Сколько уровней в психологическом состоянии. Виды психических состояний

Психическое состояние

Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями , целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Структура состояний

Структура состояния

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1): Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости , воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти , формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия ». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации , агрессии , раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты , снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

Классификация состояний

Классификация состояний (Рис. 2)

Классификация состояний (Рис.3)

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности , интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта , состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 2). Более подробное объяснение данной классификации дано в (Рис.3). Исходя из данной классификации, можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта – в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1/ 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх , как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы – 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:

Тревога : 0.2/ 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.1 / 7.?
Любовь : 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление : 0.1/ 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2
Восхищение : 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

См. также

Литература

  1. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.
  2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохорова. 2004.
  3. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  4. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. – С. 526-528

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Психическое состояние" в других словарях:

    психическое состояние - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс» (см. психического как процесса концепция); подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия… … Большая психологическая энциклопедия

    Интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию,… … Психологический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 умонастроение (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Психическое состояние - – 1. термин, обозначающий состояние психических функций индивида на момент его исследования; 2. в психопатологии обозначается термином психический статус, при этом имеется в виду достаточно дифференцированное и обоснованное определёнными фактами… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Психическое состояние - психический статус, оценка комплекса психических показателей военнослужащего, характерного для данного момента времени. Психическое состояние является статической оценкой и отличается от оценки психических процессов, характеризующей развитие… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    - (status psychicus) 1) совокупность признаков психической деятельности, характеризующих ее состояние в данное время; 2) в психиатрии совокупность признаков психического расстройства, обнаруживаемых во время данного исследования … Большой медицинский словарь

    Психическое состояние - 1. В психологии: понятие, используемое, в отличие от понятия психический процесс, для изучения психики в статике. Одно и то же проявление психики может рассматриваться как процесс и состояние, например, аффект характеризует П.с. в определенный… … Толковый словарь психиатрических терминов

    ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента; это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности … Юридическая психология: словарь терминов

    Экспертная оценка способности обвиняемого понимать психическое состояние жертвы - Работники следствия и суда не всегда правильно оценивают действия лиц, совершающих насильственные посягательства с использованием психически беспомощного состояния потерпевшего. Приговоры подчас выносятся на основе обвинительных показаний… … Энциклопедия современной юридической психологии

Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом. Причем эта связь является настолько тесной, что различные очень сложно выделить, «развести». Так, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, и др.

Тем не менее существуют различные системы классификации психологических состояний. Наиболее часто выделяют состояния личности, состояния сознания, состояния интеллекта. Применяются и другие классификации, рассматривающие кризисные, гипнотические и другие состояния. При этом применяются различные критерии классификации. Наиболее часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев.

Виды состояний по источнику формирования :

  • обусловленные ситуацией, например реакцией на брань;
  • личностно-обусловленные, например резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.

Виды состояний по степени внешней выраженности :

  • поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали;
  • глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.

Виды состояний по эмоциональной окраске :

  • положительные, например поэтическое вдохновение;
  • отрицательные, например уныние, апатия;
  • нейтральные, например равнодушие.

Виды состояний по длительности :

  • кратковременные, например вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
  • продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки,депрессии;
  • средней продолжительности, например связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.

По степени осознанности :

  • неосознанные, возникающие, например, во время сна;
  • сознательные — состояния мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.

Виды психических состояний по уровню проявления :

  • физиологические, например голод;
  • психологические, например воодушевление, энтузиазм;
  • психофизиологические.

По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний. Так, состояние, вызванное чувством страха:

  • может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;
  • может более или менее глубоко затрагивать психику человека;
  • характеризуется как отрицательная эмоция;
  • имеет обычно среднюю продолжительность;
  • достаточно осознается человеком;
  • реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.

На основе этих критериев могут быть описаны такие, например часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, . В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: и общественное настроение.

Характеристика основных психических состояний личности

Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в [[Профессиональная деятельность/профессиональной деятельности]], являются следующие.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности , возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения , свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

— состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

  • 5) Эмоциональность. У шимпанзе эмоциональное поведение возникает после того, как все другие реакции приспособления к ситуации не дают эффекта.
  • 1. Факты общественной жизни (макросоциальные факторы),
  • 2. Место психических состояний в системе психических явлений. Соотношение понятий: психические процессы, психические состояния, свойства личности.
  • 3. Определение функциональной системы и функционального состояния человека.
  • 4. Классификация функциональных состояний.
  • 5. Функциональные состояния, как характеристика эффективной стороны деятельности.
  • 6. Функциональное состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Понятие утомление и переутомление как показатели снижения уровня работоспособности организма.
  • 1) Стадия врабатывания;
  • 2) Стадия оптимальной работоспособности;
  • 4) Стадия «конечного порыва».
  • 7. Монотония как состояние процесса рабочей деятельности и монотония жизненных условий. Количественные и качественные проявления монотонии.
  • 9. Сон как состояние сознания, механизмы сна, фазы сна. Роль сновидений в жизни человека.
  • 1) Стадия засыпания, или дремоты;
  • 2) Поверхностный сон;
  • 3, 4) Дельта - сон, характеризующийся глубиной соответствующих процессов.
  • 10. Трансперсональная психология: Измененные состояния сознания (гипноз, медитация).
  • 1) Иметь различные формы, которые представляются как:
  • 2) Быть следствием воздействия на тело и психику следующих агентов:
  • 3) Вызываться искусственно с помощью:
  • 11. Патологические состояния сознания, вызванные приемом лекарственных и наркотических веществ.
  • 1) Процесс выбора основных, доминирующих процессов, составляющих пред­мет, на который человек обращает внимание;
  • 13. Определение внимания как психического процесса, его виды, характеристики, свойства.
  • 1. Относительная сила раздражителя.
  • 14. Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания; состояние рассеянности, его физиологические механизмы.
  • 15. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики и их классификация.
  • 16. Психологические теории эмоций: г. Бреслава, в. Вундта, в.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, п.В. Симонова, л. Фестингера.
  • 1. Эмоции возникают из-за события, к которому человек не был готов.
  • 2. Эмоции не возникают, если возникает ситуация с достаточным запасом сведений о ней.
  • 1. Негативные – результат неприятной информации и ее недостатка: чем ниже вероятность удовлетворения потребности, тем выше вероятность отрицательной эмоции.
  • 2. Положительные – результат полученной информации, оказавшейся лучше ожидаемой: чем выше вероятность достижения потребности, тем выше вероятность положительной эмоции.
  • 1. Экспрессивная - мы лучше понимаем друг друга, можем не пользуясь речью судить о состояниях друг друга.
  • 1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.
  • 18. Определение эмоциональных состояний. Виды эмоциональных состояний и их психологический анализ.
  • 1. Зона активной жизни: a) Энтузиазм. B) Веселье. C) Сильный интерес.
  • 1. Психические состояния человека: определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.
  • 1. Психические состояния человека: определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.

    Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

    Психическое состояние - это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Как и все явления психической жизни, психические состояния не спонтанны, но детерминированы, прежде всего, внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

    В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение). Возникающее состояние не заменяет предыдущее одномоментно, скачком. Состояния в большинстве случаев плавно перетекают друг в друга. Смешанные состояния, в которых сочетаются черты одновре­менно нескольких состояний, могут быть достаточно протяженными.

    В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного:

    Критерии их классификации.

    Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные н т. д.; 5) в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, не астенические; 6) в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные; 7) в зависимости от причин, их вызывающих; 8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

    Левитов Н.Д. выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие:

    1) Толерантность. Существуют разные формы толерантности:

    a) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;

    б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;

    в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность можно воспитать.

    2) Агрессия – это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с помощью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии – острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злостность и т.д. потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия. Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.

    Для поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешению тех или иных повседневных задач. Эти задачи включают в себя успешное построение общественных отношений, эффективное выполнение деятельности, которые, в свою очередь, во многом зависят именно от гибкого регулирования людьми своих психических состояний.

    Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

    Иными словами, саморегуляция психических состояний проявляется в самоуправлении их функциональной организации в соответствии с целями и требованиями психологической активности личности.

    Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т.д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

    Вот почему возникают запросы людей на поиск способов регулирования собственных состояний, а также механизмов, продуктивно же корректирующих. В этой связи вербальные (словесные) механизмы саморегуляции психических состояний приобретают особое значение.

    Анализ литературных источников показывает, что в научных дискуссиях вопросы функционального значения психических состояний рассматривались такими учеными как Н.Д. Левитов (1964); Т.А. Немчин (1983); А.Б. Леонова (1984) и др. Однако, мало изучена динамика психических состояний, механизмы их регуляции.

    Глава I. Классификация психических состояний человека

    Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 1

    В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (Табл. 2):


    Глава II. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма

    Состояние бодрствования в покое встречается при (пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи). При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).

    Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.

    Состояние сна – особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями). Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.

    Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.

    Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.

    Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса.

    Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.

    Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.

    Депрессия – (от лат. deprimo «давить», «подавить») - это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

    Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия - наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 - женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими на ЦНС), уходит «с головой» в работу.

    Соотношение между указанными состояниями показано на Рис. 1. Динамика их развития играет важную роль в производственной деятельности человека, поэтому является одним из предметов научной дисциплины «Психология труда».

    Невменяемость - психическое состояние человека, характеризующееся его неспособностью отдавать отчет в своих действиях и контролировать их вследствие хронической болезни или временного расстройства психики, слабоумия и т.д.

    Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности организма, наступающее после тяжелых болезней, сильного переутомления, нервных потрясений, голодания.

    Фрустрация - психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Различают:

    Фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию;

    Фрустрационную ситуацию; и

    Фрустрационную реакцию.


    Глава III. Саморегуляция психического состояния

    Психические состояния отражают особенности взаимодействия человека и среды. С одной стороны, при изменении этого взаимодействия состояния меняются таким образом, чтобы способствовать адаптации организма к окружающей среде. Таким образом, можно сказать, что психические состояния сами являются формой саморегуляции психики.

