Гениальность и безумие. Две крайности, как единое целое

Оксана ВАСИЛЕВИЧ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №22, 2013

Где проходит грань между гением и безумцем?

СТРАННЫЕ ГЕНИИ

С 1970-х годов он один из самых дорогих художников в мире. Его полотна сегодня стоят десятки миллионов долларов. В 1973 году в Амстердаме был открыт художественный музей, посвящённый его творчеству. По посещаемости он находится на 23-м месте в мире. Однако в жизни у этого человека всё было иначе.

Винсент Ван Гог терпел лишения и нужду, его картины не продавались. И чтобы выжить, живописец относил полотна старьёвщику. Он был несчастлив в личной жизни. Художники не принимали Винсента за своего, и почти все считали его бездарным. Истощённый морально и физически, Ван Гог потерял здоровье. Доктора не находили объяснения его странным нервным припадкам, которые со временем усиливались. Наступление осени, зимы, и хмурое небо повергали его в депрессию. Весной 1888 года в результате очередного конфликта со своим другом, художником Гогеном, Ван Гог отрезал себе кусок уха, затем, обернув его в тряпку, пошел в свой любимый бордель, где и подарил его одной проститутке. В 1889 году живописец время от времени попал в психиатрические заведения. Он страдал галлюцинациями, приступами агрессии и бреда. А в 1890 г. Ван Гог совершает самоубийство выстрелом из пистолета. Современные психиатры считают, что знаменитый художник страдал шизофренией, эпилепсией и маниакально-депрессивным психозом.

В 1863 году была издана книга итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», в которой он проводит параллель между великими людьми и помешанными. Учёный предлагает теорию: все гении безумны. А их творения – результат больного рассудка. Ломброзо указал на особенности психики гениев: повышенная чуткость и раздражительность, внутреннее беспокойство и самолюбие, множество странностей во время творчества. Книга вызвала всплеск интереса к данной теме и огромное количество острых дискуссий. Учёные критиковали автора за постановку им «заочных диагнозов» и «вырванные из контекста» случаи из жизни известных людей. Однако в 2004 году опубликованные в России исследования отчасти подтвердили теорию Ломброзо. Психиатром А.В. Шуваловым на протяжении десятков лет были собраны сотни сведений о выдающихся личностях. Он пришёл к выводу: причина гениальности этих людей в душевном нездоровье.

Немецкого композитора 19 в. Роберта Шумана посещали галлюцинации: говорящие столы, виделись складывающиеся в аккорды и музыкальные фразы звуки. Он считал, что умерший Шуберт и Мендельсон диктуют ему музыку. В 1854 г. Шуман совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу. Там он и провёл последние 2 года жизни.

Всемирно известный сербский изобретатель и учёный Никола Тесла был очень замкнутым человеком, всю жизнь оставался холостяком. У него не было ни своего дома, ни квартиры, ни другой частной собственности. Спал он прямо в лаборатории и в гостиницах Нью-Йорка. Поселялся только в апартаментах тех отелей, номер которых был кратен трём и использовал до 18 полотенец в день, поскольку панически боялся микробов. Старался избегать рукопожатий, а если это не удавалось, надолго исчезал в ванной, отмывая руки антисептиком. Если во время завтрака или обеда на стол садилась муха, он требовал от официанта новый заказ. Тесла никогда не садился за один стол с женщинами. Его приводили в ужас женские волосы, жемчуг и серьги. А.В. Шувалов в психопатологической симптоматике Тесла, приведённой в его работе, нашёл соответствие диагностическим критериям шизотипического расстройства.

Исаак Левитан всю свою жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом. Терзаемый приступами тоски и безысходности, он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.

В течение последних 20 лет жизни Николай Васильевич Гоголь страдал от того же психического заболевания, что и Левитан. Его также мучила тафефобия - страх погребения заживо, так как с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, с ним случались обмороки с последующим продолжительным сном. Но был ли Гоголь заживо похоронен? Доцент Пермской медицинской академии М.И. Давидов изучал болезнь Гоголя, проанализировав 439 документов. В своей работе "Тайна смерти Гоголя" он пишет: «В периодической печати встречаются утверждения, что при эксгумации вроде бы обнаружилось, что обшивка гроба как будто вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу. Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно».

Создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии (1921 г.) и один из основателей современной физики Альберт Эйнштейн родился с большой головой и угловатым черепом. Он поздно научился говорить. И эти проблемы с речью были предвестниками его последующих расстройств общения и обучения. В школе у него были сложности с изучением языков. Возможно, связанные также с дислексией (избирательными нарушениями способности к овладению навыком чтения). Психика Альберта была очень неустойчива, отмечались частые перепады настроения. Он рос необыкновенно замкнутым и флегматичным, а также очень конфликтным и вспыльчивым ребёнком. В подростковом возрасте приступы гнева у Эйнштейна стали особенно часты. Он презирал своих учителей, конфликтовал с ними. Однажды Альберт бросил в свою сестру, Майю, кегельный шар, а в другой раз чуть не пробил ей голову лопаткой. В нравственном отношении он был человеком беспринципным. Когда думал, что о его поступках никто не узнает, то легко мог пойти против своей совести. Некоторые специалисты отмечают множество данных за наличие у Эйнштейна шизоидных черт личности. По мнению американского психолога Дж. Карлсона, Эйнштейн был носителем гена шизофрении. Это заболевание врачи констатировали у его сына, хотя сам Альберт им не страдал. Но ген данного заболевания, согласно предположению Карлсона, влиял на умственный и душевный строй великого физика.

ТВОРЧЕСТВО И ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ

З. Фрейд и М. Кляйн считали, что человеку от рождения в той или иной степени присущ инстинкт смерти. Это импульс, который может выражаться в саморазрушениях, самоубийствах, извращениях. Александр Шувалов предполагает отражение этого влечения в судьбах и произведениях творческих личностей. Он отмечает: «Все гении чаще всего предназначены для страданий, и трудные судьбы были у многих поэтов (это скорее правило, чем исключение)».

Наиболее ярко, по его мнению, это мощное влечение проявило себя в творчестве русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941).Её судьба была трагична, и Марина не любила жизнь: "Жизнь - вокзал, жизнь есть место, где жить нельзя". Но поэтесса не просто хотела умереть: «Не умереть хочу, а умирать», - писала она.

В 17 лет она пыталась покончить с собой, а в 1941 году повесилась в возрасте 48 лет.

ШЕДЕВРЫ ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Гений, как считал Иммануил Кант, это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. А безумие, по мнению некоторых, может сделать человека неординарным. Многие исследователи считают, что шедевры рождаются, прежде всего, работой бессознательного, а не сознания. Об этом говорят и сами гении. Лев Толстой утверждал, что часто пишет против своей воли, побуждаемый внутренними импульсами. Скрябин отмечал, что у него бывают такие периоды, когда его пером кто-то водит. Байрон говорил, что в него периодически «вселяется демон» и руководит им. Подобные явления наблюдались и у немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Гёте. Кто-то из его друзей описывал из его жизни один интересный эпизод. Когда Иоганн услышал, что под его окном лает собака, он подбежал к окну и сказал: «Прекрати, привидение, ты всё равно не возьмёшь меня даже силой!»

Первый эпилептический припадок случился у Фёдора Достоевского, когда ему было немногим за 30. Эти припадки происходили примерно 1-2 раза в месяц. После них писатель отлёживался не менее 3-х дней. В это время у него были провалы в памяти и депрессия. Болезнь доставляла огромные страдания. Но, несмотря на это, он боялся её полного прекращения. За несколько секунд до припадка Достоевский впадал в экстаз, во время которого к нему приходило чувство полной гармонии. Он писал: «Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком.… Не знаю, длится ли это блаженство секунды или часы, или вечность, но верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него.… На несколько минут я испытывал такое счастье, какое невозможно ощутить в обычной жизни, такой восторг, который не понятен никому другому. Я чувствовал себя в полной гармонии с собой и со всем миром, и это чувство было таким сильным и сладким, что за пару секунд такого блаженства я бы отдал десять и более лет своей жизни, а может и всю жизнь». Дмитрий Мережковский в книге «Лев Толстой и Достоевский» пишет: «Припадки падучей были для Достоевского как бы страшными провалами, просветами, внезапно открывавшимися окнами, чрез которые он заглядывал в потусторонний свет».

Специалисты считают, что приступы эпилепсии имели огромное значение для Достоевского в создании им произведений. Но некоторые подозревают, что писатель сознательно вызывал их у себя, чтобы подстегнуть своё творчество, поскольку течение болезни писателя не было похоже на обычную эпилепсию. Судорожные приступы не были регулярны и зависели от внешних условий. В спокойной обстановке и в хороших условиях припадки прекращались. Что нехарактерно для обычной эпилепсии. К концу жизни у Достоевского их не было, хотя это было немыслимо. Эпилепсия, обычно, так просто сама по себе не проходит. Тем более что писатель никогда не лечился от этого заболевания, поскольку очень дорожил им как источником своего творчества и предвидения. Между тем, у него наблюдались изменения личности, характерные для больных эпилепсией. Шувалов в своей работе пишет: «по основным чертам своего характера Достоевский представляется деспотом, взрывчатым и неудержимым в своих страстях (картёжных и аномально-сексуальных), тщеславным, со стремлением к унижению окружающих и эксгибиционизмом, сочетая всё это со слезливой сентиментальностью, необычайной обидчивостью и вязкостью мышления. Это типичный психологический портрет больного эпилепсией. Возможно, истина лежит где-то посередине? Старые психиатры недаром выделяли такую форму заболевания, которую называли «истеро - эпилепсией»… Не суть важно, эпилепсия была у писателя или истерия: теории и диагностические подходы со временем изменяются, а факты остаются. Налицо болезненная психология личности (то, что и называется психопатологией), и налицо гениальные произведения, влияние которых на читателя в первую очередь достигается художественными образами».

