Как понять, что пора на приём к психотерапевту. А может, мне вообще к психиатру? Проблема шире: в медицине очень много научно не обоснованных методов, которые после объективной проверки оказываются бесполезными, а то и вредными

Психотерапия - это лечение психических заболеваний психологическими методами. Лечить соматические заболевания (такие, при которых нарушено нормальное функционирование организма, его органов и тканей) психологическими методами нельзя. Медикаментозными методами лечит психиатр, впрочем, никто не мешает психиатру применять и психотерапию.

Собственно психотерапией, то есть лечением психических расстройств и заболеваний психологическими методами легально может заниматься только врач-психотерапевт - человек, имеющий диплом о высшем медицинском образовании и врачебную специализацию «психотерапевт» (другими примерами специализаций являются «отоларинголог», «хирург» и т. п.). В России вообще правом лечить обладает только врач - аккредитованный специалист с соответствующим опытом и квалификацией (статья 69 пункт 1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Впрочем, читатель не должен тут поддаваться, так сказать, гипнозу белого халата. И дело не только в том, что даже дипломированные врачи могут быть дилетантами, могут иметь заблуждения и совершать ошибки.

Проблема шире: в медицине очень много научно не обоснованных методов, которые после объективной проверки оказываются бесполезными, а то и вредными. Поэтому и возникла доказательная медицина - движение, целью которого является освобождение здравоохранения от неэффективных методов .

Итак, врач-психотерапевт и просто психотерапевт - это совсем не одно и то же. Психотерапевтом может называть себя практически любой человек. Очень часто сегодня имеет место ситуация, когда женщина была химиком, физиком или инженером, а в 30 лет пошла на какие-нибудь психотерапевтические курсы и затем стала называть себя, скажем, гештальт-терапевтом или экзистенциально-гуманистическим терапевтом, сделала себе сайт и занялась психологическим консультированием, коучингом, проведением тренингов и вебинаров. Аналогичный случай - бывший инженер, химик, физик, железнодорожник или вообще человек с какой-то сомнительной специальностью (типа «менеджер») объявляет себя создателем собственной методики психотерапии и предлагает психологические консультирование, коучинг, групповую психотерапию.

Поэтому первое, о чем нужно знать, принимая решение насчет того, обратиться ли к психотерапевту - «психотерапия» и «психотерапевт» - это юридически не защищенные понятия. Это значит, что психотерапевтом может провозгласить себя любой. А учитывая, что психологическое шарлатанство легче осуществлять, чем шарлатанство медикаментозное (как минимум не нужно тратиться на баночки и жидкости или на создание пилюль), и шарлатанов под прикрытием психотерапии сегодня имеется великое множество.


Что мы лечим?

Возможно, вы удивитесь, но сегодня психотерапию рекомендуют и людям без каких-либо психических расстройств и заболеваний. Считается, что даже здоровый человек должен анализировать свое прошлое, пытаться выявлять содержания своего подсознания или отреагировать свои эмоции.

При таком подходе психологическое консультирование сводится именно к психотерапии, а вместо решения конкретной проблемы психолог начинает «чистить» ваше детство, «освобождать» вас от «зажимов», добиваться от вас «непосредственности», «безоценочности» и постоянного нахождения «здесь-и-сейчас».

Сегодня многие вообще не понимают разницы между психотерапией и психологическим консультированием. Однако эта разница принципиальна.

Как психолог решает психологические проблемы клиентов? Прежде всего, предоставляя им полученную в результате научных психологических исследований объективную информацию (собственно, любое консультирование - юридическое, финансовое - осуществляется по схожей схеме). Например, женщина жалуется, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог объясняет женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад в дело больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Как видите, тут никаких поисков вытесненных травм и «отреагирования» негативных эмоций.


Кто и как придумал психотерапию?

История психотерапии, даже предельно краткая, потребовала бы как минимум отдельной статьи, но кое-что нам знать совершенно необходимо. Действительно, если кто-то хочет создать по-настоящему действенный метод, он должен подходить к его созданию с объективных позиций, ориентироваться на факты, а не на мнения, и на объективные данные, а не на субъективные впечатления. Как с этим обстоят дела у психотерапии?

