Методы профилактики основных стоматологических заболеваний. Стоматологическая профилактика
для преподавателей
1. ТЕМА Осмотр зубов . Сравнительная оценка здоровых и пораженных твёрдых тканей зубов. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Освоение индексов КПУ, КПУ+кп, кп зубов. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег). Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариеса: распространенность, интенсивность, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.
2. Цель: Изучить и освоить методы стоматологических исследований.
3. План проведения занятия:
4. Контроль исходного уровня знаний:
1) Какие требования выдвигают к оснащению стомат.кабинета?
2) Какие существуют методы сбора анамнеза?
3) Какие методы относятся к основным, а какие к дополнительным методам исследования?
При обследовании полости рта необходим осмотр всех зубов, а не только того, который, по мнению больного, является причиной боли или неприятных ощущений. Нарушение этого правила может привести к тому, что причина беспокойства больного в первое посещение не будет обнаружена, так как боль может иррадиировать. Осмотр всех зубов в первое посещение необходим также для того, чтобы наметить план лечения, завершающийся санацией полости рта.
Санация полости рта является обязательной при обращении к стоматологу
. Первичный осмотр проводят при помощи зеркала и углового зонда с острым концом. Зеркало дает возможность осмотреть труднодоступные участки, а острый конец зонда скользит по гладкой поверхности эмали, но задерживается на малозаметных трещинах.
ПЕРКУССИЯ – постукивание по зубу пинцетом или ручкой зонда по режущему краю или жевательной поверхности – поможет определить наличие воспалительного процесса в периодонте: при ударе возникает болевое ощущение.
ПАЛЬПАЦИЯ – ощупывание пальцами – помогает определить наличие припухлости или уплотнения на слизистой оболочке, а также подвижность зуба.
ТЕРМОДИАГНОСТИКА позволяет определить реакцию зуба на холод или тепло. Это один из наиболее старых физических методов исследования для определения состояния пульпы.
Зуб орошается из груши или шприца водой определенной температуры: холодной (17 – 22 °С) или горячей (45 – 50 °С). При этом определяется болевая реакция больного на температурное воздействие
Осмотр зубов начинается с нижних моляров, которые осматриваются справа налево, после чего слева направо исследуются верхние зубы. При исследовании каждого зуба отмечается его расположение, форма, устойчивость, оттенок эмали, наличие и состояние пломб и искусственных коронок, наличие кариеса, флюороза и других повреждений твердых тканей, соотношение внеальвеолярной и внутриальвеолярной частей зуба, а также положение зуба относительно окклюзионной поверхности зубного ряда.
Вначале определяют форму зубных рядов. Ряд может быть суженным, симметричным или асимметричным, трепециевидным, U-, V-образным или седловидным. Затем определяется состояние прикуса и число пар зубов-антагонистов. С особым вниманием следует исследовать имеющиеся пломбы. При исследовании зубов необходимо оценить степень минерализации зубной эмали и состояние эмалевых бугров. Необходимо также проанализировать, насколько прорезались и сместились зубы мудрости.
Здоровые зубы обладают белым цветом с голубоватым, серым или желтоватым оттенком. Если зуб приобрел розовый оттенок, это свидетельствует о кровоизлиянии в пульпу зуба или травме связочного аппарата зуба. Если же зубы имеют откровенно желтый оттенок, это говорит о заболевании желтухой. Зубы могут стать темными от частого употребления чая и кофе, коричнево-черными - от постоянного курения, сине-черными - от ягод типа черники, серовато-желтыми - от продолжительного лечения антибиотиками тетрациклиновой группы.
Посредством зондирования анализируется состояние твердых тканей зубов, и если при этой процедуре пациент испытывает болезненные ощущения, значит имеются какие-либо нарушения. Если боль резкая, вероятнее всего, это пульпит. Но боль может и не возникнуть, если заболевание дошло до стадии периодонтита.
