Методы профилактики основных стоматологических заболеваний. Стоматологическая профилактика

для преподавателей

1. ТЕМА Осмотр зубов . Сравнительная оценка здоровых и пораженных твёрдых тканей зубов. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Освоение индексов КПУ, КПУ+кп, кп зубов. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег). Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариеса: распространенность, интенсивность, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

2. Цель: Изучить и освоить методы стоматологических исследований.

3. План проведения занятия:

4. Контроль исходного уровня знаний:

1) Какие требования выдвигают к оснащению стомат.кабинета?

2) Какие существуют методы сбора анамнеза?

3) Какие методы относятся к основным, а какие к дополнительным методам исследования?

При обследовании полости рта необходим осмотр всех зубов, а не только того, который, по мнению больного, является причиной боли или неприятных ощущений. Нарушение этого правила может привести к тому, что причина беспокойства больного в первое посещение не будет обнаружена, так как боль может иррадиировать. Осмотр всех зубов в первое посещение необходим также для того, чтобы наметить план лечения, завершающийся санацией полости рта.

Санация полости рта является обязательной при обращении к стоматологу

. Первичный осмотр проводят при помощи зеркала и углового зонда с острым концом. Зеркало дает возможность осмотреть труднодоступные участки, а острый конец зонда скользит по гладкой поверхности эмали, но задерживается на малозаметных трещинах.

ПЕРКУССИЯ – постукивание по зубу пинцетом или ручкой зонда по режущему краю или жевательной поверхности – поможет определить наличие воспалительного процесса в периодонте: при ударе возникает болевое ощущение.

ПАЛЬПАЦИЯ – ощупывание пальцами – помогает определить наличие припухлости или уплотнения на слизистой оболочке, а также подвижность зуба.

ТЕРМОДИАГНОСТИКА позволяет определить реакцию зуба на холод или тепло. Это один из наиболее старых физических методов исследования для определения состояния пульпы.


Зуб орошается из груши или шприца водой определенной температуры: холодной (17 – 22 °С) или горячей (45 – 50 °С). При этом определяется болевая реакция больного на температурное воздействие


Осмотр зубов начинается с нижних моляров, которые осматриваются справа налево, после чего слева направо исследуются верхние зубы. При исследовании каждого зуба отмечается его расположение, форма, устойчивость, оттенок эмали, наличие и состояние пломб и искусственных коронок, наличие кариеса, флюороза и других повреждений твердых тканей, соотношение внеальвеолярной и внутриальвеолярной частей зуба, а также положение зуба относительно окклюзионной поверхности зубного ряда.

Вначале определяют форму зубных рядов. Ряд может быть суженным, симметричным или асимметричным, трепециевидным, U-, V-образным или седловидным. Затем определяется состояние прикуса и число пар зубов-антагонистов. С особым вниманием следует исследовать имеющиеся пломбы. При исследовании зубов необходимо оценить степень минерализации зубной эмали и состояние эмалевых бугров. Необходимо также проанализировать, насколько прорезались и сместились зубы мудрости.

Здоровые зубы обладают белым цветом с голубоватым, серым или желтоватым оттенком. Если зуб приобрел розовый оттенок, это свидетельствует о кровоизлиянии в пульпу зуба или травме связочного аппарата зуба. Если же зубы имеют откровенно желтый оттенок, это говорит о заболевании желтухой. Зубы могут стать темными от частого употребления чая и кофе, коричнево-черными - от постоянного курения, сине-черными - от ягод типа черники, серовато-желтыми - от продолжительного лечения антибиотиками тетрациклиновой группы.

Посредством зондирования анализируется состояние твердых тканей зубов, и если при этой процедуре пациент испытывает болезненные ощущения, значит имеются какие-либо нарушения. Если боль резкая, вероятнее всего, это пульпит. Но боль может и не возникнуть, если заболевание дошло до стадии периодонтита.

При помощи перкуссии - постукивания по режущему краю или жевательной поверхности зуба - выявляют наличие воспаления в периодонте. При легких ударах пинцетом у пациента не должно возникать болезненных ощущений. Причем начинать перкуссию необходимо с зубов, которые, вероятнее всего, здоровы, дабы пациент мог сравнить ощущения между собой.

