Зеркальный синдром: современные аспекты проблемы. Группа риска и причины

В 1880 году женщина средних лет посетила французского невропатолога Жюля Котара, жалуясь на необычное затруднительное состояние. Она думала, что у неё нет "мозга, нервов, груди, живота и кишечника". Мадемуазель X, как Котар называл её в своих записях, сказала врачу, что она является "не чем иным как разлагающимся трупом". Она не верила ни в Бога, ни в сатану, и думала, что у неё нет души. Поскольку она не могла умереть естественной смертью, у неё не было "потребности есть". Мадемуазель X, кстати, в итоге умерла от голода.

Хотя это специфическое заболевание, в конечном счёте, стало известно как Синдром Котара, французский невропатолог не был первым описавшим его. В 1788, почти за 100 лет до него, Шарль Бонне сообщил о случае пожилой женщины, которая готовила еду на своей кухне, когда кто-то "сильно ударил её по шее", и одна её сторона осталась парализованной, "как будто это был инсульт". Когда к ней вернулась способность говорить, она потребовала, чтобы её дочери "надели на неё саван и поместили её в гроб", так как она была на самом деле мертва.

"Мёртвая женщина" начала нервничать и ругать друзей за их небрежность в непредоставлении ей этой последней услуги; и поскольку они продолжали затягивать с этим и дальше, она вышла из себя и начала угрожать горничной, что оденет её как мёртвого человека. В конечном счёте все решили, что нужно одеть её как труп и положить, чтобы она успокоилась. Старая леди попыталась выглядеть максимально опрятной, поправив складки и булавки, осмотрев шов савана, и выражала неудовлетворённость белизной ткани. В конце концов она уснула, и была раздета и помещена на кровать.

Надеясь справится с "болезнью", врач посетил её у кровати и воспользовался "порошком из драгоценных камней, смешанных с опиумом". В конечном счёте женщина действительно избавилась от своих бредовых мыслей; однако, каждые три месяца остальную часть её жизни у неё случались подобные припадки. Во время периодов, когда она думала, что мертва, "она разговаривала с людьми, которые давно умерли, готовила им ужин и принимала в качестве гостей".

Сегодня эта болезнь иногда упоминается как Синдром ходячего мертвеца. Хоть и редко, но люди всё ещё страдают от нигилистических бредовых верований, что они мертвы и больше не существуют. Иногда болезнь характеризуется верой, что у человека отсутствуют важные части тела или органы, как в случае с 28-летней беременной женщиной, которая думала, её печень "разлагается", а сердце "отсутствует".

В 2013 году New Scientist взял интервью у человека по имени Грэм Харрисон, который совершил попытку самоубийства 9 годами ранее, взяв электроприбор с собой в ванну, и проснулся в больнице, полагая, что он мёртв. Он сказал:

"Пока я находился в больнице, я продолжал говорить им, что таблетки никак не помогут мне, потому мой мозг мёртв. Я потерял обоняние и вкус. Мне не нужно было есть, говорить или делать что-либо. В итоге я проводил время на кладбище, потому что это было самым близким местом к смерти."

Он думал, что его мозг умер. Он думал, что поджарил его. Врачи пытались разговаривать с ним, но напрасно. В конечном счёте Грэма отправили к доктору Адаму Земану, невропатологу из университета Эксетера, и доктору Стивену Лореису, невропатологу из Льежского университета. Они использовали позитронную эмиссионную томографию (PET), чтобы контролировать его метаболизм. То, что они нашли, встревожило их.

"Активность мозга Грэма напоминает активность во время анестезии или сна. Наблюдение такого у кого-то, кто бодрствует, довольно уникально для меня" - сказал доктор Лореис. "Я анализировал снимки PET в течение 15 лет, и никогда не видел подобных результатов у бодрствующих людей." Ниже приведены изображения, которые показывает неактивные области мозга Грэма (синий цвет) по сравнению со здоровым человеком.

Грэм является единственным пациентом с Синдромом Котарда, которому сделали PET, и поэтому учёные могут сделать несколько выводов о результатах, так как у них нет данных для сравнения. Болезнь до этого часто связывали с биполярным расстройством у молодых людей, а также с тяжёлой депрессией и шизофренией у пожилых. Способы лечения болезни различны. Как правило, тем, кто страдает от неё, прописывают комбинацию антидепрессантов и нейролептиков, хотя электрошоковая терапия, как известно, тоже приносила успех.

Грэму психотерапия и медикаментозное лечение помогло ослабить симптомы Синдрома Котарда, хотя это был долгий и трудный путь. За прошлые десять лет его неоднократно находили сидящим на одном из местных кладбищ в попытке стать ближе к смерти. "Полиция приезжала, забирала меня и отвозила домой", - рассказывает он.

