Комплекс лг при заболеваниях нервной системы. Лечебная физкультура при заболеваниях нервной системы

Как часто в последнее время можно слышать о том, что кому-то поставлен диагноз «вегето-сосудистая дистония». Что же это за заболевание? Причиной является расстройство нейроэндокринной регуляции деятельности сердечнососудистой системы. К великому сожалению, симптомы заболевания многообразны. Сердцебиение, повышение или снижение артериального , бледность, потливость - это нарушения сердечнососудистой системы. Тошнота, отсутствие аппетита, трудности при глотании - сбои пищеварительной системы. Одышка, стеснение в груди - дыхательные нарушения. Все перечисленные расстройства - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативными системами. Но чаще всего дистония развивается при расстройстве сердечнососудистой деятельности. И способствуют этому нервно-психические истощения, острые и хронические инфекционные заболевания, недосыпания и переутомления.

Системные вегетативно-сосудистые дистонии протекают по гипер- и гипотензивному типу. Первый тип характеризуется небольшими и нечастыми подъемами артериального давления в пределах 140/90 мм рт. ст., быстрой утомляемостью, потливостью, учащением пульса и т. д.

Второй тип - гипотензивный. Артериальное давление характеризуется давлением 100/60 мм рт. ст., и в этом случае отмечаются головокружение, слабость, повышенная утомляемость, сонливость, склонность к обморочным состояниям.

Поскольку вегето-сосудистая дистония может наблюдаться в подростковом и юношеском возрастах, предупреждение этого заболевания надо начинать на ранних этапах. Это касается организации рационального режима труда и отдыха.

Вам поставили диагноз «вегето-сосудистая дистония»? Это не смертельно. Соблюдение всех назначений врача, режим, избежание психотравмирующих факторов благотворно влияют на процесс лечения. В одном ряду с медикаментозным лечением этого заболевания стоят и немедикаментозные: закаливающие процедуры, физиотерапия, бальнеотерапия, занятия некоторыми видами спорта, а также занятия физкультурой.

Очень хороший эффект достигается занятиями в бассейне. Но дозированная лечебная физкультура имеет не меньший эффект, поскольку повышает деятельность важнейших органов и систем, которые вовлечены в патологический процесс. Лечебная физкультура прекрасно повышает работоспособность, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Примерный комплекс общеразвивающих упражнений при вегето-сосудистой дистонии

Упражнение 1. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - лежа на спине. Руки в стороны. Выполнять перекрестные движения прямыми руками перед собой. Повторять в течение 15-20 с. Следить за движениями рук. произвольное.

Упражнение 3. Исходное положение - лежа. Руки вперед. Мах правой ногой к левой руке. Вернуться в исходное положение. Проделать то же левой ногой. Повторить 6-8 раз. Смотреть на мысок ноги. Мах выполняется быстро.

Упражнение 4. Исходное положение - лежа на спине. В руках баскетбольный мяч. Мах ногой - достать мяч. Повторить каждой ногой 6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение - лежа на спине. В поднятой правой руке - теннисный мяч. Делать круговые по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Вернуться в исходное положение. Повторить левой рукой. Смотреть на мяч. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Прямые ноги подняты слегка над полом. Делать перекрестные движения ногами, правая сверху, затем поменять ноги. Дыхание не задерживать. Смотреть на мысок ноги. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Махи прямыми ногами поочередно. Амплитуда- высокая. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 8. Исходное положение - сидя на полу. Махи ногами в стороны. Поочередно повторить 6-8 раз каждой ногой.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо до упора. Вернуться в исходное положение. Сделать то же самое левой ногой. Движения делать медленно. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками сзади. Слегка приподнять правую ногу и в воздухе очертить круг по часовой стрелке, затем против. Исходное положение. Повторить то же левой ногой. Каждой ногой повторить 6-8 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - сидя на полу. Упор руками - поднять обе ноги над полом и делать круговые движения в одну сторону, затем в другую. Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение 12. Исходное положение - стоя. В руках гимнастическая палка. Поднять палку над головой - прогнуться в пояснице - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя. Руки опущены, в руках гимнастическая палка. Присесть, палку поднять вверх над головой - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Руки в стороны - вдох, опустить - выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 15. Исходное положение - то же. Поднять руки на уровне плеч, в стороны. Делать круговые движения руками. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 16. Исходное положение - стоя. В опущенных руках гантели. Поднимать попеременно руки. Повторить 6-8 раз.

Специальные упражнения (выполняются в паре)

Упражнение 1. Передача мяча от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

Упражнение 2. Передача мяча партнеру со спины из-за головы. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 3. Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить каждой рукой 7-8 раз.

Упражнение 4. Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой. Повторить 7-8 раз.

Упражнение 5. Ударить мяч с силой об пол. Дать ему отскочить и постараться поймать одной рукой, затем другой. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Броски теннисного мяча в стену с 5-8 м. Повторить 10-15 раз.

Упражнение 7. Броски мяча в баскетбольное кольцо одной рукой с расстояния 3-5 м, затем двумя. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 8. Броски теннисного мяча по мишени. Повторить 10-12 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на стуле. Опустить голову (приняв позу эмбриона) и спокойно, глубоко подышать.

ЛФК при парезах и параличах

Параличи и парезы - следствие повреждения спинного мозга, которые возникают при травмах позвоночника. Наиболее частой причиной травм позвоночника бывают компрессионные переломы тел позвонков. При этом происходит вклинивание задней поверхности тел позвонков в передний отдел спинного мозга, что приводит к его сдавлению без разрушения мозгового вещества или с разрушением, вплоть до полного анатомического перерыва в результате внедрения костных фрагментов в вещество мозга. В зависимости от зоны повреждения спинного мозга поражаются либо верхние конечности, либо и верхние, и нижние одновременно, с параличом дыхательной мускулатуры и анестезией всего тела. При своевременном устранении сдавления, в отличие от анатомического перерыва, эти явления обратимы.

Мы не ставим себе задачу рассказать обо всех этапах лечения параличей и парезов, поскольку книга не является пособием для врачей. Один из этапов лечения и восстановления здоровья таких больных - лечебная гимнастика, которая является достаточно эффективным средством в предупреждении атрофии, укреплении и развитии мышечного аппарата. Подход к лечебной гимнастике для данной категории больных должен быть дифференцированным и ориентирован непосредственно на степень компенсации больного, вид паралича и сроки травмы. В зависимости от тяжести случая это бывает на 3-5-12-й день после травмы. Первые занятия гимнастикой у больного с переломом позвоночника поясничной или грудной области состоят из легких движений головой, руками и ногами и в обучении правильному дыханию. Все движения должны проводиться без резкого мускульного напряжения.

При выполнении упражнений в парализованных конечностях должны использоваться некоторые облегчающие положения, а также различные приспособления.

Хотим отметить, что в ранний период болезни занятия должны проводиться только с инструктором, поскольку такие больные нуждаются в постоянной помощи медработника. Затем в хронической и резидуальной стадиях больной должен работать сам. Мобилизующая гимнастика способствует улучшению всех общефизиологических процессов, следовательно, противопоказаний для ее выполнения мы не видим. Эта гимнастика необходима больному на всех этапах реабилитации.

Комплекс упражнений для больных со спастическими парезами и параличами (острая стадия раннего периода травматической болезни спинного мозга)

Все упражнения выполняются лежа на спине.

Упражнение 1. Сильное втягивание воздуха с расширением грудной клетки. Продолжительный глубокий выдох. На выдохе живот втягивать, на вдох - выпячивать.

Упражнение 2. Сделать глубокий вдох, свести лопатки, расслабить лопатки - выдох.

Упражнение 3. Руки вдоль туловища. Скользить ладонями вдоль туловища вверх - вдох, вниз - выдох.

