Что нужно сделать перед тем как поститься. Что такое пост, как правильно соблюдать его традиции

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

(Мф. 9, 29)

Когда вы постились… Для меня ли постились?

.(Зах. 7, 5)

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно.

Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности.

Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности – мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное.

Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие.

Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории – на исцеление тела.

Время поста – это время особенно важное для духовной жизни, это “время благоприятное, это день спасения” (2 Кор. 6, 2).

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: “Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.

Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста” (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).

О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: “Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело”.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания – пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…

Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: “постимся, братие, телесно, постимся и духовно”. Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение”.

Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.

По словам еп. Германа: “Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями”.

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них – изгнание из души своей лукавого духа – древнего змия. “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”,- сказал Господь Своим ученикам.

Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда “возвратился в силе Духа” (Лк. 4, 14).

Как говорит св. Исаак Сириянин: “Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..

До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…

И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим” (Слово 30).

Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений – хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: “Пост – период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами”.

Здесь приложимы слова премудрого Соломона: “Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать… время молчать и время говорить” и т.д, (Еккл. 3, 1-7).

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:

1) Отказ от мяса.

2) Отказ от молочного.

3) Отказ от рыбы.

4) Отказ от масла.

5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней.

Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка.

Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.

“Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).

В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом “духовным”. Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда “трезвиться” и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подобный “духовный” пост – это чаще всего самообман.

Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания “упитанности” тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями желудка, кишечника, почек, зубов…

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста – не случайные дни.

Среда – это предание Спасителя – наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 сребренников Сына Божия.

Пятница – это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве.

Человеческая душа не имеет права, не смеет, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней – знаменательных вех во времени.

Как она дерзнет потом – на Страшном суде стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь – Земная и Небесная – вспоминает их.

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

В настоящее время – время ослабления и падения веры – нам кажутся недостижимыми те уставы о посте, которые в старину строго выполнялись благочестивыми русскими семьями.

Вот, например, из чего состоит Великий пост по церковному уставу, обязательность которого распространялась в равной мере как на инока, так и на мирянина.

По этому уставу в Великий пост полагается: полное неядение в течение целого дня понедельника и вторника первой седмицы и пятницы Страстной седмицы.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Вареная пища с постным маслом полагается лишь в субботы и воскресенья. Вино разрешается только в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба – лишь в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Хотя такая мера нам и кажется чрезмерно суровой, она, однако, достижима для здорового организма.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов.

Так, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю – в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Некоторые египетские иноки в древности практиковали в Великий пост полное сорокадневное воздержание от пищи, следуя в этом отношении примеру Моисея и Самого Господа.

Сорокадневные посты проводил два раза один из братьев Оптиной пустыни – схимонах Вассиан, живший там в середине XIX столетия. Этот схимник, между прочим, так же как и прп. Серафим, в значительной мере питался травою “снытью”. Он прожил до 90 лет.

37 дней не вкушала ни пищи, ни питья (кроме одного причастия) инокиня Любовь Марфо-Мариинской обители. Следует отметить, что во время этого поста она не чувствовала никакого ослабления сил и, как про нее говорили, “голос ее гремел в хору как будто бы еще сильнее прежнего”.

Этот пост она совершила перед Рождеством; он кончился в конце Рождественской литургии, когда она внезапно почувствовала непреодолимое желание поесть. Не в силах более владеть собою, она тотчас же пошла в кухню для принятия пищи.

Необходимо заметить, однако, что описанная выше и рекомендованная церковью норма для Великого поста не считается теперь всеми так строго обязательной для всех. Церковь рекомендует, как известный минимум, лишь переход постом на постную пищу в согласии с ее указаниями для каждого из постов и постных дней.

Выполнение этой нормы для вполне здоровых людей считается обязательным. Все же большее она предоставляет ревности и усердию каждого христианина: “Милости хочу, а не жертвы”,- говорит Господь (Мф. 9, 13). Вместе с тем надо нам помнить, что пост необходим не Господу, а нам самим для спасения нашей души. “Когда вы постились… для Меня ли вы постились?”- говорит Господь устами пророка Захарии (7, 5).

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось, его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.

Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти “не в брачной одежде”, т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: “Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?” И душа его будет “брошена во тьму внешнюю”, т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – “плача и скрежета зубов”.

Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.

Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей – сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.

Как пишет пастырь о.Иоанн С. (св. прав. Иоанн Кронштадтский. – прим. ред.) : “Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех”.

Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова “узкий и тесный путь”, о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: “пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя” и т.п.

Мягкие вначале, уговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких, приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.

Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: “служи мне, и потом ешь и пей сам”,- говорится в притче рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.

Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого – мира, радости и любви.

По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу.

Церковь считает его и одним из действенных средств, посредством которых можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.

Так, в Деяниях Апостолов описывается, как антиохийские христиане, перед отправлением на проповедь свв. апп. Павла и Варнавы “совершили пост и молитву” (Деян. 13, 3).

Поэтому пост практикуется в церкви как средство подготовки себя к какому-либо начинанию. Имея нужду в чем-либо, отдельные христиане, иноки, монастыри или церкви накладывали на себя пост с усиленной молитвой.

У поста есть, кроме того, и еще одна положительная сторона, на которую обратил внимание Ангел в видении Ерму (см. книгу “Пастырь Ерма”).

Заменяя скоромную пищу более простой и дешевой, или уменьшая ее количество, христианин может сократить издержки на себя. А это даст ему возможность больше средств обратить на дела милосердия.

Ангел дал такое указание Ерму: “В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прошлых дней, оставшиеся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытится и будет за тебя молиться Богу”.

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть самоцель, а лишь подсобное средство к очищению сердца. И пост того, кто стремится к этой цели и не исполняет заповедей Божиих – не может быть угодным Богу и является бесплодным.

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю – ко Христу.

Как пишет о. Александр Ельчанинов: “…В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы – пост открывает истинную сущность человека”.

Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, с теми, кто, по словам прот. Валентина Свенцицкого:

“Едят все – и в Великий Четверг, когда совершается Тайная Вечеря и предается Сын Человеческий; и в Великую Пятницу, когда слышим мы плач Богоматери у гроба Распятого Сына в день Его погребения.

Для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?”

Обращаясь к христианам, о. Валентин пишет: “Держи и соблюдай пост, как великую церковную святыню. Каждый раз, когда ты воздерживаешься от запрещенного в дни поста, – ты со всею Церковью. Ты делаешь в полном единомыслии и единочувствии то, что делала вся Церковь и все святые угодники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твердость в твоей духовной жизни”.

Значение и цель поста в жизни христианина можно резюмировать следующими словами прп. Исаака Сириянина:

“Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел…

От поста и воздержания рождается в душе плод – ведение тайн Божиих”.

