Дети с расстройствами поведения. Причины и типы нарушения поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,

отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные, противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального.

При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение нарушений поведения может быть обусловлено и психологическими особенностями.

Среди поведенческих нарушений выделяют следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения.

Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.

Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения.

Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,

Социализированное расстройство поведения.

Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко

агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными

симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным

страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Делинквентное поведение.

Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени

криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а

затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

Как следствие недостаточного надзора;

В целях развлечения;

Как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

Как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

Как реакция тревоги и страха наказания;

Вследствие фантазерства и мечтательности;

Чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

Как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

Как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой

предшествует скука, тоска.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).

Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в

подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма.

Диагноз ставят на основании анамнеза. Лечение сопутствующих расстройств и психотерапия могут помочь, однако многие дети требуют надзора.

Распространенность небольших расстройств поведения составляет около 10%.

Этиология, вероятно, - сложное взаимодействие генетических и экологических факторов. Родители подростков с расстройством поведения часто имеют вредные привычки, диагноз СДВГ, расстройства настроения. Тем не менее расстройство поведения может произойти у детей из высокофункциональных, здоровых семей.

Симптомы и признаки расстройства поведения у детей и подростков

Дети и подростки с расстройством поведения невосприимчивы к чувствам и благополучию других, а иногда и неверно воспринимают поведение других людей как угрожающее. Они могут действовать агрессивно, путем запугивания и угроз, угрожая или используя оружие, совершая акты физической жестокости или принуждая кого-либо к половой жизни, и не раскаиваются в этом. Они плохо переносят разочарования и, как правило, безрассудны, нарушают правила и родительские запреты (например, убегают из дома, часто прогуливают школу).

Ненормальное поведение различается между полами: мальчики, как правило, дерутся, воруют и хулиганят; девочки чаще всего врут, убегают и занимаются проституцией. Оба пола скорее всего принимают наркотики и имеют трудности в школе. Суицидальные мысли являются обычным явлением, и попытки самоубийства должны быть приняты всерьез.

Диагностика расстройства поведения у детей и подростков

Расстройство поведения диагностируют у детей и подростков, которые продемонстрировали >3 из следующих вариантов поведения в предыдущие 12 мес плюс по крайней мере 1 в предыдущие 6 мес:

  • агрессия по отношению к людям и животным;
  • порча имущества;
  • двуличность, ложь или воровство;
  • серьезные нарушения родительских правил.

Симптомы или поведение должны быть достаточно существенными, чтобы нарушить функционирование в отношениях, в школе или на работе.

Прогноз расстройства поведения у детей и подростков

Как правило, разрушительное поведение прекращается в раннем взрослом возрасте, но примерно в одной трети случаев оно сохраняется. Раннее начало связано с плохим прогнозом. У некоторых детей и подростков в дальнейшем развиваются нарушения настроения или тревожные расстройства, соматоформные и связанные с веществами расстройства или психотические расстройства в раннем взрослом возрасте. Дети и подростки с расстройством поведения, как правило, имеют более высокую частоту физических и психических расстройств.

Лечение расстройства поведения у детей и подростков

  • Препараты для лечения сопутствующих расстройств.
  • Психотерапия.
  • Иногда размещение в жилом центре.

Лечение сопутствующих расстройств препаратами и психотерапия могут улучшить самооценку и самоконтроль и в конечном счете контроль расстройства поведения. Препараты могут включать стимуляторы, стабилизаторы, антипсихотические препараты, особенно рисперидон короткого действия.

Морализаторство и тяжелые увещевания являются неэффективными. Могут помочь индивидуальная психотерапия, в т.ч. когнитивная, и модификации поведения. Часто дети и подростки с серьезными нарушениями должны быть размещены в жилых центрах, где их поведение может контролироваться надлежащим образом, отделяя их от окружающей среды, которая может способствовать их аномальному поведению.

