на разрешение проблем и приводящие к редукции симптомов эмоционального дистресса (самоконтроль, планирование разрешения проблем, позитивная переоценка и т. д.); 2) пассивные, направленные на редукцию эмоционального напряжения путем избегания, ухода от проблем, что, в конечном счете, приводит к нарастанию симптомов эмоционального дистресса.

Выделяют следующие способы проблемно-решающего поведения:

Конфронтация - я буду стоять на своем и отстаивать свою позицию. Дистанцирование - уйду, чтобы ничего не случилось. Самоконтроль - я стараюсь справиться со своими проблемами сам. Использование социальной поддержки - я обсуждаю проблему с окружающими .

Повышение ответственности - критикую свои действия или обучаюсь новым способам поведения.

Избегание - делаю все, чтобы отвлечься от проблемы, расслабиться, забыться.

Планирование разрешения проблемы - я думаю, что мне сделать. Позитивная переоценка ситуации - изменяю свое мнение о ситуации, нахожу в ней положительные стороны.

ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС

В начале воздействия стрессора наблюдаются переживания ужаса, отчаяния, глубокое аффективное сужение сознания, затрудняющее контакт с окружающими, двигательная заторможенность или бесцельное метание, а также вегетативные расстройства: бледность или покраснение кожи, потливость, сердцебиение, непроизвольное выделение мочи и кала. В результате взаимной индукции может возникнуть массовое аутодеструктивное поведение.

В течение первого часа после начала воздействия стрессора развивается состояние, для которого характерны: отход от ожидаемого социального взаимодействия, сужение внимания, очевидная дезориентировка, гнев или вербальная агрессия, отчаяние или безнадежность, неадекватная или бессмысленная гиперактивность, неконтролируемая и чрезмерная грусть. В это время возникают три

феномена:


  1. субъективное чувство сужения времени, когда все воспринимается как происходящее «здесь и сейчас», а прошлого и будущего нет;

  2. представление об отсутствии ресурсов для выхода из ситуации и
3) переживание угрозы на уровне смыслов ценностей.
При смягчении или удалении стресса симптомы ослабевают не ранее, чем через 8 часов, а при

сохранении стресса - не ранее, чем через 48 часов. Воспоминания об этом периоде не сохраняются, так как наступает диссоциативная амнезия. Острая реакция на стресс длится от 2 до 60 дней. Жертвы изнасилования и разбойных нападений долго не отваживаются выходить из дому без сопровождения. Могут быть последствия в виде злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами, а также суицидных попыток.

Психотерапия. Для того чтобы человек вышел из пассивной роли жертвы, необходимо восстановить у него чувство собственной активности, контроля над ситуацией. Задачей терапии является поддержка, проработка травмирующего материала, переоценка кризисной ситуации, изменение мировосприятия, повышение самооценки, выработка реалистической перспективы и активной жизненной позиции. Важно вернуть клиенту чувство компетентности за счет воспоминания о преодоленных трудных ситуациях и проектирования будущего, в котором можно использовать удачный прошлый опыт.

При этом психолог должен отслеживать возможные суицидальные тенденции и аффективные реакции, разряжать агрессию, переводя ее на себя. Поскольку он тоже находится под воздействием травмирующей ситуации, не стоит скрывать свою тревогу. Лучше попросить клиента поправить психолога, если он начинает навязывать что-то свое. Наиболее эффективна групповая форма терапии.

Е Lasogga, В. Gasch (1997) разработали следующие рекомендации по оказанию неотложной кризисной помощи.

Правила для сотрудников спасательных служб:


  1. Дайте знать пострадавшему, что вы уже рядом и что предпринимаются меры по спасению.

  2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.

  3. Осторожно устанавливайте телесный контакт: возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу.

  4. Говорите спокойно, не скрывая сострадания; выслушивайте внимательно и терпеливо, без упреков; спросите, чем вы можете помочь.
Правила для психологов:

  1. Прежде чем приступать к помощи, определите, кто из пострадавших в чем нуждается. Уделите этому 30 секунд при одном пострадавшем, около пяти минут - при нескольких пострадавших. Будьте готовы к среднему уровню возбуждения у пострадавшего (это нормально).

