Плановая санация. Как и для чего проводится санация полости рта? Как проводится санация полости рта

Плановая санация полости рта у детей

На важность ежегодных двукратных профилактических осмотров полости рта и своевременного лечения пораженных кариесом зубов впервые в нашей стране указывал А. К. Лимберг в конце прошлого столетия. Однако подобное мероприятие, проводимое по личной инициативе нескольких передовых врачей, а не на государственной основе, не могло существенно повлиять на состояние зубов у всего населения.

Организационные основы плановой стоматологической санации были заложены П. Г. Дауге в первые годы возникновения Советского государства путем создания широкой сети детских стоматологических учреждений так называемых зубных амбулаторий.



Принципы и формы проведения санации полости рта нашли свое развитие в трудах крупнейших стоматологов страны - А. И. Евдокимова, Н. И. Агапова, Т. И. Альбанской, И. О. Новика, В. Ф. Рудько, А. И. Рыбакова и др. Их рекомендации были обобщены в резолюции 1-го Всесоюзного съезда одонтологов, а затем в ряде официальных документов, периодически издаваемых Министерством здравоохранения до последнего времени. Эффективность профилактической санации обеспечивается ее плановостью, последовательностью и систематичностью. Как известно, на первом этапе развития отечественной стоматологии получили распространение две системы санации полости рта. Одной из них была система зарубежного автора А. Канторовича), которая предусматривала лечение лишь постоянных зубов. Система отечественного ученого Н. И. Агапова обязывала врача осуществлять также лечение временных (молочных) зубов, что имеет большое профилактическое значение.

Система Канторовича была оправдана для внедрения в практику стоматологии в тот период, когда в стране ощущался недостаток в кадрах стоматологов. Распространенность кариеса у детей требовала более полного охвата этим видом медицинской помощи возможно большего количества детей. Однако без лечения временных (молочных) зубов невозможно достичь полного оздоровления детей, так как помимо болевых ощущений, связанных с их кариозным разрушением, эти зубы в некоторых случаях оказывались опасными источниками одонтогенной инфекции и хронической аутоаллергизации организма. В дальнейшем санационными мероприятиями был охвачен контингент детей дошкольного возраста, ибо, как показали статистические исследования по распространенности кариеса, временные (молочные) зубы подвергаются кариозному разрушению у подавляющего числа детей вскоре после прорезывания, т. е. задолго до смены их зубами постоянного прикуса. Понятие «санация полости рта» было расширено за счет включения (помимо лечения кариозных зубов молочного и постоянного прикуса) также мероприятий по удалению отложений зубного камня, лечению болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Полный объем санационных мероприятий в настоящее время предусматривает, кроме того, устранение зубочелюстных деформаций ортодонтическими методами, а также лечение другой врожденной патологии челюстно-лицевой области комплексными методами (хирургический, ортодонтический, логопедический и др.).

После 5-го Всесоюзного съезда стоматологов в нашей стране мероприятия по санации полости рта постепенно стали уступать место стоматологической диспансеризации, обеспечивающей предупреждение, раннее выявление и лечение разнообразных видов стоматологической патологии, а также начал проводиться постоянный контроль за результатами систематического лечения с широким объемом профилактических мероприятий. Отечественная система стоматологической диспансеризации предусматривает проведение комплекса оздоровительных вмешательств не только среди дошкольников и школьников, но и подростков, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, беременных и рабочих, в первую очередь занятых на так называемых вредных производствах. В последующем в подобные группы подлежащих диспансерному наблюдению будут включены и остальные контингента рабочих сельского хозяйства и промышленных предприятий, не исключая из этого числа и лиц пенсионного и престарелого возраста.

Плановая санация полости рта у детей должна и впредь составлять основу общей диспансеризации населения, так как это не только обеспечивает уменьшение обращаемости по поводу кариозного разрушения зубов детей и взрослых, но и является профилактикой ряда заболеваний инфекционно-токсического происхождения-хронического тонзиллита, ревматизма, пневмонии, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и других заболеваний.

Согласно приказу Министерства здравоохранения «ответственность за проведение санации полости рта у детей возлагается не только на стоматологов и зубных врачей соответствующих стоматологических учреждений данного района города и сельской местности, но и на главных врачей больничных объединений, районных и городских педиатров, а также и школьных врачей».