    С другой стороны, психические состояния (в особенности в совокупности своих эмоциональных характеристик) являются индикаторами внешних событий. Негативные состояния свидетельствуют, что в наших действиях или в нашем окружении что-то не в порядке и нуждается в изменении. В этом случае нужно бороться не с самими состояниями, а с причинами, которые их вызывают. Это не самый сложный путь, и люди с охотой прибегают к более простым и пагубным средствам – алкоголю, наркотикам и стимуляторам.

    Для понимания способов саморегуляции психических состояний необходимо рассмотреть физиологические механизмы их возникновения и поддержания.

    Первый этап. В коре головного мозга формируется так называемая доминанта (интенсивный стойкий очаг возбуждения). Она подчиняет себе активность организма и деятельность человека. Таким образом, для нивелирования данного психического состояния необходимо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Фактически на это направлены все отвлекающие приемы (чтение, просмотр кинофильма, занятие любимым делом). Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту.

    Второй этап. Вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус. Он заставляет близлежащую железу – гипофиз – выделить в кровь большое количество адренокортикотропного гормона. Под влиянием данного гормона надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны). Последние вызывают разнообразные физиологические эффекты – сильнее бьется сердце, учащается дыхание и др. Во время этой фазы подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки (сражаться или убегать). Современный человек обычно не пускает в дело скопившуюся энергию, и гормоны еще долго циркулируют в крови. Соответственно, человек чувствует себя возбужденным. Необходимо нейтрализовать гормоны, и лучший помощник в таких случаях – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

    Третий этап. Если конфликт не разрешился и негативное взаимодействие со средой не прекратилось, в кору головного мозга продолжают поступать импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Здесь существует два пути регуляции такого состояния: снизить для себя значимость происходящего (что не всегда приводит к желаемым результатам) или же изменить ситуацию.

    Некоторые люди пытаются справиться с гнетущими переживаниями с помощью успокоительных средств или алкоголя. Медикаментозные средства снижают активность очага возбуждения в коре головного мозга, тормозят деятельность гипоталамуса, подавляют выброс в кровь физиологически активных веществ, препятствуют их влиянию на сердечно - сосудистую систему. Наиболее безопасны в этом плане успокоительные настои валерианы, пустырника. Алкоголь же приводит к ряду негативных последствий.

    Виды саморегуляции

    Аутогенная тренировка (от греч. аутос – сам, генос – происхождение, то есть проводимая самостоятельно).

    Аутогенная тренировка (АТ) – активный метод изменения собственного состояния, направленный на восстановление динамического равновесия систем регулирования функций организма.

    Он позволяет быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявления вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленных целей. Правильное применение АТ способствует снижению интенсивности общей тревожности и других негативных психических состояний, развитию физиологической и психологической устойчивости к стрессовым воздействиям.

    Введение АТ связывают с именем И. Шульца (J.H. Schultz). Им было предложено использовать данный метод для лечения неврозов, однако в настоящее время он находит более широкое применение, например, в качестве психогигиенического средства при подготовке людей, работающих в условиях эмоционального напряжения и экстремальной нагрузки, например, спортсменов, летчиков.

    Существует несколько модификаций классической АТ. Например, были разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус, мобилизующие человека.

    Упражнения низшей ступени АТ воздействуют преимущественно на вегетативные функции. Высшие психические функции стимулируются на высшей ступени АТ. На высшей ступени выполняются упражнения, цель которых – научить вызывать сложные переживания, приводящие к "самоочищению" и излечению через нейтрализацию негативных переживаний.

    Освоить АТ может практически любой человек, но легче она дается людям, способным вызывать в сознании яркие живые образы.

    Все понимают, как важно уметь управлять собой - своим настроением, самочувствием, поведением. Но далеко не каждый знает, как этого добиться практически. Хотя уже давно существуют разные способы, приемы, методы для оказания самим себе необходимой помощи, и в наше время они объединяются под общим названием - психическая саморегуляция (ПСР), которое говорит о том, что регуляция самого себя осуществляется путем использования возможностей, заложенных в нашем психическом аппарате - в головном мозге.

    Если говорить о современном этапе в развитии психической саморегуляции, то его начало можно обозначить точно. Это 1932 год, когда вышла книга немецкого психиатра Иоганна Генриха Шульца (1884-1970 гг.-) "Аутогенная тренировка". Он ездил в Индию, изучал йогу, а у себя в Германии, помогая больным, часто использовал гипнотическое внушение. И собирал у своих пациентов письменные отчеты о тех ощущениях, которые они испытывали во время сеансов гипноза. Проанализировав множество таких самоотчетов, И. Г. Шульц обнаружил, что в ощущениях больных есть немало общего, и решил это общее свести к некоторым конкретным положениям - "формулам самовнушения", чтобы дать их в руки своим пациентам уже для самопомощи, для "самогипноза". Отсюда и название разработанного им метода психической саморегуляции - "аутогенная тренировка": "аутос" по древнегречески означает "сам", а "ге-нос" - "род, рождение". Следовательно, "аутогенная" переводится как "самопорождающая" тренировка, занимаясь которой человек сам себе оказывает необходимую помощь.

