Из каких отделов состоит мозг человека. Головной мозг

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Данная статья посвящена мозгу человека, более сложному и высокоорганизованному, чем мозг животных. Однако существует значительное сходство в устройстве мозга человека и других млекопитающих, как, впрочем, и большинства видов позвоночных.

Звук, воспринимаемый только людьми в возрасте до 20 лет. Объяснение очень просто - когда человек достигает своего пожилого возраста, они теряют способность слышать звуки более высоких тонов, поэтому только люди в возрасте до 20 лет могут их воспринимать.

Ян Пуркинье, основатель современной нейронауки, в детстве обнаружил интересную галлюцинацию. Закрыв глаза и прислонившись к солнцу, он начал двигать рукой вперед и назад от лица к солнцу. Через несколько минут было отмечено, что различные красочные формы, которые умножаются и становятся более сложными, можно увидеть.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА характеризуется высоким развитием больших полушарий; они составляют более двух третей его массы и обеспечивают такие психические функции, как мышление, научение, память. На этом поперечном срезе показаны и другие крупные структуры мозга: мозжечок, продолговатый мозг, мост и средний мозг.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела периферическими нервами – двигательными и чувствительными. См. также НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Эта стимуляция создает короткое замыкание в зрительной коре головного мозга, клетки начинают зажигаться непредсказуемым образом, что приводит к появлению мнимых изображений. Посмотрите на центральную точку черного и белого в течение как минимум 30 секунд, затем посмотрите на стену и увидите яркое пятно.

Посмотрите на красные глаза попугая, пока он не будет пронумерован в 20, а затем быстро посмотрите на квадрат пустой ячейки. Вы должны увидеть смутное изображение зелено-голубой птицы. Если вы сделаете то же самое, но с зеленой птицей, изображение другой фиолетовой птицы появится в клетке.

Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария, скрывающие под собой более глубинные образования. Поверхность полушарий покрыта бороздами и извилинами, увеличивающими поверхность коры (наружного слоя мозга). Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.

Травма от детства поражает белое вещество

Было обнаружено, что в случае взрослых, испытавших жестокое детское насилие, критические последствия имеют нервные связи в области мозга, связанные с эмоциями, вниманием и другими когнитивными процессами. Предыдущие исследования показали, что люди, которые пострадали от пренебрежения и злоупотребления детства, подвергаются уменьшению объема белого вещества в разных областях мозга. Белое вещество состоит из аксонов миелина, которые представляют собой проекции нервных клеток, которые позволяют электрическим импульсам перемещаться и передавать информацию, в то время как миелин выделяет части этих клеток.

Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам.

Головной и спинной мозг защищены костными футлярами – черепом и позвоночником. Между веществом мозга и костными стенками располагаются три оболочки: наружная – твердая мозговая оболочка, внутренняя – мягкая, а между ними – тонкая паутинная оболочка. Пространство между оболочками заполнено спинномозговой (цереброспинальной) жидкостью, которая по составу сходна с плазмой крови, вырабатывается во внутримозговых полостях (желудочках мозга) и циркулирует в головном и спинном мозгу, снабжая его питательными веществами и другими необходимыми для жизнедеятельности факторами.

Милин помогает этим электрическим импульсам протекать быстрее, обеспечивая эффективную передачу информации. Объем и структура белого вещества коррелируют с способностью людей учиться, и этот компонент мозга развивается на протяжении ранней зрелости, в отличие от серого вещества.

Люди, которые подвергались насилию в детстве, имели более тонкий слой миелина в высоком проценте нервных волокон. Исследователи также отметили, что аномальное молекулярное развитие специфически затрагивает клетки, участвующие в продуцировании и поддержании миелина.

Кровоснабжение головного мозга обеспечивают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга составляет всего 2,5% веса тела, к нему постоянно, днем и ночью, поступает 20% циркулирующей в организме крови и соответственно кислорода. Энергетические запасы самого мозга крайне невелики, так что он чрезвычайно зависим от снабжения кислородом. Существуют защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы. Особенностью мозгового кровообращения является также наличие т.н. гематоэнцефалического барьера. Он состоит из нескольких мембран, ограничивающих проницаемость сосудистых стенок и поступление многих соединений из крови в вещество мозга; таким образом, этот барьер выполняет защитные функции. Через него не проникают, например, многие лекарственные вещества.

Также затронута связь ключевых областей мозга. Исследователи заметили, что пораженные аксоны были необычайно толстыми. Считается, что эти специфические изменения могут отрицательно влиять на связь между передней корой хвоста, области мозга, участвующей в обработке эмоций и когнитивного функционирования, и связанных областях мозга. Эти аффилированные области включают в себя миндалину, которая играет ключевую роль в регулировании эмоций, а ядро ​​упирается, которое участвует в системе вознаграждения мозга.