Грэма можно назвать счастливчиком. Многие, кто пострадал от болезни в прошлом, умерли от голодания, а некоторые даже обратились к помощи серной кислоты, чтобы прекратить быть "ходячим мертвецом". Одно мы точно знаем наверняка: Синдром Котарда (или Синдром ходячего мертвеца) иллюстрирует, как мало мы всё ещё знаем о человеческом мозге.

Синдром Котара (меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегало-меланхолический бред) чаще всего состоит из сочетания тяжелой тревожно-ажитированной депрессии с бредом отрицания и громадности. Отрицание касается отдельных физических и психических качеств (нет совести, нет легких, мозг высох), индивидуально-личностных категорий (нет имени, возраста, семьи), свойств внешнего мира (мир мертв, планета остыла). В состав этого синдрома могут входить и такие бредовые идеи, как бред гибели мира, бред мучительного бессмертия и бред отрицательного величия (бред злого могущества). Бред мучительного бессмертия заключается в убежденности, что больной никогда не умрет, вечно будет жить и вечно мучиться. Бред отрицательного величия, или злого могущества, характеризуется стойкой убежденностью, что уже само существование больного приносит всем окружающим, а то и всему миру огромный вред, непоправимый ущерб. Например, больной упорно отказывается от еды, ибо «и так уже объел весь мир, скоро все люди с голоду погибнут»; другая больная уверяет, что ее дыхание - «зловонное и мерзкое» - может погубить на земле все живое.

По особенностям развития выделяют острый (преимущественно при приступообразных психозах) и хронический (при непрерывном развитии психоза) синдром Котара.

Синдром Котара встречается при инволюционных психозах и шизофрении.

ЗАДАЧА.

Больной В., 22 лет, солдат. Психическое заболевание возникло остро, в связи с перенесенным гриппом. Стал жаловаться на постоянные боли в горле, высказывал мысль, что он болен туберкулезом гортани, горло у него сгнило, дыхание «захватывает», выпали все зубы, в груди пусто, все сгнило. Отказывался от еды на том основании, что у него «нарушилась связь горла с желудком, желудок мертвый», все внутренности склеились. Заявил, что он труп, но двигается лишь потому, что через него пропускают электри­ческий ток. В стационаре бездеятелен, одинок, тревожен. Настроение подав­ленное.

Что это такое?

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

У больного чувственный бред. Он возникает подобно «озарению» и больной даже не делает попыток обосновать свои неправильные убеждения. Отрицание относится к физическим качествам («все внутри сгнило», «желудок мертвый»). Содержание бреда ипохондрическое, но от обычного ипохондрического бреда он отличается фантастичностью, крайней нелепостью. Поэтому его называют также бредом громадности. Характерен депрессивный фон настроения.

Это синдром Котара.

18. Маниакальный синдром

Маниакальный синдром характеризуется повышенным, радостным настроением (гипертимия), ускорением мышления и повышенной деятельностью (маниакальная триада). Ускорение мышления и повышенная деятельность могут быть выражены относительно слабо (веселая мания) или, напротив, ускорение мышления достигает степени бессвязности, а повышение деятельности - беспорядочного возбуждения (спутанная мания). Маниакальное состояние в ряде случаев сопровождается повышенной раздражительностью, придирчивостью, гневливостью (гневливая мания).

Наряду с названными, относительно простыми вариантами маниакального синдрома существуют и более сложные его варианты: сочетание маниакального аффекта с острым чувственным бредом преследования (иногда инсценировки), острым фантастическим бредом (маниакально-бредовой синдром) или присоединение галлюцинаторных расстройств (маниакалъно-галлюцинаторно-бредовой синдром). В структуре маниакального состояния может развиваться и сновидное помрачение сознания (онейроидное маниакальное состояние).

Маниакальный синдром зачастую сопровождается идеями величия, однако они редко приобретают характер настоящего бреда, чаще всего это только переоценка своих данных, своих возможностей. Двигательное возбуждение при этом может быть очень выраженным, но всегда целенаправленным, по типу стремления к поступкам, к определенной деятельности (хотя вследствие большой отвлекаемости больной и не доводит эту деятельность до конца). Иногда у больных наблюдается склонность к гневливым вспышкам, особенно если не выполняются их многочисленные требования, не поддерживаются их новые проекты (гневливая мания).

Маниакальный синдром встречается при шубообразной и реккурентной шизофрении, инволюционных психозах, маниакально-депрессивном психозе, органических поражениях головного мозга.

ЗАДАЧА.