Давайте посмотрим, например, как создавал свою психотерапию под названием «психоанализ» один из главных авторитетов отрасли Зигмунд Фрейд.

С помощью анализа сновидений и свободных ассоциаций Фрейд, как ему казалось, получил информацию о раннем детстве его пациентов. И в этом детстве Фрейд всегда обнаруживал всякие неприятные явления типа зависти девочки к пенису отца или желания мальчика убить отца, чтобы овладеть матерью.

Проверял ли Фрейд воспоминания его клиентов объективно? Нет, не проверял. Да и можно ли проверить, действительно ли ребенка жестко приучали к туалету или мама неправильно кормила младенца грудью?

Кстати, первоначально Фрейд создал не психоанализ, а так называемую теорию соблазнения. Его пациенты вспоминали, например, что в детстве отец заставлял их делать фелляцию или кое-что похуже. И Фрейд сделал вывод о том, что в основе любого невроза лежит соблазнение ребенка одним из родителей. Научное сообщество эту теорию отвергло, и Фрейд преобразовал ее в более безобидный психоанализ. Теперь воспоминания пациента о том, что отец принуждал к занятию фелляцией, интерпретировались лишь как фантазии пациента. Ну действительно, о чем еще может фантазировать трехлетняя девочка, как не об обладании пенисом отца?

Вспомнить все

Со временем об этом попадании Фрейда впросак с его теорией соблазнения забыли, а в 80–90-х годах ХХ века в США возникла массовая «сатанинская паника». Многие пациенты психотерапевтов стали вспоминать о том, что в детстве родители заставляли их участвовать в отвратительных оргиях и кровавых ритуалах. Посыпались судебные иски, начались разбирательства.

А затем было научно доказано, что точно восстановить воспоминания с помощью гипноза, психоанализа, регрессионной терапии и прочего просто невозможно. Огромную роль в открытии этого удивительного факта сыграла американский психолог Элизабет Лофтус.

Оказалось, что человеческая память реконструктивна, а вспоминание события - это не считывание записи о нем с какой-нибудь подкорки, а реконструирование этого события с учетом новых данных и свежей информации.

Стало понятно, что даже показания свидетелей недавно совершенных преступлений надо очень серьезно фильтровать, что уж говорить о воспоминаниях о раннем детстве…

Поэтому если психотерапевт будет говорить вам о том, что все ваши проблемы коренятся в детстве, что вам надо будет восстановить воспоминания, что вы вытеснили полученные в детстве психологические травмы - смело покидайте кабинет этого .


Не держите в себе!

Кстати, не только возможность восстановления воспоминаний, но и популярная концепция вытеснения также не получила научных подтверждений. Мы не забываем о психологически и/или физически травмировавших нас событиях. Наоборот, мы не можем перестать вспоминать эти реалии. Например, потерявший товарищей на войне солдат никак не может не вспоминать кровавые бои, взрывы и искромсанные тела. Так что, если на сеансе психотерапии вы вдруг вспомнили нечто болезненное, чего никогда не помнили прежде, значит, скорее всего, под воздействием психотерапии вы приобрели ложное воспоминание.

Концепция катарсиса, на которой основаны многие виды психотерапии, тоже не получила научного подтверждения.

В соответствии с этой концепцией, чтобы освободиться от негативной эмоции, ее нужно переживать снова и снова, например, следует вспоминать травмировавшее вас событие, а в семейном конфликте гнев не нужно сдерживать, его нужно выражать, правда, не с помощью оскорблений, а с помощью, например, так называемых я-посланий (например, вы не должны говорить мужу «ах ты, подонок!», вы должны сказать «дорогой супруг, из-за того, что ты стал при мне танцевать с той девушкой и нежно положил руки ей ниже талии, я испытываю боль, обиду, страх, гнев и желание расцарапать тебе лицо»).

Научные же исследования (например, вот это) показали, что выражение эмоции лишь усиливает ее. Так что правы были стоики - хочешь освободиться от чувства, не подпитывай его и не выражай. В среде современных психотерапевтов, кстати, рекомендация не выражать эмоции будет воспринята с гневом: «не выражать - значит вытеснять, значит создавать невроз!»

Все проблемы идут из детства?

А что же с детскими травмами? Неужели травмы, пережитые нами в детстве, не оказывают на нас никакого влияния?