Причины нарушения поведения у детей

Причины отклонений в поведении детей дошкольного возраста очень разнообразны, однако все они могут быть разделены на две основные группы: биологическую и социальную.

Биологическую группу факторов, по мнению многих российских ученых составляют внутриутробные нарушения (в связи с тяжелым токсикозом беременности, токсиплазмозом, различными интоксикациями и т.д.), патология родов , инфекции, травмы, а также пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно-обусловленные дефекта обмена и др.).

Социальные факторы нарушения поведения детей делятся на три группы: макрофакторы (космос, государство, планета, общество, мир, страна); мезофакторы (регион, город, поселок, село). Эти факторы влияют как прямо, так и опосредовано через микрофакторы: семью, группы сверстников, микросоциум.

Ковалев В.В. отмечает, что наибольшее значение в возникновении трудностей поведения принадлежит патохарактериологическому развитию, возникшему в связи с неблагоприятными условиями микросоциальной среды, неправильным воспитанием или психотравмирующими ситуациями.

Привязанность ребенка к взрослому человеку является биологической и врожденной острой необходимостью. Так же она является одним из главных психологическим условием успешного развития ребенка. В контексте изучения причин социально-эмоциональных нарушений, влияющих на поведение человека, в настоящее время появились многочисленные понятия, такие как «материнская депривация», «психическая депривация», «социальная депривация», «эмоциональная депривация».

Шипицина Л.М., Казакова Е.И. и др. в понятие «материнская депривация» включают целый ряд различных явлений:

  1. воспитание ребенка в детских учреждениях;
  2. недостаточная забота матери о ребенке;
  3. временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью;
  4. потеря люби, привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери.
Отсутствие доверия ребенка к окружающему миру рассматривается российскими и зарубежными исследователями как очень тяжелое и трудно компенсируемое последствие материнской депривации. У ребенка возникает устойчивый страх, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое, агрессивность, учиться.

От качества получаемого общения ребенком во многом зависит его полноценное развитие, эмоциональное самочувствие малыша. Это оказывает прямое влияние на формирование взаимоотношения со сверстниками и окружающим миром.

В неблагоприятной среде воспитания у малыша возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния. Развиваются негативные эмоциональные реакции и отношение к жизни и людям. Эти эмоциональные состояния, закрепившись, начинают регулировать психическую деятельность и поведение малыша негативным образом, а в более позднем возрасте приводит к формированию негативной жизненной позиции.

Типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста

Исследователи Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. выделяют следующие типичные нарушения поведения: гиперактивное поведение (обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка), демонстративное, протестное, инфантильное, агрессивное, конформное и симптоматическое (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания).

Гиперактивное поведение детей дошкольного возраста
.
Дети с гиперактивным поведением имеют повышенную потребность в постоянном движении. У малышей блокировке данной потребности жесткими правилами поведения, нарастает мышечное напряжение и резко ухудшается внимание, очень сильно падает работоспособность, возникает сильное утомление.

Вслед за этими реакциями всегда возникает эмоциональная разрядка, которая выражается в неконтролируемом ребенком двигательном беспокойстве, сильной расторможенности.

Демонстративное поведение

При демонстративном поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения. Данное поведение чаще всего адресовано взрослым.

Протестное поведение

Существуют различные формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.

  1. Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Проявления детского негативизма: беспричинные слезы, дерзость, грубость или наоборот, замкнутость, обидчивость, отчужденность. Негативизм, возникающий у детей является результатом неправильного воспитания.
  2. Упрямство – это реакция ребенка, настаивающего на чем-либо не потому, что ему этого очень сильно хочется, а потому, что он этого потребовал от взрослого.
  3. Строптивость ребенка направлена не на руководящего им взрослого, а против норм воспитания и навязываемого ребенку образа жизни.
Агрессивное поведение

Агрессивным поведением называют целенаправленные и разрушительные действия выполняемые ребенком. Ребенок противоречит нормам и правилам, принятым в обществе. Он наносит вред живым и не живым объектам, вызывает психологический дискомфорт окружающих людей, причиняет физический ущерб.