Это может объяснить, почему люди, которые подвергались насилию в детском процессе, испытывают разные эмоции и подвергаются негативным последствиям для психического здоровья, а также злоупотребляют психоактивными веществами. Вы, конечно, слышали, что мозг - это сто миллиардов нейронов. Но откуда взялось это число?

КЛЕТКИ МОЗГА

Клетки ЦНС называются нейронами; их функция – обработка информации. В мозгу человека от 5 до 20 млрд. нейронов. В состав мозга входят также глиальные клетки, их примерно в 10 раз больше, чем нейронов. Глия заполняет пространство между нейронами, образуя несущий каркас нервной ткани, а также выполняет метаболические и другие функции.

Нейроны являются основным строительным материалом любой нервной системы - кирпичей. Это конкретная ячейка, ветви ветви дерева, соприкасающиеся с теми же основаниями соседних ячеек и образующие огромную сеть, которая является нашим мозгом, обрабатывает информацию об окружающей среде, контролирует наши действия и даже контролирует бессознательные функции тела. Именно нейронный мозг выполняет различные действия быстрее и эффективнее, чем любая машина. Учитывая непременный характер этих клеток, можно предположить, что ученые знают точное количество своих целей.



НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ мозга передают импульсы от аксона одной клетки к дендриту другой через очень узкую синаптическую щель; эта передача осуществляется с помощью химических нейромедиаторов.

Нейрон, как и все другие клетки, окружен полупроницаемой (плазматической) мембраной. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. У большинства нейронов много ветвящихся дендритов, но лишь один аксон. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Тело нейрона содержит ядро и другие органеллы, такие же, как и в других клетках тела (см. также КЛЕТКА).

Используя учебники по нейробиологии или научные журналы, вы обнаружите, что обычно существует неплохая круглая цифра в 100 миллиардов. Оказывается, что в среднем человеческом мозге около 86 миллиардов нейронов, но ни в одном из мозга они не нашли 100 миллиардов. Возможно, это может оказаться 14 миллиардов долларов. нейроны - не столько большая разница. Но это мозг бабуина или половина мозга гориллы, поэтому разница не такая маленькая.

Млекопитающие, такие как приматы и киты, такие как дельфины, имеют мозг больше, чем, скажем, насекомое, и характеризуются тем, что можно признать пропорционально большим в умственных способностях. Таким образом, вывод состоит в том, что размер мозга является хорошим показателем когнитивной способности. Однако правило «больше означает лучшее» разрушается путем сравнения разных типов людей. Например, мозг коровы больше, чем любой мозг обезьяны, но у коров есть не менее разумные способности для большинства приматов.

Нервные импульсы. Передача информации в мозгу, как и нервной системе в целом, осуществляется посредством нервных импульсов. Они распространяются в направлении от тела клетки к концевому отделу аксона, который может ветвиться, образуя множество окончаний, контактирующих с другими нейронами через узкую щель – синапс; передача импульсов через синапс опосредована химическими веществами – нейромедиаторами.

Наиболее красноречивым доказательством того, что «больше не значит лучше», является выравнивание мозга людей и крупных млекопитающих, таких как киты или слоны. Почему, следовательно, люди не были захвачены лисами в шесть раз больше человеческого мозга?

Этот миф произошел со времен Аристотеля, который в 335 году до нашей эры. Нашей эры писал: «Из всех животных человеческий мозг является самым большим по сравнению с его размером тела». Да, отношение человеческого мозга к телу огромно, по сравнению, например, с слоном, но простая мышь и даже некоторые маленькие птицы могут похвастаться подобными отношениями. Таким образом, ученые разработали более сложную систему оценки, известную как фактор энцефализации, которая измеряет отношение мозга головного мозга к размеру тела по сравнению с другими животными аналогичного размера.

Нервный импульс обычно зарождается в дендритах – тонких ветвящихся отростках нейрона, специализирующихся на получении информации от других нейронов и передаче ее телу нейрона. На дендритах и, в меньшем числе, на теле клетки имеются тысячи синапсов; именно через синапсы аксон, несущий информацию от тела нейрона, передает ее дендритам других нейронов.

В этом случае не только факт, что объем мозга увеличивается с увеличением размеров тела, но также и то, что объем мозга не обязательно изменяется пропорционально увеличению тела. Этот человеческий фактор является самым большим по сравнению с любым другим живым существом на нашей планете.

Интересные факты о человеческом мозге. Мозг подобен мышце - чем больше вы тренируетесь, тем больше он растет. Самый быстрый мозг развивается от 2 до 11 лет. Регулярная молитва - это замедление дыхания и нормализация мозговых волн, что полезно для самовосстановления организма. Верные люди посещают 36% своего врача. реже, чем другие.