Похоже, что нет. Дело в том, что детская психика, как, впрочем, и детский организм, весьма живуча. Поэтому, например, посттравматическое стрессовое расстройство, примером которого является упомянутая ситуация солдата, никак не перестающего вспоминать войну, у детей возникает гораздо реже. Это верно даже в случае сексуального насилия. И очень обидно, что установивший этот факт исследователь - Брюс Райнд - зачастую обвиняется в легитимизации педофилии…

Да и вообще, этот акцент на детстве, который присущ многим течениям психотерапии, совершенно не обоснован. Конечно, если человек не научился в детстве говорить, то он уже вряд ли освоит родной язык в степени, достаточной, чтобы не казаться имбецилом, но в остальном, пожалуй, нет такого возраста, когда реальность переставала бы воздействовать на нас, а мы переставали бы изменяться под этими воздействиями.

Так что, если психотерапевт пытается искать корни ваших проблем в детстве вместо того, чтобы анализировать вашу актуальную ситуацию, лучше поискать другого специалиста.


А мне помогло!

Продвинутые люди могут здесь задать следующий вопрос: «Как же так?! Ведь эффективность психотерапии подтверждается научными исследованиями!»

Кто бы спорил!

Действительно, такие исследования есть. И есть они прежде всего потому, что существуют течения психотерапии, которые не построены на концепциях вытеснения, детских травм и катарсиса. Речь тут идет о поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии и о рационально-эмотивной психотерапии Альберта Эллиса. Вот достаточно обширный обзор исследований эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии .

Кроме того, нужно понимать, что при попытке оценить психотерапию объективно - в рамках научных исследований - могут быть допущены ошибки. Не стоит забывать, в частности, что двойной слепой метод при исследовании психотерапии невозможен (пациент знает, что получает психотерапию, а психотерапевт знает, что применяет психотерапию). Вдобавок, в исследовании психотерапии трудно организовать плацебо-контроль: стандартное плацебо - пилюли-пустышки - вряд ли подходит, нужно использовать то, что условно можно назвать процессуальным плацебо (вместо психотерапии устраивать, например, шаманские пляски).

К тому же известный американский психолог Скотт Лилиенфельд выявил целых 26 факторов, которые создают иллюзию эффективности психотерапии именно в научном исследовании. Он, кстати, один из главных участников движения доказательных практик - аналога доказательной медицины в психологии.

Одним из таких факторов является так называемый избирательный отсев: клиенты, покинувшие психотерапевта, просто не учитываются в исследовании, тогда как их следовало бы учитывать среди клиентов, которым психотерапия не помогла.

Еще одна причина кажущейся эффективности психотерапии - искажение покладистости: клиенту помогает не психотерапия, а другой фактор - послушность, добросовестность, которые заставили человека обратиться к психотерапевту, а также совершать другие действия для преодоления своей проблемы и улучшения ситуации.

Ну и, конечно, среди причин кажущейся эффективности психотерапии нельзя не упомянуть так называемое оправдание усилий: клиент, потративший на психотерапию кучу денег и времени, просто вынужден продемонстрировать улучшение, чтобы сохранить свой светлый образ в собственных глазах и в глазах окружающих. Оправдание усилий, кстати, связано с когнитивным искажением под названием «ошибка невозвратных издержек».

На кошках тренируйся!

По опыту я знаю, что все эти аргументы ни психотерапевтов, ни фанатов этих психотерапевтов не убеждают. Они даже могут признать, что психотерапия - это область с научной точки зрения сомнительная, заявить, что «мы находимся лишь в начале пути», что «психотерапия - это искусство» и пр. Пусть так, но, думаю, каждый сам в состоянии решить, становиться ли подопытным кроликом и тратить ли свои деньги и время на попытки психотерапевтов создать действительно эффективные методы решения психологических проблем. Тем более что большинство психотерапевтов по-прежнему опираются в попытке проверить действенность своей работы на субъективные и неточные подходы.

А может, мне вообще к психиатру?