Некоторые гении, признавая у себя наличие различных психических расстройств, так же, как и Достоевский, сознательно не пытались излечиться от них (Гоголь, Ван Гог, Гофман и др.), поскольку считали, что их психическое недомогание помогает им в творчестве.

ЗАГАДКИ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Многие психиатры связывают гениальность с психическими расстройствами. Эта теория кажется невероятной, но, возможно, в ней что-то есть. Гении, судя по их биографиям, действительно довольно странные люди. То, что нормально для гения, - зачастую ненормально для обычного человека. И нередко гениальности сопутствуют психические аномалии. Однако связь гениальности и помешательства ещё не очень ясна, и её тайна весьма глубока. Определённо можно сказать сейчас только одно: гении - необычные люди, не такие, как все. Их ум свободен от догм. И, выходя за рамки общепризнанного, они расширяют опыт человечества. А над тем, какую роль в жизни гениев играют психические заболевания, по-видимому, ещё много будут спорить.

Давно уже замечено странное сочетание, или тандем – гениальность и безумие , и сразу же возникает вопрос, неужели по-другому не бывает… Иногда, глядя на произведения (картины), слушая их (музыку), читая (романы) возникает вопрос — откуда берет вдохновение автор, что стоит во главе – талант, или болезнь…

гениальность и безумие

Можно сказать, то же самое и о нашей современнице, художнице из , Мие Мякиле, которой сейчас тридцать семь лет. Мия официально признанный – таков вердикт врачей.

Однако у ее психоделических пугающих картин есть большое число ценителей, и довольно известны широкому кругу ценителей искусства ее картины. Однако сама художница столь ужасающих полотен считает, что она лишь выражает в своих картинах правду жизни, что для нее самое ценное, какой бы жуткой эта правда не была…

Темы картин Майи довольно обширны – здесь и политика, и , жизнь обычных людей , но если рассматривать ее картины, то приходишь к неоднозначному выводу – мир существующий хорошей правдой не располагает, ее у него просто нет! Однако и такой вопрос тут же возникает – самой то художнице кто об этом поведал, откуда столь большая уверенность в правдивость собственных картин?!

Но для самой Мии, это всего лишь риторические вопросы, творя свои шедевры она воплощает в них свои и демонов, одолевающих ее душу. Она олицетворяет в своих картинах все и печали присущие ей, скорее всего с целью избавления от этого ужаса. Живет Мия в небольшом шотландском городке, где ее картины тщательно изучаются докторами-психиатрами и психологами. Не взирая женщины ее относят к числу самых провокационных современных художников — гениальность и безумие .

У всем известного Ги де Мопассана был диагностирован прогрессивный паралич мозга, имеющий так же название болезни Бейля. Развивается эта болезнь на почве уже третьей, или четвертой степени. Характерен прогрессивный паралич быстроразвивающимся , крайним истощением организма, носящим название кахексии, приступами , снижением памяти, слабостью и головокружением.

Согласитесь, странновато звучит сие относительно такого писателя, как Мопассан но, это правда жизни… У писателя основным симптомом стало склонность к суициду. В наличии была и , сопровождающаяся бредом и галлюцинациями, часты были и припадки буйные. Ипохондрией писатель страдал на протяжении всей недолгой жизни – всего лишь сорок три года было писателю, когда он простился с этим негостеприимным для него миром…

Мопассану было чуть больше тридцати лет, когда участившиеся нервные припадки с галлюцинациями, стали причиной неоднократной . Дважды попытки зарезать себя заканчивались неудачно, была неудачная попытка застрелить себя, и это вынудило родных согласиться на лечение писателя в психиатрической клинике. Два года провел Мопассан в клинике в горячечном бреду и не узнавая окружающих – его страхи стали явью – он стал безумным, вскоре его не стало — гениальность и безумие

Как ни странно, но и известного американского математика Джона Форбса Нэша-младшего тоже не миновал этот печальный диагноз – шизофрения. Его областью творчества стала дифференциальная геометрия и . Не смотря на столь печальный врачебный вердикт, Нэш-младший удостоен премии Нобеля в области экономики в середине девяностых.