Рассудительность в посте

Милости хочу, а не жертвы.

(Мф. 9, 13)

Покажите… в добродетели рассудительность.

(2 Пет. 1, 5)

Все доброе в нас имеет некую черту,

перейдя которую незаметно обращается во зло.

(Прот. Валентин Свенцицкий)

Все вышеизложенное о посте относится, однако, повторяем, лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность.

Как пишет прп. Кассиан Римлянин: “Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста и пресыщение чрева, Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста.

Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Монах так разумно должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет; и так обуздывать душевные движения – забывать обиды, отрезать печаль, ни во что ставить скорби – как могущий умереть каждый день”.

Следует вспомнить о том, как ап. Павел предупреждал тех, кто неразумно (самовольно и самочинно) постился – “это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (Кол. 2, 23).

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.

Господь говорит: “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 16 -18).

А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников.

Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.

Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: “Если он будет пить у вас вино, то знайте – вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды”.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптинской пустыни.

Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: “Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего”.

Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т.п. – и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: “не мечите бисера вашего перед свиньями” (Мф. 7, 6).

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих вас; мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом.

Про Московского митрополита Филарета рассказывают такой случай: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства, его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный.

Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставил выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27).

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: “Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым…

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

Цель поста – облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том – какую употребляешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Господь Сам одобрил поступок царя Давида, когда тот по нужде должен был нарушить правило и есть “хлебы предложения, которые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним” (Мф. 12, 4).

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле и преклонном возрасте делать послабления и исключения во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему ученику Тимофею: “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов” (1 Тим. 5, 23).

Прп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят: “Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей по слову апостола: “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12, 10).

А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста – ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего.

Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнью.

Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе”.

О правильности нормы поста прп. Варсонофий и Иоанн дают и такое указание: “Касательно поста скажу: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным и в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой правильный”.

Как говорил пустынник Никифор в книге В. Свенцицкого “Граждане неба”: “Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, и подвигов больших Господь с нас не требует.

Я пробовал сильно поститься, и вижу, что не могу. Истощаюсь – нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правило прочесть не могу”.

Здесь пример неправильного поста.

Еп. Герман пишет: “Изнеможение есть признак неправильности поста; оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой седмице Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать”.

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

“Мне более нравится, чтобы изнурялись более от работы, чем от поста”, – говорил один пастырь своим духовным детям.

Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Следует вспомнить следующий случай из жизни прп. Пахомия Великого. В одном из его монастырей в больнице лежал монах, истощенный болезнью. Он попросил прислуживающих дать ему мяса. Те отказали ему в этой просьбе, исходя из правил монастырского устава. Больной попросил отнести себя к прп. Пахомию. Преподобный был поражен крайним истощением инока, заплакал, глядя на больного, и стал укорять больничных братий за их жестокосердие. Он велел немедленно исполнить просьбу больного, чтобы укрепить его ослабевшее тело и ободрить унылую душу.

Мудрая подвижница благочестия – игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: “Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости”.

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи, все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания.

Поэтому, когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: “Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост”, и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о скудости и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженного служения ближним, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится уже в книге пророка Исайи. Иудеи взывают к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” Господь устами пророка отвечает им: “Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господа будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь и Он скажет: «вот Я»” (Ис. 58, 3-9).

Это замечательное место из книги пророка Исайи обличает многих – как простых христиан, так и пастырей стада Христова. Обличает тех, кто думает спастись, лишь соблюдая букву поста и забывая о заповедях милосердия, любви к ближнему и служения им. Обличает тех пастырей, которые “связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям” (Мф. 23, 4). Это те пастыри, которые требуют от своих духовных детей строго соблюдения “правила” поста, не учитывая их преклонного возраста, ни их болезненного состояния. Ведь Господь говорил: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13).

Одна из причин в том, что у человека - двоякий состав: он состоит из тела и души, которые находятся в неразрывном единстве. Наши духовные способности могут быть расширены, обострены тогда, когда мы сдерживаем те или иные телесные потребности. Пост способствует углублению духовной стороны жизни. Надо понять, что это не просто период, когда мы не едим каких-то определённых продуктов, иначе бы он ничем не отличался от обычной диеты (хотя, разумеется, воздержание в пище никогда и никому не вредило). Пост - это время покаяния, молитвы и воздержания, причём не только воздержания в еде. Это особое состояние души, в определённой степени - духовный подвиг. Именно поэтому многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост.

Наряду с ограничением в пище следует воздержаться и от других телесных удовольствий, в том числе и от просмотра развлекательных телепередач?

Воздержание в пище - лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла - как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. В пост следует бывать в церкви: там читаются особенные, очень красивые великопостные службы, а в молитвенных текстах раскрывается смысл поста. Рационально объяснить сам феномен поста невозможно. Мы живём опытом и только в опыте постигаем суть тех или иных явлений. Вы не сможете объяснить, что такое «соль» человеку, который ни разу соль не пробовал. Так же нельзя понять, что такое пост, если не попробовать поститься. Когда мы получаем этот опыт, когда наше сердце его чувствует, тогда уже не надо объяснять, зачем он нужен, как правилно поститься, что он нам даёт, а чего не даёт.

Многие люди допускают для себя более мягкие формы поста. Допустим, человек не ест мяса, не ест масла и яиц, а вот от молока не может отказаться. Как к этому относится церковь?

Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше. Но, опять-таки, всё это должно быть сообразно нашему общему духовному состоянию.

Если человек просто ограничит себя в еде, а в остальной его жизни ничего не изменится, наверное, особого смысла такой пост не имеет.

Если же он ведёт жизнь сообразно посту, отказывается от просмотра весёлых телепередач, читает духовную литературу, но при этом позволяет себе небольшие поблажки в еде (например, пьёт молоко), церковь вряд ли посчитает это великим грехом; здесь главное - это готовность человека к отречению (хоть и к малому), а не формальное соответствие его возможностей и догматических требований.

Представим себе ситуацию. Человек постился несколько недель, а потом не выдержал и сорвался - наелся творога или мяса, выпил кефира. Прошло два-три часа - и вот он уже жалеет об этом. Что ему делать в таком случае?

Есть слова Христовы: «Сколько раз падаешь - вставай ». Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Бывают разные обстоятельства, да и сила воли не у всех одинаковая. Возобновить пост в данной ситуации даже труднее, чем просто соблюдать его, не срываясь, ведь морально человек себя уже приговорил к отказу от духа и буквы поста.

Наши с вами усилия никогда даром не пропадают. Каждое новое усилие пойдёт нам на пользу, даже если перед этим мы оступились. Встать после падения труднее, чем стоящему ходить.