При осмотре зубов проводится пальпация - обследование при помощи пальцев. Она помогает определить состояние костного основания протезного ложа, тонуса жевательных мышц, степень смещаемости слизистой полости рта. Таким образом, выявляется характер произошедших изменений, например, подвижность зубов, наличие опухолей и мн.др.

Необходимым условием качественного осмотра зубов является проведение температурной диагностики. Это нужно для выявления жизнеспособности пульпы. Самый легкий способ - орошение зубов водой. Правда, не всегда можно выявить, какой именно зуб реагирует. В данной ситуации смоченный водой ватный тампон кладется в кариозную полость или просто соприкасается с зубом. Если от холодного или теплого появляются болезненные ощущения, либо пациент испытывает ноющую боль при небольшом отклонении от температуры, это говорит о воспалении.

Существует также электроодонтодиагностика, благодаря которой можно получить более обширную информацию о состоянии пульпы зуба. Электрометрическое обследование основано на том, что порог возбуждения здоровой пульпы равен от 2 до 6 мкА, а если пульпа реагирует на ток 20-40 мкА, это говорит о воспалении. Реакция на ток 100 мкА говорит о некрозе всей пульпы. Здоровый периодонт реагирует на ток от 100 до 200 мкА, однако при значительных изменениях в периодонте зуб реагирует на ток более 200 мкА.

Помимо перечисленных методов, используется люминесцентная диагностика, основанная на том, что под действием ультрафиолета мягкие и твердые ткани могут менять свой свет. А при препарировании корневого канала проводится апекс-локация - определение длины корневого канала зуба и расстояние до физиологического отверстия. Таковы основные методы, применяемые при осмотре зубов

Индексы, используемые для оценки состояния зубов. Уровень профилактических мероприятий зависит от здоровья органов полости рта. Ведущую роль в его определении имеют количественные характеристики поражения зубов, определяемые с помощью различных индексов. Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. Для его расчета определяют индекс КПУ, где К - количество кариозных (невылеченных) зубов, П - количество леченых (пломбированных) зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма (К+П+У) всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса:

  • КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
  • КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;
  • КПУполДКПполУ) - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Последний показатель более адекватен, чем два первых. Для временных зубов используют показатели:

кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
кп - число пораженных поверхностей;
кпп - количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитывают. Для сменного прикуса у детей рассчитывают два индекса кп - для временных и КПУ - для постоянных зубов. Общую интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывают путем суммирования индексов кп + КПУ.

Таким образом, индексы КПУ и кп позволяют довольно объективно оценить интенсивность поражения зубов кариесом у любого контингента и всего населения в целом. Именно с этой целью их применяют в эпидемиологических обследованиях, используют для расчета необходимой стоматологической помощи населению, для разделения детей на группы по интенсивности поражения и активности течения кариеса. По рекомендациям ВОЗ, индекс КПУ в пределах 6-10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой. Основной группой (индикаторной) ВОЗ предлагает считать 12-летних детей.


Индекс заболеваемости кариесом зубов
в стоматологии определяется путем ежегодного прироста интенсивности кариеса (КПУ I - КПУ II). Предложен метод определения степени активности кариеса зубов у детей по величине индекса КПУ, что не совсем правильно, так как этот индекс не отражает заболеваемости в данный момент.

Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических исследований, проверки эффективности профилактических мероприятий, а также для выявления роли гигиены в этиологии и патогенезе основных стоматологических заболеваний в настоящее время предложено большое количество объективных индексов гигиены. Все они основаны на оценке величины площади зубного налета, его толщины, массы, физико-химических параметров.

Наиболее часто используется модификация по Федорову-Володкиной. В основу положена полуколичественная оценка окраски налета тампонами с раствором Люголя шести фронтальных зубов нижней челюсти (резцов и клыков). При этом окрашивание всей поверхности коронки зуба оценивается в 5 баллов, 3/4 поверхности - 4 балла, У2 поверхности - 3 балла, V4 - 2 балла, отсутствие окрашивания - 1 балл. Индекс гигиены К ср составляет среднюю арифметическую величину баллов окраски зубов:

К ср = К/n

Где К - сумма баллов окраски всех обследованных зубов, n - число обследованных зубов. Хороший уровень гигиены характеризуется индексом 1,0-1,3 балла. Чем больше величина индекса, тем хуже гигиена полости рта.

Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П - количество пломбированных зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.

Выделяют три вида индекса КПУ:

· КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;

· КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;

· КПУпол - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Для временных зубов используют следующие показатели:

· кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;

· кп - число пораженных поверхностей;

· кпп - количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой.

Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки:

· учитывают и вылеченные, и удаленные зубы;

· могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом;

· не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения.

К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.

Согласно номенклатуре ВОЗ для оценки поражённости зубов кариесом используют три основных показателя:

1. Распространённость заболевания. Это-индекс, определяющимся процентом лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удалённые зубы в том или ином населённом пункте, районе, городе, области.

2. Интенсивность поражения зубов кариесом определяется по числу

поражённых кариесом зубов. Для этой цели комитет экспертов ВОЗ по

стоматологии (в 1962г) предложили для взрослых использовать индекс КПУ (К - кариозный зуб, П - пломбированный, У – удалённый зуб); для детей с временным или молочным прикусом - кп (к – кариозный, п-пломбированный); для детей со сменным прикусом – КПУ+кп. Чтобы облегчить сравнительную оценку заболеваемости кариесом на разных контингентах мира, ВОЗ в 1980 году предложила выделять 5 степеней поражённости в зависимости от КПУ у детей 12 лет:

1) очень низкая – от 0 до 1,1;

2) низкая – 1,2 – 2,6;

3) умеренная – 2,7-4,4;

4) высокая – 4,5-6,5;

5) очень высокая – 6,6 и выше.

Для получения достоверных данных при определении распространённости и

интенсивности кариеса зубов должны осматриваться группы населения с учётом возраста и пола, климато-географических и социально-экономических условий. Обычно обследуются дети в возрасте 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, взрослые 35-44 и 65 лет. Наиболее показательными возрастными группами населения являются 12-ти и 15- летние дети.

3. Прирост интенсивности или заболеваемости. Определяется у одного и того же лица или контингента через определённый срок (1, 3, 5, 10 лет). Различие в значении показателя между первым и вторым осмотрами и составляет прирост интенсивности кариеса.

С помощью эпидемиологического стоматологического обследования можно

определить распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний, качество санации полости рта, эффективности профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, уровень гигиенического состояния полости

рта, а также выявить потребность каждого обследуемого в лечении кариеса

зубов, болезней пародонта и слизистой полости рта. Такое обследование

позволяет составить индивидуальный план лечебных и профилактических

мероприятий для каждого пациента

В детском возрасте для конкретизации проведения профилактических мероприятий рекомендуется придерживаться методики Т.Ф. Виноградовой, когда интенсивность кариеса определяется по степени активности кариеса с использованием индексов кп (в период временного прикуса), КПУ + кп (в период сменного прикуса) и КПУ (в период постоянного прикуса).

  • Первая степень активности кариеса (компенсированная форма) - такое состояние зубов, когда индекс кп или КПУ + кп или КПУ не превышает показателей средней интенсивности кариеса, соответствующей возрастной группы; отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса, выявленные специальными методами.
  • Вторая степень активности кариеса (субкомпенсированная форма) - такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам кп или КПУ + кп или КПУ больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на три сигнальных отклонения. При этом отсутствует активно прогрессирующая очаговая деминерализация эмали и начальные формы кариеса.
  • Третья степень активности кариеса (декомпенсированная форма) - такое состояние, при котором показатели индексов кп или КПУ + кп или КПУ превышают максимальный показатель или при меньшем значении КПУ обнаруживаются активно прогрессирующие очаги деминерализации и начальный кариес.

Таким образом, интенсивность кариеса по степени активности оценивается следующими показателями:

1 степень - индекс до 4 (компенсированная)

2 степень - индекс от 4 до 6 (субкомпенсированная)

Контроль уровня усвоения знаний:

1. Как проводится первичный осмотр пациента?