Между гениальностью и безумием грань очень тонкая. Не претендуя на научность, попробуем порассуждать, где начинается одно и заканчивается другое.

Я не я, личность не моя

В конце 70-х годов в штате Огайо состоялся процесс по делу Билли Миллиган а, обвинявшегося в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях. Несмотря на тяжесть содеянного, Миллиган был полностью оправдан, его адвокатам удалось убедить присяжных в том, что подзащитный ни при чем, преступления совершили его альтернативные личности, коих в Билли существовало 24. Разного пола, возраста, национальности и профессий. Любопытно, что далеко не все из них были склонны к преступлениям и насилию. Врачи выяснили, что причиной такого многообразия характеров было тяжелое детство, которое вынуждало Билли постоянно находиться в состоянии защиты. Создавая в себе новые личности, Миллиган таким образом пытался обезопасить себя от той жестокой реальности, в которой ему приходилось жить. Личности менялись в зависимости от обстоятельств, в какой-то момент мужчина терял над ними контроль, и они совершали свои злодеяния. А когда Билли «возвращался», исправлять что-то было уже поздно.
Случай Миллигана уникален. Раздвоение личности, или диссоциативное расстройство идентичности, заболевание крайне редкое. При таком диагнозе создается впечатление, что в одном человеке уживаются две и более персоны. При этом все личности могут полноценно функционировать и ни одна из них никогда не будет помнить о том, что сделала другая. И это не имеет никакого отношения ни к феномену двойничества в психоанализе, когда в качестве двойника вступает нарциссическая проекция субъекта мужского пола, ни к литературному доппельгенгеру, появляющемуся как темная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю.

В жизни разум человека с раздвоением личности не делит пополам хорошее и плохое, не создает доктора Джекила и мистера Хайда. Появляющиеся личности полноценные, а не воплощающие только темные бессознательные желания, подавленные в себе под влиянием морали.
Но такой плохой двойник вполне может появиться у человека, страдающего куда более частой, чем раздвоение личности, шизофренией (от др.-греч. «раскалываю ум, рассудок»). Хотя шизофрения и диссоциативные расстройства имеют совершенно разную природу, иногда отдельные симптомы этих двух заболеваний похожи.

Как бы там ни было, клиническая картина шизофрении гораздо богаче и интереснее. Вспомним хотя бы, что многие великие люди страдали шизофренией . Является ли это правилом? Не факт. Но абсолютно точно, болезнь помогает создавать нечто новое, а будет ли при этом авторство нового принадлежать воображаемой личности или реальной, не столь уж и важно.

А камбала была!

Первые упоминания о шизофрении встречаются еще в Древнем Египте, где заболеванию приписывали мистический характер. Такой подход был актуален в течение долгих тысячелетий, а вот профессионально и основательно подойти к изучению болезни врачи решили только в XVII веке. Первая психиатрическая лечебница появилась в Лондоне в 1377 году (Вифлеемский госпиталь для душевнобольных, или Бетлемская королевская больница. Слово «бедлам» вам ни о чем не говорит?) В XVIII веке у английской знати поездка в это заведение считалась лучшим развлечением. Многих забавляло поведение больных: кто-то гонялся за невидимыми чертями, кто-то воодушевленно рассказывал об устройстве других миров. Это было свежо, весело и оригинально.

Любопытно, что иногда сумасшествие оказывался даром предвидения. До наших дней дошла карта больного XVI века, признанного слабоумным и отправленного на принудительное лечение. Он утверждал, что в будущем появятся небольшие ящики, в которых будут ходить и разговаривать люди. Разумеется, для XVI века подобные слова - опасный бред, но вполне возможно, что бедняга видел в своих галлюцинациях прообраз телевизора.

В XIX веке интерес к душевным заболеваниям растет как на дрожжах.

Описываются все более необычные случаи. Например, такой: мужчина средних лет обратился за помощью к врачу с жалобой на дискомфорт в плече. Когда врач выписал мазь, мужчина удивился: «Как мазь может помочь от камбалы?» Пациент был уверен, что у него на плече… живет рыба. Кроме этой уверенности, его от нормальных людей больше ничего не отличало. Это был адекватный, спокойный, общительный человек, с которым было интересно и приятно общаться. Тут как-то сама собой вспоминается печальная история Хемингуэя, которому приписывали навязчивую идею слежки. Но, как потом выяснилось, за писателем действительно пристально «наблюдали» агенты ФБР.