  2. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете . Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

  3. Займите положение на том же уровне, что пострадавший, возьмите его за руку или похлопайте по плечу. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной, не обвиняйте его.

  4. Расскажите пострадавшему, какая помощь будет ему оказана. Сразу скажите ему, что вы ожидаете от своей помощи и как скоро можно ожидать успеха. Расскажите о своей квалификации и опыте, чтобы пострадавший убедился в вашей компетентности.

  5. Дайте пострадавшему посильное поручение, чтобы он мог убедиться в способности самоконтроля.

  6. Дайте пострадавшему высказаться. Будьте внимательны к его чувствам и мыслям, пересказывайте позитивное.

  7. При расставании найдите себе замену и проинструктируйте этого человека о том, что нужно делать с пострадавшим.

  8. Привлеките людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания ему помощи. Инструктируйте их и давайте простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

  9. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
10. Снимайте возникшее у вас в процессе работы напряжение с помощью релаксации и

профессиональной супервизии.

Е.М. Черепанова (1995) описывает процедуру дебрифинга - группового обсуждения, нацеленного на минимизацию психических страданий. При этом применяются: расспрос, эмпатическое выслушивание, эмоциональное отреагирование, информирование, когнитивное структурирование, в результате чего у пострадавшего возникает чувство контроля происходящих событий. Дебрифинг является формой краткосрочной психологической скорой помощи, он проводится непосредственно на месте катастрофы и позволяет решать следующие задачи:

измерение интенсивности стресса команды; детальное обсуждение симптомов, обеспечение чувства защищенности и поддержки, мобилизация ресурсов; обеспечение информацией и формирование планов на будущее) и семь фаз.


  1. Вводная фаза. Ведущий представляет себя, свою команду, обозначает цели и задачи работы, определяет правила дебрифинга.

  2. Фаза контакта. Каждый человек кратко описывает то, что с ним произошло. Причем ведущий поощряет уточняющие вопросы членов группы, которые помогают восстановить объективную картину происшедшего.

  3. Фаза мыслей. Дебрифинг фокусируется на процессах принятия решений и мышления. Обсуждаются мысли, приходившие в голову во время события. Часто эти мысли кажутся неуместными, причудливыми, отражающими чувство страха.

  4. Фаза разочарования. Исследуются чувства, поэтому фаза эта наиболее длительная. Ведущему важно помочь людям рассказать о переживаниях, так как обсуждение их в группе может вызвать дополнительную поддержку, чувство общности и естественности реакций.

  5. Фаза симптомов. Обсуждаются реакции (эмоциональные, физические, когнитивные), которые люди пережили на месте действия, после его завершения, спустя какое-то время.

  6. Завершающая фаза. Ведущий обобщает реакции участников, пытается нормализовать состояние группы.

  7. Фаза адаптации. Обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления. Создается внутригрупповой психологический контекст, рассматриваются дальнейшие способы поддержки друг друга . Обсуждаются возможность и необходимость обращения к профессиональной помощи.
Пример (собственное наблюдение). Впечатлительная молодая таксистка попала в аварию. После этого при виде встречного грузовика она бросала руль и в панике закрывала лицо руками. Ночью ее преследовали кошмары. Стоял вопрос об увольнении и смене профессии.

Начальство дало ей недельный срок для лечения. Больная оказалась высоко гипнабельной. В гипнозе ей внушались сновидения, в которых она избегала столкновения со встречной машиной благодаря своим уверенным и автоматическим действиям. Такие же сновидения было внушено видеть в ночном сне. Было проведено три сеанса гипноза, но больная побаивалась садиться за руль. Перед выходом на работу приехала к врачу на грузовике и вместе с ним проехала по городу. Во время поездки находилась в самопроизвольном (постгипнотическом) трансе, реакция на дорожные ситуации была автоматической и безошибочной. Вышла из транса самостоятельно с чувством триумфа и уверенности в своих возможностях. Больше за помощью не обращалась.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

Внешние и внутренние раздражители, которые напоминают или символизируют какой-либо аспект травмирующего события, могут вызвать сильную психологическую и физиологическую реакцию. Характерны попытки избегать воспоминаний о травме, мест и людей, связанных с ней,

невозможность произвольно вспомнить важные аспекты травмы.