2. Назвать и охарактеризовать основные виды стоматологического осмотра.

3. Рассказать в чем особенность индексов КПУ, КПУ+кп, кп.

4. Какие показатели характеризуют заболеваемость детского населения?

5. Рассказать о степени активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

1. При проведении эпидемиологического обследования детского населения обследуют детей в возрасте:

1. 6,9,12 лет

2. 6,12,15 лет

3. 9,12,15 лет

2. Основные методы обследования:

1. расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, термодиагностика

2. расспрос, осмотр, зондирование, перкуссия, пальпация

3. оценка гигиенического состояния, опрос, осмотр, зондирование

4. термодиагностика, Rg

3. Основной метод обследования:

1. сбор анамнеза

2. Rg – обследование

4. цитология

4. Стоматологический инструмент профилактического осмотра:

1. стоматологическое зеркало

2. экскаватор

3. элеватор

4. штопфер

5. Инструментарий для обследования полости рта:

1. зонд угловой, зеркало

2. экскаватор

3. гладилка

4. штопфер

6. Дополнительные методы обследования:

1. осмотр, зондирование, перкуссия, термодиагностика

2. термодиагностика, электродиагностика, лабораторные методы,

3. опрос, осмотр, зондирование, Rg

4. осмотр, перкуссия, термодиагностика

7. 1. Интенсивность кариеса пациента выражается:

1. индивидуальная сумма КПУ

2. отношение суммы КПУ к возрасту пациента

3. средний показатель индивидуальной суммы КПУ

4. сумма пораженных зубов

8. Распространенность кариеса выражается:

1. в абсолютных числах

2. в процентах

3. в соотношении

4. целым числом

9. Интенсивность кариеса в молочном прикусе:

10. Интенсивность кариеса в постоянном прикусе:

2. КПУ + кп

11 Считается низкой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

12 Считается высокой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

13 Интенсивность кариеса в смешанном прикусе:

2. КПУ + кп

1. гигиенический

2. пародонтальный

3. интенсивности кариеса

Задания для самостоятельной работы студентов, УИРС:

В тетрадях для самостоятельной работы записать: тематические планы лекций и практических занятий на семестр, рекомендуемую литературу. Зарисовать основные стоматологические инструменты. Подготовить к следующему занятию и сдать преподавателю «Лист учета практических навыков по курсу профилактики стоматологических заболеваний» в соответствии с образцом.

Студент должен знать:

Сущность профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Задачи учебного курса.

Режим работы профилактического отделения, его оснащение, инструментарий и его стерилизацию, документацию отделения и её ведение.

Студент должен уметь:

Организовать свою работу в отделении.

Использовать инструментарий для клинического осмотра пациента.

Соблюдать принципы асептики и антисептики.

Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний играет важную роль в борьбе с заболеваниями полости рта. Это актуальные меры, ведь среди населения процент стоматологических болезней очень высок.

Комплекс мер по предотвращению стоматологических заболеваний разделяют на три этапа:

  • Первичная профилактика благодаря устранению причин заболеваний, предупреждает их. На этой стадии ведутся мероприятия для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
  • Вторичная профилактика стоматологических заболеваний направлена на предотвращение повторений и осложнений заболеваний.
  • Третичная профилактика применяется, когда уже невозможно предотвратить заболевание на первом, втором этапе. Здесь стоматологи пытаются с помощью замещения сохранить функции утерянных зубов.

Первичная задача - сохранить здоровье пациента, предотвратить заболевания полости рта (пример: профилактика (предупреждение развития) кариеса зубов). Если этого не удалось достигнуть, и болезнь начала развиваться, то вторичная задача - вылечить пациента от болезни, не дать появиться осложнениям и повторениям (пример: развитие пульпита и периодонтита - прогрессирование кариеса). На последнем этапе стоматологи занимаются восстановлением утраченных функций зубов. Чаще всего применяется ортопедическое замещение утерянных зубов (пример: лечение периодонтита и его осложнения не принесло результатов, пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом).

Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных

В период беременности зубы и десны страдают в первую очередь. Это происходит из-за того, что развивающийся ребенок забирает большую часть кальция, который поступает в организм будущей матери. Если в женский организм поступает мало питательных веществ, то страдают зубы, ногти, волосы. Поэтому в период беременности и кормления грудью женщина должна принимать специальные витамины. Так же ухудшается кровообращение в дёснах, меняется химический состав слюны. Всё это повышает риск возникновения кариеса и развития болезней десен, поэтому особенно важно уделять внимание профилактическим мерам. Заболевания полости рта эффективнее и лучше всего лечить на этапе первичной профилактики стоматологических заболеваний. Это позволит избежать дальнейших осложнений. Первичная профилактика делится на два вида: антенатальную и постнатальную.

  • Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний - это комплекс мер, который проводится у беременных женщин для того, чтобы предупредить у плода патологий органов и тканей полости рта.
  • Постнатальная профилактика - это комплекс мер, который проводится после рождения ребенка для того, чтобы предупредить развитие патологии органов и тканей полости рта.
  • Необходимо регулярно посещать стоматолога
  • Следить за чистотой полости рта
  • Массировать десны
  • Чистить язык
  • Правильно питаться
  • Получать необходимое количество ультрафиолета

Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста

Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента появления первого молочного зуба. До тех пор, пока нет зубов, полость рта можно очищать специальными салфетками. К моменту прорезывания у ребенка 8-10 зубов, родители должны очищать зубы у детей два раза в день мягкой детской зубной щеткой без применения зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания. Когда появятся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки и гелеобразную зубную пасту, подходящую по возрасту. Плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса. В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год с момента появления первых зубов. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.

Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста

В возрасте от 3 до 7 лет необходимо помогать ребенку чистить зубы. Нужно проверять качество чистки зубов и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером. Особенно большое внимание нужно уделять чистке зубов перед сном. Существуют факторы, которые могут спровоцировать появление кариеса: плохой уход за зубами, частое употребление сладостей, неправильный режим питания, большое количество углеводосодержащей пищи. В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год.


Профилактика стоматологических заболеваний у детей школьного возраста

В этом возрасте дети уже самостоятельно чистят зубы. Необходимо уделить большое внимание состоянию десен. Научить детей пользоваться зубной нитью и зубочистками. Если ребенок носит брекеты, чистке зубов, уходу за зубами и брекет системой необходимо уделить большое внимание. Ведь частички пищи могут застревать между конструкциями, провоцировать развитие кариеса, их необходимо тщательно очищать. С двенадцати лет можно водить ребенка на гигиеническую чистку зубов к стоматологу.

К методам профилактики относятся:

    стоматологическое просвещение населения;

    обучение правилам рационального питания;

    обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

    эндогенное использование препаратов фтора;

    применение средств местной профилактики;

    вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний делятся на 3 группы:

1) коммунальные;

2) групповые;

3) индивидуальные.

Независимо от этого, обязательным элементом профилактических программ должны быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение.

Коммунальные методы включают мероприятия по фторированию воды, соли и молока. Профилактическое воздействие в этих случаях происходит независимо от субъекта профилактики - населения. Люди употребляют воду, соль, молоко с добавкой фторидов, что обеспечивает профилактическое воздействие независимо от воли и желания населения. В этом состоит серьезное преимущество коммунальных методов профилактики.

Групповые методы профилактики основных стоматологических заболеваний рассчитаны на применение в отдельных группах, в основном организованного детского населения - в детских садах, школах и в женских консультациях.

Особенности групповых методов профилактики заключаются в умении организовать профилактическую работу, выбрать необходимые средства профилактики и обеспечить длительность и постоянство их применения.

Индивидуальная профилактика основных стоматологических заболеваний основана на учете уровня здоровья, состояния зубов и органов полости рта, показателей заболеваемости конкретного пациента. Она назначается и проводится индивидуально в соответствии с обнаруженными особенностями здоровья организма и зубочелюстной системы.

Основное внимание в индивидуальной профилактике должно быть уделено гигиене полости рта. После осмотра и определения индекса гигиены должны быть внесены коррективы в ее проведение, осуществлено дополнительное обучение, рекомендованы конкретные пасты и проведен контроль.