Врачи стоматологического профиля в сельских участковых больницах и заведующие стоматологических отделений и поликлиник в городах ежегодно составляют до начала учебного года план санации полости рта организованных контингентов детей (дошкольников и школьников), который согласовывают с главными врачами больнично-поликлинических отделений или заведующими врачебных участков. Представленный и согласованный план подлежит утверждению в городских или районных отделах здравоохранения и просвещения до начала учебного года.

Общее руководство по организации и проведению санации полости рта дошкольников и школьников осуществляют краевые (областные), городские и районные детские стоматологические поликлиники или крупные детские отделения при самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Если указанные выше детские стоматологические поликлиники (отделения) отсутствуют, то во всех стоматологических кабинетах городов и районных центров выделяется 1-2 дня (в зависимости от нагрузки) в неделю для проведения санация полости рта школьников с участием не только стоматологов (зубных врачей) детской сети, но и врачей стоматологического профиля, обслуживающих взрослое население.

Плановая санация полости рта организованных групп населения (детей и взрослых) может проводиться с использованием следующих организационных методов:

1. Централизованный метод предполагает проведение комплекса лечебных и профилактических мероприятий в одном из стоматологических учреждений (поликлиника, отделение, кабинет).

2. Децентрализованный метод предусматривает организацию постоянно действующих или передвижных стоматологических кабинетов на местах учебы или работы (школы, предприятия и т. д.).

Разновидностью децентрализованного метода является бригадный метод, при котором создается бригада (в составе 2-4 врачей и 1-2 медицинских сестер) из персонала стоматологической поликлиники (отделения), которая осуществляет лечебно-профилактическую работу в школах, на заводах и других предприятиях, а также организация передвижных стоматологических кабинетов - автобусов для обслуживания главным образом сельского населения, проживающего в радиусе более 30-50 км от районного или областного центра.

3. Смешанный метод объединяет централизованный и децентрализованный методы санации полости рта путем создания санационных стоматологических пунктов по обслуживанию учащихся нескольких школ (интернатов).

Децентрализованный метод, осуществляемый бригадой врачей непосредственно в школе (интернате), а также смешанный метод обеспечивают широкий охват школьников санацией полости рта. При хорошей организации работы эти методы в состоянии обеспечить высокую производительность труда отдельных врачей или целой бригады.

Недостатком централизованной формы, как показал опыт работы многих поликлиник страны, является частая неявка на лечение (в том числе и повторная) ряда больных.

Каждая из перечисленных форм стоматологической санации имеет свои достоинства и недостатки, поэтому перед тем как выбрать одну из них для практического применения надо весьма тщательно изучить условия работы в каждом конкретном случае.

Трудность проведения санационной работы в школах возникает в тех случаях, когда руководство школ не выделяет кабинета достаточной площади или он не отвечает минимальным санитарно-гигиеническим нормам. Некоторые учителя неохотно отпускают учеников со своих уроков, а сами школьники любыми средствами пытаются избежать осмотра и лечения зубов. Вот почему хорошо поставленная санитарно-просветительная работа в школах, как с детьми, так и с коллективом учителей, будет способствовать устранению многих трудностей. Установлено, что децентрализованный метод санации полости рта дошкольников и школьников требует несколько больше времени, чем централизованный в условиях стоматологической поликлиники или стоматологического отделения. По вполне понятным причинам централизованный метод санации полости рта, включающий осмотр, лечение, а при показаниях и профилактическую работу (флюоризацию зубов, изоляцию фиссур с помощью лака и т. д.), может гарантировать более полный объем лечебно-профилактических мероприятий. Стационарно оборудованное рабочее место стоматолога, наличие кабинетов (физиотерапии, рентгеновского), а подчас и клинических лабораторий - все это позволяет с большей продуктивностью и в более короткие сроки осуществлять препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов, а также лечение осложнений кариеса (пульпита, периодонтита)с применением разнообразных методов обезболивания, в том числе и наркоза.

При первичной санации все виды стоматологической помощи (не исключая и ортодонтического лечения аномалий зубочелюстного аппарата) получают все дети. Впоследствии проводится систематическая повторная санация, при которой подлежат лечению дети, у которых вновь возникли кариозные полости, и с рецидивом кариеса. Объем работы при повторной санации будет меньшим, если первый этап был проведен тщательно с хорошими качественными показателями.

Для полного охвата детей первичной санацией могут быть рекомендованы два метода - ускоренной и постепенной санации. Как показал опыт, предпочтение следует отдать ускоренной первичной санации, так как при этом исключаются срывы плановой санации. Однако и этот метод не может быть реализован без временной перестановки кадров, т. е. без мобилизации врачей, работающих повседневно на приеме взрослого населения.

При методе постепенной санации начинают лечение заболеваний полости рта у школьников первых классов всех школ района или города. Затем в контингент санируемых школьников подключаются последовательно 2-е и 3-й классы и т. д. На втором этапе (через год) вновь берутся на санацию новые первые классы и продолжается санация полости рта ранее санированных классов.

Санация полости рта школьников 9-10-х классов часто осуществляется на приеме взрослого населения (для этого выделяются специальные дни и часы) или детские стоматологические учреждения получают дополнительные кадры врачей для санации полостей рта подростков.

Санацию полости рта дошкольников предпочтительнее проводить в период зимних и весенних каникул. В летний период проводят работу в детских садах, выезжающих на дачу; акцент делают на санацию полости рта детей, поступающих в текущем году в школу. Такому положению способствует правило об обязательном представлении в школу справки о санации полости рта у дошкольников.

Одной из главных задач стоматологической службы на местах является полный охват детей плановой стоматологической санацией. Это может быть реализовано путем увеличения сети стоматологических учреждений с необходимым числом врачей-специалистов, в первую очередь детских стоматологов. Возможно также изыскание внутренних резервов за счет научной организации труда в лечебных учреждениях и, в частности, повышения его производительности.

Для стоматологического обслуживания детей согласно приказу Министерства здравоохранения №340 выделяется 4,5 врачебные должности на 10 000 детского населения.

Из 4,5 должности 0,8 врачебных единицы оставляется на приеме по обращаемости (на 10 000 детей), а 2,7 должности на 10 000 детей используются для организации профилактической работы. Обслуживание 90 000 детей возлагается на 12 врачей двух профилактических отделений (с освобождением заведующей и старшей медицинской сестры).

При работе врачей по участковому принципу на каждого врача возлагается санационная работа по обслуживанию 3000 детей в возрасте от 2 до 15 лет. Если санация полости рта проводится регулярно, то количество нуждающихся в ней сокращается наполовину, т. е. составляет 1500 детей, а число зубов с заболеваниями пульпы и периодонта оказывается минимальным. Если принять три пломбы на одного ребенка, нуждающегося в санации полости рта, то следовательно один врач за календарный год может наложить около 4500 тысяч пломб.

При работе на шестидневной неделе количество пломб в день должно составить 18 шт. и 22 пломбы при пятидневной неделе.

В штат детской стоматологической поликлиники дополнительно к указанному количеству врачей вводят должности физиотерапевта, рентгенолога, анестезиолога и т. д.

В нескольких районах Москвы в 70-е годы проводилась клиническая апробация нового организационного принципа санации полости рта у детей, предложенного проф. Т. Ф. Виноградовой. С 1977 г, этот организационный принцип рекомендован Главным управлением здравоохранения Москвы для всех детских стоматологических учреждений столицы.

Т. Ф. Виноградова предлагает выделять компенсированную, субкомпенсированную и декомпенсированную формы кариозного процесса у детей и подразделять детей на три диспансерные группы.

Субкомпенсированной формой кариеса считают такое состояние, когда у школьников 1, 2-х и 3-х классов индекс интенсивности кариозного процесса от 6 до 8, у школьников 4, 5, 6-х и 7-х классов - от 5 до 8 и у школьников 8, 9-х и 10-х классов - от 7 до 9.

Под декомпенсированной формой кариеса подразумевают такое течение кариозного процесса у детей, когда показатели интенсивности кариеса еще выше (в младших и средних классах выше 8, в старших выше 9).

К этой же форме кариеса Т. Ф. Виноградова относит детей, у которых при меньшем значении КПУ обнаруживаются множественные меловые пятна или признаки, которые многие авторы относят к острому (интенсивному) течению кариозного процесса. По мнению этих авторов, острый кариес зубов у детей характеризуется, помимо множественного поражения зубов, также и локализацией кариозных пятен и полостей в области так называемых иммунных зон, с превалированием светлого, влажного дентина; хрупкими острыми краями эмали.

При подобном течении патологический процесс не имеет тенденции к ограничению.

Если дети имеют общие хронические заболевания, то их включают во вторую диспансерную группу даже при незначительном поражении зубов кариесом, а если интенсивность кариеса у них выше средней возрастной, то в третью диспансерную группу.

Обследование около 30 тыс. школьников двух районов Москвы показало процентное соотношение указанных трех форм, а именно: компенсированная, т. е. наименее активная форма кариеса была обнаружена у 59%, субкомпенсированная - у 26,3% и декомпенсированная, т. е. наиболее агрессивная форма,- у 14,7%

Прирост интенсивности кариеса в течение года у школьников этих трех групп оказался различным. У детей с декомпенсированной формой кариеса он оказался выше в 2 раза по сравнению с детьми первой группы (компенсированная форма). Помимо появления новых кариозных полостей, у детей с декомпенсированной формой имели место рецидивы кариеса в области ранее наложенных пломб. Так, если детям с компенсированным, т. е. менее активным течением кариозного процесса, удавалось ограничиться наложением за год в среднем одной пломбы, то детям с декомпенсированной формой приходилось накладывать более четырех пломб. Аналогичное положение возникало при подсчете количества зубов с осложнениями кариеса в виде пульпита и периодонтита. У детей с де-компенсированным течением кариеса этих осложнений было выявлено в 3 раза с лишним больше, чем у группы детей с компенсированной формой. Количество же удаленных разрушенных постоянных зубов у детей декомпенсированной группы в 4 раза превышало тот же показатель в группе детей с компенсированным течением кариозного процесса.

Установленные факты позволили Т. Ф. Виноградовой рекомендовать следующую периодичность осмотров и лечения детей указанных трех групп, отобранных для диспансеризации: для детей первой группы (компенсированная норма течения кариеса) 1 раз в год, для детей второй группы (субкомпенсированная форма) - 2 раза в год и для детей третьей группы (декомпенсированная форма) - 3 раза в год, т. е. через каждые 3-4 мес.

Как показал хронометраж, при данной системе организации санации полости рта детей происходит экономия рабочего времени врача на 26,3%.

Такой подход к проведению диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями снимает с повестки дня споры о частоте санации полости рта у школьников в течение одного года.

Для диспансеризации детей второй и третьей групп, отягощенных соматическими заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, ревматизм, хронические пневмонии и др.), по-

мимо стоматолога необходимо привлекать педиатра, отоларинголога и эндокринолога, а при необходимости и других специалистов.

Для составления и дальнейшего ведения карты диспансерного наблюдения (форма № 30) стоматолог собирает сведения о показателе интенсивности кариеса зубов у каждого ребенка, о приросте интенсивности кариеса в течение контролируемого срока (1/2, 1 год), наличии аномалий в развитии зубочелюстной системы, болезней пародонта и заболеваний слизистой оболочки рта и др. видах стоматологической патологии. Поэтому в первичном стоматологическом осмотре детей для их последующего диспансерного наблюдения желательно участие представителей всех трех специальностей - терапевтической, хирургической и ортопедической.



Работа по санации полости рта в школах оценивается по количественным и качественным показателям.

1. Основным количественным показателем состояния стоматологической помощи детям является индекс здоровья, который отражает процент детей, не нуждающихся в лечебной помощи, и складывается из суммы лиц с санированными и интактными зубными рядами.

2. Число санированных из числа нуждавшихся в стоматологической помощи - один из показателей как масштаба проводимой работы, так и состояния стоматологической помощи.

3. Показатель удельного веса осложненных форм кариеса, который выражается в соотношении «неосложненного кариеса» к «осложненному», также характеризует состояние стоматологической помощи и качество лечебно-профилактической работы.

4. Соотношение числа зубов леченных к числу удаленных свидетельствует о большой эффективности систематически проводимой лечебно-профилактической работы.

5. Наиболее объективным и признанным показателем качества лечебной работы является частота осложнений, возникающих после лечения. По этому показателю судят об эффективности работы как отдельного врача, так и коллектива в целом.

  • Вопрос 5)Ортодонтические аппараты. Конструктивные элементы, принципы конструирования аппаратов; классификации аппаратов
  • Вопрос 6). Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении зчад. Предупреждение осложнений. Значение гигиены полости рта в предупреждении осложнений
  • 3) Осложнения,возникающие в результате действия других факторов
  • Вопрос 7. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение дистальной окклюзии
  • 8) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение мезиальной окклюзии.
  • 9.) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение глубокой резцовой окклюзии
  • Вопрос 10) Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение
  • Вопрос 11). Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубных дуг.
  • Вопрос 13). Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения отдельных зубов
  • 16)Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение перекрестной окклюзии
  • 1. Путь проникновения инфекции:
  • Терапевтический раздел.
  • 2. Особенности клинического течения кариеса временных зубов. Методы лечения, выбор пломбировочных материалов.
  • 3. Хронический периодонтит временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, классификация, дифференциальная диагностика, лечение. Выбор пломбировочных материалов для пломбирования каналов.
  • 4. Особенности строения слизистой оболочки полости рта у детей. Повреждения сопр травматического происхождения. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 5. Дифференциальная диагностика кариеса. Дополнительные методы диагностики кариеса у детей.
  • Для диагностики кариеса используются следующие тесты.
  • 7. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 8. Многоформная экссудативная эритема. Этиология, патогенез, клинические проявления в полости рта, дифференциальная диагностика, тактика врача стоматолога.
  • 10. Хейлиты и глосситы у детей. Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, лечение.
  • 11. Этиология, патогенез, классификация, диагностика кариеса. Клинические закономерности развития и течения кариеса у детей различного возраста. Степени активности кариеса зубов по т. Ф. Виноградовой.
  • 12. Начальный кариес временныtх и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, кариес в стадии пятна и похностный.
  • 13. Средний кариес временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение. Пломбировочные материалы.
  • Пломбировочные материалы
  • 15. Современные подходы к комплексному лечению кариеса временных и постоянных зубов у детей.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.
  • 17. Гипоплазия и флюороз твердых тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 18. Наследственные нарушение развития тканей зубов. Этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 19. Классификация методов лечения пульпитов временных и постоянных зубов у детей. Показания, противопоказания, выбор лекарственных препаратов.
  • 20. Острые и хронические пульпиты временных и постоянных зубов у детей. Этиология, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика и лечение.
  • 16. Плановая санация полости рта у детей. Диспансерное наблюдение. Организационные формы и методы, учет и отчетность.

    Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта (форма № 267). Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе или детском саду. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.

    Плановую cанацию полости рта проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатрических стационарах.

    Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стоматологических кабинетах школ, детских дошкольных учреждений, школ-интернатов, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и строится по участковому принципу. Участковый врач осуществляет санацию в течение ряда лет, следят за развитием зубочелюстной системы, реализует программу профилактики. К децентрализованной форме относят и плановую санацию, проводимую в передвижных стоматологических кабинетах бригадным методом, однако качество лечения в этих условиях значительно снижается. При централизованной форме плановую санацию полости рта осуществляют в поликлинике, куда приглашают детей и взрослых. Ее проводят врачи на своих рабочих местах, используя для диагностики и лечения заболеваний стационарную аппаратуру.

    Максимальный охват плановой cанацию полости рта прикрепленного населения достигается постепенно и при высокой заболеваемости занимает (из расчета 4 врача на 10 000 взрослого и 4,5 врача на 10 000 детского населения) 3-5 лет. Работу планируют с учетом необходимости осмотреть и оказать помощь лицам, ранее санированным, но уже нуждающимся в повторных плановых осмотрах.

    Охват плановой cанации полости рта школьников осуществляется по определенной схеме: каждый первый год работы первично санируют детей 1, 5, 9-х и 11-х классов. Это объясняется тем, что у первоклассников прорезались первые 6-8 постоянных зубов, в отношении которых важно предпринять лечебные и профилактические меры; у подавляющего числа пятиклассников прорезываются все постоянные зубы; а 9-й и 11-й классы являются выпускными. Каждый последующий год, первично санируя детей указанных классов, повторно санируют детей 2, 6, 10-х классов. На третий год работы врач-стоматолог полностью завершает первичную санацию школьников и продолжает наблюдать за детьми, взятыми на обслуживание в предыдущие годы. В детских дошкольных учреждениях cанацию полости рта начинают с младшей группы (дети в возрасте 3 лет), т.к. у этой возрастной категории детей наблюдаются преимущественно начальные неосложненные формы стоматологических заболеваний, лечение которых достаточно результативно.

    Эффективность плановой cанации полости рта (при максимальном охвате прикрепленного контингента) оценивают по нескольким показателям: числу (проценту) санированных из лиц, нуждающихся в санации, соблюдению сроков повторных осмотров и cанацию полости рта прикрепленного контингента, а также снижению числа лиц, нуждающихся в санации, выявленных при повторных осмотрах, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и его осложнений, удаленных зубов на 1000 прикрепленных для санации.

    Диспансеризация - предусматривает систему охраны здоровья, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.

    Организация диспансеризации

    Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:

    Диспансеризация является основой стоматологической помощи населению;

    Цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;

    Диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта;

    Необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;

    Диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;

    Наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра для проведения диспансеризации является стоматологическая поликлиника.

    Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.

    В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

    В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.

    Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:

    1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.

    Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения, определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризуемых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

    Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.

    Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); 3-й - детские стоматологические поликлиники; 4-й уровень - отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.

    Основные задачи диспансеризации - выявление ранних форм заболевания и факторов риска, проведение комплексных лечебно-профилактических и социально-гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функции зубочелюстной системы, осуществлять динамическое наблюдение. Основной объем работы по диспансеризации возложен на врача-пародонтолога. Наиболее эффективно диспансеризация осуществляется в тех учреждениях, где функционируют кабинеты по лечению заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта.

    Выделяют следующие диспансерные группы:

    Д1 - здоровые - не нуждаются в лечении;

    Д2 - практически здоровые, у которых наблюдается стабилизация процесса. К этой группе также относятся дети, не имеющие клинических признаков заболеваний пародонта, с выявленными факторами риска;

    Д3 - нуждающиеся в лечении - наиболее многочисленная диспансерная группа. В этой группе выделяют 2 подгруппы: с активным течением заболевания и в фазе ремиссии.

    Врач-пародонтолог, принимая на диспансерный учет ребенка с заболеваниями пародонта, должен провести комплекс исследований, сформулировать диагноз, наметить план лечения и осуществлять дис-пансеризацию.

    Осмотр детей, не имеющих выраженных симптомов патологии, но с повышенным риском заболевания, после устранения причины проводят 1 раз в год;

    Осмотр детей с гингивитами всех форм и стадий, а также оперированных по поводу различных видов пародонтом проводят 2 раза в год;

    Осмотр детей с генерализованным и локализованным пародонтитом проводят 3 раза в год и при необходимости лечат;

    Дети с идиопатическими заболеваниями пародонта и тяжелой формой пародонтита и пародонтоза на фоне общесоматических заболеваний (диабет, болезни крови и др.) проходят осмотр 3-4 раза в год. Совместно с пе-диатром им проводят интенсивное общее и местное лечение, включая в лечебный комплекс средства патогенетической терапии.

    Основным критерием для снятия детей с заболеваниями пародонта с диспансерного учета является полное выздоровление ребенка в результате устранения причинных и предрасполагающих факторов либо стойкая, продолжающаяся много лет ремиссия.

    Систематически проводят оценку эффективности диспансеризации (стабилизация процесса, ремиссия, состояние без изменения, ухудшение).

    Большинство болезней может быть вылечено в весьма короткие сроки и без причинения особого дискомфорта и боли пациенту, правда необходимо вовремя диагностировать проблему и обратиться к специалисту.

    Такое мероприятие, как плановая санация полости рта у детей позволяет выявить наличие каких-либо стоматологических заболеваний ( , периодонтит, и т.д.) и приступить к лечению как можно скорее. В ходе этого мероприятия могут быть проведены следующие процедуры:

    • устранение дефектов тканей зубов,
    • снятие зубного камня,
    • противовоспалительная терапия (необходима при гингивите),
    • подготовка ротовой полости к протезированию зубов.

    Особенности проведения санации

    Обязательным считается проведение этой процедуры в дошкольном возрасте, во время беременности и призывникам. Но, поговорим о детях!

    Согласно графику в детских садах, школах, санаториях, лагерях и т.д. организовываются визиты в стоматологическое отделение поликлиники, где врач проводит осмотр каждого маленького пациента. Такое мероприятие, как правило, носит плановый характер, хотя может быть проведено и по инициативе родителей, заподозривших развитие какого-либо заболевания у ребенка. Обследоваться можно в любой момент в поликлинике по месту жительства.

    Этапы санации полости рта:

    Первым делом врач с помощью специального оборудования проводит осмотр. Далее следует определение необходимых мероприятий по санации ротовой полости. Среди может быть:

    • удаление зубов, не подлежащих восстановлению;
    • лечение кариеса,
    • замена дефектных пломб.
    После завершения этих работ начинается ортопедическое лечение, представляющее собой протезирование (проводится, как правило, у взрослых).

    В случае диагностирования его направят к ортодонту. При таком диагнозе количество визитов к стоматологу возрастет до 2-3 в год, в ходе которых специалист будет наблюдать за ходом лечения и давать рекомендации по уходу за (именно их чаще всего используют для выравнивания прикуса).

    Даже если особых проблем с зубами нет, пациенту рекомендовано проведение таких процедур, как:

    • удаление зубного камня,
    • профессиональная чистка зубов.
    Это позволит предупредить развитие кариеса и прочих заболеваний, которые могут возникнуть из-за плохого ухода за полостью рта, несбалансированного питания, неправильного режима дня.

    Зачем нужно проводить санацию полости рта?

    Каждый взрослый, столкнувшийся с лечением, протезированием и удалением коренных зубов, вероятно понимает, что причиной тому послужило игнорирование санации. Поэтому важность такого мероприятия на лицо. Это позволяет не только сэкономить на лечении (избавиться от кариеса гораздо проще, чем вылечить пульпит, к примеру), но и предостеречь малыша от боли, которую способны причинить эти болезни.

    Помимо соблюдения плановых визитов в поликлинику родителям следует обучить крох правилам личной гигиены. Чистка зубов должна проходить качественно. Не помешает внедрение такого мероприятия, как полоскание ротовой полости после еды и использование зубной нити для вычищения остатков пищи. Комплексный подход к здоровью – лучшее решение!

    Все знают, что для достижения красивой и завораживающей улыбки нужно соблюдать каждодневную гигиену полости рта и уделять этому минимум 10 минут в день. Если же к этой процедуре относиться несерьезно, то через определенное время появляются серьезные заболевания.

    Иметь красивые зубы – это половина дела, необходимо, чтобы они были еще и здоровые. На сегодняшний день стоматология продвинулась далеко и врачи с помощью современных технологий и оборудования могут сделать настоящее чудо. Мечты о безупречной и здоровой улыбке могут на самом деле стать реальностью.

    Для достижения этой мечты нужно выполнять комплекс стоматологических мероприятий , который называется санацией полости рта. Что значит понятие санация? Санация – это профилактические процедуры, которые в первую очередь направлены на оздоровление полости рта, но кроме этого, еще избавление от источника воспаления, чтобы предупредить стоматологические заболевания. Даже в переводе это слово означает лечение и оздоровление. Иногда при санации стоматолог может обнаружить следующие заболевания:

    • пародонтит;
    • гингивит;
    • стоматит.

    Комплекс мер при санации и ее виды

    Для начала следует узнать, какой комплекс процедур проделывает стоматолог во время санирования ротовой полости:

    Существует три вида санирования:

    • периодическое, оно происходит во время ежегодной диспансеризации;
    • плановое;
    • индивидуальное.

    Плановая санация обычно проводиться в детских садах, учебных заведениях, санаториях, лагерях, интернатах, а также ее следует делать во время беременности. Кроме этого, плановую санацию должны делать люди, которые страдают стоматологическими заболеваниями.

    Периодическое санирование происходит у призывников, инвалидов и беременных . Если во рту появилась инфекция, то она способна стать источником инфицирования многих органов в организме человека. Поэтому обязательно проводиться санация полости рта перед операцией, что снижает риск развития различных осложнений, в том числе и гнойных воспалений. Стоматологи уверены, что если своевременно выявить очаг воспаления, а затем вылечить его, то это приведет к быстрому выздоровлению.

    Выделяются несколько заболеваний, при которых санация полости рта производится 2 раза в год:

    • аллергия;
    • ревматоидный артрит;
    • диабет;
    • сердечно-сосудистые заболевания;
    • заболевания ЛОР органов.

    При осуществлении санации необходимо определить все ее этапы. Ниже приведен примерный поэтапный план:

    Также пациент получает от стоматолога рекомендации по поводу правильной чистки зубов, лучшей пасты и зубной щетки. Большинство людей хотят, чтобы санирование заняло всего одно посещение , но это невозможно. В большинстве случае все работы по лечению зубов не могут выполниться за один день, особенно если это требуется перед операцией.

    Процедура санации

    Для начала врач полностью осматривает полость рта пациента, а потом открывает карточку, в которой указывает все этапы лечения. Если стоматолог обнаружит серьезные заболевания или пациенту необходимо оперативное вмешательство, то обязательно потребуется сделать снимок. Не всем пациентам требуется лечить зубы, в этом случае врач просто назначает ряд гигиенических процедур:

    • зубы очищаются от различных отложений;
    • чистке подвергаются промежутки между зубами;
    • чистка десневых карманов.

    После завершения всех манипуляций специалист, по требованию пациента, может выдать справку о проведения санации. Обычно такая справка необходима при трудоустройстве , для оформления больничного листа, при приеме ребенка в сад или школу или перед проведением операции.

    Обязательно при беременности следует проводить санацию полости рта. Во время беременности организм женщины перестраивается в связи с изменением гормонального фона и это может спровоцировать воспаление десен. Также происходит изменения в кислотно-щелочном балансе слюны. Таким образом, женщина быстро теряет кальций, и зубы могут истончаться.

    Если при беременности санация по каким-либо причинам не производилась, то патогенная инфекция может попасть в организм , влияя на плод и грудное молоко. По этой причине у многих детей в раннем возрасте на молочных зубах появляется кариес.

    Если верить результатам исследования, то каждая вторая беременная женщина страдает от кровоточивости десен и их воспаления. Если данная проблема не решается, то гингивит переходит в более опасное заболевание, например, пародонтит и его вылечить уже не так просто. По этим причинам при беременности в обязательном порядке следует пройти санацию ротовой полости. При этом нужно учесть, что все мероприятия по санированию лучше выполнять во втором триместре.

    Весь комплекс мер проводиться без вреда для здоровья плода. Если вдруг понадобиться удаление зуба беременной, то сейчас существуют специальные обезболивающие для беременных, что не влияет на ребенка.

    Санация у детей

    В плановом порядке данная процедура охватывает практически все детские учреждения . Всем известно, что молочные зубы намного сильней подвержены кариесу и остальным заболеваниям по многим причинам. Поэтому проводить санацию ротовой полости ребенка следует постоянно. Если при первой санации стоматологом был обнаружен кариес у ребенка, то повторная процедура должна состояться через год, а вот после этого проводить санацию следует 2-3 раза в год.

    Это способно положительно повлиять на состояние детских зубов, когда молочные зубы будут заменяться постоянными и тогда у ребенка в будущем будут только крепкие и здоровые зубы. А оздоровление ротовой полости ребенка играет большую роль в нормальном развитии детского организма в целом.

    Те люди, которые следят за своим здоровьем, будут в обязательном порядке выполнять все предписания стоматолога и проводить комплекс гигиенических процедур. Именно эти меры можно провести в домашних условиях, но не более. Гигиена ротовой полости важна для здоровья зубов, но кроме этого, она является профилактикой стоматологических заболеваний.

    Следует запомнить, что в домашних условиях нельзя выполнить полноценную санацию рта. Ведь дома нет для этого специального оборудования, и это исследование отличается своей сложностью.

    Вывод

    Если регулярно проводить санацию ротовой полости, то можно избежать многих стоматологических инфекций и заболеваний, зубы останутся не тронутыми и не понадобится их удаление или протезирование. Это позволит сэкономить деньги и время. Эта процедура безопасная и ей стоит уделить свое время хотя бы один раз в год. Без осмотра стоматолога люди не в силах узнать, что происходит во рту. Поэтому не стоит экономить на здоровье зубов и всего организма в целом.