    Создавая аутогенную тренировку (АТ), И. Г. Шульц следовал завету знаменитого древнегреческого целителя Гиппократа, который говорил каждому своему пациенту так: "Нас трое- ты, твоя болезнь и я. Если ты будешь бояться своей болезни, чувствовать себя у нее в плену, а тем более "держаться" за нее, стоять перед ней на коленях, мне будет нелегко помочь тебе. Но если я и ты объединим наши усилия и вместе направим их против твоей болезни, то очень скоро изгоним ее из твоего организма, и ты станешь здоровым".

    Таким образом, уже давно было установлено, что крайне важно включать самих больных в активную борьбу со своими недугами. Вот почему метод психической саморегуляции - от АТ до любого другого (а их сейчас немало) - метод сознательной целенаправленной помощи самому себе, причем не только в связи с болезнями, но и во многих других жизненных ситуациях, должен войти в обойму таких обязательных умений каждого современного человека, как умение читать, писать, бегать, плавать.

    Практика работы в большом спорте показала, что аутогенная тренировка, созданная для помощи больным людям, в силу целого ряда причин не подходит для решения задач, которые стоят перед спортсменами - людьми практически здоровыми. Вот почему, особенно начиная с 60-х годов, когда в большом спорте стали неуклонно расти как физические, так и психические нагрузки, специалисты приступили к разработке таких методов психической саморегуляции, которые учитывали бы специфику спортивной деятельности,

    Здесь будет изложен метод ПСР, названный "психомышечной тренировкой" (ПМТ) . Этот метод, родившийся в 1973г., весьма прост для изучения, высокоэффективен и позволяет использовать его возможности при работе, как с взрослыми, так и с юными (от 7-10 лет) спортсменами, которые в наши дни тоже несут немалые физические и психические нагрузки.

    Психомышечная тренировка основана на тех взаимоотношениях, которые существуют между психическим аппаратом (головным мозгом) и скелетными мышцами: чем возбужденнее психика, тем более напряженными, причем непроизвольно, становятся скелетные мышцы - отсюда, в частности, те "зажимы", от которых страдают чрезмерно волнующиеся перед стартом ("мандражирующие") спортсмены. И наоборот, когда мозг спокоен, то мышцы, тоже непроизвольно, начинают расслабляться, как это происходит, например, у спящего человека.

    Но не только мозг определяет тонус мышц. Мышцы, в свою очередь, достаточно активно влияют не психическое состояние, так как биологические импульсы, поступающие в головной мозг от опорно-двигательного аппарата - это своеобразные раздражители, стимулирующие деятельность мозга, возбуждающие его. Так, в частности действует разминка, при которой от активно работающих мышц в мозги начинает поступать большое количество биологических (проприоцептивных) импульсов, что повышает тонус психического аппарата перед предстоящей трудной деятельностью.

    Противоположная картина наблюдается при сознательном расслаблении скелетных мышц. Чем они расслабленнее, тем меньше проприоцептивных импульсов поступает от них в головной мозг, и он начинает успокаиваться, постепенно погружаясь сначала в дремотное состояние, а затем в глубокий сон.

    Сущность психической саморегуляции, если отвлечься от многих частей, сводится к двум основным умениям - активизировать свою психику, когда надо, а если требуется, то успокоить ее. Причем умение освободиться от чрезмерного психического напряжения и успокоить себя является ведущим умением в системе психомышечной тренировки.

    Успокоение нервно-психической сферы с помощью ПМТ достигается за счет самовнушенного расслабления и согревания мышц рук, ног, туловища, шеи и лица. В результате от указанных мышечных групп значительно уменьшается приток сигналов, поступающих в головной мозг, и он, не получая с периферии тела необходимой активизирующей "подпитки", начинает успокаиваться, постепенно погружаясь в дремотное, сноподобное состояние.

    Активизация нервно-психической сферы осуществляется путем использования феномена, издавна известного в медицине, а именно - головной мозг, находящийся в глубоком успокоении, в состоянии дремотности, полусна, обретает повышенную восприимчивость к вводимой в него информации. Поэтому спортсмен, которому необходимо активизировать себя за счет механизмов самовнушения, должен сначала очень быстро успокоить себя до состояния контролируемой сознанием дремотиости, а затем, "пропустить" через успокоенный мозг такие мысленные образы, которые способны у него лично вызвать необходимую психическую, а вместе с ней и физическую активизацию (представить себя, например, в круге для толкания ядра перед последней решающей попыткой на олимпийских играх), У опытных спортсменов, хорошо овладевших возможностями ПМТ, на всю процедуру самоуспокоения и самомобилизации уходит несколько секунд.

    Какая же сила используется в процедуре психической саморегуляции, в умении управлять своим психическим и физическим состоянием? Сила эта - пово. Но если быть до конца точным, 1 не само слово, как таковое, а те деленные образы, которые встают за словами.

    Что такое мысленный образ? Предположим, что кто-то произнес слово "огурец". У всех, услышавших его, сразу же в сознании возникает вид этого овоща, то есть его мысленный образ. У каждого, конечно, этот образ будет сугубо индивидуальным - один мысленно увидит огурец большой, другой - маленький, кто-то соленый, а кто-то - свежий. Но это всегда, будет именно огурец, а не, скажем, морковь. А услышав слово "морковь", мы в своем сознании воспроизведем уже этот овощ и т. д. и т. п.