Гигиенические мероприятия обязательны для всех без исключения людей, независимо от уровня стоматологической заболеваемости и состояния органов полости рта.

Выбор методов и средств профилактики

Выбор специфических методов профилактики стоматоло­гических заболеваний зависит от установленной проблемы, поставленных целей и задач. В этом процессе должны учас­твовать не только стоматологи, но и представители всех медицинских служб и администрации региона.

На выбор методов профилактики могут влиять следую­щие факторы:

    распространенность и интенсивность стоматологичес­ких заболеваний;

    состояние медицинской и стоматологической служб;

    обеспечение персоналом, который будет участвовать в выполнении программ профилактики;

    финансирование;

    состояние общего здоровья населения;

    привычки питания, особенно прием Сахаров;

    химический состав питьевой воды.

При выборе методов и средств профилактики необходимо учитывать их эффективность и стоимость.

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ - МОТИВАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ПОДДЕРЖАНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОСТИ РТА

Одним из основных компонентов любой программы профилактики является стоматологическое просвещение населения, которое должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.

Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума, в частности, к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.

Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья. Этот метод профилактики касается населения всех возрастов.

Методы стоматологического просвещения - это беседы, лекции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы, не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостатком их является отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Однако, если уровень учебных материалов высок, эффект пассивных форм воздействия на население возрастает.

Косвенным критерием эффективности стоматологического просвещения могут служить результаты анкетирования населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний.

Средствами стоматологического просвещения являются: радио, телевидение, газеты, журналы, учебная литература, памятки, брошюры и т.д.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.

Первичная профилактика

Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.

Вторичная профилактика

Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.

Третичная профилактика

Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.

Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:

  • Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
  • Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.

Выделяют три основных направления профилактики:

  1. оздоровление всего организма;
  2. уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
  3. повышение сопротивляемости полости рта.

Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.

На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .

Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.

Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.

В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.

2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная - применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

К методам первичной профилак­тики относятся:

Индивидуальная гигиена полости рта;

Профессиональная гигиена поло­сти рта;

Эндогенное использование препа­ратов фтора;

Применение средств местной про­филактики;

Стоматологическое просвещение.

Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профи­лактики стоматологических заболе­ваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компонен­ты, входящие в состав средств гиги­ены, обогащают ткани зуба и паро­донта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, по­вышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кровообра­щения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - тща­тельное и регулярное удаление па­циентом зубных отложений с по­верхностей зубов и десен с помо­щью различных средств.

Зубные щетки - основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

Размером головки;

Свойствами волокон;

Формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Жесткостью;

Дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18-25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникнове­ния в межзубные промежутки.

Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пуч­ков волокон, окрашенных разно­цветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для заме­ны щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями - окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми во­локнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщатель­ному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручива­ют вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторож­но вводят натянутую нить (с помо­щью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших паль­цев - на верхней челюсти) по кон­тактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. По­следовательно производят очище­ние контактных поверхностей каж­дого зуба.

Дети могут самостоятельно поль­зоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у де­тей рекомендуется родителям.

Зубные пасты. Широкое распро­странение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преиму­ществами перед порошками и явля­ются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффектив­ность в профилактике кариеса зу­бов и болезней пародонта обще­признанна.

Применение зубных паст в зна­чительной мере способствует сни­жению (в среднем на 25-30 %) ча­стоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состоя­ния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явле­ний в тканях пародонта (на 33- 58 %).

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,

остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодо­рирующим и освежающим действи­ем и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основные компоненты зубных паст:

Абразивные вещества - обеспе­чивают очищающее и полирую­щее действие (химически осаж­денный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);

Связующие вещества - обеспечи­вают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетиче­ские гидроколлоиды);

Увлажняющие вещества - спо­собствуют сохранению влаги в па­сте, получению пластичной одно­родной массы (многоатомные спирты);

Пенообразующие вещества (али­зариновое масло, лаурилсульфат натрия);

Отдушки и подсластители - обес­печивают органолептические свой­ства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).