Упражнение 4. Вдох - руки согнуть в локтевых суставах, выдох - разогнуть.

Упражнение 5. Ноги раздвинуть в стороны - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Поднять прямую правую ногу - вдох, вернуться в исходное положение - выдох, то же самое повторить левой ногой.

Упражнение 7. Согнуть правую ногу в колене и потянуть ее в сторону груди - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. То же самое повторить с левой ногой.

Упражнение 8. Развести руки в стороны - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 9. Поднять руки вверх отвести за голову - вдох, вернуть в исходное положение - выдох.

Упражнение 10. Правую руку согнуть в локте, подтянуть к плечу, левая прямая - вдох, левую согнуть, потянуть к плечу, правую разогнуть - выдох.

Упражнение 11. Поднять правую ногу и начертить в воздухе ногой круг - вдох, вернуться в исходное положение, повторить все левой ногой.

Упражнение 12. Считаем пальцы рук. Большим пальцем перебирать пальцы и считать. Упражнение выполнять сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение 13. Перебирать пальцами так, словно играем на пианино или работаем на пишущей машинке.

Упражнение 14. Упереться на предплечья и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Комплекс упражнений для больных с вялыми парезами и параличами (острая стадия раннего периода)

Упражнение 1. Поднять руки вверх- вдох, опустить - выдох.

Упражнение 2. Взять гантели. Сгибать и разгибать руки, держа гантели. Упражнение выполняется с усилием.

Упражнение 3. Поднять гантели, на вытянутых руках - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 4. Опереться на плечевые суставы и поднять таз - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 5. Поднимать и опускать ноги с помощью блока и тяги. Поднять ноги - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 6. Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах с помощью блока и тяги.

Упражнение 7. Поворот корпуса тела в правую сторону с закидыванием ноги за левую ногу. Затем поворот корпуса влево с закидыванием левой ноги за правую.

Упражнение 8. Опора на предплечья. Прогибаться в грудном отделе («мостик»).

Упражнение 9. Движения руками. Имитировать движения стиля плавания «брасс».

Упражнение 10. Движение руками - имитация бокса.

Упражнение 11. Движения ногами - имитация плавания на спине.

Упражнение 12. Поднять ногу и в воздухе очертить круг носком ноги. Поменять положение ног.

Упражнение 13. Одну руку положить на грудь, другую - на живот. Вдох - надуть живот, выдох - втянуть.

Упражнение 14. В руках эспандер. Растягивать перед грудью. Растянуть - вдох, вернуться в исходное положение - выдох.

Упражнение 15. Разводить и сводить локти заложенных за голову рук. Свести локти - вдох, развести - выдох.

Упражнение 16. Растягивать эспандер на вытянутых вперед руках.

Упражнение 17. Растягивать эспандер над головой.

Упражнения выполняются в медленном темпе. При плохом самочувствии не следует отменять занятия, необходимо просто снизить дозировку. Для выполнения пассивных упражнений используются блоки, гамачки, петли, для силовых упражнений - гантели, эспандеры. Продолжительность занятий не должна превышать 15-20 минут, у ослабленных больных 10-12. Повтор упражнений от 3-4 раз до 5-7 раз.

ЛФК после перенесенного инсульта

Инсульт - это острое нарушение коронарного кровообращения. Это заболевание занимает третье место среди причин смертности. К сожалению, инсульт - очень тяжелое и крайне опасное сосудистое поражение центральной нервной системы. Вызвано оно нарушением мозгового кровообращения. Чаще других от этого заболевания страдают пожилые люди, хотя в последнее время эта болезнь стала настигать и молодых. Скачки артериального давления, избыточный вес, атеросклероз, переутомление, алкоголь и курение - все эти факторы могут вызвать спазм сосудов головного мозга.

Условно инсульт делится на инфаркт мозга и на кровоизлияние в мозг. Так, у молодых чаще всего бывает инфаркт мозга, т. е. геморрагический инсульт. Пожилых же настигает так называемый ишемический инсульт, который вызван нарушением кислородного обеспечения нервных клеток. Это заболевание отличается гораздо более тяжелым течением и более серьезными осложнениями.

Геморрагический инсульт - это осложнение гипертонической болезни. Возникает он, как правило, после напряженного трудового дня. Тошнота, рвота и сильная головная боль - первые признаки геморрагического инсульта. Симптомы возникают внезапно и стремительно нарастают. Изменяются речь, чувствительность и координация движений, пульс редкий и напряженный, возможно повышение температуры. Человек краснеет, выступает пот и возникает своего рода удар в голове. Потеря сознания - это уже инсульт. Из разорвавшегося сосуда кровь попадает в мозговую ткань, что чревато летальным исходом.

Внешние признаки геморрагического инсульта: усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое и громкое дыхание. Иногда может начаться рвота. Глазные яблоки иногда начинают отклоняться в пораженную сторону. Возможен паралич верхних и нижних конечностей на противоположной стороне от зоны поражения.

Ишемический инсульт развивается не так стремительно. Недомогания, которые могут наблюдаться в этот период у больного, могут длиться несколько дней. Удар чаще всего бывает либо ночью, либо под утро. И если ишемия не вызвана тромбом или атеросклеротической бляшкой (эмболом), которые могут быть принесены с током крови, то начало заболевания проходит достаточно спокойно. Больной может не терять сознание и, почувствовав ухудшение здоровья, обратиться к врачу. Признаки «удара»: лицо бледное, пульс мягкий и умеренно учащенный. Однако вскоре может наступить паралич конечностей с какой-либо стороны, что зависит от области поражения мозга.

Несмотря на такое спокойствие, последствия достаточно тяжелы. Участок мозга, лишенный крови, погибает и не может выполнять свои функции. А это в зависимости от того, какая часть головного мозга затронута, приводит к нарушению речи и памяти, координации движений и параличу, узнавания и даже немоте. Больной либо говорит отдельными словами и фразами, либо становится полностью немым.

Опытный врач по тем или иным симптомам может точно сказать, какой участок мозга поражен от инсульта, что дает возможность предопределить течение заболевания и возможный прогноз. Он заключает в себе три варианта: благоприятный, средний и неблагополучный. Утраченные функции и способности восстанавливаются - это первый случай. Течение болезни осложняется присоединившимися хроническими заболеваниями, что ухудшает и затягивает течение болезни, - это второй вариант. Третий вариант, как правило, ничего хорошего не сулит. Поражается большая площадь головного мозга или у больного возникают повторные удары. Вероятность повторных ударов очень велика и достигает 70%. Самыми критическими сутками после первого удара считаются 3-й, 7-е и 10-е.

Срочная госпитализация в специализированное неврологическое отделение - непременное условие при инсульте, поскольку при геморрагическом инсульте необходимо срочно снизить артериальное давление и уменьшить отек мозга, а при ишемическом инсульте необходимо взять под контроль свертываемость крови.

Своевременное оказание медицинской помощи, внимание, связанное с общим уходом за больным, занятия лечебно-восстановительной гимнастикой - вот возможности вернуть больного к жизни. Не последнюю роль в победе инсульта играет осознание больным своего теперешнего состояния. Отрицательные эмоции не пойдут на пользу и могут привести к повторному удару, поэтому сосредоточьтесь на восстановлении здоровья. Ваша цель - вернуть подвижность конечностям. Все в совокупности поможет вам восстановить здоровье.

Является важным действенным методом реабилитации, поскольку воздействует на различные системы организма: сердечнососудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную. Она также является эффективным методом в восстановительном периоде.

Лечебная гимнастика при инсульте - это, собственно, физические упражнения, воздействующие на двигательные и чувствительные функции. Не последнее место в реабилитации занимает дыхательная гимнастика. Ее задачи - улучшение легочной вентиляции и тренировка внешнего дыхания.