Ениколопов С.Н. в своих работах отмечает следующее: агрессивные действия ребенка, чаще всего выступают в качестве средства для достижения цели. Может являться способом психологической разрядки. Замещать блокированную и неудовлетворенную потребность в любви, самоутверждении, самореализации.

Инфантильное поведение

У инфантильного ребенка в поведении сохраняются черты, которые присущи более раннему возрасту и более раннему этапу развития. Ребенок характеризуется незрелостью интегративных личностных образований, при нормальном развитии физических функций.

Конформное поведение

Конформное поведение ребенка – это полное подчиненное внешним условиям и требованиям других людей. Основой конформного поведения являются непроизвольное подражание, высокая внушаемость, «легкое заражение идеей».

Симптоматическое поведение

Симптомом называют признак болезни, болезненные проявления. Симптоматическое поведение ребенка – это сигнал тревоги, который предупреждает своеобразным образом, что сложившаяся ситуация больше невыносима для ребенка (пример: рвота или тошнота как отражение неприятной, болезненной ситуации в семье).

Данное поведение у ребенка характеризуется следующими признаками :

  1. нарушения поведения ребенка возникают непроизвольно и не поддаются контролю;
  2. нарушения поведения малыша оказывают сильное негативное психологическое влияние на других людей.
Пути коррекции поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекция изъянов в поведении малыша всегда происходит в совместной деятельности взрослых и детей. В ходе нее осуществляется образование, воспитание, развитие личности ребенка. В совместной деятельности ребенок усваивает не только элементарные знания, но и нормы и общепринятые правила поведения.

В специальной психолого-педагогической литературе выделяют две основные группы методов: специфические и неспецифические методы коррекции поведения.

К специфическим методам коррекции поведения относят упражнения и наказание. Подробнее остановимся на рассмотрении неспецифических методов коррекции поведения, которые широко используются психологами и родителями, а так же коррекционными педагогами.

Неспецифические методы коррекции подразделяют на три группы:

  1. Методы изменения деятельности детей;
  2. Методы изменения отношений;
  3. Методы изменения компонентов образовательно-воспитательной работы.
Важным методом является введение новых дополнительных видов деятельности.

Использование искусства в коррекционной работе

В лечебной практике очень часто применяется – арттерапия. Как отмечает Шацкий С.Т., искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, мотивы, переориентировать не правильный идеал, ценностиизменить его поведение.

Карабанова О.А. отмечает, что интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку ребенка, степень его самопринятия, самоценности. В творческой деятельности развиваютсятакие важные качества ребенка, как произвольность и саморегуляция.

Использование музыки

Музыкотерапия является эффективным средством развития личности ребенка, его поведения. Целесообразно использовать в музыкотерапии запись звуков природы.

Бехтерев В.М. считал, что с помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, растормошить заторможенных и умерить слишком возбужденных, урегулировать их поведение.

Библиотерапия

Специально подобранные литературные произведения (сказки, рассказы, былины, басни) воспринимаются малышом не как вымысел, а как особая существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания литературного произведения дети невольно учатся понимать и распознавать поведение, чувства, поступки героев. Получают представление о различных возможных способах поведения, усиливается способность малыша анализировать и контролировать свое поведение.

Рисование

Рисование помогает ребенку преодолеть свои недостатки, научиться управлять своими реакциями и поведением. Совместное творчество ребенка со взрослым дает ощущение дружеского участия и понимания. Полнота эмоционального общения вызывает ряд изменений во внутренней жизни малыша.

Игра

Карабанова О.А. говорит о важности игры в коррекции поведения ребенка. В игре ребенок начинает исследовать систему социальных отношений, правил поведения, норм, так как они в игровых условиях представлены детям в близкой наглядно-действительной форме.

В игре малыш приобретает богатый и незаменимый опыт партнерских отношений, кооперации и сотрудничества. Ребенком усваиваются адекватные способы поведения в различных ситуациях.