В окончании аксона, которое образует пресинаптическую часть синапса, содержатся маленькие пузырьки с нейромедиатором. Когда импульс достигает пресинаптической мембраны, нейромедиатор из пузырька высвобождается в синаптическую щель. Окончание аксона содержит только один тип нейромедиатора, часто в сочетании с одним или несколькими типами нейромодуляторов (см. ниже Нейрохимия мозга).

Чем более образованный человек, тем меньше вероятность заболевания мозга. Интеллектуальная деятельность стимулирует рост лишней ткани, которая компенсирует недомогание. Заниматься новой, необычной деятельностью - лучший способ развить мозг. Общение с людьми с высшим интеллектом также является отличным инструментом для развития мозга.

Крупнейшим в мире донором мозга является Мандатский орден монашеских учителей. Около девяноста тысяч единиц мозга пожертвовали завещания жен. Крейтон Карвель был самой уникальной фотографической памятью: он только уставился на 6-карточную последовательность дров.

Нейромедиатор, выделившийся из пресинаптической мембраны аксона, связывается с рецепторами на дендритах постсинаптического нейрона. Мозг использует разнообразные нейромедиаторы, каждый из которых связывается со своим особым рецептором.

С рецепторами на дендритах соединены каналы в полупроницаемой постсинаптической мембране, которые контролируют движение ионов через мембрану. В покое нейрон обладает электрическим потенциалом в 70 милливольт (потенциал покоя), при этом внутренняя сторона мембраны заряжена отрицательно по отношению к наружной. Хотя существуют различные медиаторы, все они оказывают на постсинаптический нейрон либо возбуждающее, либо тормозное действие. Возбуждающее влияние реализуется через усиление потока определенных ионов, главным образом натрия и калия, через мембрану. В результате отрицательный заряд внутренней поверхности уменьшается – происходит деполяризация. Тормозное влияние осуществляется в основном через изменение потока калия и хлоридов, в результате отрицательный заряд внутренней поверхности становится больше, чем в покое, и происходит гиперполяризация.

Обычно мы используем 5-7% нашей жизни. ваш мозговой потенциал. Трудно даже представить, сколько всего было бы сделано и было бы найдено человеком, если бы он использовал хотя бы вторую. Для кого у нас такие запасы, ученые еще не пришли к выводу. Говоря о дислексии, мы говорим о процессе чтения. Чтение - это познавательное поведение и поэтому обрабатывается мозгом. Поэтому, когда мы говорим о чтении, мы должны поговорить о чем-то, что связано с мозгом.

Но что это? В последнее время значительное внимание и интерес уделено тому, насколько грубо дислексический мозг и как он работает. Ниже следует исследование научного подхода к дислексии, основанного на моих знаниях до сих пор. Если мы используем мозг в качестве отправной точки, мы сталкиваемся с такими вопросами, как.

Функция нейрона состоит в интеграции всех воздействий, воспринимаемых через синапсы на его теле и дендритах. Поскольку эти влияния могут быть возбуждающими или тормозными и не совпадать по времени, нейрон должен исчислять общий эффект синаптической активности как функцию времени. Если возбуждающее действие преобладает над тормозным и деполяризация мембраны превышает пороговую величину, происходит активация определенной части мембраны нейрона – в области основания его аксона (аксонного бугорка). Здесь в результате открытия каналов для ионов натрия и калия возникает потенциал действия (нервный импульс).

Мозг состоит из миллиардов нервных клеток или нейронов, которые взаимодействуют друг с другом через электрохимический путь. Хотя мозг функционирует как автономный объект, существуют инфраструктура и подсистемы. Он разделен на левое и правое полушария, которые связаны с «медулобием». В большинстве людей левая сторона отвечает за восприятие и производство речи, а правое полушарие играет важную роль в визуально-пространственной информации. Каждое полушарие покрыто корой или кожурой с белым веществом под ним.

Кора содержит в основном тело нервных клеток. Белое вещество содержит соединения. Клетки в коре начинаются с более глубоких областей коры во время роста до рождения. Не все ячейки достигают своего конечного пункта назначения. Они могут быть сгруппированы в кластеры клеток по пути. Эти группы отклоняющихся клеток называются эпитопами.

Этот потенциал распространяется далее по аксону к его окончанию со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с (чем толще аксон, тем выше скорость проведения). Когда потенциал действия достигает окончания аксона, активируется еще один тип ионных каналов, зависящий от разности потенциалов, – кальциевые каналы. По ним кальций входит внутрь аксона, что приводит к мобилизации пузырьков с нейромедиатором, которые приближаются к пресинаптической мембране, сливаются с ней и высвобождают нейромедиатор в синапс.

Кора каждого полушария разделена на четыре функциональные области: лобную, теменную, временную и затылочную. Все эти области вовлечены в сложный процесс чтения, особенно временную и затылочную область, а также опосредованную область между ними, теменной доле.