Дыхательная гимнастика проводится по 3-6 мин 8-12 раз в сутки. Необходимо глубоко и равномерно дышать. Если есть мокрота, ее нужно обязательно откашливать. Дыхательные упражнения применяются с удлиненным вдохом и выдохом (диафрагмальное дыхание).

В двигательный комплекс упражнений включаются упражнения для мелких и средних мышечных групп рук и ног, а также движения в плечевом поясе. При тяжелых нарушениях сердечнососудистой системы и неустойчивом артериальном давлении, а также аритмиях, которые сопровождаются сердечной недостаточностью, не рекомендуется активная дыхательная гимнастика.

На ранних периодах болезни и при недостаточной активности больного используются пассивные дыхательные упражнения, которые осуществляет инструктор лечебной физкультуры.

Инструктор стоит сбоку от больного. Его руки расположены на грудной клетке больного, во время выдоха пациента он вибрирующим движением начинает сдавливать ему грудную клетку и подстраивается под дыхание больного, тем самым активизирует выдох. Степень воздействия на грудную клетку усиливается с каждым выдохом. Через каждые 2-3 дыхательных движения положение рук медработника на теле больного меняется. Это позволяет усилить раздражение дыхательного аппарата. Руки попеременно располагаются на различных участках грудной клетки и живота. Количество форсированных дыхательных упражнений составляет 6-7, потом больной совершает 4-5 обычных циклов. Затем вновь повторяется дыхательное упражнение. Для достижения большего эффекта от дыхательной гимнастики желательно ее проводить 5-6 раз в сутки. Продолжительность по времени 10-15 минут.

В более позднем периоде пациент принимает активное участие в выполнении дыхательных упражнений с сочетанием полупассивных и активных движений верхних и нижних конечностей. Для того чтобы правильно делать дыхательную гимнастику, ее надо контролировать. Руки нужно положить одну на грудь, другую на живот. Вдох делаем спокойно и плавно.

Комплекс дыхательной гимнастики для перенесших инсульт

Упражнение 1. Вдох сделать так, чтобы ощутить, как поднимается живот. Рука же, находящаяся на груди, должна оставаться неподвижной. Это говорит о том, что грудное дыхание отсутствует. Выдох делать полнее, так, чтобы живот как бы втянулся.

Упражнение 2. Вдох - грудная клетка поднялась, вместе с ней и рука. Живот не поднимается. Это говорит о том, что брюшного дыхания нет. Упражнение выполняется спокойно и медленно.

Упражнение 3. Вдох делать брюшным дыханием, а затем продолжать дышать грудью. Наполнить грудную клетку как бы до отказа. Выдох начинать животом, затем следует грудной выдох. Это упражнение называется «полное дыхание».

Упражнение 4. Делать вдох со значительным напряжением всех дыхательных мышц. Затем делать 2 спокойных вдоха и выдоха.

Упражнение 5. Повторить упражнение 4.

Освоив дыхательные упражнения, вы поможете себе и своему организму тем, что вы проводите своеобразную вентиляцию легких. Тем самым уменьшается вероятность возникновения пневмонии, застойных явлений в легких и бронхах.

При двигательном дефиците - парезе - необходимо начинать с упражнений в первую очередь на преодоление сопротивления движению. Благодаря регулярным занятиям пораженные конечности будут приобретать большую подвижность. При этом вы не только вернете подвижность конечностям, но и укрепите их. Огромное психологическое значение для больного имеет возможность видеть, как с помощью простых, но целенаправленных и обдуманных приемов достигается желаемый эффект при малой затрате сил.

Примерный комплекс упражнений на преодоление сопротивления

Упражнение 1. Здоровой рукой - большим и указательным пальцем - сжать кисть другой руки. По команде инструктора делать ступенчатые усилия «слабо, чуть сильнее, еще, совсем сильно, максимально».

Упражнение 2. Затем постепенно обучать больного удерживать ломтик хлеба, расческу и другие мелкие бытовые предметы.

Упражнение 3. Вращение телефонного диска, взбивание мыльной пены, помешивание ложкой в стакане приближают больного к выполнению знакомых и важных навыков.

Кроме таких упражнений, желательно под присмотром и с помощью инструктора выполнять двигательные упражнения.

Примерный комплекс двигательных упражнений

Все упражнения выполняются из положения лежа.

Упражнение 1. Движение кистями рук, не отрывая руки от постели. Поднять кисть, опустить кисть. Если больной рукой невозможно выполнять движения, то требуется помощь инструктора. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Круговые движения кистями. Выполнение упражнения проводится в медленном темпе.

Упражнение 3. Лежа сгибать и разгибать пальцы ног. Стараться делать это последовательно, т. е. сгибание начинать от мизинца. При разгибании пальцы стараться растопырить (полезна помощь инструктора или родственников).

Упражнение 4. Стопы ног тянуть на себя. Возвратиться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Поворачивать стопы в стороны: влево - вернуться в исходное положение, затем вправо, и наоборот.

Упражнение 6. Не отрывая голову от подушки, поворачивать ее вправо и влево. Амплитуда движения зависит от степени поражения.

Упражнение 7. Лежа на постели, кисти рук положить ладонями вверх. Сгибать пальцы рук, стараясь сделать кулачок. Сжать, разжать.

Упражнение 8. Кисти рук лежат на постели. Пальцы сомкнуты. Развести пальцы, свести пальцы.

Упражнение 9. Кисти рук лежат на постели. Сводить пальцы в кулачок одной руки, вторая лежит спокойно. Потом поменять руки (на больной конечности движения помогают делать инструктор или родственники).

Упражнение 10. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе. Темп медленный.

Упражнение 11. В руку пациенту дать теннисный мяч. Сжимать мяч. Здоровой рукой делать больше повторов, больной рукой - по возможности.

Простые и привычные для нас бытовые действия достаточно сложны для больного. Самый трудный период - ранние стадии восстановления. Но для того, чтобы больной обучился, ему требуется помощь не только медицинского персонала, но и активная помощь родственников.

Поскольку нарушена координация движений, среди упражнений на повышение согласованности действий между двумя и более мышечными группами должны быть упражнения на тренировку равновесия в положении стоя и при ходьбе. При небольших и средних поражениях в вертикальное положение больных переводят с 5-7-го дня.

Как только больной был поставлен на ноги, нужно приступать к обучению правильной ходьбе. Для этого его обучают сгибать голень. Методист сидит рядом с больным на скамеечке и помогает ему фиксировать бедро, создает для него упор. Как только больной овладел этим, его обучают вынесению бедра вперед с одновременным разгибанием голени при тыльном сгибании стопы.

В этот же период больного обучают меткости и согласованности действий руками.

Примерный комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки

Упражнение 1. Укол иголкой. Повторить 6-8 раз одной рукой, затем другой (если больной не в состоянии захватить иголку пораженной рукой, необходима помощь инструктора или родственников).

Упражнение 2. Дать пациенту ножницы. По команде он должен переложить их из руки в руку. Темп медленный.

Упражнение 3. У пациента в руках ручка. По команде инструктора он должен попытаться зафиксировать положение ручки, как для письма.

Упражнение 4. Больной складывает ладони лодочкой. Инструктор слегка кидает ему теннисный мяч. Пациент старается передать мяч инструктору больной рукой (если не получается, мяч передается здоровой).