У самых дверей отделения врача встречает молодая женщина. Она оживлена, настроение приподнятое, глаза блестят. Поверх больничного халата у нее одета пестрая кофточка, украшенная ярким бантом. Волосы в беспорядке, но также перехвачены яркой лентой. Губы густо накрашены, глаза подведены. Все вместе создает впечатление чего-то крикливого и безвкусного. Взяв врача «под руку», больная начинает тараторить, голос у нее охрипший.

Я вас сразу же узнала. А когда меня выпишут? Я совсем здорова, у меня только маниакальное состояние. Как говорится, не важен метод - важен результат. А вон та нянечка пришла сегодня на работу, а у нее комбинация из-под платья выглядывает. Из-под пятницы суббота. Завтра суббота, Вы меня завтра выпишите? А у Вас тоже галстук не в порядке, дайте я вам поправлю. Не думайте, что я подлизываюсь. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. А тебе что здесь надо! (внезапно в раздражении набрасывается на другую больную, подошедшую к врачу, пытается ее ударить, но тут же на лице вновь появляется улыбка, кокетливо обращается к врачу). Я в Вас влюбилась, ну и что тут такого? Любовь не порок, а большое свинство. Я еще и Лешу люблю, студента. Он ко мне вчера приходил. Вот я ему письмо написала в стихах. Хотите, прочитаю? - и т. д.

В отделении больная вмешивается во все дела, всем мешает, никому не дает покоя. Собрав в кружок больных, поет, танцует. Спит не более 3-4 часов в сутки. Возбуждение полностью не купируется даже примене­нием очень больших доз нейролептиков.

Как Вы назовете описанное состояние?

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

В приведенном описании содержится триада основных симптомов маниакального синдрома.

Во-первых, повышение настроения. У больной оно проявляется как в мимике, так и в поведении (стремление ярко и крикливо одеваться, больная неистощимо весела, поет, танцует). Разумеется, это повышенное настроение ни в какой мере не соответствует ситуации, в которой находится больная. Ей характерна также раздражительность, гневливость больной, проявляющаяся на общем повышенно жизнерадостном фоне.

Во-вторых, ускорение мышления. Больная многоречива, мысли ее беспорядочно перескакивают с одного предмета на другой. Последовательность мыслей определяется, в основном, внешними ассоциациями, созвучием слов: «Из-под пятницы суббота. Завтра суббота...» Этим же определяется наклонность к употреблению в речи большого количества пословиц, поговорок, в которых используются давно знакомые и созвучные словосочетания.

В третьих, повышение активности. Оно проявляется в непрерывном стремлении больной к деятельности, причем направление этой деятельности, меняется так же стремительно, как и направление мышления.

К этому нужно добавить, что поведение больной насыщено сексуальным содержанием.

Это маниакальный синдром.

КОТАРА СИНДРОМ (J. Cotard, франц. психиатр, 1840-1887; син.: меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегаломеланхолический бред ) - один из этапов развития тревожно-ажитированной депрессии, сопровождаемый ипохондрически-депрессивным бредом отрицания и громадности, распространяющимся на моральные и физические свойства индивидуума, разнообразные явления окружающего мира или на все одновременно.

Сочетание психопатол, расстройств, образующих К. с., особенности их возникновения и развития в течение заболевания были впервые описаны Котаром в 80-х гг. 19 в. В 1892 г. на конгрессе франц. психиатров в Блуа выделенный Котаром симптомокомплекс психических расстройств был назван синдромом Котара. До середины 20 в. основные исследования, специально посвященные К. с., принадлежали исключительно франц. психиатрам. Разработка клиники психозов пожилого возраста, в первую очередь инволюционной меланхолии (см. Предстарческие психозы), шизофрении (см.), маниакально-депрессивного психоза (см.), проводившаяся отечественными психиатрами во 2-й половине 20 в., позволила дополнить учение о К. с. новыми фактами. В нем. психиатрии совокупность расстройств, образующих К. с., специально не изучалась. Ряд нем. исследователей обозначают отдельные проявления К. с. термином «нигилистический бред».

Среди больных с депрессивными психозами пожилого возраста расстройства, входящие в К. с., отмечены в 10-25% случаев. У женщин К. с. встречается значительно чаще, чем у мужчин.

