Как открыть скрытые возможности мозга. Человек с половиной мозга

Немного истории: в 1941 году в поселке Кисегач Челябинской области, на берегу тихого озера развернулся военный госпиталь восстановительной медицины. Сюда привозили бойцов, получивших ранения в голову, которые так или иначе затрагивали и повреждали структуру головного мозга. Там проходили одновременно и исследования, и реабилитация раненных бойцов, каждый их которых становился для врачей очередной загадкой, требующей все новых и новых знаний о мозге.

Вот лишь один из примеров. Лейтенант Засецкий был ранен в теменно-затылочную область. После его осмотра А. Лурия был в некотором замешательстве: раненный молодой человек был полон сил, но с трудом подбирал нужные слова, разучился писать и читать, а картина мира, который его окружал, рассыпалась перед ним на множество отдельных, не связанных между собой элементов. Но при этом – абсолютная сохранность силы воли, стремление жить и развиваться, переживание чувств во всей их полноте и выразительности!

Этот и подобные им случаи помогли ученым составить максимально полную картину того, как устроено и функционирует человеческое сознание, и понять невыразимо обширные компенсаторные возможности человеческого мозга.

Впрочем, пожалуй, все же самым важным был успешный опыт выздоровления сотен и сотен бойцов и возвращения их к нормальной жизни.

Такая «скучная» серо-белая картинка

Вот перед медиками лежит вынутый из черепной коробки головной мозг человека. Что они видят? Почти унылую из-за своей бесцветности серо-белую картинку – серого цвета кора и серо-белые подкорковые образования. Но стоит узнать лишь некоторые скудные факты об этом удивительнейшем органе человеческого тела, как, становится ясно, что мозг по своей таинственности и сложности вполне может конкурировать с космосом.

Судите сами:

  • Головной мозг человека состоит из полутора миллиардов нервных клеток;
  • В случае разрушения какой-либо части мозга, ее функции способна принять на себя другая мозговая структура;
  • Закономерности развития мозга позволяют делать заключение о том, какие функции у человека развиваются успешнее других, а какие отстают в своем развитии от понятия «норма».

Совет 1

Нельзя улучшать то, в чем не разбираешься. Читайте о работе мозга, стремитесь понять принципы его работы. Определите для себя важные направления развития своих познавательных способностей и изучите закономерности их развития.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок когнитивных способностей по индивидуальной программе

Три главные услуги головного мозга

Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:

  1. поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
  2. прием, переработка и хранение информации , поступающей из внешнего мира;
  3. программирование, регуляция и контроль деятельности человека.

Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?

Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.

Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.

Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:

  • нарушение обмена веществ в организме;
  • расстройства жирового обмена;
  • нарушение работы гипофиза,
  • заболевания эндокринных желез.

У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.

Совет 2

Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции , обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.

Мозг собирает «паззлы»

Знаете ли вы, при каких условиях мозг «впадает в сон»? Это случается, когда резко уменьшается поток внешних сигналов. Энергетический блок как бы интегрирует обмен веществ в организме и поступающие в него внешние сигналы. И если нет сигналов, то нет тонуса.

Но вот в мозг поступают сигналы о предметах вокруг. Мозг улавливает:

  • цвет,
  • форму,
  • расстояние,
  • размер,

но пока еще только как неясные размытые образы. Чтобы их распознать, необходимо пропустить эти сигналы на принципиально иной уровень, или иначе, из «первичной зрительной коры» они должны попасть во «вторичную зрительную кору».

Электрод, прикоснувшийся к первичной коре, вызовет у человека лишь вспышки образов – искры, линии, круги, молнии… А прикоснувшись к вторичной коре, он породит вполне узнаваемые картины – лица, предметы и даже целые сюжеты.

Не все образы, фиксированные первичной корой, перерабатываются человеком до уровня, на котором их можно распознать. Не с этим ли связан феномен интуиции? Мы не можем внятно объяснить своих предчувствий и размытых предвидений, но при этом отдаем себе отчет, что они несут в себе для нас какую-то важную информацию.

Совет 3

Развивайте образное мышление! Научитесь оперировать образами-картинками, получившим в психологии название «представлений». Помогите своему мозгу в полной мере использовать скрытые ресурсы вторичной зрительной коры.

Основую работу, связанную с

  • узнаванием картины мира,
  • называнием предметов (а, следовательно, с речью),
  • синтезом целостной модели из отдельных разрозненных «паззлов»

выполняет «третичная зрительная кора». Это ее заслуга, что наш мозг строит для нас целостный образ окружающего мира, где мы

  • видим, как размещены и связаны друг с другом разные объекты,
  • можем отслеживать их перемещение,
  • определяем их местоположение и сравниваем друг с другом.

А главное – мы можем давать предметам названия и, таким образом, транслировать друг другу свои персональные картины мира. Отрывая слово от предмета, который оно обозначает, мы формируем абстрактные слова, слова-понятия.

Мы слышим слово «яблоко», и каждому из нас понятно, о каком предмете идет речь. Но, если заглянуть в модели мира разных людей, то мы обнаружим, что каждый увидел «свое» яблоко:

  • побольше или поменьше,
  • зеленое или красное,
  • «антоновку» или «ранет»…

Чем сильнее слово привязано к образу, тем, увы, ниже уровень понятийного мышления, тем труднее даются абстрактные суждения. Такие, например, как решение сложных математических уравнений.

Совет 4

Развивайте свой понятийный аппарат и тренируйте свое абстрактное мышление! Вы теперь знаете, что это функция совершенно другой зоны мозга. Вторичная и третичная кора несут каждая свою нагрузку, поэтому развитие одной, отнюдь, не гарантирует успешного развития другой.

Речь нужна человеку не только для того, чтобы обмениваться информацией с другими людьми. Разговаривать, слушать, получать новые сведения от других, самому выражать свою позицию – это лишь видимая часть того, что обеспечивает нам наша речь.

Третичная кора и два важнейших мозговых центра – двигательный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вернике – делают для нас значительно более важную работу. Они помогают нам думать! Именно слова организуют наш внутренний мир. Это ими мы описываем в мозгу все, что воспринимаем. Внешний мир – материален и независим от нашего мировосприятия, а внутренний мы выстраиваем для себя сами. И чем больше средств для этого имеется в нашем распоряжении, тем точнее, детальнее, подробнее, будет модель мира, созданная нашим мозгом.

Вы ведь не хотите без конца повторять любимую фразу не очень успешных студентов «Я как собака: все понимаю, а сказать не могу»?

Тогда обратите внимание на следующую особенность устройства мозга: за восприятие речи и за проговаривание отвечают разные мозговые центры . Они даже отстоят друг от друга в некотором отдалении: двигательный — в затылочной зоне, а сенсорный (воспринимающий речь) в височной.

Читая, слушая и внимая, вы загружаете, а значит, тренируете только центр восприятия речи. И далеко не факт, что вы сможете потом легко воспроизвести прочитанное и услышанное. Рассуждение типа «Если я это узнал, то я смогу про это рассказать» — не более, чем распространенная иллюзия. Двигательный центр речи, все это время не задействованный, не встрепенется вот так, ни с того, ни с сего, и не поможет вам ярко и красочно пересказать то, что вы знаете.

Совет 5

Хотите легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное !

Если бы не было этого третьего мозгового блока, мы были бы способны лишь реагировать на окружающую среду и свои потребности:

  • голодно – ищем еду,
  • холодно – кутаемся,
  • страшно – пускаемся наутек.

Но человек – активное существо. И это, благодаря расположенным в передних отделах больших полушарий коры мозговым структурам, отвечающим за программирование и контроль наших действий.

О важности для человека активной произвольной деятельности, ее программирования, организации и самоконтроля говорят два факта:

  • участки мозга, отвечающие за активную организацию деятельности, формируются намного в более позднем возрасте, чем какие-либо иные;
  • только за эти три функции отвечает 1/3 всей массы головного мозга.

Итак, перед человеком открываются такие возможности мозга, которые делают его хозяином своей судьбы в самом широком смысле этого слова.

Кстати, сохранность именно этих участков позволила лейтенанту Засецкому впоследствии заново овладеть всеми познавательными функциями, что были утрачены им вследствие ранения. Вот откуда у него были и настойчивое стремление вылечиться, и жажда открывать для себя мир заново.