У ребенка развивается способность к произвольной регуляции поведения, которая основана на подчинение определенной системе правил.

Не менее важными в исправлении поведения детей, являются методы изменения отношений. Сюда относят:

  1. Личный пример взрослого.
  2. Игнорирование нежелательного поведения ребенка (капризы).
  3. Изменение статуса малыша в коллективе.
  4. Взрослым следует отказаться от негативной и критической оценки поведения ребенка, его неуспешных действий. Следует активно поощрять инициативу, желание соблюдать правила и нормы поведения, сопереживают неудачам малыша.
Все перечисленные группы методов коррекционной работы могут быть использованы в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими отклонения в своем психическом и интеллектуальном развитии. Если у Вас возникли вопросы, касающиеся поведения своего ребенка, то обратитесь за бесплатной консультацией на нашем сайте. Квалифицированные психологи смогут ответить на ваши вопросы и предложить пути исправления недостатков поведения ребенка.

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях»

В.П. Кащенко

Проблема нарушения поведения у детей и подростков – тема, к сожалению, слишком актуальная и слишком современная, так как сегодня нарушения поведения различного характера в данной возрастной категории являются одной из самых распространенных причин обращения к детским и подростковым психиатрам во всем мире в целом и в нашей стране в частности.

В данной статье я не стану вдаваться во все тонкости клиники и диагностики нарушений поведения у детей. Я постараюсь дать определение данным нарушениям и попытаюсь определить общие принципы и значения, которые помогут родителям и врачам общей практики понять, какие нарушения поведения у ребенка нужно расценивать как патологию (болезненное состояние), а в каких случаях помощь психиатра будет малоэффективной, и причиной которых является не нарушение психики, а социально-бытовая обстановка, окружающая ребенка.

Распространенность нарушений поведения различного генеза, как уже указывалось выше, у детей очень высока. Ее показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такая вариабельность количественных показателей в первую очередь обусловлена различиями в используемых методах диагностики. У мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно).

Говоря о нарушениях поведения, необходимо знать, что под поведением , как таковым, мы понимаем психологическую и физическую манеру вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

Исходя из предыдущего определения, нарушения поведения это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

Каковы же причины нарушений поведения в детском возрасте? По современным представлениям нарушения поведения у детей могут быть разделены на две основные группы:

    нарушения поведения, причинами которых являются психологические и социальные проблемы;

    нарушения поведения, причинами которых являются психические и психофизиологические расстройства (заболевания).

К первой группе причин относятся:

    дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);

    особенности характера;

    особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

Ко второй группе можно отнести:

    наличие у ребенка серьезных психических расстройств (М. Раттер);

    пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения (X. Ремшмидт);

    причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (отношение общества к подростку)

Отдельно следует сказать о понятии, известном всем нам под названием «переходный возраст». В настоящее время, в связи с расширением спектра используемых для обследования головного мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим (происходящим в норме у любого ребенка) снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы», отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». Важно знать, что у детей и подростков, имеющих значимые органические изменения в головном мозге (родовые травмы, ЗПРР в раннем возрасте, ЧМТ, эпилепсия, и т.д.) в данный период времени часто происходит сбой, и описанные выше изменения не компенсируются, что может привести к старту тяжелых психических заболеваний именно в этом возрасте.

Таким образом, учитывая все отмеченное выше, все нарушения поведения можно разделить на:

    Характерологические (непатологические) : преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.

    Патохарактерологические (патологические) : психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.

Таким образом, общие принципы возникновения патологических (болезненных, требующих вмешательства медицины) нарушений поведения можно представить следующими схемами:

где B обозначает поведение, P личность, E окружение

Возможен ли переход от непатологических к патологическим нарушениям поведения? Да. Возможен. Переходу непатологических нарушений поведения в патологические могут способствовать различные факторы внешней среды и эмоционально-психологические особенности ребенка. Этот факт подтверждается работами многих физиологов и врачей (работы К. Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой). Результатом трансформации непатологического нарушения поведения в патологическое является возникновение у ребенка или подростка грубых личностных нарушений, определяемых, как психиатрический диагноз.