Нервные клетки взаимодействуют друг с другом электрохимически. Эта электрическая активность может быть измерена вне мозга с помощью электроэнцефалограммы и методов, полученных из нее. Что такое специалист по поводу дислексического мозга? Несмотря на обширные научные исследования, есть еще больше вопросов, чем ответов. Недавние исследования пролили некоторый свет на эту тему, но важно провести различие между ответами, связанными со структурой, анатомией мозга и теми, которые связаны с ее физиологией или функцией.

Миелин и глиальные клетки. Многие аксоны покрыты миелиновой оболочкой, которая образована многократно закрученной мембраной глиальных клеток. Миелин состоит преимущественно из липидов, что и придает характерный вид белому веществу головного и спинного мозга. Благодаря миелиновой оболочке скорость проведения потенциала действия по аксону увеличивается, так как ионы могут перемещаться через мембрану аксона лишь в местах, не покрытых миелином, – т.н. перехватах Ранвье. Между перехватами импульсы проводятся по миелиновой оболочке как по электрическому кабелю. Поскольку открытие канала и прохождение по нему ионов занимает какое-то время, устранение постоянного открывания каналов и ограничение их сферы действия небольшими зонами мембраны, не покрытыми миелином, ускоряет проведение импульсов по аксону примерно в 10 раз.

Каковы анатомические особенности дислексического мозга? Эктопические клетки были обнаружены в мозге всех дислектиков, исследованных в ходе программы анатомических исследований Гарвардского университета. Они были идентифицированы во многих местах, но, в частности, в левых затылочных и лобных долях, то есть в областях, важных для языка.

Другие исследователи показали, что временное поле представляет симметрию в дислексическом мозге, что не произошло в мозге большинства недислексий. В дислексическом мозге клетки большой клеточной системы оказываются меньше, чем обычно. Кажется, что две основные системы, большая ячейка и маленькая ячейка, участвуют в визуальном восприятии. Маленькая клеточная система была адаптирована для визуального восприятия форм и цветов, в то время как большая ячейка для восприятия движения. Система с большими ячейками играет важную роль в быстрых изменениях представлений только для чтения.

Только часть глиальных клеток участвует в формировании миелиновой оболочки нервов (шванновские клетки) или нервных трактов (олигодендроциты). Гораздо более многочисленные глиальные клетки (астроциты, микроглиоциты) выполняют иные функции: образуют несущий каркас нервной ткани, обеспечивают ее метаболические потребности и восстановление после травм и инфекций.

КАК РАБОТАЕТ МОЗГ

Рассмотрим простой пример. Что происходит, когда мы берем в руку карандаш, лежащий на столе? Свет, отраженный от карандаша, фокусируется в глазу хрусталиком и направляется на сетчатку, где возникает изображение карандаша; оно воспринимается соответствующими клетками, от которых сигнал идет в основные чувствительные передающие ядра головного мозга, расположенные в таламусе (зрительном бугре), преимущественно в той его части, которую называют латеральным коленчатым телом. Там активируются многочисленные нейроны, которые реагируют на распределение света и темноты. Аксоны нейронов латерального коленчатого тела идут к первичной зрительной коре, расположенной в затылочной доле больших полушарий. Импульсы, пришедшие из таламуса в эту часть коры, преобразуются в ней в сложную последовательность разрядов корковых нейронов, одни из которых реагируют на границу между карандашом и столом, другие – на углы в изображении карандаша и т.д. Из первичной зрительной коры информация по аксонам поступает в ассоциативную зрительную кору, где происходит распознавание образов, в данном случае карандаша. Распознавание в этой части коры основано на предварительно накопленных знаниях о внешних очертаниях предметов.

Планирование движения (т.е. взятия карандаша) происходит, вероятно, в коре лобных долей больших полушарий. В этой же области коры расположены двигательные нейроны, которые отдают команды мышцам руки и пальцев. Приближение руки к карандашу контролируется зрительной системой и интерорецепторами, воспринимающими положение мышц и суставов, информация от которых поступает в ЦНС. Когда мы берем карандаш в руку, рецепторы в кончиках пальцев, воспринимающие давление, сообщают, хорошо ли пальцы обхватили карандаш и каким должно быть усилие, чтобы его удержать. Если мы захотим написать карандашом свое имя, потребуется активация другой хранящейся в мозге информации, обеспечивающей это более сложное движение, а зрительный контроль будет способствовать повышению его точности.

На приведенном примере видно, что выполнение довольно простого действия вовлекает обширные области мозга, простирающиеся от коры до подкорковых отделов. При более сложных формах поведения, связанных с речью или мышлением, активируются другие нейронные цепи, охватывающие еще более обширные области мозга.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг можно условно разделить на три основные части: передний мозг, ствол мозга и мозжечок. В переднем мозгу выделяют большие полушария, таламус, гипоталамус и гипофиз (одну из важнейших нейроэндокринных желез). Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, моста (варолиева моста) и среднего мозга.