Если у вас есть объективные проблемы, обращаться надо к психологу. Например, никак не можете найти работу, слишком волнуетесь на собеседовании, а найдя работу, быстро скатываетесь в конфликт с руководством и снова оказываетесь в поиске подходящей вакансии? Идите к психологу. Психолог может обнаружить дефицит навыков общения и саморегуляции, он может подучить, потренировать вас, и все наладится. С другой стороны, психолог может обнаружить, что у вас неадекватный уровень самолюбия и агрессии. В этом случае он может порекомендовать вам обратиться к психиатру, чтобы исключить психическое заболевание.

Если явных проблем нет, у вас все хорошо, у вас есть семья, друзья, жилье, стабильная работа, возможность регулярно отдыхать, развлекаться, но при этом вам все равно плохо, лучше начать с посещения психиатра. Возможно, курс антидепрессантов быстро вернет вас к норме.

С фобиями, навязчивыми действиями и навязчивыми мыслями тоже лучше для начала сходить к психиатру. Кстати, возможно, он не будет лечить вас лекарствами, а проведет с вами психотерапию или направит к врачу-психотерапевту. Впрочем, получив от психиатра диагноз «невроз» или «фобия», вы и сами, захватив с собой медкарту, можете найти врача-психотерапевта и записаться к нему на прием.

Бояться ходить к психиатру не нужно: вряд ли вас сразу поставят на учет в психиатрический диспансер, да и тайну диагноза никто не отменял. К тому же в любом случае лучше встать на психиатрический учет (он, кстати, не вечный, а временный), чем выпрыгнуть из окна из-за того, что психолог пытался что-то сделать с вашей депрессией чисто психологическими методами.

Психотерапевт – это специалист, который занимается лечением пограничных состояний и расстройств психики легкой и средней степени тяжести.

Квалификацию психотерапевта получает прошедший дополнительное обучение и овладевший одним из направлений психотерапии врач-психиатр или психолог.

Кто такой психотерапевт

Психотерапевт в зависимости от базового образования может быть:

  • Врачом-психиатром. Благодаря наличию высшего медицинского образования и специализации в области психиатрии этот специалист имеет право лечить пациентов с любыми психическими нарушениями, ставить пациенту диагноз и назначать медикаментозные препараты. Этот врач имеет клинический опыт и для практической деятельности в качестве психотерапевта должен иметь лицензию.
  • Врачом любой другой специальности (имеет высшее медицинское образование и основную специализацию в любой области медицины). Такие специалисты составляют около 10 % от всех психотерапевтов с медицинским образованием, имеют право использовать при лечении медикаментозные препараты, обязаны иметь клинический опыт и лицензию. Психотерапевтические методы врачи-психотерапевты используют при лечении психосоматических заболеваний (возникают при взаимодействии физических и психических факторов, включают бронхиальную астму, язву и др.), однако лечить психические заболевания они не имеют право.
  • Клиническим (медицинским) психологом. У данного специалиста благодаря высшему медицинскому и психологическому образованию есть право заниматься лечением некоторых психосоматических и психических заболеваний (в контакте с психиатром), однако нет права назначать медикаментозное лечение. И клиническая практика, и лицензия обязательны.
  • Психологом, окончившим ВУЗ по специальности «психология». Поскольку психология относится к гуманитарным наукам (не медицинским), психолог-психотерапевт не имеет права ставить клиенту диагноз, лечить психические заболевания и работать с медицинскими проблемами, использовать при лечении медикаменты и проводить медицинские манипуляции. Есть клиническая практика, но лицензия на психотерапевтическую деятельность для этих специалистов не обязательна.
  • Психологом, получившим сертификат на курсах, семинарах или тренингах. Не имеют серьезной многоуровневой подготовки, клинической практики и лицензии, не могут лечить психические и психосоматические заболевания, а также применять медикаментозные методы лечения.
  • Человеком с высшим гуманитарным образованием (или в сфере естествознания), который получил сертификат психотерапевта на курсах, семинарах или тренингах. Серьезная многоуровневая подготовка отсутствует, клинической практики и лицензии нет, не имеют права и навыков лечить психические и психосоматические заболевания, а также назначать медикаментозные препараты.

Основное отличие психиатра от психолога – наличие у психиатра медицинского, а у психолога – высшего гуманитарного образования. Медицинское образование (специализация психиатрия) дает возможность и право лечить разнообразные психические заболевания и применять медикаментозную терапию, а образование психолога позволяет вести психологическое консультирование психически здоровых людей, заниматься профессиональным подбором кадров и т.д.