Патологическое нарушение поведения может быть следующих видов:

    Оппозиционно-вызывающее(демонстративное);

    Гиперактивное;

    Расстройства аутистического спектра;

    Смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

Данные формы нарушения поведения зачастую являются неотъемлемой частью таких психических заболеваний, как задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т.д., и требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

К способам медицинской коррекции относят:

    медикаментозную терапию препаратами, обладающими нормотимическим действием (корректоры поведения);

    психотерапию;

    просветительские беседы с родителями;

    лекции для педагогов, воспитателей, и родителей учащихся в образовательных учреждениях

К психологическим методам коррекции можно отнести следующие:

1.Стимуляция гуманных чувств у ребенка;
2. Ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
3. Осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
4. Переключение ребенка на иное состояние;
5. Стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
6. Моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь”;
7. Отреагирование ребенком нежелательного состояния;
8. Предупреждение нежелательного поведения; игнорирование нарушенного поведения;
9. Положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий, или поведения ребенка;
10. Стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
11. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
12. Стимуляция чувства юмора у ребенка;
13. Стимуляция телесного контакта с ребенком;
14. Стимуляция мотивации соревновательности;
15. Стимуляция чувства прекрасного у ребенка, и др.

Все из перечисленных выше методов по-своему эффективны. В медицинской практике мы сталкиваемся с тем, что коррекция патологических форм нарушений поведения в детском и подростковом возрасте дает наилучшие результаты только при эффективном сочетании работы врача и психолога.

В заключение данной статьи еще раз хочу отметить, что нарушения поведения у детей и подростков – это сложный многоуровневый процесс. Нарушения поведения могут являться как причиной, так и следствием многих серьезных психических и соматических расстройств. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию.

С.С. Поздняков,

Врач-психиатр ДДО ГКУЗ МО ЦКПБ

Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния Кил Кент А.

Диагноз расстройства поведения у детей

Расстройства личности – это по определению постоянные модели мышления, переживания и поведения, сравнительно стабильные в течение длительного времени. У детей и подростков симптомы личностных расстройств должны присутствовать в течение значительного периода (как правило, более шести месяцев), а не просто быть реакцией на социальное окружение. Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR) Американской психиатрической ассоциации использует такие термины, как «расстройство поведения» и «оппозиционно-вызывающее расстройство», для описания детей и подростков с серьезными деструктивными проблемами поведения. Симптомы этих расстройств по DSM-IV-TR перечислены во вставке 3.

ВСТАВКА 3

Расстройство поведения и оппозиционно-вызывающее расстройство основаны на следующих критериях:

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ

А. Повторяющаяся и устойчивая схема поведения, при которой нарушаются базовые права других людей или основные для данного возраста нормы и правила поведения, при этом три (или более) следующих критерия наблюдались в последние 12 месяцев и не менее одного критерия наблюдается в последние 6 месяцев:

Агрессия по отношению к людям и животным

1) ребенок часто третирует, запугивает окружающих или угрожает им

2) часто провоцирует драки

3) применяет орудия, способные причинить серьезный физический ущерб (например, бейсбольную биту, камень, разбитую бутылку, нож, пистолет)

4) проявляет физическую жестокость к людям

5) проявляет физическую жестокость к животным

6) совершает хищения при личном контакте с жертвой (то есть занимался грабежами или разбоем, вырывал сумки, вымогал деньги)

7) принуждает кого-либо к сексу

Вандализм

8) сознательно участвует в поджоге с намерением причинить серьезный ущерб

9) сознательно уничтожает чужую собственность (помимо поджогов)

Обман или кража

10) влезает в чужие дома или машины

11) часто лжет ради получения вещей или услуг либо ради избежания ответственности (то есть манипулирует другими)

12) ворует сравнительно дорогие вещи без личного контакта с жертвой (например, кража из магазина, но без взлома; подделка)

Серьезные правонарушения

13) часто допоздна оставался на улице, несмотря на родительский запрет, начиная с возраста младше 13 лет

14) ночевал вне дома не менее двух раз, когда жил с родителями или в приемной семье (или один раз, но несколько ночей)

15) часто прогуливал школу в возрасте до 13 лет

Б. Расстройство поведения приводит к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Если индивиду 18 и более лет, к нему неприменимы критерии антисоциального расстройства личности.