Клиническая картина

Несмотря на то, что проявления К. с. отмечаются при различных нозол. формах, он имеет ряд общих черт как в симптоматологии, так и в особенностях своего развития. При нем всегда можно выявить интенсивные аффективные расстройства, которые характеризуются либо депрессией с выраженной тревогой, либо депрессией со страхом. Обычным нарушением является меланхолическая деперсонализация (см.) чаще в форме anaesthesia dolorosa psychica, реже в форме так наз. потери мысленного зрения, когда у больных появляется невозможность представления знакомых лиц, предметов обстановки, событий прошлой жизни, сопровождаемая мучительным ощущением душевной опустошенности. Депрессия при К. с. всегда сочетается с ажитацией различных степеней - от простого заламывания пальцев рук до состояний неистового двигательного возбуждения, в т. ч. и в форме меланхолических раптусов (неистово тоскливое возбуждение с чувством отчаяния). Часто ажитация сопровождается речевым возбуждением, обычно в форме тревожной вербигерации (см. Депрессивные синдромы). На высоте двигательного возбуждения могут возникать эпизоды депрессивного субступора или ступора (см. Ступорозные состояния). Т. о., при К. с., как правило, отмечаются различные по своим проявлениям смешанные состояния, являющиеся «предпочтительным аффективным фоном, на к-ром возникает К. с.». Сенсорные расстройства чаще всего представлены вербальными иллюзиями (см.), нередко в форме иллюзорного галлюциноза, реже слуховыми галлюцинациями и психическими автоматизмами, в первую очередь идеаторными - ментизм (непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождаемое образными представлениями и чувством смутной тревоги), разматывание воспоминаний, слуховые и зрительные псевдогаллюцинации (см. Кандинского-Клерамбо синдром). В отдельных случаях при К. с. возникает помрачение сознания, обычно в форме онейроида (см. Онейроидный синдром).

На фоне перечисленных расстройств возникает фантастический бред, главными признаками к-рого являются отрицание и громадность. Отрицания могут быть частичными, касаясь чаще всего моральных, интеллектуальных или физ. свойств больного («нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности думать; нет желудка, кишечника, легких, сердца, мочевого пузыря»), или могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов («высох мозг, сжались легкие, закупорился кишечник»). Идеи отрицания, касающиеся физического «я» обычно определяют как ипохондрически-нигилистический или просто нигилистический бред. В ряде случаев отрицаются личные категории («нет имени, возраста, образования, специальности, семьи, никогда не жил»). Отрицание может быть генерализованным, распространяясь на различные понятия внешнего мира, которые могут быть мертвы, разрушены, потерять присущие им качества, или отсутствовать вовсе («весь мир мертв, планета остыла, на ней не растет ничего, нет никого в мире, нет белых, черных, Европы, Африки, зимы, весны, звезд, лет, веков»). Больной может считать, что он остался один во всей вселенной, может отрицать существование всего («ничего нет»).

Наряду с бредом отрицания и громадности часто можно выявить фантастический по содержанию бред самообвинения (больные считают себя первопричиной происшедших мировых катаклизмов; приписывают себе невероятные преступления; называют себя извергами, гадинами, чудовищами; соотносят нередко свои поступки с теми, что совершались мифическими или историческими персонажами, называют себя Антихристом, Каином, Иудой, Гитлером; твердят о заслуженных наказаниях, перечисляя порой самые невероятные способы расплаты за содеянное). В ряде случаев фантастический бред самообвинения принимает ретроспективный характер. Одновременно больные могут говорить о предстоящих вечных мучениях или невозможности умереть как вообще, так и в качестве заслуженного возмездия. Невозможность умереть и вечные мучения, по мнению больных, могут осуществиться даже тогда, когда исчезнет их физическое «я» - «тело сожгут, а дух останется навечно - мучиться».

Возможно сочетание идей бессмертия с бредом метаморфозы - превращения в животное, в труп, в металл, дерево или камень. Отличительной чертой бредовых высказываний больных с К. с. является наличие в них отчетливых элементов образности и наглядности. Нередко больные сами обращают на это внимание («каждое произнесенное слово разрастается в уме во что-то большое; фантазия превращает факт в целую историю; воображение рисует целые сцены, слово обрастает тысячью слов и возникает картина»). Особенности бреда самообвинения и его словесного выражения и повлекли за собой такие синонимы К. с., как «мегаломеланхолический бред», «меланхолическая парафрения», «меланхолический бред воображения».

Сочетание бреда отрицания и громадности ипохондрически-нигилистического и депрессивного содержания характеризует полный или развернутый К. с. Если же преобладает какой-нибудь один из этих компонентов, говорят о соответствующих вариантах К. с.- нигилистическом или депрессивном. Они встречаются значительно чаще, чем развернутый К. с. Кроме этих двух вариантов, выделяют виды К. с., основанные как на симптоматологии, так и на особенностях течения К. с. Сегла (J. E. Seglas, 1897) выделял: 1) типичные случаи, т. е. такие, при которых имелись все компоненты К. с.; 2) стертые случаи - с отсутствием ряда симптомов, напр, идей обреченности на вечные муки, идей бессмертия и т. д.; 3) случаи с очень быстрым появлением всех симптомов, образующих К. с.; 4) случаи с аналогичным развитием лишь части симптомов; 5) случаи, где симптомы, образующие К. с., возникают в форме эпизодов.