Наблюдается повышенная чувствительность и возбудимость, проявляющаяся в следующих симптомах (не менее двух): повышенная настороженность и бдительность, усиленная реакция на испуг, напряженность, раздражительность или вспыльчивость, повышение уровня бодрствования, затрудненное засыпание или тревожный сон, повышенная утомляемость. Снижаются интересы, сосредоточение и продуктивность, появляется ориентация на прошлое, нарушается чувство времени.

В течение года после стрессового воздействия в ситуации, напоминающей стрессовую или связанной с ней, навязчиво возникают чрезвычайно живые стойкие воспоминания (flash- backs - англ.) пережитого, которое находит свое отражение и в повторяющихся сновидениях. В состоянии опьянения и при пробуждении возможны диссоциативные эпизоды с переживанием деперсонализации-дереализации. Наблюдаются также обманы восприятия, чувства, мысли и действия, отражающие содержание травмы.

Пациенты испытывают чувства страха, беспомощности, горя, унижения, вины, стыда, злобы. Типичной защитой является общее притупление чувств: эмоциональная анестезия, чувство отдаленности от других людей, представление о кратковременности будущего с отсутствием длительной жизненной перспективы, потеря удовольствия от прежних увлечений, невозможность переживать радость, нежность, оргазм. Подавление эмоций приводит к их эпизодической разрядке в виде грубых , брутальных аффективных проявлений. Наступает отчуждение от близких, ухудшаются взаимоотношения на работе и в семье, легко возникают зависимость от психоактивных веществ (ПАВ) и суицидальные тенденции.

Описаны случаи с отставленными проявлениями расстройства, хронизацией его и патологическим развитием личности с депрессивными, возбудимыми и инфантильными чертами (Магомед-Эминов, 1998). Пациенты настроены недоверчиво и враждебно, общаются лишь с самыми близкими людьми. Они испытывают чувства внутренней пустоты и безнадежности, вызванные повышенной зависимостью от значимых других с невозможностью выразить негативные эмоции по отношению к ним. Характерно сочетание настороженности, нервозности, раздражительности и эмоциональной оглушенности с чувством собственной измененное™ и инакости по сравнению с остальными людьми с отчуждением от них. Наблюдается отчетливое социальное снижение, отрицательное воздействие на близких и стойкое субъективное страдание. Часто развивается зависимость от психоактивных веществ и склонность к саморазрушающему поведению.

В происхождении ПТСР играют роль такие факторы, как столкновение со смертью, внезапность, отсутствие похожего опыта, недостаток контроля и информации, трудности моральных выборов при спасении собственной жизни и жизни других, утраты близких, тревога за пропавших без вести. Большое значение могут также иметь стыд за свое поведение во время стресса, поражающий масштаб разрушений, ухудшение жизненной ситуации, необходимость приспособиться к новой среде обитания.

ПТСР возникает, в частности, у родственников суицидентов и врачей , которые их лечили.

Выделено пять типов факторов, определяющих реакцию врача на самоубийство больного.


  1. Особенности взаимоотношений: характеризуются зависимостью, нарциссизмом или амбивалентностью.

  2. Обстоятельства времени: если врач пережил ряд суицидов пациентов в течение короткого промежутка времени.

  3. Особенности значимых жизненных обстоятельств: если врач в прошлом испытал осложненное горе, депрессию или в детстве столкнулся с потерей родителей.

  4. Особенности личности: настоятельное стремление во что бы то ни стало быть сильным и контролировать происходящее, а также трудности осознания собственных чувств.
5. Средовые обстоятельства: отсутствие возможности обсудить случившееся с другими.
Психотерапия. Учитываются психодинамические механизмы, лежащие в основе происхождения

ПТСР. Тревога блокирует бессознательные конфликты Суперэго, воссоздает тревожное состояние и пытается преодолеть его. Защитные механизмы: регрессия, подавление, отрицание, девальвация.