Мы же знаем, что человек способен осознать свою ошибку. Мы, разумные существа, покорившие вселенную, и вдруг не можем смирить нашего желудка, который едва ли не заслоняет для нас всю эту вселенную! Увидеть свою слабость и преодолеть её - это и есть проявление силы нашего духа. Вот один из результатов поста: мы осознаём свою земную, слабую природу и учимся её преодолевать, обретаем силу в вере.

Пост соблюдать легко или тяжело?

Человеку несведущему нередко кажется, что поститься очень тяжело. На самом деле это вовсе не так. Люди, которые отказываются на время от пищи, нередко говорят о хорошем самочувствии во время поста. Врачи-диетологи вам скажут, что человеку иногда полезно ограничивать себя в пище. В одном из стихир говорится о «посте приятном». Это не случайно: пост как духовное делание должен доставлять радость человеку. А Христос говорит о том, что не стоит показывать горькое лицо, наоборот - умой лицо, сделай его светлым, радостным, это ведь время радости.

Интересный и для многих неясный вопрос: сколько дней продолжается пост? Строго говоря, пост продолжается сорок дней. Вы спросите: как же сорок, когда семь недель, значит должно быть сорок девять? На самом деле не семь недель, а шесть без двух дней.

В конце шестой недели отмечается Суббота Праведного Лазаря и Вербное воскресенье - они не относятся к Великому посту. В Лазареву субботу дозволяется покушать икру, а в Вербное воскресенье - и рыбу.

Потом начинается Страстная седмица (Страстная неделя), которая как бы присоединяется к посту. Смысл этой недели - воспоминание о страданиях Христовых, так что в эту неделю мы, безусловно, снова постимся. Многие в Страстную неделю стараются поститься строже: это зависит уже от личного благочестия, от стремления быть сопричастным событиям последних дней земной жизни Христа.

В конце Страстной недели празднуется Пасха. Какая связь между постом и Пасхой?

Связь неразрывна: Пост - это, кроме всего прочего, подготовка к Пасхе. Если, допустим, я иду на торжество к какому-то человеку, который мною любим, естественно, что я готовлюсь к этому событию, покупаю подарок, думаю о том, что я скажу ему. Подготовка к событию свидетельствует о нашем к нему отношении: если оно важно для нас, мы к нему и готовимся серьёзно.

Безусловно, Пасха является огромным событием для верующих людей - это Воскресение Христово, и готовимся мы к принятию Пасхального торжества именно постом, поэтому не может существовать пост отдельно от Пасхи.

Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными в пост?

Мне кажется, что употребляя пищу животного происхождения, мы едим себе подобных, проявляя свою земную природу, плотское начало в себе. Пост же в символическом плане связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу.

Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве - Гиляровского или Шмелёва - мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда - ведь растительная пища очень разнообразна!

К тому же спрос на постные продукты в современном обществе рождает многообразное предложение. Почти в каждом магазине - прилавок с постными продуктами, почти в каждом ресторане - постное меню, даже фастфуды как-то стараются соответствовать ситуации.

Правило поста исключает мясные продукты - это мясо млекопитающих и птиц - и рыбу. Между тем многие едят моллюсков, ракообразных, а туристы не прочь попробовать сушёных насекомых или блюда из змей

У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь - это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.

Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.

Я понимаю логику этих людей. Тут двоякая ситуация: с одной стороны, это продукты растительного происхождения (то есть разрешённые в пост), с другой стороны - искусственная подделка под продукты животного происхождения. Думаю, что в этом случае стоит опять же прислушаться к своему внутреннему голосу. Постная пища должна быть более скудной, чем та, которую мы едим в непостные дни. Если вы чувствуете, что подобные «подделки» противоречат данному правилу, то вполне можно обойтись и без них.

Человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?

Смысл поста - отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко - это непостный продукт, а хлеб - постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста - отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост - не самоцель, а средство духовного очищения.

Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?

В православной традиции, помимо отказа от пищи животного происхождения, существует и другой вид самоограничения - «кушай недосыта». Это значит, что церковь не приветствует чревоугодие во время поста: до отказа набив желудок растительной пищей, мы вряд ли приблизимся к Богу.

Человек должен контролировать себя, разумно оценивать ту меру пищи, которая не помешает его покаянию и молитвам. В одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст говорит, что для постящегося пища имеет другой вкус. То есть когда человек себя ограничивает в еде, даже простые блюда ему будут вкусны. Ведь пресытившись земными радостями, мы не способны чувствовать удовольствие от них - и все земные блага, данные человеку Господом, теряют малейший смысл.

Вспомните, как герой популярной кинокартины с отвращением ел икру без хлеба. Получается, что самоограничение, как это ни парадоксально, обостряет вкусовые ощущения, помогает ценить то, что мы имеем на своём обеденном столе.

А к вину какое у церкви отношение?

Вино - продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни - в Вербное воскресенье, - однако в малых количествах. Всё хорошо в меру. Беда только в том, что не каждый чувствует эту меру. Мой совет в данном случае - такой же, как и во всех остальных, - действовать сообразно своему разуму и совести.

Как должны соблюдать пост дети?

Апостол Павел пишет о том, что когда он был юн, то питался молоком, а когда вырос - потребовалась твёрдая пища. Для человека юного многие вещи не только непонятны, но и зачастую не полезны. Младенца шашлыком не накормишь, а вот без молока он не проживёт.

До поста надо дорасти - и телом, и душой, и разумом. Детям можно объяснить необходимость каких-то минимальных ограничений; нужно только помнить, что мы должны не заставлять, а убеждать. Если он капризничает, мы можем с ним поговорить, объяснить ему преимущества соблюдения поста, но действовать с помощью приказов мы не вправе. И в любом случае мы сами должны быть для наших детей лучшим примером: на кого, как не на родителей, ему равняться?

С какого примерно возраста ребёнок должен поститься?

По поводу возраста нет никаких правил. В ветхозаветной традиции, например, считалось что мужчина становится взрослым к тридцати годам. И, возможно, многие из тех, кто дожил до тридцатилетнего возраста, согласятся с этими словами. Сейчас считается, что взросление происходит раньше.

В любом случае пост - это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста. Мне кажется, что некоторое ограничение весёлых забав, просмотра развлекательных телепередач, доступа к компьютерным играм для ребёнка будет иметь даже большее положительное значение, чем запреты в пище.

Это очень благое намерение, и дай Бог, чтобы оно совершилось. Первый опыт труден, поэтому мой совет: подойти перед началом поста к священнику, который может дать совет и напутствие.

Для первого раза возможны какие-то более мягкие формы поста, допустим, лишь частичный отказ от продуктов животного происхождения. Особенно важна Страстная седмица, поэтому, даже если вы соблюдаете пост лишь частично, в эту неделю желательно более строгое воздержание.