За гранью

Сам термин «шизофрения» появился только в 1907 году благодаря швейцарскому психиатру Эйгене Блейлеру , который выделил и симптоматику заболевания. Почему же шизофрению называют болезнью гениев? С медицинской точки зрения мозг шизофреника не боится ничего нового, ему неведомы границы, он не стеснен рамками сознания и потому способен выдавать абсолютно новые, нестандартные идеи. Это состояние измененного, расширенного сознания (неудивительно, что многие творческие люди в погоне за вдохновением вводят себя в такое состояние посредством определенных средств). Даже страдающий навязчивой идеей человек может сгенерировать нечто гениальное. Примеров тому масса.
По одной из версий, один из самых загадочных романов современности, «Мастер и Маргарита», был написан Булгаковым во время тяжелейших приступов галлюцинаций. Писатель утверждал, что его преследуют духи, которые хотят нанести ему вред, и просил у своих друзей помощи и защиты от темных сил. Ницше , страдающий тяжелой формой шизофрении, подарил нам идею о сверхчеловеке. У немецкого философа не только была мания величия, нередко он вел себя как дикое животное, на четвереньках прыгал по комнате и издавал невнятные звуки. Причиной заболевания послужили несколько апоплексических ударов, и последующие 20 лет философ страдал психическими расстройствами. Но именно тогда на свет появился роман «Так говорил Заратустра». Ницше прославился своим допущением, что «бог мертв», а также идеей о новой «морали господ», которая должна была свергнуть «мораль рабов».

История американского математика Джона Нэша известна многим благодаря биографическому фильму «Игры разума», основанному на реальных событиях. Нобелевский лауреат страдал параноидальной шизофренией, которая сопровождалась манией преследования и галлюцинациями. Нэш проходил лечение в 60-е годы XX века, когда появилась так называемая гормональная терапия. Благодаря постоянному приему лекарств Нэш смог восстановиться настолько, что вернулся преподавать в Принстон. Правда, страх, что таблетки навредят его умственным способностям, вынудил ученого прекратить их прием, и болезнь вернулась.
На долгое время Нэш стал «призраком» университета: записывал малопонятные формулы, слышал голоса и общался с невидимыми людьми. В 80-е годы он вновь стал принимать лекарства и возобновил занятия математикой. В 1994 году получил Нобелевскую премию по экономике.

В этот список можно также включить Ван Гога , неповторимый стиль которого возник из-за шизофрении. До того как художника постигло несчастье (или счастье?), он рисовал реалистичные портреты. И если бы не болезнь, вряд ли бы мы любовались «Ночным кафе», «Пейзажем в Овере после дождя», «Дорогой с кипарисами и звездами» и другими шедеврами.

Приступ гениальности

И все же шизофрения не всегда сопровождает гениев. Большое количество великих ученых, музыкантов, писателей творили без участия болезни. Но тут надо оговориться, что есть такие виды шизофрении, которые помогают увидеть мир по-другому и остаться клинически здоровым человеком . К примеру, оноэродная, приступ которой может случиться один раз в жизни или быть регулярными, но при этом не оставлять после себя никаких последствий для здоровья. Эти кратковременные галлюцинации полностью переворачивают привычную картину мира, и многие внезапные открытия в истории или неожиданно обнаруживающиеся таланты вызваны именно этим состоянием. Ошибочно будет полагать, что если здоровый человек заболеет шизофренией, то он непременно станет гением. Во всем мире психиатрические клиники переполнены, но мало кто из пациентов выдает на-гора нечто гениальное.

Но в паре гений-шизофреник все же есть один парадокс. Есть мнение, что гениальный мозг способен самостоятельно совершить «экскурс» в шизофрению и вернуться оттуда невредимым, то есть человек может входить в состояние контролируемого безумия . Метафизическая шизофрения была свойственна, например, Альберту Эйнштейну и Льюису Кэрроллу .

Шизофрения вызывала и до сих пор вызывает много вопросов, на которые ответ пока еще найден. Откуда берется болезнь? Почему человек заболевает? Есть ли иммунитет? В свое время было выдвинуто множество теорий, которые себя не оправдали, например, вирусная и генетическая теория происхождения заболевания. Наиболее жизнеспособным кажется предположение, что шизофрения - не болезнь, а механизм защитной реакции организма, предусмотренный самой природой . (Остается только выяснить, от чего она нас таким странным образом спасает.) Так или иначе, ученые когда-нибудь найдут ответы на эти вопросы, и тогда мы точно узнаем, как стать гением.

«Увы, и почему гений и помешательство стоят так близко друг к другу?» - сокрушался французский писатель и философ Дени Дидро в XVIII веке.