При помощи перкуссии - постукивания по режущему краю или жевательной поверхности зуба - выявляют наличие воспаления в периодонте. При легких ударах пинцетом у пациента не должно возникать болезненных ощущений. Причем начинать перкуссию необходимо с зубов, которые, вероятнее всего, здоровы, дабы пациент мог сравнить ощущения между собой.
При осмотре зубов проводится пальпация - обследование при помощи пальцев. Она помогает определить состояние костного основания протезного ложа, тонуса жевательных мышц, степень смещаемости слизистой полости рта. Таким образом, выявляется характер произошедших изменений, например, подвижность зубов, наличие опухолей и мн.др.
Необходимым условием качественного осмотра зубов является проведение температурной диагностики. Это нужно для выявления жизнеспособности пульпы. Самый легкий способ - орошение зубов водой. Правда, не всегда можно выявить, какой именно зуб реагирует. В данной ситуации смоченный водой ватный тампон кладется в кариозную полость или просто соприкасается с зубом. Если от холодного или теплого появляются болезненные ощущения, либо пациент испытывает ноющую боль при небольшом отклонении от температуры, это говорит о воспалении.
Существует также электроодонтодиагностика, благодаря которой можно получить более обширную информацию о состоянии пульпы зуба. Электрометрическое обследование основано на том, что порог возбуждения здоровой пульпы равен от 2 до 6 мкА, а если пульпа реагирует на ток 20-40 мкА, это говорит о воспалении. Реакция на ток 100 мкА говорит о некрозе всей пульпы. Здоровый периодонт реагирует на ток от 100 до 200 мкА, однако при значительных изменениях в периодонте зуб реагирует на ток более 200 мкА.
Помимо перечисленных методов, используется люминесцентная диагностика, основанная на том, что под действием ультрафиолета мягкие и твердые ткани могут менять свой свет. А при препарировании корневого канала проводится апекс-локация - определение длины корневого канала зуба и расстояние до физиологического отверстия. Таковы основные методы, применяемые при осмотре зубов
Индексы, используемые для оценки состояния зубов. Уровень профилактических мероприятий зависит от здоровья органов полости рта. Ведущую роль в его определении имеют количественные характеристики поражения зубов, определяемые с помощью различных индексов. Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. Для его расчета определяют индекс КПУ, где К - количество кариозных (невылеченных) зубов, П - количество леченых (пломбированных) зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма (К+П+У) всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса:
- КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
- КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;
- КПУполДКПполУ) - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.
Последний показатель более адекватен, чем два первых. Для временных зубов используют показатели:
кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
кп - число пораженных поверхностей;
кпп - количество кариозных полостей и пломб.
Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитывают. Для сменного прикуса у детей рассчитывают два индекса кп - для временных и КПУ - для постоянных зубов. Общую интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывают путем суммирования индексов кп + КПУ.
Таким образом, индексы КПУ и кп позволяют довольно объективно оценить интенсивность поражения зубов кариесом у любого контингента и всего населения в целом. Именно с этой целью их применяют в эпидемиологических обследованиях, используют для расчета необходимой стоматологической помощи населению, для разделения детей на группы по интенсивности поражения и активности течения кариеса. По рекомендациям ВОЗ, индекс КПУ в пределах 6-10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой. Основной группой (индикаторной) ВОЗ предлагает считать 12-летних детей.
Индекс заболеваемости кариесом зубов
в стоматологии определяется путем ежегодного прироста интенсивности кариеса (КПУ I - КПУ II). Предложен метод определения степени активности кариеса зубов у детей по величине индекса КПУ, что не совсем правильно, так как этот индекс не отражает заболеваемости в данный момент.
Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических исследований, проверки эффективности профилактических мероприятий, а также для выявления роли гигиены в этиологии и патогенезе основных стоматологических заболеваний в настоящее время предложено большое количество объективных индексов гигиены. Все они основаны на оценке величины площади зубного налета, его толщины, массы, физико-химических параметров.