    Что именно мысленный образ является основной психической силой, воздействующей на нас, доказывает простой, многим известный опыт. Если произнести -"во рту кислый и очень сочный ломтик лимона", то у большинства начинает выделяться слюна, хотя никакого лимона нет и в помине. Следовательно, только мысленный образ лимона - продукт чисто психический - способен изменить физическое состояние человека, вызывая у него в данном случае более или менее выраженное слюнотечение. Практика саморегуляции показывает - правильно подобранные мысленные образы становятся своеобразными ключами, открывающими двери во многие тайны психических и физических процессов, происходящих в нашем организме. Но чтобы мысленные образы оказали на нас желаемое воздействие, они должны быть очень точными, конкретными, яркими и приятными,

    Мысленно образы могут быть двух видов - представляемые и воображаемые. Представляя, мы "мысленно видим" то, что когда-то реально воздействовало на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние и т. д.) и зафиксировалось в памяти, из которой мы как бы извлекаем те или иные мысленные образы, когда хотим их представить. А воображая, мы создаем такие образы, каких в реальной жизни не существует. Если теперь обратиться к тому же огурцу, то мысленно увидев его таким, какой он есть на самом деле, мы будем: представлять его. А если создать, предположим, такой его образ - огурец на ножках, в шляпе, гуляет с морковкой, то этот мысленный образ будет уже воображаемым. О представляемых и воображаемых мысленных образах говорится потому, что при дальнейших практических занятиях психической саморегуляцией придется пользоваться и первым и вторым.

    А теперь о том, как практически овладеть возможностями психомышечной тренировки.

    В психомышечной тренировке все мышцы для удобства обучения разделены на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица.

    Занимаются ПМТ в одной из трех основных поз. Самая удобная - лежа на спине, руки (слегка согнутые в локтях) лежат ладонями вниз вдоль туловища, а ступни немного (20-40 см) расставлены. Вторая поза - в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые занимающийся кладет расслабленные руки. Третья - самая на первый взгляд неудобная, но зато наиболее доступная. Создатель аутогенной тренировки И. Г. Шульц назвал это положение "позой кучера на дрожках", ибо эта поза рождена вековым опытом многочисленной армии кучеров, вынужденных в ожидании пассажиров, подчас весьма долгом, дремать, сидя на козлах своих экипажей. Именно в этом положении надежнее всего овладевать навыками психической саморегуляции.

    Суть "позы кучера на дрожках":

    Надо сесть на половинку стула (не опираясь на спинку), ноги поставить на полные ступни и слегка выдвинуть вперед, чтобы между задней поверхностью бедер и икроножными мышцами образовался угол в 120-140°. На бедра, свободно расставленные, надо положить кисти рук, но так, чтобы они не свисали (а то отекут пальцы), голову следует слегка наклонить вперед или держать прямо. Спина сгибается так, чтобы плечевые суставы оказались строго по вертикали над тазобедренными, тогда при расслаблении мышц туловища она будет лишь все больше и больше выгибаться, а тело сохранит вертикальную позу.

    Тем, кто плохо знаком с ощущением расслабленных мышц, рекомендуется такой вспомогательный прием: сохраняя принятую позу и закрытые глаза, надо медленно сжать вполсилы пальцы в кулаки и так же медленно напрячь вполсилы все остальные мышцы рук (вплоть до тех, что окружают плечевые суставы). Задержав напряжение на 2-4 с, его следует затем быстро сбросить и прислушаться к ощущениям растекающегося от плеч к пальцам расслабления и придать ему соответствующий мысленный образ - представляемый или воображаемый. Например, мысленно увидеть, что расслабленные мышцы стали похожими на мягкое тесто или на желеобразный кисель.

    Чтобы лучше запомнить ощущение мышечного расслабления, такое упражнение следует повторить (не торопясь) несколько раз подряд. Только не надо сбрасывать напряжение, активно выпрямлять пальцы - при этом возникает новое напряжение. Не следует также проверять степень расслабленности встряхиванием мышц - при потряхивании они снова несколько напрягаются.

    За первые же минуты занятий каждый должен найти оптимальную для себя степень напряжения - такую, вслед за которой наступает наиболее отчетливое ощущение расслабленности.

    Суть ПМТ

    Суть второго вспомогательного приема в том, что на помощь мышцам привлекается контролируемое дыхание. Делается это так. Одновременно с напряжением мышц надо сделать вдох средней глубины, после чего задержать дыхание (2-4 с). Сразу же вместе со сбросом мышечного напряжения начинается спокойный замедленный выдох. Это упражнение (сохраняя глаза закрытыми) надо сделать 3-6 раз подряд.