Наиболее характерным стереотипом развития депрессий, в течение которых развивается К. с. (вне зависимости от их нозол, принадлежности и особенностей течения - приступообразного или хронического), является следующая последовательность возникновения этапов психических расстройств: этап тревожной депрессии без идеомоторного торможения; этап тревожно-ажитированной депрессии с бредовыми идеями самообвинения, самоунижения, обвинения, меланхолической деперсонализацией, вербальными иллюзиями и другими сенсорными расстройствами; возникновение симптомов, образующих в своей совокупности К. с.

Применение электросудорожной терапии (см.) и особенно психотропных средств для лечения депрессивных психозов оказало значительное влияние на клин, проявления К. с. Реже стали встречаться развернутые его картины, а депрессивный и нигилистический варианты К. с. чаще проявляются редуцированной симптоматикой. Больные говорят, напр., о своей необычной вине, но вообще, без каких-либо конкретных фактов, а также без отождествления себя с кем-либо; могут быть мысли о невозможности умереть, но они не сопровождаются убежденностью в бессмертии и в обреченности на вечные муки. Вместо генерализованных идей отрицания или деструкции внутренних органов чаще встречаются лишь высказывания о нефункционировании жел.-киш. тракта или органов дыхания. В некоторых случаях высказывания, характерные для К. с., представляют собой не бред, а фантастического содержания навязчивые явления, с к-рыми больной пытается бороться. Если до введения методов активной терапии наличие К. с. говорило о хрон, депрессии, то теперь доминируют случаи, протекающие приступами.

Патогенез

К. с. представляет собой сочетание депрессивных и бредовых расстройств, поэтому его патогенез совпадает с патогенезом соответствующих синдромов (см. Бред , Депрессивные синдромы). Важным фактором в развитии К. с. является пожилой возраст. Однако относящиеся сюда расстройства могут возникать и в среднем возрасте, а отдельные симптомы даже у детей.

Диагноз

Диагноз ставят на основании особенностей клин, картины. К. с. встречается при самых различных психических заболеваниях: в первую очередь при инволюционной меланхолии, шизофрении и маниакально-депрессивном психозе; он описан у больных прогрессивным параличом, в частности после проведения им пиротерапии, при сосудистых и сенильно-атрофических психозах, эпилепсии, эпидемическом энцефалите, острых и протрагированных симптоматических психозах.

Лечение

При развитии К. с. в первую очередь показана терапия психотропными средствами. В связи со сложностью клин, картины лечение психотропными средствами должно быть комбинированным. Из антидепрессантов чаще всего применяют амитриптилин, реже мелипрамин; для купирования речедвигательного возбуждения - аминазин, стелазин; состояние тревоги уменьшается с помощью тизерцина; при наличии сенестопатий хороший эффект дает применение тералена. В тех случаях, когда отмечается интенсивное речедвигательное возбуждение, сопровождаемое ухудшением соматического состояния, предпочтение следует отдавать электросудорожной терапии.

Прогноз

Прогноз во многом связан с особенностями основного заболевания и применяемыми методами лечения. Появление развернутого К. с. или выраженных нигилистических бредовых идей в отношении выздоровления прогностически хуже, чем наличие депрессивного варианта К. с. Сочетание бреда отрицания и громадности с выраженным речедвигательным возбуждением и онейроидным помрачением сознания у лиц пожилого возраста при недостаточном лечении может привести к смертельному исходу.

Профилактика - своевременное начало активной терапии во всех случаях тревожных депрессий, особенно развивающихся впервые в пожилом возрасте.

Библиография: Каубиш В. К. О применении у больных с синдромом Котара электросудорожной терапии, Журн, невропат, и психиат., т. 62, № 10, с. 1544, 1962; о н же, О бреде отрицания и синдроме Котара, там же, т. 64, № 6, с. 876, 1964, библиогр.; Морозова T. Н. и Шуйский Н. Г. Клиника инволюционной меланхолии и ее зависимость от возрастного фактора, там же, т. 66, № 4, с. 598, 1966, библиогр.; Ротштейн Г. А. Ипохондрическая шизофрения, М., 1961, библиогр.; Соколова Б. В. Периодическая шизофрения с преобладанием острого фантастического бреда, Журн, невропат, и психиат., т. 67, № 9, с. 1378, 1967, библиогр.; Штернберг Э. Я. и Шум-с к и й Н. Г. О некоторых формах депрессий старческого возраста, там же, т. 59, № И, с. 1291, 1959; Bourgeois М. Le syndrome de Cotard aujourd’hui, Ann. med.-psychol., t. 2, p. 534, 1969, bibliogr.; Cotard J. Du d61ire hypochondriaque dans une forme grave de la melancolie anxieuse, ibid., ser. 6, t. 4, p. 168, 1880; он же, Du delire des negations, Arch. Neurol. (Paris), t. 4, p. 152, 1882; E y H. Etudes psychiatriques, t. 2, p. 427, P., 1950, bibliogr.; S&gl as J. Le d^lire des negations, P., 1894.