Большие полушария – самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.

Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. В коре лобных долей содержатся центры, регулирующие двигательную активность, а также, вероятно, центры планирования и предвидения. В коре теменных долей, расположенных позади лобных, находятся зоны телесных ощущений, в том числе осязания и суставно-мышечного чувства. Сбоку к теменной доле примыкает височная, в которой расположены первичная слуховая кора, а также центры речи и других высших функций. Задние отделы мозга занимает затылочная доля, расположенная над мозжечком; ее кора содержит зоны зрительных ощущений.

Области коры, непосредственно не связанные с регуляцией движений или анализом сенсорной информации, именуются ассоциативной корой. В этих специализированных зонах образуются ассоциативные связи между различными областями и отделами мозга и интегрируется поступающая от них информация. Ассоциативная кора обеспечивает такие сложные функции, как научение, память, речь и мышление.



КОРА МОЗГА покрывает поверхность больших полушарий с ее многочисленными бороздами и извилинами, за счет которых площадь коры значительно увеличивается. Различают ассоциативные зоны коры, а также сенсорную и моторную кору – области, в которых сосредоточены нейтроны, иннервирующие различные части тела.

Подкорковые структуры. Ниже коры залегает ряд важных мозговых структур, или ядер, представляющих собой скопление нейронов. К их числу относятся таламус, базальные ганглии и гипоталамус. Таламус – это основное сенсорное передающее ядро; он получает информацию от органов чувств и, в свою очередь, переадресует ее соответствующим отделам сенсорной коры. В нем имеются также неспецифические зоны, которые связаны практически со всей корой и, вероятно, обеспечивают процессы ее активации и поддержания бодрствования и внимания. Базальные ганглии – это совокупность ядер (т.н. скорлупа, бледный шар и хвостатое ядро), которые участвуют в регуляции координированных движений (запускают и прекращают их).

Гипоталамус – маленькая область в основании мозга, лежащая под таламусом. Богато снабжаемый кровью, гипоталамус – важный центр, контролирующий гомеостатические функции организма. Он вырабатывает вещества, регулирующие синтез и высвобождение гормонов гипофиза (см. также ГИПОФИЗ). В гипоталамусе расположены многие ядра, выполняющие специфические функции, такие, как регуляция водного обмена, распределения запасаемого жира, температуры тела, полового поведения, сна и бодрствования.

Ствол мозга расположен у основания черепа. Он соединяет спинной мозг с передним мозгом и состоит из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга.

Через средний и промежуточный мозг, как и через весь ствол, проходят двигательные пути, идущие к спинному мозгу, а также некоторые чувствительные пути от спинного мозга к вышележащим отделам головного мозга. Ниже среднего мозга расположен мост, связанный нервными волокнами с мозжечком. Самая нижняя часть ствола – продолговатый мозг – непосредственно переходит в спинной. В продолговатом мозгу расположены центры, регулирующие деятельность сердца и дыхание в зависимости от внешних обстоятельств, а также контролирующие кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника.

На уровне ствола проводящие пути, связывающие каждое из больших полушарий с мозжечком, перекрещиваются. Поэтому каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела и связано с противоположным полушарием.

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Через проводящие пути моста он связан с вышележащими отделами мозга. Мозжечок осуществляет регуляцию тонких автоматических движений, координируя активность различных мышечных групп при выполнении стереотипных поведенческих актов; он также постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений.

Другие системы. Лимбическая система – широкая сеть связанных между собой областей мозга, которые регулируют эмоциональные состояния, а также обеспечивают научение и память. К ядрам, образующим лимбическую систему, относятся миндалевидные тела и гиппокамп (входящие в состав височной доли), а также гипоталамус и ядра т.н. прозрачной перегородки (расположенные в подкорковых отделах мозга).

Ретикулярная формация – сеть нейронов, протянувшаяся через весь ствол к таламусу и далее связанная с обширными областями коры. Она участвует в регуляции сна и бодрствования, поддерживает активное состояние коры и способствует фокусированию внимания на определенных объектах.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА

С помощью электродов, размещенных на поверхности головы или введенных в вещество мозга, можно зафиксировать электрическую активность мозга, обусловленную разрядами его клеток. Запись электрической активности мозга с помощью электродов на поверхности головы называется электроэнцефалограммой (ЭЭГ). Она не позволяет записать разряд отдельного нейрона. Только в результате синхронизированной активности тысяч или миллионов нейронов появляются заметные колебания (волны) на записываемой кривой.


ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ мозга регистрируется с помощью электроэнцефалографа. Получаемые кривые – электроэнцефалограммы (ЭЭГ) – могут указывать на расслабленное бодрствование (альфа-волны), активное бодрствование (бета-волны), сон (дельта-волны), эпилепсию или реакцию на определенные стимулы (вызванные потенциалы).