Врачи-психотерапевты и клинические психологи принимают пациентов преимущественно в лечебных заведениях, а психологи-психотерапевты ведут частную практику, включающую онлайн-консультации.

Психотерапевт может быть более узким специалистом – наркологом (консультирует и лечит наркозависимых пациентов) или сексологом (занимается исследованием и лечением сексуальных фобий, патологического сексуального влечения, отклонений в сексуальном поведении).

Что лечит психотерапевт

Психотерапевт с базовым образованием в области психиатрии лечит:

  • Кратковременные психотические расстройства, при которых у пациентов возникают внезапные, кратковременные периоды психотического поведения (аномального психического поведения, которое не оценивается личностью критически). Возникает в ответ на сильный стресс (смерть близких, угроза насильственной смерти и т.д.).
  • Вызванное приемом некоторых веществ психотическое расстройство. Возникает при приеме или отказе от алкоголя, кокаина и других наркотических веществ, проявляется в появлении галлюцинаций, сбивчивой речи.
  • Вызванные состоянием здоровья психотические расстройства. Появление галлюцинаций, бредовых идей и других психических нарушений может быть связано с черепно-мозговой травмой или опухолью мозга.
  • Бредовое расстройство (манию) – заболевание психики, для которого характерно наличие доминирующего, систематизированного бреда. Бредовые идеи основаны на возможных реальных ситуациях (преследование, ревность к сопернику и др.), лишены причудливости и стойких галлюцинаций, сохраняются от 3-х месяцев и больше.
  • Распределенное психотическое расстройство, которое развивается у человека при отношениях с лицом, страдающим бредовым расстройством.
  • Шизофрению, которая является полиморфным психическим расстройством. Для этого заболевания характерны фундаментальные расстройства мышления и восприятия, неадекватный или сниженный аффект. Проявляться эти расстройства могут в виде слуховых галлюцинаций, параноидного или фантастического бреда, дезорганизованности речи и мышления, наблюдаются социальная дисфункция и нарушение работоспособности.
  • Шизоэмоциональное расстройство, для которого характерно сочетание симптомов шизофрении с симптомами депрессии или биполярного расстройства.
  • Расстройство шизофренической формы — проявляется симптомами шизофрении, которые наблюдаются более месяца, но не более полугода.
  • Маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство), для которого характерны маниакальные и депрессивные состояния, либо быстрая смена или сочетание симптомов депрессии и мании.
  • Депрессию. Является психическим расстройством, при котором наблюдается «депрессивная триада»: снижение настроения, утрата способности радоваться и нарушения мышления. Пессимистическое настроение сопровождается двигательной заторможенностью.

Психотерапевт, имеющий медицинское образование, может также лечить:

  • Эпилепсию. Данное неврологическое расстройство требует обращения к психотерапевту при наличии у больного различных нарушений сознания и настроения.
  • Состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы. Влияние негативных воздействий на мозг в сочетании с психологическим кризисом, который переживают больные, может привести к разнообразным изменениям в психике.
  • Неврозы. Являются группой обратимых психогенных функциональных расстройств, которые склонны к затяжному течению. У пациентов с неврозом могут наблюдаться астенические, навязчивые или истерические проявления, временное снижение умственной и физической работоспособности.
  • Тревожное состояние – расстройство психики, при котором наблюдается общая устойчивая тревога, не связанная с определенной ситуацией или объектом. Проявляется в виде разнообразных дурных предчувствий, может сопровождаться постоянной нервозностью, дрожью, напряжением мышц, потливостью, головокружением и сердцебиением. Часто возникает при хроническом стрессе, может иметь волнообразное течение и переходить в хроническое состояние.
  • Паническое расстройство (эпизодическую пароксизмальную тревожность) – расстройство психики, которое сопровождается внезапным приступом панических атак (необъяснимых приступов тревоги и страха в сочетании с соматическими проявлениями).
  • Разнообразные фобии, которые являются сильно выраженным, упорным и навязчивым страхом, регулярно проявляющимся в определенной ситуации и не поддающимся рациональному объяснению.
  • Неврастению – расстройство психики, которое относится к группе неврозов и проявляется повышенной раздражительностью, утомляемостью, утратой способности к длительному напряжению (умственному и физическому). Обычно развивается при сочетании психической травмы, физиологических лишений (отсутствие отдыха и др.) и чрезмерно напряженной работы.
  • Психосоматические заболевания – болезненные состояния, которые включают конверсионные симптомы (наблюдаются симптомы объективно отсутствующего заболевания), функциональные синдромы (функциональные нарушения органов и систем при отсутствии в них патологии) и психосоматозы (заболевания, которые развиваются в результате конфликтных переживаний и первичной телесной реакции на эти переживания).