Слабая воля и лень, жизнь в режиме реагирования, поведение по реактивному типу – все это лишь результаты личностных качеств. Мозг тут вовсе ни при чем, если нет функциональных расстройств или поражений его лобных долей. Тренировка произвольного внимания, целенаправленного поведения, усидчивости и упорства – могучие помощники вашему мозгу – созидающему и контролирующему органу.

Совет 6

Тренируйте свою настойчивость, развивайте активное отношение к жизни, старайтесь не утратить с годами любопытства, любознательности, любви к открытиям и готовности осваивать новые знания !

Регистрация электрических потенциалов мозга позволила выявить следующую закономерность: каждая умственная деятельность приводит к тому, что в лобных долях приходят в возбуждение сразу множество синхронно работающих участков. Привычная работа, не содержащая в себе никаких новых интеллектуальных вызовов, — плохой помощник в сохранении эффективной мозговой деятельности на протяжении всей жизни человека.

Совет 7

Хотите «расшевелить» свой мозг – найдите для него умственную задачу . Решая кроссворд, планируя свои действия, сравнивая и делая осознанный выбор, вы развиваете способности человеческого мозга справляться с умственной работой быстрее и качественнее.

И напоследок, еще один важный факт: все три блока мозга работают в самом тесном взаимодействии. Разорвать их между собой можно либо искусственно, делая это в научных целях, и создавая для этого условные описательные модели функционирования каждого блока, либо это может происходить в силу глубоких функциональных расстройств. В жизни человека, здорового и нормально развивающегося, вся работа мозга – это единая синхронизированная работа одновременно многих мозговых структур. Тренировать способности своего мозга и таким путем стать умнее, рассудительнее, внимательнее многих других – это вполне реальный и продуктивный путь для каждого человека.

Совет 8

Воспользуйтесь тренировочными возможностями сайта Викиум . Упражнения выстроены в соответствии с описанными выше закономерностями работы нашего головного мозга.

Академик Н. БЕХТЕРЕВА.

Крамольные идеи, изложенные в этой
статье, - они и есть крамольные,
но других пока нет и,
может быть, не будет.
А впрочем... Все бывает.

Н. П. Бехтерева

Бехтерева Наталья Петровна - действительный член (академик) Российской академии наук.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский психиатр, морфолог и физиолог.

Детектор ошибок.

Тест "Детекция смысловых и грамматических признаков речи". Гистограммы импульсной активности нейронов определенных зон (полей Бродмана) мозга человека при выполнении теста.

Особенности сверхмедленных физиологических процессов, которые в головном мозге человека связаны с формированием эмоциональных реакций и состояний, у больной паркинсонизмом.

ХХ век оказался веком взаимообогащающих изобретений и открытий в самых разных областях. Современный человек прошел путь от букваря до Интернета, но тем не менее не справляется с организацией сбалансированного мира. Его "биологическое" во многих уголках мира, да иногда и глобально торжествует над разумом и реализуется агрессией, такой выгодной в малых дозах, как активатор возможностей мозга, такой разрушительной в больших. Век научно-технического прогресса и век кровавый... Мне кажется, что ключ перехода от века кровавого к эпохе (веку?) процветания спрятан под несколькими механическими защитами и оболочками, на поверхности и в глубине мозга человека...

ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало используется в воспитании и обучении. Человек как индивидуум уже пользуется достижениями фундаментальных наук о мозге. Человек как член общества имеет еще мало "профита" и для себя и для общества, что связано в большой мере с консерватизмом общественных устоев и трудностью формирования общего языка между социологией и нейрофизиологией. Здесь имеется в виду перевод достижений в изучении закономерностей работы мозга с языка нейрофизиологии в приемлемую для воспитания и обучения форму.

Попробуем же разобраться, находимся ли мы "на пути" к мистической мудрости "Шамбалы" (сказочная страна мудрецов в Тибете. - Прим. ред. ), если находимся, то где? Единственный надежный путь к необходимой и достаточной мудрости в межличностных, личностно-общественных и межобщественных отношениях, рационально-реальный путь к "Шамбале" лежит через дальнейшее познание законов работы мозга. Путь к этому знанию человечество прокладывает совместными усилиями нейрофизиологии и нейропсихологии, укрепленных сегодняшними и завтрашними технологическими решениями.

ХХ век унаследовал и развил данные и представления о базисных механизмах работы мозга (Сеченов, Павлов), в том числе и мозга человека (Бехтерев). Комплексный метод изучения мозга человека и технологический прогресс в медицине в ХХ веке принес и наиболее крупные достижения в познании принципов и механизмов работы мозга человека. Сформулированы формы организации мозгового обеспечения интеллектуальной деятельности человека, надежности функционирования его мозга, механизма устойчивых состояний (здоровья и болезни), показано наличие в мозгу детекции ошибок, описаны ее корковые и подкорковые звенья, обнаружены разные механизмы собственной защиты мозга. Значение этих открытий для понимания возможностей и ограничений здорового и больного мозга трудно переоценить.

Возможности мозга интенсивно изучаются и будут изучаться, на пороге стоит задача открытия (или закрытия?) мозгового кода мыслительных процессов. Мозг человека заранее готов ко всему, живет как бы не в нашем веке, а в будущем, опережая сам себя.

Что же мы знаем на сегодня о тех условиях, тех принципах, на основе которых реализуются не только возможности, но и сверхвозможности мозга человека? И что же такое его защитные механизмы, сверхзащита, а может быть, и запреты?

Однажды - а во сверхускоряющемся беге времени, пожалуй что и давно - уже больше тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, мой сотрудник Владимир Михайлович Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. Скажем так: до стимуляции этой, вполне определенной точки мозга (знаю, но не скажу какой!) больной запоминал 7+ 2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Железное правило: "каждому данному больному - только то, что именно ему показано". Мы не знали тогда, как "вернуть джинна в бутылку", и не стали с ним заигрывать, а активно подтолкнули к возвращению - в интересах больного. А это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга!

О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота.

В наблюдении В. М. Смирнова приведено как бы обратное событие по сравнению с теми, о которых упоминается далее, однако, может быть, в нем есть и ответ на еще не сформулированный здесь вопрос к мозгу: что же и как обеспечивает сверхвозможности? Ответ и ожидаемый и простой: в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Простой, ожидаемый, но - неполный. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял". Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально.

Таким образом, сверхвозможности бывают исходные (талант, гений) и могут при определенных условиях оптимального эмоционального режима проявляться в форме озарения с изменением режима (скорости) времени и в экстремальных ситуациях тоже, по-видимому, с изменением режима времени. И, что самое важное в наших знаниях о сверхвозможностях, они могут формироваться при специальном обучении, а также в случае постановки сверхзадачи.

Жизнь столкнула меня с группой лиц, которые под руководством В. М. Бронникова обучаются многому, в частности видеть с закрытыми глазами. "Мальчики Бронникова" получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего способности к альтернативному (прямому) видению. При объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) такое обучение проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. "Условно-патологические", по-видимому, в условиях собственных, специальных мозговых механизмов защиты.

Количественное накопление данных о возможностях и запретах мозга, о двуединстве - по крайней мере многих, если не всех его механизмов, - сейчас на грани перехода в качество - на грани получения возможности целенаправленного формирования человека сознательного. Однако переход от познания закономерностей природы к разумному пользованию ими не всегда быстрый, не всегда легкий, но всегда тернистый.

И все же, если подумать об альтернативах - жизнь в ожидании нажатия кнопки ядерного чемодана, экологической катастрофы, глобального терроризма, понимаешь, что, как бы ни был труден этот путь, он - наилучший: путь формирования человека сознательного и, как следствие, общества и сообществ людей сознательных. А формировать человека сознательного можно только на основе знания принципов и механизмов работы мозга, его возможностей и сверхвозможностей, механизмов защиты и пределов, а также понимания двуединства этих механизмов.

Итак, каковы же эти двуединые механизмы мозга, два лица Януса, о чем здесь идет речь? Сверхвозможности и болезнь, защита, как разумный запрет, и болезнь и многое, многое другое.