В посттравматической терапии используется 4-шаговый подход.


  1. Нормализация реакции людей на катастрофу (людей информируют о симптоматике и течении стрессовых реакций, тем самым дается разрешение иметь «нормальные» для такой ситуации симптомы; это ослабляет тревогу и связанные с ней симптомы).

  2. Поощрение выражения тревоги, гнева и других отрицательных эмоций (людям дают
выговориться, отреагировать и разделить переживания с товарищами по несчастью; в результате уменьшается аффективное напряжение, структурируются и лучше контролируются эмоции, активизируется целенаправленная деятельность).

  1. Обучение навыкам самопомощи - в первую очередь умению справляться со стрессом.

  2. Обеспечение помощи (людей направляют к другим специалистам для получения специальной и долговременной помощи).
А.Л. Пушкарев с соавт. (2000) выделяют в посттравматической психотерапии три этапа:

  1. установление доверительного безопасного контакта, дающего право на «получение доступа» к тщательно охраняемому травматическому материалу;

  2. терапия, центрированная на психотравме, с исследованием травматического материала, работа с избеганием, отрешенностью и отчужденностью;

  3. стадия, помогающая человеку отделиться от травмы и воссоединиться с семьей, друзьями, обществом.
При работе с жертвами сексуального насилия Салли Брукер (см. Родина, 2001) выделяет следующие стадии исцеления.

  1. Решение вылечиться - в этой стадии необходимо создать безопасное эмоциональное пространство, определить состояние психического и соматического здоровья пациента.

  2. Стадия кризиса - оживляя пережитое, пациент переживает сильную боль и нуждается в максимальной поддержке. Полезно предупредить пациента: «Правда вас освободит, но сначала сделает совершенно несчастным». Следует выявить и проработать тему самоубийства.

  3. Вспоминание - важно, чтобы клиент вспоминал столько, сколько может выдержать.

  4. Вера - клиент нуждается в том, чтобы поверить себе и своим воспоминаниям.

  5. Нарушение молчания - клиенту не хочется вновь переживать тяжелые чувства, он стыдится консультанта, боится испугать его. Можно ободрить его словами: «Чем больше вы рассказываете о пережитом, тем меньше негативной энергии остается, вам становится легче».

  6. Снятие с себя вины за случившееся - человек может винить себя в том, что недостаточно активно защищался, или в том, что в момент насилия испытал приятные ощущения. Необходимо помочь клиенту снять с себя ответственность за случившееся.

  7. Поддержка «внутреннего ребенка» - контакт с «раненым внутренним ребенком» устанавливается с помощью рисования, двигательных игр в группе и т. п.

  8. Возвращение доверия к себе - определяются и восстанавливаются личностные границы клиента, которые были нарушены насилием; восстанавливается самооценка.

  9. Оплакивание того, что было утрачено в момент насилия: детства, семьи (в случае инцеста), девственности, доверия к людям, чувства безопасности и т. д.

  1. Гнев - в это время освобождается долго сдерживаемая злость.

  2. Вскрытие и конфронтация - гнев направляется на насильника с помощью составления послания или разыгрывания психодрамы.

  3. Прощение - имеется в виду прощение себя, а не насильника; смысл прощения - отпустить насильника от себя.

  4. Разрешение и движение дальше - это момент, когда человек чувствует, что ему удалось включиться в жизнь.
Своевременная кризисная поддержка в остром периоде купирует симптоматику и предотвращает ее хронизацию. Сопутствующие фобические симптомы ликвидируют с помощью когнитивно-поведенческой терапии: применяется прогрессивная релаксация, градуированное погружение в стимульный материал, контроль иррациональных мыслей. В дальнейшем может понадобиться краткосрочная психодинамическая терапия, направленная на коррекцию личностных структур, ответственных за индивидуальную предрасположенность к ПТСР. По возможности следует избегать госпитализации во избежание развития рентных установок и психической инвалидизации. В организации поддерживающей психотерапии большую роль играет семья и ближайшее окружение пострадавшего.