Наиболее часто используется модификация по Федорову-Володкиной. В основу положена полуколичественная оценка окраски налета тампонами с раствором Люголя шести фронтальных зубов нижней челюсти (резцов и клыков). При этом окрашивание всей поверхности коронки зуба оценивается в 5 баллов, 3/4 поверхности - 4 балла, У2 поверхности - 3 балла, V4 - 2 балла, отсутствие окрашивания - 1 балл. Индекс гигиены К ср составляет среднюю арифметическую величину баллов окраски зубов:
К ср = К/n
Где К - сумма баллов окраски всех обследованных зубов, n - число обследованных зубов. Хороший уровень гигиены характеризуется индексом 1,0-1,3 балла. Чем больше величина индекса, тем хуже гигиена полости рта.
Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П - количество пломбированных зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.
Выделяют три вида индекса КПУ:
· КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
· КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;
· КПУпол - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.
Для временных зубов используют следующие показатели:
· кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
· кп - число пораженных поверхностей;
· кпп - количество кариозных полостей и пломб.
Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой.
Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки:
· учитывают и вылеченные, и удаленные зубы;
· могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом;
· не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения.
К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.
Согласно номенклатуре ВОЗ для оценки поражённости зубов кариесом используют три основных показателя:
1. Распространённость заболевания. Это-индекс, определяющимся процентом лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удалённые зубы в том или ином населённом пункте, районе, городе, области.
2. Интенсивность поражения зубов кариесом определяется по числу
поражённых кариесом зубов. Для этой цели комитет экспертов ВОЗ по
стоматологии (в 1962г) предложили для взрослых использовать индекс КПУ (К - кариозный зуб, П - пломбированный, У – удалённый зуб); для детей с временным или молочным прикусом - кп (к – кариозный, п-пломбированный); для детей со сменным прикусом – КПУ+кп. Чтобы облегчить сравнительную оценку заболеваемости кариесом на разных контингентах мира, ВОЗ в 1980 году предложила выделять 5 степеней поражённости в зависимости от КПУ у детей 12 лет:
1) очень низкая – от 0 до 1,1;
2) низкая – 1,2 – 2,6;
3) умеренная – 2,7-4,4;
4) высокая – 4,5-6,5;
5) очень высокая – 6,6 и выше.
Для получения достоверных данных при определении распространённости и
интенсивности кариеса зубов должны осматриваться группы населения с учётом возраста и пола, климато-географических и социально-экономических условий. Обычно обследуются дети в возрасте 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, взрослые 35-44 и 65 лет. Наиболее показательными возрастными группами населения являются 12-ти и 15- летние дети.
3. Прирост интенсивности или заболеваемости. Определяется у одного и того же лица или контингента через определённый срок (1, 3, 5, 10 лет). Различие в значении показателя между первым и вторым осмотрами и составляет прирост интенсивности кариеса.
С помощью эпидемиологического стоматологического обследования можно
определить распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний, качество санации полости рта, эффективности профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, уровень гигиенического состояния полости
рта, а также выявить потребность каждого обследуемого в лечении кариеса
зубов, болезней пародонта и слизистой полости рта. Такое обследование
позволяет составить индивидуальный план лечебных и профилактических
мероприятий для каждого пациента
В детском возрасте для конкретизации проведения профилактических мероприятий рекомендуется придерживаться методики Т.Ф. Виноградовой, когда интенсивность кариеса определяется по степени активности кариеса с использованием индексов кп (в период временного прикуса), КПУ + кп (в период сменного прикуса) и КПУ (в период постоянного прикуса).
- Первая степень активности кариеса (компенсированная форма) - такое состояние зубов, когда индекс кп или КПУ + кп или КПУ не превышает показателей средней интенсивности кариеса, соответствующей возрастной группы; отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса, выявленные специальными методами.
- Вторая степень активности кариеса (субкомпенсированная форма) - такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам кп или КПУ + кп или КПУ больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на три сигнальных отклонения. При этом отсутствует активно прогрессирующая очаговая деминерализация эмали и начальные формы кариеса.
- Третья степень активности кариеса (декомпенсированная форма) - такое состояние, при котором показатели индексов кп или КПУ + кп или КПУ превышают максимальный показатель или при меньшем значении КПУ обнаруживаются активно прогрессирующие очаги деминерализации и начальный кариес.