В идеальном варианте пример сверхвозможностей - это долго живущие гении, умеющие принимать правильные решения по минимуму введенной в сознание информации и не сгорающие из-за наличия у них адекватной собственной защиты. Но как часто гений как будто бы "пожирает" себя, как будто бы "ищет" конца. Что это? Недостаток собственной защиты мозга как "внутри" обеспечения одной функции, так и во взаимодействии различных функций? А может быть, ее, эту защиту, можно формировать, усиливать - особенно с детства, распознав в способном ребенке задатки интеллектуальных сверхвозможностей?

В течение многих десятилетий и даже веков обучение практически важным знаниям шло при воспитании (закреплении в памяти моральных ценностей) и тренировке памяти. Загадка памяти до сих пор не решена, несмотря на Нобелевские премии в области медицины. А значение раннего формирования "морального" базиса памяти (хотя так это и не называется) для общества было очень велико, у подавляющего большинства сначала детей, а затем взрослых заповеди превращались в мозгу в затверженную матрицу - ограду, не позволяющую преступать их, практически определяющую поведение человека и больно наказывающую преступившего. Муки совести (если она сформировалась!), трагедия раскаяния - все это, активированное через детекторы ошибок, ожившее в мозгу преступившего, вместе со "страшными карами", обещанными уже в раннем детстве за преступление заповедей, в обществе в целом работали сильнее судебных взысканий. В реальной сегодняшней жизни многое, в том числе "страшные кары", муки совести и т. д., мягко говоря, трансформировалось, да и в прошлом останавливало далеко не всех. Пренебрегая запретами матрицы памяти, заложенными в прошлых поколениях и не закладываемыми сейчас, человек шагает к свободе и духа, и криминала.

В случае, о котором говорилось выше, память работала прежде всего как механизм запрета или, если хотите, как механизм "локального невроза". Но если о матрице памяти в мозге ничего не знали, да так ее и не называли, то к самой памяти как к главному механизму, позволяющему нам выживать в здоровье и болезни, в старом варианте обучения все же относились куда более бережно, чем сейчас.

Память уже с раннего детства формирует матрицы, где далее работают автоматизмы. Тем самым она освобождает наш мозг для переработки и использования огромного информационного потока современного мира, поддерживая устойчивое состояние здоровья. Но память сама нуждается в помощи, и особенно важно заранее помочь ее наиболее хрупкому механизму - считыванию. И раньше это, по-видимому, осуществлялось при большом объеме заучивания наизусть и особенно - трудно заучиваемой прозы мертвых языков. Память, "задвинув" и "задвигая" в автоматический режим все стереотипное, все снова и снова освобождает, открывает нам огромные возможности мозга. Надежность этих огромных возможностей определяется многими факторами, и важнейшие из них - ежедневная постоянная тренировка мозга любым и каждым фактором новизны (ориентировочный рефлекс!), многозвеньевой характер мозговых систем, наличие у этих систем при обеспечении нестереотипной деятельности не только жестких, то есть постоянных звеньев, но и звеньев гибких (переменных) и многое другое. В процессе создания условий для реализации возможностей и сверхвозможностей мозга те же механизмы - и прежде всего базисный механизм - память - выстраивают частокол защиты и, в частности, защиты человека от самого себя, биологического в нем, его негативных устремлений, а также от различных экстренных жизненных ситуаций.

Это - ограничительная роль матрицы памяти в поведении ("не убий"...). Это - и ее избирательный механизм ограничений, механизм выявления ошибок.

Что это за механизм защиты от ошибок, ограничения, запрета - детектор ошибок? Мы не знаем, дарит ли природа этот механизм человеку с рождения. Но скорее всего - нет. Мозг человека развивается, обрабатывая поток (приток!) информации, адаптируясь к среде методом проб и ошибок. При этом в обучающемся мозге наряду с зонами, обеспечивающими деятельность за счет активации, формируются зоны, реагирующие избирательно или преимущественно на отклонение от выгодной, "правильной в данных условиях" реакции на ошибку. Эти зоны, судя по субъективной реакции (тип беспокойства), связаны с входящими в сознание атрибутами эмоциональной активации. На человеческом языке - хотя детекторы ошибок, по-видимому, не только человеческий механизм - это звучит так: "что-то... где-то... неправильно, что-то... где-то - не так...".

До сих пор мы говорили (в том числе и о важнейшем открытии В. М. Смирнова) о возможностях и физиологическом базисе сверхвозможностей. А как в обычных условиях вызвать сверхвозможности и всегда ли это возможно и, что очень важно, - допустимо?

Сейчас на вопрос "всегда ли" ответа нет. Однако можно вызывать сверхвозможности гораздо чаще, чем это случается в повседневности.

Уже говорилось о том, что мозг гения способен статистически правильно решать задачи по минимуму введенной в сознание информации. Это - как бы идеальное сочетание интуитивного и логического склада ума.

Проявление мозга гения мы видим по решаемым им сверхзадачам - будь то "Сикстинская мадонна", "Евгений Онегин" или открытие гетеропереходов. Легкость принятия решений происходит с помощью оптимальных активационных механизмов главным образом, по-видимому, эмоционального толка. Они же ответственны за радость творчества, особенно если процесс сочетается с оптимальной собственной защитой мозга... А эта оптимальная защита складывается прежде всего из баланса мозговых перестроек при эмоциях (выражаясь физиологически - в пространственной разнонаправленности развития в мозге сверхмедленных физиологических процессов разного знака) и оптимальной медленноволновой ночной "чистки" мозга (надо "не выбросить с водой ребенка" и не оставить слишком много "мусора")...

И все же, хотя память есть базисный механизм обеспечения возможностей и сверхвозможностей, ни талант, ни тем более гениальность только к ней не сводятся. Вспомните хотя бы книгу отечественного ученого-психолога А. Р. Лурии "Большая память маленького человека"...

Сверхвозможности у "обычных" людей в отличие от гениев проявляются - если проявляются - при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии, в интересах оптимизации своей работы, использовать и условно-патологические механизмы, в частности - гиперактивации, естествен но, при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Сверхзадачу может поставить жизнь, а вот решаться она может и самостоятельно, и с помощью учителей, и есть в этой жизни решения, когда за результат можно заплатить и высокую цену. Пожалуйста, не путайте с печально знаменитым "цель оправдывает средства".

Как известно из истории религии, Иисус Христос дал зрение слепому верующему, предположительно, прикоснувшись к нему. До самого последнего времени в попытках не объяснить - куда там, - а хотя бы понять возможность этой возможности приходилось привлекать понятие так называемой психической слепоты - редкого истерического состояния, когда "все в порядке, а человек не видит", но может прозреть при сильной эмоциональной встряске.

Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей - Вячеслава Михайловича Бронникова, его сотрудницы врача Любови Юрьевны и время от времени - красавицы-дочери Бронникова 22-летней Наташи. Она тоже это умеет... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни и, конечно, прежде всего благодаря своему немыслимо заботливому отцу. И потому, что она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора.

Когда ей рассказали о возможности видеть после специального обучения по методике В. М. Бронникова, ни она, ни мы не представляли себе трудность, трудоемкость учения как плату за желаемый результат.

Какая хорошенькая сейчас Лариса! Как распрямилась, повеселела, как она верит в новое для нее будущее.. Даже страшно! Ведь она еще не дошла до того удивительного умения видеть без помощи глаз, которое нам демонстрируют более "старые" ученики Бронникова. Но она уже очень многому научилась, и об этом нужен специальный рассказ.

Рассказам о том, что уже существует на самом деле, люди обычно не верят. Журналисты снимают фильмы, показывают, рассказывают. Кажется (а может быть, это так и есть на самом деле), ничего не скрывается. И все равно - подавляющее большинство осторожничает: "Не знаю, в чем, но в чем-то здесь фокус" или "Они подглядывают сквозь повязку" - черную глухую повязку на глазах.

А я после удивительного фильма о возможностях методики Бронникова думала не столько о науке, научном чуде, сколько о Ларисе - Ларисе как несчастной, трагически обокраденной девочке, Ларисе, как о человеке, которому в великой ее беде и подглядывать-то нечем - глаз нет совсем.