Пример (Вартанян, 1996). 11-летняя Мари доставлена на консультацию матерью, которая рассказала, что год назад семья пережила землетрясение в Спитаке. Мать получила повреждение позвоночника, и дочь помогла ей выбраться из завала. Девочка во сне кричит и плачет, иногда ходит, и разбудить ее в это время не удается. На приеме пациентка сидит с отсутствующим видом, выражение лица безучастное, взгляд тусклый, голос тихий, монотонный. Повторяет все сказанное матерью, как выученный урок. Подробности землетрясения и своего участия в спасении матери излагает формально,

очень по-деловому. Видит во сне, как за ней гонятся турки, чтобы убить или украсть. С наступлением темноты напряженно ожидает преследования турок. Подобное состояние у девочки уже было в 4 года после похорон дяди, во время которых мать на глазах у дочери упала в обморок. Тогда девочка по ночам вскакивала и кричала, мать брала ее к себе в постель; обращалась к знахарю, чтобы «вывести страх». В процессе психодинамической терапии Мари осознала свой страх смерти матери, пережитый в 2 года, когда девочка сидела на коленях у матери, а пьяный отец ударил жену ножом. Образ турка связан с исторической памятью о турецком геноциде.

СУИЦИДООПАСНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Это вопрос для эмбриона, не для мужчины.

Сэмюэл Джонсон

Суицидоопасные реакции дезадаптации связаны с воздействием объективно и субъективно значимых факторов среды, вызывающих фрустрацию жизненно важных потребностей и порождающих состояние психологического кризиса. Дезадаптация носит количественный характер и заключается в ограничении возможности личности справляться со своими социальными функциями, изменении поведения в микросоциальном окружении и негативно окрашенных психологических переживаниях. Характерны фиксация внимания на кризисной проблеме, связь состояния с изменением ситуации, сохранение работоспособности. Суицидальная опасность реакций определяется резкостью снижения конструктивного планирования будущего и проявляется в форме переживания безнадежности .

Исследованные нами пациенты Кризисного стационара с реакциями дезадаптации отличались высоким суицидальным риском: из 80 человек попытку самоубийства перед поступлением совершили 59 человек (74%). По категории личностного смысла покушения на самоубийство распределились следующим образом: по типу протеста - 27 (45%), призыва - 11 (19%), избежания - 11 (19%), отказа - 10 (17%). Из способов самоубийства преобладало самоотравление - у 44 человек (74%), особенно среди женщин - у 26 из 32 пациенток этой группы (82%). Лишь 2 человека совершали попытку самоубийства ранее (более одного года до поступления), что свидетельствует об отсутствии хронического суицидального риска у пациентов с реакциями дезадаптации. Утрата или угроза утраты жизненно важной ценности возникала, как правило, неожиданно для пациента. Актуальной сферой конфликта чаще всего выступала семейная сфера - в 35 случаях (44%), реже - интимно-личная сфера, игравшая ведущую роль у 25 пациентов (31%). В остальных 20 случаях (25%) наблюдалась комбинация сфер конфликта, а также дезадаптация в учебно-профессиональной, административно-правовой и коммунально-бытовой сфере. Продолжительность актуальности суицидальных тенденций достигала двух месяцев.

Подобные реакции давали практически здоровые люди, которые обладали более широким диапазоном реагирования по сравнению с патологическими типами личности. Акцентуация характера была выявлена у 47% пациентов данной группы, однако корреляции меду типом акцентуации и формой реакции установить не удалось, отмечалось лишь заострение характерологических особенностей пациентов в процессе развития у них психологического кризиса.

Для формирования того или иного варианта суицидоопасной реакции большее значение имел не склад характера, а такие факторы, как степень выносливости к фрустрации вообще; место, занимаемое фрустрированной потребностью в системе ценностей; состояние энергетических ресурсов индивида; особенности межличностных отношений со значимыми другими лицами из ближайшего окружения . В соответствии с преобладанием аффективного, когнитивного или поведенческого компонента кризисного состояния различаются три суицидоопасные реакции дезадаптации: реакция оппозиции, пессимистическая реакция и реакция демобилизации.