Таким образом, интенсивность кариеса по степени активности оценивается следующими показателями:
1 степень - индекс до 4 (компенсированная)
2 степень - индекс от 4 до 6 (субкомпенсированная)
Контроль уровня усвоения знаний:
1. Как проводится первичный осмотр пациента?
2. Назвать и охарактеризовать основные виды стоматологического осмотра.
3. Рассказать в чем особенность индексов КПУ, КПУ+кп, кп.
4. Какие показатели характеризуют заболеваемость детского населения?
5. Рассказать о степени активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.
1. При проведении эпидемиологического обследования детского населения обследуют детей в возрасте:
1. 6,9,12 лет
2. 6,12,15 лет
3. 9,12,15 лет
2. Основные методы обследования:
1. расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, термодиагностика
2. расспрос, осмотр, зондирование, перкуссия, пальпация
3. оценка гигиенического состояния, опрос, осмотр, зондирование
4. термодиагностика, Rg
3. Основной метод обследования:
1. сбор анамнеза
2. Rg – обследование
4. цитология
4. Стоматологический инструмент профилактического осмотра:
1. стоматологическое зеркало
2. экскаватор
3. элеватор
4. штопфер
5. Инструментарий для обследования полости рта:
1. зонд угловой, зеркало
2. экскаватор
3. гладилка
4. штопфер
6. Дополнительные методы обследования:
1. осмотр, зондирование, перкуссия, термодиагностика
2. термодиагностика, электродиагностика, лабораторные методы,
3. опрос, осмотр, зондирование, Rg
4. осмотр, перкуссия, термодиагностика
7. 1. Интенсивность кариеса пациента выражается:
1. индивидуальная сумма КПУ
2. отношение суммы КПУ к возрасту пациента
3. средний показатель индивидуальной суммы КПУ
4. сумма пораженных зубов
8. Распространенность кариеса выражается:
1. в абсолютных числах
2. в процентах
3. в соотношении
4. целым числом
9. Интенсивность кариеса в молочном прикусе:
10. Интенсивность кариеса в постоянном прикусе:
2. КПУ + кп
11 Считается низкой распространенность кариеса (по ВОЗ):
1. менее 30%
2. менее 50%
3. от 31 до 80%
4. свыше 50%
12 Считается высокой распространенность кариеса (по ВОЗ):
1. менее 30%
2. менее 50%
3. от 31 до 80%
4. свыше 50%
13 Интенсивность кариеса в смешанном прикусе:
2. КПУ + кп
1. гигиенический
2. пародонтальный
3. интенсивности кариеса
Задания для самостоятельной работы студентов, УИРС:
В тетрадях для самостоятельной работы записать: тематические планы лекций и практических занятий на семестр, рекомендуемую литературу. Зарисовать основные стоматологические инструменты. Подготовить к следующему занятию и сдать преподавателю «Лист учета практических навыков по курсу профилактики стоматологических заболеваний» в соответствии с образцом.
Студент должен знать:
Сущность профилактики стоматологических заболеваний у детей.
Задачи учебного курса.
Режим работы профилактического отделения, его оснащение, инструментарий и его стерилизацию, документацию отделения и её ведение.
Студент должен уметь:
Организовать свою работу в отделении.
Использовать инструментарий для клинического осмотра пациента.
Соблюдать принципы асептики и антисептики.
Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний играет важную роль в борьбе с заболеваниями полости рта. Это актуальные меры, ведь среди населения процент стоматологических болезней очень высок.
Комплекс мер по предотвращению стоматологических заболеваний разделяют на три этапа:
- Первичная профилактика благодаря устранению причин заболеваний, предупреждает их. На этой стадии ведутся мероприятия для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
- Вторичная профилактика стоматологических заболеваний направлена на предотвращение повторений и осложнений заболеваний.
- Третичная профилактика применяется, когда уже невозможно предотвратить заболевание на первом, втором этапе. Здесь стоматологи пытаются с помощью замещения сохранить функции утерянных зубов.