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на кровати. Согнуть одну ногу в колене, затем другую.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на кровати. Ноги не отрывать от пола, поднять носки, опустить. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на кровати. Руки согнуть в локтях, разогнуть. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях (с упором локтей на постель). Поворот сомкнутых кистей к себе ладонью, от себя. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в таком же положении, как и в предыдущем упражнении. Делаем кулачок одной рукой, затем другой. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 10. Исходное положение - лежа на кровати. Руки в положении упражнения 8. Кисти рук согнуть (изобразить «уточку»). Повернуть кисти рук от себя, к себе. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Исходное положение - лежа. Руки в положении упражнения 8. Делать круговые движения руками. Локти неподвижны, упираются в кровать.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа. Ноги согнуть в коленях. Руки вдоль туловища. Одну ногу положить на согнутое колено другой ноги. Сгибать и разгибать голень «висящей» ноги. Повторить 3-4 раза. Затем менять положение ног.

Упражнение 13. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор подкатывает мяч к ноге пациента. Он должен оттолкнуть его от себя.

Упражнение 14. Исходное положение - стоя у кровати и опираясь на нее. Инструктор кладет спичечный коробок на пол перед пациентом. Поднять ногу чуть выше коробка и как бы перешагнуть через него. Выполнять одной ногой, затем менять положение ног.

Упражнение 9. Исходное положение - сидя на кровати. Пациент перекатывает круглый брусок стопой ноги.

Двигательные навыки самообслуживания - это одна из важнейших задач в реабилитации. Поэтому им необходимо обучать больного с помощью упражнений специального характера. Эффективность достигается последовательностью упражнений, переходя от простых к сложным и постепенно наращивая нагрузки.

Очень эффективными в реабилитации больного являются детские игры с мячом, где присутствуют упражнений с отскоком мяча от стены, от пола, броски вверх и элементы футбола. Все эти упражнения помогают восстановить движения в суставах и силу мышц.

Примерный комплекс упражнений

Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стуле или кровати. Руки на коленях. Наклоны головы вперед и назад. Движения нерезкие. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 2. Исходное положение - то же. Наклоны головы в стороны. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 3. Исходное положение - то же. Поднять руки перед собой и потрясти кистями рук. Затем согнуть руки в локтях и потрясти ими.

Упражнение 4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты перед собой. Кулаки сжать, разжать. Пальцы раздвигать как можно шире. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 5. Исходное положение - сидя на стуле. Обхватить ногу под коленом и поднять ее с помощью рук. Повторить то же с другой ногой. Повтор 3-4 раза.

Упражнение 6. Исходное положение - сидя на стуле. Вытянуть руки перед собой и слегка наклониться вперед. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. Исходное положение - сидя на стуле. Руки согнуть в локтях, кисти положить на плечи. Потянуть локти друг на друга.

Упражнение 8. Исходное положение - лежа на кровати. Руки согнуть в локтях. Ладони повернуты к лицу пациента. Опустить руки, ладони повернуть от себя. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение - лежа. Руки вдоль тела. Согнуть одну руку в локте и достать кистями рук плечо. Поменять положение рук. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10. Исходное положение - сидя на стуле. Поднять ноги над полом и сделать перекрестные движения ногами. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение - лежа на кровати. Стопу одной ноги тянуть на себя, вторую тянуть от себя. Повторить со сменой ног 3-4 раза.

Упражнение 13. Исходное положение - сидя на стуле. Руки на коленях. Наклонить туловище вправо, затем влево. При смене положения возвращаться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 14. Исходное положение - сидя. Руки на поясе. Повернуться корпусом влево, вернуться в исходное положение, затем повернуться вправо. Повторить 4-6 раз.

Темп выполнения медленный. Если испытываете дискомфорт при выполнении, упражнение не выполняйте или выполняйте с меньшей амплитудой движений.

Восстановление нарушенных функций головного и спинного мозга методом физических упражнений представляет собой лечебно-воспитательный процесс, предусматривающий сознательное и (насколько возможно) активное участие больного. Физические упражнения, сочетающиеся с психотерапевтическим воздействием, направлены прежде всего на повышение общего жизненного тонуса, что создает благоприятные предпосылки для восстановления и компенсации утраченных функций. Под влиянием систематической тренировки улучшается функция периферических рецепторов и нервных проводящих путей. Афферентные импульсы влияют на характер и направление потоков нервных возбуждений, возникающих в головном мозге, которые стимулируют развитие нарушенных двигательных функций.

Таким образом, как пассивные, так и активные движения содействуют восстановлению всех звеньев рефлекторной дуги и условнорефлекторных связей.

При комплексном лечении больных после травм и заболеваний центральной нервной системы в условиях стационара применяются главным образом лечебная гимнастика и лечебная ходьба. В санаторно-курортных условиях, кроме того, используются простейшие спортивные упражнения и элементы игр.

В специальной литературе имеются исчерпывающие классификации и систематизации всех лечебных упражнений и оптимальные сроки их применения, которые являются основой лечебного процесса (М.М.Круглый, 1957; В. Н. Мошков, 1959, 1972; В. Л. Найдин, 1972; и др.).

Задачами ЛФК при заболеваниях центральной нервной системы и травмах являются:

  • активизация жизненно важных функций организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.);
  • профилактика развития двигательных и других осложнений (контрактур, тугоподвижности в суставах, пролежней, застойной пневмонии и др.);
  • восстановление утраченных функций, создание временных или постоянных компенсаций;
  • восстановление навыков ходьбы, захватов предметов и т. п.;
  • поднятие общего тонуса организма и улучшение психического состояния больного.

Эффективность направленной лечебной физической культуры во многом определяется четкостью поставленных задач на каждом этапе восстановительного периода.

При лечении последствий очаговых поражений мозга используются: лечение положением, лечебная гимнастика, массаж. Эти средства необходимы как для истинного восстановления функций, так и для компенсации двигательных нарушений.

Лечение положением осуществляется следующим образом. Разогнутую в локтевом суставе руку отводят от туловища, до угла 90°, поворачивая плечо кнаружи, а предплечье ладонью вверх (рис. 75 ), пальцы выпрямляют и удерживают с помощью валика с песком, который помещают на ладони, устанавливая большой палец в отведении и оппозиции к остальным. В таком положении укладывают руку на специальную плоскость или стул, стоящий рядом с кроватью. Иногда для этой цели применяются специальные шины. При лечении контрактур нижних конечностей по наружной стороне больной ноги укладывают длинный мешок с песком или помещают ногу в специальную противоротационную шину, чтобы ограничить наружную ротацию бедра; под колено подкладывают маленький валик, предупреждающий переразгибание коленного сустава; для всей стопы, включая пальцы, создают упор и устанавливают ее, несколько пронируя, под углом 90° к голени.

Рис. 75. Лечение положением пораженной руки.

При спастических параличах лечение положением продолжается 15-45 мин. При вялых параличах и парезах сеанс лечения положением во избежание увеличения мышечной напряженности может быть достаточно длительным - до 3-4 час. В этих случаях он предусматривает среднефизиологическое положение конечностей, чтобы ослабленные мышцы не испытывали излишнего растяжения, а суставы не подвергались деформации. Желательно в течение дня проводить несколько сеансов лечения положением, чередуя их с лечебной гимнастикой, массажем и физиотерапевтическими процедурами.

Чтобы избежать неприятных последствий лечения положением, следует определять тоническое состояние мышечных групп и подвижность в суставах после снятия фиксации. Не рекомендуется допускать увеличения спастичности или ригидности мышц по сравнению с исходными, а также гипостатических отеков, жалоб на боли и онемение, появления тугоподвижности. Такие симптомы указывают на чрезмерность растяжения, неправильность фиксации или передозировку по времени. Все названные методические приемы лечения положением носят локальный характер и преследуют специальные цели.

Неврит – это заболевание периферических нервов, которое возникает в результате травматического повреждения, инфекционных, воспалительных заболеваний (дифтерия, грипп и др.), авитаминоза (недостаток витаминов группы В), интоксикации (алкогольная, свинцовая) и нарушений обмена веществ (диабет).