Синдром Котара — это психическое расстройство, больные утверждают, что у них нет мозга, сгнили органы, или тело покинула душа. Название заболевания исходит от психиатра из Франции, который долгое время занимался изучением сомнительного заболевания.


Работа с такими пациентами точно уж не для слабонервных людей. Такие наклонности появляются при глубокой депрессии с явными суицидальными признаками.

Причины развития

Все больные с этим диагнозом считают себя умершими, без каких-то частей тела и внутренних органов, они заявляют о том, что кровь тоже отсутствует, а сердца давно нет. Большинство из них видят себя в облике убийц или персонажей мифологии, которые пришли на Землю, чтобы причинять боль людям.

Болезнь Котара относится к числу самых редко встречаемых. Как правило, синдром характерен для депрессивных людей престарелого возраста . Редко, но к числу больных относятся и шизофреники.

По научным изучениям ученых было выявлено, что больше всего подвержена синдрому женская половина человечества.

Причин тому несколько:

  • уровень жизни у них выше, чем у мужчин, следовательно, больше шансов дожить до старости;
  • они сильно восприимчивы к психическим расстройствам;
  • у них больше нервных клеток.

Причиной развития синдрома могут быть перенесенные инфекционные болезни или операции. Известны случаи, когда после перенесенного брюшного тифа, человек стал «ходячим мертвецом».

Бывает проявление без явных причин. После нескольких недель сильного волнения, стрессов, раздражительности развивается тот самый синдром.

Основная характеристика видов


Существует две разновидности болезни Котара:

  • средняя;
  • очень тяжелая.

При средней у больного появляется отвращение лишь к самому себе. За этим следуют решительные действия покончить жизнь самоубийством, они считают, так будет лучше для всех окружающих. В попытках приближения смерти он может намеренно наносить себе увечья, повреждения всему телу.

Тяжелая степень сопровождается галлюцинациями, бредовыми репликами. Больные настаивают на своем призрачном существовании на Земле, без души. Они приходят к мнению, что ничего живого не осталось вокруг, лишь они — бездушные и «пустые» существа.

Болезнь протекает очень тяжело, мучая больного постоянными раздумьями о душевных страданиях. Значительная часть людей с симптомами Котара называют себя «ходячие мертвецы».

Видео

Проявления и клинические признаки


Характерные симптомы при синдроме Котара:

  • склонность к самоубийству (суициду);
  • затяжная депрессия на фоне пережитых событий (стресса);
  • мания величия, бред, галлюцинации;
  • ипохондрия, постоянное чувство тревоги.

Непостижимо для ума обычного человека совместимость собственной ущербности и величества одновременно, происходят постоянные смены настроения. Веселый настрой, позитивное мышление полностью отсутствуют у больного.

Примеров этого синдрома множество, так часть заболевших свято верит в то, что принесли инфекцию, распространили ее среди людей, чем и вызвали уничтожение всего живого.

Больные живут своей собственной жизнью, полностью закрывшись от внешнего мира, предпочитая придерживаться сугубо личного мнения и точки зрения.

Наряду с суицидом стоит бессмертие, вера в свои супер способности. Такое представление толкает людей на совершенно отчаянные поступки, заставляя прыгать с моста, переходить рельсы перед движущимся поездом и прочее.

Нанося себя серьезные травмы, они пытаются самоутвердиться, показать всем свое бессмертие, величие над остальными.

Возможная профилактика болезни

В принципе, чтобы избежать этого состояния, стоит больше времени уделять своему эмоциональному состоянию.

На фоне нервного перенапряжения может возникнуть депрессивное состояние с признаками суицида:

  1. При малейшем поражении (неудачи) не стоит опускать руки и забиваться в угол. Очень важно в любой, даже в самой критической ситуации, сохранять спокойствие, полное равновесие в плане психологической устойчивости.
  2. Очень часто в связи с пережитым стрессом начинают проявляться первые симптомы – тревожность, страх. Немедленно нужно обратиться к врачам.
  3. Иногда необходимо «излить душу» и выговориться о проблемах, не всегда близким можно доверить сокровенное, личное переживание. Наилучшим решением будет записаться на прием к психиатру.
  4. Если вы обладаете восприимчивой психикой, очень впечатлительны, напрочь забудьте о фильмах ужасов и страшных боевиках. Старайтесь снимать нервные раздражения или напряжения, при помощи хобби, которое будет отвлекать от плохих, тревожных мыслей.