Первичная задача - сохранить здоровье пациента, предотвратить заболевания полости рта (пример: профилактика (предупреждение развития) кариеса зубов). Если этого не удалось достигнуть, и болезнь начала развиваться, то вторичная задача - вылечить пациента от болезни, не дать появиться осложнениям и повторениям (пример: развитие пульпита и периодонтита - прогрессирование кариеса). На последнем этапе стоматологи занимаются восстановлением утраченных функций зубов. Чаще всего применяется ортопедическое замещение утерянных зубов (пример: лечение периодонтита и его осложнения не принесло результатов, пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом).
Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных
В период беременности зубы и десны страдают в первую очередь. Это происходит из-за того, что развивающийся ребенок забирает большую часть кальция, который поступает в организм будущей матери. Если в женский организм поступает мало питательных веществ, то страдают зубы, ногти, волосы. Поэтому в период беременности и кормления грудью женщина должна принимать специальные витамины. Так же ухудшается кровообращение в дёснах, меняется химический состав слюны. Всё это повышает риск возникновения кариеса и развития болезней десен, поэтому особенно важно уделять внимание профилактическим мерам. Заболевания полости рта эффективнее и лучше всего лечить на этапе первичной профилактики стоматологических заболеваний. Это позволит избежать дальнейших осложнений. Первичная профилактика делится на два вида: антенатальную и постнатальную.
- Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний - это комплекс мер, который проводится у беременных женщин для того, чтобы предупредить у плода патологий органов и тканей полости рта.
- Постнатальная профилактика - это комплекс мер, который проводится после рождения ребенка для того, чтобы предупредить развитие патологии органов и тканей полости рта.
- Необходимо регулярно посещать стоматолога
- Следить за чистотой полости рта
- Массировать десны
- Чистить язык
- Правильно питаться
- Получать необходимое количество ультрафиолета
Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста
Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента появления первого молочного зуба. До тех пор, пока нет зубов, полость рта можно очищать специальными салфетками. К моменту прорезывания у ребенка 8-10 зубов, родители должны очищать зубы у детей два раза в день мягкой детской зубной щеткой без применения зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания. Когда появятся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки и гелеобразную зубную пасту, подходящую по возрасту. Плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса. В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год с момента появления первых зубов. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.
Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста
В возрасте от 3 до 7 лет необходимо помогать ребенку чистить зубы. Нужно проверять качество чистки зубов и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером. Особенно большое внимание нужно уделять чистке зубов перед сном. Существуют факторы, которые могут спровоцировать появление кариеса: плохой уход за зубами, частое употребление сладостей, неправильный режим питания, большое количество углеводосодержащей пищи. В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей школьного возраста
В этом возрасте дети уже самостоятельно чистят зубы. Необходимо уделить большое внимание состоянию десен. Научить детей пользоваться зубной нитью и зубочистками. Если ребенок носит брекеты, чистке зубов, уходу за зубами и брекет системой необходимо уделить большое внимание. Ведь частички пищи могут застревать между конструкциями, провоцировать развитие кариеса, их необходимо тщательно очищать. С двенадцати лет можно водить ребенка на гигиеническую чистку зубов к стоматологу.
К методам профилактики относятся:
стоматологическое просвещение населения;
обучение правилам рационального питания;
обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
эндогенное использование препаратов фтора;
применение средств местной профилактики;
вторичная профилактика (санация полости рта).
Методы профилактики основных стоматологических заболеваний делятся на 3 группы:
1) коммунальные;
2) групповые;
3) индивидуальные.
Независимо от этого, обязательным элементом профилактических программ должны быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение.
Коммунальные методы включают мероприятия по фторированию воды, соли и молока. Профилактическое воздействие в этих случаях происходит независимо от субъекта профилактики - населения. Люди употребляют воду, соль, молоко с добавкой фторидов, что обеспечивает профилактическое воздействие независимо от воли и желания населения. В этом состоит серьезное преимущество коммунальных методов профилактики.