Реакция оппозиции возникает в качестве протеста против действий значимых других лиц и характеризуется выраженной экстрапунитивной (карательной - англ.) позицией личности, высокой степенью агрессивности, резкостью отрицательных оценкой окружающих и их деятельности. Ауто-агрессивные тенденции возникают на высоте аффекта обиды, гнева, как правило, вслед за гетероагрессивными высказываниями, вплоть до гомицидных (лат. homo человек, caedere убивать). Преморбидно высокое самоуважение пациентов снижается под влиянием суицидогенной установки типа: «унижение хуже смерти». Актуальную для них кризисную ситуацию они воспринимают генерализованно, заявляя, что не хотят жить в мире, где царит несправедливость. В то же время реализация гомицидных тенденций является для этих пациентов невозможной из-за свойственного им высокого уровня социализации.

Из 40 пациентов с реакцией оппозиции по поводу суицидной попытки наблюдались 32 человека

(80%). Пресуицидальный период в подавляющем большинстве случаев - у 24 пациентов (75%) был кратковременным - менее одной недели. Наиболее частыми мотивами суицидального поведения были протест и отказ, в качестве способа самоубийства чаще всего избиралось самоотравление. В 26 случаях (83%) наблюдались аналитический и манипулятивный постсуицидальный период, что было связано с сохранением актуальности конфликтов. Общая продолжительность суицидоопасной реакции (от момента воздействия психотравмы до исчезновения суицидальных тенденций) была сравнительной недолгой и в среднем составляла три недели.

Пессимистическая реакция развивается в ситуации необратимой утраты значимого лица или других доминирующих ценностей. Ее отличительными признаками являются негативная оценка настоящего, будущего и собственных возможностей; исчезновение смысла жизни. Выражены соответствующие изменения мироощущения, мировосприятия, суждений и оценок, видоизменения системы ценностей, которые приводят к формированию негативных концепций ситуации, оценивающейся как реально или потенциально неблагоприятная. Подобное восприятие вызывает стойкое снижение уровня оптимизма и препятствует продуктивному планированию деятельности в будущем. Вторично снижается самооценка, нарастает ощущение недостаточности собственных возможностей.

Пациенты отличаются склонностью к самоанализу, пессимистическим выводам при интерпретации различных жизненных событий. Указанные особенности приводят к преобладанию когнитивного компонента в развитии пессимистической реакции. Упомянутый компонент включает негативно окрашенные представления о собственной ненужности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, пессимистический вывод о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей. Подобные представления не вытекают из болезненно измененного настроения, а наоборот, предшествуют ему и целиком обуславливаются особенностями когнитивной сферы, тенденцией к формированию неадаптивных установок. Указанные установки тесно связаны с представлениями о большей, чем собственная жизнь, значимости семейно-личных, социально-престижных и прочих ценностей.

В данной подгруппе из 25 человек суицидальные попытки наблюдались перед поступлением у 17 человек (68%); пресуицидальный период был сравнительно длительным, в среднем три недели. По категориям личностного смысла пациенты распределялись следующим образом: призыв - у 9 человек, у остальных 8 человек - избежание и отказ. Наиболее частым способом самоубийства было самоотравление , причем большими дозами лекарственных препаратов. После суицидальной попытки у наблюдавшихся пациентов длительно, в среднем три недели сохранялся высокий суицидальный риск, что было связано с особенностями их когнитивной сферы. У 10 человек наблюдался аналитический тип постсуицида, у остальных семи - суицидально-фиксированный и критический.

Реакция демобилизации отличается наиболее резкими по сравнению с вышеописанными суицидоопасными реакциями изменениями в коммуникативной и мотивационно-волевой сфере. Наблюдается отказ от привычных контактов или их значительное ограничение, что вызывает устойчивые переживания одиночества, беспомощности, безнадежности. Характерен также частичный отказ от деятельности, причем ее продуктивность падает и не удовлетворяет самого пациента, усугубляя душевный дискомфорт, переживания отверженности и изоляции.