В последнее время нашли приме­нение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие вы­сокой пенообразующей способно­стью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некото­рых из них ниже, чем паст, содер­жащих меловую основу или дикаль­цийфосфат.

Гельные зубные пасты обеспечи­вают более мягкое очищающее дей­ствие, не травмируя эмаль молоч­ных зубов, поэтому их также реко­мендуют использовать у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как

основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-про­филактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и орга­нические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуе­мым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По реко­мендациям ВОЗ (1984), оптималь­ная концентрация фторида в зуб­ных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения нахо­дятся в малом количестве - до 0,023 %.

Для полной минерализации твер­дых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие не­органические элементы.

Зубные пасты, содержащие фос­фаты калия, натрия, глицерофос­фаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное дей­ствие. Подобный эффект дают так­же зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверх­ности гидроксиапатита. Примене­ние противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные ве­щества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, ви­тамины, микроэлементы.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавка­ми лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистни­ка, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьше­ня. Эти пасты способствуют умень­шению кровоточивости десен, об­ладают обезболивающим, противо­воспалительным и регенерирую­щим эффектом.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - фермен­ты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твер­дых зубных отложений.

Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат каль­ция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению по­вышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

В состав большинства отбелива­ющих зубных паст в качестве абра­зива вводят диоксид кремния высо­кой концентрации, а также полиру­ющие компоненты и вещества, пре­пятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекоменду­ется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.

Жевательные резинки. Ксред­ствам, позволяющим улучшить ги­гиеническое состояние полости рта, относятся жевательные ре­зинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и де­тям.

Жевательная резинка, воздейст­вуя на ткани полости рта, способст­вует:

Увеличению скорости слюноотде­ления;

Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;

Нейтрализации кислот зубного налета;

Усилению омывания слюной труднодоступных участков поло­сти рта;

Нормализации клиренса сахарозы из слюны;

Удалению остатков пищи.

В настоящее время используют жевательные резинки, изготовлен­ные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от саха­ра очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные ре­зинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жева­тельной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное ис­пользование жевательной резинки в течение дня.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта по­сле чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхно­стей зубов, предупреждают образо­вание зубного налета, дезодориру­ют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически актив­ные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятству­ющие образованию зубного камня.

Профессиональная гигиена поло­сти рта. Профессиональная гигие­на - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений.

Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

Обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

Удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

Устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

Гигиенического состояния поло­сти рта;

Интенсивности кариеса зубов;

Присутствия гингивита;

Выраженности пародонтита;

Степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникнове­ния и развития кариеса зубов и за­болеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по примене­нию средств профилактики и гиги­ены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения меж­зубных промежутков, языка, зубо­чисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.

Профессиональная чистка зубов как компонент программы профи­лактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была пред­ложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской мо­дели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чи­стке зубов, профессиональную чи­стку, местное применение фтори­дов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку прово­дил специально обученный стома­тологический персонал через опре­деленные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зуб­ного налета основывалась на дан­ных исследований, показавших, что при наличии плотного налета при­знаки гингивита и начального ка­риеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.

Несмотря на отличные результа­ты, «Карлштадская программа» ока­залась дорогостоящей, поэтому в те­чение последующих десятилетий ис­следователи пытались выработать оптимальные интервалы между по­сещениями пациентов, чтобы сохра­нить положительный эффект профи­лактических программ и в то же вре­мя снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Осо­бенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чи­стки зубов в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка.

При этом интервал между прове­дением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:

Заинтересованности родителей и детей в программе;

Поражаемости зубов кариесом у пациента;

Степени прорезывания (особен­ное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моля­ров.

Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:

Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач по­казывает пациенту места наи­большего скопления налета. Обу­чение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особен­ностей гигиенического состояния полости рта;

Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преиму­щественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жева­тельных поверхностей зубов про­водят вращающимися щеточка­ми, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачка­ми, заправленными полировоч­ной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во враще­ние микромотором механическо­го наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;

После очищения всех поверхно­стей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зу­бов в домашних условиях пациен­ту можно рекомендовать исполь­зование окрашивающих зубной налет таблеток.