Первый опыт, возможно, довольно щадящий или даже не совсем удачный, всё равно принесёт свою пользу!

Постимся постом, приятным, благоугодным Господеви:
истинный пост есть злых отчуждение,
воздержание языка, ярости отложение,
похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления.
Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный (с)

Мое почтение, друзья!

Вот уже Прощеное воскресенье наступило, и, соответственно, последний день Масленицы . А это значит, что завтра начнется Великий пост — самый главный пост в церквях. В наши дни стало модным быть «истинными христианами», грустно, конечно, но увы и ах. В одном только Яндексе запросов, связанных с Великим постом сотни тысяч! Кто-то из спрашивающих, действительно, серьезно настроен провести все дни поста с пользой для души, а кто-то просто следует новой моде или отдает дань традициям. Но, тем не менее, вопросов задается очень много:

    Когда он начинается?

    Сколько дней длится?

    Что можно кушать в Великий пост?

    Как правильно поститься?

    Как начать и провести пост?

    Суть Великого поста.

    Откуда пошла такая традиция?

    Календарь питания на каждый день.

    И многое-многое другое, от крещения до венчания.

Ваша покорная слуга озадачилась этим вопросом и перекопала Гугл вдоль и поперек, собирая крупинки истины воедино, и вспоминая все, чему учили меня.

Когда начинается Великий пост?

Точной даты нет. Каждый год Великий пост в разное время, отсчет ведется от Пасхи. Я уже в нескольких статьях говорила о том, как некоторые праздники отсчитывают от Пасхи, и, собственно, почему так происходит. Смысла повторяться нет, нам ведь нужны ближайшие даты. Итак:

История Святой Четыредесятницы

Естественно, что история Великого поста, впрочем, как и любая история, которая уходит в прошлое на тысячелетия, таит уйму загадок и предположений. Но одно совершенно точно, самый главный в христианстве пост раньше выглядел иначе.

  1. До 3-го столетия верующие готовились встречать Пасху не 40 с лишним дней, как сейчас, а всего-то 40 часов. Об этом нам сообщает Ириней Лионский. Постились обычно с вечера Страстной Пятницы до окончания пасхальной службы. В это время верующие не принимали пищу совсем. Такой срок поста был установлен, вероятно, как напоминание о сорокадневном посте Христа.
  2. К середине 3-го века появился шестидневный пост, в память о событиях Страстной недели. Однако, некоторые христиане все еще продолжали поститься по-старому — 40 часов.
  3. И только в начале 5-го века Великий пост увеличили до 40 с лишним дней. Но стоит помнить, что его продолжительность в разных Церквях колеблется от 6 до 8 недель. Плюс ко всему, примерно с этого времени соблюдение Святой Четыредесятницы являлось обязательным для всех христиан. Те, кто пропускал пост даже, на какое-то время, отлучались от Церкви.

Хороший вопрос. Великий пост (он же Святая Четыредесятница) в общей сложности длится 48 дней. Но не все так просто, есть некоторые тонкости. Например, почему «четыредесятница» длится почти пять десятков?

Все предельно просто:

«Четыредесятница» потому что с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной Пятницы, которые идут немного особняком.

Также, в некоторых учениях есть сравнение поста с некой десятиной от всего года, которую верующий человек отдает Богу. То есть, это своего рода, такая жертва. Но как 48 дней превращаются в десятину года? Элементарно:

    берем 48 дней и вычитаем оттуда все субботы и воскресенья (потому как эти дни не являются постными, но не обольщайтесь, на них тоже наложены ограничения), получаем 35;

    делим 365 (именно столько дней в году) на 35, получаем примерно 10.

Суть поста

Очень хорошо об этом написано на православном портале (я ниже дам ссылку). В принципе, вам в любой статье скажут, что: «Великий пост — это не диета, а возможность улучшить себя духовно, укрепить веру в Бога и очистить душу путем наложения на себя некоторых ограничений».

Все верно говорят, но это даже звучит поверхностно. А нам интересна суть.

Употребление дешевой и быстрой в приготовлении пищи имеет и еще одну цель, помимо жертвенной — освобождение времени и денег . Первое необходимо тратить на посещение храма и молитву, а второе для «дел милосердия», грубо говоря, раздавать нуждающимся.

Но и это не все. Есть целый перечень того, что нельзя делать в Великий пост, помимо ограничения в пище. Напомню, что пока идет пост в пищу запрещено употреблять пищу животного происхождения: молоко, мясо, яйца и, естественно, продукты, в состав которых они входят. А вот рыбу можно, но в определенные дни. Я ниже нарисовала календарь Великого поста по дням, там все подробно отражено.

Правила Великого поста

  1. Нельзя гордиться тем, что вы поститесь, даже перед собой, не говоря уж о том, чтобы хвастаться перед другими. Пост — это не повод выставляться.
  2. Нельзя ругаться матом. В принципе, этого делать, вообще, не стоит, но в дни поста особо нежелательно.
  3. В Великий пост нельзя венчаться.
  4. Следует ограничить себя во... всем, что касается развлечений:

      праздные развлекательные книги;

      развлекательные фильмы и ТВ передачи;

      походы по увеселительным местам;

      шумные посиделки в компании;

      игры (любые);

      социальные медиа.

    Все это отходит на второй план.

  5. Под запретом лень и ничегонеделанье.
  6. Нельзя поддаваться негативным эмоциям: гнев, осуждение, злость, зависть и так далее. Вообще, им в любой день поддаваться не стоит.
  7. Нельзя ссорится и «качать права». Я бы это во все 365 дней года под запрет поставила =)
  8. Нельзя пить спиртное, кроме тех дней, которые отмечены в календаре.
  9. Нельзя «ходить налево», то есть, заниматься сексом с кем-то, кроме законных супругов. Вообще, рекомендуется на все время поста отказаться от секса.

В пост следует есть побольше овощей и фруктов, бобовых, картофеля, каши, постные супы, сухофрукты, орехи, мед , кисели и морсы и т. д. Вообще, с доступом в Интернет не составит труда найти постные и вкусные рецепты.

Важно! Сейчас в наших супермаркетах огромный выбор продуктов, причем, постных тоже. Майонез, который не майонез, соевое мясо, разнообразие морепродуктов и круп такое, что глаза разбегаются. Но... во время Великого поста нужно не заменить продукты такими же, но только без животных жиров, а именно поменять рацион на более скромный .

И если вы, заходя в магазин, с тоской в глазах оглядываете полки в поисках соевого мяса и обезжиренного майонеза и молока, то толку от вашего поста не будет.