Данная реакция возникает обычно у лиц молодого возраста, отличающихся психической незрелостью, низкой сопротивляемостью к фрустрации, тенденцией к «уходу» или «избежанию» в сложных жизненных обстоятельствах. У пациентов сравнительно легко возникает чувство краха, «жизненного провала», сопровождающееся снижением побуждений и волевых усилий, направленных на ликвидацию конфликта. Из-за отсутствия активного стремления к достижению цели любые попытки изменить жизненную ситуацию кончаются неудачей, что приводит к сужению представлений о надежных средствах разрешения психологического кризиса и дальнейшему его углублению.

Из 15 пациентов этой подгруппы суицидные попытки совершили перед поступлением 10 человек (67%). Пресуицидальный период был кратковременным и в большинстве случаев не превышал двух недель; вся реакция в среднем длилась 4 недели. Основными мотивами суицидального акта были избежание и отказ. Способы самоубийства избирались сравнительно тяжелые: большие дозы сильнодействующих веществ, самопорезы, самоповешение, комбинированные способы. В большинстве случаев наблюдался аналитический и суицидально-фиксированный тип постсуицида, что было связано с отсутствием у пациентов способов преодоления своей несостоятельности в ведущей для них жизненной сфере.

Суицидом называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если последний знал об ожидавших его результатах. Можно выделить следующие черты, характеризующие данное явление:1. Общей целью суицида является нахождение решения. Прежде всего, суицид не является случайным действием. Он никогда не будет бессмысленным или бесцельным. Самоубийство является решением проблемы, дилеммы, брошенного кому – либо вызова, выходом из затруднений, психологического кризиса или невыносимой ситуации.Цель каждого суицида состоит в поиске разрешения проблемы, стоящей перед человеком и причиняющей ему страдания. Чтобы понять причину самоубийства, нужно прежде всего знать проблемы, решить которые он предназначен.2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания. Своеобразным образом суицид является одновременно движением к чему – то и бегством от чего – либо. То, к чему движется человек, общая практическая задача суицида состоит в полном прекращении сознания невыносимой душевной боли. У отчаявшегося человека возникает мысль о возможности прекращения сознания как ответе или достойном выходе из невыносимой ситуации при наличии у него чрезмерного душевного волнения, сильного уровня тревоги и высокого летального потенциала – трёх обязательных составных частей суицида, - после этого возникает инициирующая искра, провоцирующая начало активного суицидального сценария.3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль. Если прекращение потока сознания – это то, к чему движется суицидальный человек, то душевная боль – это то, от чего он стремиться убежать. Никто не совершает самоубийства от радости: его не может вызвать состояние блаженства. В клинической суицидологии является правилом: снизьте интенсивность страдания и человек выберет жизнь.4.Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. Суицид следует понимать не как необоснованный поступок – любое самоубийство на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определённом круге проблем кажется логичным человеку, – а как реакцию на фрустрированные психологические потребности человека. Прежде всего, суицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. 5.Общей суицидальной эмоцией является беспомощность – безнадежность. В суицидальном состоянии возникает преобладающее чувство беспомощности – безнадежности: «Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства) и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю) ». 6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. Амбивалентность является совершенно естественным состоянием при самоубийстве: человек чувствует, что должен совершить его, и одновременно желает и даже планирует посторонние вмешательства.7. Общим состоянием психике при суициде является сужение когнитивной сферы. Суицид можно охарактеризовать как преходящее аффективное сужение сознания с ограничением использования интеллектуальных возможностей. 8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). Эгрессией называется преднамеренное стремление человека удалиться из зоны бедствия или места, где он пережил несчасть,(уход из дома или семьи, увольнение с работы). Самоубийство является предельным, окончательным бегством. Смыслом самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций: действием, приводящим к этому, и является бегство.9. Общим коммуникативным действием является сообщении о своем намерении. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, несмотря на амбивалентное отношение, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, взывают о помощи, ищут возможности спасения. 10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения в течение жизни. Т о самоубийство можно понимать как действия человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определенных эмоциональных и психологических состояний.