Код расстройства в зависимости от возраста начала

312.81 Расстройство поведения, начало в детском возрасте: не менее одного критерия, характерного для расстройства поведения, проявляется в возрасте до 10 лет

312.82 Расстройство поведения, начало в подростковом возрасте: какие-либо критерии, характерные для расстройства поведения, отсутствуют до возраста 10 лет

312.83 Расстройство поведения, начало не определено: возраст начала неизвестен

Тяжесть расстройства

Слабое: поведенческие проблемы сверх тех, которые требуются для установления диагноза, малочисленны либо отсутствуют; поведенческие проблемы причиняют лишь мелкий вред другим (то есть ложь, прогулы, пребывание на улице допоздна без разрешения)

Умеренное: количество поведенческих проблем и их воздействие на окружающих варьируется между слабым и тяжелым (то есть кража без личного контакта с жертвой, вандализм)

Тяжелое: множество поведенческих проблем сверх тех, которые требуются для установления диагноза, либо поведенческие проблемы причиняют значительный вред окружающим (то есть изнасилование, физическая жестокость, применение оружия, грабеж, взлом с проникновением)

ОППОЗИЦИОННО-ВЫЗЫВАЮЩЕЕ РАССТРОЙСТВО

А. Схема негативистского, враждебного и вызывающего поведения, продолжающаяся не менее 6 месяцев, в течение которых наблюдаются четыре (и более) следующих критериев:

1) ребенок часто выходит из себя

2) часто спорит со взрослыми

3) часто ведет себя вызывающе или отказывается выполнять указания взрослых и установленные ими правила

4) часто намеренно раздражает окружающих

5) часто упрекает других в собственных проступках и ошибках

6) часто обидчив и легко раздражается

7) часто злится и возмущается

8) часто злобен или мстителен

Примечание : ребенок соответствует критерию только в том случае, если данное поведение встречается чаще, чем обычно у детей и подростков аналогичного возраста и уровня развития.

Б. Поведенческие проблемы приводят к клинически значимым нарушениям социального, учебного или профессионального функционирования.

В. Поведение наблюдается не исключительно при психозе или аффективном расстройстве.

Г. Пациент не соответствует критериям расстройства поведения или, если пациенту 18 и более лет, критерии антисоциального расстройства личности неприменимы.

Впервые действующее определение расстройства поведения было включено в DSM-III, и с тех пор критерии расстройства существенно варьировались. Сначала расстройство поведения определялось как тенденции поведения, при которых нарушаются права других лиц, в том числе проявляется физическая агрессия в отношении людей и вещей. На DSM-III значительно повлияла бихевиористская теория, и в силу этого воздействие окружающей среды приобрело большую роль в определении двух подтипов: социализированного и несоциализированного.

К несоциализированному типу относятся дети, неспособные к привязанности, эмпатии, социальным и романтическим связям с окружающими обычной степени и качества. Социализированный тип, напротив, может испытывать обычную привязанность к другим лицам, но все равно постоянно попадает в неприятности. В основе этого разделения лежит учет всех симптомов проблемных детей и так называемый факторный анализ, который статистически разводит симптомы по двум категориям.

В DSM-IV отказались от разграничения между несоциализированным и социализированным подтипами. Сейчас несоциализированная группа – это группа начала в раннем возрасте . Слабый родительский контроль также стал играть важную роль в оценке расстройства поведения. Исследования показывают, что для детей и подростков с серьезными межличностными проблемами в раннем возрасте, а также другими психологическими факторами риска (то есть плохими родителями) характерны более стабильные антисоциальные черты в зрелости.