Помните, своевременное обращение на ранней стадии, помогает произвести лечение более легкими препаратами, которые будут безвредны для работы головного мозга.

Хорошо помогает расслабиться:

  • любимая музыка;
  • массаж;
  • ароматерапия;
  • занятия йогой.

Варианты эффективного лечения

Если пренебрегать лечением, больные перестают употреблять «Я», а все переименовывают в ничтожное «оно».

Так на глазах окружающих человек превращается в неодушевленный предмет (дерево, камень).

Нездоровое воображение порой приводит людей в необычные, странные места. Так пациенты пытаются сбежать с палаты, чтобы посетить кладбище, полежать на могилах. Якобы такие действия помогают им собраться с душами умерших, набраться сил с того света.

На всех существующих стадиях, человека могут сопровождать слуховые, зрительные и другие галлюцинации. В любом случае лечение синдрома Котара не обходится без приема прописанных психотропных медикаментов.

Главная цель препаратов заставить побороть очаг бреда (шизофрению, депрессивные расстройства и т.д.).

Прохождение курса должно осуществляться в больничном отделении, под постоянным наблюдением лечащего врача, который подбирает препараты для восстановления психического здоровья. Очень важно совместить лечение лекарствами вместе с психологической поддержкой специалиста.

Только при комплексном подходе к заболеванию, можно добиться результата. В течение некоторого времени и плодотворного труда врача психиатра, у человека есть, шанс вернутся в реальный мир.

Практиковались методы электросудорожного лечения пациентов, ранее знакомые как электрошок. Курс отличается от количества наложенных проводов, силы тока и протяженности процедуры.

Все эти параметры подбираются, исходя их физических свойств человека, его состояния здоровья.

Эта болезнь отпугивает множество людей своей загадочностью и мистикой, однако найдя подход к больному, есть все шансы на ранней стадии заболевания привести его в нормальное состояние.

Запомните, малейшее расстройство со временем может привести к психическим отклонениям, которые могут перерасти в этот синдром.


Психиатры называют синдром Котара манией величия, вывернутой наизнанку. Эта болезнь - нечто вроде мании принижения себя. Пациент утверждает, что он мертв, разложился и является ходячим мертвецом или что он - преступник и убийца. Недавно было опубликовано интервью с человеком, страдающим синдромом Котара, который десять лет считал себя мертвым.

В научных терминах синдром или бред Котара определяется как «нигилистически - ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности». В своем сознании больные превращаются в ходячих мертвецов, великих преступников и прочих «темных властителей». Для страдающих синдромом Котара характерно очернение себя, доведенное до абсурда и по размерам сравнимое с манией величия: человек утверждает, что отравил весь свет своим ядовитым дыханием или заразил все население земного шара СПИДом. Часто больному кажется, что он уже умер, а его существование - иллюзия, что он - пустая оболочка.

Поэтому синдром Котара назвали еще «бредом отрицания» - именно под таким названием его в 1880 году впервые описал французский невролог Котар. Как можно догадаться, впоследствии синдрому присвоили имя врача-»первооткрывателя».

Больные могут утверждать, что у них нет мозга, сердца или легких. Бывает также, что «бред отрицания распространяется на интеллектуальные или моральные качества: больные жалуются на полное отсутствие интеллекта, совести, знаний. Порой больные отрицают наличие внешнего мира: жалуются, что Земля опустела, у ныне живущих людей нет душ и они - пустые оболочки и т. п. Несмотря на то, что по отдельности эти симптомы могут показаться кому-то остроумными наблюдениями за действительностью, человек с синдромом Котара испытывает настоящие страдания.

Каково это - в течение многих лет чувствовать себя ходячим мертвецом? Предполагается, что этот психический недуг является одной из разновидностей депрессии, дошедшей до крайней стадии. Встречается синдром Котара и при шизоаффективных расстройствах, а также может сопровождать старческую деменцию и другие повреждения мозга.

Насколько распространен этот синдром, точно неизвестно. Поскольку современные препараты довольно успешно лечат депрессию, специалисты подозревают, что это состояние в наши дни встречается исключительно редко. Однако больные, утверждающие, что они уже умерли, встречаются до сих пор. Из-за патологической убежденности в том, что они уже мертвы, больные могут совершить реальный суицид в попытках избавиться от «бесполезной оболочки» - тела. Они умирают от истощения, полагая, что есть им больше не нужно, или обливаются кислотой, чтобы перестать быть «ходячим мертвецом».