При постоянной регистрации на ЭЭГ выявляются циклические изменения, отражающие общий уровень активности индивида. В состоянии активного бодрствования ЭЭГ фиксирует низкоамплитудные неритмичные бета-волны. В состоянии расслабленного бодрствования с закрытыми глазами преобладают альфа-волны частотой 7–12 циклов в секунду. О наступлении сна свидетельствует появление высокоамплитудных медленных волн (дельта-волн). В периоды сна со сновидениями на ЭЭГ вновь появляются бета-волны, и на основании ЭЭГ может создаться ложное впечатление, что человек бодрствует (отсюда термин «парадоксальный сон»). Сновидения часто сопровождаются быстрыми движениями глаз (при закрытых веках). Поэтому сон со сновидениями называют также сном с быстрыми движениями глаз (см. также СОН). ЭЭГ позволяет диагностировать некоторые заболевания мозга, в частности эпилепсию (см. ЭПИЛЕПСИЯ).

Если регистрировать электрическую активность мозга во время действия определенного стимула (зрительного, слухового или тактильного), то можно выявить т.н. вызванные потенциалы – синхронные разряды определенной группы нейронов, возникающие в ответ на специфический внешний стимул. Исследование вызванных потенциалов позволило уточнить локализацию мозговых функций, в частности связать функцию речи с определенными зонами височной и лобной долей. Это исследование помогает также оценить состояние сенсорных систем у больных с нарушением чувствительности.

НЕЙРОХИМИЯ МОЗГА

К числу самых важных нейромедиаторов мозга относятся ацетилхолин, норадреналин, серотонин, дофамин, глутамат, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК), эндорфины и энкефалины. Помимо этих хорошо известных веществ, в мозге, вероятно, функционирует большое количество других, пока не изученных. Некоторые нейромедиаторы действуют только в определенных областях мозга. Так, эндорфины и энкефалины обнаружены лишь в путях, проводящих болевые импульсы. Другие медиаторы, такие, как глутамат или ГАМК, более широко распространены.

Действие нейромедиаторов. Как уже отмечалось, нейромедиаторы, воздействуя на постсинаптическую мембрану, изменяют ее проводимость для ионов. Часто это происходит через активацию в постсинаптическом нейроне системы второго «посредника», например циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Действие нейромедиаторов может видоизменяться под влиянием другого класса нейрохимических веществ – пептидных нейромодуляторов. Высвобождаемые пресинаптической мембраной одновременно с медиатором, они обладают способностью усиливать или иным образом изменять эффект медиаторов на постсинаптическую мембрану.

Важное значение имеет недавно открытая эндорфин-энкефалиновая система. Энкефалины и эндорфины – небольшие пептиды, которые тормозят проведение болевых импульсов, связываясь с рецепторами в ЦНС, в том числе в высших зонах коры. Это семейство нейромедиаторов подавляет субъективное восприятие боли.

Психоактивные средства – вещества, способные специфически связываться с определенными рецепторами в мозгу и вызывать изменение поведения. Выявлено несколько механизмов их действия. Одни влияют на синтез нейромедиаторов, другие – на их накопление и высвобождение из синаптических пузырьков (например, амфетамин вызывает быстрое высвобождение норадреналина). Третий механизм состоит в связывании с рецепторами и имитации действия естественного нейромедиатора, например эффект ЛСД (диэтиламида лизергиновой кислоты) объясняют его способностью связываться с серотониновыми рецепторами. Четвертый тип действия препаратов – блокада рецепторов, т.е. антагонизм с нейромедиаторами. Такие широко используемые антипсихотические средства, как фенотиазины (например, хлорпромазин, или аминазин), блокируют дофаминовые рецепторы и тем самым снижают эффект дофамина на постсинаптические нейроны. Наконец, последний из распространенных механизмов действия – торможение инактивации нейромедиаторов (многие пестициды препятствуют инактивации ацетилхолина).

Давно известно, что морфин (очищенный продукт опийного мака) обладает не только выраженным обезболивающим (анальгетическим) действием, но и свойством вызывать эйфорию. Именно поэтому его и используют как наркотик. Действие морфина связано с его способностью связываться с рецепторами эндорфин-энкефалиновой системы человека (см. также НАРКОТИК). Это лишь один из многих примеров того, что химическое вещество иного биологического происхождения (в данном случае растительного) способно влиять на работу мозга животных и человека, взаимодействуя со специфическими нейромедиаторными системами. Другой хорошо известный пример – кураре, получаемое из тропического растения и способное блокировать ацетилхолиновые рецепторы. Индейцы Южной Америки смазывали кураре наконечники стрел, используя его парализующее действие, связанное с блокадой нервно-мышечной передачи.