Групповые методы профилактики основных стоматологических заболеваний рассчитаны на применение в отдельных группах, в основном организованного детского населения - в детских садах, школах и в женских консультациях.
Особенности групповых методов профилактики заключаются в умении организовать профилактическую работу, выбрать необходимые средства профилактики и обеспечить длительность и постоянство их применения.
Индивидуальная профилактика основных стоматологических заболеваний основана на учете уровня здоровья, состояния зубов и органов полости рта, показателей заболеваемости конкретного пациента. Она назначается и проводится индивидуально в соответствии с обнаруженными особенностями здоровья организма и зубочелюстной системы.
Основное внимание в индивидуальной профилактике должно быть уделено гигиене полости рта. После осмотра и определения индекса гигиены должны быть внесены коррективы в ее проведение, осуществлено дополнительное обучение, рекомендованы конкретные пасты и проведен контроль.
Гигиенические мероприятия обязательны для всех без исключения людей, независимо от уровня стоматологической заболеваемости и состояния органов полости рта.
Выбор методов и средств профилактики
Выбор специфических методов профилактики стоматологических заболеваний зависит от установленной проблемы, поставленных целей и задач. В этом процессе должны участвовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.
На выбор методов профилактики могут влиять следующие факторы:
распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний;
состояние медицинской и стоматологической служб;
обеспечение персоналом, который будет участвовать в выполнении программ профилактики;
финансирование;
состояние общего здоровья населения;
привычки питания, особенно прием Сахаров;
химический состав питьевой воды.
При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - МОТИВАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ПОДДЕРЖАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОСТИ РТА
Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.
Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.
Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. Этот метод профилактики касается населения всех возрастов.
Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.
Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.
Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатком их является отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Однако, если уровень учебных материалов высок, эффект пассивных форм воздействия на население возрастает.
Косвенным критерием эффективности стоматологического просвещения могут служить результаты анкетирования населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.
Средствами стоматологического просвещения являются: радио, телевидение, газеты, журналы, учебная литература, памятки, брошюры и т.д.
Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.
Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.
Первичная профилактика
Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.
Вторичная профилактика
Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.
Третичная профилактика
Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.
Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:
- Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
- Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.
Выделяют три основных направления профилактики:
- оздоровление всего организма;
- уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
- повышение сопротивляемости полости рта.
Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.
На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .
Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.
Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.
В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.
2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей
Профилактика стоматологических заболеваний:
1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний. Начальные признаки поражения тканей при проведении профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию;
2) вторичная - применение традиционных методов лечения для остановки развившегося патологического процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевтическое и хирургическое лечение заболеваний пародонта и других заболеваний полости рта;
3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.
К методам первичной профилактики относятся:
Индивидуальная гигиена полости рта;
Профессиональная гигиена полости рта;
Эндогенное использование препаратов фтора;
Применение средств местной профилактики;
Стоматологическое просвещение.
Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.
Индивидуальная гигиена - тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств.
Зубные щетки - основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зубных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка нового дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.
Зубные щетки отличаются:
Размером головки;
Свойствами волокон;
Формой щеточного поля головки и расположением пучков;
Жесткостью;
Дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко можно манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18-25 мм.
Свойства волокон. Для изготовления зубных щеток преимущественно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, уступает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками являются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определенной жесткости.
Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно различить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогнутый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабочей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки располагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.
Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки организованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют различную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области.
Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникновения в межзубные промежутки.
Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.
Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.
Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяют щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна.
Дизайн ручки. Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, однако длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетинками и удобной нескользящей ручкой.
Приучить ребенка правильно чистить зубы можно с помощью зубных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменяется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка «молчит».
Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде конуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками используют сменные ершики разного размера.
Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас используют довольно широко. Примером может служить электрическая зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, более высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с частотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и возвратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществляется массаж десен.
Для детей разработаны специальные детские электрические зубные щетки.
Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец.
С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.
Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вестибулярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями - окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым.
Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями, при этом волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.
Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми волокнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.
Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба.
Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Зубные пасты. Широкое распространение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преимуществами перед порошками и являются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффективность в профилактике кариеса зубов и болезней пародонта общепризнанна.
Применение зубных паст в значительной мере способствует снижению (в среднем на 25-30 %) частоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состояния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явлений в тканях пародонта (на 33- 58 %).
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,
остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.
Основные компоненты зубных паст:
Абразивные вещества - обеспечивают очищающее и полирующее действие (химически осажденный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);
Связующие вещества - обеспечивают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетические гидроколлоиды);
Увлажняющие вещества - способствуют сохранению влаги в пасте, получению пластичной однородной массы (многоатомные спирты);
Пенообразующие вещества (ализариновое масло, лаурилсульфат натрия);
Отдушки и подсластители - обеспечивают органолептические свойства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).
В последнее время нашли применение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некоторых из них ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.
Гельные зубные пасты обеспечивают более мягкое очищающее действие, не травмируя эмаль молочных зубов, поэтому их также рекомендуют использовать у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как
основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).
Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По рекомендациям ВОЗ (1984), оптимальная концентрация фторида в зубных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в малом количестве - до 0,023 %.
Для полной минерализации твердых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие неорганические элементы.
Зубные пасты, содержащие фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное действие. Подобный эффект дают также зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Применение противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, витамины, микроэлементы.
Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавками лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Эти пасты способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают обезболивающим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом.
Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твердых зубных отложений.
Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат кальция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.
В состав большинства отбеливающих зубных паст в качестве абразива вводят диоксид кремния высокой концентрации, а также полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекомендуется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.
Жевательные резинки. Ксредствам, позволяющим улучшить гигиеническое состояние полости рта, относятся жевательные резинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и детям.
Жевательная резинка, воздействуя на ткани полости рта, способствует:
Увеличению скорости слюноотделения;
Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;
Нейтрализации кислот зубного налета;
Усилению омывания слюной труднодоступных участков полости рта;
Нормализации клиренса сахарозы из слюны;
Удалению остатков пищи.
В настоящее время используют жевательные резинки, изготовленные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от сахара очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные резинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жевательной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное использование жевательной резинки в течение дня.
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта после чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически активные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятствующие образованию зубного камня.
Профессиональная гигиена полости рта. Профессиональная гигиена - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхностей зубов над- и поддесневых зубных отложений.
Профессиональная гигиена включает в себя:
Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями;
Обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;
Удаление над- и поддесневых зубных отложений;
Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);
Устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.
Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям и подросткам строго индивидуально и через определенное время.
Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога зависит от:
Гигиенического состояния полости рта;
Интенсивности кариеса зубов;
Присутствия гингивита;
Выраженности пародонтита;
Степени прорезывания зубов.
Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабатывают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.
Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникновения и развития кариеса зубов и заболеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по применению средств профилактики и гигиены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения межзубных промежутков, языка, зубочисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.
Профессиональная чистка зубов как компонент программы профилактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была предложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской модели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чистке зубов, профессиональную чистку, местное применение фторидов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку проводил специально обученный стоматологический персонал через определенные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зубного налета основывалась на данных исследований, показавших, что при наличии плотного налета признаки гингивита и начального кариеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.
Несмотря на отличные результаты, «Карлштадская программа» оказалась дорогостоящей, поэтому в течение последующих десятилетий исследователи пытались выработать оптимальные интервалы между посещениями пациентов, чтобы сохранить положительный эффект профилактических программ и в то же время снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Особенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чистки зубов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
При этом интервал между проведением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:
Заинтересованности родителей и детей в программе;
Поражаемости зубов кариесом у пациента;
Степени прорезывания (особенное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моляров.
Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:
Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач показывает пациенту места наибольшего скопления налета. Обучение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особенностей гигиенического состояния полости рта;
Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преимущественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жевательных поверхностей зубов проводят вращающимися щеточками, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачками, заправленными полировочной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во вращение микромотором механического наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;
После очищения всех поверхностей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зубов в домашних условиях пациенту можно рекомендовать использование окрашивающих зубной налет таблеток.