DSM-IV перечисляет четыре общие категории расстройства поведения: агрессия по отношению к людям и животным, вандализм, лживость и воровство, серьезное нарушение правил. Чтобы поставить данный диагноз ребенку или подростку, у него должны наблюдаться не менее трех из пятнадцати симптомов в течение как минимум 12 месяцев.

Рассматривая известные нам факты жизни Брайана и Эрика, мы видим, что Брайан и Эрик соответствуют критериям тяжелого расстройства поведения с началом в детском возрасте. А так как они соответствуют критериям этого более тяжелого расстройства, психологи не поставят им более мягкий диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (даже если они отвечают всем критериям).

Что означает диагноз «расстройство поведения»? Станет ли пациент психопатом, когда вырастет? Что ж, на самом деле все не так уж однозначно. Диагноз «расстройство поведения» основан исключительно на наблюдаемом поведении; он не оценивает эмоциональные, межличностные и аффективные черты, связанные с психопатией. Фактически в диагнозе «расстройство» поведения по DSM-IV не упоминаются отсутствие эмпатии, вины и раскаяния или скудость эмоций. Многие ученые полагают, что невключение в диагноз таких черт, как бессердечие и безразличие , значительно ограничивает его полезность. Есть и другая критика диагноза «расстройство поведения». Почти у 80 процентов детей, получивших такой диагноз, не развивается личностное расстройство или психопатия в зрелом возрасте. То есть можно предположить, что расстройство поведения на самом деле не расстройство. Иными словами, диагноз не позволяет предсказать, какие дети будут всю последующую жизнь испытывать личностные проблемы и у каких проявится антисоциальное поведение или психопатия.

Пожалуй, наиболее резко данный диагноз критикует бывший президент Американской психологической ассоциации, директор клиники детского поведения Йельского университета и автор более чем семисот статей в рецензируемых журналах и сорока книг доктора Алана Каздина. Доктор Каздин заметил, что существует 32 647 комбинаций симптомов, которые могут наблюдаться у ребенка или подростка, позволяя поставить ему диагноз «расстройство поведения»{52}. Фактически симптомы расстройства не зависят друг от друга; иными словами, есть более 32 тысяч разных типов детей с расстройством поведения. Это настоящий кошмар клинического психолога. Диагноз не обладает чувствительностью и специфичностью. С такими критериями его можно поставить огромному количеству очень разных детей. И он не позволяет сделать никаких выводов. Это не более чем сборная солянка из симптомов с весьма малой практической применимостью.

В рамках исправительных учреждений для несовершеннолетних, где я проводил исследования, врачи зачастую даже не оценивают их на расстройство поведения, поскольку практически любой подросток, юноша соответствует критериям. Диагноз просто не помогает отличить одних несовершеннолетних заключенных от других. Таким образом, у него много тех же недостатков, что и у диагноза «антисоциальное расстройство личности» у взрослых (который мы рассматривали в главе 2).

Но эта картина начинает меняться. Примерно последние двадцать лет ряд ученых упорно разрабатывали способы оценки и измерения черт бессердечия и безразличия у детей и подростков. Психологи считают, что рассмотрение этих двух качеств в дополнение к чертам антисоциальности и импульсивности у детей и подростков поможет установить тех, кто относится к группе самого высокого риска сформироваться в настоящего взрослого психопата.

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Диагноз Дарвина Дарвин видел всё это. Он не знал ничего про гены, но он, конечно, знал о концепции наследственности и был учёным-материалистом; он не думал, что необходимы какие-то нефизические силы, чтобы объяснить человеческое поведение или что-то ещё в естественном мире.