Недавно журнал «New Scientist» опубликовал уникальный рассказ человека, целое десятилетие считавшего себя мертвым. Этот случай удивителен еще и тем, что бред больного об «умершем мозге» в некоторой степени оказался верным диагнозом самому себе.

Десять лет назад Грэхем проснулся и ощутил себя мертвым. Долгое время до этого Грэхем страдал от тяжелой депрессии. Он даже пытался покончить с собой, бросив в наполненную ванну с водой электрический прибор. В то утро Грэхем понял: во время попытки суицида он убил свой мозг. «Я чувствовал, что мозга просто больше нет, - рассказывал он впоследствии. - Когда меня госпитализировали, я уверял врачей, что таблетки не помогут, ведь мозга нет. Я сжег его в ванне».

Логические доводы медиков на Грэхема не действовали. Они не могли убедить его в том, что раз он говорит, дышит, ест и двигается - значит, его тело живо и мозг работает. «Меня это только раздражало, - вспоминает он. - Я не знаю, как можно говорить или что-то делать, не обладая мозгом, но, насколько я мог судить, у меня его не было».

Впрочем, некоторые признаки повреждения мозга у Грэхема наблюдались: например, он утратил обоняние - или, по крайней мере, утверждал, что не чувствует запахов. Впрочем, теоретически это могло быть еще одним компонентом депрессивного бреда. Мужчина потерял интерес к занятиям, которые прежде любил. «Я не хотел видеть людей. В этом не было никакого смысла, -говорит он. - Я ни от чего не получал удовольствия. Раньше я обожал свою машину, а теперь и близко к ней не подходил. Все, что меня интересовало, ушло». Даже вредные привычки (которые во время депрессии, как ни грустно, нередко остаются последним «спасательным кругом») потеряли свою привлекательность - например, Грэхем перестал курить. Он больше не чувствовал ни вкуса сигарет, ни удовольствия от этого занятия.

Врачи из местной больницы оказались в тупике и направили Грэхема на обследование сразу к двум мировым светилам неврологии - Адаму Земану из Университета Экстера (Великобритания) и Стивену Лорейсу из Университета Льежа (Бельгия). Каково же было изумление ученых, когда позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) показала, что в некотором роде Грэхем был прав. На значительных участках лобной и теменной областей его мозга метаболическая активность оказалась аномально низкой - настолько низкой, что напоминала снимок человека, находящегося в вегетативном состоянии.

«Я занимаюсь ПЭТ уже 15 лет и ни разу не встречал человека, который был бы на ногах, мог общаться, но при этом обладал подобной аномалией», - признался Лорейс.

В некотором смысле часть мозга Грэхема действительно почти умерла, добавил ученый: «Его мозг работал так, словно человек находится под наркозом или спит. Насколько мне известно, это совершенно уникальное явление для мозга бодрствующего человека».

Его коллега по работе с Грэхемом, Земан, считает, что именно сниженный метаболизм стал причиной патологического изменения мировосприятия пациента. Интересно, что бред пациента в некотором роде оказался пророческим. Совпадение это или закономерность, врачи пока не могут точно сказать.

«Мы еще очень многого не знаем о сознании», - признал Лорейс.

Сначала известие о результатах сканирования не вызвало у Грэхема никаких эмоций. Он по-прежнему чувствовал себя мертвым, а любое лечение его «пустой оболочки» казалось несчастному издевательством на грани с пыткой. «Оставалось смириться с тем, что мне не удастся умереть по-настоящему. Это был настоящий кошмар»,- вспоминает он.

Мужчина ходил на кладбище, откуда его исправно забирала полиция. По мнению Грэхема, возле мертвецов ему было самое место. К тому времени у него почернели зубы, поскольку он отказывался их чистить (зачем трупу гигиена?), и почему-то выпали все волосы на ногах. Причину последнего явления не могут объяснить даже врачи.

Но постепенно Грэхему стало лучше. После сканирования мозга ему смогли подобрать соответствующее лечение с опорой на лекарственные средства и психотерапию. Если раньше за ним присматривали братья и сиделка, то теперь он стал способен жить самостоятельно и справляться с домашними делами. «Не могу сказать, что я полностью пришел в норму, но теперь мне намного лучше», - говорит он. - Я могу выполнять хозяйственные дела и выходить из дома».

«Я больше не считаю, что мой мозг мертв, - добавляет Грэхем. - Просто иногда мир вокруг меня кажется странным». Трудно сказать, изменил ли прожитый опыт его отношение к смерти, говорит он. - «Я не боюсь смерти. Мы все когда-нибудь умрем. Но мне повезло, что пока я все-таки жив».