Лариса - что называется, трудный случай для обучения. То, что лишило ее зрения, - из арсенала самых страшных "страшилок". Отсюда меняющийся у нее психологический настрой. Вместе с новыми возможностями, наверное, в ее мозге оживает и страшная картина преступления, новое осознание его трагических последствий, долгие годы проб и ошибок в приспособлении к изменившемуся миру. Но в девочке за эти долгие годы не умерла мечта. "Я всегда верила, что буду видеть", - шепчет Лариса. Ее, Ларису, их, "мальчиков Бронникова" (сын Бронникова, больные на разных стадиях обучения), мы обследовали с помощью так называемых объективных методов исследования.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), биотоки мозга Ларисы резко отличаются от привычной картины ЭЭГ здорового взрослого человека. Частый ритм, в норме обычно едва просматриваемый (так называемый бета-ритм), присутствует у девушки во всех отведениях, во всех точках мозга. Это, как традиционно считается, отражает преобладание возбудительных процессов. Ну еще бы, жизнь Ларисы трудна, требует напряжения. А вот альфа-ритма, более медленного ритма здоровых людей, связанного со зрительным каналом, у Ларисы поначалу было очень немного. Но ЭЭГ Ларисы в целом - не на слабые нервы специалиста. Если бы не знать, чья это ЭЭГ, можно было бы думать о серьезной болезни мозга - эпилепсии. В энцефалограмме Ларисы полно так называемой эпилептиформной активности. Однако то, что мы здесь видим, лишний раз подчеркивает часто забываемое (золотое!) правило клинической физиологии: "ЭЭГ-заключение - это одно, а медицинский диагноз, диагноз болезни ставится обязательно при ее клинических проявлениях". Ну, конечно, плюс ЭЭГ для уточнения формы болезни. Эпилептиформная активность, особенно типа острых волн и групп острых волн, - тоже ритм возбуждения. Обычно - в больном мозге. В ЭЭГ Ларисы много этих волн, а изредка виден почти "местный припадок", не распространяющийся даже на соседние области мозга, ЭЭГ-"эквивалент" припадка.

Мозг Ларисы активирован. И, по-видимому, в дополнение к тем, о которых мы знаем, надо искать и открывать новые механизмы, прочно защищавшие мозг Ларисы в течение многих лет от распространения патологического возбуждения, которое одно и является главной причиной развития болезни - эпилепсии. (При обязательной недостаточности защитных механизмов или в результате этой недостаточности, конечно.)

Объективное исследование биопотенциалов мозга может оцениваться различно. Можно написать: доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Не страшно? Да, и вдобавок - правда. Можно по-другому: распространенная и локальная эпилептиформная активность. Страшно? Да, и вдобавок - уводит куда-то от правды о мозге Ларисы. Отсутствие каких-либо проявлений эпилепсии в медицинской биографии Ларисы не дает оснований для и вообще-то неправомерного диагноза заболевания. В том числе и по тому множеству ЭЭГ, которые были зарегистрированы у Ларисы в процессе обучения видению по методике Бронникова. Я полагаю, что в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения. В ЭЭГ это отражается уже описанным сочетанием распространенной бета-активности и единичных и групповых острых (условно-эпилептиформных) волн. Связь того, что наблюдалось в ЭЭГ, с реальным состоянием Ларисы прослеживалась очень наглядно: ЭЭГ была четко динамичной, причем динамика ее была зависимой и от исходного фона ЭЭГ, и от сеансов обучения.

У нас в запасе методов исследования были еще сверхмедленные процессы, их различные соотношения и так называемые вызванные потенциалы. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность и глубину, интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Широко распространенный прием вызванных потенциалов дает обычно достаточно надежные сведения о мозговых входах сигналов, поступающих по каналам органов чувств. Сейчас, по-видимому, уже можно исследовать реакцию на некоторые световые сигналы у Ларисы - в ЭЭГ реакция на яркий свет уже появилась, однако несколько месяцев назад нам казалось более целесообразным (надежным) получить такого рода сведения у человека с хорошим естественным зрением и полностью обученного альтернативному (прямому) видению.

Наиболее "продвинутому" ученику и сыну учителя В. М. Бронникова - Володе Бронникову предъявлялись зрительные (на мониторе - животные, мебель) изображения при открытых глазах и глазах, закрытых глухой массивной черной повязкой. Количество предъявлений этих сигналов было достаточным для статистически достоверного выявления местных вызванных ответов (вызванный потенциал). Вызванная реакция на зрительные сигналы, предъявляемые при открытых глазах, показала достаточно тривиальные результаты: вызванный ответ регистрировался в задних отделах полушарий. Первые попытки регистрации вызванных потенциалов на аналогичные (те же) зрительные сигналы с плотно закрытыми глазами не удались - анализу мешало огромное количество артефактов, наблюдаемых обычно при дрожании век или движении глазных яблок. Для устранения этих артефактов на глаза Володи была наложена дополнительная, но уже плотно прилегающая к векам повязка. (Это - из практики клинической физиологии.) Исчезли артефакты. Но исчезло (на время) и альтернативное зрение, зрение без участия глаз! Володя через пару дней вновь восстановил альтернативное видение, давая правильные словесные ответы при двойном закрытии глаз. Его ЭЭГ менялась и в первом, и в этом случае. Однако при буквальном "замуровывании" глаз Володи нашей дополнительной повязкой зрительные вызванные потенциалы не регистрировались. А Володя продолжал давать правильные ответы на сигналы, правильно опознавал предъявляемые предметы! По ЭЭГ создавалось впечатление, что сигнал поступает в мозг непосредственно, меняя общее его состояние. Но вот вхождение сигнала в мозг - вызванные потенциалы - после восстановления альтернативного видения перестало регистрироваться. Можно было бы себе представить... - как всегда, объяснение можно подыскать. Но вот что резко сузило возможности "просто" объяснить исчезновение вызванных потенциалов при закрытых глазах.

Дело в том, что после освоения Володей альтернативного видения, скажем так, в осложненных условиях - обычная повязка плюс слабое давление на глазные яблоки - вызванные потенциалы перестали регистрироваться и при исследовании с открытыми глазами. По данным объективных методов, которым мы привыкли доверять больше субъективных, Володя Бронников как бы также использовал альтернативное видение в условиях, когда можно было использовать обычное... Это утверждение - серьезное. Оно нуждается в проверках и перепроверках. Кроме Володи есть и другие, уже хорошо обученные альтернативному видению. Наконец, уже созревает для таких исследований Лариса. Но если этот феномен подтвердится, придется думать об альтернативной (какие каналы?) передаче зрительной информации или о прямом поступлении информации в мозг человека, минуя органы чувств. Возможно ли это? Мозг отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками, он прилично защищен от механических повреждений. Однако через все эти оболочки мы регистрируем то, что происходит в мозге, причем потери в амплитуде сигнала при прохождении через эти оболочки удивительно невелики - по отношению к прямой регистрации с мозга сигнал уменьшается по амплитуде не более чем в два-три раза (если уменьшается вообще!).

Так о чем же здесь идет речь, к чему нас подводят наблюдавшиеся факты?

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения . Речь, таким образом, идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств.

Возможность прямой активации клеток мозга факторами внешней среды и, в частности, электромагнитными волнами в процессе лечебной электромагнитной стимуляции легко доказывается развивающимся эффектом. Можно, по-видимому, допустить, что в условиях сверхзадачи - формирования альтернативного зрения - результат достигается действительно за счет прямого видения, прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Однако сейчас это - не более чем хрупкая гипотеза. А может быть, сами электрические волны мозга умеют "обыскивать" внешний мир? Типа "радиолокаций"? А может быть, всему этому есть другое объяснение? Надо думать! И изучать!

Какого рода защитный механизм должен играть ведущую роль в возможностях мозга Ларисы использовать и нормальные и условно-патологические виды активности? Много лет назад, прицельно исследуя эпилептический мозг, я пришла к выводу, что не только локальная медленная активность, отражая изменения в мозговой ткани, обладает одновременно и защитной функцией (как показал известный английский физиолог Грей Уолтер в 1953 году). Функция подавления эпилептогенеза присуща физио-логическим процессам, проявляющимся высоковольтной медленной активностью пароксизмального типа. Предположение было проверено: на область эпилептогенеза был подан местно синусоидальный ток, модулирующий эти медленные волны, - он четко подавил эпилептиформную активность!