Также, есть ограничение в количестве приемов пищи. Кушать нужно один раз в день, обычно вечером .

Если подобные ограничения, в силу каких-либо обстоятельств, для вас в тягость, а соблюсти пост, все-таки, хочется, то можно обсудить все нюансы со своим духовником. На такие случаи в Церкви есть некоторые послабления для верующих:

...в церковных канонах установлен некий минимум поста, который должен соблюдаться всеми верующими. Это отказ от мяса, молока и яиц, то есть пост с рыбой, горячей овощной пищей на масле является максимальной степенью снисхождения к человеческим немощам.

Ниже я прилагаю наглядный графический календарь поста на 2018 год по дням. Там отражено, какую именно пищу можно употреблять на той или иной недели, в тот или иной день.

Календарик можете скачать, распечатать и повесить, как напоминалку, на кухне =)

Вариант такого питания называется «монастырский». Он один из самых строгих, поэтому прежде, чем решить поститься проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Кому нельзя поститься?

Еще один важный момент: бывают случаи, когда люди в своем желании угодить Богу и Церкви совсем забывают о собственном здоровье. Да, временные ограничения в пище полезны, даже я устраиваю себе разгрузочные дни =) Но, друзья, не каждый человек способен выдержать 48 дней Великого поста в силу своего состояния здоровья . Не забывайте, пожалуйста, об этом. Берегите себя и своих детей.

А в общем и целом, нельзя соблюдать жесткий пост следующим категориям людей:

    страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов кроветворения, онкологические и т. д.;

    людям с анемией;

    страдающим от недостатка веса;

    беременным женщинам;

    детям (их не нужно лишать молочной пищи, а лучше попросить добровольно отказаться от сладкого).

В самых критических случаях Церковь официально разрешает больным, тяжело работающим и путешествующим употреблять в пищу молоко. При некоторых заболеваниях можно даже мясо или мясные бульоны. За подобным разрешением нужно обратиться к батюшке.

На этом, пожалуй все. Самое важное я рассказала и показала. Можно и прощаться =) Еще увидимся!

P. S. Друзья, обещанная ссылка на Православный портал , там о Великом посте написано, наверное, все, с точки зрения православия. Можете найти ответы на ваши вопросы.

Вслед за Масленой неделей наступает самый длинный из всех православных постов – Великий. Целых 7 недель церковь рекомендует нам воздерживаться от животной пищи: мяса, рыбы, яиц и т. д. Казалось бы, слишком долго, сложно и даже вредно. Но если правильно составить меню, два месяца пролетят быстро, вкусно и, что самое главное, с пользой!

Великий пост 2011 года продолжается с 7 марта до 23 апреля (по н.ст.). Пасха - 24 апреля. В эти дни верующие будут следовать примеру Иисуса Христа, который постился в пустыне в течение 40 дней. Смысл этого действия не только и не столько в воздержании от пищи. Основная идея – раскаяние в своих грехах. Поэтому рассматривать пост исключительно как диету или разгрузочные дни, которые помогут тебе избавиться от лишних килограммов, – глупо и неправильно. Но если ты на самом деле готов на духовное очищение, приступай не раздумывая. Отказ от привычных лакомств, с одной стороны, научит тебя не потакать своим желаниям, быть умеренным и справляться с прихотями, а с другой – пойдет на пользу организму. К тому же за несколько холодных месяцев мы привыкли к жирной пище. Ведь даже тех, кто обычно ест салатики и легкие супчики, в зимний вечер нет-нет да и потянет на тарелочку жареной картошки и кусок свинины. Это происходит потому, что, пытаясь согреться, мы теряем больше, чем обычно, энергии, а диетическим питанием ее сложно восполнить. Вот организм и требует чего-то «посерьезнее». В итоге за несколько морозных месяцев мы переедаем. Великий пост, если рассматривать его с медицинской точки зрения, приходит как раз вовремя. Помимо того, что он очищает души, аналогично он воздействует и на наши «перегруженные» тела.

Где прячется белок?

Несмотря на то что, исключив из рациона мясо, рыбу и молоко, ты потеряешь много нужных витаминов и микроэлементов, не все так безрадостно: их можно найти и в других продуктах. Главное – знать, где искать.

В первую очередь тебе придется задуматься о том, чем заменить животный белок. Он используется для строительных целей – обновления клеток, тканей и органов. Его дефицит может привести к снижению иммунитета и артериального давления. Если не хочешь, чтобы случайные ранки долго не заживали и цеплялись инфекции, переходи на сою. Белок, содержащийся в этом растении, усваивается практически так же хорошо, как и животный. Не спеши испуганно отказываться от соевых котлет и мяса с криком «Это все генно-модифицированное!». Если боишься трансгенных мутаций, отдай предпочтение отечественному производителю. По закону на территории нашей страны можно продавать «измененную» продукцию, но выращивать ее нельзя. Поэтому наша соя в отличие от зарубежной абсолютно натуральна. Окончательно прогнать сомнения поможет пометка на упаковке «не содержит ГМО».

Если ты не являешься большим поклонником сои, налегай на грибы. Не зря же их в народе называют растительным мясом. Но учти: белок грибов усваивается организмом только наполовину – из-за того, что в нем мало незаменимых аминокислот. Зато в шампиньонах, рыжиках и опятах много витаминов и минералов. Правда, их нельзя есть тем, у кого проблемы с пищеварением. А еще во время долгого поста тебе стоит хотя бы иногда готовить гороховый суп или тушеную фасоль. Ведь бобовые находятся на третьем месте после сои и грибов по содержанию белка.

Орехи вместо мяса

Впрочем, белок – не единственная наша потеря во время поста. Перестав есть мясо, мы лишаемся железа, а отказавшись от молочных продуктов – кальция, магния и калия. С помощью первого минерала в нашем организме происходит синтез гемоглобина, без которого все обменные процессы начинают протекать в сниженном режиме: человек становится вялым, апатичным, нарушается сон и ухудшается работоспособность. Чтобы избежать проблем, нужно найти альтернативные источники железа. Их, к счастью, предостаточно: введи в свое меню орехи, тыкву, шиповник, пряные травы (петрушка, укроп и кинза), сладкий перец и сельдерей. Не забывай и про сладкое: в ягодах (даже мороженых) – малине, бруснике и клюкве – найдется железо в нужных тебе объемах.

Что касается кальция, магния и калия, то без них страдает опорно-двигательный аппарат, ухудшается состояние микрофлоры кишечника, нарушается водно-солевой баланс, появляются раздражительность и агрессия. Поэтому любителям молока, йогуртов, творожков и кефира придется перейти на их соевые аналоги, а по утрам есть кашу из ячневой или амарантовой крупы. Последняя, хоть и кажется чем-то экзотичным, продается в любых крупных магазинах. Она содержит большое количество необходимых тебе во время поста кальция, магния и железа.