Чаще всего встречаются неврит лицевого нерва, невриты лучевого, срединного, локтевого, седалищного, бедренного и большеберцового нервов.

Характер функциональных расстройств при травмах периферических нервов верхних и нижних конечностей определяется их локализацией и степенью повреждения. Клиническая картина при невритах проявляется нарушениями чувствительности (болевой, температурой, тактильной), двигательными и вегетотрофическими расстройствами.

Двигательные расстройства при невритах проявляются в развитии пареза или паралича.

Периферические (вялые) параличи сопровождаются мышечной атрофией, снижением или исчезновением сухожильных рефлексов, тонуса мышц, трофическими изменениями, расстройствами кожной чувствительности, болями при растягивании мышц.

В комплексном восстановительном лечении важное место занимают ЛФК, массаж и физиотерапия.

Задачи комплексного восстановительного лечения при периферических параличах:

Стимуляция процессов регенерации и растормаживания участков нерва, находящихся в состоянии угнетения;

Улучшение кровоснабжения и трофических процессов в очаге поражения с целью профилактики образования сращений и рубцовых изменений;

Укрепление паретичных мышц и связочного аппарата;

Профилактика контрактур и тугоподвижности в суставе;

Восстановление трудоспособности путем нормализации двигательных функций и развития компенсаторных приспособлений.

ЛФК противопоказана при сильных болях и тяжелом общем состоянии больного. Методика и характер реабилитационных мероприятий определяются характером двигательных расстройств, их локализацией и стадией заболевания.

Выделяют следующие периоды: ранний восстановительный (2-20-й день), поздний восстановительный, или основной (20-60-й день), и резидуальный (более 2 месяцев).

При оперативных вмешательствах на нервах временное границы всех периодов нечеткие: так, ранний восстановительный период может длиться до 30-40 дней, поздний – 3-4 месяца, а резидуальный – 2-3 года.

Ранний восстановительный период. При развитии паралича создаются оптимальные условия для восстановления поврежденной конечности – применяются лечение положением, массаж и физиотерапевтические процедуры.

Лечение положением назначается с целью предупреждения перерастяжения ослабленных мышц; для этого используются шины, поддерживающие конечность, специальные «укладки», корригирующие положения. Лечение положением осуществляется на протяжении всего периода – за исключением занятий лечебной гимнастикой.

Особенностью массажа при периферических параличах является дифференцированность его воздействий на мышцы, строгая дозировка интенсивности, сегментарно-рефлекторный характер воздействия (массаж воротниковой, пояснично-крестцовой областей). Благоприятное влияние оказывают аппаратный массаж (вибрационный), осуществляемый в «двигательных точках» и по ходу паретичных мышц; вихревой и струевой подводный массаж, сочетающий положительное температурное влияние теплой воды и механическое воздействие ее на ткани.

При отсутствии двигательных функций для улучшения проводимости по нервам применяют физиотерапию (электрофорез с ионами кальция).

После физиотерапевтических процедур проводятся занятия лечебной гимнастикой; при полном параличе они в основном состоят из пассивных и идеомоторных упражнений. Целесообразно сочетать пассивные упражнения с активными движениями в тех рже суставах симметричной конечности.

Во время занятий особенно надо следить за появлением произвольных движений, подбирая оптимальные исходные положения, и стремиться поддерживать развитие активных движений.

В позднем восстановительном периоде также используются лечение положением, массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия.

Лечение положением имеет дозированный характер и определяется глубиной пареза: чем глубже поражение, тем больше продолжительность лечения положением (от 2-3 мин до 1,5 ч).

Массаж проводят дифференцированно, в соответствии с локализацией поражения мышц. Более интенсивно массируют ослабленные мышцы; применяя приемы поглаживания и поверхностного растирания, расслабляют их антагонисты.

Физиотерапевтическое лечение дополняется электростимуляцией мышц.

Положительный эффект дает следующая методика лечебной гимнастики: активные движения в симметричных суставах здоровой конечности, пассивные движения в суставах пораженной конечности, содружественные активные, облегченные упражнения с участием ослабленных мышц. Облегчение функциональной нагрузки достигается подбором соответствующих исходных положений для выполнения упражнений, снижающих тормозящее влияние веса сегмента конечности. Для уменьшения трения используется поддержка сегмента конечности мягкой лямкой (на весу). Облегчают работу паретичных мышц и упражнения в теплой воде. В резидуальном периоде продолжают занятия лечебной гимнастикой; значительно увеличивается количество прикладных упражнений для тренировки бытовых и профессиональных навыков; вводятся игровые и спортивно-прикладные элементы; формируются оптимальные компенсаторные приспособления.

Больному назначают массаж (15-20 процедур). Курс массажа повторяют через 2-3 месяца.

Лечение положением определяется ортопедическими задачами (отвисание стопы или кисти) и осуществляется с помощью ортопедических и протезных изделий (аппаратов, туторов, специальной обуви).

В этом периоде особую трудность лечения представляют контрактуры и тугоподвижность в суставах. Чередование пассивных движений с активными упражнениями различного характера и массажем непораженных отделов, тепловые процедуры позволяют восстановить необходимую амплитуду движений.

При стойкости вторичных изменений в тканях применяют механотерапию, которая эффективно используется в воде.

Неврит лицевого нерва

Наиболее частыми причинами развития поражений лицевого нерва являются инфекция, переохлаждение, травма, воспалительные заболевания уха.

Клиническая картина. В основном характеризуется острым развитием паралича или пареза мимической мускулатуры. Пораженная сторона становится дряблой, вялой; нарушается мигание век, не полностью закрывается глаз; носогубная складка сглажена; лицо асимметрично, перетянуто в здоровую сторону; речь невнятная; больной не может наморщить лоб, насупить брови; отмечаются потеря вкуса, слезотечение.

Реабилитационные мероприятия включают лечение положением, массаж, лечебную гимнастику и физиотерапию.

Задачи реабилитации:

Улучшение кровообращения в области лица (особенно на стороне поражения), шеи и всей воротниковой зоны;

Восстановление функции мимических мышц, нарушенной речи;

Предупреждение развития контрактур и содружественных движений.

В раннем периоде (1-10-й день болезни) используют лечение положением, массаж и лечебную гимнастику. Лечение положением включает следующие рекомендации:

Спать на боку (на стороне поражения);

В течение 10-15 мин (3-4 раза в день) сидеть, склонив голову в сторону поражения, поддерживая ее тыльной стороной кисти (с опорой на локоть); подтягивать мышцы со здоровой стороны в сторону поражения (снизу вверх) с помощью платка, стремясь при этом восстановить симметрию лица.

Для устранения асимметрии применяется лейкопластырное натяжение со здоровой стороны на больную, направленное против тяги мышц здоровой стороны. Оно осуществляется прочной фиксацией свободного конца пластыря к специальному шлему-маске, изготовляемому индивидуально для каждого больного (рис. 36).

Лечение положением осуществляется в дневное время. В первые сутки – по 30-60 мин (2-3 раза в день), преимущественно во время активных мимических действий (еда, беседа). Затем его продолжительность увеличивают до 2-3 ч в день.

Массаж начинают с воротниковой области и шеи. После этого проводится массаж лица. Больной садится с зеркалом в руках, а массажист располагается напротив больного, чтобы обязательно видеть все его лицо. Больной выполняет рекомендуемые во время процедуры упражнения, наблюдая за точностью их исполнения с Помощью зеркала. Приемы массажа – поглаживание, растирание, легкое разминание, вибрация – проводят по щадящей методике. В первые дни массаж длится 5-7 мин; затем его продолжительность увеличивается до 15-17 мин.