При эпилепсии мы видим эту защиту уже недостаточно активной, ее "перестает хватать" для подавления эпилептогенеза. И далее, усиливаясь, эта наша наиболее важная физиологическая защита становится сама явлением патологическим, выключая сознание на все более длинный срок. Всячески оберегая Ларису от необязательной перегрузки, мы не проводили еще у нее запись ЭЭГ сна. Это главным образом интересно нам, хотя и не опасно для Ларисы - и даже может быть небесполезно. По ЭЭГ Ларисы и по аналогии с тем огромным международным опытом исследования эпилептиформной активности и эпилепсии, Лариса работает на формирование зрения (прямого видения) за счет разных механизмов активации, балансируемых собственной физиологической защитой. Однако неправильно было бы полностью пренебрегать тем, что в ЭЭГ Ларисы много одиночной и групповой острой, в том числе высоковольтной, активности - она здесь как бы "на грани" физиологического; и тем, что в ее ЭЭГ, записанной в бодрствующем состоянии, эпизодически обнаруживается высоковольтная пароксизмальная медленная активность - двуединый механизм мозга, его надежная защита, тоже уже "на грани" превращения в проявление патологическое. Напоминаю здесь тем, кто не знаком с этим направлением наших работ: появление в бодрствующем состоянии внезапных высоковольтных медленных волн в ЭЭГ отражает переход физиологического процесса защиты в явление патологическое! В данном конкретном случае, однако, по-видимому, все еще выполняющего свою важнейшую физиологическую роль, поскольку отсутствуют клинические проявления эпилепсии.

Умение владеть собой расценивается прежде всего как проявление адаптации. Физиологически реализация эмоций "малой кровью" (без распространения патологического возбуждения) осуществляется при сбалансированности сверхмедленных процессов - тех, которые в мозге связаны с развитием эмоций, и тех, которые в том же мозге ограничивают их распространение (сверхмедленные физиологические процессы другого знака). Эта форма защиты, как и описанная выше, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Является ли защита, рассмотренная по ЭЭГ, не только защитой, но и запретом? В известной мере и до известной степени - да. И прежде всего в отношении патологии или условной патологии, в данном случае - условно-эпилептогенной активности. Уже и здесь можно, правда, с некоторой натяжкой говорить о двуединстве физиологической защиты. Защита "от" и запрет "на" развитие эмоции гораздо определеннее во втором защитном механизме.

По мере продвижения от физиологического процесса к патологическому его запретительная функция выступает все ярче.

У обоих приведенных здесь механизмов защиты, в отличие от того, который формируется памятью, есть физиологические корреляты, что делает их как бы "ручными" для изучения. Сведения о них приведены здесь по поводу разговора о Ларисе, но не все является результатом прямых исследований, "запретительная" роль детектора ошибок проявляется не в его физиологических коррелятах, хотя они имеются. Запретительные свойства детектора ошибок проявляются в субъективном, эмоциональном, а далее - нередко в поведенческом и двигательном компонентах. Однако потенциальное двуединство феномена детекции ошибок также существует. Детектор ошибок является в норме нашей защитой, но при гиперфункции вызывает патологические проявления типа невроза, навязчивых состояний; от страха, оберегающего нас от нередко очень чувствительных последствий наших ошибок, до невроза, когда детектор не "предлагает" (напоминает, намекает!), но требует, доминирует и в крайней форме выводит человека из социальной жизни.

В отличие от сказанного выше, все известное о памяти - самом главном, базисном механизме, определяющем устойчивое состояние и здоровья, и болезни, в значительной мере поддерживающем поведение большинства членов общества в рамках моральных ценностей, морального "кодекса законов", - оказывается пока результатом анализа лишь проявлений активности человека. Как я писала вначале, мы - пока, по крайней мере, - видим лишь результаты невидимой работы памяти; прямые физиологические корреляты этого важнейшего механизма работы мозга неизвестны.

Механизмы работы мозга должны и далее интенсивно изучаться. На мой взгляд, известным на сегодня физиологических закономерностям, в том числе и приведенным здесь, уже должно быть найдено место в преподавании человековедения или, проще, предмета: "познай самого себя".

В каждой специализированной энциклопедии можно прочитать о функциях, структуре, строении и других особенностях головного мозга. При этом многие ученые утверждают, что на данный момент этот орган человека не изучен даже наполовину. Наука и медицина в последние годы сделали огромное количество открытий, но это не позволяет нам говорить о том, что мы всё знаем про возможности мозга человека.

За счет процессов, протекающих в нем, мы способны приобрести различные качества, интересы, навыки, умения, характер. Мужчины и женщины, маленькие дети и пенсионеры – все люди имеют безграничные возможности для развития мозговой деятельности (если внутренние ресурсы организма позволяют). Учиться никогда не поздно и не рано.

Как развивать способности мозга?

Давно было доказано, что человек сам способен развивать возможности своего мозга. Это можно делать с помощью книг, специальных компьютерных программ, интересных упражнений. Все названное помогает в накоплении полезной информации, улучшении памяти, концентрации внимания. При этом для развития мышления нам нужно периодически решать сложные задачи, отгадывать загадки, тренируя мозговую деятельность.

Существует множество теорий о том, что сознание человека способно на многое. Причем это «многое» зачастую выходит за пределы физики. Некоторые люди уверены в том, что можно натренировать свой мозг таким образом, чтобы получить возможность задерживать дыхание на несколько часов, самостоятельно излечиваться от тяжелых болезней, замедлять сердцебиение, обладать телекинезом и другими сверхъестественными способностями. Сейчас всё это видится невозможным, потому что идет вразрез с наукой.

Восточные мудрецы на протяжении многих веков изучали возможности развития скрытых способностей человеческого мозга. Они отмечали, что даже для небольшого продвижения в этом деле потребуется:

  • Терпение.
  • Настойчивость.
  • Хороший учитель.
  • Много времени.

Наверное, многие люди хотя бы раз в жизни отмечали у себя небольшой всплеск мозговой деятельности, которая могла проявиться в фантастической интуиции в критические моменты.

Психолог К. Юнг говорил о том, что наше сознание – это вершина айсберга, а большая часть, бессознательное, является той частью айсберга, которая скрыта под водой. При этом неизвестна глубина погружения айсберга, поэтому возможности мыслительной деятельности человека принято считать неограниченными. Именно эта глубина является скрытыми способностями мозга человека, изучение которых является невероятно сложным делом.

Огромную работу в области изучения мозга человека провели В.М. Бехтерев (в свое время) и В.С. Савельев (если говорить о наших современниках). В своих исследованиях эти ученые, как и многие другие зарубежные коллеги, пришли к выводу, что крайне важно развивать способности своего сознания и мышления в течение всей жизни. При этом очень сложно сказать о том, каким будет человек, который сможет использовать все возможности своего мозга.

Размеры мозга никак не влияют на интеллект и качество мыслительной деятельности конкретного человека.

Важно понимать, что развитие способностей – это не только чтение книг, решение задач и выполнение других мыслительных процессов. Прежде всего, необходимо найти способ заложить качественный фундамент, на который можно будет укладывать новые знания и возможности, чтобы развить свой интеллект. Ученые дают следующие рекомендации по этой теме:

  • Избавление от гиподинамии. Гиподинамия – нарушение функций разных систем организма человека в результате малой физической активности. Именно из-за малоподвижного образа жизни происходит гипоксия мозговых структур (недостаток кислорода). В таком состоянии наш мозг не способен развиваться. При серьезном дефиците кислорода мозговые структуры начинают деградировать.
  • Обеспечение организма достаточным количеством фосфатов и углеводов. При отсутствии дефицита фосфатов и углеводов мозг человека в полной мере готов к изучению нового и развитию способностей.
  • Систематические занятия спортом, общение с другими людьми.
  • Нормализация рациона питания, обеспечение организма достаточным количеством всех необходимых витаминов и микроэлементов.
  • Избегание стрессовых ситуаций, нормализация сна.
  • Полноценный физический и умственный отдых, когда на то возникает необходимость (оптимальные решение – освоение методик релаксации).

Учитывая особенности мозга человека, влиять на его способности и возможности могут самые разные факторы: плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессовые состояния, хронические заболевания и многое другое. Поэтому важно сформировать для себя благоприятную среду, в которой будет комфортно не только морально, но и физически.