    Теперь, после проведения физической подготовки мышц рук, можно подключать психические процессы - мышление и внимание. Формула саморегуляции, с которой начинается изучение ПМТ, следующая,- "Мои руки расслабляются и теплеют". Вспомним, что не сами слова, в только их мысленные образы оказывают на нас направленное воздействие,

    Первые слова формулы - "мои руки..." произносят про себя в момент напряжения мышц рук и последующей задержки этого напряжения на фоне вдоха средней глубины. Чтобы мысленный образ, встающий за словами, был предельно точен, надо предварительно внимательно рассмотреть свои обнаженные руки и хорошо запомнить все их особенности - тогда мысленный образ обнаженных рук примет конкретную четкость и эффект от самовнушения будет высоким. Если же вы будете "видеть" свои руки как нечто абстрактное, а тем более как нечто находящееся где-то в стороне, вне вас, результаты резко ухудшатся.

    Слово "расслабляются" мысленно произносят сразу после сброса мышечного напряжения, на фоне спокойного замедленного выдоха. Произносить это слово лучше по слогам - "рас-слаб-ля-ют-ся". Мысленный образ здесь всегда сугубо личный - кто-то "видит" свои мышцы просто мягкими, кто-то - в виде желе или студня, некоторые воображают, что руки сделаны из творога или теста. Образы могут быть и представляемыми и воображаемыми, лишь бы они были точны, ярки, лично удобны и приятны - тогда они вызовут желаемое расслабление мышц.

    Как известно, на холоде мы съеживаемся, как бы сжимаемся, а в тепле, наоборот, вроде раскрываемся, расслабляемся. Вот почему в ПМТ прибавляется слово "теп-ле-ют..." с соответствующими мысленными образами. Самое простое - представить, что от плеч к пальцам растекается теплая вода. Кому трудно это представить, должен встать под теплый душ так, чтобы струи теплой воды потекли по рукам, и запомнить это ощущение. Можно представить себя обнаженными на пляже под жаркими лучами солнца или в парной (образ рук должен быть неподвижен). Знающим анатомию и физиологию можно вообразить, как по артериальным сосудам, расширившимся в расслабленных мышцах, потекла от сердца на периферии алая теплая артериальная кровь, согревающая руки от плеч до пальцев.

    А теперь промыслим формулы "мои руки расслабляются и теплеют" в виде единого слитного процесса. Для этого на фоне вдоха средней глубины медленно вполсилы напрягаются мышцы рук и мысленно произносятся слова "мои руки..." с привлечением соответствующего мысленного образа обнаженных рук. Все это делается одновременно. Затем, после 2-4-секундной задержки вдоха и напряжения, в самом начале спокойного замедленного выдоха мышечное напряжение мгновенно сбрасывается и мысленно произносится слово "рас-слаб-ля-ют-ся,..", которое надо сопровождать уже отобранным мысленным образом расслабления. "Увидев" этот образ, его надо медленно перевести из мозга в руки - тогда возникнет отчетливое ощущение физического расслабления в этой группе мышц,

    Только после этого надо на легком вдохе произнести про себя союз "и...", а на замедленном, спокойном выдохе - слово "теп-ле-ют", сопровождая его представлением или воображением тепла, растекающегося по рукам сверху вниз. И подождать, пока это ощущение не станет достаточно отчетливым.

    Такое "пропускание" формулы через свой мозг и мышцы полагается повторить в течение первого занятия 4-8 раз подряд. Процедура расслабления и согревания рук, когда читаешь о ней, кажется сложной. Но как только начинается ее практическое освоение, все становится простым и доступным буквально через 2-3 мин.

    В процессе занятий ПМТ внимание, оставаясь все время спокойным и ненапряженным, удерживается одновременно на обеих руках и медленно как бы просматривает их по частям, проверяя степень расслабления и потепления, а затем останавливается на расслабленных и теплых кистях и пальцах. Если же внимание в какой-то момент почему-либо "убежало" от рук и появились посторонние мысли, нужно спокойно (ни в коем случае не раздражаясь) вернуть его на то место, с которого оно "убежало", и, не торопясь, продолжать заниматься саморегуляцией.

    Тренироваться надо ежедневно - играть своими мышцами и соответствующими психическими процессами (словами, мысленными образами, вниманием) хотя бы по 3-5 минут несколько раз в день, причем в последний раз - в постели, перед сном. Слово "играть" здесь употреблено специально, так как занятия психомышечной тренировкой должны идти именно как игра, а не как скучная, надоедливая работа. И чем чаще заниматься такой игрой, тем скорее она даст не только желаемый результат, но и доставит своеобразное удовольствие, что будет свидетельствовать о том, что психическая саморегуляция уже начала оказывать на организм свое полезное воздействие. Это приятное чувство появляется у большинства через неделю-другую ежедневных занятий, после чего уже не нужно напрягать перед расслаблением мышцы; нет необходимости следить за дыханием - оно само стане каким надо, а формулы саморегуляции можно использовать лишь по одному разу.

    Столь подробное изложеного занятия ПМТ, направлен овладение формулой "мои руки расслабляются и теплеют", объясняется тем, что все остальные мышцы (ног, туловища, шеи и лица) расслабляются и согреваются по такому же принципу с соблюдением аналогичных правил меняется лишь название мышечной группы.

    Заключение

    Саморегуляция психических состояний проявляется в самоуправлении их функциональной организации в соответствии с целями и требованиями психологической активности личности.