Из книги Беседы о новой иммунологии автора Петров Рэм Викторович

Прежде чем лечить, нужно поставить диагноз. - Как же лечить иммунодефициты? - Для этого сначала необходимо точно выяснить, какое звено иммунной машины дефектно. - А как это узнать? - Для постановки точного диагноза разработаны специальные методы

Из книги Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак автора Никольская Анастасия Всеволодовна

1.1. Сравнительный анализ причин и симптомов отклоняющегося поведения у детей и животных Попытки проведения аналогий между онтогенезом человека и высших млекопитающих делались еще Дарвином. Во многих работах (Дарвин, Ладыгина-Котс и др.) получены данные, показывающие

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

3.4. Расстройства настроения в форме депрессий и/или гиперактивности 3.4.1. Гиперактивность Животные с гиперактивностью не способны полностью расслабиться, у них выявляются определенные физиологические изменения: повышается частота сердечных сокращений, частота дыхания

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

3.5. Характерологические расстройства (возбудимого, истерического, ананкастического, параноического типа) В настоящее время в психиатрии общепринятой точкой зрения является отнесение расстройств этого круга к группе полиэтиологических заболеваний биопсихосоциальной

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

3.6. Эндогенные психические расстройства Рассматривая эндогенные психические расстройства в контексте данной работы, целесообразно обратиться к описанию шизофрении у детей (Г. Каплан, Б. Сэддок, 2002).Как правило, указывается, что у детей в клинической картине преобладают

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

4.1.5. Расстройства настроения Животное хорошо понимает задачу, но может переключиться на другую деятельность (гиперактивность), либо отказаться от выполнения (депрессия, недостаточная мотивация). Выполнение задач сопровождается повышенной вокализацией (лай в случае

Из книги Секреты наследственности человека автора Афонькин Сергей Юрьевич

4.1.6. Характерологические расстройства А. Б. Смулевич в своей книге «Психогении и невротические расстройства» (Смулевич А. Б., 1999) пишет, что отграничение психопатий от прогредиентных эндогенных и органических заболеваний, невротических расстройств и постпроцессуальных

Из книги Феномены мозга автора Бехтерев Владимир Михайлович

Из книги автора

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ - ПОЛОВИНА ЛЕЧЕНИЯ (генная диагностика) Надежда выздороветь - половина выздоровления. Вольтер Знание структуры генома человека дает сегодня медикам дополнительные возможности ставить уверенно и безошибочно диагноз многих тяжелых болезней. Важно,

Из книги автора

История взглядов на расстройства поведения Ранние описанияКак и о большинстве явлений, известных медицине, упоминания об аномальных типах поведения встречаются в Библии, а также у древних греческих и китайских авторов. Все ранние культуры рассматривали нарушения в

Из книги автора

Болезни мозга и расстройства поведения Очень важно, чтобы мы, рассматривая специфические аномалии мозга и их влияние на мышление и поведение, различали понятия «болезнь» и «расстройство». На первый взгляд может показаться, что болезнь - более серьезное состояние по

Из книги автора

Часть 7. Болезни и расстройства Я так часто занимался сексом, что растратил все силы и теперь у меня практически не бывает эрекции. Можно ли это исправить?Возможно, отсутствие эрекции никак не связано с интенсивностью половой жизни, которую вы вели в прошлом. Связь может

Из книги автора

Психические расстройства Мир полон безумцев; если не хочешь на них смотреть, запрись у себя дома и разбей зеркало. Французское изречение - Депрессии и творческая активность - два конца одной палки - Эпилептоидность в роду Достоевских - Гипоманиакальность -

Из книги автора

Влияние внушения на патологические расстройства …Руководясь своими личными наблюдениями, я могу сказать, что гипнотические внушения оказывают решительное влияние на весьма многие нервные расстройства, не обусловленные органическими поражениями, как, напр.,

Из книги автора

Признание действительности за галлюцинаторное переживание как одно из проявлений психического расстройства Под названием «галлюцинаторные воспоминания» могут быть понимаемы те своеобразные болезненные состояния, когда больными в виде галлюцинаций воспроизводятся