Многие ученые убеждены, что мозг человека скрывает свои настоящие возможности, демонстрируя их только в те моменты, когда это действительно необходимо.

Мышление

Возможности человеческого мозга неразрывно связаны с различными аспектами его деятельности, одним из важнейших из которых является мышление. Мыслительный процесс – безостановочный поиск наиболее подходящего решения задач, которые были поставлены перед человеком. Когда нам нужно принять даже самое простое и незначительное решение, наш головной мозг обрабатывает сразу несколько вариантов, анализируя потенциал, характеристики и полезность каждого из них. Иными словами, все люди буквально каждую секунду выстраивают в своей голове древо возможностей с огромным количеством ответвлений. Правильное использование этих ответвлений – самое важное в мыслительном процессе.

Но что делает наше сознание, когда нужно выбрать оптимальный вариант с отсутствующим алгоритмом поиска? В этом случае на помощь приходит эвристика. Эвристика – научная область, которая изучает специфику творческой деятельности. С ее помощью интеллект человека использует различные методы и приемы, которые помогают решить всевозможные практические, конструктивные, познавательные задачи посредствам креативного мышления, философских и психологических приемов.

У левшей больше работает правое полушарие, а у правшей – левое. При этом одно из полушарий может серьезно доминировать над другим. Например, сильнее развита не только левая рука, но также левое ухо и левый глаз.

В мыслительном процессе участвуют практически все мозговые структуры: конечный, средний, продолговатый мозг, мозжечок и другие системы. Неизвестно, когда ученые смогут раскрыть все секреты мозга человека. Факт остается фактом: в ближайшие столетия от человечества этого явно ждать не приходится. Человеческий мозг и его возможности наглядно отображаются в схемах и иллюстрациях психолога Юнга, который посвятил всю жизнь изучению когнитивных способностей и мыслительного процесса. Если есть интерес, то рекомендуется ознакомиться с работами этого ученого.

Представление знаний

Представление знаний является одной из составляющих нашего мышления. Человек рассматривает окружающий его мир через призму восприятия, формируя тем самым в своей голове собственные схемы наблюдаемых объектов и процессов. Поэтому во время мыслительного процесса люди используют заранее построенные модели, а не настоящие объективные данные.

В качестве характерного примера можно привести шутку про стакан, когда оптимист уверен, что он наполовину заполнен, а пессимист – что наполовину пустой. При этом представлений знаний относительно стакана с водой может быть еще множество. К примеру, программист может сказать, что стакан в 2 раза больше, чем требуется. В итоге мы имеем одинаковую начальную информацию, но разные модели, используемые различными людьми. Стакан, наполненный водой, выступает здесь в качестве задачи, решение которой заключается в объяснении объекта. А объяснений (решений) здесь может быть множество.

Именно поэтому мышление обязательно нужно комбинировать с обучением, накоплением информации и дальнейшим обобщением всех данных. При этом не стоит ждать феноменальных результатов – можно улучшить свое мышление, но раскрыть скрытый потенциал вряд ли получится.

Развитие мыслительного процесса происходит на протяжении всей жизни у всех млекопитающих. Особенно это ярко выражено у обезьян, дельфинов и других животных, которые способны на выраженную мыслительную деятельность. Конечно, нельзя научить их читать, однако дать им возможность для появления новых мыслей и решений вполне возможно.

Практически неограничены возможности человека по изучению новых языков. В теории, можно выучить 20-30 новых языков, разговаривая на них на уровне носителей. На данный момент в мире насчитывается всего несколько таких полиглотов.

Типы мышления

Способности человеческого мозга и восприятие окружающего мира лишь отчасти зависят от возрастного фактора. В детстве уровень развития мыслительного процесса крайне простой: «увидел – совершил действие». По мере взросления у людей создается наглядно-образная форма мышления: «увидел – проанализировал аналогичные ситуации/проработал варианты действий/оценил риски – совершил действие».

Далее объекты постепенно меняются на категории и представления, формируются связи между ними. В итоге у человека развивается словесно-логический абстрактный тип мышления, когда для запуска мыслительного процесса ненужно совершать определенные действия – все они выполняются в голове.

В 20-м веке известный ученый в сфере психологии В. Келлер проводил эксперимент над обезьянами. Он запер несколько обезьян в клетке, дал им палку, а неподалеку бросил банан. Многие обезьяны быстро додумались, что нужно взять палку и пододвинуть с ее помощью банан. В этом случае у животных задействовался наглядно-действенный мыслительный процесс: обезьяны с помощью палки проводили эксперимент, достаточно быстро обнаруживая правильное решение задачи.

Человеческий мозг является крайне энергозатратным органом. Давно доказано, что в процессе работы он сжигает примерно 1/5 всех имеющихся в организме человека калорий.

После этого В. Келлер задачу усложнил: следующий банан подвинули подальше от клетки, а животным вручили две разные по длине палки. Для обезьян решение второй задачи стало непосильным. Они не могли понять, почему с помощью первой палки уже нельзя придвинуть банан к клетке, не пробуя при этом взять вторую палку. Лишь малый процент обезьян из множества тех, которые принимали участие в эксперименте, садились и думали, в итоге находя решение задачи. Вместо битья палкой по клетке, бешенства, эмоций, как было у большей части обезьян, самые умные животные задумывались и представляли действие в воображении.

Точно так же всё происходит и у людей. Наш мозг формирует универсальный тип мышления: если первый алгоритм, проработанный интеллектом, не подходит для решения задачи, сознание начинает поиски нового представления и связей, пока не находит оптимального варианта.

Эмоции являются важнейшей составляющей универсального мышления. С помощью психоэмоциональной деятельности мозга мы можем моделировать цель и модифицировать ее. Поэтому нужно стараться не подавлять свои эмоции, но и выражать их слишком бурно не стоит. Всё должно находиться в равновесии: и мыслительная деятельность, и выражение эмоций, и потребительские качества. Если что-то будет подавляться, то обязательно будут возникать нарушения в функционировании отдельных систем организм человека, что скажется на работе мозга и других внутренних органов.

Если быстро двигать глазами, то мозг человека не сможет адекватно обрабатывать полученную информацию. То же самое можно сказать и о слуховом восприятии.

Незаметные возможности мозга человека

Многие возможности головного мозга человека являются скрытыми, незаметными. При этом мозг выполняет огромное количество функций, а мы этого даже не замечаем. Выделим наиболее важные и примечательные из них:

  • «Автопилот». Мозг полностью регулирует деятельность организма в целом, отдельных систем, органов и клеток. Он отслеживает работу всех функций, которые требуются для поддержания нормальной жизнедеятельности: дыхательный процесс, работа сердечно-сосудистой системы, сон, пищеварение и т.д. Новорожденный ребенок сразу же имеет все функции «автопилота», несмотря на низкий уровень развития его мозга. Человеку нет необходимости думать над процессами пищеварения, дыхания, сна и многими другими – всё происходит автоматически.
  • «Все работает само собой». Вне зависимости от потенциала человеческого мозга, он в любом случае будет контролировать работу дыхательной системы, ЖКТ, поддерживать сердечный ритм и функции других систем – для всего этого нам не требуется подключать мыслительный процесс. Чтобы в организме человека всё происходило само собой, подключаются нейронные сети, управляемые гипоталамусом. За всё это несет ответственность вегетативная нервная система, которая каждую миллисекунду за счет нервных связей контактирует с каждой частью человеческого организма.
  • Ритмы сна. В нашем мозге работает что-то похожее на внутренние часы (до конца современной наукой этот процесс не изучен), которые получают информацию от глаз об уровне освещенности окружающей среды, об усталости и утомленности организма, а также множество других данных. Внутренние часы человека позволяют нашему организму обеспечить оптимальное функционирование в течение дня и полное его восстановление ночью во время сна. Именно внутренние часы ответственны за регуляцию ритмов сна – они передают в разные системы тела информацию о том, что человеку пора спать. В результате этого наблюдается существенное снижение активности мозга и внутренних органов.
  • Повышение температуры тела. Далеко не все знают, что увеличение температуры тела – это защитная реакция нашего организма и не более. Если клетки организма обнаружили распространение вируса или инфекции, то информация об этом немедленно передается в гипоталамус, который отвечает за повышение температуры тела. Это затрудняет процессы распространения патогенных микроорганизмов, стимулирует выработку и активности белых кровяных телец.