    Своим состоянием (в т.ч. психическим) человек во многом обязан всему человечеству. Психическое состояние представляет собой сложнейший многообразный психологический феномен. Оно является достаточно стойким психическим явлением, повышающим или понижающим психологическую активность, а также используемым человеком как внутреннее условие самоорганизации в процессе его жизнедеятельности.

    Отсюда, под психическим состоянием понимается "целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Рассматривая природу психического состояния, мы обращаем внимание на то, что всякому психическому акту человека обязательно соответствует некое внутреннее образование. В связи с этим можно согласиться с В.И. Дружининым, который отметил, что ""любая система, обладающая психикой, представлена своим внутренним состоянием..." (1994, с. 29).

    Поскольку психическое состояние является внутренним образованием, оно является психофизиологическим свойством, характеризующим человека в конкретных условиях жизненных ситуаций.

    Сказанное можно сформулировать иначе: состояние представляет собой также совокупность внутренних ресурсов психики, необходимых для протекания естественных процессов.

    Список литературы

    1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии // Л., 1984, С. 126-142 (см. так же С.60-72: Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб., Издательство «Питер», 2000, 512с. (далее просто – номер в данном списке литературы)).

    2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции // МГУ, 1996, 343с.

    3. Кант И. Критика чистого разума // Пер. с нем. Н. Лосского, Мн., Литература, 1998, С.490.

    4. Куликов Л.В. Психология настроения // СПб., 1997 (см. так же С.30, 11-42: ).

    5.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека // М., 1964, С.18-21;34-35 (см. так же С.44-47: ).

    6. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний // М., 1998, С.9-24 (см. так же С.83-91: ).

    7. Психические состояния // (Хрестоматия) Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова, СПб., Издательство «Питер», 2000, 512с. (С.7,9,11,22,15,27,64,13,14,12,14,13,27-28,28,31,36-37).

    Психические состояния – психологическая категория, характеризующая психическую деятельность индивида за определенный период времени. Это фон, на котором протекает психическая активность человека. Он отображает своеобразие психических процессов и субъективное отношение индивида к отражаемым явлениям действительности. Психические состояния имеют начало и конец, изменяются с течением времени, однако они целостны, относительно постоянны и устойчивы. К.К. Платонов определяет психические состояния как занимающие промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности.

    К психическим состояниям относят радость, печаль, сосредоточенность, скуку, утомление, напряжение, апатию и др. Зачастую невозможно дать точное определение переживаемому состоянию, так как, во-первых, психические состояния многомерны и характеризуют действительность с различных сторон, а во-вторых, они непрерывны, то есть границы перехода одних состояний в другие четко не обозначены, плавны. "Чистых″ состояний практически не существует.

    На то, какое именно психическое состояние возникнет у индивида в данный момент времени, влияют две группы факторов : факторы среды и индивидуальные особенности субъекта. К первым относят характеристики отражаемых предметов и явлений окружающего мира. Ко вторым – предшествующие состояния и свойства индивида (особенности познавательной деятельности, потребности, желания, стремления, возможности, установки, самооценка, ценности). Психические состояния определяются соотношением данных факторов.

    Состояния возникают в процессе деятельности, зависят от нее и определяют специфику переживаний. Каждое психическое состояние переживается индивидом целостно, как единство духовных, психических и физических (телесных) структур. Изменение психического состояния затрагивает все эти уровни.

    Психическим состояниям свойственны определенные характеристики . Состояния классифицируют в зависимости от того, какие именно из указанных характеристик выходят на передний план в данный момент времени. Эмоциональные характеристики отражают доминирование при данном состоянии той или иной эмоции, их интенсивности, полярности (преобладание позитивных или негативных эмоций: радость и печаль). Знак некоторых состояний не очевиден. Например, нельзя однозначно определить как позитивное или негативное удивление или сосредоточение. Эмоциональные состояние – это эйфория, радость, удовлетворение, печаль, тревога, страх, паника Активационные состояния показывают включенность индивида в ситуацию или отчужденность от нее. Повышенная активация проявляется в ясности сознания, энергичном поведении, желании решать поставленную задачу, преодолевать трудности. На другой стороне полюса – снижение интенсивности и темпа движений, спад активности. К активационным состояниям относят возбуждение, вдохновение, подъем, сосредоточенность, рассеянность, скуку, апатию. Тонические состояния отражают тонус, энергетические ресурсы организма. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, внутренняя собранность или несобранность, инертность, вялость. Тонические состояния ― бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон. Тензионные (от англ. tension Ї напряжение) состояния показывают, в какой степени человеку для выбора того или иного поведения требуется приложить волевые усилия. Чем более притягательны для индивида различные объекты, чем больше сил требуется ему для сдерживания неприоритетных побудителей, тем выше напряжение. При низком напряжении человек раскрепощен, раскован, чувствует внутренний комфорт, при высоком – зажат, ощущает внутреннюю несвободу, вынужденность своего поведения. К тензионным состояниям относят состояние напряжения, эмоционального разрешения, фрустрацию, сенсорный голод и стрессовые состояния.