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЗГА

Исследования мозга затруднены по двум основным причинам. Во-первых, к мозгу, надежно защищенному черепом, невозможен прямой доступ. Во-вторых, нейроны мозга не регенерируют, поэтому любое вмешательство может привести к необратимому повреждению.

Несмотря на эти трудности, исследования мозга и некоторые формы его лечения (прежде всего нейрохирургическое вмешательство) известны с древних времен. Археологические находки показывают, что уже в древности человек производил трепанацию черепа, чтобы получить доступ к мозгу. Особенно интенсивные исследования мозга проводились в периоды войн, когда можно было наблюдать разнообразные черепно-мозговые травмы.

Повреждение мозга в результате ранения на фронте или травмы, полученной в мирное время, – своеобразный аналог эксперимента, при котором разрушают определенные участки мозга. Поскольку это единственно возможная форма «эксперимента» на мозге человека, другим важным методом исследований стали опыты на лабораторных животных. Наблюдая поведенческие или физиологические последствия повреждения определенной мозговой структуры, можно судить о ее функции.

Электрическую активность мозга у экспериментальных животных регистрируют с помощью электродов, размещенных на поверхности головы или мозга либо введенных в вещество мозга. Таким образом удается определить активность небольших групп нейронов или отдельных нейронов, а также выявить изменения ионных потоков через мембрану. С помощью стереотаксического прибора, позволяющего ввести электрод в определенную точку мозга, исследуют его малодоступные глубинные отделы.

Другой подход состоит в том, что извлекают небольшие участки живой мозговой ткани, после чего ее существование поддерживают в виде среза, помещенного в питательную среду, или же клетки разобщают и изучают в клеточных культурах. В первом случае можно исследовать взаимодействие нейронов, во втором – жизнедеятельность отдельных клеток.

При изучении электрической активности отдельных нейронов или их групп в различных областях мозга вначале обычно регистрируют исходную активность, затем определяют эффект того или иного воздействия на функцию клеток. Согласно другому методу, через имплантированный электрод подается электрический импульс, с тем чтобы искусственно активировать ближайшие нейроны. Так можно изучать воздействие определенных зон мозга на другие его области. Этот метод электрической стимуляции оказался полезен при исследовании стволовых активирующих систем, проходящих через средний мозг; к нему прибегают также и при попытках понять, как протекают процессы научения и памяти на синаптическом уровне.

Уже сто лет назад стало ясно, что функции левого и правого полушарий различны. Французский хирург П.Брока, наблюдая за больными с нарушением мозгового кровообращения (инсультом), обнаружил, что расстройством речи страдали только больные с повреждением левого полушария. В дальнейшем исследования специализации полушарий были продолжены с помощью иных методов, например регистрации ЭЭГ и вызванных потенциалов.

В последние годы для получения изображения (визуализации) мозга используют сложные технологии. Так, компьютерная томография (КТ) произвела революцию в клинической неврологии, позволив получать прижизненное детальное (послойное) изображение структур мозга. Другой метод визуализации – позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) – дает картину метаболической активности мозга. В этом случае человеку вводится короткоживущий радиоизотоп, который накапливается в различных отделах мозга, причем тем больше, чем выше их метаболическая активность. С помощью ПЭТ было также показано, что речевые функции у большинства обследованных связаны с левым полушарием. Поскольку мозг работает с использованием огромного числа параллельных структур, ПЭТ дает такую информацию о функциях мозга, которая не может быть получена с помощью одиночных электродов.

Как правило, исследования мозга проводятся с применением комплекса методов. Например, американский нейробиолог Р.Сперри с сотрудниками в качестве лечебной процедуры производил перерезку мозолистого тела (пучка аксонов, связывающих оба полушария) у некоторых больных эпилепсией. В последующем у этих больных с «расщепленным» мозгом исследовалась специализация полушарий. Было выявлено, что за речь и другие логические и аналитические функции ответственно преимущественно доминантное (обычно левое) полушарие, тогда как недоминантное полушарие анализирует пространственно-временные параметры внешней среды. Так, оно активируется, когда мы слушаем музыку. Мозаичная картина активности мозга свидетельствует о том, что внутри коры и подкорковых структур существуют многочисленные специализированные области; одновременная активность этих областей подтверждает концепцию мозга как вычислительного устройства с параллельной обработкой данных.

С появлением новых методов исследования представления о функциях мозга, вероятно, будут видоизменяться. Применение аппаратов, позволяющих получать «карту» метаболической активности различных отделов мозга, а также использование молекулярно-генетических подходов должны углубить наши знания о протекающих в мозгу процессах. См. также НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ

У различных видов позвоночных устройство мозга удивительно схоже. Если проводить сопоставление на уровне нейронов, то обнаруживается отчетливое сходство таких характеристик, как используемые нейромедиаторы, колебания концентраций ионов, типы клеток и физиологические функции. Фундаментальные различия выявляются лишь при сравнении с беспозвоночными. Нейроны беспозвоночных значительно крупнее; часто они связаны друг с другом не химическими, а электрическими синапсами, редко встречающимися в мозгу человека. В нервной системе беспозвоночных выявляются некоторые нейромедиаторы, не свойственные позвоночным.