И до сих пор ученые не могут определить, что есть гениальность: то ли это высшая степень творческой одаренности человека, то ли одна из форм патопсихологии.

Абсолютное большинство тех, кого мы называем гениями, имели различные отклонения от психической нормы. Сократ, Джонатан Свифт, Петр I, Наполеон, Николай Гоголь, Фридрих Ницше, Эдгар По, Михаил Врубель, Федор Достоевский, Эрнест Хемингуэй, Сальвадор Дали... Этот список можно продолжать до бесконечности.

  • «Отлет от действительности»

Итальянский ученый XIX века Чезаре Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» выдал афоризм: «Гениальность - это недалеко зашедшее помешательство, а помешательство - это далеко зашедшая гениальность». Но где пролегает незримая черта, разделяющая эти два полярные состояния? И так ли они противоположны?

Концепция вероятностного прогнозирования, получившая широкое распространение в современной психологии, показывает, что мышление гениев и безумцев имеет много общего. Рассматривая тот или иной предмет или явление, они выделяют такие признаки, которые вряд ли увидит обычный человек.

Вот, к примеру, простой тест: какое из четырех слов - человек, змея, лошадь, телега - является лишним? Большинство людей назовет телегу как единственный в этом ряду неодушевленный предмет. Пациент психиатрической клиники, в частности эпилептик, мышление которого привязано к конкретной ситуации, скорее всего, выделит змею как самую опасную. А ход мысли гения вообще трудно спрогнозировать. Например, он может сказать: «Я вижу разные сочетания атомов». (Впрочем, такой же ответ может дать и шизофреник.)

На первый взгляд, гениальность и безумство - явления схожие. В том и другом случае наблюдается «отлет от действительности». Но если отлет безумца - это дорога в никуда, в историческую и культурную пустоту, то отлет гения - прорыв к новым высотам человеческой мысли, очередной виток в развитии культуры и цивилизации.

В современной науке существует несколько направлений, пытающихся разгадать природу гениальности. Например, классики гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и Карл Дункер утверждают, что гениальность -это преодоление феномена функциональной установки, функциональной фиксированности, то есть инерции нашего мышления. Многие века ученые соглашались с Птолемеем, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. И лишь Коперник дерзнул преодолеть инерцию мышления, выйти за рамки стереотипов.

Несомненно, что гении - это люди с определенным типом психики. Они одержимы навязчивыми сверхценными идеями и приступами вдохновения, способствующими творчеству. Зачастую гениальные открытия и произведения рождаются как бы помимо их воли, это скорее продукт их бессознательного, а не акт сознательного творения.

При всем том многие исследователи считают, что гениальность и помешательство очень тесно связаны. Ломброзо писал, что гениальность есть не что иное, как продолжение странностей и даже аномальностей человеческой природы. Немецкий психолог и психиатр Эрнст Кречмер выделил признаки среднестатистического гения: это человек психопатичный или невротичный, сверхчувствительный, раздражительный, обидчивый, капризный, с бурными аффективными реакциями и частыми перепадами настроения: у него практически отсутствует способность к приспособлению.

Его образ жизни, его поступки часто непонятны и странны для окружающих. А любое отклонение от нормы, по мнению обывателя, есть признак помешательства. Объявляя гения безумцем, обычные люди защищаются от мысли, что есть кто-то, кто превосходит их по интеллектуальному и творческому потенциалу.

Кроме того, они просто не в состоянии понять, как можно написать такой роман, или картину, или симфонию; как вообще человек способен до такого додуматься. А все непонятное считается ненормальным.

А поскольку сами гении дают массу поводов для подобных пересудов, людская молва чуть ли не всех их поголовно записывает в безумцы. И порой имеет все основания для этого.

  • Прыжок в жерло вулкана

Нашу галерею портретов гениев-безумцев начинает Эмпедокл, греческий ученый и философ (490-430 годы до нашей эры).

Он совершил ряд открытий, значительно опередивших свое время. В частности, он сумел определить, что свет находится в движении (правда, не сумел измерить его скорость: не было еще таких приборов).

Эмпедокл утверждал, что воздух - это субстанция, что Земля имеет шарообразную форму (только за это современники могли объявить его сумасшедшим). В числе других его важнейших открытий - центробежная сила, теория эволюции и итальянская школа медицины. То есть вклад этого ученого в науку трудно переоценить.

Вместе с тем Эмпедокл свято верил в то, что он - бог. А поскольку окружающие не принимали его претензии на божественность всерьез и постоянно подтрунивали над ним, он при большом стечении народа заявил, что прыгнет в жерло вулкана Этна и выйдет оттуда живым и невредимым. Чем закончился этот эксперимент, описал поэт Ричард Осборн: «Великий Эмпедокл, грешная душа; прыгнул в Этну и зажарился».