Активнее всего мозг человека развивается в возрасте от двух до десяти лет. В дальнейшем активность наращивания нейронных связей существенно замедляется.

Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.

Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.

К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.

Интуиция

Так называемая интуиция – еще одна загадка, причем пока непостижимая, человеческого мозга, к тому же, не имеющая ничего общего с законами логики. Наше логическое мышление опирается, прежде всего, на анализе фактов, сборе информации, установлении причинно-следственных связей. Интуиция же зачастую предлагает нам уже готовый ответ, причем взявшийся из «ниоткуда». В народе бытует поверье, что самой верной является первая мысль. Люди, наделенные интуицией, быстро ориентируются в сложных ситуациях, принимают оперативно безошибочные решения и это уже доказано учеными.

За интуитивное мышление отвечает правое полушарие. Поэтому современное воспитание и система обучения направлены на развитие у нас левого полушария, отвечающего за рациональное мышление и логику. Именно в этом кроется немало тайн нашей бесконечной Вселенной. Ученые всячески пытаются раскрыть незадействованные возможности человеческого мозга с помощью правого полушария. В последнее время преподносится все чаще метод духовного познания, превышающего логику.

Влияние мыслей на события

Загадочным явлением до сих пор остается влияние наших мыслей на определенные события. От эмоциональной настроенности, как считают ученые, напрямую зависит, например операция, и последствия оперативного вмешательства, и успешность дальнейшего лечения. Иногда воплотить наши мысли в жизнь не позволяют несинхронность наших слов и желаний, что следует в себе развивать.

Предлагаем вашему вниманию 121 совет, помогающий , быстрее думать, лучше постигать информацию, а в дальнейшем использовать весь потенциал своего мозга.

1.Займитесь разгадыванием головоломок и решением задач.

2. Следует развивать амбидекстрию - способность хорошо владеть левой и правой рукой. Попробуйте совершать определенные действия неосновной рукой. Научитесь писать одинаково умело обеими руками. Во время еды попеременно меняйте руки при использовании вилки и ложки.

3. Работайте с неопределенностью и двусмысленностью. Научитесь в полной мере наслаждаться оптическими иллюзиями и парадоксами.

4. Осваивайте интеллект-карты.

5. Пытайтесь блокировать одно или несколько ощущений, например, с закрытыми глазами принимать душ.

6. Развивайте вкусовые сравнительные ощущения. Учитесь чувствовать полноценно, смаковать пиво, вино, шоколад, сыр и др.

7. Выискивайте области пересечения определенных события и вещей, на первый взгляд совершенно не связанных между собой.

8. Научитесь печатать вслепую и пользоваться клавиатурой с различным расположением клавиш.

9. Придумайте другие способы применения для привычных предметов, например, проволоки или гвоздя.

10. Не придерживайтесь одного представления о конкретном событии или вещи, меняйте его на противоположное.

11. Совершенствуйте и изучайте техники, используемые в творчестве.

12. Очевидное не должно стать для вас догмой, ищите другие ответы на вопросы.

13. Всячески ломайте ваше представление об установленном порядке вещей.

14. Не унывайте, а наоборот резвитесь.

15. Вверх ногами переверните фотографии и картины.

16. Совершенствуйте и развивайте критическое мышление, отвергайте устоявшиеся заблуждения.

17. Решайте логические задачи, тем самым, совершенствуя логику.

18. Знакомьтесь с научными методами мышления.

19. Займитесь черчением или , для этого не обязательно быть художником.

20. Позитив в ваших мыслях – прежде всего.

21. Попробуйте себя в живописи, в скульптуре, в занятиях музыкой.

22. Развивайте ловкость рук, научитесь фокусам.

23. Отдавайте предпочтение продуктам, исключительно полезным для вашего мозга.

24. Научитесь недоедать, чем переедать. Лучше покинуть стол с легким чувством голода.

25. Физические упражнения должны всегда быть в вашем ежедневном расписании.

26. Сидите исключительно с прямой спиной.

27. Чем больше вы будете пить воды, тем лучше для вас и работы вашего мозга.

28. Дышите глубоко.

29. Почаще смейтесь, смех продлевает жизнь.

30. Определенные хобби и увлечение помогут разнообразить вашу жизнь.

31. Хороший полноценный – прежде всего.

32. Обращайтесь к короткому сну.

33. Прослушивание хорошей музыки положительно скажется на вашем самочувствии.

34. Медлительности и лености объявите войну.

35. Не злоупотребляйте использованием техники.

36. Познавайте современные материалы, касательно функционирования мозга.

37. Смените свой гардероб. При возможности ходите босиком.

38. Пытайтесь найти компромисс с собой.

39. Не стоит все в жизни усложнять, будьте проще.

40. Шахматы и настольные игры благоприятно отражаются на работе мозга.

41. Игры для «ума» - кроссворды, головоломки и другие игры – должны быть постоянно в вашем досуге.

42. Непосредственность вам не повредит.

43. Играйте в видео игры.

44. Чувство юмора никому еще не помешало, развивайте его, например сочинением шуток.

45. Составьте для себя список 100 – основная направленность которого: принятие решений, обнаружение скрытых проблем, техника для генерации идей.

46. Применяйте к себе метод Квота Идей.

47. Составьте банк идей, приходящий вам в голову, а затем последовательно рассматривайте их.

48. Развивайте свои идеи. Через определенные интервалы времени возвращайтесь к отложенным на «потом» идеям.

49. Концентрируйте внимание на «оптическом наблюдении». Например, в течение дня фиксируйте предметы определенного цвета.

50. Приучите себя вести ежедневник.

51. Будет полезным изучение иностранных языков.

52. Не посещайте один и тот же ресторан – это скучно и неинтересно. Отдавайте предпочтение национальным.

53. Изучение компьютерного программирования станет весьма полезным для вас в современной действительности.

55. Почаще меняйте местами интерьер в своей квартире. По возможности переезжайте куда-нибудь, смена обстановки всегда полезна.

56. Попробуйте писать поэзию или рассказы, заведите свой собственный блог.

57. Довольно интересно изучать язык символов.

58. Обратите свое внимание на музыкальные инструменты, научитесь играть на каком-либо из них.

59. Почаще бывайте в музеях.

60. Изучайте работу мозга, его возможности и способности.

61. Обучитесь технике быстрого чтения.

62. Придерживайтесь своего стиля обучения.

63. Попытайтесь научиться определять по дате – любой день недели.

64. Оценивайте по своим ощущениям какие-либо промежутки времени.

65. Выполните «приблизительный расчет», к примеру, такого эпизода, чего в действительности больше – нейронных связей в мозгу или же количества листьев в лесах Амазонки.

66. Будьте с математикой на «ты». Научитесь считать, как следует.

67. В мыслях выстраивайте Дворцы Памяти.

68. Для совершенствования памяти освойте систему образного мышления.

69. Секс должен присутствовать в вашей жизни обязательно.

70. Имена людей старайтесь запоминать с первой попытки. Практикуйте медитацию.

71. Практикуйте медитацию. Тренируйте одинаково как полное отсутствие мыслей, так и концентрацию внимания.

72. При просмотре фильмов должны быть разные жанры. Желательно

73. Желательно как можно меньше проводить возле телевизора.

74. Умению концентрироваться вы должны учиться с детства.

75. Тесный контакт с природой - поможет вам гармонично быть и с самим собой, и с природой.

76. Полезным будет решение математических задач.

77. Не спешите, спешка уместна при ловле блох.

78. При выполнении определенных видов деятельности измените привычную скорость выполнения.

79. Относитесь к выполнению дела или задачи со всей серьезностью и делайте его сразу, с первой попытки.

80. Развивайте и совершенствуйте любознательность.

81. Станьте на время актером и примерьте на себе чужое сознание. Войдите в роль чужого человека, подумайте, как-бы вы поступили?

82. Воспитывайте у себя созерцательное отношение к окружающему миру.

83. В вашем распорядке дня должно быть время для уединения и релаксации.

84. Будьте готовы учиться всю жизнь.

85. Не сидите дома, путешествуйте, это поможет вам ближе познакомиться с образом жизни других людей.

86. Знакомьтесь с биографиями гениев.