Массаж мышц лица носит преимущественно точечный характер, чтобы смещения кожи были незначительными и не растягивали кожу пораженной половины лица. Основной массаж проводится изнутри рта, причем все массажные движения сочетаются с лечебными упражнениями.

Лечебная гимнастика в основном адресована мышцам здоровой стороны – это изолированное напряжение мимических мышц и мышц, окружающих ротовую щель. Продолжительность занятия – 10-12 мин (2 раза в день).

В основном периоде (с 10-12-го дня от начала заболевания до 2-3 месяцев) наряду с применением массажа и лечения положением выполняются специальные физические упражнения.

Лечение положением. Его продолжительность увеличивается до 4-6 ч в день; оно чередуется с занятиями ЛГ и массажем. Увеличивается также степень натяжения лейкопластыря, достигая гиперкоррекции, со значительным смещением в больную сторону, чтобы добиться растяжения и вследствие этого ослабления силы мышц на здоровой стороне лица.

В отдельных случаях лейкопластырное натяжение проводится в течение 8-10 ч.

Примерные специальные упражнения для тренировки мимических мышц

1. Поднять брови вверх.

2. Наморщить брови (нахмуриться).

3. Посмотреть вниз; затем закрыть глаза, придерживая пальцами веко на стороне поражения, и держать их закрытыми в течение 1 мин; открыть и закрыть глаза 3 раза подряд.

4. Улыбаться с закрытым ртом.

5. Щуриться.

6. Опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» (вибрировать губами).

7. Свистеть.

8. Раздувать ноздри.

9. Приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.

10. Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

11. Улыбаться с открытым ртом.

12. Дунуть на зажженную спичку.

13. Набрать в рот воды, закрыть рот и полоскать, стараясь не выливать воду.

14. Надуть щеки.

15. Перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно.

16. Опустить уголки рта вниз (при закрытом рте).

17. Высунуть язык и сделать его узким.

18. Открыв рот, двигать языком вперед-назад.

19. Открыв рот, двигать языком вправо-влево.

20. Вытягивать губы «трубочкой».

21. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.

22. Втягивать щеки (при закрытом рте).

23. Опустить верхнюю губу на нижнюю.

24. Кончиком языка водить по деснам попеременно вправо и влево (при закрытом рте), прижимая к ним язык с различным усилием.

Упражнения для улучшения артикуляции

1. Произносить звуки «о», «и», «у».

2. Произносить звуки «п», «ф», «в», подводя нижнюю губу под верхние зубы.

3. Произносить звукосочетания: «ой», «фу», «фи» и т.д.

4. Произносить слова, содержащие эти звукосочетания, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и т.д.).

Перечисленные упражнения выполняются перед зеркалом, с участием инструктора ЛФК, и обязательно повторяются больным самостоятельно 2-3 раза в день.

В резидуалъном периоде (после 3 месяцев) используют массаж, лечение положением и лечебную гимнастику, применяемые в основном периоде. Значительно увеличивается удельный вес лечебной гимнастики, задачей которой является максимально возможное восстановление симметрии лица. В этом периоде увеличивается тренировка мимических мышц. Упражнения для мимической мускулатуры следует чередовать с общеукрепляющими и дыхательными.

Неврит плечевого сплетения

Наиболее частыми причинами неврита плечевого сплетения (плексита) являются: травма при вывихе плечевой кости; ранение; высоко наложенный жгут на длительный срок. При поражении всего плечевого сплетения возникает периферический паралич или парез и резкое снижение чувствительности на руке.

Развиваются паралич и атрофия следующих мышц: дельтовидной, двуглавой, внутренней плечевой, сгибателей кисти и пальцев (рука висит как плеть). В комплексном лечении ведущим методом является лечение положением: кисти придают полусогнутое положение и укладывают на лонгету с валиком, подложенным в область пястно-фалангового сочленения.

Предплечье и кисть (в лонгете) подвешивают на косынке. Рекомендуются специальные упражнения для надплечья, мышц плеча, предплечья и кисти, а также общеразвивающие и дыхательные упражнения.

Комплекс специальных упражнений при плексите (по А. Н. Транквиллитати, 1992)

1. И. п. – сидя или стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх – опустить. Повторить 8-10 раз.

2. И. п. – то же. Свести лопатки, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.

3. И.п. – то же, руки опущены. Поднять руки вверх (кисти к плечам), развести локти в стороны, затем снова прижать к туловищу. Круговые движения согнутой в локте рукой (движения в плечевом суставе) по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз. Движения пораженной рукой выполняются с помощью методиста ЛФК.

4. И.п. – то же. Согнуть поврежденную руку, затем выпрямить; отвести ее в сторону (прямую или согнутую в локте), затем вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. Упражнение выполняется с помощью методиста или здоровой руки.

5. И.п. – стоя, наклонившись в сторону поврежденной руки (другая рука на поясе). Круговые движения прямой рукой по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз.

6. И.п. – то же. Маховые движения обеими руками вперед-назад и скрестно перед собой. Повторить 6-8 раз.

7. И.п. – стоя или сидя. Наклонившись вперед, сгибать больную руку в локте и выпрямлять при помощи здоровой руки. Повторить 5-6 раз.

8. И.п. – то же. Поворачивать предплечье и кисть ладонью к себе и от себя. Повторить 6-8 раз.

При необходимости выполняются также движения в лучезапястном суставе и суставах пальцев.

Постепенно, когда поврежденная рука уже может удерживать предметы, в комплекс ЛГ включают упражнения с палкой и мячом.

Параллельно с лечебной гимнастикой назначают гидрокинезотерапию, массаж и физиотерапию.

Неврит локтевого нерва

Чаще всего неврит локтевого нерва развивается вследствие компрессии нерва в области локтевого сустава, возникающей у людей, работа которых связана с опорой локтями (о станок, стол, верстак), или при длительном сидении, положив руки на подлокотники кресла.

Клиническая картина. Кисть свисает; отсутствует супинация предплечья; нарушается функция межкостных мышц кисти, в связи с чем пальцы когтеобразно согнуты («когтистая кисть»); больной не может брать и удерживать предметы. Наступает быстрая атрофия межкостных мышц пальцев и мышц ладони со стороны мизинца; отмечается переразгибание основных фаланг пальцев, сгибание средних и ногтевых фаланг; невозможны разведение и приведение пальцев. В таком положении происходит растяжение мышц, разгибающих предплечье, и возникает контрактура мышц, сгибающих кисть. Поэтому с первых часов поражения локтевого нерва на кисть и предплечье накладывается специальная лонгета. Кисти придается положение возможного разгибания в лучезапястном суставе, а пальцам – полусогнутое положение; предплечье и кисть подвешиваются на косынке в положении сгибания в локтевом суставе (под углом 80°), т.е. в среднефизиологическом положении.

ЛФК назначается на 2-й день после наложения фиксирующей повязки. С первых дней (в связи с отсутствием активных движе­ний) начинают занятия пассивной гимнастикой, гимнастикой в воде; делают массаж. По мере появления активных движений начинают занятия активной гимнастикой.

А.Н. Транквиллитати предлагает включать в комплекс лечебной гимнастики следующие упражнения.

1. И.п. – сидя у стола; рука, согнутая в локте, опирается на него, предплечье перпендикулярно столу. Опуская большой палец вниз, поднять вверх указательный, затем наоборот. Повторить 8-10 раз.

2. И.п. – то же. Здоровой рукой захватить основные фаланги 2-5 пальцев поврежденной руки так, чтобы большой палец здоровой руки располагался на стороне ладони, а другие – с тыльной стороны кисти. Сгибать и разгибать основные фаланги пальцев. Затем, передвинув здоровую руку, также сгибать и разгибать средние фаланги.