За давностью лет трудно поставить точный диагноз. Но налицо явные признаки безумия этого гения.

  • Перевернутый желудок

Великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю психиатр Бурно поставил безапелляционный диагноз: шубообразная шизофрения. Другой диагноз - маниакально-депрессивный психоз. Психические отклонения наблюдались на протяжении всей его жизни.

Гоголя постоянно преследовали зрительные и слуховые галлюцинации, нередки были периоды апатии и заторможенности, вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители.

Кроме того, Николай Васильевич был убежден, что все органы в его теле смещены, а желудок вообще перевернут вверх дном. Болезнь резко обострилась после того, как 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла Екатерина Хомякова, сестра поэта Николая Языкова, с которой Гоголь был в дружеских отношениях и ощущал душевную близость. Эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии.

Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег рукопись второго тома «Мертвых душ», что впоследствии объяснил дьявольским искушением. Состояние его все время" ухудшалось, и 21 февраля Гоголь скончался. Доктора так и не смогли определить подлинную причину его болезни и смерти. Скорее всего, он сам себя довел до полного физического и нервного истощения.

Между прочим, Гоголь страдал тафофобией - очень боялся быть похороненным заживо. И есть версия, что это его опасение сбылось. Когда в 1931 году была проведена эксгумация, пошли слухи, что голова писателя в гробу была повернута вбок, а внутренняя обшивка оказалась разодранной. То есть Гоголь, находясь в летаргическом сне, был похоронен заживо.

  • Загадка Перельмана

Григорий Яковлевич Перельман (р. 13 июня 1966, Ленинград, СССР) - российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре. Этого мужчину с длинными волосами и нестриженными ногтями называют человеком мира. Он вошел в список ста самых знаменитых людей планеты.

За человеком-загадкой, избравшим образ жизни аскета в крохотной питерской квартирке, многие годы охотились репортеры. Но лишь пару раз удалось заснять затворника идущим в магазин с авоськой. За Григорием Перельманом закрепилась слава чудаковатого отшельника и странного человека. Некоторые даже называют его петербургским "человеком дождя".

Нелюдимый гений принципиально почти не дает интервью. От премии за доказательство гипотезы он отказался, проживал вместе со своей матерью. В 2014 году появились новости, что он на 10 лет уехал работать в Швецию.

Один из блогеров писал о нем:

«Не знаю даже, что меня поражает в Перельмане больше всего: его фриковая натура или научная гениальность. Эти качества в талантливых людях, подобно ядерному коктейлю, создают новую реальность и меняют прежний мир. Их единицы, но они двигают рывками прогресс, заставляя остальную массу говорить о себе, как о безумцах. Так было во все времена и наше не исключение».

А вот мнение одного из журналистов, бравшего у него интервью:

Мы замечательно поговорили. Он произвел впечатление абсолютно вменяемого, здорового, адекватного и нормального человека. Реалистичный, прагматичный и здравомыслящий, но не лишенный сентиментальности и азарта… Все, что ему приписали в прессе, будто он «не в себе», - полная чушь!

Падающего не толкай!

Немецкий философ Фридрих Ницше подарил миру идею сверхчеловека - свободной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личности, которая выше всего сущего.

Он объявил грядущий приход новой, здоровой морали, которая должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. «Падающего толкни!» - призывал Ницше. То есть больные и слабые должны погибнуть, уступить дорогу сильным.

Эти философские идеи явились следствием психического заболевания под названием «ядерная мозаичная шизофрения», или, в просторечии, одержимость. Одним из основных симптомов этого расстройства является мания величия.

В психиатрической клинике, куда философ попал после резкого обострения болезни и где он провел последние 11 лет своей жизни, он рассылал записки типа: «Через два месяца я стану первым человеком на Земле».

Но под конец жизни он мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я глупый, потому что я мертвый». В медицинской карте Ницше отмечено, что он пил из сапога собственную мочу, принимал больничного сторожа за канцлера Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у лестницы, прыгал по-козлиному. Вот такая ирония судьбы. Не толкай падающего, да не упадешь сам!

Итак, многие гении на основании некоторых отклонений от психической нормы объявлялись безумцами. Но существуют ли вообще так называемые нормальные люди? Когда об этом спросили немецкого психиатра и психолога Эрнста Кречмера, он указал на шкаф в углу кабинета:

Вот нормальный человек!

Как говорится, комментарии излишни.

Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида.

К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу.

Психиатры по-своему отдали дань уважения великим людям, проанализировав их творчество и биографии с психопатологической точки зрения. Для этого был создан целый раздел психиатрии – патография.