Кроме того, психотерапевт также оказывает помощь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Психотерапевт с психологическим образованием проводит психологическое тестирование и консультирует клиентов, которые не страдают психическими и психосоматическими заболеваниями.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств и психосоматических заболеваний у детей и подростков.

К сфере деятельности детского психотерапевта относят лечение:

  • психопатии;
  • депрессии;
  • невроза;
  • фобии;
  • аутизма;
  • булимии;
  • апатии;
  • нервной анорексии;
  • разнообразных зависимостей (зависимость от азартных игр, интернета и др.);
  • задержки психического развития;
  • суицидального синдрома.

Детский психотерапевт также занимается коррекцией негативизма, провокационного поведения и расстройства обучения.

В процессе лечения психотерапевт анализирует среду обитания ребенка, а также влияние социума и наследственности.

Обращаться к детскому психотерапевту нужно, если у ребенка:

  • наблюдается неадекватное, агрессивное или асоциальное поведение;
  • длительное время присутствует чувство вины, страха, наблюдается повышенная тревожность или отмечается равнодушие;
  • занижена самооценка;
  • присутствуют тики, энурез, заикание, стереотипные двигательные расстройства;
  • отмечается перенапряжение в результате воздействия стрессовых факторов.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту

Консультация врача-психотерапевта необходима людям, у которых:

  • Возникла серьезная стрессовая ситуация или имеется психическая травма, которую сложно пережить самостоятельно;
  • при отсутствии объективной причины наблюдается подавленное состояние, нервозность или раздражительность;
  • присутствуют перепады настроения, при которых необоснованно-возбужденное состояние беспричинно сменяется апатией и равнодушием;
  • наблюдается хроническая усталость;
  • отсутствует (утрачен) интерес к важным в профессиональной и личной жизни моментам (эмоциональное «выгорание»);
  • на фоне внешнего благополучия присутствует постоянная тревога, навязчивые мысли, ритуалы, страхи и фантазии;
  • присутствует иррациональная, неконтролируемая боязнь какого-либо предмета или явления (фобия);
  • наблюдаются зависимости различного рода (алкоголь, шопингомания и др.);
  • есть психосоматические заболевания, при которых симптомы болезни есть, а физиологическая патология либо отсутствует, либо носит психогенный характер (бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит и др.).
  • имеется внутренний конфликт, мешающий полноценной жизни и развитию.

Этапы консультации

Психотерапевт проводит консультирование по принципу «пятишаговой» модели:

  1. Устанавливает контакт с клиентом и ориентирует его на работу.
  2. Собирает информацию о клиенте и выясняет, в чем суть его проблемы. После оценки психологического статуса клиента и его общей жизненной ситуации, основных трудностей и мотивации, психотерапевт рассматривает возможность наличия органического дефекта и при необходимости переориентирует клиента на получение психиатрической помощи.
  3. Выясняет, какого результата ожидает клиент, чего он хочет добиться. С целью исключения нереалистичных ожиданий психотерапевт помогает клиенту осознанно построить систему целей, ориентированную на конкретный и достижимый в ближайшее время результат. Также выясняются пределы психотерапии, выраженные не во временном, а в содержательном виде. Клиент на данном этапе должен быть предупрежден о трудностях психотерапии, с которыми он может столкнуться.
  4. Вырабатывает альтернативные решения проблемы. Выбор психотерапевтической стратегии для достижения поставленных ранее целей зависит от подготовки психотерапевта, особенностей личности клиента и характеристик проблемы.
  5. Обобщает результаты взаимодействия с клиентом и оценивает эффективность терапии.