Наряду с ЛГ проводится электростимуляция мышц, иннервируемых локтевым нервом. При появлении активных движений в занятия включаются элементы трудотерапии (лепка из пластилина, глины), а также обучение захватыванию мелких предметов спичек, гвоздей, горошин и др.).

Неврит бедренного нерва

При неврите бедренного нерва парализуются четырехглавая и Портняжная мышцы. Движения больного при данном заболевании резко ограничены: нельзя разогнуть согнутую в колене ногу; (невозможны бег и прыжки; затруднены стояние и подъем по лестнице, переход из положения лежа в положение сидя. При неврите бедренного нерва возможны потеря чувствительности и острые боли.

При возникновении паралича мышц используют пассивные движения, массаж. По мере восстановления применяют активные движения: разгибание голени, приведение бедра к тазу, переход из положения лежа в положение сидя, упражнения с преодолением сопротивления (с блоками, пружинами, на тренажерах).

Наряду с лечебной гимнастикой применяют массаж, электростимуляцию паретичных мышц и др.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие симптомы характерны для клинической картины неврита?

2. Задачи комплексного восстановительного лечения периферических параличей и характеристика его периодов.

3. Клиническая картина неврита лицевого нерва и методика реабилитации в различные периоды.

4. Клиническая картина неврита плечевого сплетения (плексита). Специальные упражнения при этом заболевании.

5. Клиническая картина неврита локтевого нерва. Методика ЛФК при этом заболевании.

Как утверждают специалисты, движение – это жизнь. А при разных заболеваниях правильные физические нагрузки могут стать настоящей панацеей для больного – они способны ускорить выздоровление, предупредить рецидивы, улучшить общее физическое состояние. Так при недугах нервной системы, гимнастика является важнейшей частью комплексного лечения. И всем пациентам с такими проблемами без исключения показано систематическое выполнение комплекса индивидуально подобранных упражнений. Темой нашего сегодняшнего разговора на этой странице www.сайт станет лфк при заболеваниях центральной нервной системы и периферической.

ЛФК при заболеваниях нервной системы

Лечебная физкультура при болезнях ЦНС помогает активизировать жизненно важные функции организма: дыхательную, сердечнососудистую и пр. Гимнастика эффективно предупреждает возникновение двигательных и прочих осложнений, среди которых контрактуры, тугоподвижность в суставах, пролежни, застойная пневмония и пр.

Упражнения при систематическом выполнении помогают восстановить утраченные функции либо создать временные или же постоянные компенсации. Еще лечебная физкультура способствует восстановлению навыков хождения и захвата предметов. Гимнастика также отлично повышает общий тонус организма и оптимизирует психическое состояние больного.

ЛФК при заболеваниях периферической нервной системы

Гимнастика при таких заболеваниях направлена на оптимизацию процессов кровообращения, а также трофики в пораженном очаге, она помогает предупредить сращения и рубцовые изменения, ликвидировать либо уменьшить вегетативно-сосудистые и трофические расстройства (способствуя регенерации нерва).

Упражнения при болезнях периферической нервной системы помогают укрепить паретичные мышцы и связочный аппарат, ослабить мышечную дистонию. Такое воздействие способно предупредить либо устранить мышечные контрактуры, а также тугоподвижность в суставах.

Лечебная физкультура помогает еще и совершенствовать заместительные движения и скоординировать их между собой. Такие занятия справляются с ограниченностью подвижности позвоночного столба и с его искривлением.

Упражнения при болезнях периферической нервной системы оказывают выраженное общеоздоровительное, а также общеукрепляющее воздействие на пациента, способствуя общему восстановлению работоспособности.

Особенности ЛФК при недугах нервной системы

Пациентам с болезнями нервной системы показано раннее начало ЛФК. При этом физические нагрузки должны быть актуальными: они подбираются в индивидуальном порядке, должны постепенно нарастать и усложняться.

Даже незначительное усложнение упражнений уже на уровне психологии делает предыдущие варианты занятий более легкими. Однако перегрузки пациентам с болезнями ЦНС и периферической нервной системы категорически противопоказаны, в этом случае у них могут усугубиться двигательные нарушения. Для ускорения прогресса крайне важно оканчивать занятия на тех упражнениях, которые получаются у больных лучше всего. Это обеспечивает максимально положительную психологическую подготовку пациента к следующим занятиям.

Простые упражнения необходимо чередовать со сложными: для обеспечения полноценной тренировки высшей нервной деятельности. При этом двигательный режим следует неуклонно расширять: от положения лежа в постели, до сидя в постели, а затем – стоя.

Доктора настоятельно рекомендуют к использованию все средства, а также методы лечебной физкультуры. Пациентам показано проведение лечебной гимнастики, лечение положением, массажи. Также отличный эффект дает проведение экстензионной терапии – механического выпрямления или вытяжения по продольной оси определенных частей тела, которые характеризуются нарушением правильного анатомического расположения.

Однако классический и самый популярный метод лечебной физкультуры при недугах нервной системы – это разные упражнения.

Какие упражнения применяются при заболеваниях нервной системы?

Пациентам показано выполнение изометрических упражнений, призванных укрепить мышечную силу. Также доктора советуют занятия, при которых чередуется напряжение и расслабление мышечных групп. Еще должны выполняться упражнения с ускорением и с замедлением, разные упражнения на замедление и на равновесие.

Специалисты альтернативной медицины также советуют обратить внимание на идеомоторные занятия, при которых происходит мысленный посыл импульсов.

Некоторые примеры ЛФК при болезнях нервной системы

Довольно часто больным с очаговыми поражениями мозга показано лечение положением. В этом случае пораженные конечности (чаще руку) фиксируют в неподвижном положении с использованием разных приспособлений (валика с песком и пр.). Длительность лечения положением может варьироваться от четверти часа и до четырех часов, в зависимости от типа болезни и состояния больного.

При болезнях периферической нервной системы пациенту показано выполнение упражнений, направленных на оптимальное сокращение паретичных мышц, а также на растягивание их антагонистов. Особенное внимание уделяется развитию необходимых двигательных умений: ходьбы и бега, способности писать, держать и бросать небольшие предметы.

Лечебная физкультура способствует скорейшему восстановлению больных с недугами нервной системы, как периферической, так и центральной.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

Лечение и реабилитация больных с различными заболеваниями и травмами центральной и периферической нервной системы являются одной из актуальных проблем современной медицины, требующей комплексного подхода с использованием широкого круга лечебных средств, в том числе и лечебной физической культуры. Заболевания и повреждения нервной системы проявляются в виде двигательных, чувствительных, координационных расстройств и нарушений трофики. При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться следующие расстройства движений: параличи, парезы, и гиперкинезы. Паралич, или плегия,- полное выпадение мышечного сокращения, парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич или парез одной конечности называют соответственно моноплегией или монопарезом, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегией или гемипарезом, трех конечностей - триплегией или трипарезом, четырех конечностей - тетраплегией или тетрапарезом.

Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые. Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Он бывает при поражении коры передней центральной извилины или пирамидного пути. Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных, и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, низким тонусом и атрофией мышц. Вялый паралич наблюдается при поражении периферических нервов, корешков спинного мозга или серого вещества спинного мозга (передних рогов).

Гиперкинезами называют измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относят судороги, атетоз, дрожание.

Судороги могут быть двух видов: клонические, которые представляют собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические - длительные сокращения мышц. Судороги возникают как результат раздражения коры или ствола головного мозга.

Атетоз - медленные червеобразные движения пальцев, кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно. Атетоз наблюдается при поражении подкорковых узлов.
Дрожание - непроизвольные ритмические колебания конечностей или головы. Оно наблюдается при поражении мозжечка и подкорковых образований.



Нарушение координации называют атаксией. Различают статическую атаксию - нарушение равновесия при стоянии и динамическую атаксию, проявляющуюся в нарушении координации движений, несоразмерности двигательных актов. Атаксия чаще всего возникает при поражении мозжечка и вестибулярного аппарата.