В своих патографических исследованиях ученые приводят следующие факты. Истерические припадки Скрябина предваряли приступы творчества. У Берлиоза, наоборот, музыкальные произведения вызывали приступы истерии. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал.

У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Шумана в 46 лет стали преследовать всеведущие говорящие столы, видения звуков, складывающихся в аккорды. Бетховен и Мендельсон из могил диктовали ему свои мелодии. А в 1854 году он попытался утопиться в реке.

Шиллер клал на стол гнилые яблоки перед творчеством. Поэт и композитор Гофман был способен творить только в состоянии опьянения. Эдгар По был алкоголиком и умер от запоя. Есенину был знаком не понаслышке алкогольный психоз. Мопассан писал целые страницы под влиянием наркотиков. Он употреблял эфир, морфий, кокаин, гашиш в борьбе с невралгиями.

Не избежала научного медицинского интереса и биография гениального Пушкина, его «гиперсексуальность», восхищение женской ножкой (на языке психиатрии – фетишизм). Его «резкая неустойчивость психики» и ярко выраженная цикличность смены настроений заставила врачей задуматься о шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Циклоидная психопатия – был вынесен ему максимально мягкий медицинский вердикт…

У Моцарта была мания преследования, он был убежден, что итальянцы пытаются отравить его. У Мольера были частые припадки сильной меланхолии. Россини был так расстроен покупкой дворца, что впал в страх нищеты и не мог даже слышать музыки, поэтому был вынужден лечиться у доктора.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни. Золя считал, что пережитое им в юности воспаление мозга «изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов».

«Все таланты близки к безумию», – гласит итальянская пословица. Может, именно она натолкнула Чезаре Ломброзо, итальянского невропатолога, на то, чтобы провести анализ творчества и жизни гениальных людей? Написанная в результате книга «Гениальность и помешательство» до сих пор считается самой значительной работой в этой области и очень популярна.

В Индии есть пословица «Слишком умный подчас не отличается от дурака». Примерно такая же существует и у японцев. Киргизы говорят: «Если ума слишком много, человек становится бесноватым», а англичане считают, что если в пять лет ребенок слишком похож на взрослого, то в 15-лет он – сумасшедший.

В своей знаменитой книге Ломброзо доказывал, что для гениев характерны ненормально частые смены настроения, отклонения в сексуальной сфере, доходящая до абсурда оригинальность, их устная и письменная речь нелогична и противоречива. Основной отличительной чертой гениальных людей Ломброзо считал патологически частое чередование экстаза и упадка.

Идея Ломброзо не настолько оригинальна, как кажется на первый взгляд. Блез Паскаль доказывал то, что «чрезмерный ум близок к чрезмерному безумию» и мужественно приводил в пример свою собственную личность. Демокрит считал, что «без безумия не может быть ни один великий поэт». Похожие мысли посещали Платона, Аристотеля, Шекспира, Дидро, Шопенгауэра, Ницше.

Гофман говорил своим друзьям, что когда он работает за фортепиано, то лишь воспроизводит то, что кто-то подсказывает ему со стороны. Вкус мышьяка, которым отравилась госпожа Бовари, был прочувствован Флобером настолько реально, что вызвал у него реальную рвоту два раза подряд. Диккенс признавался, что видит и слышит своих героев, а затем все это записывает.

Огюст Конт, основатель позитивной философии, много лет лечился от психического расстройства, а когда выздоровел, то выгнал свою жену, которая заботилась о нем во время болезни, и объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии. Высказанная им мысль, что когда-то будет возможно оплодотворение женщины без участия мужчины, для того времени была действительно безумна.

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это – вы». Мы все немного сумасшедшие, и… очень гениальные. Только одни это скрывают лучше, чем другие.

Одни психиатры – ярые сторонники теории Ломброзо, другие – противники. Г.В. Сегалин, развивавший теорию Ломброзо в России, вместе со своими последователями считал, что гениальность – это симбиоз одаренности и помешательства. Так что, если вы настолько гениальны, что испытываете раздвоение личности, будет лучше, если одна из этих личностей будет психиатром.

Все эти рассуждения по поводу гениальности и помешательства приводят нас к извечному вопросу: «Что есть норма, а что – патология?» Гениальность ни в коем случае нельзя назвать нормой, она не вписывается в общепринятые «нормальные» стандарты. Между тем, одно из течений в психиатрии полагает, что воспринимаемое обычно как психическая болезнь – это нормальное состояние, глубокий духовный кризис, по-разному переживаемый каждой личностью.

Если руководствоваться этой точкой зрения, то можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими.