Открытая черепно мозговая травма у ребенка. Опасная высота или откуда может упасть ребенок

По данным эпидемиологических исследований, ежегодно во многих странах число новых случаев черепно-мозговой травмы (ЧМТ) среди детей и подростков достигает 180-200 на 100 тыс. человек. Наиболее распространена легкая ЧМТ (в том числе сотрясение головного мозга и ушиб мозга легкой степени), на долю которой приходится примерно 80% от всех случаев. Среднетяжелая и тяжелая ЧМТ составляют около 15% случаев, оставшиеся 5% приходятся на крайне тяжелые ЧМТ, часто заканчивающиеся летальным исходом. Именно ЧМТ является ведущей причиной инвалидизации и смертности среди детей и подростков.

Две основные возрастные группы повышенного риска ЧМТ: до 5 лет, 15-25 лет. При этом абсолютный максимум случаев ЧМТ приходится на вторую возрастную группу и часто связан с употреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями. Среди пострадавших с ЧМТ около 70% составляют пациенты мужского пола.

В основу классификации ЧМТ положены характер и степень повреждений головного мозга. К закрытой ЧМТ относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы или имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза, к открытой ЧМТ — с переломами костей свода черепа, сопровождающиеся повреждением апоневроза, переломами основания черепа, кровотечением или ликвореей (из носа или уха).

Повреждения головного мозга при ЧМТ делятся на первичные (очаговые и диффузные) и вторичные. К первичным относят повреждения, возникающие в момент воздействия механической энергии (ушибы, размозжения мозговой ткани, диффузные аксональные повреждения, первичные внутричерепные гематомы, ушибы ствола мозга и пр.). Вторичные повреждения возникают в результате неблагоприятного воздействия на мозг ряда дополнительных внутри- и внечерепных факторов, которые провоцируют цепь сложных реактивных процессов, усугубляющих тяжесть первичных повреждений.

Основные клинические формы ЧМТ могут быть представлены очаговыми и диффузными поражениями.

  • Очаговые повреждения:
    • ушиб головного мозга;
    • сдавление головного мозга - внутричерепная гематома (эпидуральная, субдуральная);
    • внутримозговое кровоизлияние;
    • субарахноидальное кровоизлияние.
  • Диффузные повреждения:
    • сотрясение головного мозга;
    • диффузное аксональное повреждение;
    • диффузные сосудистые повреждения (включая гипоксически-ишемические).
    • клиническом течении ЧМТ принято выделять следующие периоды:
    • острый: первые 2-10 нед после травмы;
    • промежуточный: от 10 нед до 6 мес;
    • отдаленный: от 6 мес до 2 и более лет.

    При оценке степени тяжести ЧМТ и прогнозировании ее течения учитываются следующие показатели:

    • продолжительность потери сознания в остром периоде травмы;
    • оценка по шкале ком Глазго (ШКГ);
    • длительность посттравматической амнезии;
    • оценка состояния жизненно важных функций, очаговых симптомов в области первичного поражения и дислокационных - по шкале НИИ нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко А. Н. Коновалов, Л. Б. Лихтерман, А. А. Потапов и соавт., 1998).

    В зависимости от степени тяжести ЧМТ может отмечаться следующая продолжительность потери сознания в остром периоде травмы (R. Appleton, T. Baldwin, 1998):

    • легкая - длительность потери сознания менее 20 мин;
    • среднетяжелая - от 20 мин до 6 ч;
    • тяжелая - от 6 до 48 ч;
    • крайне тяжелая - более 48 ч.

    Между тем у детей, особенно младших возрастных групп, потеря сознания при ЧМТ наблюдается не всегда и даже может отсутствовать при тяжелой травме.

    Для оценки состояния больных с закрытой ЧМТ широко применяется ШКГ (B. Jennett, G. Teasdale, 1981), которая позволяет судить не только о степени тяжести, но также делать прогноз при ЧМТ. Общая оценка по ШКГ рассчитывается путем сложения баллов по каждой из трех групп реакций: открывание глаз, вокализация (или речевая активность), двигательная активность. Для повышения чувствительности и прогностической значимости традиционной шкалы в педиатрической практике предложены возрастные модификации ШКГ для детей до 1 года и для малышей от 1 года до 5 лет; для детей 6-15 лет используется тот же вариант шкалы, что и для взрослых пациентов (А. С. Иова и соавт., 1999). Общая оценка по ШКГ может варьировать от 15 до 3 баллов. Степень тяжести ЧМТ по ШКГ определяется следующим образом (B. Jennett, G. Teasdale, 1981; K. M. Yorkston, 1997):

    • легкая: исходная оценка 13-15 баллов;
    • среднетяжелая: (1) исходная оценка - 9-12 баллов либо (2) исходная оценка - 13-15 баллов, но через 3 дня оценка не достигает 15 баллов;
    • тяжелая: исходная оценка - 3-8 баллов.

    Со времени разработки ШКГ в 1974 г. она широко используется для определения тяжести ЧМТ. Доказано, что с уменьшением общего количества баллов по ШКГ увеличивается вероятность неблагоприятных исходов. При анализе прогностической значимости возрастного фактора было установлено, что он существенно влияет как на летальность, так и на инвалидизацию при ЧМТ. Несмотря на некоторые противоречия, имеющиеся в литературе, установлено, что исходы у детей лучше, чем у взрослых.

    Своеобразие клинического течения и исходов ЧМТ у детей обусловлено тем, что механическая энергия воздействует на мозг, рост и развитие которого еще не закончены. Благодаря высокой пластичности развивающегося мозга у детей чаще, чем у взрослых, возможен благоприятный исход, в том числе и после тяжелых клинических вариантов ЧМТ. Между тем даже легкие ЧМТ в детском возрасте не всегда проходят бесследно. Так, показано, что в отдаленном периоде после перенесенного сотрясения головного мозга (в интервале от 6 мес до 3 лет) не менее чем у 30% пациентов детского возраста формируется комплекс нарушений, обозначаемый как посткоммоционный синдром.

    Основные проявления посткоммоционного синдрома:

    • церебрастенические симптомы - быстрая утомляемость, эмоциональная лабильность, тревожность, раздражительность, трудности засыпания;
    • головные боли, головокружения, периодически сопровождающиеся тошнотой;
    • умеренно выраженные нарушения координации движений при исследовании неврологического статуса;
    • когнитивные нарушения (со стороны внимания, памяти), сопровождающиеся трудностями, связанными с обучением в школе.

    Не вызывает сомнения тот факт, что ЧМТ средней и тяжелой степени приводят к более серьезным последствиям. При этом необходимо иметь в виду, что последствия ЧМТ могут проявиться не сразу, а оказаться отсроченными. Если ЧМТ влияет на нормальный ход процессов развития мозга, то в результате она отражается и на формировании личности ребенка, его когнитивном и эмоциональном развитии, школьном обучении, формировании социальных навыков. Выраженность психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ в значительной мере определяется исходной степенью тяжести травмы.

    Клинические проявления последствий ЧМТ

    Ранее считалось, что восстановление нарушенных функций после перенесенной ЧМТ у детей и подростков происходит в более полном объеме, нежели у взрослых. Полагали также, что чем младше возраст, в котором произошла ЧМТ, тем значительнее вероятность полного регресса неврологических расстройств. Тем не менее результаты целенаправленных исследований оказались не столь оптимистичными (J. R. Christensen, 1996). Выживаемость после тяжелых ЧМТ среди пациентов детского возраста действительно выше, чем среди взрослых, но существует вероятность появления отсроченных клинических симптомов. Действительно, постепенно стало очевидно, что в отдаленном периоде среднетяжелых и тяжелых ЧМТ у многих детей сохраняются резидуальные неврологические расстройства.

    Среднетяжелые ЧМТ обычно сопровождаются преходящими неврологическими расстройствами, лишь в некоторых случаях они оказываются стойкими (J. R. Christensen, 1996). Исходы тяжелых ЧМТ, по данным литературы, варьируют довольно широко.

    J. D. Brink. (1980) и соавторы изучали последствия тяжелых и крайне тяжелых ЧМТ у 345 детей и подростков в возрасте до 18 лет. Продолжительность комы в остром периоде ЧМТ составляла более 24 ч с медианой 5-6 нед. В отдаленном периоде ЧМТ 73% пациентов самостоятельно передвигались и полностью обслуживали себя, 10% имели ограничения в передвижении и оставались частично зависимыми в обслуживании, у 9% восстановилось сознание, но сохранялась полная зависимость от окружающих. В работе J. F. Kraus и соавторов (1987) было показано, что при оценке 3-4 балла по ШКГ в остром периоде ЧМТ у 100% детей формируется как минимум умеренная инвалидизация, при оценках в диапазоне 5-8 баллов — у 65% обследованных.

    Двигательные нарушения

    Парезы или плегии конечностей в отдаленном периоде ЧМТ у детей встречаются довольно редко. Нередко при сохранности мышечной силы обследование позволяет обнаружить снижение скорости выполнения движений (D. Chaplin et al., 1993). Нарушения координации движений, напротив, наблюдаются у многих детей, перенесших ЧМТ (J. R. Christensen, 1996).

    Хотя восстановление двигательных функций в отдаленном периоде закрытой ЧМТ у детей во многих случаях бывает удовлетворительным, в ходе неврологического обследования даже незначительные двигательные нарушения считаются патологией. Резидуальные двигательные нарушения сказываются не только на общей двигательной активности и успехах в занятиях физкультурой и спортом, но также на отношении к ребенку сверстников. При негативном отношении со стороны сверстников у ребенка, перенесшего ЧМТ, развиваются нарушения социальной адаптации.

    Когнитивные нарушения

    Выраженность когнитивных нарушений в отдаленном периоде ЧМТ также определяется исходной степенью ее тяжести. Ряд нарушений высших психических функций обусловливается специфической локализацией поражений, в частности преимущественным поражением при ушибах мозга лобных и височных долей. Когнитивные расстройства у пациентов, перенесших ЧМТ, часто затрагивают такие сферы психической деятельности, как память, внимание, скорость переработки поступающей информации, а также обеспечиваемые префронтальными отделами больших полушарий мозга управляющие функции (планирование, организация, принятие решений). Тем не менее во многих случаях резидуальные расстройства формируются вследствие диффузного вовлечения коры и повреждения аксиальных структур головного мозга, которые модулируют функциональную активность коры. Именно сочетанное поражение локальных зон коры головного мозга, аксиальных и подкорковых образований приводит к развитию нарушений памяти, внимания, регуляции уровня психической активности, эмоций и мотиваций.

    Речевые расстройства

    Непосредственно после закрытой ЧМТ у детей нередко наблюдаются речевые и двигательные нарушения, которые со временем в значительной степени регрессируют. Довольно часто встречаются дизартрии (бульбарная или псевдобульбарная), в некоторых случаях наблюдаются моторная афазия, а также нарушения контроля дыхания, сопровождающиеся преходящими заиканием, шепотной или монотонной речью. Среди особенностей речи в отдаленном периоде ЧМТ могут отмечаться ее замедленный темп, затруднения при подборе слов, бедность активного словаря с дополнением собственной речи мимикой и жестами, в некоторых случаях — трудности, связанные с пониманием длинных и сложных высказываний.

    Трудности при обучении в школе

    Травматические повреждения определенных корковых центров могут приводить к возникновению специфических трудностей, связанных с формированием навыков чтения (дислексии), письма (дисграфии) или счета (дискалькулии), но подобные случаи встречаются не так часто. У большинства детей приобретенные до ЧМТ школьные навыки сохраняются либо обретаются вновь. Тем не менее во многих случаях возможно формирование школьной дезадаптации, обусловленной возникшими вследствие ЧМТ когнитивными, речевыми нарушениями, а также эмоциональными и поведенческими трудностями. У многих детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ отмечаются следующие затруднения, связанные с обучением в школе:

    • Приобретаемые знания имеют неоднородный и отрывочный характер.
    • На уроках в школе ребенок с трудом включается в выполнение заданий, плохо справляется с ними.
    • Наблюдаются нарушения внимания во время занятий, отмечаются затруднения, связанные с запоминанием.
    • Ребенок неаккуратен, не доводит начатое дело до конца, не организован.
    • Ребенок не может эффективно использовать помощь окружающих для того, чтобы завершить выполнение задания, работы.
    • Ребенок испытывает затруднения, когда речь идет о применении информации и навыков, а также в формулировании выводов, обобщений.

    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ трудно разграничить, поскольку они тесно связаны между собой. Травматическая церебрастения характеризуется преобладанием в клинической картине выраженной утомляемости и раздражительности, иногда достигающей аффективной взрывчатости; на этом фоне нередко возникают истерические, неврастенические, ипохондрические или депрессивные симптомы. Часто отмечаются двигательная расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства остаточные явления после травматических поражений головного мозга служат предрасполагающим фактором к возникновению психогенных или невротических расстройств, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ затрудняют социальную адаптацию.

    Поведенческие нарушения в отдаленном периоде ЧМТ:

    • вспышки раздражения, эпизоды агрессивного поведения;
    • импульсивность; может наблюдаться двигательная расторможенность;
    • эмоциональная лабильность, колебания настроения;
    • утрата мотивации, заинтересованности в достижении хороших результатов при выполнении тех или иных заданий и дел;
    • замкнутость, нерешительность, необщительность;
    • зависимость от других: ребенок не может постоять за себя;
    • неспособность оценить в полной мере результаты своих действий и корректировать свое поведение;
    • недостаточный самоконтроль и неправильная самооценка, что влечет за собой затруднения при общении с окружающими.

    Посттравматическая эпилепсия представляет собой одно из наиболее серьезных последствий ЧМТ, перенесенной в детском и подростковом возрасте. Посттравматическая эпилепсия развивается после открытой ЧМТ — 50% случаев. Среди них у 2/3 больных начало эпилепсии наблюдается в течение первого года после ЧМТ, у 90% — в течение 5 лет после травмы, (включая первый год жизни), еще у 7% пациентов эпилепсия развивается через 10-15 лет после ЧМТ. Максимальный риск развития посттравматической эпилепсии отмечен у пациентов с очаговой неврологической симптоматикой и массивным поражением ЦНС в результате тяжелой ЧМТ.

    В 70-80% случаев уже первые эпилептические приступы сопровождаются судорогами генерализованного характера (G. M. Fenichel, 1997).

    После закрытой ЧМТ посттравматическая эпилепсия встречается реже (G. M. Fenichel, 1997). В течение 5 лет эпилепсия развивается у 11,5% пациентов после тяжелой ЧМТ (ушиб мозга, внутричерепное кровоизлияние) и у 1,6 % — после ЧМТ средней степени тяжести.

    По результатам обследования (Н. Н. Заваденко, А. И. Кемалов, 2003) 283 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, в отдаленном периоде закрытой ЧМТ (среднетяжелой и тяжелой) развитие эпилепсии было отмечено у 18 человек. Среди них: у 16 детей возникновение приступов (по типу вторично-генерализованных) отмечено в сроки от 4 до 12 мес, после перенесенной закрытой ЧМТ; в двух случаях в те же сроки закрытая ЧМТ спровоцировала дебют идиопатических (наследственно обусловленных) форм эпилепсии — детской абсансной эпилепсии (у мальчика 7 лет) и идиопатической эпилепсии с изолированными генерализованными судорожными приступами (у мальчика 10 лет).

    Таким образом, посттравматическая эпилепсия относится к симптоматическим формам эпилепсии. Для нее характерны те же особенности, что и для группы симптоматических эпилепсий в целом (А. С. Петрухин, К. Ю. Мухин, 2000), а именно:

    • широкий возрастной диапазон начала заболевания;
    • наличие изменений в неврологическом статусе;
    • часто встречающееся снижение когнитивных функций;
    • выявление региональных паттернов на ЭЭГ;
    • структурные изменения в мозге при нейровизуализации;
    • часто встречающаяся резистентность к антиэпилептической терапии, что обусловливает необходимость применения производных вальпроевой кислоты в лечении многих пациентов.

    Лечение психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков

    Терапевтические и реабилитационные мероприятия в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков должны интенсивно проводиться как в первые 12 мес после ЧМТ, когда от их применения правомерно ожидать наиболее значительных результатов, так и в дальнейшем, с учетом продолжающихся процессов морфофункционального созревания ЦНС и высокой пластичности развивающегося мозга. Эти мероприятия должны носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогической, логопедической коррекции, психотерапии, лечебной физкультуры, а также медикаментозное лечение. Для преодоления когнитивных и речевых нарушений применяются препараты ноотропного ряда. При посттравматической эпилепсии показан длительный прием антиконвульсантов. С целью профилактики головных болей, в зависимости от ведущих механизмов их патогенеза, рекомендуются курсы сосудистых, дегидратационных препаратов или антиконвульсантов. При аффективных расстройствах и нарушениях поведения назначаются антидепрессанты и нейролептики, но высокой терапевтической эффективностью при этих состояниях обладают также антиконвульсанты, особенно вальпроаты (препараты вальпроевой кислоты и вальпроата натрия). В частности, вальпроаты уменьшают агрессивность и раздражительность, оказывают нормотимическое действие, сглаживают выраженность аффективных колебаний.

    Положительное действие ноотропных препаратов в отдаленном периоде ЧМТ у детей и подростков проявляется в улучшении общего самочувствия, регрессе головных болей, церебрастенических проявлений. В неврологическом статусе наблюдается уменьшение выраженности двигательных нарушений, особенно в координаторной сфере, при психологическом обследовании — улучшение показателей памяти, внимания, других высших психических функций. Длительность курсов лечения ноотропами у пациентов данной группы должна составлять не менее 3-4 нед. Эти препараты назначаются в первую половину дня, что связано с их психостимулирующим действием. В первые дни приема рекомендуется постепенное наращивание дозы. При наличии ликвородинамических нарушений терапию ноотропами дополняют назначением дегидратационных средств. У пациентов с посттравматической эпилепсией до применения ноотропов необходимо достичь полного контроля над приступами в течение 4-6 мес (не менее) на фоне постоянного приема антиконвульсантов.

    При лечении посттравматической эпилепсии к числу базовых противоэпилептических средств относят вальпроаты (конвулекс, депакин, конвульсофин). Их длительное назначение в стабильных терапевтических дозах направлено на предупреждение повреждений нейронов, связанных с повторными эпилептическими приступами. На развитие нейронального повреждения будут указывать: повторяющиеся эпилептические приступы, снижение когнитивных функций, расстройства поведения у больного, наличие нарушений на электроэнцефалограмме и структурных изменений при нейровизуализации. Поэтому важным направлением в лечении психоневрологических нарушений в отдаленном периоде ЧМТ является нейропротекция, подразумевающая антиэпилептическую направленность терапии в сочетании с функциональной и метаболической защитой мозга. Нейропротекторные свойства вальпроатов подтверждаются следующими особенностями действия:

    • широкий спектр противоэпилептической активности (по сравнению с другими антиконвульсантами);
    • сохранение эффективности при терапии поддерживающими дозами (часто - относительно низкими);
    • применение вальпроатов не приводит к учащению приступов;
    • применение вальпроатов не провоцирует новых клинических проявлений приступов;
    • отсутствие специфических когнитивных нарушений в процессе терапии;
    • отсутствие побочных эффектов в эмоциональной сфере;
    • нормализация электрической активности мозга;
    • улучшение качества жизни пациентов.

    Ориентировочные суточные дозы при терапии вальпроатами составляют 15-45 мг/кг. Специальные формы, удобные для применения при лечении детей и подростков, разработаны для препарата конвулекс (). Так, детям младшего возраста назначаются капли для приема внутрь (с содержанием 10 мг вальпроата натрия в одной капле) или сироп (с содержанием 50 мг вальпроата натрия в 1 мл).

    Уменьшение числа приемов препарата до 1-2 раз в сутки может быть достигнуто при применении таблеток пролонгированного действия, содержащих по 300 и 500 мг вальпроата натрия.

    Своевременное обращение к неврологу и проведение рациональной медикаментозной терапии позволяют добиться существенного улучшения состояния детей и подростков в отдаленном периоде ЧМТ. Однако одной лекарственной терапии для преодоления последствий ЧМТ бывает недостаточно. Все дети, перенесшие ЧМТ, нуждаются в обследовании у психолога с целью выявления возможных нарушений высших психических функций. Нередко данные нарушения бывают негрубыми, но даже в этих случаях они могут оказывать негативное влияние на успешность обучения в школе и поведение ребенка. Следовательно, помощь детям, перенесшим ЧМТ, всегда должна носить комплексный характер.

    Литература
    1. Заваденко Н. Н., Кемалов А. И. Пептидергические ноотропные препараты в лечении последствий закрытой черепно-мозговой травмы у детей //Вестник практической неврологии. - 2003. - № 7. - С. 44 - 50.
    2. Иова А. С., Гармашов Ю. А., Щугарева Л. М., Паутницкая Т. С. Особенности нейромониторинга при коматозных состояниях у детей (шкала комы Глазго - С.-Петербург и ее возрастные особенности). Лучевая диагностика на рубеже столетий. - СПб., 1999. - С. 45-48.
    3. Коновалов А. Н., Лихтерман Л. Б., Потапов А. А. и др. Клиническое руководство по черепно-мозговой травме. - М., 1998. - Т. 1. - 549 с.
    4. Петрухин А. С., Мухин К. Ю. Эпилептология детского возраста. - М., 2003. - 624 с.
    5. Appleton R., Baldwin T. Management of brain-injured children. New York, Oxford University Press. 1998: 257.
    6. Brink J. D., Imbus C., Woo-Sam J. Physical recovery after severe closed head trauma in children and adolescents// J. Pediatrics. 1980; 97: 721-727.
    7. Chaplin D., Deitz J., Jaffe K. M. Motor performance in children after traumatic brain injury. Archives of Physical Medicine and Rehabilitation. 1993; 74:161 - 164.
    8. Christensen J. R. Pediatric Traumatic Brain Injury. In: Developmental Disabilities in Infancy and Childhood. 2-nd ed. Eds. A. J.Capute, P. J.Accardo, Baltimore. 1996: 245 - 260.
    9. Fenichel G.M. Clinical Pediatric Neurology. A signs and symptoms approach. 3-rd ed. Philadelphia, B. Saunders Company. 1997: 407.
    10. Jennett B., Teasdale G. Management of head injuries. Philadelphia, F. A. Davis Co. 1981: 258 - 263.
    11. Kraus J. F., Fide D., Conroy C. Pediatric brain injuries: the nature, clinical course and early outcomes in a defined United States" population. Pediatrics. 1987; 79: 501 - 507.

    Н. Н. Заваденко, доктор медицинских наук, профессор
    А. И. Кемалов, Л. С. Гузилова
    В. Е. Попов,
    кандидат медицинских наук
    М. И. Лившиц, кандидат медицинских наук
    Е. В. Андреева, кандидат медицинских наук

    РГМУ, Москва
    Морозовская детская клиническая больница, Москва

  • К сожалению, травма головы у детей – довольно распространенное явление. Примерно сто тысяч госпитализаций в год. Причинами таких травм являются дорожно-транспортные происшествия, падения с велосипеда, спортивные травмы, падения с высоты, а также жестокое обращение с детьми. Выделяют некоторые особенности, свойственные только детским травмам. Симптомы и последствия черепно-мозговых травм у детей сильно отличаются от таких же травм у взрослых. Например, намного труднее определить у ребенка степень повреждения мозга и наличие каких-либо дисфункций. Врачи, проанализировав результаты учебы в школе и высших учебных заведениях, коэффициент умственного развития и профессиональную деятельность (для взрослых), могут определить тяжесть травмы. В свое время считалось, что дети более устойчивы к травмам головного мозга, чем взрослые, потому что их растущий мозг восстанавливался быстрее с течением времени. Однако, все больше исследований указывают на противоположное. На самом деле, дети более восприимчивы, чем взрослые к необратимым повреждениям мозга, даже когда сила удара одинакова.

    Удар и противоудар

    • 1. В результате прямой травмы, удар по задней части черепа приводит к травме передней части мозга.
    • 2. При противоударе, мозг отслаивается и ударяется о заднюю часть черепа. В результате повреждение происходит дважды.

    Некоторые неврологические нарушения, вызванные травмой головы, не проявляются в течение долгого времени. Функции лобной доли, например, задействованы не с самого рождения ребенка. В результате этого врачи смогут зафиксировать их повреждение, только когда ребенок достигнет подросткового возраста. Так как лобные доли отвечают за социальные взаимодействия и навыки межличностного общения, повреждение головного мозга в раннем детстве не будут зафиксированы до тех пор, пока ребенок не достигнет определенного возраста, где потребуются эти навыки. Кроме того, повреждение части мозга, отвечающей за навыки чтения и письма, станут очевидными только тогда, когда ребенок достигнет школьного возраста, и проявятся признаки задержки навыков чтения и письма.

    У детей очень трудно поддерживать нормальное функционирование сосудов после травмы. В некоторых случаях ЧМТ вызывает внезапное расширение всех сосудов мозга. Это способствует сильному притоку крови к голове. Лишняя кровь и отек мозга, возникший в результате быстрого притока, становятся причиной резкого повышения внутричерепного давления, которое достигает очень высокого уровня. Дети чувствуют себя нормально сразу после аварии, но через несколько часов, теряют сознание из-за резкого скачка внутричерепного давления.

    Исследования показали, что череп ребенка в восемь раз слабее взрослого. Таким образом, дети чаще страдают деформацией и переломом черепа, которые приводят к повреждению мозга.

    У подростков последствия черепно-мозговой травмой также трудно выявить в связи с особенностями их возрастного развития. В этот период они часто испытывают тревожное состояние и поведенческие изменения.

    Последствия ЧМТ у детей

    На протяжении многих лет в медицине существовало убеждение, что при равной силе удара ребенок получает меньше повреждений мозга, чем взрослый человек. Эту гипотезу выдвинул Кеннард на основе исследований обезьян. Однако последующие исследования показали, что это предположение ошибочно. На самом деле последствия ЧМТ у детей намного серьезнее, чем у взрослых.

    Развитие лобных долей у ребенка продолжается до 16 лет. Какие-либо изменения в их развитии приводят к незаметным, но серьезным проблемам. Нарушения в этой области мозга провоцируют сбой в работе «исполнительных функций», которые являются основными в развитии человека. К сожалению, некоторые из этих нарушений проявляются лишь на более поздних этапах развития.

    По мере роста ребенок сталкивается с рядом трудностей. Например, задания по математике становятся все труднее. Переход из класса в класс, трудности в колледже и все более сложные социальные взаимодействия ожидают человека по мере роста и развития.

    Родители не могут заранее знать, как их ребенок будет справляться с этими препятствиями и сможет ли он их преодолеть.
    Было проведено исследование «Влияние ЧМТ в детстве на дальнейшую трудовую деятельность». В ходе него было отмечено, что травмы в результате падения и несчастных случаев, связанных с ДТП, составляют более 70% от всех травм в дошкольном возрасте. Такие травмы приводят к серьезным закрытым повреждениям мозга, а в большей степени его фронтальной области. Так как лобные доли быстро растут в течение первых пяти лет жизни ребенка, а затем продолжают развиваться до позднего подросткового возраста, дефицит исполнительных функций, вызванный этими травмами, остается без внимания. Таким образом, окружающие замечают такие существенные недостатки в психосоциальной сфере довольно поздно, когда уже был нанесен значительный вред организму.

    В этом исследовании принимали участие 33 ребенка с тяжелыми формами ЧМТ. У них была отмечена нормальная успеваемость в школе. После успешного окончания школы 8 из 21 пациентов смогли приступить к трудовой деятельности, а 9 из них нет. Дети, перенесшие травмы до 7 лет, показывали более низкие результаты. Это свидетельствует о том, что повреждения затронули функцию мозга, отвечающую за интеллект.

    Ученые также обнаружили, что дети после ЧМТ лучше справляются в школе, поскольку это хорошо структурированная окружающая среда, чем они же, но уже в рабочей обстановке, которая более независима и менее структурирована.

    В большинстве случаев у детей, перенесших ЧМТ, отмечают нормальные умственные способности, иногда даже IQ выше среднего уровня. Но не смотря на это они сталкиваются с другими серьезными проблемами. Такие дети не в состоянии организовать свою жизнь и принимать разумные ежедневные решения. У них отмечались серьезные проблемы с организационными навыками в повседневной деятельности, но хорошие результаты при языковом и интеллектуальном тестировании.

    Трудность в определении степени поражения мозга состоит в том, что в большинстве случаев личностные изменения, такие как синдром дефицита внимания и усталости, нарушение планирования и решения проблем, отсутствие инициативы, гибкости, импульсивность, раздражительность и вспышки гнева, оппозиция и социально неподобающее поведение остаются незамеченными.

    Один из распространенных симптомов черепно-мозговой травмы – растормаживание. Человек, перенесший ЧМТ и страдающий от растормаживания, часто говорит о том, что считается социально- несоответственным. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и дальнейшем развитии. Эффект расторможенности в некоторых случаях приводит к негативным последствиям, наркомании и алкоголизму.

    Интоксикация свинцом

    Исследования показали, что миллионы детей подвергаются риску отравления свинцом, так как даже самые небольшие его дозы приводят к повреждению мозга. Дети в возрасте от 1 до 5 лет попадают в группу риска. В возрасте до года, дети имеют минимум контактов с окружающей средой. К 5 годам, пищеварительный канал менее интенсивно поглощает свинец. Следующая причина связана с развитием мозга в возрасте от 1 до 5 лет. Каждая нервная клетка мозга состоит из тела клетки, ядро которого отвечает за выработку белков и нейротрансмиттеров. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. По аксонам проходит ток, стимулирующий работу других нервных клеток. На верхней их части скапливаются нейротрансмитеры. Дендрит – дихотомически ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Каждая нервная клетка имеет сотни, а иногда и тысячи дендритов. Свинец оказывает пагубное воздействие на дендриты и приводит к их сокращению. Это в свою очередь вызывает истончение связей между аксонами. Как правило, самое большое количество дендритов приходится на возраст от 1 года до 5 лет. Со временем они истончаются. Лучший способ замедлить этот процесс – активно использовать эти нервные клетки в возрасте от 1 до 5 лет. Т.е. нужно стремиться к дошкольной стимуляции и образованию.

    Для получения профессиональной консультации по вопросам лечения черепно-мозговых травм у детей в Германии
    Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
    или пишите на Email

    Подписывайтесь на канал "Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
    или наберите в поиске мессенджера "телеграм" - nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

    ☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла



    А ВЫ это знали?? «Среди дошкольников психические аномалии развития - 60% от общего числа учащихся, у школьников – 70-80%», – из выступления директора Центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе на пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья 9 октября 2015г. (ТАСС и РИА Новости)

    ТРАВМЫ ГОЛОВЫ У ДЕТЕЙ


    Ужас-ужас! Спасите, мой ребенок вывалился из коляски!
    Я одна в квартире, что делать??!

    Почему они всегда ударяются головой или здравствуй сотрясение...

    Второй закон чадодинамики - если есть малейшая возможность удариться головой,
    малыш обязательно реализует ее в ближайшее время…


    Третий закон чадодинамики - в се знают, что маленькие дети часто падают,
    но никто может предсказать, где и когда…

    Наиболее опасные и коварные травмы головы происходят на первом-втором году жизни. Даже «опытные» взрослые довольно смутно ориентируются в двигательных способностях младенца, а чаще всего, вообще не представляют, на что способен их, вроде бы, нерасторопный отпрыск.

    Для сотрясения головного мозга малыша всякого! возраста, пола и темперамента достаточно иметь сочетание 2 факторов - отсутствие родительского контроля в течение одной десятой секунды и любая разность высот расположения головы и твердого предмета:

    а) прямо с рождения - диван, родительская кровать, пеленальный стол и т.д. ...
    все происходит моментально: мама едва отводит взгляд... грациозный поворот, легкий толчок ножкой... и младенец, в мгновение ока, изящно, планирует головой вниз … шишка на лбу, ругательства папы, нотации бабушки, «скорая», далее по обстоятельствам…

    б) второе полугодие - коляска, детская кроватка или стульчик... мама отвлекается на полсекунды... дитя пытается встать, поворот туловища, толчок ногами... центр тяжести смещается... ребенок перегибается через край опоры и... падение, далее та же цепочка событий…

    в) после года - малыш стоит, идет, залезает на лестницу, стул, стол, подоконник, шкаф, люстру и т.д. ... теряет равновесие... падение с высоты своего роста или возвышения, удар головой, далее по накатанной схеме…


    Почему же, при падении у детей так часто страдает бедная головушка? Все-таки, было бы гораздо «выгодней» для здоровья, при падении ударяться исключительно другими частями тела, например ногой, рукой или попой. Но голова просто так лидерства в травмах никому не уступает. Отчего же?Все довольно просто, работают элементарные законы физики. Голова ребенка относительно велика и тяжела, да еще при этом, обычно, находится в самой верхней точке очень неустойчивой системы (примерно, как пирамида, установленная широким основанием вверх). Достаточно легкого толчка, сдвига, изменения положения тела (а координация малыша еще и весьма незрелая), и все, равновесие теряется, и голова первая стремится на встречу с твердым препятствием.
    Мало того, что голова малыша очень любит встречаться с различными твердыми препятствиями, так она еще и кардинальным образом отличается от головы взрослого по своему строению. Кости черепа у ребенка сравнительно мягкие, эластичные и податливые, подвижные относительно друг друга; мозг незрелый и более гидрофильный (богатый содержанием воды), в нем большое количество «временно немых» зон и участков, и т.д.
    Это обуславливает некоторые принципиальные отличия детской черепно-мозговой травмы.Кажется, на первый взгляд, это довольно полезные особенности детской головы; теоретически, более эластичные и подвижные кости черепа и мозг, богатый содержанием воды, относительно большие над- и внутримозговые пространства должны более надежно защищать детский мозг от последствий механической травмы. На самом деле, такая компенсация работает только в случаях самых легких травм. На практике, при серьезном ударе, эти особенности могут не только изрядно усиливать, но и значительно маскировать патологические процессы, протекающие в травмированном головном мозге ребенка.

    Итак, что же происходит при ударе головы? - возникает механическое повреждение мягких тканей головы, черепных костей и головного мозга - черепно-мозговая травма (ЧМТ).

    Черепно-мозговые травмы бывают разные:


    Сотрясение головного мозга – относительно легкий вариант ЧМТ, при этом повреждение головного мозга происходит на функциональном (возможно, молекулярно-микроклеточном уровне). При такой травме нарушения головного мозга не глубокие, быстро преходящие (обычно в течение нескольких часов или дней). Повреждения черепных костей не обнаруживаются.
    Главным признаком сотрясения головного мозга является потеря сознания (чаще несколько секунд, иногда минуты). Но факт кратковременной потери сознания даже у детей школьного и дошкольного возраста иногда довольно трудно поймать, особенно при отсутствии объективных свидетелей, тем более затруднительно установить реальность отключения сознания у младенцев. Одним из вспомогательных критериев потери сознания в таком случае может послужить продолжительность промежутка между ударом и началом плача малыша. Две-три, или даже несколько десятков секунд тишины между звуком «бух» и воплем младенца, всегда подозрительны в плане потери сознания.
    Не лишним будет отметить, что у детей школьного возраста и, конечно же, взрослых, актуальным (но не объективным) доказательством сотрясения головного мозга может служить потеря памяти на события, происходившие в короткий промежуток «вокруг» травмы (до, во время, или после травмы (ретро- или антероградная амнезия).
    Другие основательные подозрения на сотрясение головного мозга возникают при появлении однократной, и, в особенности, многократной рвоты. Дети старшего возраста могут пожаловаться на тошноту, головную боль, головокружение, шум в ушах или просто на мерзкое самочувствие. А если ребенок плохо говорит, а если ему недавно исполнилось три месяца?

    На помощь приходят лучшие друзья родителей и врачей: наблюдательность и логика.

    Если, именно после травмы, младенец явно испытывает неприятные ощущения, он более бледный, потливый, вокруг глаз синева, глазки «мутные» и слегка плавающие, он возбужден, больше капризничает и чаще беспричинно раздражается, или, что еще хуже, появилась вялость и сонливость (поплакал и уснул в неурочный час, много спит); у него испортился или совсем пропал аппетит, он гораздо хуже спит и чаще срыгивает, - все это заставляет врача, в первую очередь, подумать о неспецифических, но довольно типичных симптомах сотрясения головного мозга.Тревожным симптомом при травме становится заметное усиление чувствительности к свету, звукам (мигренеподобная реакция): ребенку не нравиться яркий свет, его явно раздражают громкие звуки. В таком случае, при сочетании с выраженной головной болью, вполне можно предположить дисфункцию внутричерепного давления (получившую сомнительную известность под ярлыком гипертензионного синдрома). Вегетативные нарушения при сотрясении головного мозга могут проявляться повышением температуры, и тогда бывает сложно понять: «речь идет о черепно-мозговой травме или начале ОРЗ».Если же, при всем при том, удается обнаружить у ребенка «бегающие глазки», непроизвольные горизонтально-колебательные движения глаз, (нистагм) или легкое асимметричное расширение зрачков, диагноз травматического повреждения головного мозга становится очень достоверным.Каверзность и многосложность детских черепных травм заключается не только в скудости объективной информации, стертости мозговых симптомов в связи с возрастной незрелостью мозга, но и большой частоте периода ложно-благоприятного течения посттравматического периода (светлый промежуток травмы). К примеру, развитие внутричерепной гематомы или сдавление мозга достаточно долгое время может протекать без внешних проявлений у младенцев с открытыми родничками и подвижными косточками черепа, компенсирующими повышение внутричерепного давления.
    Кажется, ну подумаешь, - малыш стукнулся головой (и совсем не сильно!), заплакал не сразу, вырвало два раза, поспал после плача немного, зато потом, все в «порядке». Покушал, поиграл, лег спать как обычно… А ночью повторная рвота, судороги, поездка на «скорой» в нейрохирургическое отделение, операция по поводу внутричерепной гематомы, и долгая-долгая реабилитация…З апутывает ситуацию и отсутствие точного совпадения силы удара и тяжести последствий травмы: младенец может упасть с высоты роста взрослого человека, и отделаться легким испугом; а может неудачно скатиться с дивана и «заработать» перелом костей черепа.
    А бывает нередко и так: эпизод самой травмы остается для родителей незамеченным, и только огромная шишка на голове, возникшая моментально, и ниоткуда, стимулирует поездку родителей и ребенка в больницу, а там-то их ждет интересное открытие, выясняется, что у ребенка травматическое повреждение черепа (бессимптомный перелом черепной кости). Так, обнаружение у ребенка любого, даже самого минимального, костного черепного перелома в нашей стране автоматически влечет за собой постановку диагноза «ушиб головного мозга».Травма головы у ребенка, особенно у младенца, является абсолютной необходимостью врачебного осмотра (педиатр, невролог, хирург, травматолог и т.д; любой детский врач может заподозрить сотрясение головного мозга). Если же, родители видят вышеперечисленные, типичные симптомы сотрясения головного мозга, это уже серьезно, обязательна консультация невролога или нейрохирурга, возможно, в условиях стационара, и быть может, госпитализация ребенка.Иногда медицинская помощь нужна срочно, счет идет на часы минуты. Самый простой и эффективный способ решения проблемы - вызов бригады скорой помощи на дом, врач «скорой» быстро сможет решить, - нужны ли экстренные медикаменты, требуется ли осмотр узкого специалиста, есть ли необходимость в госпитализации и т.д.

    Родители, будьте бдительны! Детские травмы головы бывают очень коварны, и даже сотни тысяч правильных телефонных советов или интернет-консультаций с убедительно-оптимистичным призывом «не волноваться, все дети падают», не перевешивают трагических событий одного недосмотренного внутричерепного кровоизлияния или поздно диагностированного отека мозга.

    Ушиб мозга (контузия) – средне-тяжелый и тяжелый варианты ЧМТ, при этом глубина повреждения головного мозга определяется локальным разрушением и некрозом мозговой ткани различной степени тяжести. При такой травме нарушения функций головного мозга глубокие и длительно протекающие, главным признаком является появление одного или нескольких очагов мозгового повреждения самой разной локализации. Выраженные, длительные общемозговые симптомы (перечисленные выше в разделе сотрясение головного мозга) часто сочетаются с переломами костей черепа и внутри- и внечерепными кровоизлияниями (большая шишка на голове – очень серьезный симптом!). Обязательны для ушиба мозга значительные очаговые неврологические расстройства, нередки эпилептические судороги, расстройство координации, симптомы поражения черепных нервов, развитие параличей, нарушение дыхания, сердцебиения и угнетение сознания.Сотрясение головного мозга, ушиб мозга и сдавление мозга относят к закрытым черепно-мозговым травмам (ЗЧМТ) – мозговые травматические повреждения, при которых целостность мягких тканей головы и костей черепа значительно не нарушена.
    Гораздо реже, но встречаются у детей и открытые черепно-мозговые травмы (ОЧМТ) – когда повреждены сухожильный шлем (надчерепной апоневроз - центральная часть надчерепной мышцы), а также, возможно кости черепа и твёрдая мозговая оболочка (проникающая черепное ранение). Естественно, тяжесть таких травм усиливают обильные кровотечения и высокая вероятность развития инфекции.Сотрясение, ушиб и другие травматические повреждения головного мозга у детей в первые минуты, и даже часы, иногда довольно трудно различить, а тактика лечения и прогнозы принципиально различаются. Вот почему безотлагательная консультация специалиста обязательна.

    Ушиб мозга – срочная госпитализация в нейрохирургический стационар!

    Итак, родители прочитали большую кучу книг по воспитанию и технике детской безопасности, получили массу советов, нотаций и рекомендаций от детских специалистов и бабушко-дедушек, но малыш все равно упал и, как следует, стукнулся головой (см. второй и третий законы чадодинамики)… Что делать?

    Памятка родителей головорасшибленного ребенка


    1. Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться!
    2. Позвонить в «скорую помощь», точно и спокойно выполнять инструкции меддиспетчера или врача.
    3. Замечать и запоминать все мельчайшие подробности и последовательность происходящих событий («работа в режиме видеокамеры»), запомнить время и подробные обстоятельства травмы
    4. Если место удара известно, там появилось покраснение и развивается отек (шишка), желательно использовать холод. Аккуратно приложить, прижать к месту шишки что-то холодное (если нет пакета со льдом, подойдет даже замороженная куриная ножка, главное, обернуть лед тканью; на худой конец, подойдет и полотенце, смоченное холодной водой). Холод желательно использовать минимум в течение 10-20 минут. Скорей всего, ваш ребенок будет возмущаться, или даже орать, отталкивать вашу ледяную примочку, - это не страшно, но попытайтесь с ним договориться по-доброму, используя весь арсенал успокоительных родительских уловок.
    5. Если наблюдаются длительная потеря сознания, нужно повернуть голову ребенка набок и, по возможности, немного книзу. Это нужно сделать, чтобы не западал язык, и не попала слюна в дыхательные пути
    6. При возникновении рвоты сохранять положение на боку, с опущенным немного головным концом
    7. При возникновении судорог см. здесь - Что делать во время и после приступа?
    8. Если после падения, всласть наплакавшись, малыш постепенно погрузился в обычный сон, будить его каждые 5 минут совсем необязательно, лучше подождать самостоятельного пробуждения
    9. Но, в случае особых подозрений, если после травмы ребенок моментально «удалился» в глубочайший сон, желательно удостовериться в адекватности ответных реакций, слегка потормошив его и, далее постоянно наблюдать за его сном.
    10. Если механизм травмы подразумевает также возможность повреждения шеи (например, нырок вниз головой с коляски) ребенка до приезда «скорой» лучше вообще не трогать, только случае острой необходимости, двигать и поворачивать дитя очень осторожно, избегая малейших движений в шейном отделе.
    11. Даже у детей дошкольного, тем более, старшего возраста, в случае подозрений на потерю или нарушение сознания возможна следующая проверка сознания и памяти

    "Посмотри на меня!" "Ты меня слышишь?" "Где твоя мама (папа)?" "Кто я, кто рядом с тобой?"
    "Ты что-нибудь чувствуешь?" "Что ты чувствуешь, где?" "Как тебя зовут?" "Ты сейчас где находишься?"
    "Открой (закрой) глаза" "Покажи язык" "Подними вверх правую (левую) руку" "Запомни слово, которое я назову"
    Показать предмет: "Что это такое?" "Запомни этот предмет"

    Нарушение сознания и памяти:

    * отсутствие ответов на вопросы и невыполнение команд в момент тестирования
    * полная или частичная потеря памяти (невозможность вспомнить события до, во время и после травмы)


    Пока выполняются пункты вышеизложенной «Памятки родителей головорасшибленного ребенка» приезжает спасительная «скорая», и врач предлагает госпитализацию. Соглашайтесь! Повторю: детские травмы головы бывают очень коварны, и даже сотни тысяч «успешных» падений и травм других детей в аналогичной ситуации не дают стопроцентную гарантию счастливого конца ваших приключений.
    Не нужно бояться больницы! Это не тюрьма, и даже, не казенный дом - никто силой не будет там удерживать вашего ребенка! Если необходимости в наблюдении и лечении не будет, Вам тут же предложат обратную прогулку домой.

    Госпитализация проводится в неврологическое или нейрохирургическое отделение (если такое есть поблизости) или в обычное хирургическое отделение. Приветливый больничный доктор быстро проведет стандартный неврологический осмотр, при необходимости, назначит дополнительные обследования (рентгенография черепа,

    нейросонография , компьютерная или , при судорогах - видео-ЭЭГ-мониторинг и т.д.)
    Иногда, если подозревается внутричерепное кровоизлияние, для исследования спинно-мозговой жидкости бывает нужна люмбальная пункция – забор ликвора с помощью введения иглы на поясничном уровне в полость между мягкой и паутинной оболочками спинного мозга (субарахноидальное пространство). Бояться этой, вполне обычной, нейродиагностической процедуры совсем не стоит, при правильной технике выполнения, вероятность нежелательных эффектов крайне мала.

    Когда точный диагноз установлен, начинается лечение. В легких случаях оно состоит из строгого охранительно-постельного режима (легко посоветовать - попробуйте удержать в постели шуструю егозу!), в тяжелых – медикаментозная терапия и нейрохирургическое вмешательство.

    Исходы черепно-мозговой травмы случаются разные: в легких случаях – полное выздоровление без последствий, в тяжелых – серьезное и стойкое поражение мозговых функций.

    У детей есть еще одна особенность, прогноз последствий не очень точно зависит от глубины травматических повреждений, иногда тяжелая травма заканчивается вполне благополучно, временами, бывает наоборот. Интенсивность и полнота выздоровления зависит от многих факторов, это не только тяжесть травмы, но и адекватность терапии, состояние здоровья перед травмой, возраст, пол и т.д.

    В заключение: имея такие «глубокие» знания по детской нейротравматологии, хорошо быть рассудительным и спокойным, в момент травмы можно неплохо поберечь здоровье ребенку и себе, но еще ЛУЧШЕ, ТРАВМУ ПРЕДУПРЕДИТЬ!
    Родители, будьте бдительны!


    Любое повреждение – это испытание для организма. Она не проходит бесследно, и не может не сопровождаться неприятными ощущениями. Особенно тяжело травмы переносят малыши, ведь их организм очень уязвим, а некоторые части тела ввиду анатомических особенностей наиболее чувствительны к повреждениям. Повреждения головы называют черепно-мозговыми травмами, сокращенно ЧМТ.

    Это самая частая причина детского травматизма, она составляет около 30-40% от всех видов травм. Чаще всего ЧМТ подвержены мальчики от 3 до 7 лет. Основные причины черепно-мозговых травм у ребенка сводятся к падениям, бытовым или спортивным травмам, дорожно-транспортным происшествиям. Голова грудных малышей имеет неокрепший каркас, кости их черепа не до конца сращены. И соединяются посредством особых швов и родничков – прослоек хрящевой ткани.

    Благодаря этим особенностям малышу легче было появиться на свет. Такое строение обеспечивает податливость головы при прохождении по родовым путям. Но вступая в новый мир, швы и роднички не могут быстро окостенеть до состояния взрослых. Поэтому первые года жизни ребенка наиболее опасны и уязвимы для его неокрепшей головки. Даже банальный ушиб головы может сыграть негативную роль в развитии ребенка.

    Ведь по своей сути, ушиб – это дефект тканей головы, а ввиду компактного размещения мозга в черепной коробке, это поражение может затронуть и головной мозг, вызывая, в лучшем случае, его сотрясение. А в худшем, внешний ушиб может привести к противоудару, то есть внутреннему удару мозга о черепную коробку на другой стороне от приложенной силы, из-за незрелости неокрепших мозговых оболочек. Так возникают закрытые черепно-мозговые травмы. В зависимости от характера повреждения и тяжести ЧМТ выделяют следующие формы травм головного мозга:

    • Сотрясение;
    • Ушиб разных степеней тяжести – легкой, средней и тяжелой;
    • Гематома, которая может располагаться между черепом и наружной мозговой оболочкой – эпидуральная, между внешней твердой оболочкой мозга и паутинной средней – субдуральная, и между паутинной и внутренней мягкой – субарахноидальная;
    • Диффузное аксональное нарушение;
    • Перелом костей свода черепа с вдавлением в мозг;
    • Размозжение вещества мозга.

    Травмы мозга могут привести к сдавлению его тканей, натяжению и смещению его вещества, повышению внутричерепного давления. Смещение мозговых структур приводит к разрывам ткани мозга и его сосудов, ущемлению образований мозга. Это нарушает питание головного мозга и его функцию. А повышение давления внутри черепа способствует отеку мозга и его набуханию – чрезвычайно опасному осложнению.

    Именно ввиду этих анатомический особенностей, а также беззащитности младенцев, неспособности позаботиться о себе, родители должны чрезвычайно внимательно соблюдать профилактические мероприятия во избежание детских травм головы. Так, родителями положено следить за передвижением своего чада. Стремление познать окружающий мир и отсутствие понятий о том, что опасно, а что нет, играют детям не на пользу.

    Стоит родителю отвести взгляд на секунду, как диван превращается в трамплин, а стол в кирпичную стену. Помимо внимательного наблюдения за ребенком, следует также аккуратно ухаживать за ним, ведь даже особенно интенсивное укачивание или активное встряхивание ребенка, может нанести вред его головке.

    Симптоматическая картина ушиба головного мозга малышей

    Так как мозг малыша способен быстро адаптироваться к окружающим изменениям, то есть его компенсаторные возможности значительны, симптоматическая картина ушиба может не сразу дать о себе знать. Это существенно затрудняет диагностические мероприятия и лечение. Ведь самым полезным лечебным воздействием будет скорая помощь, оказанная сразу после получения травмы, без развивающихся осложнений в виде гематом и кровоизлияний, отека мозга или инсульта.

    Симптомы травмы будут мало чем отличаться от таковых у взрослых, за исключением лишь того, что ребенок не в состоянии пожаловаться вслух об этом и объяснить где у него болит. В зависимости от силы, нанесенного повреждения, внешне место удара будет разниться. Степень тяжести ушиба определяет его клинические проявления. Так, ушиб головного мозга легкой степени, который также называют контузия, может иметь следующие признаки:

    • Сильная головная боль, малыш будет показывать это болезненным плачем;
    • Головокружение, при этом ребенок будет плохо ориентироваться в пространстве, его движения будут нетвердыми, а взгляд не сфокусированным;
    • Тошнота и рвота, не связанные с приемом пищи;
    • Снижение частоты сердцебиения или наоборот, увеличение;
    • Повышение артериального давления;
    • Несущественный нистагм, то есть колебательное подергивание глаз.

    Ушиб легкой степени имеет благоприятный исход, и обычно уже через несколько дней происходит полное восстановление сознания малыша, он снова ориентируется в пространстве. При ушибе мозга средней степени тяжести наблюдаются следующая симптоматическая картина:

    • Потеря сознания на несколько минут;
    • Оглушение и заторможенность ребенка;
    • Речевые нарушения;
    • Повышенная слабость и утомляемость;
    • Сонливость;
    • Сильная головная боль;
    • Головокружение с дезориентацией в пространстве и времени;
    • Потеря памяти о случившейся травме – ретроградная амнезия;
    • Тошнота и многократная рвота;
    • Нарушения в работе мимической мускулатуры;
    • Нистагм и пониженная реакция зрачков на свет.

    При благоприятном стечении обстоятельств и своевременно оказанной помощи, последствия ушиба пропадают через 15-20 дней. Ушиб головного мозга тяжелой степени протекает в более яркой негативной окраске. Могут наблюдаются следующие симптомы:

    • Потеря сознания на пару часов;
    • Нарушение сердечно-сосудистой деятельности в виде чрезмерного повышения артериального давления, увеличения или уменьшения частоты сердечных сокращений;
    • Расстройства дыхательной функции;
    • Гипертермия;
    • Нарушение глазных функций в виде парезавзора;
    • Парезы или параличи конечностей;
    • Расстройства акта глотания;
    • Нистагм, как одного, так и обоих глаз;
    • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
    • Судорожные припадки разной степени тяжести;
    • Нарушения речи;
    • Расстройства психики.

    Диагностика травм головы у ребенка и их осложнения

    При подозрении на ушиб головного мозга у своих детей, родителям необходимо вызывать врача. Ввиду анатомической уязвимости и склонности к осложнениям, промедление просто недопустимо. Любые ЧМТ у детей – это показание к госпитализации для достоверного анализа клинических симптомов и проведения инструментальных методов диагностики. Помимо инструментального исследования, проводят неврологический осмотр, для выявления нарушений нервной системы.

    Такой осмотр включает в себя проверку чувствительности маленького пациента – болевой, тактильной, температурной. Оценивают реакцию его зрачков на свет, их размер и симметричность. Анализируют болезненность глаз малыша, определяют напряжение его затылочных мышц. Проверяют симметричность лица, анализируют наличие головной боли, головокружения, силы и тонуса конечностей.

    Инструментальная диагностика включает:

    • Компьютерную томографию (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ) головы – это позволяет определить мельчайшие очаги повреждений, рассмотреть мозг слой за слоем, найти гематомы или участки кровоизлияний, где бы они не прятались. Однако МРТ грудным деткам практически не проводят ввиду потребности в наркозе для обеспечения полной неподвижности ребенка;
    • Рентген относится к разряду самых распространенных методов диагностики травм. Хотя рентген хорош для определения состояния костной системы, о состоянии мозга он не скажет ничего, так как он слабо визуализирует мягкие ткани;
    • Эхо-энцефалоскопию, которая позволяет выявить возможное смещение мозга по отношению к костям черепа, вызванную кровоизлиянием и повышением давления внутри черепа;
    • Люмбальную пункцию, направленную на поиск в ликворе следов крови, свидетельствующей о травме;
    • Электроэнцефалографию (ЭЭГ) с записью биоэлектрического потенциала мозга с целью выявления нарушений проводимости;
    • Офтальмоскопию, которая способна показать кровоизлияние в сетчатку глаза, являющуюся одним из осложнений ЧМТ;
    • Ангиографию, направленную на выявление бессосудистой зоны, лишенной кровоснабжения из-за ЧМТ;
    • Краниографию – особый вид рентгенографии черепа, применяемой при черепно-мозговых травмах;
    • Нейросонографию – вид УЗИ, проводимый для самых маленьких. Это довольно простой и безболезненный метод исследования, который позволяет выявить патологические изменения в мозге детей до 2 лет. Такое возрастное ограничение связано с анатомическими особенностями детской головки. До 2 лет кости черепа не плотные и изображение при исследовании четкое, но окостенение с возрастом делает картинку размытой. Для ультразвукового метода отсутствуют противопоказания, его можно выполнить то час, и практически каждая детская больница оснащена таким прибором.

    Последствия после ЧМТ можно разделить на две большие группы - внутричерепные и внечерепные. К наиболее опасным внутричерепным осложнениям относят менингиты, энцефалиты и абсцесс мозга, который может быть, как ранним и развиваться около 3 месяцев после травмы, так и поздним, отсроченным, появляющимся спустя 3 месяца после ЧМТ. Чаще всего абсцесс формируется как исход энцефалита, поэтому в своем образовании он проходит гнойно-некротическую стадию энцефалита, стадию капсулы с гноем – пиогенной и терминальную с организацией этой капсулы.

    Список внечерепных осложнений представлен пневмонией, острой сердечной недостаточностью, нарушением функций печени и почек, астеническим синдромом. Этот синдром представляет собой самое частое последствие ЧМТ любых возрастов и включает в себя повышенную утомляемость, раздражительность, замкнутость.

    На фоне ЧМТ может развиться и вегетодистония, которая характеризуется изменениями артериального давления как в сторону снижения, так и увеличения, а также сбоями в системе терморегуляции. Тяжелые последствия после ЧМТ возглавляет эпилепсия, которая возникает у 10-20% детей. Чаще всего она образуется в первые 18 месяцев после травмы головы. Часто у ребенка степень тяжести ЧМТ не соответствует развивающимся последствиям ввиду детских анатомо-физиологических особенностей.

    Лечение ушибов головного мозга

    Травмы головы требуют обязательного вызова скорой медицинской помощи. Однако, чтобы облегчить состояние ребенка, можно самостоятельно оказать ему первую помощь. При отсутствии явных повреждений покровов головы, следует приложить к месту ушиба холодный компресс. Это уменьшает болевые ощущения, снимает отечность тканей мозга и способно приостановить кровотечение за счет рефлекторного спазма сосудов, как реакция на холод.

    Также кровотечение останавливают методом тампонирования. Прикладывают к месту раны сухую чистую материю, если она пропитывается кровью, накладывают новую, если по прошествии 15 минут кровотечение не уменьшилось, необходимо срочно вызывать врача, так как ребенок уже потерял много крови и продолжает терять. Соотношение потерь крови малыша и взрослого разнятся. Грудничку достаточно потерять 150-200 мл и это будет ударом для его несформированного организма.

    Любая ЧМТ головы требует покоя, однако, по возможности, не следует давать ребенку уснуть следующий час после ушиба. Иначе станет невозможно определить тяжесть его состояния. Следует даже разбудить малыша среди ночи, задать ему простые вопросы или оценить его координацию. Следует обратить внимание на зрачки ребенка, если они неодинаковы по размеру, то это показатель тяжелого состояния мозга. Повторные эпизоды рвоты, также тревожный звонок для родителя. Нужно немедленно вызывать врача.

    При потере сознания, следует уложить головку ребенка набок, чтобы при рвоте массы не попали ему в дыхательные пути. А при подозрении на травму позвоночника, сопряженную с ушибом головы, следует очень бережно переворачивать туловище ребенка. По возможности лучше не делать этого вовсе.

    В больнице для лечения ушибов головного мозга используют как терапевтические, так и хирургические методы. В зависимости от тяжести ушиба. Терапевтическая помощь сводится к медикаментозному устранению повышенного внутричерепного давления, снятию боли и предупреждению развития отека мозга. Осложнения, возникшие при травме, такие как сдавление вещества мозга, кровоизлияния, вдавление в мозг костных отломков черепа, требуют неотложной нейрохирургической помощи.

    Специфической профилактики для предотвращения травм головы у детей не существует. Нет вакцины, которая убережет малыша от ушиба, нет таблетки, которая защитит его от ЧМТ и других травм. Профилактика полностью ложится на плечи родителей и воспитателей, она складывается из контроля за своими детьми. А также за обучением их осторожности.

    Ввиду особенностей анатомического строение детской головки не стоит отклонять предложение врача скорой помощи в госпитализации ребенка. Даже если его состояние кажется нормальным. Отдаленные последствия травмы головы так характерны для деток. А госпитализация в больницу позволит понаблюдать за состоянием ребенка. Внимательное оберегание здоровья своего ребенка – ключ к качественной и счастливой семейной жизни.

    Видео

    Пока ребенок вырастит и станет взрослым, его сопутствуют множество болезней.

    Некоторыми из них, просто необходимо поневоле переболеть в детстве, с другими не обязательно сталкиваться, но все же 80-90 % малышей болеют, а третьи возникают вследствие совокупных действий ребенка и родителей.

    К ним относится черепно-мозговая травма у детей .
    То есть болезнью невозможно заразиться и не передается по наследству.

    Все дело в халатности родителей и не правильных действий самих детей.

    Тем не менее, большая вероятность, что малыш, как только начинает ходить, очень легко может получить травму головы в той, или иной степени.

    В отличие от взрослых, определить степень тяжести у детей раннего возраста намного тяжелее, также восстанавливается детский организм при одинаковых ушибах намного дольше. В некоторых случаях, процесс полностью не возвратимый.

    Один и двойной удар

    При прямом единичном ударе, спереди, мозг по инерции травмируется об заднюю стенку черепа, при двойном ударе (противоударе), происходит частичное отслаивание мозга и травма возникает как спереди, так и сзади.

    Повреждение в детском возрасте при отсутствии симптомов, и каких либо признаков, могут проявиться после 18-20 лет. А такая болезнь как эпилепсия или опухоли, дают о себе знать даже в старшем возрасте.

    Сильные гематомы, полученные в детстве, провоцируют частичное, местное, внутреннее кровоизлияния, о котором пациент может и не догадываться, но в дальнейшим может побудить рак мозга.

    Еще одна особенность, кость черепа, которая исполняет защитные функции мозга, в несколько раз слабее у детей, в отличие от взрослого, поэтому не сильный удар, способен пробить защитный слой и повредить мозг.

    Слабые, или незначительные черепно-мозговые травмы, часто имеют схожесть симптомов с болями головы, переходным периодом подростка.

    Не все последствия ЧМТ провоцируют кровоизлияния или боли головы.
    Часто симптомами служит заторможенная реакция, плохая память, умственные или физические трудности в школе. Малыш чувствует раздраженность при малейших всплесках.

    Что же относится к черепно-мозговой травме у детей

    Любая травма или удар по голове, относится к диагнозу ЧМТ и не важно, был, поврежден непосредственно мозг, или нет.
    Все переломы любой тяжести и степени (открытые и закрытые).

    Потеря сознания на небольшой период. Происходит по разным причинам, сотрясением, перегревом на солнце, удушливое помещение с недостаточным количеством кислорода, тяжелая работа, кратковременные большие нагрузки.

    Появление крови в области мозга, под или над защитной оболочкой (эпидуральная или субдуральная гематомы), которая полностью обволакивает мозг и действует как дополнительная защита.

    Кровоизлияния. Оно бывает двух видов.

    Кровоизлияние непосредственно в сам мозг. При несвоевременном оказании медицинской помощи, наступает паралич тех органов, за которые отвечала поврежденная часть мозга.

    Второй вид, кровоизлияние в пространство вокруг мозга.

    Причины ЧМТ у детей

    Выше, мы уже частично рассмотрели возможные причины.
    По мнению медиков, их большое количество.

    • Перелом черепа и повреждение тканей вокруг головы, шеи.
    • Различные удары, травмы, повреждение спины и основных нервов в верхней части туловища человека.
    • Частичная потеря крови
    • Отсутствие подачи на некоторое время кислорода (кислородное голодание).
    • Длительное пребывание в разреженном пространстве. Касается людей и альпинистов, которые преодолеваю высокие горные вершины.
    • Длительное пребывание в помещении с повышенным СО.
    • Высокое давление внутри головного мозга.
    • Проникающие инфекции, занесены как внутри организма, так и с внешней среды.

    Характер черепно-мозговой травмы

    По характеру, Черепно - мозговая травма у детей, делится на два типа: Закрытая и открытая.

    Закрытой травмой головы, называется повреждения, нанесенное с внешней стороны, при отсутствие повреждений апоневроза, то есть мягкие ткани головы не повреждены и попадание какой либо инфекции с внешне не возможно.

    Открытая травма головы, сопровождается переломами кости с повреждением мягких тканей (режущие или рваные раны). При этом открыт вход воздуха и возможность инфекций.
    Всегда сопровождается внешним кровотечением из раны.

    Степени тяжести после ЧМТ

    Черепно - мозговая травма у детей, как и у взрослых, разделяется на несколько степеней тяжести, которая характерна разными симптомами.

    Первая степень, человек удовлетворительно себя чувствует, не наблюдается, кровоточи, разум и сознание работают без отклонений. Наблюдаются легкая форма признаков и симптомов, указывающих на травму. В дальнейшем, нет угрозы для здоровья.

    Вторая степень, характерна здравомыслящему разуму, со слегка притупленным мышлением, жизни важные органы не повреждены и угрозы для здоровья не наблюдается.
    При лечении, положительный прогноз вплоть до полного восстановления.

    Третий, тяжелое состояние, при котором больной находится в сознание, но путается с мыслями, нарушена координация, умеренно сильно выражены 1-2 симптомы. Притупление зрительной реакции.

    Менингиальные симптомы (раздражение оболочки мозга).

    Проверяется очень просто.
    Без особых усилий, необходимо наклонить голову больного вниз, так чтобы подбородком достал груди. При подобных симптомах ЧМТ, сделать это будет не возможно и появится сопротивление, которое сопровождается болями.

    Симптомы Кернига

    Для проверки, больного кладут на твердую горизонтальную поверхность, на спину. Сначала сгибают ногу в колене, после чего, в тазобедренном суставе, так чтобы угол голени с телом составил 90 градусов, после чего, пытаются разогнуть нону в колене.
    Сделать это будет трудно. Разгибание сопровождается сильными болями в разном положении, в зависимости от степени повреждения.

    Крайне выражены признаки эпилепсии, и нервные припадки. Повреждены жизни важные органы, все факторы указывают на тяжелую и порой полностью не излечимую болезнь.
    Проведя длительное время в тяжелом состоянии, приводит к смерти.

    Степень крайне тяжелого состояния.

    Отсутствие, какого либо сознания, в большинстве случаев, пациент впадает в кому. Выраженные нарушения жизни важных органов по нескольким симптомам.

    Симптомы сотрясение мозга у детей

    Сотрясение, сопровождается кратковременным обмороком .
    Человек на несколько секунд теряет сознание. Первое, что однозначно указывает на сотрясение, это появление рвоты за несколько минут после того, как человек приходит в себя. Помимо этого, присутствует головокружение разной степени, зависящей от стойкости вестибулярного аппарата человека и тяжести травмы, появляется слабость тела, боли при резких движениях. Спустя 10 - 20 минут, иногда и после часа, появляется сонливость.

    Запомните , никогда не давайте человеку уснуть в первые несколько часов после травмы.
    Нарушается координация.

    В таких случаях, необходимо наддать первую помощь, о которой мы расскажем дальше, и вызвать скорую помощь.

    При ушибах головы, в частности, как и при сотрясении мозга, симптомы практически одинаковы.

    • Это кратковременная потеря сознания,
    • появление сонливости,
    • сильные или умеренные головные боли,
    • разбалансированность в координациях,
    • Головокружение.

    При подобных симптомах, немедленно вызывайте скорую помощь.

    Ушибы разделяют на 3 формы: легкая, средняя, тяжелая.

    • Легкая степень, характеризуется кратковременной болью, отсутствием тошноты и рвоты, без потери сознания, хотя в некоторых случая, кратковременная потеря сознания возможна.
      Возможно сопровождением артериальной тахикардии.
      Повреждение внешних покровов головы.
    • Средняя степень, обусловлена потерей сознания до часа-полутора, частичная амнезия, сопровождается рвотой, постоянной головной болью, нарушенной координацией, гипертонией, изменением в работе сердца, жизни важные функции в удовлетворительном состоянии. Достаточно длительная реабилитация.
      Усталость в теле и общем недомоганием, нарушением речи, режущая боль в глазах при ярком освещении. Часто сопровождается с переломами кости (черепа).
    • Тяжелая степень с долговременной потерей сознания до нескольких дней, потери памяти до 2-х недель, задержка дыхания, нарушение основных жизненно важных функций человека, повышение давления, температура, общая слабость, которая сопровождается до нескольких недель.

    В некоторых случаях приводит к параличу. Сопровождается многочисленными переломами.

    Первая помощь пострадавшему при черепно - мозговой травме ЧМТ (сотрясение)

    При любых степенях тяжести (кроме самой тяжелой), следует в первую очередь, при потерях сознания, привести человека в чувство.

    В бессознательном состоянии, больного кладут на бок или на спину, повернув голову в сторону, тем самым предотвратив захлебывание от собственной рвоты.

    При сознании, лучше аккуратно положить на спину и откатить голову назад, тем самым давая воздуху беспрепятственно прохождение. Если пострадавший в сознание и может что-то вам сказать, лучше не трогать и не переносить на другое место до приезда скорой помощи.

    При открытых травмах, как можно быстрее следует остановить кровь, наложив повязку, или плотно прижать к ране. Как правило, повязка делается из гемостатической губки.

    При отсутствии признаков самостоятельного дыхания, прибегают к искусственному. Но сразу могу уверенно заявить, это должен делать человек, который имеет подобную практику. Первый раз без навыков, вряд ли у вас что-то получится.
    На закрытую черепно-мозговую травму, можно положить мокрое холодное полотенце, или лед.