В капусте найдется все!

За все время Великого поста можно только два дня лакомиться рыбкой – на Благовещение и в Вербное воскресенье. Это в равной степени печалит и гурманов, и медиков. Правда, во время поста рыбу можно заменить морепродуктами и морской капустой. Ведь никакое растение, «живущее» на суше, не сравнится с океанскими обитателями по своему минеральному и витаминному составу. Калий, натрий, магний, кремний, йод, витамины А, В1, В2, В12, С, D, Е, Н, провитамины F, PP, В9, В15 – вот лишь неполный список того, что ты сможешь найти в ламинарии. Пожалуй, в капусте нет только одного элемента – полиненасыщенных жиров Омега-З, которые являются главными защитниками нашего организма от внешних воздействий. Они входят в состав мембран клеток и стенок сосудов, слизистых оболочек и эпидермиса, без этих жиров мы становимся особенно уязвимыми перед болезнями, а наша кожа начинает шелушиться, на ней появляются ранние морщины. Увы, в нужном организму количестве Омега-3 содержится только в морской рыбе, а она, как ты помнишь, запрещена. Впрочем, частично восполнить дефицит полиненасыщенных жиров помогут неочищенные растительные масла, но не оливковое и подсолнечное, а рапсовое и льняное. Заправляй ими салаты, но ни в коем случае не жарь и не туши на них, иначе все полезное погибнет.

Растительное масло разрешается лишь в выходные, а в первую и последнюю (Страстную) недели Церковь рекомендует сыроедение.

Мнение специалистов

Татьяна Морозова, специалист компании «Меридиан», производителя продукции из рыбы и морепродуктов

Решив купить для постного стола салат из морской капусты, прочитайте этикетку. Полезным считается только тот продукт, в котором используется минимум консервантов. В идеале их должно быть не больше одного, например Е-211. Это разрешенная Минздравом пищевая добавка. Отдайте предпочтение ламинарии в прозрачной упаковке. Это позволит оценить внешний вид продукта. Если морская капуста не имеет четкой фактуры, выглядит как месиво, не стоит ее покупать. Скорее всего, она испорчена.

Валерий Сергеев, врач-диетолог, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Каким бы сбалансированным и правильным ни было ваше постное меню, нелишним будет принимать еще и поливитаминные комплексы. Например, рыбий жир и препараты, богатые витаминами группы В, магнием, кальцием, цинком и селеном. Не бойтесь комплексов, которые содержат большое количество полезных компонентов. Утверждение, что они не сочетаются друг с другом, спорно. Его опровергает сама жизнь. Любой продукт, будь то мясо или овощи, не является источником чего-то одного, в нем содержатся самые разнообразные витамины и микроэлементы. И наш организм от этого не страдает, напротив, все самое важное и ценное мы получаем именно из пищи.

Кому нельзя поститься?

Больным. Людям, страдающим хроническими заболеваниями (онкология, язва, желчнокаменная болезнь и т. д.), лучше не поститься. Это может ухудшить самочувствие и вызвать осложнения.

Детям. Растущий организм нельзя лишать витаминов и минеральных веществ, иначе снизится иммунитет, и начнутся проблемы со здоровьем. Кроме того, школьники вынуждены тратить огромное количество энергии на уроках, постная пища вряд ли поможет им набраться сил.

Беременным и кормящим. Мама в этот период ест за двоих: за себя и малыша. В постных продуктах недостаточно полезных веществ, чтобы обеспечить всем необходимым одновременно и женщину, и ее ребенка.

Путешественникам. Резкая смена климатических и временных поясов сильно бьет по иммунной системе. Поэтому, если ты собрался в отпуск к теплому морю, не стоит ограничивать себя в питании. Иначе есть шанс заболеть во время отпуска или по возвращении домой.

Поститься полезно, если…

Ты простудился. Человеку, заболевшему гриппом, орви или ангиной, пост принесет не вред, а пользу. Вместо того чтобы тратить силы на переваривание тяжелой пищи, организм сможет мобилизовать все свои ресурсы для борьбы с недугом, и выздоровление наступит намного быстрее.

У тебя проблемы с суставами. В красном мясе содержится вредная мочевая кислота. Она имеет свойство откладываться в организме, что в дальнейшем приводит к подагре. Поэтому тем, у кого имеются проблемы с суставами, совсем неплохо на время отказаться от говядины и баранины.

У тебя повышен уровень холестерина. Мясо и яйца – источник вредного холестерина, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы. Исключи его из своего меню, и организм скажет тебе «огромное спасибо».

Ты склонен к полноте. Людям, страдающим ожирением и нарушением обмена веществ, пост поможет очистить организм от шлаков и немного скорректировать вес.

Постное меню

Многие считают, что пост – это целых семь недель морковных котлет, квашеной капусты и пустого риса. На самом деле не все так страшно! Постное меню может быть очень разнообразным. Лазанья, спагетти, пицца, блинчики, вареники, пирожки – это далеко не полный список разрешенных блюд.

Монастырские повара говорят, что постное меню не должно слишком сильно отличаться от привычного – пусть это будут знакомые фаршированные перчики, итальянская паста (без яиц), борщ, щи, вареники или плов, но только вегетарианские.

Сырой день

В первую и последнюю (Страстную) недели Великого поста, а также в некоторые другие дни Церковь рекомендует сыроедение – употребление исключительно сырой, термически необработанной пищи и постного хлеба. Даже горячий чай с компотом нельзя.

На завтрак: фруктово-медовый салат

Нарежь любые фрукты – яблоки, груши, хурму, мандарины, добавь виноград кишмиш и заправь салат жидким медом. Съешь 2-3 постных хлебца.

На обед: гаспачо

Смешай в блендере 1/2 л томатного сока, 1/2 кг свежих помидоров, один огурец, болгарский перец, репчатый лук, зубчик чеснока, пару веточек сельдерея, по пучку базилика и петрушки. Все посоли и употребляй с зеленью и тостами из постного хлеба.

На ужин: сухофрукты с орехами

Измельчи курагу, чернослив, инжир, финики, вяленые мандарины и хурму и смешай их с любыми орешками – фундуком, грецкими, кедровыми. Заправь салат жидким медом. Съешь 2-3 постных хлебца.

Обычный день

В большинство постных дней разрешено есть только вегетарианскую пищу, но без использования растительного масла.

На завтрак: рис с изюмом

Вылей в кастрюлю стакан яблочного сока и стакан воды, положи 300 г промытого коричневого длиннозерного риса, 100 г изюма кишмиш, 2 ч. ложки корицы, закрой крышку и вари кашу 40 минут на медленном огне. Дай блюду настояться. Перед подачей укрась его кусочками свежих фруктов.

На обед: борщ с фасолью

Отвари 50 г сушеных грибов, чтобы получилось 1,5 л бульона. Положи туда нарезанные лук, морковь, петрушку и туши до готовности. Отдельно отвари очищенную свеклу и нашинкуй ее. Все соедини (свекольный отвар тоже), добавь соль, лавровый лист и перец. Подавай с вареной фасолью.

На ужин: салат из морской капусты

Морскую капусту смешай с натертой морковью, кукурузой, мелко нарезанными помидорами и болгарским перцем (или купи готовый витаминный салат из ламинарии) и подай с отварным картофелем. Выпей любой свежевыжатый сок, съешь пару постных хлебцев.

Выходной день

В субботу и воскресенье церковь разрешает использовать растительное масло. Некоторые постящиеся также едят морепродукты. Правда, к кальмарам, креветкам, крабам и мидиям отношение у православных двоякое. К запрещенной рыбе они не относятся, поэтому их употребление не противоречит церковным уставам. Однако в периоды самого строгого воздержания – первую и Страстную недели, а также в понедельник, среду и пятницу – дары моря есть не стоит.

На завтрак: медовая коврижка

В стакан сахара вылей стакан воды и 1/2 стакана растительного масла, немного нагрей массу и добавь 2 ст. ложки меда. Отдельно смешай 1 ч. ложку соды, 2 ст. ложки какао, по щепотке корицы и кориандра. Затем все соедини, чтобы не было комочков, добавь 1/2 стакана измельченных орехов, 1/2 стакана изюма кишмиш, 1/2 ч. ложки разрыхлителя и около 2 стаканов муки – должна получиться консистенция густой сметаны. Выпекай полчаса при 200° С. Пирог можно разрезать на коржи и смазать любым джемом. Готовую коврижку подавай с чаем из шиповника.

На обед: грибная лазанья

Измельчи и поджарь на оливковом масле сначала луковицу, затем добавь пару морковок, 2-3 веточки сельдерея и 500 г шампиньонов. Вылей содержимое литровой банки томатов в собственном соку и туши 30 минут. Немного готовой начинки выложи в форму для лазаньи. Сверху – сухие пласты пасты, затем снова грибной фарш, опять паста – должно получиться 4-5 слоев. Выпекай лазанью в разогретой до 180° С духовке в течение 20 минут.

На ужин: салат из креветок

Очисти и отвари креветки, смешай их с измельченными листьями салата айсберг, разрезанными пополам помидорами черри красного и желтого цвета и кусочками сыра тофу. Полей салат бальзамическим соусом и заправь оливковым маслом.

Рыбный день

На завтрак: постные блинчики

Просей 2 стакана муки, добавь 1 ч. ложку соли и 4 ч. ложки сахара. Постепенно влей 2,5 стакана минеральной воды с газом и замеси тесто такой же консистенции, как сметана. Накрой миску с тестом пленкой и оставь в теплом месте на 40 минут. Выпекай блинчики на растительном масле и подавай с медом или вареньем.

На обед: русская уха

В кастрюлю положи 800 г рыбной мелочи (ерш, окунь), луковицу, корень петрушки, залей 2 л холодной воды, доведи до кипения, сними пену и вари 30 минут. Рыба должна полностью развариться. Бульон процеди, рыбу выбрось. Затем положи в бульон нарезанные на куски по 1/2 кг судака и форели, повари 15 минут, добавь ломтики картофеля и готовь еще 10 минут. Приправь солью, перцем, лавровым листом и сними с огня.

На ужин: дорада с цукини

Почисти, выпотроши, промой и обсуши 2 средние дорады. Плод цукини нарежь крупными дольками, 4 помидора разрежь пополам. В блендере измельчи 2 ст. ложки оливкового масла, веточку укропа и 2 зубчика чеснока, посоли и поперчи. Полученной смесью обильно смажь дораду, а также цукини и томаты. Обжарь рыбу и овощи на оливковом масле.

От чего нельзя отказываться

Соя, фасоль, горох, чечевица

Отказавшись от продуктов животного происхождения, ты лишишь организм белка. Выход один – искать его в растениях. Например, в сое протеина больше 40%, поэтому во время поста обязательно включай в свой рацион тофу, молоко, йогурт, творог, десерты и прочие соевые блюда. Чуть меньше белка (около 20%) в других бобовых – фасоли, горохе, чечевице.

Грибы

В шампиньонах, рыжиках и прочих «шляпочных» белка немало, но он плохо усваивается, поэтому относись к грибам как к вкусному блюду, а не источнику протеина.

Каша, паста, постный хлеб

В пшенице белка 12%, овсе – 10%, ржи – 9,9%, рисе – 7,3 %. Поэтому обязательно ешь многозерновые каши, постные хлебцы, итальянскую пасту, хлеб и мюсли. Кроме протеина они принесут тебе еще и витамины группы В.

Морская капуста

В ней протеина почти 10%. Поэтому обязательно покупай готовые салаты из ламинарии. Сделав морскую капусту постоянной гостьей на своем столе, ты получишь массу полезных веществ – йод, калий, натрий, магний, кремний, витамины А, В1, В2, В12, С, D, Е.

Овощи и фрукты

В них есть клетчатка и витамины, которые укрепят иммунитет. Чтобы от овощей и фруктов была польза, ешь их сырыми или готовь на пару.

Орехи

В орешках содержится железо, которого ты лишаешь свой организм, отказываясь от мяса. При его дефиците человек может стать вялым и апатичным.

Мед, сахар

Сладкое повышает настроение. А натуральный мед еще содержит биологически активные вещества, которые защищают организм от болезней.

Внимание!

Во время поста ты будешь есть много круп и мучных изделий (макароны, хлеб), а они нарушают перистальтику кишечника и вызывают запоры. Чтобы не было проблем со стулом, каждый день употребляй в большом количестве продукты, богатые клетчаткой, – свежие и тушеные овощи.

В православных странах установлены длительные и однодневные посты. Длительные, как правило, касаются практически всех верующих людей. Но и тем, кто не ходит в церковь и не молится, становится интересно, что такое пост, зачем он нужен, и иногда они тоже хотят присоединиться.

Чтобы мероприятие принесло по-настоящему духовную пользу и радость, нужно соблюдать ряд правил. Статья посвящена не только новичкам в вере, но и всем заинтересованным, желающим помочь себе стать лучше, научиться любить и прощать, смиряться и радоваться. Отметим, что материал составлен согласно многочисленным ответам православных священников о том, что же такое постничество и что оно дает людям.