До проведения непосредственно терапии психотерапевт применяет разнообразные диагностические процедуры, выбор которых зависит от психотерапевтической школы (диагностическая беседа, наблюдение и проективные методы в психоанализе и т.д.).

Методы лечения

Подход к лечению конкретного психотерапевта зависит от выбранного при обучении направления психотерапии (в настоящее время выделяется около десятка направлений). Основными направлениями психотерапии являются:

  • Психоанализ, в котором основой психики считаются подсознательные процессы (инстинкты, мотивации, защитные механизмы). Используются: на этапе накопления материала методы свободных ассоциаций и толкования сновидений; в процессе терапии — методы интерпретации, анализа «сопротивления» и «переноса», проработка информации.
  • Гештальт-терапия, которая основана на представлении о саморегуляции психики. Используются различные техники («Здесь и сейчас», «Очистка луковицы» и др.), упражнения, перенос и контрперенос, завершение гештальта (ситуации).
  • Экзистенциальная психотерапия, которая сконцентрирована не на отдельных проявлениях психики человека, а на всей его жизни (психодинамический подход). Используется групповая терапия, техника работы с защитными механизмами, сновидениями, уменьшения сензитивности к смерти и др.

Психотерапевт может также быть специалистом в области когнитивно-поведенческой или клиент-центрированной терапии, арт-терапии, игровой терапии и т.д.

Кто такой психотерапевт? Это специалист, задачей которого является лечение патологических состояний психики легкой или средней тяжести. Причинами таких психических заболеваний могут стать психологические травмы, полученные пациентом еще в детстве, факторы, передающиеся генетическим путем, или сильные стрессовые состояния.

Следует сказать, что в компетенцию психотерапевта не входит диагностика и лечение состояний, развившихся на фоне серьезных поражений мозга или травм физиологического характера.

В отличие от психолога, психотерапевт, имея медицинское образование, занимается не только консультированием пациентов, но и способен поставить диагноз.

Также он может назначить соответствующее лечение, в том числе и медикаментозное. Однако список препаратов в таком случае ограничивается успокоительными средствами и антидепрессантами: назначение более серьезных психотропных средств — это вотчина психиатра.

В отличие от психиатра, психотерапевт занимается только пациентами со средней и более слабой тяжестью психических расстройств. Еще одним серьезным различием между ними являются методы терапии. Методы психиатра включают использование специализированных медикаментов на сугубо определенные участки мозга, для их стимулирования и достижения нужного эффекта.

Главным инструментом психотерапевта является слово, потому что суть его работы понять, что именно вызвало психические нарушения и строить лечение относительно этого якоря. Лекарственные препараты используются только как дополнение терапии, их основной задачей является расслабление пациента или наоборот, помощь в сосредоточивании.

Кстати, именно психотерапевт может принять решение о направлении пациента к психиатру, в случае подозрения на серьезное нарушение психики. Также следует сказать, что постановка диагноза и любое решение, относительно планируемого лечения или перенаправления к другому специалисту, принимаются исключительно после прохождения полного обследования. Такое обследование также призвано исключить в анамнезе органические повреждения мозга, в противном случае заболевание не входит в сферу деятельности психотерапевта.

Психотерапевтические методы лечения

На данный момент психотерапия располагает уже достаточно большим спектром подходов к лечению того или иного заболевания психологического характера. Однако особо следует выделить три из них, это так называемые основы психотерапевтического «искусства»:

Психоанализ. В качестве объекта работы в данном психотерапевтическом методе выступает подсознание, как понятие, имеющее непосредственное влияние на психику человека и его сознание;
Экзистенциальный подход. Особенность этой методики заключается в полном изучении жизни пациента и составления своего рода жизненной психологической цепочки. Благодаря этой цепочке можно определить корни той или иной реакции человека на определенные ситуации, что в дальнейшем применяется при лечении;
Гештальт-терапия. Эта методика основывается на принципе саморегуляции человеческой психики.

Особенности психотерапевтического воздействия

Как указывалось выше, основным инструментом психотерапевта является «слово», то есть лечение посредством прямого общения. Воздействуя на сознательное и бессознательное пациента во время разговора, врач оказывает нужное влияние на пациента, способствуя этим выздоровлению.