Среди позвоночных различия в устройстве мозга касаются главным образом соотношения отдельных его структур. Оценивая сходство и различия мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих (в том числе человека), можно вывести несколько общих закономерностей. Во-первых, у всех этих животных строение и функции нейронов одни и те же. Во-вторых, весьма сходны устройство и функции спинного мозга и ствола головного мозга. В-третьих, эволюция млекопитающих сопровождается ярко выраженным увеличением корковых структур, которые достигают максимального развития у приматов. У земноводных кора составляет лишь малую часть мозга, тогда как у человека – это доминирующая структура. Считается, однако, что принципы функционирования мозга всех позвоночных практически одинаковы. Различия же определяются числом межнейронных связей и взаимодействий, которое тем выше, чем более сложно организован мозг.

Головной мозг нашего организма, является очень важной и неотъемлемой составной частью нервной системы. Заключена эта структура системы, в черепной полости. Но, головной мозг нельзя рассматривать как нечто монолитное, он состоит из различных органов. Все эти органы, собранные в черепной коробке и представляют собой совокупность того, что мы называем головным мозгом. Давайте, более подробно, рассмотрим, из чего состоит наш головной мозг.

Большой мозг. Этот мозг, представляет собой самую объемную составляющую всего нашего головного мозга. Занимается этим органом, практически вся черепная полость. Составными частями большого мозга, являются две его половинки. Называются эти половинки – полушария мозга и разделяются они щелью, которая проходит вдоль всего большого мозга. Роландовая (сильвиевая) борозда, делит каждое из полушарий сбоку. Если быть предельно точными, то получается, что большой мозг разделен не на две половинки, а на четыре его части. Эти части называются доли мозга. Доли мозга, так же имеют свое деление и соответственно названия. Представлены доли большого мозга – теменной, лобной, затылочной и височной. Но, кроме того, что большой мозг имеет четырех дольных деления, он состоит из нескольких слоев. Слои большого мозга представлены:

Серым веществом. Это – непосредственно, так называемая, кора мозга (головного). Слой этот наружный и образован нервными клетками (телами нейронов).

Белым веществом . Это – субстанция мозга, по своей природе, являющаяся основной для всех остальных тканей мозга. Большую часть белого вещества составляют отростки нейронов или дендриты.

Мозолистым телом. Это - тело большого мозга, которое располагается между двух ранее упомянутых полушарий (левого и правого). Мозолистое тело, состоит из различных каналов нервной природы.

Желудочками головного мозга. Желудочки – это полости, связанные между собой. Всего таких полостей четыре. Через желудочки мозга,проходит транзит цереброспинальной жидкости.

Мозжечком. Это небольшой по размерам орган. Располагается мозжечок сразу под затылочным отделом мозга. Функциональная нагрузка мозжечка заключается в поддержании равновесного положения нашим телом. Именно мозжечок, координирует работу всей опорно двигательной системы нашего организма.

Мозговым мостом. Это - орган мозга, который отвечает за передачу нервных импульсов, которые обеспечивают работу двигательных и чувствительных функций нашего организма. Фактически – это передающий центр. Располагается мозговой мост впереди мозжечка, сразу же под затылочным отделом.

Продолговатым мозгом . Этот орган является, как бы, продолжением моста (мозгового). Особенность продолговатого мозга заключается в том,что он по ходу своего расположения контактирует с мозгом спинным. Если говорить проще, то переходит в него. Продолговатый мозг, выполняет ряд чрезвычайно важных для нашего организма функций. Он регулирует непроизвольные функции (дыхательный центр), регуляция определяет частоту нашего дыхания. Осуществляет регуляцию сжатия и расширения сосудов (центр сосудодвигательный), определяет работу рвотного центра.

Функции, которые выполняет головной мозг, чрезвычайно важны для всего организма. Поэтому, наш головной мозг надежно защищен черепной коробкой (прочная костная структура). Но, кроме того, что мозг защищается костями черепа, в его защиту включены еще и три оболочки. Оболочки эти, имеют названия – паутинная, твердая и мягкая. В функцию этих оболочек входит защита мозга от прямого контакта с костными структурами черепа. Уже упомянутые ранее желудочки нашего головного мозга, продуцируют цереброспинальную жидкость. Жидкость, эта является естественным амортизатором для головного мозга. (крайне важна в случаях удара по голове). Головной мозг отличает еще и то, что это довольно энергоемкая структура нашего организма. Около двадцати процентов всей энергии организма, потребляет именно головной мозг.