При заболевании нервной системы нередко возникают расстройства чувствительности. Различают полное выпадение чувствительности - анастезию, понижение чувствительности - гипостезию и повышение чувствительности - гиперстезию. при нарушениях поверхностной чувствительности больной не различает тепло и холод, не чувствует уколов; при расстройстве глубокой чувствительности теряет представление о положении конечностей в пространстве, в результате чего его движения становятся неуправляемыми. Нарушения чувствительности возникают при повреждении периферических нервов, корешков, проводящих путей и спинного мозга, проводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.

При многих заболеваниях нервной системы возникают трофические нарушения: кожа делается сухой, на ней легко появляются трещины, образуются пролежни, захватывающие и подлежащие ткани; кости делаются ломкими. Особенно тяжелые пролежни бывают при повреждении спинного мозга.

Механизмы лечебного действия физических упражнений

Механизмы лечебного действия физических упражнений при травматических повреждениях и заболеваниях периферических нервов разнообразны. Применение разных форм лечебной физической культуры: утренней гигиенической гимнастики, лечебной гимнастики, гимнастики в воде, прогулок, некоторых спортивных упражнений и спортивных игр - способствует восстановлению проводимости нерва, утраченных движений и выработке компенсаторных двигательных навыков, стимулирует процессы регенерации, улучшает трофику, предупреждает осложнения (контрактуры и деформации), улучшает психическое состояние больного, оказывает общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие на организм.

Общие основы методики лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура при поражениях периферических нервов проводится по трем установленным периодам.

I период - период острого и подострого состояния - продолжается 30-45 дней с момента травмы. Задачи лечебной физической культуры в этом периоде: 1) выведение больного из тяжелого состояния, повышение психического тонуса, общеукрепляющее воздействие на организм; 2) улучшение лимфо- и кровообращения, обмена веществ и трофики в зоне поражения, рассасывание воспалительного процесса, профилактика образования спаек, формирование мягкого, эластичного рубца (при травме нерва); 3) укрепление периферических мышц, связочного аппарата, борьба с мышечной атрофией, предупреждение контрактур, порочных положений и деформаций; 4) посылка импульсов на восстановление утраченных движений; 5) улучшение работы органов дыхания, кровообращения, выделения и обмена веществ в организме.

Занятия лечебной физической культурой в I периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 6-8 раз в день самостоятельно (комплекс упражнений подбирается индивидуально). Продолжительность занятий с инструктором - 20-30 мин, самостоятельных занятий - 10-20 мин.
II период начинается с 30-45-го дня и продолжается б- 8 месяцев с момента травмы или поражения периферического нерва. Задачами лечебной физической культуры в этом периоде являются: 1) укрепление паретичных мышц и связочного аппарата, борьба с атрофией и дряблостью мышц пораженной области, а также тренировка мышц всей конечности; 2) восстановление полного объема, координации, ловкости, быстроты выполнения активных движений в пораженной области, а при невозможности- максимальное развитие компенсаторных двигательных навыков; 3) предупреждение развития порочного положения пораженной области и связанных с ним сопутствующих нарушений в организме (нарушения осанки, походки, кривошеи и т. д.).

Занятия лечебной физической культурой во II периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 4-6 раз самостоятельно (индивидуальный комплекс). Продолжительность занятий с инструктором 40-60 мин, самостоятельных занятий - 25-30 мин.

III период - тренировочный - период окончательного восстановления всех функций пораженной области и организма в целом. Он длится до 12-15 месяцев с момента травмы. Задачами лечебной физической культуры этого периода являются: 1) окончательное восстановление всех двигательных функций пораженной области и организма в целом; 2) тренировка высокодифференцированных движений в сложной координации, быстроты, силы, ловкости, выносливости; 3) восстановление сложных трудовых процессов и общей трудоспособности.

Занятия лечебной физической культурой проводятся в III периоде один раз с инструктором и 4-5 раз самостоятельно (выполняется комплекс упражнений, назначенных врачом или инструктором лечебной физической культуры). Продолжительность занятий с инструктором 60-90 мин, самостоятельных занятий - 50-60 мин.

Лечебная гимнастика в воде проводится во всех периодах лечения. Температура воды 36-37°. При повреждении периферических нервов верхней конечности продолжительность занятия в
I периоде -8-10 мин, во II-15 мин, в III -20 мин. Для выработки импульсов на активные движения в паретичной мускулатуре содружественно двумя руками выполняются всевозможные движения пальцев (разведение, сгибание, сопоставление всех пальцев с первым пальцем, «когти», щелчки и др.), захватывание пальцами крупных резиновых и пластмассовых предметов: мяча, губки, и др.; всевозможные упражнения для лучезапястного сустава, включая пронацию и супинацию. К концу I периода и во II периоде активные упражнения паретичной рукой дополняются, направляются здоровой рукой больного. В III периоде в воде выполняются упражнения на развитие хвата (например, паретичной рукой зажать и стараться удержать полотенце, а здоровой-вырвать его и др.), на захват мелких предметов и удержание их, т. е. на преодоление сопротивления. При поражении периферических нервов нижней конечности продолжительность занятия в I периоде 10 мин, во II-15 мин, в III -25 мин. По возможности физические упражнения желательно выполнять в бассейне. В I периоде уделяется большое внимание посылке импульсов на выработку активных движений в паретичной мускулатуре в сочетании с содружественными движениями здоровой ногой, а также с помощью рук больного. Упражнения выполняются в ванне или в бассейне в исходном положении сидя, стоя и в ходьбе. Упражнения для пальцев и голеностопного сустава проводятся на весу, в опоре на пятку и на всю стопу. Много времени отводится движениям в голеностопном суставе во всех направлениях. Во II и III периодах эти движения дополняются упражнениями с предметами, на мяче (прокатывание мяча, круговые движения), на гимнастической палке, в ластах, в разных вариантах ходьбы (на всей стопе, на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы), с резиновым бинтом (его удерживает сам больной или методист), плаванием с участием ног. При оперативных вмешательствах лечебная физическая культура в воде назначается после снятия швов.

При любом поражении периферических нервов активные движения (особенно при первых их проявлениях) выполняются в минимальной дозировке: 1-2 раза в I периоде, 2-4 раза во II и 4-6 раз в III. Если мышца будет перенапрягаться, она утратит способность активно сокращаться на несколько дней, и восстановление активных движений будет протекать замедленно. Поэтому активные движения выполняются в такой дозировке, но повторяются несколько раз в течение занятия.
При любом поражении периферических нервов для предупреждения контрактур, порочных положений и деформаций обязательно накладывают фиксирующую повязку, которую снимают на время занятий. Инструктор лечебной физической культуры на каждом занятии пассивно прорабатывает все суставы паретичной конечности во всех возможных направлениях.

Если при поражении периферических нервов нижней конечности отмечается свисание стопы, большое внимание обращают на обучение больного правильной опоре на ногу и ходьбе. Свисающую стопу обязательно фиксируют эластической тягой к обычной обуви или специальным ортопедическим ботинком (рис. 46). Прежде чем обучать больного ходить, надо научить его правильно стоять, опираясь на больную ногу, используя дополнительную точку опоры: спинку стула, костыли, палку; затем обучить ходьбе на месте, ходьбе с двумя костылями или палками, с одной палкой и только потом без опоры.

Лечение поражений периферических нервов проводится в стационаре, амбулаторно, в санаториях, на курортах и носит комплексный характер. На всех этапах в комплекс лечебных процедур входят лечебная физическая культура, массаж, электростимуляция паретичных мышц, лечебная гимнастика в воде, физиотерапия и медикаментозная терапия.