Значение слова "пост" в словаре

Для начала рассмотрим определение слова «пост». Оно имеет в словаре Ожегова целых три значения, которые сильно отличаются друг от друга.

В первом случае под этим словом подразумевается добровольное воздержание человека от определенной пищи, от телесных утех и развлечений во имя Божие.

Второе значение слова - рабочее место человека какой-то профессии, связанное с наблюдениями, охраной, осмотром. Например, таможенный пост, пост охраны.

Третий вариант - элитная должность, например, в органах власти. Часто мы слышим по телевизору: «Избирается на пост вице-президента страны…», «Займет пост министра…».

Что означает пост в христианстве

Что же такое постничество в христианстве? На самом деле это не только ограничение в пище и отсутствие развлечений, но и молитва. То есть человек должен сам, без посторонних просьб и без принуждения, заставить себя сделать шаг к Богу. Но чтобы начать общение с Всевышним, нужно отбросить все земное:

  • развлечения;
  • утехи;
  • наслаждение;
  • веселье;
  • суету;
  • маловажные заботы;
  • злые дела.

То есть человек должен научиться воспринимать себя, окружающих и Бога по-новому, стать лучше, духовно чище (освободиться от злых помыслов, суеты, научиться прощать и любить). Вот что такое пост!

Прежде всего, человек должен научиться молиться, общаться с Господом. В этом помогают Церковь, службы в храме, молитвословы. Поститься всегда сложно, но в конце такого подвига появляется настоящая радость, легкость на душе.

Как он появился

Постничество началось, как проповедуют многие священники, еще в раю. Как говорится в Библии, Бог Адаму и Еве приказал, чтобы они ели любые растения, но не прикасались к одному дереву, которое таило в себе зло. Это и было постничество - ешьте все, но не прикасайтесь к тому, что вам может навредить. Ева не послушалась, соблазнившись словами демона, который прикрывался личиной змия. Произошла трагедия - мир стал таким, каким его видим сейчас: страдания, зло, болезни и смерти. Но чтобы человек исправился, Бог дал абсолютно всем людям шанс вернуться в рай посредством постов и молитвы.

До прихода Иисуса Христа в мир люди также ограничивались ради Бога. Но когда родился Спаситель и стал проповедовать, тогда изменились правила, которые соблюдают по настоящее время православные. Посты нужны для самих людей, а не для Бога.

Что дают ограничения и молитва

Практически каждый глубоко верующий человек знает, что пост - это духовная школа жизни. Ограничившись в мирских заботах и развлечениях или исключив их на время совсем, христиане вдруг понимают - мы совсем забыли, что вся суета, которая вертится вокруг нас и вокруг которой кружимся мы сами, пройдет, это все неважно. Есть в жизни дело поважнее - спасение души от погибели, от попадания в ад за грехи.

Зачастую люди спрашивают священников о том, какой пост считается действенным. Ответ однозначный: добровольный, с желанием изменить себя, оставить все мирское и вспомнить о Боге, зачем живем, и конечно, научиться любить и всех прощать. Такой подвиг считается самым сложным, очень трудно расстаться с гордыней и подойти к обидчику, сказав о прощении искренне. А также сложно уделить некоторое время Богу так, чтобы не отвлекаться на другие дела и заботы.

Пересилив свои земные желания, дабы встретиться с Господом, помолиться Ему, поблагодарить, попросить помощи, человек обретает неподдельную радость, не просто мимолетное чувство, которое возникает в связи с приятными обстоятельствами, а душевную радость без видимой причины.

Как начать поститься новичку

Новички всегда задаются вопросами о том, когда начинается пост и когда он закончится. Церковью установлены постные дни: однодневные (среда и пятница) и многодневные (Рождественский, Великий, Петров и Успенский).

Как правило, в современных календарях отмечено, в какие дни что можно кушать. Также приведены даты больших церковных праздников.

Желательно заранее узнать, как нужно поститься. Ниже будут приведены краткие сведения о подготовке.

Что можно и нужно делать

Мы разобрались, что такое пост. Но как проводить все дни, ведь всегда уделять время молитве практически невозможно? Действительно, в такой период христиане стараются делать что-то доброе во имя Господне и ради спасения души:

  • совершать дела милосердия;
  • бывать в паломнических поездках;
  • читать православную литературу;
  • слушать проповеди церковных пастырей;
  • готовиться к празднику, которому посвящен пост.

Чаще всего постники замечают, что времени становится намного больше, и оно не убегает со стремительной скоростью. Ведь современник в этот момент оставляет телевизор, компьютер, гаджеты. Телефон он использует только по делу и не позволяет себе произносить лишних слов. Кроме того, не следует общаться с друзьями, если встреча состоится с целью «просто поболтать, поспорить, повеселиться».

Как подготовиться

Подготовка к посту обычно начинается с посещения храма, чтобы:

  • помолиться соборно на литургии;
  • исповедаться в своих грехах перед батюшкой;
  • причаститься Святых Христовых Таин;
  • послушать проповедь священника.

Обычно люди узнают в церкви, что такое пост. Как правило, священники напоминают, что телесное и духовное ограничение нужно для того, чтобы человек расстался со своими страстями.

Ведь каждому предстоит в загробной жизни привыкнуть к новым условиям. Если человек тяготеет ко всему земному, то в вечности ему будет невыносимо хотеться назад, но пути обратно не будет. Кроме того, человек себя добровольно отсылает в ад. Чтобы этого не произошло, даются посты.

Кому нужно поститься

До семилетнего возраста дети не способны отвечать за свои действия, они только учатся жизни, воспринимают абсолютно все, что их окружает. Поэтому им не нужно каяться в грехах на исповеди. А по исполнении 7 лет мальчик и девочка должны научиться осознавать ответственность за себя, за свои поступки, дела и мысли, чувства.

То же самое касается и поста. Он взаимосвязан с исповедью. Поэтому дети с семилетнего возраста должны присоединиться к своим родителям. Но не следует насильно заставлять ограничиваться в еде и развлечениях, чтобы ребенок потерял желание быть настоящим христианином. Священники рекомендуют все делать постепенно и если ребенок готов, не сопротивляется.

Что делать по окончании

Многие с нетерпением ожидают окончания поста, чтобы поскорее вернуться к привычному образу жизни. Но православные старцы всегда говорили, что подобное мировоззрение обманчиво: такие люди не постятся, а просто соблюдают диету. Подобное мышление о посте опасно тем, что человек сам себя вводит в заблуждение. Пост должен быть любимым периодом для христианина.

Соблюдать ограничения и посвящать больше времени молитве рекомендуется согласно календарю постов. Даты придуманы неслучайно. Они также являются символом послушания, то есть человек не сам себе указывает на что-то, а повинуется определенному закону - в данном случае уставу Православной Церкви.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.