При обращении к психотерапевту, нужно всегда помнить, что такое лечение, это дело сугубо добровольное, поэтому не нужно противопоставлять себя психотерапевту во время сеансов. Тем более, некоторые моменты лечения могут корректироваться непосредственно пациентом: это относится к выбору методики воздействия, которая будет наиболее подходящей именно для него. В ряд таких методов воздействия входят:

Двусторонняя беседа;
разного рода кодирование, также с применением гипноза;
НЛП;
биоэнергетическая техника воздействия;
психоанализ;
когнитивно-поведенческая психотерапия (управление гневом и так далее).

Сфера деятельности психотерапевта

Как уже указывалось выше, в компетенцию психотерапевта входят расстройства психики легкой и средней степени тяжести, что и определяет его сферу деятельности, по большей части, следующим рядом психологических патологий и состояний:

Разного рода неврозы;
помощь в избавлении от различных вредных привычек, таких как алкоголизм, табакокурение, зависимость от социальных сетей и прочие;
разного рода психозы;
помощь с выходом из постоянного депрессивного состояния, независимо от причин его возникновения;
Булимия и анорексия;
Чувство частой усталости, тревожные состояния, нервное перенапряжение;
Психические состояния, сопровождающиеся бредовыми идеями, и приступы тяжелой тревоги (панические атаки);
Разного рода фобии;
Апатичные состояния и абсолютное равнодушие к происходящему вокруг.

Однако не каждая стрессовая ситуация это повод для обращения к психотерапевту.

Наиболее частые причины обращения к психотерапевту и принципы его работы

На самом деле, все вышерассмотренные состояния являются общим описанием, а проблема каждого уникальна, как и каждый человек.

Можно выделить основные моменты или наиболее распространенные причины обращения к психотерапевту за помощью. В их число входят: потери, неудачи в ходе развития, межличностные конфликты, симптоматические состояния (разного рода фобии, тревожные состояния и так далее), серьезные расстройства личности, чрезмерное употребление психоактивных веществ.

Довольно часто бывает, что обращение к психотерапевту предваряет серьезная потеря или некая достигнутая веха в развитии. Тогда же выясняется - проблема возникла далеко не вчера, но решению обратиться за помощью что-то мешало. В данном случае пациенту потребуется серьезная личностно-ориентированная терапия в течение приличного срока, потому что лечение симптомов или устранение проблемы уже не принесет заметного результата. Этот же принцип относится и к случаям наличия нескольких вышеперечисленных причин одновременно.

В чем бы ни заключался корень проблемы, являющиеся целью психотерапевтического анализа и лечения, врач обязан принимать во внимание жизненный этап самого пациента и этот же показатель его семьи. Это обуславливается соответствием специфики проблемы каждому из этапов развития человека или семейной ячейки.

Помимо этого, психотерапевт всегда должен учитывать межличностную картину отношений пациента, ее иерархию. Имеет ли она отношение к проблеме, и какие симптомы относятся к этой области. Кто из окружения пациента может оказывать наибольшее влияние на него, а также уровень поддержки доступный ему. Если говорить об экзистенциальной стороне вопроса, тут следует обратить внимание на ценности пациента, жизненные и моральные, а также на способность нести ответственность за свою жизнь и отношение к ней.

Психотерапия и дети

Детская психотерапия рассматривается как отдельное ответвление. Учитывая, что появление неврозов возможно в любом возрасте, первоначально маленький пациент находится в «руках» невролога, который может направить его уже непосредственно к психотерапевту только по достижению 3 лет от роду.

Основными причинами такого направления могут стать:

Нежелание заниматься и низкая успеваемость в течение долгого времени;
анорексия и булимия;
постоянная плаксивость, постоянно возбужденное состояние, грубое поведение;
серьезные фобии, энурез и прочее;
постоянная замкнутость и нежелание идти на контакт с кем-либо.

Подводя итоги, можно сказать: работа психиатра заключается в психологической помощи во время периодов крайних эмоциональных состояний, в локализации симптомов психологического характера и последующем избавлении от них, помощи при возникновении внутренних конфликтах, тем более, если такие состояния отражаются на межличностных отношениях.
К тому же психотерапия может оказать серьезное содействие в изменении тех личностных качеств и поведенческих привычек, наличие которых негативно сказывается на самореализации и отношениях любого типа.