    Для каждого состояния могут быть зафиксированы эмоциональные, активационные, тонические и тензионные характеристики. Все характеристики взаимосвязаны и в большинстве случаев изменяются согласованно. Например, при психических состояниях, для которых типичны положительные эмоции (состояние радости), наблюдается возрастание активации и тонуса, снижение напряжения.

    Также психические состояния можно делить на классы по тому, какую именно сферу психики они характеризуют наибольшим образом. В таком случае будут выделять познавательные, эмоциональные, мотивационные и волевые психические состояния. Иногда рассматривают только один вид психических состояний – эмоциональные состояния, причем последние считаются разновидностью эмоций. Это не совсем верно, так как эмоциональные состояния отличаются от эмоций и эмоциональных реакций тем, что первые более устойчивы и менее предметны (все радует, печалит). Эмоциональные состояния, как и психические состояния в целом, в большей степени характеризуют деятельность и влияют на нее.

    В связи с тем, что психические состояния, как и другие психические явления, можно измерять по различным параметрам, многие из них нельзя однозначно отнести к тому или иному классу.

    2.6.1 .ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

    В зависимости от содержания и динамики переживаний эмоции подразделяют на настроения, чувства и аффекты.

    Настроения. Основными особенностями настроений являются:

    1. Слабая интенсивность. Если человек испытывает настроение удовольствия, то оно никогда не доходит до сколько-нибудь сильного проявления; если это грустное настроение, то оно неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений.

    2. Значительная длительность. Настроения – всегда более или менее продолжительные состояния. Само их название указывает на то, что соответствующие эмоции медленно развиваются и переживаются в течение длительного периода. Кратковременные эмоциональные состояния никто не назовет настроениями.

    3. Неясность, "безотчетность". Испытывая то или иное настроение, мы, как правило, слабо сознаем причины, его вызвавшие. Часто мы находимся в том или другом настроении, не отдавая себе отчета в источниках этого состояния, не связывая его с определенными объектами, явлениями или событиями. “Человек чувствует себя печальным, когда тело недомогает, хотя он еще совершенно не знает, отчего это происходит” (Р. Декарт). Наоборот, когда человеку разъясняют причину его настроения, это настроение нередко быстро у него проходит.

    4. Своеобразный диффузный характер. Настроения накладывают свой отпечаток на все мысли, отношения, действия человека в данный момент. При одном настроении выполняемая работа кажется легкой, приятной, человек добродушно реагирует на поступки окружающих лиц; при другом настроении та же самая работа становится тяжелой, неприятной и те же самые поступки других людей воспринимаются как грубые и несносные.

    Чувства. Отличительными особенностями чувств являются:

    1. Отчетливо выраженная интенсивность . Чувства – более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем прежде всего на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога, – он испытывает страх.

    2. Ограниченная продолжительность . Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство. Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание, но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в "свое время это чувство.

    3. Осознанный характер . Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, достижение спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И.П. Павлова, чувства "связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе". "Безотчетное чувство" – термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.

    4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами , его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева – желание бороться. Этот "предметный" характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.

    Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.

    Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости, пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости.

    Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

    Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

    Интеллектуальными называются чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.

    Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

    Аффекты. Отличительными особенностями аффектов являются:

    1. Очень большая, иногда чрезмернаяинтенсивность и бурное внешнее выражение эмоционального переживания. Аффекты характеризуются чрезмерной силой возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и вместе с тем усиленной деятельностью подкорковых центров, проявлением глубинных, инстинктивных эмоциональных переживаний. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры, связанных с данными эмоциональными переживаниями, сопровождается сильным индуктивным торможением других участков коры, в результате чего во время аффекта человек может не замечать окружающего, не давать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках, и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

    К примеру, что у человека тревожное настроение, если он охвачен какими-то, пока еще неясными и неопределенными опасениями. Мы можем говорить, что человек охвачен чувством страха, если его состояние отличается уже большей определенностью и причина которого ему хорошо известна. И, наконец, мы можем говорить, что человек испытывает аффект ужаса, если его эмоциональное состояние, которое по сравнению с двумя предыдущими отличается необыкновенной силой и бурно выражается во внешних движениях и внутренних физиологических процессах: от ужаса человек может бежать без оглядки или, наоборот, остаться на месте, не будучи в состоянии двинуться.

    2. Кратковременность протекания эмоционального переживания. Будучи чрезмерно интенсивным процессом, аффект не может длиться долго и очень быстро прекращается. При этом в его течении можно отметить три стадии, характеризующиеся различными особенностями.

    Начальная стадия аффекта . В одних случаях аффект наступает внезапно, в виде какой-то вспышки или взрыва, и быстро достигает предельной интенсивности (рис. 31 а ). В других случаях наблюдается постепенное нарастание интенсивности эмоционального переживания: внимание привлекается к вызвавшим эмоцию объектам или обстоятельствам и постепенно все более и более сосредоточивается на них, нарастает возбуждение в одних и соответственно торможение в других центрах коры, подкорковые центры все более и более активизируются и сами начинают оказывать сильное влияние на корковые процессы, в результате чего человек теряет самообладание и, наконец, полностью отдается охватившему его сильному переживанию (рис. 31 б).

    Центральная стадия , когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи. Снижается способность произвольного внимания, человек в значительной