87. Окружайте себя исключительно надежными друзьями.

88. Ищите соперничества.

89. Окружайте себя людьми с другим мировоззрением.

90. Принимайте участие в мозговых штурмах.

91. Докапывайтесь до корней всех проблем.

92. Изменяйте методы планирования будущего: коллективное/индивидуальное, кратковременное/долговременное.

93. Записывайте цитаты известных и популярных людей.

94. Поменяйте способ общения: вместо письма используйте голосовую запись, бумагу предпочтите компьютеру.

95. Почаще читайте классиков.

96. Развивайте искусство чтения.

97. Делайте аннотацию прочитанных книг.

98. Доводите до совершенства свое самосознание.

99. Все проблемы оговаривайте вслух

100.Комментирйте свои ощущения подробно.

101.Применяйте метод Брайля.

102.Стимулируйте свои ощущения и мысли, например, купив одно из произведений искусств.

103.Приобретайте различные парфюмерные ароматы.

104.Не бойтесь смешивать ощущения. Как звучит запах розы? Сколько весит голубой цвет?

105. Не молчите – спорьте, если в этом есть необходимость. Отстаивайте свои доводы, но и выслушивайте оппонента.

106. Используйте метод тайм-боксинга.

107.Находите время для совершенствования мозга.

108. Фантазируйте.

109. Создайте место, существующее исключительно в вашем воображении.

110.Небойтесь бросать вызов самому себе.

111.Развивайте у себя искусство визуализации, 5 минут в день на это будет достаточно.

112.Записывайте и классифицируйте сны.

113.Научитесь осознанным сновидениям.

114.Заведите блокнотик, где будете фиксировать интересные слова. Попробуйте создать свои - собственные.

115.Связывайте конкретные и абстрактные концепции, ищите метафоры.

116.Не позволяйте стрессам управлять вами.

117.Читайте наобум выбранные сайты. Выписывайте поразившие вас слова из журнала. Осваивайте способ случайного ввода информации.

118.Не ходите одной «проторенной» дорожкой. Меняйте постоянно улицы, по которым ходите, бегаете либо возвращаетесь домой.

119.Не топчитесь «на одном месте». Устанавливайте на ваш ПК различные операционные системы.

120. Пополняйте свой словарный запас.

121.Стремитесь к лучшему и большему, не останавливайтесь на достигнутых результатах.

Как видите, советов слишком много и именно вам решать, какие взять себе на заметку, а какие проигнорировать. Но, все они, однозначно, направлены исключительно на раскрытие возможностей вашего мозга.

Мозг человека - по факту самая загадочная система познания мира с творческими и удивительными способностями.

У мозга немало таких способностей, о которых не подозреваем порой и вовсе. Ну а чтоб воспользоваться ими и осуществить заветную мечту, основополагающие принципы функционирования мозга важно понимать.

Мозгу, что фантазия, что реальность, - одинаково

Работа мозга такова, что реагируя на какую-либо мысль, он не понимает, где происходит событие фактически, а где воображение. Поэтому люди, надевающие «розовые очки», ощущают себя во много раз счастливее других. Еще организм воспринимает в целом для себя плацебо как действительно настоящее лекарство, и врачи часто пользуются этим.

Человеческая память способна держать в уме лишь 7 разных объектов

Из 3 разновидностей памяти - сенсорной, способной помнить долго и краткосрочной - последняя может удерживать одномоментно лишь порядка 5-9-ти различных объектов, для большинства людей - 7.

Желто-зеленый - наиболее восприимчивый для мозга оттенок

Часто такой оттенок называется шартрез (забавно, что назван в честь ликера). Рецепторы глаз, как известно, воспринимают только лишь красный цвет, синий и еще зеленый. Причем мозг так устроен, что не получает что-либо непосредственно о цвете, а лишь информацию о различной градации темного и светлого, плюс еще данные о самой разнице между доступных ему цветов.

Шартрез расположен в таблице частот доступного для визуального восприятия спектра приблизительно в центре. Из-за чего рецепторам мозга и легче распознавать именно такой оттенок. Такая удивительная способность не осталась без внимания художников, магов, психологов, и часто применяется в своих практиках как наиболее приметный и расслабляющий цвет.

Подсознание на порядок умнее вас

Оно мощнее, так как контролирует большинство процессов. Чтоб не перегружаться, мозг выполняет их в фоновом режиме, минуя сознание. Но сознание может расставлять приоритеты и влиять на постановку задач для подсознания.

Работа мозга происходит непрерывно

Даже если мы уснули, то наша мозговая деятельность ни на минуту не останавливается. Причем во сне он на порядок активнее.

Работа, использующая интеллект, мозг не утомляет

Причиной усталости для мозга служит эмоциональная составляющая. При изучении содержимого крови, которая непосредственно при интеллектуальной деятельности снабжала мозг, выяснилось, что оно такое же. А кровь, отобранная из вены обычного человека, физически проработавшего весь свой день, отличается сильно.

Медитации и молитвы оказывают на мозг расслабляющее влияние

При молитве происходит иное восприятие постоянно поступающей информации. Она проходит, не затрагивая мысленные процессы и последующий анализ сознанием, мозг становится как бы вне реальности. В подобном состоянии или медитации внутри мозга улавливается много дельта-волн. После выхода из него появляется способность к более глубокому размышлению. И замечено, что люди, склонные к проведению религиозных обрядов, менее подвержены к болезням и выздоравливают скорее.

Часто мозг так быстр, что механика мышц не успевает за процессом

Плохой почерк зачастую свидетельствует, что у данного человека мозг работает куда быстрее рук.

Мозг пробуждается не сразу и позже тела

У пробудившегося человека интеллект ниже на порядок, чем после долгой бессонницы или при легком опьянении. Помимо освежающей пробежки, запускающей в теле все метаболические важные процессы, и насыщающего завтрака, еще весьма полезно и размять мозг.

Чтоб мозговая деятельность была полноценной, не должно быть недостатка в жидкости

Наш мозг - часть тела, а оно в целом состоит почти что на 3/4 из жидкости. Соответственно, организму, в том числе и мозгу, чтобы быть работоспособным на все 100, необходима для многих процессов жидкость.

Для мозга любая тень - продолжение объекта

При взаимодействии с окружающим мозг расставляет положение тел в пространстве, учитывая некие визуальные маркеры, получаемые от концов формы. Тень дополняет положение объекта относительно других предметов. Следовательно, двигающаяся тень воспринимается им как одно целое.

Мозг тренируется, как и все мышцы

Как и любая мышечная ткань, так, в сущности, и мозг требует тренировки. Ему пойдет на пользу обучение, питание и здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, посещение новых мест, спорт, причем подойдут даже любые игры и танцы. Интеллектуальная деятельность запускает процессы появления новых нейронных клеток, компенсируя не функционирующие, предотвращая так старение и синдром Альцгеймера.

Что держим в уме, на то и настраиваемся

Все мысли, появляющиеся в мозге, трансформируются в жизненный опыт. К примеру, если мечтаем побывать в Риме, то работа мозга так подстраивается, что везде и все чаще будем встречать напоминания о нем. Задумали изменить окружающий вас мир - для начала поменяйте свое мышление!

Мозгу куда легче «переварить» мужской голос

Фактически мужская и женская речь воздействуют на совершенно разные места в мозге. Оказывается, женский тембр голоса как бы музыкальнее, ведь диапазон частот их чуть шире и они относятся к более высоким, что не свойственно мужским. И мозгу по этой причине приходится уже «раскодировать» смысл произнесенного женщиной, привлекая больше ресурсов. Также известно, что людям, у которых наблюдаются галлюцинации со слухом, слышатся почти всегда именно голос мужчины.

Мы вполне способны менять мозг

При любой интеллектуальной деятельности мозг ежесекундно создает сотни нейронных связей. Чем чаще думать и настраивать себя, что не получится в чем-либо добиться прогресса, тем крепче в подсознании будет закрепляться данная мысль. Лучше поменять установку на противоположную - «у меня это выйдет, надо лишь постараться». И мозг уже сам начнет подстраиваться для выполнения задачи, прорабатывая возможности для ее реализации.

Повсюду множество возможностей для развития, чтобы с пользой проявить удивительные способности мозга, главное - в начале поверить!